656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Бегемотик артикуляционная гимнастика


Бегемотик - артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика применяется для развития речевого аппарата детей. Её можно проводить как для коррекции дефектов произношения, так и для их профилактики. Артикуляционная гимнастика бегемотик и другие виды гимнастики в игровой форме вовлекают ребёнка в процесс занятий. Зарядка может превратиться в прогулку по зоопарку или путешествие. Кроме того, воспроизведение визуальных образов помогает запоминать выполняемые действия.

Особенности

Вырабатывая правильное произношение звуков, надо иметь чёткое представление о звуковом артикуляционном укладе, то есть в какой позиции при воспроизведении определённого звука будут находиться органы речевого аппарата. По этой причине, перед тем, как начать работать с ребёнком, надо выучить все действия, отрабатывая звуки по отдельности перед зеркалом. При возникновении вопросов и трудностей нужно использовать логопедические пособия.

Упражнения позволяют развить умение сохранять нужное положение челюсти, подвижность губ и язычных мышц.

Основные принципы:

  • Ежедневная отработка и повторение пройденного.
  • Занятие должно включать в себя 2-3 упражнения.
  • Время проведения не должно занимать больше 5 минут.
  • Тренировки проводятся только при хорошем самочувствии и настроении.
  • Усложнение программы занятия должно бить постепенным.
  • Можно учить только одно новое упражнение за тренировку, по всем остальным проводится только закрепление.

Проведение занятий требует спокойствия и расслабленности. Тренироваться лучше сидя, сосредоточившись на мимике взрослого. Возможность смотреть на собственное лицо, позволяет ребёнку лучше контролировать свои движения.

Упражнения

Ниже представлены стихотворения и соответствующие действия.

Бегемотик

Рот пошире открываем,

В бегемотов поиграем:

Шире мы разинем ротик,

Чем голодный бегемотик.

Сразу закрывать не станем,

А сначала сосчитаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем снова отдыхать.

Надо широко раскрыть рот и досчитать до пяти, после чего закрыть его. Действия повторяются 3-4 раза. Изображая бегемотика в артикуляционной гимнастике, мы тренируем челюстные мышцы.

Лягушка

Лягушка улыбается

Своим огромным ртом.

Смотрите, как старается,

Мы тоже так начнём.

Ей очень это нравится, —

Улыбка до ушей.

И мы как лягушата

Смеёмся вместе с ней.

Ребёнок, показывает сжатые зубы, потом нужно расслабить мышцы. Число повторов — 3-4.

Слоник

Я слонёнку покажу,

Что я быть как он могу…

Губы хоботом сложу,

Потянув их, напрягу

И немного подержу.

Надо выдвинуть губы трубочкой и «втягивать воду», немного причмокивая. Потребуется несколько повторений.

Лягушка и слонёнок

В улыбке губы к ушкам

Тяну я как лягушка.

А сейчас слонёнок я.

Смотри-ка, — хобот у меня.

Нужно несколько раз повторять по очереди два предыдущих упражнения.

Змея

Мы змейке подражаем,

Её изображая.

Не забудь язык напрячь,

Покажи его и спрячь.

В улыбке ребёнок показывает язык, затем прячет. Число повторений — 3-4.

Лошадка

Здравствуй, лошадь с серым боком,

Цок-цок-цок-цок-цок.

Постучи копытом звонко!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Взмахнув хвостом и гривой гладкой,

Цок-цок-цок-цок-цок,

Прокати скорей, лошадка!

Цок-цок-цок-цок-цок.

Нужно щёлкать как можно громче и энергичнее, не двигая челюстями.

Расчёска

С волосами я дружу,

Причешу их, уложу.

Очень рада мне причёска,

А зовут меня расчёска.

Улыбнуться, прикусить язычок. В процессе выполнения следует протаскивать его между зубными рядами вперёд и обратно, как будто «расчёсывая».

Часы

Налево и направо

Язык скользит лукаво:

Как маятник часов,

Качаться он готов.

Ребёнок дотягивается языком то до левого уголка рта, то до правого. Повторять нужно до десяти раз.

Лодка

Парусная лодка

По воде плывёт,

И на прогулку ловко

Ребят она везёт.

Удерживать язычок за верхним зубным рядом до пяти секунд, понемногу увеличивая время до десяти.

Футбол

Во дворе столпились люди,

Там игра большая будет.

И готов вратарь наш, Лёша,

Мяч любой поймать он должен.

Сложить губы в трубочку и пытаться сдуть комочек из ваты. Вдыхать следует через нос, выдыхать через рот. Щёки не должны раздуваться.

Качели

На качелях прокачусь:

Взлечу наверх почти до птиц,

До самой крыши дотянусь,

И сразу же спущусь я вниз.

Считаем: «раз» — поместить кончик языка за нижние зубы, «два» — расположить его за верхним зубным рядом. Потребуется около пяти повторов.

Тесто

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём.

Скалку мы потом возьмём,

Тесто ровно раскатаем,

Слепим пироги с грибами,

Запекаться их поставим.

В улыбке покусать язык — «та-та-та», прошлёпать губами — «пя-пя-пя».

Блины

Напекли блинов немножко,

Остудили у окошка.

Подадим их со сметаной,

Позовём на ужин маму.

Уложить широкий язык на нижнюю губу и оставить его в такой позиции на пять секунд.

Варенье

Такое сладкое варенье!

Осталась капля на губе.

К ней язык я подниму

И всё варенье вмиг слизну.

Приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, не используя при этом нижнюю. Количество повторений — 4-5 раз.

Чашка

Мы все блинчики доели,

Чаю выпить захотели.

Язычок до носа тянем,

Чашку выше поднимаем.

Надо улыбнуться и разместить язык наверху в форме чаши. Если «чашку» не выходит изобразить, следует повторять попытки выполнить упражнение. Со временем всё получится.

Гармошка

Раскроем ротик, крошки, —

Сыграем на гармошке!

Мы язык не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не сложно повторять!

Прижать язык к нёбу, чтобы подъязычная уздечка натянулась («ножка гриба»). Затем, не отпуская язычок, закрывать и приоткрывать рот 5-6 раз.

Гриб

Под берёзкой, у дорожки

Гриб растёт на белой ножке.

Мимо точно не пройдём,

В корзину мы его кладём.

Прижать язык к нёбу, снова имитируя грибную ножку. Эта позиция должна удерживаться примерно 5-10 секунд. Если изобразить гриб не удаётся, необходимо повторить упражнение «лошадка». Цель занятия — увеличить эластичность подъязычной связки.

Дятел

Дятел на ветвях сидит

И по дереву стучит.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Громко раздаётся стук.

Поставить язычок за верхний зубной ряд, звонко, отчётливо много раз проговорить: «Д-Д-Д…». Скорость выполнения надо постепенно увеличивать, челюсти не сжимать.

Машина

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

Бойкий за рулём шофёр,

«Дын-дын-дын» — шумит мотор.

Постановка языка та же, что и в «дятле», следует внятно много раз повторить: «Дын-Дын-Дын». Понемногу следует ускоряться, челюсти не смыкать. Затем добавить движение ватной палочкой или пальцем поперёк языка.

Важно, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к гимнастике. Нужно периодически учить новые стихотворения, придумывать увлекательные сценарии занятий. Любые успехи должны поощряться, проблемные моменты индивидуально прорабатываться, тогда результат не заставит себя ждать.

gimnastikasport.ru

Материал для проведения артикуляционной гимнастики


Бегемотик рот открыл,

Подержал.Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

«Бегемотик»

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

«Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

«Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

«Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

«Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

«Качели».

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

«Иголочка».

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

«Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

«Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

«Мостик».

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

«Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Путешествие язычка в зоопарк

«Бегемотики»

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Открыли род как можно шире, удержали его в таком положении до счета «пять». Закроем рот. Повторим 4 раза.

Рот пошире открываем
в бегемотиков играем:
Широко откроем ротик,
как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

 Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква. Это были Лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Улыбнемся, покажем сомкнутые зубы. Удержим губы в таком положении до счета «пять», затем вернем губы в исходное положение. Повторим 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу Ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.

 
«Слон»

 Идет Язычок дальше. Ой! Кто это такой большой с линным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Сомкнутые губы вытянем вперед и удержим в таком положении до счета «пять», вернемся в исходное положение.

 Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

 «Змея»

 Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это…змея! Давай изобразим змею.
Улыбнемся, откроем ротик, высунем острый язычок изо рта, затем спрячем.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.

 «Лошадка»

 Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!», и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнемся, широко откроем рот, щелкнем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал только язычок.

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.

 «Расческа»

 Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах! Какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!». Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Улыбнемся, закусим язык зубами. «Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расческа.

 «Часики»

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Улыбнемся, откроем рот. Тянем язык попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторим 10 раз.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часок.
Ты в часы играть готов?

 «Шарики»

 Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шары. Надуй одну щеку-сдуй. Затем надуй другую щеку и сдуй. Надувай попеременной 4-5 раз.

Я надул Воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик-не беда!
Новый шар надую я!

logoped73.ru

Веселая артикуляционная гимнастика Бегемотик рот открыл Подержал

Веселая артикуляционная гимнастика

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3— 5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3— 4 раза.

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка» . Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок» . Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3 — 5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок» . Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3— 5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата» . Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3— 5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко» . Широко открываем рот, делаем 4— 5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка» . Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели» ?

Учимся делать упражнение «Качели» . Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.

Учимся делать упражнение «Иголочка» . Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3— 5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник» . Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед» . Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

Учимся делать упражнение «Мостик» . Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3— 5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

Учимся делать упражнение «Орешек» . При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6— 8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Презентацию подготовила Лазарева Л. В учитель – логопед МДОУ № 312 г. Новосибирска по книге Н. В. Нищевой «Весёлая артикуляционная гимнастика»

present5.com

Артикуляционная гимнастика | Муниципальное образовательное учреждение Детский сад №121

Бегемотик рот открыл,

Подержал.Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

 

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри! Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое называется «Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

 

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,

Унего зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли в миг.

Локает быстро и легко

«Лопаткой» высунув язык.

 

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А, скажите, вы б сумели

Язычком качать «качели»?

Учимся делать упражнение «Качели».

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни ка ниже на страницу,

Мой язычок, как клюв у птицы.

Учимся делать упражнение «Иголочка».

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,

качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

xn--121-8cdu0f.xn--p1ai

Материал по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ и щёк

1. «Бегемотик» - Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. «Лягушки» - На улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5-10.

3. «Слоник» - Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

4. Чередовать «Лягушки», «Слоник» сначала медленно, потом всё быстрее. 

5. «Воздушный шарик» - Надуть одну щёку, сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Упражнения для языка

6. «Змея» - 1)На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

              2) На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

7. «Месим тесто» - На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

8. «Блинчик» - На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.

9. «Лошадка» - На улыбке, рот широко открыт; цоканье кончиком языка о твёрдое нёбо; нижняя челюсть неподвижна.

10. «Расчёска» - На улыбке; закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 3-4 раза.

11. «Маятник» - На улыбке, рот открыт; тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

12. «Ёжик бегает» - Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

13. «Футбол» - 1) Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

                     2) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!

14. «Качели» - На улыбке, рот широко открыт; на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Язык «широкий». Повторить 4-5 раз.

15. «Индюк» - На улыбке; открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: «была-была-была». Язык должен облизывать губу!

16. «Варенье» - На улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу (а] сначала в одну, затем в другую стороны; б] делая движения языком сверху - вниз), потом нижнюю губу. Повторить 4-5 раз.

17. «Киска лакает молоко» - На улыбке; рот открыть, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка, убрать язык. Закрыть рот. Повторить 5-7 раз.

18. «Чашка» - 1) На улыбке; открыть рот, высунуть широкий язычок и тянуть его к носу. Бока языка должны быть загнуты вверх, чтобы «чай не пролился». Нижней губой не помогать. Удерживать под счёт от 5 до 10.

                     2) Тоже самое, только «чашечка» задвигается за зубки, внутрь ротовой полости.

19. «Почистим зубки» - На улыбке; открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт от 7 до 8. Затем почистить за верхними зубами . Рот при этом широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Повторить 3-5 раз.

20. «Киска сердится» -1) На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз.                               2) «Погладим киску» - Язык в положении «Киска сердится». Прижать язык верхними зубами и скатиться вниз к кончику языка, как бы «погладить киску».

                               3) Язык в том же положении. Язык зацепить за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд – назад.

21. «Парус» - 1) На улыбке; рот широко открыть, кончик языка поставить на альвеолы за верхними зубами. Язык «широкий». Удерживать язык в таком положении под счёт от 8 до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

                   2) Язык в том же положении. Сильное дутьё в щель между широким языком и нёбом.

22. «Маляр» - На улыбке; рот широко открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счёт до 8.

23. «Грибок» - На улыбке; присосать язык к нёбу, широко открыть рот (Язык должен остаться присосанным к нёбу! Язык «широкий»!).

24. «Дятел» - 1) На улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить : «д-д-д». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал».

                   2) Потом стучать: «д-дд, д-дд»

                   3) А потом: «дд-д, дд-д».

25. «Комарик» - На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубами. Произносить: «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на альвеолы энергично.

26. «Моторчик» - 1) На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по альвеолам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын». Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять 5-10 секунд.

                    2) Потом заводить моторчик: «дын-дын-дын». Повторить 4-5 раз.

27. «Гармошка» - На улыбке; присосать язык к нёбу. Широко открывать и закрывать рот, не отпуская языка. Повторить 4-5 раз.

28. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот, кончик языка опущен за нижние зубы. Длительно произносить: «ы-ы-ы-ы».

Упражнения для правильно выдыхаемой струи воздуха

29. «Ветерок» - На улыбке; положить широкий язык на нижнюю губу («блинчик»), кончик языка опущен, боковые края прижаты к верхним зубам, и, как бы произнося длительно звук ф-ф-ф, одуть ватку на другой конец стола. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы! Следить, чтобы щёки не надувались! Чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х!

30. «Свисток» - Кончик языка за нижними зубами, сильное дутьё. Воздух проходит по средней линии языка. Можно дуть в трубочку. Выдуваемый воздух холодный. 

Упражнения для правильного речевого дыхания

31. «Нюхать цветок» - Сделать вдох через нос; на выдохе через рот произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Для [с], [сь], [з], [зь], [ц]:  Чередовать «Лягушки» - «Слоник»,  «Месим тесто», «Лягушки», «Слоник», «Блинчик», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Качели», «Футбол», «Свисток», «Ветерок».

Для [ш], [ч], [ж], [щ]: Чередовать «Лягушки» - «Слоник»,  «Блинчик», «Качели», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Чашка», «Парус», «Лошадка».

Для [л], [ль]:  «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Индюк», «Пароход гудит».

Для [р], [рь]: «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Почистим зубки»,  «Индюк», «Комарик», «Дятел», «Моторчик».

                        

nsportal.ru

" Артикуляционная гимнастика "

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

Упражнение №1. «Улыбка» (Лягушка)

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вот понравится лягушкам – Наши губки улыбнулись,

Губы тянут прямо к ушки! Прямо к ушкам потянулись.

Улыбается щенок, Ты попробуй «ииии» скажи

Зубки напоказ Свой заборчик покажи!

Я бы точно так же смог, Тянуть губы прямо к ушкам

Вот, смотри. Сейчас. Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.


Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.


Упражнение №2 «Трубочка»

Цель:

  Описание выполнения упражнения: Для того чтобы сделать «трубочку» нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:


На дудочку губы положим, Вот понравится слону

И даже сыграть на ней сможем. Губы хоботом тянуууу!

Ду-Ду-Дуууу.

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение № 3. «Открой и закрой дверцу».

Цель:

Как выполнять упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.


Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «Окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнение № 4. «Часики»

Цель: добиваться хорошей подвижности языка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!


Стихи для артикуляционного упражнения:

«Тик – так, тик – так!»

Ходят часики - вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так, вот так:

Тик-так, тик-так.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.

Упражнение № 5. «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».


Язык широкий, гладкий

Получается «лопатка»

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Упражнение №6 «Иголочка»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Как выполнить артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».



Язык иголочкой тяну!

Не подходи! Я уколю!


Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

 У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.

Упражнение №7 «Качели»

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

Ах, качели! Ах, качели!

Подхватили, полетели,

Оторвали от земли,

Прямо в небо унесли!

Перехватываем дух,

Сердце замирает,

Вверх – ух! Вниз – ух!

Всё в глазах мелькает!

Я лечу! Я лечу!

И кричу, и хохочу!

Посильнее раскачаюсь,

Прямо в небо улечу.

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз.

На качелях я катался: Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели. Вверх летел и вниз спускался.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Упражнение №8 «Кошечка» (Горка)

Цель:научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

 

Стихи для артикуляционного упражнения

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Горка. Санки. Ну, пора

Мчаться вниз. Ура! Ура!

С горки вниз, в ушах свистит,

Только снег в лицо летит.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!



Упражнение №9 «Бегемотик»

Цель: научиться плавно открывать и закрывать рот, расслаблять мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик»,

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Упражнение №10 «Хоботок»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

Рекомендации.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Упражнение №11 «Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы за верхними зубами. Движения кистью и кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Упражнение №12 «Чашечка»

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше.

Подержать вот этот ковшик.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 Упражнение №13 «Грибок»

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения губы были в улыбке, язык располагался по всему небу, а кончик языка находился у верхних передних зубов. Рот необходимо держать широко открытым. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 Упражнение №14 «Пятачок»

Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

  1. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Подражаем поросенку,

Сложим губки пяточком,

Раз, два, три, четыре,

Пяточком мы покрутили.

Рекомендации.

При выполнении артикуляционного упражнения необходимо следить, чтобы губы не размыкались. Голова не должна наклоняться или опускаться вниз. Движения кистью или кистями рук обязательно выполнять синхронно с движениями губ.

Упражнение №15 «Кролик»

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами;

Приподнимать верхнюю губу и удерживать 2-3 секунды.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушком потрепали.

Рекомендации.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить за синхронными движениями пальцев руки.

 

Упражнение №16 «Мостик» (Кошечка, Горка)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание выполнения артикуляционного упражнения. Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.

Упражнение №17 «Хомячок».

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание выполнения артикуляционного упражнения. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.


Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение №18 «Котенок лакает молоко».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.


Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик.

Мурзик наш расчёску взял,

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаём;

Всё покажем язычком.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение

Упражнение №19 «Вкусный мед». (Вкусное варенье)

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.


Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение №20 «Орешек».

Цель: тренировать мышцы языка.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево - вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение№21 «Барабан»

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыть рот, широкий язык

Поднять вверх и произнести громко,

отрывисто, многократно, не опуская Упражнение способствует вызыванию

языка: Д-Д-Д-Д-Д. звуков: Р, Рь, Ль.

Барабанщик очень занят,

Д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит:

Д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай:

Д-Д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай:

Д-д, д-д-д.

Учись играть на барабане:

Д-д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет:

Д-д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся:

Д-д-д, д-д-д,

Смотри – с ритма не сбивайся:

Д-д-д, д-д-д.

Упражнение №22 «Гармошка»

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: 

  1. Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторон.

  2. Улыбнитесь, широко открой рот, «присоси» язык к нёбу;

Не опуская язык, сильно опусти нижнюю челюсть, закрой рот и опять широко открой, не меняя положение языка;

Повтори 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу. 

infourok.ru


Смотрите также