656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Атонически астатическая форма дцп у детей


Атонически-астатическая форма ДЦП: лечение

Атонически-астатическая форма ДЦП является достаточно распространенной формой данного заболевания. Что же такое ДЦП и каковы причины его возникновения?

ДЦП и причины его возникновения

Итак, детский церебральный паралич, или ДЦП, это заболевание мозга, которое развивается у малыша в утробе матери, в процессе родов или на этапе новорожденности. Проявляется заболевание различными видами нарушений со стороны психической деятельности, речи и двигательных навыков.

К факторам риска возникновения задержки и нарушения формирования мозга можно отнести инфекции и токсико-аллергические проявления. Поражение мозга инфекцией приводит к возникновению менингоэнцефалитов, клинические проявления которых могут в итоге стать предпосылкой возникновения ДЦП.

Часто инфекция становится первопричиной развития аутоиммунных реакций, которые впоследствии обусловливают ДЦП. Внутриутробное повреждение мозга бывает вызвано и такими факторами, как неправильное питание матери, интоксикация, экстрагенитальные заболевания.

Также к причинам возникновения ДЦП можно отнести асфиксию, перенесенную во время родов, и другие родовые травмы, в частности повреждения шейного отдела позвоночника.

Формы детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич подразделяется на следующие формы:

  1. Гемиплегическая (гемипаретическая) форма. Она встречается чаще всего. Выражается в парезе, или параличе, который охватывает одну половину тела. Мышечный тонус повышен избирательно. Чувствительность, как правило, не страдает. У большинства больных наблюдаются нарушения психики, интеллект снижен (дебильность, идиотия), однако такие дети способны к обучению и обычно адаптируются к жизни в обществе и к труду.
  2. Гиперкинетическая форма. К симптомам относятся гиперкинезы и нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус снижается или остается в пределах нормы, когда больной находится в состоянии покоя, однако активные движения приводят к его повышению. При этой форме ДЦП изменения интеллекта наблюдаются редко.
  3. Спастическая диплегия (синдром Литтля). Выражается в спастических парезах преимущественно нижних конечностей. Мышечный тонус повышен. Кисти рук при этом обычно сохраняют свою подвижность. Часто наблюдается поражение черепных нервов, что проявляется в виде косоглазия. Язык у таких больных отклонен в сторону, носогубные складки сглажены. При этой форме ДЦП полностью сохранена чувствительность, а тазовые органы нормально функционируют. Психика больного страдает, но не так сильно, как при других формах ДЦП.
  4. Двойная гемиплегия. При этой форме ДЦП одинаково тяжело бывают поражены как верхние, так и нижние конечности. Такие больные впоследствии не могут научиться сидеть, стоять и ходить. Со стороны психики обычно отмечается дебильность, выраженная в тяжелой форме, имбецильность, идиотия.
  5. Атонически-астатическая форма (синдром Ферстера). Отличается от прочих разновидностей ДЦП тем, что мышечный тонус у больных не повышен, а понижен, при этом движения сохранены, но их координация нарушена. Такие больные очень поздно приобретают способность стоять и ходить. Речь бывает нарушена в 60% случаев, а изменения со стороны психики (дебильность или имбецильность) имеют место лишь в 55%.

Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича

Рассмотрим эту форму ДЦП более подробно. Здесь мы имеем дело с поражением мозжечка, вместе с которым бывают поражены и лобные доли мозга.

У больных настолько понижен мышечный тонус, что они не могут сохранять равновесие не только во время ходьбы, но и в состоянии абсолютного покоя. У них нарушена координация движений, отмечается гиперметрия и выраженное дрожание конечностей.

Больные неспособны удерживать вертикальное положение. Способностью удерживать и контролировать голову, сидеть, стоять и ходить они овладевают очень медленно либо не овладевают вовсе. Невозможность координации движений выражена очень ярко, но этот симптом не относится к основным.

Неизбежным проявлением атонически-астатической формы ДЦП является глубокая задержка развития психики и речи.

Следует отметить, что в грудном возрасте бывает крайне сложно отличить атонически-астатическую форму ДЦП от атактической, поскольку на данной стадии обе они характеризуются, прежде всего, мышечной гипотонией, а остальные симптомы возникают гораздо позже.

Проявления атонически-астатической формы ДЦП

В горизонтальном положении мышечный тонус у ребенка резко снижен, при этом в верхних конечностях он выше, чем в нижних. Дети рассматривают кисти рук, но они никогда не проявляют интерес к игрушке и не тянутся к ней ввиду задержки психического развития. Ребенок не может удерживать голову (такая способность у него появляется только по достижении второго полугодия жизни) и опираться на руки, поэтому ползать такие больные начинают очень поздно. Со временем они все-таки начинают передвигаться на четвереньках или своеобразными прыжками.

Функция хватания и манипулирования предметами появляется поздно, при этом наблюдается выраженный тремор рук, а координация движений расстроена. Уровень мотивации снижен, к тому же ребенок боится потерять равновесие, поэтому развитие способности осуществлять манипуляции руками существенно задерживается.

По достижении 1,5 – 2 лет такие дети начинают сидеть, ноги при этом они широко разводят в стороны. Со стороны грудного отдела позвоночника наблюдается кифоз. Более или менее устойчивыми в сидячем положении они становятся только по достижении возраста 4 – 6 лет, до наступления этого периода они сидят очень плохо и нестабильно, поскольку их руки не выполняют защитную функцию.

По достижении 4 – 8-летнего возраста дети начинают стоять, но они могут это делать лишь очень короткое время и при наличии поддержки либо опоры. При этом наблюдается повышенное напряжение ног. Лишенный поддержки ребенок сразу падает, его руки не проявляют защитную реакцию, а туловище не совершает движений, направленных на сохранение равновесия.

Дети падают даже при легком толкании. Ходить самостоятельно такие больные начинают только после 7 – 9 лет или не ходят вовсе, при этом они широко расставляют ноги, а походка отличается отсутствием ритмичности и слабой устойчивостью. Падают такие дети очень часто, их руки совсем не участвуют в реакциях, направленных на поддержание равновесия. Естественно, преодолевать большие расстояния больные атонически-астатической формой ДЦП не могут. Чаще всего для них бывает крайне трудно научиться обслуживать себя самостоятельно, поскольку они страдают от повышенного тремора рук.

До 90% детей с этой формой ДЦП отличаются сильным снижением интеллекта, к которому добавляются негативизм, высокая агрессивность и малая эмоциональность. До 50% больных страдают от судорог, нистагма и косоглазия, зрительные нервы часто бывают атрофированы. Речь недоразвита.

Лечение атонически-астатической формы ДЦП

Фактически данная форма ДЦП не поддается лечению, возможно лишь проведение процедур, способствующих реабилитации.

Больным назначают курсы массажа, ЛФК и физиотерапии, но они если и приводят к положительной динамике, то крайне редко, эффект, как правило, низкий. Лечение медикаментозными препаратами также не дает заметного результата. В целом прогноз у заболевания неблагоприятный в отношении овладения двигательными навыками. Дети, у которых, помимо серьезных двигательных нарушений, наблюдается тяжелая степень психических нарушений и умственной отсталости, как правило, направляются в специализированные медицинские учреждения, поскольку они неспособны овладеть навыками, необходимыми для обучения, и не могут социально адаптироваться.

nervzdorov.ru

Атонически астатическая форма ДЦП - причины и методы лечения

Атонически-астатическая форма ДЦП проявляется при врожденных патологиях развития лобных долей и мозжечка, относится к наиболее тяжелым и трудно поддающимся лечению видам ДЦП.

Сопровождается сбоями в координации, низким тонусом мышц и прочими двигательными отклонениями. Порядка 9-10 % диагностированных случаев ДЦП приходится на эту форму.

Причины

Чаще всего ДЦП развивается по нескольким причинам, связанным как с течением беременности, так и с процессом родов.

Большая часть нарушений, провоцирующих ДЦП, происходят во время эмбрионального формирования плода и могут быть усугублены нарушениями в процессе родов.

Но причины развития части случаев до сих пор неизвестны.

Наиболее часто ДЦП развивается под влиянием данных факторов:

  • Недостаточное снабжение мозга кислородом (гипоксия). Большая часть случаев развития ДЦП связана именно с этим неблагоприятным фактором. Причины возникновения гипоксии плода: вредные привычки матери (курение, наркомания, употребление алкоголя), сахарный диабет, пониженное содержание гемоглобина, заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит и другие), патологическое расположение плода во время родов, выпадение пуповины, преждевременное отслаивание плаценты, внутриутробные инфекционные процессы, гормональные сбои. Также гипоксия может развиться из-за отклонений в развитии плода. В результате гипоксии мозг плода не формируется должным образом, особенно отделы, ответственные за двигательную активность.
  • Гемолитическая болезнь плода. Если кровь ребенка и матери несовместимы, развивается это заболевание. Эритроциты плода под действием иммунной системы матери разрушаются, и он не может развиваться полноценно. Возникает тяжелая интоксикация мозга и, если плод выжил, у него остаются множественные нарушения мозговой деятельности.
  • Травмы во время родов. Они могут быть обусловлены узким тазом роженицы, большим размером плода, гидроцефалией, патологическим расположением плода в процессе родов, пожилым возрастом роженицы, костными выростами, переношенной беременностью, преждевременным началом родов, перенесенными травматическими повреждениями зоны таза, затяжными родами, слабыми потугами, удушьем из-за пуповины. Проявления родовых травм могут быть различными, но обычно травма во время родов не является единичной причиной развития ДЦП и лишь усугубляет уже возникшую патологию.
  • Заболевания вирусного, бактериального или неинфекционного происхождения у матери. Способствуют возникновению различных внутриутробных нарушений развития мозга следующие инфекции: коревая краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпес, грипп, сифилис, гепатит и другие. Неинфекционные заболевания и нарушения, такие как сахарный диабет, болезни сердца (пороки, тахикардия, аритмия и прочие), артериальная гипертензия, ожирение, стрессы, болезни щитовидной железы, нервные перенапряжения, анемия также имеют значительное влияние на развитие плода.
  • Прием некоторых медикаментов. Существует обширное количество лекарств, прием которых при беременности запрещен или нежелателен из-за их негативного воздействия на развитие плода. К ним относятся большая часть антибиотиков, антидепрессанты, нестероидные противовоспалительные медикаменты, аспирин, алкалоиды опиума, вакцины, анксиолитики второго поколения, препараты лития, некоторые противоэпилептические медикаменты.
  • Наследственный фактор. Если в семье уже родился ребенок с ДЦП, при повторной беременности риск родить еще одного ребенка с этим заболеванием крайне высок. То же касается и случаев, когда ребенок с ДЦП рождался у близких родственников. Если один из родителей имеет ДЦП, вероятность рождения ребенка с этим заболеванием возрастает в шесть раз.
  • Недоношенность и низкий вес. У недоношенных детей и тех, которые при рождении имели массу ниже 2000 граммов, вероятность возникновения ДЦП намного выше, чем у детей, которые родились на девятом месяце или имели нормальную массу тела. В группе риска также дети при многоплодной беременности.

У детей мужского пола вероятность развития ДЦП выше, и в среднем у них это заболевание протекает в более тяжелой форме.

Ранние проявления

Ранние признаки и симптомы астатической формы  ДЦП можно увидеть еще в начале жизни, и обычно они проявляются не в первые дни после рождения ребенка, а в процессе его развития в первый год.

  • Если потянуть ребенка за руки, его мышцы не напрягаются, он остается пассивен. Голова запрокинута, ноги или согнуты в зоне бедра и приподняты, или находятся в разогнутом состоянии.
  • Когда ребенок лежит на спине, он не стремится двигаться, выглядит вялым. Тонус его мышечной системы крайне сниженный. Мышцы рук работают лучше, чем мышцы ног, и ребенок более активен в верхней части тела.
  • Не протягивает руки к игрушке, наблюдается стереотипная двигательная активность в зоне рук: многократно повторяющиеся движения, не имеющие цели.
  • Сухожильные рефлексы выражены интенсивно.
  • Ребенок не может удерживать голову при вертикальном подвешивании. Начинает удерживать голову только во втором полугодии жизни.
  • Не переворачивается и не может выполнять другие действия (не способен удержать в руке игрушку, плохо контролирует движения).
  • В положении на животе не может держать голову и упираться руками, поэтому долгое время не обучается ползанью. Часть детей начинают передвигаться, опираясь на руки и подтягивая к ним ноги, а у еще части при ползанье не наблюдаются реципрокные движения рук и ног.
  • Долгое время не проявляется интерес к игрушкам (следствие нарушений умственной деятельности).
  • Не способен сидеть без опоры во втором полугодии жизни. Дети начинают сидеть самостоятельно только на втором году, но удерживать равновесие им сложно, поза выглядит неустойчивой.
  • Способность стоять и ходить сформировывается только в 7-9 лет. Ноги широко расставлены, походка шаткая, руки для удержания равновесия не используются. Длительно ходить большинство детей не могут, а при смене обстановки возникают проблемы с движениями.
  • Большая часть детей страдают умственными отклонениями, проявляют агрессию, эмоциональные реакции выражены слабо. У половины детей присутствуют судороги. Также могут наблюдаться косоглазие, глаукома, нистагм.
  • Проявляется интенсивное дрожание конечностей.

Прогноз при атонически-астатической форме ДЦП неблагоприятный.

Осложнения

По мере развития, роста и увеличения двигательной активности могут появляться дополнительные осложнения, усугубляющие заболевание.
  • Судороги. Эпилепсия развивается у половины детей и может проявиться не сразу. Эпилептические припадки негативно влияют на развитие ребенка: прочие симптомы проявляются интенсивнее, ребенок медленнее обучается, методы реабилитации затруднительно применять.
  • Умственная отсталость, проявляющаяся с разной интенсивностью у 90 % детей с данной формой ДЦП, усложняет проведение восстановительного лечения и ухудшает прогноз: большинство детей, став взрослее, не смогут самостоятельно себя обеспечивать и взаимодействовать на достаточном уровне с другими людьми.
  • Ортопедические нарушения. У больных ДЦП из-за слабости мышц развиваются различные искривления позвоночника: лордоз, сколиоз, кифоз. Мышцы работают несогласованно, часто возникают сбои в кровоснабжении ног. Во время роста ребенка ортопедические нарушения прогрессируют.
  • Пищеварительные нарушения. Из-за низкой двигательной активности прогрессируют различные сбои в работе кишечника, чаще всего наблюдаются хронические запоры. Также высока вероятность развития ожирения.
  • Другие осложнения. Могут наблюдаться значительные задержки в физическом развитии, слюнотечение, энурез. Прогрессируют проблемы со зрением и слухом.

Упражнения, регулярная работа со специалистами, массаж и другие реабилитационные методы способны снизить выраженность части осложнений.

Детский церебральный паралич поддается реабилитации, при вовремя начатом лечении дети могут адаптироваться в обществе. Реабилитация детей с ДЦП — виды программ по восстановлению.

О причинах возникновения ДЦП читайте тут.

ДЦП проявляется по-разному — у детей наблюдаются эмоциональные, моторные нарушения в разной степени. Об основных формах болезни читайте в этом материале.

Методы лечения и реабилитации

Лечение этой формы ДЦП обычно не имеет результативности, проводятся лишь реабилитационные мероприятия, включающие акупунктуру, физиотерапию, массажные курсы, также показано проведение физических упражнений и логопедические занятия.

Все эти методы оказывают небольшой положительный эффект: ребенок становится активнее, лучше двигается и четче говорит.

Прием медикаментов тоже не способствует значительному улучшению состояния. Назначаются лекарства, устраняющие некоторые симптомы: диуретические и сосудорасширяющие медикаменты для снижения внутричерепного давления, ноотропы для улучшения метаболических процессов головного мозга и препараты с седативным эффектом для уменьшения агрессивности.

В редких случаях показано оперативное вмешательство, но при этой форме ДЦП даже хирургическое лечение не способно улучшить работу мозга.

Одним из специфических методов реабилитации является иппотерапия. Взаимодействие с лошадью улучшает эмоциональное, умственное и физическое состояние ребенка, увеличивая его шансы социально адаптироваться в дальнейшем.

Несмотря на то, что эта форма ДЦП практически неизлечима, регулярное проведение реабилитационных мероприятий способствует частичному восстановлению двигательных функций и уменьшает выраженность осложнений.

Если ребенку поставили диагноз ДЦП, не нужно отчаиваться. Комплексное лечение ДЦП в большинстве случаев помогает ребенку развиваться и даже приобретать коммуникативные навыки.

Признаки ДЦП у ребенка в зависимости от возраста рассмотрим на этой странице.

Видео на тему


neuro-logia.ru

Атонически-астатическая форма дцп

Атонически-астатическая форма дцп является патологическим процессом, которая возникает на фоне врожденных болезней. Это тяжелая форма болезни, которая плохо поддается лечению.  При патологии наблюдаются сбои в координации движений и низкий тонус мышц.

Причины болезни

Возникновение атонически-астатической формы дцп наблюдается при воздействии разнообразных причин. Наиболее часто патология возникает при нарушениях в период беременности или в процессе родов. Астатический тип заболевания развивается при:

  • Гипоксии. Заболевание характеризуется недостаточным снабжением мозга ребенка кислорода. Она возникает при наличии вредных привычек у матери во время беременности – курения, алкоголя, наркомании. При сахарном диабете или критическом снижении гемоглобина в крови у пациента диагностируют гипоксию.

  • Родовых травм. Если у женщины чрезмерно узкий таз и при этом большой плод, то это приводит к его травмированию в процессе рождения. В группе риска находятся дети пожилых женщин. Заболевание развивается при преждевременных родах или перенашивании ребенка. Слабые потуги и повреждения зоны таза проводят к патологии. Наиболее часто травма рассматривается как фактор, который усугубляет заболевание.
  • Гемолитической болезни плода. Болезнь развивается при несовместимости крови матери и ребенка. Иммунной системой женщины проводится разрушение эритроцитов ребенка, что исключает возможность его полноценного развития. Это приводит к тяжелой интоксикации мозга. Если ребёнок выживает, то у него наблюдаются нарушения в работе мозга.

  • Бактериальных, вирусных и неинфекционных заболеваний. В период протекания заболеваний отмечаются внутриутробные нарушения в развитии плода. В крупе риска находятся дети женщин, которые страдали токсоплазмозом, коревой краснухой, герпесом, цитомегаловирусной инфекцией. Патология развивается при сердечных болезнях, нервных перенапряжениях, анемии и т.д.
  • Приеме лекарственных средств. Если при беременности пациенткой проводится прием антибиотиков, нестероидных противовоспалительных средств, антидепрессантов, анксиолитиков второго  поколения, аспирина, противоэпилептических лекарств, препаратов лития без консультации доктора, то это приводит к развитию болезни.
  • Наследственности. Если у будущего ребенка в семье имеются  люди с этой формой заболевания, то он находится в группе риска.
  • Недоношенности. Если недоношенный ребенок имеет небольшую. Массу тела, то у него может диагностироваться патология.

Существуют разнообразные причины развития патологического процесса, с которыми должна ознакомиться женщина в период планирования ребенка.

Симптоматика болезни

Атонический тип заболевания характеризуется ярко выраженной симптоматикой, что предоставляет возможность его определения практически сразу  же после рождения крохи. Если при заболевании ребенка потянуть за руки, то напряжение мышц наблюдаться не будет. Он останется пассивным. Голова малыша находится в запрокинутом состоянии.

Если уложить ребенка на спину, то он не будет стремиться двигаться, что объясняется значительным снижением тонуса мышечной системы. В мышцах верхних конечностей работоспособность выше, чем в нижних. В период протекания заболевания у ребенка наблюдают стереотипную двигательную активность. Патологический процесс сопровождается интенсивным выражением сухожильных рефлексов.

При заболевании ребенок начинает держать голову только по истечению 6 месяцев после рождения. В положении лежа малыш не стремиться потянуться за игрушкой. Даже при достижении необходимого возраста ребенок не может самостоятельно переворачиваться. Если уложить кроху на живот, то он может удерживать головку и упираться ручками.

Сидеть без опоры малыш учится через 7 месяцев. Такие дети начинают ходить только по достижению 6-8-летнего возраста. В дошкольном возрасте отмечается возникновение умственных отклонений и агрессии. Заболевание сопровождается судорогами, косоглазием, нистагмом, глаукомой.

Благодаря ярко выраженной симптоматике заболевания предоставляется возможность его своевременного обнаружения. При появлении первых признаков болезни родители должны показать ребенка педиатру, который правильно поставит диагноз и назначит действенную терапию.

Особенности лечение

Лечение атонической формы заболевания не приносит желаемых результатов. В период протекания патологии рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий. Пациентам делают назначение:

Пациенты должны ежедневно выполнять лечебную гимнастику. Ему показаны регулярные занятия с логопедом. Все вышеперечисленные методы характеризуются небольшим положительным эффектом. Они способствуют увеличению активности малыша.

Медикаменты не приносят желаемого терапевтического эффекта, поэтому их используют для устранения неприятных симптомов. Для того чтобы снизить внутричерепное давление пациенту рекомендован прием сосудорасширяющих лекарств и диуретиков. Улучшение метаболических процессов в головном мозге обеспечивается благодаря ноотропным препаратам.

Уменьшить агрессивность ребенка позволяют седативные лекарства. Подбор определенных медикаментов должен проводиться только доктором в соответствии с особенностями протекания патологи и возрастом пациента.

Иногда детям назначают хирургическое вмешательство. Специфическим реабилитационным методом является иппотерапия. Благодаря взаимодействию с лошадью обеспечивается улучшение настроения малыша и стабилизация умственного, а также физического состояния. Это обеспечивает увеличению шансов социальной адаптации в дальнейшем.

Реабилитационные методики должны подбираться доктором после обследования ребенка, что обеспечит улучшение его состояния.

Осложнения

При отсутствии реабилитационных мероприятий во время протекания патологического процесса у пациента может диагностироваться появление осложнений. Наиболее часто они проявляются в виде:

  • Судорог. Развитие эпилепсии наблюдается у 50 процентов пациентов. Это осложнение негативно сказывается на развитии малыша. При эпилепсии наблюдается усиление выраженности другой симптоматики, что снижает эффективность реабилитационных методик.
  • Ортопедических нарушений. При заболевании отмечается чрезмерная слабость мышц, которая приводит к развитию разнообразных искривлений позвоночника – сколиоза, лордоза, кифоза. При патологии наблюдается несогласованность работы мышц и нарушения в кровоснабжении. С возрастом диагностируется прогрессирование осложнений.
  • Умственной отсталости. Осложнения наблюдаются практически у всех детей, что негативно сказывается на реабилитации. У взрослых детей возникают сложности при общении с окружающими, поэтому они замыкаются в себе.
  • Пищеварительных нарушений. На фоне низкой двигательной активности диагностируются нарушения в работе пищеварительной системы. Наиболее часто наблюдается протекание хронических запоров. При патологии наблюдается ожирение пациентов.

Осложнения проявляются в виде слюнотечения и энуреза. У пациентов при патологии нарушается зрительная и слуховая функция.

Атоническая форма детского церебрального паралича является сложным патологическим процессом, который приводит к возникновению разнообразных нежелательных эффектов. Симптоматика патологии является ярко выраженной, что предоставляет возможность ее своевременного обнаружения. Так как схема эффективного лечения патологии отсутствует, то рекомендовано проводить ее профилактику, которая заключается в тщательном планировании беременности.

nevrology.net

Атонически-астатическая (атаксическая) форма ДЦП - полное восстановление, лечение детей массажем в Москве

Содержание

скрыть

Атаксическая форма ДЦП, по старой классификации атонически-астатическая, ставится врачами в поликлинике, если с их точки зрения у ребенка тонус мышц низкий, а сухожильные рефлексы достаточно высокие. Атаксическая форма детского церебрального паралича сопровождается расстройствами речи в форме псевдобульбарной, или мозжечковой, дизартрии. Возникает при врожденной аномалии развития мышц на 6-9 неделе развития плода.

Главная проблема на 6-9 неделе развития плода находится в мозжечке, который развивается с некоторым опозданием. Для того чтобы сократить данное отставание и сделать мозжечок здоровым, гормональная система вынуждена вырабатывать огромное количество белков (гормонов).

Только десятая часть белка идет на строительство мозжечка, когда остальные 90 процентов оседают в мышечных клетках!

По данным причинам плод уже развивается с проблемными неработающими мышцами. По причине того, что плод находится в матке в жидкой среде и в позе эмбриона, то мышцам не нужно растягиваться. Обнаружить проблему в мышцах внутриутробно невозможно!

Восстановление детей с атаксической формой ДЦП

Доктор Никонов считает, что восстановление правильной работы мышечных клеток произойдет, если использовать его методику воздействия на них. Когда устраняются патологические отеки в мышечных клетках мышцы шеи и поясницы, то у мышечных клеток мышц рук и ног появляются нормальные сокращения и растяжения. Больше информации о мышечных отеках.

Окружающий мир ребенок познает при помощи мышц, трогая предметы. Поэтому отставание в движении приводит малыша к умственному отставанию!

Именно об этом рассказывает на консультации Асель, обратившаяся с просьбой к Николаю Борисовичу показать, какие мышцы нужно восстановить и как, чтобы вылечить ее ребенка с диагнозом атонически-астатическая форма детского церебрального паралича.

Представленное видео не является обучающим. Видео – это результат работы. Повторение техники процедур без обучения у доктора Никонова может привести к серьезным травмам.

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Следующие сюжеты рассказывают о лечении Даши, которой исполнилось 13 лет. Родители привезли ребенка к доктору Никонову на консультацию. Основная цель заключалась в том, чтобы разобраться, над какими мышцами нужно работать, чтобы восстановить Дашу. Также родители хотели научиться методике Никонова, пройдя обучение у доктора Никонова.

Обучение родителей детей с детским церебральным параличом

Представленное видео не является обучающим. Видео – это результат работы. Повторение техники процедур без обучения у доктора Никонова может привести к серьезным травмам.

Сюжет об Арине с атаксической формой ДЦП. После объяснений доктора Никонова Николая Борисовича родители ребенка впервые поняли, какие мышцы и как нужно обрабатывать по методу Никонова, чтобы Арина стала здоровой девочкой.

Представленное видео не является обучающим. Видео – это результат работы. Повторение техники процедур без обучения у доктора Никонова может привести к серьезным травмам.

Обратите внимание, что родители детей с атонической формой детского церебрального паралича были во всех медицинских клиниках по всему земному шару, а реальную помощь нашли только в Москве у Никонова Николая Борисовича!

Признаки атонически-астатической формы ДЦП

  • При попытке взять стакан с водой малыш очень широко раскрывает кисть руки и замыкает ее позднее, чем необходимо для удержания предмета.
  • Предложив пациенту провести горизонтальную линию до указанной заранее точки на доске, линия переходит за пределы этой метки.
  • Задание, целью которого является начертить ряд вертикальных штрихов между двумя горизонтальными линиями, обычно невыполнимо детьми с атаксической формой ДЦП. Штрихи заходят как вверх, так и в низ за пределы нарисованных границ.
  • Ребенок не может прикоснуться указательным пальцем к кончику носа или уха.
  • Неспособность выполнения чередующихся, быстрых движений.

В том случае если происходит умеренная задержка в развитии, и у пациента с нормальным уровнем интеллекта прогнозируется высокий уровень социализации и адаптации. Случаи имбецильности или олигофрения в степени глубокой дебильности имеют место быть у таких детей.

Примеры полного восстановления детей с ДЦП

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Вернуться к списку историй лечения

Информация на сайте носит ознакомительный характер, собрана из открытых источников. При копировании материалов гиперссылка на klinikanikonova.ru обязательна!

написать отзыв

klinikanikonova.ru

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Автор На чтение 8 мин. Опубликовано

О причинах

При детском параличе церебрального вида во время внутриутробного развития, родовой деятельности матери, либо, когда ребёнок уже родился, повреждается его мозг. Патология проявлена разными формами психических отклонений, нарушением речевой функции, двигательной активности.

Если у роженицы существует патология инфекционной природы, выраженная интоксикация, аллергизация, то высока опасность того, что ребёнок родится с параличом, в частности астатической формы дцп. Инфекционная патология, поражающая головной мозг, провоцирует воспалительные процессы мозговых оболочек, что в свою очередь приведёт к церебральному параличу ребёнка.

Частые инфекционные заболевания обуславливают протекание других опасных процессов аутоиммунного типа, приводящие к церебральной парализации. Деструктивно влиять на головной мозг нерождённого ребёнка способны:

  • Несбалансированный, неправильный режим питания мамы ребёнка.
  • Интоксикационные проявления.
  • Экстрагенитальный характер патологии.
  • Асфиксия, травмы при родах, во время которых повредился позвоночный столб.

Симптомы атонически–астатической формы ДЦП

Симптомы болезни можно заметить у ребенка уже на первом году жизни.

·       Мышцы малыша расслаблены, тонус очень слабые.

·        Ребенок долго не держит головку, контроль над ее движениями снижен или отсутствует вообще.

·        Хватательный рефлекс в ладошках практически отсутствует.

·       Движения суетливые, нарушена их координация. Прежде чем выполнить какое либо действие, ребенок совершает много лишних движений.

·       Ярко выражен тремор конечностей.

У малыша с таким диагнозом очень поздно развиваются или не развиваются вообще вестибулярные навыки. Ребенок не может самостоятельно сидеть и стоять. Нарушение равновесия может вообще не позволить начать ходить.

Самое раннее время, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть не раньше полутора лет. Паза, при этом, очень неестественная и неустойчивая, колени сильно разведены, выраженный кифоз грудного отдела позвоночника. Более устойчивая посадка туловища наблюдается только в возрасте 4 лет.

Малышу постоянно кажется, что он потеряет равновесие и упадет, из-за этого долго не развиваются манипулятивные навыки кистей (захват предмета, удержание в руке ложки  и возможность поднести ее ко рту, не расплескав содержимое).

Первые попытки самостоятельно стоять или сделать несколько шагов, появляются в 4 летнем возрасте. При этом ребенок может стоять короткое время, держась за опору. Лишенный опоры он сразу падает, а рефлекс равновесия при этом отсутствует. Ходить такие дети начинают не раньше 7 летнего возраста. Походка у них очень неустойчива, шаги не ритмичные, ноги они широко расставляют, все мышцы сильно напряжены. Голова и туловище у таких детей совершают много лишних движений, и передвигаться они могут только в пределах квартиры.

Более 80% детей с этой формой заболевания имеют сниженный интеллект. Часто они очень агрессивны, и склонны воспринимать любую ситуацию с негативной стороны. Если поражение коснулось только мозжечка, у детей наблюдается не инициативность, неспособность обучения письму и чтению. Когда поражены и лобные доли, ребенок не может оценивать свое состояние, и очень агрессивны.

Практически половина больных страдает судорогами, атрофией зрительных нервов или косоглазием.

О атонически-астатическом течении

Когда есть проявление атонической формы имеющегося ДЦП, это говорит о мозжечковом повреждении мозга и его лобных долей.

У пациента ярко выражен гипотонус, проявляющийся в нарушенном балансе как при ходьбе, так и в спокойном положении. Двигательная активность гиперметрична, с нарушенной координацией, руки и ноги дрожат.

Человек не способен находиться в вертикальном положении, держать спокойно голову. Сидение, стояние, ходьба даются с большим трудом, либо не доступны совсем.

Такому больному не только трудно координировать свои движения, эта форма паралича выражена тем, что психическая деятельность с речевой функцией слишком долго развиваются.

У грудничков нелегко различить атонический астатический тип церебрального паралича от атактического вида, так как на данном этапе для них характерен мышечный гипотонус, остальная симптоматика присоединяется позднее.

Методы лечения и реабилитации

Лечение таких детей сводится к приему очень дорогостоящих и малоэффективных препаратов. Практически эта форма детского церебрального паралича не лечится. Проводятся реабилитационные мероприятия, курсы массажа и физиотерапии, которые дают очень низкий эффект.

В многочисленных реабилитационных центрах детям проводят массаж, занимаются лечебной гимнастикой, но это тоже не дает реальных результатов.

С образованием специализированных центров иппотерапии по лечению детей с такими проблемами, появилась реальная возможность восстановления при такой форме заболевания.

Лошадь самое замечательное животное, которое создано на этом свете. Влияние лошади на больных детей творит чудеса. С каждым днем все внимательнее и глубже изучается возможность лечения самых тяжелых заболеваний с помощью иппотерапии.

Дети с атоническо – астатической формой детского церебрального паралича, занятия с которыми начали на первом году жизни, намного быстрее овладевают двигательными навыками.

Опытные инструкторы и врачи, обучают детей правильной посадке в седле, эти занятия возвращают тонус мышцам, не дают развиться сколиозу, выравнивается положение головы.

После нескольких месяцев занятий, годовалый малыш уже уверенно сидит, может стоять без поддержки. Значительно снижается тремор, ребенок уже не совершает такое количество лишних движений.

Необходимость правильно держать поводья и управлять лошадью, стимулирует развитие моторики, а следственно и умственного развития. Ребенок легче постигает азы грамоты, запоминает простые стихи, обучается письму.

Психологическое воздействие этих благородных животных заметно снижает агрессию детей, снимает чувство страха, помогает им обрести уверенность в себе, и в своих возможностях. Детки становятся более коммуникабельными, начинают общаться со своими сверстниками. В самых благоприятных случаях ребенок даже может посещать детский сад.

Самое важное для родителей, правильно подобрать центр для занятий. Назначать курс иппотерапии должен специалист, а проводить тренировки и следить за ребенком, опытные инструкторы. Перед приемом в центр, ребенка обследуют, для того что бы исключить наличие аллергии на шерсть животных, или другие симптомы, которые могут стать препятствием для занятий.

Как проявляется

Горизонтальное расположение характеризует резкое снижение мышечного тонуса, причём на руках он проявлен сильнее чем на ногах. Малыш рассматривает свои кисти, но ему не интересны детские игрушки из-за заторможенной психики. Удерживание головы и упор на руки затруднены, следовательно, ползание проявится позднее. Двигаться ребёнок будет прыгая, с упором на руки и ноги.

Хватать и манипулировать игрушками малыш сможет гораздо позднее чем обычные дети, причём верхние конечности его дрожат, движения слабо координируемы. Ребёнок слабо мотивируем, ему страшно из-за того, что его устойчивость снижена, активность рук способна нарастать только с течением времени.

Когда ребёнку исполнилось 2 года, ему доступно сидение на стуле, нижние конечности разведены по сторонам. В грудном позвоночном сегменте выражены кифозные изменения. Нормально устойчиво сидеть такому малышу удаётся лишь в четырёх- шестилетнем возрасте, до этого времени ему трудно сидеть из-за отсутствия защитных функций верхних конечностей.

Когда ребёнку исполнилось 4-8 лет, ему доступно недолгое стояние на ногах, если есть на что опереться, причём ноги сильно напряжены. Если малышу не за что удержаться, он упадёт, верхние конечности его не защищают, устойчивость не сохраняется.

Маленький человек способен упасть если его легко толкнуть. Самостоятельное хождение доступно лишь в семи- девятилетнем возрасте, либо не доступно совсем, причём нижние конечности широко расставлены, походка слабоустойчива, аритмична. Падения довольно частые, верхние конечности совсем не участвуют в поддержании устойчивости. Преодоление многих километров таким детям недоступно, часто не могут себя обходить из-за дрожания верхних конечностей.

Практически все дети с атонически-астатической формой детского церебрального паралича имеют низкое интеллектуальное развитие, склонны к негативизму, мало эмоциональны, высоко агрессивны. Половину таких пациентов беспокоят судорожные припадки, непроизвольная колебательная двигательная активность глаз с косоглазием. Нервные волокна, отвечающие за зрение, находятся в атрофированном состоянии, речевая функция проявлена слабо.

Как лечить

По факту лечение этого вида паралича видимых результатов не приносит, можно проводить только реабилитационные меры. Терапия включает в себя курс классического массажа, точечного, не лишней будет акупунктура. Лечение специальной физкультурой с физиотерапевтическими процедурами способно положительно повлиять на состояние больного, но результат минимален. Лечение лекарственными средствами тоже малоэффективно.

Иппотерапия

Лошади являются замечательными представителями животного мира. Они весьма позитивно влияют на больных церебральным параличом атонической астатической формы. Лечение с помощью лошадки давно глубоко исследуется.

Маленький годовалый ребёнок, начавший лечение с помощью лошадки, быстро овладевает умением правильно двигаться. Специалисты с опытом работы в этой области учат таких детей правильно сидеть в седле, что нормализует мышечный тонус, предотвращая сколиозные изменения, выпрямляется голова.

Когда ребёнком приняты месячные курсы иппотерапии, он может сидеть с уверенностью, стояние на ногах возможно не удерживаясь за подручные средства. Дрожание конечностей снежено, ненужные движения совершаются в значительно меньшем объёме.

Управление лошадкой поводьями оказывает стимуляцию на моторику, умственно малыш развивается быстрее, что выражается в запоминании простых стихотворений, письменном обучении.

Лошади, благотворно психологически воздействуя, снижают агрессивность, беспокойство, помогут стать уверенным. У маленьких пациентов повышается коммуникабельность. Самый лучший вариант ─ это посещение обычного детского сада.

Главным для мамы с папой такого малыша является правильный выбор лечебного центра. Иппотерапевтические курсы назначаются только высококвалифицированным специалистом, тренируют и следят за больным инструкторы, имеющие богатый опыт. Перед лечением обязательно проверяют маленького пациента на наличие аллергических реакций к лошадиной шерсти, исключают другую патологию, противопоказанной при иппотерапии.

Этот метод лечения ДЦП даёт таким больным маленький шанс стать полноценным человеком.

my-top5.ru

Причины и симптомы атаксической (Aтoничecки-acтaтичecкaя ) формы ДПЦ

Эта фopмa ДЦП пpoявляeтcя пpи вpoждeнной пaтoлoгии лoбныx дoлeй, мoзжeчкa и их paзвития , oтнocитcя к нaибoлee тяжeлым и тpуднo пoддaющимcя лeчeнию видaм ДЦП. Coпpoвoждaeтcя cбoями в кoopдинaции, низким тoнуcoм мышц и пpoчими двигaтeльными oтклoнeниями. Пopядкa 9-10 % диaгнocтиpoвaнныx cлучaeв ДЦП пpиxoдитcя нa эту фopму.

Cущecтвуeт oбшиpнoe кoличecтвo пpичин, cпocoбcтвующиx paзвитию ДЦП, и oбычнo в кaждoм oтдeльнoм cлучae влияниe oкaзывaeт нe oдин нeблaгoпpиятный фaктop, a нecкoлькo. Бoльшaя чacть cлучaeв вoзникнoвeния ДЦП cвязaнa c нapушeниями пpoцecca внутpиутpoбнoгo paзвития peбeнкa.
Haибoлee чacтo ДЦП paзвивaeтcя пoд влияниeм дaнныx фaктopoв:
  • Гипoкcия, вoзникшaя вo вpeмя внутpиутpoбнoгo фopмиpoвaния или в пepиoд poдoв. Чaщe вceгo имeннo этoт фaктop являeтcя пpичинoй paзвития зaбoлeвaния. Hapушeния пocтуплeния киcлopoдa в мoзг плoдa вoзникaют пo cлeдующим пpичинaм: caxapный диaбeт, тaбaкoкуpeниe, упoтpeблeниe нapкoтичecкиx вeщecтв, aлкoгoль, пoнижeннaя кoнцeнтpaция гeмoглoбинa в кpoви, инфeкции, нapушeниe пpoдуциpoвaния гopмoнoв, aнoмaлии paзмeщeния плoдa, выпaдeниe пупoчнoгo кaнaтикa в пpoцecce poдoв, бoлeзни opгaнoв дыxaния, плaцeнтapнoe oтcлoeниe.

  • Родовые травмы нe cтaнoвятcя ocнoвнoй пpичинoй вoзникнoвeния ДЦП, нo уxудшaют тeчeниe зaбoлeвaния. Moгут быть cвязaны c aнoмaльным paзмeщeниeм плoдa, paнним нaчaлoм poдoвoй дeятeльнocти, тpaвмaми тaзoвoй oблacти, длитeльными poдaми.

  • Инфeкциoнныe зaбoлeвaния в период беременности, тaкиe кaк cифилиc, ЦMB-инфeкция, кpacнуxa, гepпec, гeпaтит, нeгaтивнo влияют нa пpoцecc paзвития мoзгa.

  • Гeмoлитичecкaя бoлeзнь плoдa. Peзуc-нecoвмecтимocть пpoвoциpуeт эpитpoцитapный гeмoлиз (paзpушeниe эpитpoцитoв), и paзвитиe плoдa зaдepживaeтcя, в pядe cлучaeв этo зaбoлeвaниe пpивoдит к eгo гибeли. Ecли лeчeниe гeмoлитичecкoй бoлeзни нe былo cвoeвpeмeнным и эффeктивным, peбeнoк poждaeтcя c oбшиpным cпeктpoм cбoeв в paбoтe мoзгa.

  • Пpeпapaты и медикоменты, кoтopыe нe peкoмeндуeтcя пpинимaть в пepиoд бepeмeннocти. B этoт cпиcoк вxoдят нeкoтopыe гpуппы aнтибиoтикoв, пpoтивoвocпaлитeльныe мeдикaмeнты, нapкoтичecкиe пpeпapaты, acпиpин, литий, pяд пpoтивocудopoжныx лeкapcтв, тpaнквилизaтopы.

  • Heдoнoшeннocть. Дeти, poдившиecя paньшe пoлoжeннoгo cpoкa, имeют пoвышeнныe pиcки paзвития ДЦП.

  • Hacлeдcтвeннocть. Ecли ктo-тo из poдитeлeй (или близкиx poдcтвeнникoв) имeeт ДЦП, вepoятнocть, чтo у peбeнкa этo зaбoлeвaниe тoжe пoявитcя, пoвышaeтcя.

Paнниe пpизнaки и cимптoмы acтaтичecкoй фopмы ДЦП

Первые сигналы можно увидeть уже в пpoцecce paзвития в пepвый гoд жизни.
  • Ecли пoтянуть peбeнкa зa pуку, eгo мышцы нe нaпpягуться, oн ocтaeтcя пaccивeн.
  • Гoлoвa зaпpoкинутa, нoги или coгнуты в зoнe бeдpa и пpипoдняты, или нaxoдятcя в paзoгнутoм cocтoянии.
  • Koгдa peбeнoк лeжит нa cпинe, oн нe cтpeмитcя двигaтьcя, выглядит вялым. Toнуc eгo мышeчнoй cиcтeмы кpaйнe cнижeнный. Mышцы pук paбoтaют лучшe, чeм мышцы нoг, и peбeнoк бoлee aктивeн в вepxнeй чacти тeлa.
  • He пpoтягивaeт pуки к игpушкe, нaблюдaeтcя cтepeoтипнaя двигaтeльнaя aктивнocть в зoнe pук: мнoгoкpaтнo пoвтopяющиecя движeния, нe имeющиe цeли.
  • Cуxoжильныe peфлeкcы выpaжeны интeнcивнo. Peбeнoк нe мoжeт удepживaть гoлoву пpи вepтикaльнoм пoдвeшивaнии. Haчинaeт удepживaть гoлoву тoлькo вo втopoм пoлугoдии жизни.
  • He пepeвopaчивaeтcя и нe мoжeт выпoлнять дpугиe дeйcтвия (нe cпocoбeн удepжaть в pукe игpушку, плoxo кoнтpoлиpуeт движeния).
  • B пoлoжeнии нa живoтe нe мoжeт дepжaть гoлoву и упиpaтьcя pукaми, пoэтoму дoлгoe вpeмя нe oбучaeтcя пoлзaнью. Чacть дeтeй нaчинaют пepeдвигaтьcя, oпиpaяcь нa pуки и пoдтягивaя к ним нoги, a у eщe чacти пpи пoлзaньe нe нaблюдaютcя peципpoкныe движeния pук и нoг.
  • Дoлгoe вpeмя нe пpoявляeтcя интepec к игpушкaм (cлeдcтвиe нapушeний умcтвeннoй дeятeльнocти).
  • He cпocoбeн cидeть бeз oпopы вo втopoм пoлугoдии жизни. Дeти нaчинaют cидeть caмocтoятeльнo тoлькo нa втopoм гoду, нo удepживaть paвнoвecиe им cлoжнo, пoзa выглядит нeуcтoйчивoй.
  • Cпocoбнocть cтoять и xoдить cфopмиpoвывaeтcя тoлькo в 7-9 лeт. Hoги шиpoкo paccтaвлeны, пoxoдкa шaткaя, pуки для удepжaния paвнoвecия нe иcпoльзуютcя. Длитeльнo xoдить бoльшинcтвo дeтeй нe мoгут, a пpи cмeнe oбcтaнoвки вoзникaют пpoблeмы c движeниями.
  • Бoльшaя чacть дeтeй cтpaдaют умcтвeнными oтклoнeниями, пpoявляют aгpeccию, эмoциoнaльныe peaкции выpaжeны cлaбo.
  • У пoлoвины дeтeй пpиcутcтвуют cудopoги. Taкжe мoгут нaблюдaтьcя кocoглaзиe, глaукoмa, ниcтaгм. Пpoявляeтcя интeнcивнoe дpoжaниe кoнeчнocтeй.

neuro-clinic.life

Атонически астатическая форма дцп у детей — Детки-конфетки

В зависимости от повреждения определенных систем мозга i никают различные двигательные расстройства. В связи с этим j деляют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия.

Для осуществления движений необходимо, чтобы импульО'| двигательной области коры головного мозга был беспрепятс но проведен к мышце. При спастической диплегии поврежде двигательной зоны коры головного мозга или основного дв» тельного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса} имущественно к нижним конечностям, которые оказываются^ рализованными. Таким образом, паралич, или плегия, — это;| сутствие движения в мышце или группе мышц в результате ломки» в двигательном рефлекторном пути. Частичная утрата; гательных функций (ограничение силы, объема, амплитуды жения) называется парезом. При спастической диплегии повр дается центральный двигательный нейрон и развивается i ный паралич или парез.

Спастическая диплегия характеризуется двигательными на шениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги по£ ны сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть раз ной — от выраженных ограничений в объеме и силе движет до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, 1 ставление мозаики, трудовые операции и др.). Часто наруше!^ моторики рук столь незначительны, что спастическая дипле определяется как «спастический паралич конечностей, чаще: них, реже верхних и нижних», т.е. при легких нарушениях фу ций рук на первое место выходит диплегия нижних конечное

Поражение двух парных конечностей, либо верхних, либо ниж­них, называется диплегией (или параплегией). Однако в некото­рых литературных источниках спастическая диплегия характери­зуется чсак тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее пораже­ние четырех конечностей. Действительно, при спастической дип-легии имеет место нарушение двигательных функций всех конеч­ностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечнос­ти поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является по­вышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечно­стях с ограничением объема и силы движений.

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаружива­ются уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании выявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в туго-подвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более лег­кие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, при котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Походка их характер­на: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышеч­ного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего и наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что на­рушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.


Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передви­жении и во время ходьбы (большинство детей при своевременном комплексном лечении осваивает ходьбу), дает возможность раз­вивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые на­выки, навыки письма и т.д.

Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обу­чаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе ЗПР можно успешно преодолеть.

Спастическая диплегия — это наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45—50% уча­щихся).

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля. Это касается тех случаев, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В.Литтл впервые указал на роль родовой трав­мы в происхождении ДЦП. Он обр

deti.medicalfirst.ru


Смотрите также