« Назад
Методические рекомендации учителя-логопеда. 06.11.2013 09:10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1.МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ёжика, косолапого медведя, зайчика, попавшего лисе в лапы).
2.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ
Бобры пилят дерево. Круговые движения нижней челюсти.
4.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК И ГУБ
Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). Ежик фыркает. Вибрация губ.
5.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
Белочка собирает грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменение звука.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
6.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Ежики принюхиваются.
Волк воет. «У-у-у-у-у» - произносить тихо и громко.
Ёжик пыхтит. «Пых-пых-пых». Разговор лисы и зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
Игра «Сосчитай зайчат». Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, ва одном темпе произнести без дополнительного набора воздуха: «Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат»
7.ПСИХОГИМНАСТИКА. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ёжик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выход из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.
Дж. Ривз
Мишка
Бедный мишка заболел –
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
- У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет –
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
Ф. Бобылев
|