656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Что такое у ребенка зпрЕсть ли у Вашего ребенка ЗПР или ЗПРР в 2-3 года?Возраст 2-3 года – время, когда малыш активно познает мир, овладевает родным языком и коммуникативными навыками. Он стремительно пополняет словарь, изучает грамматику, расширяет кругозор. Этот процесс замедляется к 5 годам. Если у пятилетнего ребенка речь не развита совсем, у него рассеянное внимание, проблемы с мышлением, памятью, нет стремления к общению и расширению знаний, то вероятность нагнать здоровых сверстников, – менее 1%. Если начать коррекцию в 2-3 года, то ребенок с ЗПР или ЗПРР вполне может в дальнейшем обучаться в обычной школе. Что такое ЗПР и ЗПРР?Задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) – отклонения, требующие срочной коррекции и лечения под руководством опытного специалиста. ЗПР – это нарушение развития отдельных психических функций (внимания, мышления, эмоций, воли, памяти), обусловленное медленным созреванием нервной системы. Такие дети могут более-менее говорить (хотя зачастую ЗПР сочетается с тяжелыми формами ЗРР), но крайне плохо поддаются обучению и испытывают серьезные трудности с социальной адаптацией. ЗПР считается пограничным состоянием между нормальным развитием и патологией, поэтому при грамотном подходе с возрастом его можно компенсировать. Главное отличие задержки психоречевого развития (ЗПРР) от ЗПР в том, что это нарушение напрямую связано с освоением ребенком речи. Низкая скорость речевого развития приводит к значительному отставанию в формировании психических функций. Обычно ЗПРР определяется в 2-3 года, так как в этом возрасте ребенок обычно начинает активно общаться, и недоразвитость его речи, социальных навыков, отставание от сверстников очевидны. Если выявить ЗПРР своевременно, это состояние успешно компенсируется ко времени поступления в школу. Проверьте своего ребенкаО задержке психического развития говорят следующие признаки:
Задержку психоречевого развития можно определить следующим образом:
Диагнозы ЗПР и ЗПРР ставятся только совместно неврологом, дефектологом, логопедом, психологом. Ими же разрабатывается стратегия лечения. Что делать, если у малыша ЗПР или ЗПРР?Основное заблуждение родителей и обывателей – смешение ЗПР и ЗПРР с психической ненормальностью. Эти диагнозы означают только отставание ребенка от своих сверстников в развитии, которое поддается коррекции. Итак, вы заметили у малыша признаки отклонений или уже знаете диагноз. Как поступить в этой непростой ситуации?
Едва ли не самая главная роль в процессе преодоления ЗПР и ЗПРР отводится родителям. Они находятся рядом с ребенком постоянно, тогда как врач и педагог видят его 2-3 раза в неделю. С малышом необходимо заниматься каждый день, каждый час. Распорядок дня, досуг следует выстроить так, чтобы каждая минута способствовала выздоровлению. Приобретите дидактические игры, кукольный театр, выполняйте пальчиковую гимнастику, читайте художественную литературу по возрасту, одним словом, создайте вокруг малыша развивающую среду. Проводить занятия нужно в строгом соответствии с составленной специалистами программой. К сожалению, готовых рецептов здесь нет, в каждом случае план лечения разрабатывается индивидуально. logoden.ru Дети с ЗПР - развитие, особенности, обучение, характеристикаДети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об олигофрении или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой. Что такое ЗПР? Индивид с ЗПР не характеризуется наличием серьезных нарушений в формировании процессов психики, таких как олигофрения либо первичное недоразвитие двигательной или зрительной системы. Основные сложности, испытываемые ими, имеют связь, обычно, с аномалиями в социальной адаптации и учебной деятельностью. Вследствие замедления образования отдельных психических функций и наблюдаются данные сложности у детей. Развитие детей с ЗПРПримерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР. Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы. Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы. ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей. Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей. Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе. Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации. Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания. Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий. Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы. Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера. Характеристика детей с ЗПРДети, страдающие данным отклонением, характеризуются рядом неординарных особенностей, которые после зачисления в школьное учреждение становятся более заметными, так как такие малыши не полностью готовы к обучению. Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений, навыков, нехватке знаний для прохождения и усвоения школьного материала. Такие дети не могут в отсутствии специализированной помощи овладевать навыками счета, письмом и чтением. Принятые в школьных учреждениях нормы поведения им довольно трудно соблюдать. Также такие малыши испытывают сложности в произвольной деятельности. Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной системы. Можно выделить типичные трудности, присущие всем малышам, страдающим данной патологией. Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторой долей отставания от ее возрастной нормы. Малыш с заторможенностью развития не может выстроить короткий пересказ со связанным смыслом рассказа или сказки. Он может выстраивать только отдельные и часто аграмматичные предложения. Вялость артикуляционного аппарата обуславливает недостаточность произношения некоторых звуков. Малыши с задержкой формирования процессов психики в климат учебного класса не вписываются вследствие собственной наивности, несамостоятельности, прямоте. Они характеризуются частыми конфликтами с ровесниками, не восприятием и не выполнением школьных предписаний. При этом они прекрасно ощущают в игровой деятельности себя и к ней прибегают, когда существует необходимость сбежать от нелегкой учебной деятельности. Однако игры с жесткими рамками (сюжетно-ролевые игры) малышам недоступны и даже содействуют возникновению у них страха или провоцируют отказ играть. Малыш, страдающий ЗПР, испытывает затруднения в организации персональной целенаправленной деятельности. Ведь он не может осознать себя учащимся и не в состоянии понять мотивацию учебной деятельности или ее цели. Идущие от педагога сведения дети с ЗПР воспринимают в замедленном темпе и подобным образом ее перерабатывают. Для более полноценного восприятия ребенку необходима наглядно-практическая опора и выраженная развернутость инструкций. Недоразвития словесно-логического мышления ведет к затрате большего количества времени для освоения свернутых мыслительных операций. Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в сравнении с ровесниками. Вследствие чего для них обучение в обычной среднеобразовательной школе является недоступным. Обучение в обычной среднеобразовательной школе таких детей может нанести им больше вреда, чем пользы. В обычном школьном учреждении малыши впервые начинают осознавать собственную несхожесть с ровесниками, несостоятельность в качестве учащегося, появляется неуверенность в собственном потенциале, зарождается страх перед возможным наказанием. У детей с ЗПР сниженный уровень познавательной активности, что выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная двигательная активность. У таких малышей наблюдается акцентирование внимания на несущественных деталях (второстепенных), пропуск значимого логического момента, нарушение передачи порядка событий. Дети с заторможенным развитием склонны перескакивать с одной темы беседы на другую. Дети с ЗПР характеризуются поверхностью ума. При изучении нового материала они отмечают в качестве основных моментов первые, кинувшиеся им в глаза детали, или располагающиеся на поверхности явления, при этом они не пытаются вникнуть в суть информации. Поэтому им трудно сформировывать содержательные обобщения. Таким школьникам присущи ошибки спутанности понятий, формальный подход в усвоении материала. С поверхностью интеллектуальной сферы связана ее инертность. Ученики с трудом овладевают смыслом новых понятий и возможными приемами их оперирования. В ходе усвоения понятий школьники склонны к стереотипному их применению, с трудом могут отказаться от привычных операций с ними, если уверяются в их необоснованности. Дети с заторможенностью развития, в большинстве случаев, избегают умственного напряжения. Для них проще решать задачи привычными методами, даже если они довольно громоздкие. Наряду с этим школьники с этим заболеванием характеризуются неустойчивостью умственных процессов. Они расположены действовать привычными способами, но любой случайный момент может сбить их с толку. Неустойчивость умственных процессов выражается также в затруднении ориентирования на группу признаков, образующих смысл усваиваемого понятия. Ученики с этой аномалией отличаются и слабой сознательностью собственного мышления, другими словами, понимание того каким образом они решают задачу у них слабо выражено. Речь детей с ЗПР характеризуется своими недостатками, которые легко уловимы при обычном общении. Вследствие чего образуются специфические трудности в овладении навыками чтения и освоении азбуки. Ограниченный запас информации и знаний об окружении, устройстве мира таких детей объясняется бедностью вербальных коммуникаций и отставанием развития когнитивной сферы. Дети с ЗПР очень редко задают вопросы взрослым. Они не отличаются любознательностью. У малышей с замедленным развитием психики понижена потребность в коммуникативном взаимодействии, как с ровесниками, так и с взрослыми лицами. Большинство из них проявляет повышенную тревожность в отношении значимых взрослых. Новый индивид в их окружении вызывает значительно меньше внимания в сравнении с новым предметом. Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности детей слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к коллективу в игровом или учебном процессах, суетливость, неуверенность, изменчивость настроения, манерничанье, недостаточность дифференциации предметов и людей, фамильярность. Все перечисленные качества свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости. Дети с замедленным формированием процессов психики испытывают сложности при необходимости сконцентрироваться для нахождения решения. Это также связано с недостаточностью сформированности эмоционально-волевой сферы у них. На уроке такие ученики могут активно трудиться не более 15 мин. По прошествии этого времени наступает усталость, внимание и активность резко падают, возникают необдуманные действия, в их работе наблюдается много ошибок и поправлений, нередки вспышки раздражения. Коррекционная работа с детьми ЗПР имеет свои приоритетные направления. К таким направлениям следует отнести формирование эмоциональной сферы учеников. Многие сложности социальной школьной адаптации обусловлены незрелостью переживаний, неординарностью эмоционального контроля над поведением. Поверхностность привязанностей и чувств, быстрое пресыщение, легкая эмоциональная возбудимость, изменчивость настроений, лабильность, выражение аффекта ведут к трудностям коммуникативного взаимодействия с взрослыми лицами и ровесниками. Негативизм, агрессия, боязнь не содействуют благоприятному формированию личности малыша с замедленным развитием. Именно поэтому существенное значение приобретает своевременность коррекционной работы в отношении эмоциональной сферы. Своеобразие развития эмоциональной сферы может существенно воздействовать на их сознание и поведение. Дисфункция отдельных уровней эмоциональной сферы трансформирует тип всей ее организации, и могут приводить к образованию различных вариаций социальной дезадаптации. Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять агрессивность при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным. У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций. Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже. Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений. Работа с детьми с ЗПРМетоды воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения. На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке. Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде. Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе. При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе. Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени. Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др. Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль. Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития. Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики. Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии. Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной. Обучение детей с ЗПРК моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение. Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов. Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории. Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала. Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей. Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание. При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс. Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом! psihomed.com Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?Задержка развития ребенкаЗадержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек ЗРР – задержка речевого развития ЗПРР – задержка психоречевого развития ЗПР – задержка психического развития ЗМР – задержка моторного развития ЗПМР – задержка психомоторного развития Задержка речевого развития или ЗРРРечь можно считать основой общего развития подрастающего ребенка Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности? Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников Виды задержек речевого развития у детейЧтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы Афазии ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС Заикание ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата Ринолалия Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических прочих проблем Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными Среди основных называют следующие Перинатальные патологии Как устанавливается причина ЗРР?Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту Шкала Бейли Как лечить ЗРР?Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями отставанием от сверстников Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее Задержка психоречевого развития – ЗПРРВовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 лет В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или аутизм К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба» Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте Страдает повышенным слюноотделением Более того, У него всегда полуприкрытый рот Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРРКак правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка Это Все болезни, связанные с центральной нервной системой Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делать на диету Нам близок именно такой путь До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым Задержка психического развития у детей – ЗПРДанный недуг характеризуется отставанием в развитии памяти ребенка Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей? Причины ЗПРОни почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч. Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.) Симптомы ЗПР – задержки психического развития По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии? Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны Лечение задержки психического развития – ЗПРЭто непростой процесс, но имеющий смысл Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты … Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей Задержка моторного развития – ЗМРДанный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка Причины ЗМР – задержки моторного развития Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы Их несколько Наследственные факторы Задержка моторного развития: симптомыНиже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар Лечение ЗМР – задержки моторного развитияНередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собой Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер Регулярные курсы массажа Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться
Задержка психомоторного развития – ЗПМРЭтот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы ЗПМР, как правило, появляется в результате Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор педагогическая запущенность ребенка О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь! Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум Отказ от ответственности apicorrection.com Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятияЗадержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием. Что это такоеЗадержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.
В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89. Почему возникает ЗПРРЧаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:
Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска. Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке. ПроявленияЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:
И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:
При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:
Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования. ДиагностикаПри подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?
В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника. ЛечениеЛечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально. МедикаментыОдной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.
Могут быть назначены:
Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша. КоррекцияКоррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.
В домашних условияхЗанятия на развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры: Квиллинг Лепка из пластилина:
На улучшение памяти и внимательности:
Прочие методы
Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их. Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими. ЗПРР и приучение к горшкуОдной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:
Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность. orechi.ru что это такое, причины и лечение нарушенияЗПР проявляется как нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Это комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим. Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным. Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным. Причины возникновения ЗПРР у детейНарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:
Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:
Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития. Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции. Диагностирование и обследованиеДиагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:
Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге. Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:
Медикаментозное лечениеЛечение задержки речевого развития у детей может проходить амбулаторно, в режиме частичной госпитализации или в условиях круглосуточного наблюдения в стационаре без ограничения передвижения по отделению. В соответствии с причиной, из-за которой развилась задержка психического развития у детей, обязательно проводится лечение основного заболевания. Используются разнообразные группы препаратов: ноотропы, витамины, сосудистые, успокоительные, психостимуляторы, адаптогены. Если установлен диагноз ЗПРР, лечение должно быть комплексным. Нельзя отдавать предпочтение только одному препарату, т. к. в этом случае не будет лечебного воздействия на все нервные структуры.
Биологически активные препараты тонизируют нервную систему, повышают устойчивость организма к внешним неблагоприятным воздействиям, улучшают настроение, работоспособность, повышают аппетит. Действие развивается постепенно. Если задержка речевого развития у детей вызвана гидроцефалией, то будет головная боль, тошнота, рвота. Потребуется назначение обезболивающих, противорвотных, мочегонных средств. Немедикаментозное лечениеНеобходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:
Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию. Для развития речи используются следующие упражнения и задания:
Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной. Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно. Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:
Способы профилактики нарушенияВоздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость. К основным профилактическим мероприятиям относятся:
Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме. Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:
На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам: Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблемеУ родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом. Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта. Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему. Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает. Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей ourkids.ru симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогнозЗадержка психического развития – это не приговор, однако многим родителям трудно принять тот факт, что у ребенка диагностировано отставание в развитии относительно остальных школьников. Насколько опасна проблема? Что представляет собой задержка психического развития, чем она грозит малышу и на какие сферы деятельности влияет? Что понимают под задержкой психического развития?Под задержкой психического развития следует понимать отставание ребенка в интеллектуальном, умственном, эмоциональном и других аспектах формирования детской психики. Задержка бывает как комплексной, так и затрагивать развитие отдельных функций у малыша: памяти, речи, внимания, мышления. Заболевание не относится к патологическим нарушениям психики ребенка, а является промежуточным звеном между нормой и патологией. Физическое развитие таких детей находится на нормальном уровне, и понять, что малыш имеет дефект, достаточно сложно. Часто родители не замечают никаких отклонений до обследования ребенка перед школой. Именно в этот период невролог проводит осмотр и дает заключение, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников. Запоздание в развитии психики возможно, если малыш находится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если умственная отсталость проявляется у школьника старше 10-12 лет, то это указывает на развитие таких заболеваний, как олигофрения и инфантилизм. Причины отставания детей в развитииПричины, приводящие к развитию данной патологии, можно разделить на 2 категории — биологические и социально-психологические. К биологическим причинам, которые приводят к задержке в развитии ребенка, относятся:
К социально-психологическим причинам задержки психического развития относятся:
СимптомыНа первый взгляд, различить здоровых и отстающих малышей практически невозможно, однако последние имеют определенные особенности поведения. Сфера интересов таких детей ограничена, они практически не задают вопросы, их сложно чем-то заинтересовать, кроме мобильных приложений, игрушек и развлекательных мероприятий. Они не могут заниматься умственной работой более 15 минут, им требуется перерыв. Основные симптомы:
Характеристика детей с ЗПРХарактеристики учеников, страдающих ЗПР, разнообразны и зависят от течения болезни и индивидуальных особенностей пациента. Несмотря на это, существуют типичные для данной категории лиц особенности. Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных, но они и не умственно отсталые. В силу особенностей мышления они не могут быстро усвоить материал и разобраться с алгоритмом действий для решения той или иной задачи, но в отличие от олигофренов им просто требуется помощь взрослых, которую они хорошо воспринимают и в будущем сами справляются с аналогичными задачами. Такие ученики имеют отклонения в поведении. В зависимости от того, экстраверт или интроверт ребенок, он импульсивен, раздражителен, легковозбудим, агрессивен, часто конфликтует с одноклассниками, или, наоборот, тихий, застенчивый, закрытый, пугливый, заторможенный, поэтому постоянно терпит насмешки и издевательства. Чтобы выйти из таких ситуаций, требуется помощь опытного педагога, школьного психолога. Дети с ЗПР плохо учатся, начиная в первого класса. Это связано с эмоциональной и волевой незрелостью. На момент поступления в школу они имеют недостаточный уровень памяти, мыслительных операций, речевых навыков, познания окружающего мира, ограниченный запас знаний. К школьному возрасту готовность к восприятию и усвоению изучаемого материала у них еще не сформирована.ДиагностикаУстановить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом. Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:
ЛечениеПосле постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным. Нужно ли ребенка с ЗПР отправлять в специальный коррекционный сад или школу?Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики. Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения). Если задержка вызвана соматогенными и центрально-органическими расстройствами, нарушены мозговые функции после перенесенных травм и заболеваний, коррекционное заведение необходимо. Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу. Важность индивидуального подхода в обученииИндивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива. Особенности коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПРГлавная особенность коррекционно-развивающего обучения – устранение ненужных эмоций (отрешенности, раздражительности, агрессии) и восстановление необходимых для обучения функций (речи, слуха, внимания, усидчивости). Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, уроки проводятся в учебно-игровой форме с акцентом на зрительную память, которая у данной категории малышей наиболее развита. При обучении важно наличие наглядных пособий, схем и прочих изображений, желательно в красочной форме. Основные методы работы педагогов коррекционной школы:
Воспитательная тактикаЕсли у малыша диагностировали ЗПР, не стоит отчаиваться -важно уделить ему больше внимания, заняться воспитанием, учитывая характер проблемы. Условия общения с такими детьми:
Занятия с логопедом и дефектологомОдин из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии. Интересы малышей и игры для детей с задержкой развитияОсобенности детей с ЗПР состоят в том, что у них преобладают игровые интересы над познавательными. Именно поэтому важно так скорректировать игру, чтобы она стала развивающей, познавательной и помогала справиться с дефектом. Полезны гимнастика с артикуляцией, статические и динамические упражнения, тренирующие моторику игрушки. Для малыша благоприятны игры, развивающие:
Лечение медикаментамиЕсли перечисленные методы лечения не дают результата, можно помочь ребенку медицинскими препаратами. Как правило, назначают такие лекарства:
ПрогнозРодительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе. Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью. Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »Поделитесь с друьями! www.deti34.ru |