656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Что делать если ребенок не может выучить стих


Ребенок плохо запоминает стихи - как помочь ребёнку запоминать

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

 

Кстати!  Вы слыхали когда-нибудь о том, что память  — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых,  полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том,  как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.


Ребенок плохо запоминает стихи?!

как помочь ребенку запоминать

Содержание статьи

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 %  такого стиха состоит из слов и выражений, значение  которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это —  нарисовать!

 

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1.  Главное для начала правильно определить, так скажем, —  масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка?  Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом  1 слово: 1 пиктограмма . Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.
  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово.  Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.
  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок. Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся  в памяти

 

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

 

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

 

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём,  например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего  примера рисования стишков. Мы так учили.  Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок,  — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Кто?

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

На

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке 🙂

Свете

Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.

Самый- самый

Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.

Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.

Дальше – это опять «Кто». Да-да!

Почти

Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!

А вот такое почти – оно хорошо заметно.

Это, если что,  — человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти 🙂

Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.

Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.

А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.

Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове.  И дальше – всё хорошо. Проверено.

Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.

Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.

Как быстро выучить сложный стих?  Метод второй. Для тех,  кто в пути и только для фантазёров!

— И как же это выучить?! –

с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.

Элементарно!

Вот, например.

Для тех, кто, быть может, находится на улице или просто не имеет возможности рисовать

Метод этот, скажу сразу, чудной! И требует проявления бурной фантазии. Так уж повелось у людей — чем чуднее, тем лучше запоминают.

Если вы уверены, что таковой у вас не имеется, рекомендую сразу переходить к пункту два. Он с этой точки зрения попроще. Правда, кому-то из вас придётся порисовать.

 

Суть первого же метода заключается вот в чём:

К каждому слову, или фразе, или какой угодно другой смысловой единице стихотворения, придумывается яркая, по возможности чудная ассоциация.

При этом все эти ассоциации должны быть последовательно связаны! Ведь последовательность необходимо тоже запомнить.

 

Приведу пример.

Так вот мы со старшей дочкой в срочном порядке(пока ехали в автобусе на занятие) выучили эту последовательность:

«Аквата,

Андрина,

Ариста,

Атина,

Аделла,

Аллана

И Ариэль»

Весь остальной текст был достаточно простым для запоминания, но это…

 

А мы и не думали отчаиваться!

 

Мы просто быстренько придумали историю-ассоциацию.

Такую:

Вода(АК(ВА) пролилась на вату (ВАТА).

Пришли Андрей(АНДР)и Ирина(ИНА).

Они были артисты(АРИСТА) (можно ещё добавить «без театра=без Т»,чтобы запомнить,  что имя получается вычитанием буквы т из артиста),

И говорят: «А тина (АТИНА) где?!»

 А им отвечают: — А (А) её делают (ДЕЛЛА)

Алла и Анна (АЛАНА).

Такая вот чудная история повторяется пару раз и — готово! Чтобы запомнилось лучше, весьма желательно подключить воображение.

Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.

Например:

Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.

Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту,  а это и хорошо — ярко. Значит, — запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…

Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!

Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа «тут мы уже были»

Вот они не видят тины потому и спрашивают:

— А тина где?!

А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:

— А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).

Ну как? Запомнили? То-то и оно.

Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, — немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.


На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно,  как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.

Так что — удачи!  О результатах — пишите! Буду рада узнать!

irinaroslova.ru

Как научить ребенка запоминать стихи?

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…

Автор методики: Валуева Л.А.

azbyka.ru

Ребенок плохо учит стихи наизусть и не любит их рассказывать

Здравствуйте уважаемые посетители блога!
Наверно все помнят со школы “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...” или например, “Мой дядя самых честных правил...”. Как ходили, учили, повторяли строчку за строчкой, а потом боялись забыть у доски порядок слов, порою таких непонятных, исчезнувших из нашего обихода. В этой статье я вам расскажу, что делать, если ваш ребенок плохо учит стихи.

Причины проблемы

Это очень распространенная проблема — очень сложно, порой невозможно, выучить стихотворение ребенку с речевыми проблемами. И дело даже не в том, что ему трудно выговорить слова, хотя такое тоже бывает. Он не может запомнить порядок слов, поэтому надо быть готовыми к тому, что ребенок будет пересказывать его своими словами, такой «белый стих».

Это происходит, потому что у таких детей часто нарушен темп и ритм речи. Они его просто не чувствуют, потому что им часто не понятен смысл некоторых слов и выражений. Поэтому надо сначала побеседовать на тему, о которой идет речь в стихе и провести словарную работу. Такие дети не чувствуют рифму, потому что у них плохо развит фонематический слух. С интонацией тоже обстоит не лучшим образом. Дети рассказывают монотонно, бу-бу-бу, не повышая и не понижая тона, порой плохо открывая рот.

С такой техникой можно не узнать даже самое известной стихотворение. Поэтому все логопедические проблемы желательно исправлять до школы. При разучивании стихов начинают вылезать все недочеты и промахи. Но приходится работать с тем, что есть. Даже взрослые артисты и телеведущие всю жизнь работают над своей дикцией. И многие их приемы и методы подойдут и детям, только надо подавать их в игровой форме.

Словарная работа

Предстоит работать по двум фронтам, по внешней форме, что бы стих звучал четко, понятно, выделялись интонационно нужные слова, соблюдались паузы и окружающим было понятно, о чем это стихотворение и отношение к его содержанию самого рассказчика. Но не надо забывать и о внутренней работе, над смыслом, ребенок должен знать, о чем идет речь, значение каждого слова, каждой фразы ему должно быть понятно и близко.

Прежде всего нужно провести с ребенком беседу на тему, которая близка к тому, о чем идет речь в стихотворении. Например, надо выучить стих о весне. Значит надо выяснить, знает ли малыш, чем это время года отличается от других, как понять, что она наступила? Посмотреть картинки, на которых изображена весна, что делают дети, взрослые? Какие изменения в природе, в жизни животных и птиц?

Желательно найти картинку, которая отображает весь текст либо несколько,разложив их в определенном порядке. Затем рассказываете стих и просите показать те или иные события, которые иллюстрируются в картинке, например, “...растаял снег, бегут ручьи…” или “...на дворе звенит капель...скоро выйдут муравьи...стали птицы песни петь...”. Это опора на зрительный анализатор. Также помогут опорные слова.

Опорные слова

Если ребенок умеет читать, то можно сопроводить картинки надписями: капель, ручьи, лужи, муравьи… Или двумя словами: пробирается медведь, расцвел подснежник. У детей должны сложиться яркие поэтические образы, потому что в этом и есть смысл поэзии, вызывать яркие чувства, положительный настрой. Забываем на время, что весной грязь, что часто портиться погода, холодный ветер сочетается ярким солнцем. Мы радуемся, что наконец-то уходят холода и впереди нас ждет лето — маленькая жизнь.

Восприятие рифмы

Многие дети не понимают, что такое рифма. Они не чувствуют, что у слов “муха” и ”сухо” — одинаковое окончание. Над этим надо поработать, очень хорошо здесь помогают чистоговорки. Это такие маленькие стишки, когда произносится несколько раз последний слог, а затем слово, которое на него оканчивается: “да да да холодная вода”, “ду ду ду я к тебе иду”. Сначала повторяете несколько раз эти строчки, затем говорите “да да да ...” и ждете, что скажет малыш, если “я к тебе иду” ясно, что проблема очень сильно запущена и надо над ней поработать.

Правильное дыхание

Кроме этого не надо забывать и о внешней подаче, следовательно надо поработать над произношением. Хорошо ли он открывает рот, хватает ли ему воздуха, умеет ли он произнести фразу без втягивания воздуха сквозь зубы, это очень портит впечатление. Учимся распределять набранный в легкие воздух. Если надо ставим правильное диафрагмальное дыхание, когда воздух набирается носом, а выдыхается ртом. Работа дыхательных мышц распределяется равномерно между грудным и брюшным дыханием.

Рот должен открываться достаточно широко, и безусловно, у каждого гласного звука есть свое положение губ. Кроме того, надо четко выделять ударный звук, не должно быть скандированного завывающего проговаривания. Во фразе выделяется повышением тона и громкостью слово, на которое делается смысловая нагрузка. Голос и тон должны играть, то повышаться, то понижаться. Можно показывать руками, в какихслучаях надо выделить какое-то слово. Малыш сам может взмахнуть рукой в нужных местах.

Фонетическая ритмика

Безусловно, здесь может помочь фонетическая ритмика, когда каждое слово или звук сопровождается движением рук. Они задают темп и ритмический рисунок, как бы дирижируя себе. Ребенок может дополнять текст мимикой и жестами. При чем сначала жесты более широкие и резкие, по мере заучивания текста становятся более плавными и менее заметными. Поэтому не надо бояться, что малыш будет рассказывать стихотворение размахивая руками и все будут смеяться над ним.

Постепенно все движения останутся на уровне еле заметных движений кончиков пальцев. Согласитесь, это намного лучше, когда дети начинают заворачивать края одежды, грызть уголки воротников, жевать волосы и чесаться. Все эти жесты сигнализируют о большом уровне стресса, неуверенности в себе и страхе быть не успешными.

Не надо забывать, что заучивание стихов является хорошей тренировкой памяти. В жизни приходится много чего учить и запоминать, поэтому можно отработать эти навыки на стихотворном материале. Также опыт выступления на публике всегда может пригодится. Как держать себя и подавать с выгодной стороны? Этот навык тоже вырабатывается в глубоком детстве. Его успешность остается глубоко внутри на бессознательном уровне.

На этом заканчиваю эту статью. Если останутся какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, пишите в комментариях. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить ничего интересного.

marilina.ru

Как научить ребёнка 8 лет выучивать наизусть стихи?

читайте на ночь и сразу как проснется

А зачем? Может, у него по-другому мозги работают. Надо меньше насилия к ребенку прилагать

ну пусть образно представляет это все,как сказка,по ситуации,например дом стоял на горе и светила луна а он шел по траве в глазах не было сна пусть прочитает,представит то типа сначала дом,потом гора,выше луна,и он идет по травке.у детей воображение хорошее.

начните читать КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО и МАРГАРИТУ АЛИГЕР,как можно периодичнее,что запомнит,что забудет,но начнет самостоятельно и выборочно интересоваться поэзией.Суваж.

это зависит от ребенка; одному достаточно пару раз прочитать, а другому - зубрить надо; да и начинить надо было пораньше

Моему 12, так и не научили...

у ребенка значит так развита память... я сама хорошо училась в школе, но если надо было стих наизусть, больше тройки никогда не было, хотя с пересказами близко к тексту было всё ок.... поговорите с учителями, объясните им ситуацию... а так, читайте больше, а лучше песенки пойте, с музыкой лучше запоминается))

разрабатывайте ему память но некоторым правдо это недано но и ничего то что ему надо я надеюсь он помнит

Учить вместе с ним. Сначала одну строчку, потом вторую, соединяешь. Затем следующие две строчки. Объединяешь в четверостишие и т. д.

Честно говоря, для меня это всегда была мука. Я очень плохо запоминала стихи. Потом поняла, что я в них не вижу какой-то логики, хотя очень люблю читать их. Я поняла, что у меня мозги технаря. И как люди запоминают стихи, для меня это до сих пор загадка.

А если схитрить, если выучит поощрить тем. что он любит

Вообще-то учить стихи надо бы пораньше, лет, эдак, с трех. Что-то вы запоздали. Главное теперь- учить представлять, о чем идет разговор в содержании стихотворения.

в слух ему читать,я в 4-6 лет целые книги мог цитировать:)серьёзно.(я имею ввиду детские книги)

А до этого вы как стихи учили? Разбиваете на строфы и читаете 2-3 раза, потом повторяет, подглядывая в книгу, если что-то не так, то еще раз читает и т.д. пока все не запомнит. Поскольку в стихах многие слова запоминаются по рифме, то можно с ребенком поиграть в рифмы (вы говорите слово, он-рифму , а потом наоборот). И читать побольше.

touch.otvet.mail.ru

10 способов выучить и рассказать стих на пять

Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы… 

1. Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

2. Полное погружение

Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

3. Ассоциации

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

4. Рисование стихотворения

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

5. Книжку под подушку

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

6. Диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

7. Театр

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

8. Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Полезные советы

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Другие способы

Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.

Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.

Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).

Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)

• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.

В заключение еще несколько советов

— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.

— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,
Даже молодой, —
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!

2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно  сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» — постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

9 этап.  Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем,  кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

azbyka.ru

Как научить ребенка учить стихи наизусть

Содержание статьи:

В маленьком возрасте можно обойтись не заучивать стихи, но в детском саду без этого умения никуда. Эта статья подскажет, что нужно знать при изучении стихов с ребенком, проблемах и способы завлечения их учить.

Малыш в детском саду или в школе, умея читать стихи наизусть — счастье и радость родителей. Но научить запоминать конкретный текст непросто. Это требует от детей и родителей терпения, усидчивости, внимание.

Зачем детям учить и запоминать стихи?

Для развития памяти очень хороший метод — заучивать песенки, стихи, потешки, считалки. Навык правильно запоминать, поможет в будущем — в школе, в профессии, и просто в жизни. Это развитие у малыша чувства ритма, веры в себя, творчества, увеличения словарного запаса.

Можно совместить заучивание стихов с пальчиковой гимнастикой, где будут развивать крупную и мелкую моторику.

Когда следует начинать учить стихи с ребенком

Лучшее время — с рождения, когда младенец будет слушать мамины песенки, колыбельные, стишки. Он уже слышит, воспринимает мамин голос. Пусть детеныш привыкает к прекрасному с самого начала. Продолжать рассказывать потешки при купании, на прогулке, кормлении. Как только ребенок учится разговаривать — время учить и запоминать стихи. Начинать с маленьких четверостиший и дальше увеличивать объем. Научить ребенка стихам в 3 года — очень даже возможно.

Уже 4-5 лет — время научить ребенка учить стихи наизусть. Память детская в этом возрасте, быстро развивается.

Ошибки, которые могут быть допущены при изучении стихов

Воспитать у детей любовь и уважение к поэзии — большой труд, а главное не делать ошибок:

  • говорить ребенку, что нужно обязательно выучить стих;
  • учить, когда у малыша плохое настроение;
  • безэмоционально читать текст стиха, не объясняя смысл незнакомых слов;
  • не желательно учить сразу текст большим объемом;

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком

Есть несколько способов, чтоб выучить текст, а главное быстро запоминать стихотворение — для родителей было б радостью.

  • Стихотворение под возраст. Подбирать размер, который будет под силу. Слова, чтоб были знакомы, понятны.
  • Верное время. Заучивать текст с хорошим настроением ребенка, полным энергии и сил, с желанием.
  • Мотивирование. Объяснить малышу,с какой целью вы учите стишок (пример — для бабушки, Дед Морозу).
  • Нравится стих. Он должен быть по душе и взрослому и ребеночку. Можно предложить несколько вариантов для разучивания, чтоб малыш самостоятельно выбрал интересный ему. Приучаем к прекрасному.
  • Эмоционально настроение. Стишки нужно учить с выражением, прочитать текст с интонацией. Как вариант имитировать разный голос, нежный, писклявый, как животное. Так карапуз будет с восторгом запоминать слова.
  • Игровой способ. Деткам очень нравится в игровой форме выполнять задание используя мячик, животных, игрушки-герои стиха, напевать стих.
  • Запоминаем и учим постепенно. Постепенно, не торопиться учить по несколько строчек, не за один день или раз.
  • Обязательно хвалить. Поддерживать карапуза, даже если он допускает ошибки. Подбадривать словами, что все получается не сразу. И важное — похвалить в конце задания.

Как научить ребенка выразительно читать стихи?

Возможно ли научить малыша читать выразительно стихи. Как это сделать? Вот ступеньки, которые в этом помогут.

Доступный, близкий, понятный смысл стиха.

  • Маленький ребенок — короткий стих. Длинный текст тяжело запомнить деткам 2 лет, лучше 2-4 строчки; в 3-4 года 1-2 четверостишия; в 5-7 лет до 5 четверостиший.
  • Динамичное стихотворение. С короткими строчками, понятным ритмом, где будут действия, без описания.
  • Гармонировать с характером карапуза.Шалуну интересно веселые стихи, а фантазеру — плавные, спокойные.
  • Высокое качество стиха. Поэзия — расширение красивой речи, развивать нравственное и этическое воспитание.
  • Эмоция стиха. Выяснить с малышом настроение текста — грустное, радостное. Предложить ему одному почитать разными эмоциями по строчке — радостно, удивленно, строго, нежно.
  • Логические ударения. Важно понять какие слова главные в тексте по смыслу, выделяя их голосом в момент чтения: прочитать громче, после данного слова сделать паузу.
  • Подобрать темп чтения стиха с паузами. Он зависит от содержимого (радость, грусть, счастье), типа речи (описание читают медленно, рассказ — быстрее). Тренировать читать в разных темпах (быстро, средне,медленно). Объяснить, что пауза — перерыв в чтении, короткий или длинный. Когда какую паузу использовать, показать на личном примере.

Как научить ребенка сочинять стихи?

Талант и особенность есть у каждого малыша. Но не все взрослые могут это заметить. Для гармоничного развития детей следует развивать способности творческие, и в этом помогут стихи.

Подбирать рифму к словам помогает ребенку быстро думать, красочно воображать, подбирать образные выражения. Лучше, когда малыш будет сочинять стихи с раннего возраста. А взрослый, в качестве поднятия самооценки ребенка, будет хвалить его способности.

Но есть несколько этапов в сочинении стихотворений:

  • Создавать интерес к сочинению стиха собственного.
  • Воспитывать поэтическое чутье, ритм, фонематический слух.
  • Придумывать свой стих.
  • Формировать творческий процесс.
  • Желание взрослого.
  • Учить деток фантазировать, наблюдать.
  • Читать художественную литературу о природе.
  • Уметь пользоваться метафорами.
  • Передавать эмоциональные чувства в различных ситуациях.

Если есть желание помочь ребенку запоминать, выучить или сочинять стихи — это просто, все получится, главное терпения и творческий подход.

zhenskij-vzgljad.ru

8 приёмов — и никаких истерик!

Воспитание и развитие наших детей далеко не всегда является простым и легким процессом. Взять хотя бы заучивание стихотворений. Все знают о том, насколько важны такие упражнения для развития словарного запаса, дикции и памяти маленького литератора. Вот только как уговорить сорванца выучить стихотворение наизусть быстро и тогда, когда этого хотят родители или учителя?

К счастью, педагоги и психологи уже разработали довольно действенную методику заучивания стихотворений. Ее ценность состоит не только в том, что учить стихи ребенку будет легче. Малышу будет еще и интересно, поскольку он увлечется этим процессом как игрой!

С чего начинать?

Стоит знать о том, что возраст ребенка довольно значим в этом процессе. Чем раньше близкие начнут употреблять в общении с малышом рифмованные строки, тем легче в дальнейшем ребенку будет заучивать стихотворения.

Использование рифмованных строк положительно влияет не только на дальнейшую способность к заучиванию, но и на формирование словарного запаса. Поэтому специалисты в области раннего развития советуют читать малышам стихи, потешки и прибаутки с младенчества. А перинатальная педагогика утверждает, что дети, чьи мамы в период беременности читали вслух стихотворения, впоследствии быстрее и проще заучивают тексты на память.

В возрасте 4-5 лет дети обладают поистине удивительными возможностями к запоминанию. И если до 3 лет это заучивание имеет скорее механический характер, то после четырех это уже осознанное запоминание. Единственный нюанс, о котором стоит помнить родителям – это то, что до 7 лет разучивание стихов должно быть игрой, а не обязанностью.

Конечно же, читать в этом возрасте потешки уже неуместно. А вот рифмованные загадки, скороговорки и сказки будут как нельзя кстати. Для выбора сказок и стихотворений ограничений практически нет. Только постарайтесь чтобы сюжет был малышу интересен и понятен. А вот в скороговорках избегайте повторения звуков, с которыми у ребенка есть проблемы в произношении. Вначале проработайте с логопедом их постановку, а уж затем закрепляйте в скороговорках.

О методике разучивания стихотворений

Существует определенный порядок действий, объясняющий, как учить с ребенком стихи. Хотя, эти рекомендации обязательно должны подстраиваться под индивидуальность малыша!

  1. Обязательно дайте ребенку возможность услышать, как должно звучать стихотворение. Прочтете ли вы его сами или доверите это звукозаписи – решать вам. Только это должно быть выразительное и эмоциональное чтение. Таким образом формируется осознанное восприятие произведения, а также тренируется собственно память.
  2. После первого прочтения обязательно выясните, все ли слова знакомы ребенку и объясните значения новых для него понятий.
  3. Теперь заинтересуйте ваше чадо. Если вы просто объявите о том, что на завтра нужно выучить стих, то вряд ли увидите желание в глазах малыша. Совсем другое дело, если нужно посоревноваться с братом, папой или бабушкой. Или же приготовить подарок маме к празднику.
  4. Теперь в работу вступает метод накопления информации. Пусть ребенок повторяет за вами. Вначале по одной строке, потом составляет фразы, а уж потом – полностью от начала до конца. При этом не требуйте окончательного результата за один вечер. По наблюдениям психологов от 8 до 10 повторений требуется детям, чтобы окончательно выучить стих. И это количество повторов необходимо распределить на несколько дней! Повторяя многократно строчку за строчкой, вы добьетесь того, что ребенок выучит стихотворение, сам того не заметив. Если малыш наотрез отказывается повторять за вами, используйте в качестве декламатора его игрушки, которые разными голосами будут рассказывать знакомое стихотворение. Да и сами в присутствии ребенка невзначай проговаривайте то, что хотите с ним выучить.
  5. При подборе стихотворного материала и во время разучивания стихов помните об индивидуальных особенностях детей. «Молчунам» лучше предложить ритмичные песенки и потешки, застенчивым малышам подберите стишок, где имя главного героя или сюжет схожи с реальной жизнью ребенка.
  6.  Отличные результаты дает использование элементов логоритмики. Речь идет о совмещении чтения и рассказывания стихов с движениями тела. Различные ритмичные покачивания, постукивания, шаги, хлопки запускают двигательную память и активизируют запоминание текста.
  7. Интересный и правильный ответ на вопрос «как учить с ребенком стих» дает эйдетика – наука о запоминании информации с помощью образов. Попробуйте рисовать небольшие, но понятные малышу пиктограммы или рисунки по ходу смысла стихотворения. Это поможет не только запомнить порядок развития событий, но и разовьет ассоциативное мышление.
  8. Не забывайте об отдыхе, ведь изучение стихов должно быть игрой и приятным развлечением.

Если занятия по заучиванию стихотворений будут проходить в благоприятной эмоциональной обстановке и без принуждения, вы не только поможете малышу развиваться, но и станете ближе друг другу!)

e-w-e.ru


Смотрите также