656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Дети аутисты признаки мальчики


признаки, проявления у мальчиков и девочек в разном возрасте

Время на чтение: 8 минут

АА

Последнее обновление статьи: 03.05.2019

Аутизм — это нарушение психики, характеризующееся дефицитом взаимодействия с социумом. Такая особенность считается одной из самых сложных в детской практике. Для родителей очень важно на ранних стадиях распознать аутизм у детей. Признаки заболевания прогрессируют с возрастом, однако мать и отец малыша не всегда обращают на них внимание в ранние годы жизни ребенка.

Характеристика заболевания и причины возникновения

Впервые болезнь была описана доктором Г. Аспергером в 1943 г. Спустя некоторые время одну из разновидностей заболевания назвали его именем — синдром Аспергера. Позже, по мере получения информации о пациентах, дали и определение патологии. Аутизм — психологическое расстройство, на фоне которого у пациента происходит нарушение адаптации в социуме. Ребенок погружается в свой внутренний мир и игнорирует мир внешний. Болезнь не поддается лечению, однако можно помочь малышу стать более социально адаптированным.

Большинство исследователей сошлись во мнении о том, что основные причины аутизма у детей — это нарушение в генетическом аппарате и влияние наследственного фактора. Симптомы заболевания можно обнаружить даже у новорожденных детей и малышей до года. Однако матери часто не обращают на это должного внимания и списывают тревожные признаки на индивидуальные особенности характера ребенка.

Патология чаще всего наблюдается у мальчиков, у девочек заболевание встречается намного реже (в соотношении 4 к 1). Болезнь переходит по аутосомно-рецессивному признаку. Если мать и отец страдают от аутизма, вероятность того, что у них родится здоровый малыш, составляет 25 процентов. Но не только наследственность может повлиять на диагноз. Существуют и другие провоцирующие факторы:

  • Инфицирование во время беременности. Заражение плода вирусами или бактериями очень опасно, особенно в первые 8 недель формирования плода.
  • Влияние на плод химических токсичных веществ. Такие случаи нередко происходят, если будущая мать работает на промышленном предприятии или вредном производстве.
  • Воздействие ионизирующего излучения. Возможно, если беременная женщина трудится на производстве, где есть контакт с инфракрасными лучами или ультразвуком. Это может повлиять на развитие нервной системы ребенка и спровоцировать появление аутизма.

Общая классификация

Заболевание протекает в разных вариантах. Врачи пользуются специальной классификацией для разделения патологии на формы. Болезнь может проявляться в легкой, с

rebenokrazvit.ru

признаки, симптомы, причины. Особенности детей-аутистов

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм – это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или хромосомной мутацией. В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

  1. Полное отрешение от всего происходящего. У таких детишек с раннего детства проявляются нарушения активности, они практически полностью отказываются контактировать с внешним миром. Они никогда ничего не просят сами, но и на просьбы не отзываются. В общении, которое трудно так назвать, отсутствует речь, жесты, мимика. Эта форма считается самой серьезной и глубокой.
  2. Активное отвержение. Поведение детей аутистов из этой группы более активное, но большую часть внешнего мира они не принимают. Для них важно соблюдение определенных ритуалов, наличие привычной обстановки вокруг, поэтому у таких детей с возрастом проявления болезни становятся более острыми, так как приходит время идти в детский сад, а потом в школу. Речь у них более развита, но в основном все слова они должны связывать с конкретной ситуацией, тогда им легче запоминать и понимать.
  3. Артистические интересы. Такие дети часто идут на конфликт, не умеют считаться с интересами других людей, поглощены одними и теми же занятиями. Речь хорошо развита, но предложения обычно длинные и заумные, поэтому создается впечатление неестественно взрослых высказываний. Интеллект у них более-менее развит, но мышление нарушено.
  4. Большая трудность общения и организации взаимодействия с окружающими. Такие дети не умеют организовывать контакт с другими людьми, трудно усваивают двигательные навыки. Речь, как правило, бедна. Обычно они сразу теряются даже в обычных ситуациях. Эта форма заболевания считается самой легкой.

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм – это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:

  • Приступы агрессии.
  • Гнев.
  • Насилие.

Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей – это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. Интерес ребенка, например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Симптомы аутизма

Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
  • Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
  • Неумение концентрировать свое внимание.
  • Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
  • Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
  • В редких случаях синдром Саванта, когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.

Портрет аутичного ребенка

Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.

От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в младенческом возрасте синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.

Даже самого родного человека – маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.

Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.

Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.

Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.

Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:

  1. Замкнутые.
  2. Отрешенные.
  3. Необщительные.
  4. Отстраненные.
  5. Безразличные.
  6. Не умеющие идти на контакт с окружающими.
  7. Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
  8. Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.

В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.

Мир глазами аутиста

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них – это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и нарушениями сенсорного восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:

  1. Вы вполне озадачены поведением ребенка. Вас настораживают его резкие перемены в настроении, неадекватное поведение.
  2. Ребенок избегает контакта, например не любит, когда его берут на руки.
  3. Чрезмерная чувствительность или наоборот. Например, безразличие к боли или непереносимость резких звуков.
  4. Малыш плохо говорит или вообще предпочитает молчать.
  5. Ребенок аутист в детском саду или другом учреждении избегает общения со сверстниками.
  6. Когда ребенок изучает новые предметы, то предпочитает пробовать их на вкус или обнюхивать.
  7. Навязчивое поведение.
  8. Часто проявляется полная отрешенность от внешнего мира.
  9. Остановка в развитии, например, знает слова, но дальше не идет, в предложения их не складывает.

Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Лечение аутизма

Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

Главной его целью должно быть:

  • Снизить напряжение в семье.
  • Повысить функциональную независимость.
  • Улучшить качество жизни.

Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.

Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:

  • Трудотерапия.
  • Логопедическая терапия.
  • Структурированное обучение.
  • Обучение социальным навыкам.

Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.

Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.

Шпаргалка для родителей аутистов

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте режим дня и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.

fb.ru

Признаки аутизма у детей в 1 год, 2, 3 года, симптомы у грудничков (18 фото): признаки раннего детского аутизма

Проблема аутизма у малышей младшего возраста является одной из самых трудных в детской практике. В настоящее время в России практически не применяются различные диагностические тесты, которые бы позволяли уточнять диагноз до трехлетия ребенка. Тем не менее, ежегодно случаи впервые выявленного заболевания регистрируются у малышей дошкольного возраста. Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь.

Характеристика

Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.

Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.

Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

  • Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

  • Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

  • Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.

Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.

  • При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
  • При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
  • Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Диагностика

Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.

Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Обычно диагноз «аутизм» ставится коллегиально. Для этого создается комиссия из нескольких специалистов, обладающих достаточными знаниями по работе с такими детьми. В нее входят: врач-психотерапевт, медицинский психолог, логопед и реабилитолог.

Основные подходы к коррекции

На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.

Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.

Психолог в игровой форме моделирует различные жизненные ситуации, которые могут нанести малышу психологическую травму или ухудшить его состояние. Во время таких игр кроха учится правильно реагировать на любые трудности и легче выстраивает межличностные контакты с другими людьми.

Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.

Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Определить болезнь в раннем возрасте — задача очень сложная, но необходимая. Чем раньше будет установлен диагноз и скорее начаты реабилитационные мероприятия, тем более шансов на лучшую адаптацию к условиям внешней среды у малыша, который болен аутизмом.

Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

В следующем видео Яна Сумм – бывшая жена Константина Меладзе – на своем опыте рассказывает о том, на какие симптомы у ребенка нужно обратить внимание.

Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео.

o-krohe.ru

симптомы, особенности поведения, лечение и коррекция

Что собой представляет заболевание аутизм? При его развитии у человека начинаются проблемы с адаптацией в обществе, речью и психологическим здоровьем. Если диагностировать аутизм у ребенка 3 лет (симптомы будут заметны уже в этом возрасте), то есть шанс на то, что в будущем у малыша не будет проблем в общении и обучении.

В России не так много возможностей для коррекции поведения ребенка, поэтому своевременное лечение - задача родителей. Нужно обращать внимание на то, как ребенок себя ведет в раннем возрасте, возможно, если у него это заболевание, удастся избежать его развития. В статье мы расскажем, что это за болезнь - аутизм. Симптомы, причины и лечение будут приведены далее.

О болезни

В прошлом веке описываемое заболевание было довольно редким. Однако уже сейчас страдает 1 ребенок среди 88 детей, в то время как 50 лет назад эта статистика была более позитивной - 1 на 10 тыс. детей. Надо заметить, что этому заболеванию больше подвержены мальчики, чем девочки. Большая часть исследований по поводу аутизма проводится в США. В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. Хотя на деле в государстве их не меньше, чем в той же Америке, где болезнью занимаются и ищут способы ее ликвидации.

Почему аутизмом страдает все больше детей, неизвестно. Врачи могут сказать лишь то, что, вероятно, болезнь вызывается не одним фактором, а совокупностью. Среди возможных причин возникновения разных форм аутизма - мутации в генах, поражения центральной нервной системы, проблемы с развитием мозга, гормональные сбои, вирусные инфекции, ртутные отравления, большое количество антибиотиков, химическая интоксикация.

Однако врачи не до конца выяснили, какие из перечисленных причин действительно приводят к болезни. Но ясен на 100 % тот факт, что к аутизму ведет наследственная предрасположенность. При этом во время беременности на развитие мозга ребенка может повлиять инфекция или сильный стресс, что в итоге приводит к формированию описываемого заболевания.

Легкая форма

Как проявляется аутизм у ребенка 3 лет? Симптомы напрямую зависят от формы заболевания.

К легкой форме относится проблема, при которой в случае правильного и своевременного лечения можно добиться максимальной адаптации в обществе. Такие дети чаще всего оканчивают школу, вуз без особых проблем. Им не так трудно найти работу и самореализоваться. Однако как определить, что форма болезни легкая?

Имеются критерии, которые влияют на тяжесть заболевания. Речь идет о поведении, способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (незнакомыми).

К легкой форме относятся атипичный аутизм без дополнительных заболеваний, в частности умственной отсталости, синдрома Аспергера и высокофункциональный аутизм.

Тяжелая форма

В отличие от легкого аутизма, у детей 3 лет тяжелая форма заболевания проявляется в сильно заметных проблемах: человек практически не разговаривает, не обращает внимания на людей, у него может нарушаться поведение. Таких детей нужно лечить, проводить специальные образовательные программы, пытаться корректировать поведение и после проводить реабилитацию. Иногда даже наиболее серьезных методов терапии недостаточно, чтобы ребенок имел успешную и полноценную жизнь. Такие люди получают инвалидность.

Для определения аутизма у детей 3 лет, тест врач подбирает в соответствии с жалобами. По результатам диагностики может быть выявлен атипичный аутизм с развитием умственной отсталости, синдром Ретта, Геллера, а также гиперактивное расстройство, которое развивается параллельно с умственной отсталостью. Именно эти диагнозы считаются тяжелыми формами аутизма.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Для того чтобы вовремя понять, что у ребенка проблемы, необходимо наблюдать за его поведением с раннего возраста. Это следует делать родителям. При этом необязательно ждать, пока ребенок достигнет возраста 3 лет. Признаки аутизма у детей, самые первые, проявляются еще в полуторагодовалом и 2-летнем возрасте.

Аутизм - это заболевание, которое имеет общие симптомы. Давайте рассмотрим наиболее встречающиеся:

  • Речь. Нарушение речи в той или иной степени встречается при всех формах болезни. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще. Ребенок-аутист до года не хочет гулять, постоянно произносит одни и те же звуки, слова, в результате к 2 годам словарный запас составляет около 15-20 слов. Если не начинать лечение, то к 3 годам у ребенка начнутся проблемы с произношением и этих слов. Однако люди с аутизмом довольно творческие, поэтому они могут придумывать собственные слова, а также у них хорошая память, они способны воспроизводить слова и фразы, услышанные когда-либо, словно попугаи. Разговаривают такие люди о себе в третьем лице. Они не используют имен, а также местоимений.
  • Эмоциональный контакт. У ребенка нет желания контактировать с кем-то, в том числе и с родителями. Они не смотрят в глаза, не хотят на руки, практически не улыбаются. Им не нравится ни эмоциональной контакт, ни физический. Такие дети похожи на слепых и глухих людей, так как они не замечают, что кто-то к ним обращается, кроме того, среди всех окружающих аутисты вряд ли выделят родителей.
  • Социализация. Если ребенок находится в какой-то компании, то может чувствовать дискомфорт и другие неприятные ощущения. Когда аутист подрастает, то в обществе ощущает тревогу. Если кто-то обращается к ребенку и он замечает это, то, вероятно, он спрячется где-то. Такие дети не играют с другими и не имеют друзей. Аутистам больше нравится находиться в одиночестве, так как в более старшем возрасте это помогает меньше переживать из-за неспособности наладить контакт.
  • Агрессия. Это важный признак аутизма. Люди, страдающие им, способны нанести вред себе и окружающим, при этом агрессию может вызывать любая ситуация, расстроившая малыша. В 30 % всех случаев негативных вспышек агрессия ребенка направлена на него самого.
  • Интерес к игрушкам. Его нет. Ребенок с аутизмом не знает, как играть с машинками, куклами и другими приспособлениями. Такие дети не способны придумывать что-то, так как абстрактное мышление у них практически не развито. К примеру, если вы попросите ребенка сделать вам чай в игрушечной посуде, то он не будет мешать воздух или же при отсутствии ложки не сможет заметить ее. Такие дети могут воспроизводить только те действия, которые ранее видели, слышали. Многие аутисты могут нестандартно использовать игрушки. К примеру, несколько часов крутить колеса машины. Некоторые больные дети могут признавать только одну игрушку и пользоваться только ею.
  • Перемены. Поведение у детей-аутистов стереотипное, им не нравятся какие-либо изменения. Долгое время они могут повторять одно и то же, делать одно и то же. Им по душе четкий распорядок и соблюдение правил. Если что-то происходит не так, как привык ребенок, например, приходится переезжать в другую квартиру, или же кто-то неправильно поставит игрушки в ящике, то ребенок будет вести себя агрессивно, плакать и сильно переживать.

Все случае болезни разные, ведь каждый человек индивидуален. У кого-то проявляются все из перечисленных проблем, а кто-то отличается от других детей лишь немного. При легких формах болезни ребенок сможет окончить школу, получить высшее образование, найти работу и даже завести семью. Такие случаи успешной коррекции поведения наблюдаются в западных странах, где аутизму уделяется много внимания.

У некоторых детей аутизм может проявляться не только в проблемах с поведением, но и с организмом. Например, у малышей может быть ослабленный иммунитет, проблемы с поджелудочной железой и с сенсорным восприятием. Могут появляться судороги, а в желудочно-кишечном тракте размножаться бактерии и дрожжи.

Диагностика аутизма у детей

Перед многими родителями, которые замечают проблемы у своего ребенка, может возникать вопрос о том, как определить аутизм. Чтобы врач мог допустить развитие этой проблемы у ребенка, должно быть, как минимум три проблемы: трудности в общении, стереотипное поведение и отсутствие желания к коммуникациям. Как уже было сказано выше, все симптомы проявляются до 3 лет в большинстве случаев. Для того чтобы поставить точный диагноз, ребенка отводят к нейропсихологу, который проводит соответствующие тесты.

Врач не наблюдает за ребенком постоянно. Это делают родители, а затем рассказывают врачу. При разговорах с родителями доктор может использовать общепринятые тесты, которые позволяют выяснить состояние ребенка. Речь идет об "Оценочной шкале детского аутизма", "Шкале наблюдения для диагностики аутизма" и так далее. Таких тестов достаточно, чтобы установить диагноз. И тогда уже поднимается вопрос о том, можно ли вылечить аутизм у ребенка 3 лет. А все зависит от того, какая же форма и симптоматика проблемы.

Проблемы с диагностикой

К сожалению, чтобы найти врача в России, придется хорошенько постараться, так как в нашей стране мало специалистов, которые обучены для лечения соответствующего заболевания. Часто случается так, что педиатр не замечает в ребенке ничего странного, а родители действительно важные симптомы не рассказывают. В идеале, если имеется подозрение на аутизм, нужно пройти медицинскую комиссию, где должен присутствовать невролог, психиатр, психолог и врач аутистического спектра. Приглашают и педагога из детского сада, который ребенок посещает.

Еще одна особенность российской медицины - путаница в диагнозах. Некоторые случаи аутизма не настолько запущены, чтобы врачи могли, не сомневаясь, поставить правильный диагноз. Эта проблема достаточно серьезна, так как аутизм лечить нужно не так, как умственную отсталость или шизофрению, симптомы которых часто похожи на симптомы аутизма у ребенка 3 лет.

Родители должны отнестись к этому вопросу максимально серьезно, так как, если не начать ребенка лечить с детства, то шанс того, что у него будет нормальная социальная жизнь, становится все меньше и меньше с каждым годом.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Все методики и реабилитационные программы разработаны в Америке. Вне зависимости от того, какие присутствуют признаки аутизма у детей 3 лет, все способы ликвидировать заболевание основаны на активном общении и играх. Если форма легкая, то у родителей при серьезном отношении к вопросу с большой вероятностью получится сделать ребенка социальным человеком. При тяжелых формах заболевания могут появляться проблемы, но это связано с развитием умственной отсталости и других побочных заболеваний. В России мало врачей, которые занимаются конкретно лечением детей-аутистов. Но все равно нужно найти психиатра. Подбирайте тщательно садик и школу. С детьми коррекция поведения должна вестись абсолютно везде: у врача, дома, во всех местах, которые посещает ребенок. Со стороны родителей нужно проявлять любовь и заботу.

Чтобы уменьшить проявления аутизма у детей 3 лет нужно соблюдать рекомендации:

  • Ребенку нужно прививать необходимые навыки для дальнейшей жизни. К примеру, чтобы научить самостоятельно чистить зубы, следует часто повторять это при нем и с ним. Даже если ребенок уже научился этому, регулярно следует проводить повторные "уроки".
  • Распорядок дня у ребенка должен быть четким. Он сам не будет его нарушать, а поэтому родители тоже должны его соблюдать. Нельзя нарушать правил, иначе ребенок будет проявлять агрессию. Попытки поменять обстановку или привычки малыша тоже приведут к его бунту.
  • Чаще старайтесь общаться с ребенком. Проводите много времени с ним. Если малыш не реагирует, то не обижайтесь. Повторяйте упорно предложения, его имя. Не нужно кричать, ругать или наказывать. Если аутизм был обнаружен в раннем возрасте, то можно чаще брать его на руки. В таком возрасте он не будет сильно протестовать, а уже к 3 годам привыкнет к эмоциональному контакту с родителями. Если случай тяжелый, то вместо устной речи можно использовать карточки.
  • Ребенку-аутисту нельзя утомляться. Между играми или занятиями нужно делать перерыв. При этом в такие моменты оставляйте его в одиночестве. Занимайтесь с ребенком спортом, чтобы укреплять его физическую форму.
  • Не подавляйте инициативу. Не нужно торопить или заставлять делать что-то. Вам нужно иметь огромное терпение, чтобы воспитывать ребенка. Аутист должен воспринимать дом как место, где ему комфортно и спокойно. Это же должно относиться и к родителям. Важная задача мамы и папы - сделать так, чтобы малыш не боялся их и замечал.
  • Ребенка нужно чаще выводить на улицу, обязательно отводить в садик и школу. Поначалу малыш будет сопротивляться, но через какое-то время он все-таки поймет, что может разговаривать с другими, играть с ними и это тоже увлекательно.

Медикаментозное лечение аутизма и питание

Когда доктор провел тест на аутизм у детей 3 лет, опросил родителей и поставил диагноз, нужно срочно начинать лечение.

Аутизм редко лечат лекарственным способом, так как препараты в этом не помогут. Их могут применять в случае, когда какие-то симптомы становятся слишком опасными, например, ребенок начинает проявлять агрессию в сторону кого-либо, а успокоить его не получается. Это же касается двигательной активности, депрессий и некоторых навязчивых желаний. В таких случаях врачи предпочитают выписывать психостимуляторы. В зависимости от степени аутизма подбирается дозировка, но нужно понимать, что во многих случаях лучше постараться обойтись без таких лекарств. Они могут сделать ситуацию еще хуже.

Лекарства также прописывают при недостатке витаминов, проблемах с желудочно-кишечным трактом.

Симптоматику аутизма можно облегчить при помощи особого режима питания. На сегодняшний день множество исследований подтверждают, что болезнь имеет связь с нарушением обмена веществ. У этих детей выявлена повышенная чувствительность к белкам злаковых культур (глютену) и молока (казеину), поэтому при аутизме рекомендуется безглютеновая и безказеиновая диета. Также нужно полностью избавиться от тех продуктов питания, которые содержат химикаты: красители, консерванты. Давайте ребенку меньше сладкого. Диета должна содержать повышенное количество белков. Кроме того, стоит давать пить больше воды.

Запомните, что не нужно заставлять ребенка есть что-то определенное. Если он отказывается, то предложите что-то другое.

Вне зависимости от диеты у аутистов могут быть проблемы с витаминами. Нередко у таких людей сильный дефицит большинства полезных веществ. Также бывают проблемы с выработкой определенных гормонов и ферментов. Даже при нормальном питании в организме может быть большая концентрация тяжелых металлов.

В каждом отдельном случае заболевания нужно подбирать определенное поведенческое и медикаментозное лечение. Перед тем как пить какие-либо лекарства, нужно на 100 % подтвердить диагноз. У врача дополнительно следует поинтересоваться, что это за болезнь - аутизм. Симптомы, от которых зависит лечение, проявления - на все это специалист должен обращать внимание. Поэтому поговорите с ним, может быть, выбранный врач - не лучшая кандидатура для лечения вашего ребенка.

При принятии медикаментозных средств нужно регулярно отслеживать, эффективны они или нет, так как не всем детям подходит одно и то же лекарство.

Особенности общения с аутистами

Если ваш ребенок - аутист или же у вас имеются знакомые с таким заболеванием, то важно уметь разговаривать с ними. Вы должны понимать, почему следует поступать так, а не иначе. Достаточно придерживаться простых правил общения:

  • Предложения. Они должны быть краткими и четкими. Тогда ребенку будет проще понимать, что вы говорите и чего хотите. Им легче воспринимать письма, поэтому можно общаться с помощью ручки и бумаги.
  • Хоть с абстрактным мышлением у таких детей проблемы, образное у них присутствует. Поэтому, чтобы ребенок быстрее понял вас, нарисуйте схему или рисунок.
  • Выше описаны симптомы аутизма у ребенка 3 лет, одними из которых являются проблемы в общении и трудности в формировании предложений. Поэтому дайте ребенку время подумать. Не нужно подгонять, кричать. Не следует задавать сразу несколько вопросов. Если ребенок будет чувствовать себя спокойным в разговоре с вами, то и общение будет складываться как нельзя лучше. Будьте терпеливыми.
  • Ни в коем случае не обижайтесь на молчание.
  • Начинайте разговор с утверждения. Не нужно сразу спрашивать, как дела или что ребенок делает. Лучше расскажите что-то. Медленно, короткими предложениями. И только потом приступайте к легким вопросам.
  • В речи используйте максимально простые и доступные слова. Не нужно одну и ту же мысль выражать разными способами. Если ребенок чего-то не понял, лучше повторяйте одно и то же предложение, так ему будет проще воспринять информацию.
  • Признаки аутизма в год или в два иногда уже бывают заметны, поэтому, если вы уже задаетесь вопросом, как корректировать поведение, то постарайтесь добиться расположения ребенка. Говорите с ним на те темы, которые ему интересны. Как правило, у таких детей лишь одно увлечение, и поэтому они становятся экспертами в этом вопросе. Говорите с ними об этом. Так не только ребенку станет комфортно с вами, но и вы дадите ему раскрыться, а сами узнаете что-то новое.
  • Внимание к таким детям должно быть умеренным, но не давайте ребенку почувствовать себя ненужным. Найдите способ заботы, который будет удобен вам и не будет раздражать малыша.
  • Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным. Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор.
  • Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача - говорить прямо и четко.

Заключение

В публикации описаны причины возникновения аутизма у детей, симптомы, методы лечения. К сожалению, на сегодняшний момент случаев развития этого заболевания довольно много, поэтому важно знать, как правильно работать с ребенком и что делать, если вы попадете в такую ситуацию.

Основная ваша задача - больше говорить, обращать внимание на ребенка, понимать, когда он уже устал от общества. Не забывайте ребенка оставлять наедине на некоторое время, в перерывах между занятиями. Таковы особенности аутизма, даже если ребенок адаптируется в обществе, он все равно во взрослой жизни будет хотеть проводить время в одиночестве.

fb.ru

как распознать опасность – на бэби.ру!

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии. 

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

    Читайте также:

       
  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.

    Читайте также:

     
  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира. 
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.  
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.  

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка грамотного диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки. 

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.  

Читайте также:

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.     

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.   

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Читайте также:

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.    

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Читайте также:

Фото: Рexels

www.baby.ru

Признаки аутизма у детей 2, 3, 4, 5 и 7 лет

У ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи просматривают начало развития аутизма? Постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме.Правильное отношение к проблеме – залог будущего вашего малыша. Ниже, мы обстоятельно и подробно рассмотрим все признаки аутизма у детей.

Определение

Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, описывая социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией. В дословном переводе слово означает «ненормальное самолюбование», дабы подчеркнуть стремление пациента уйти в свой собственный мир. А в 1943 году Лео Каннер в описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков.

Ааутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, повторяющимися действиями и ограничением интереса.

Течение аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Постановка диагноза требует подтверждение как минимум трех признаков:

  • недостаточное социальное взаимодействие;
  • нарушение общения ребенка с окружающими людьми;
  • ограничение круга интересов и стереотипный  характер поведения.

Кто подвержен болезни

Диагноз «аутизм» и аутистические расстройства, очень часто встречается среди детей. Каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять причины повышения заболеваемости детей:  результат улучшения диагностики или же более активное воздействие факторов внешней среды.

Аутизмом чаще страдают мальчики, но расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, с аутизмом, приходится примерно 1 девочка. Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то подсчет показал, на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка. Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма проявляются и в раннем возрасте, до 5 лет, и в более позднем.

Почему развивается

В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Но впоследствии, изучая проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, и не одного конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» на пост «виновного»). К сожалению, вопрос и по сей день остается открытым, ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и происходящие мутации.

Причем, совершенно не обязательно нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предположительно, активации мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д. Важными факторами считаются: повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

Проявления болезни

Признаки развития патологии заметны с первых месяцев развития:

  • Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, во время кормления ему трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.
  • Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.
  • У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: не тянутся руки к маме, или вообще не реагируют на взрослых.
  • К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.
  • Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть слишком сильной (он не позволяет покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.
  • При обычном развитии к 1 году жизни дети произносят слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка с аутизмом совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.
  • У детей старшего возраста симптомы аутизма выражены ярче. После 7 лет проявляется отстраненность, замкнутость. С трудом принимаются новые вещи: игрушки, одежда. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но и с близкими.
  • К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.
  • Ребенок с аутизмом зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам, что сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.
  • В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.
  • У детей-аутов наблюдается отставание в умственном развитии или усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, способен говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.

Все перечисленные симптомы– нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания — проявляются очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или едва различимы (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

Как помочь ребенку

Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. За время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, сказывается активное развитие мозга и социальная модель поведения.

Цель лечения – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, и достижение независимости в будущем.

Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней относится лепка, рисование, занятия музыкой – они помогают ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но и вызывает доверие малыша, снимает тревожность. Хорошо показали себя в лечении аутизма и занятия с животными: лошадьми, собаками и трудотерапия.

Сейчас применяют широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, но не всегда в них есть нужда, и показания к применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

Результаты терапии

К сожалению, случаев полного излечения в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания и активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Но процент удачных случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных нет. Почему возникает разброс — до сих пор не выявлено.

Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда пациенты выходят из детского возраста — видна невозможность вести самостоятельную жизнь и необходимость в постоянном уходе, порой даже в обычных бытовых вещах.

lechimkrohu.ru

10 ранних признаков аутизма у ребёнка: как не пропустить

Аутизм — серьёзное отклонение в поведении, когда человек больше направлен на свой внутренний мир, нежели вовне. Оно не лечится, но поддаётся коррекции, особенно, на ранних стадиях. Как же распознать признаки аутизма у маленького ребёнка до 1 года, до 2-х и 3- лет?

5 «страшных» симптомов у малышей, которые на самом деле не опасны

Каждая женщина, впервые ставшая мамой, неизбежно сталкивается с суровой реальностью в виде плача, коликов и прочих «страшных» симптомов. Что делать? Вызывать «Скорую», звонить маме, а самой пить валерьянку? Спокойно – всё не так страшно.

В той или иной степени аутистические признаки встречаются примерно у 1 из 70 детей, причём у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Аутизм проявляется по-разному: кому-то удаётся так или иначе адаптироваться и вести обычную жизнь, кому-то — нет. Но в любом случае, чем раньше начать коррекцию, обучая малыша навыкам общения, тем проще ему будет. Сейчас существует множество методик работы с аутистами, некоторые из них весьма эффективны. И главная задача родителей — распознать тревожные симптомы как можно раньше. Перед вами 10 ранних признаков аутизма, которые должны насторожить вас.

Младенец не отвечает на улыбку, не реагирует на маму

Шрам у ребёнка: что делать?

«Должен он бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать…» — нестареющая классика про детей всех времён. Увы, предотвратить падения и травмы маленького сорванца не сможет ни одна идеальная мама. Как быть, если синяками отделаться не удалось и у ребенка остался шрам в результате травмы?

В норме уже в возрасте 2–3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью. Ребёнок не устанавливает зрительный контакт.

Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются. Малыши, страдающие аутизмом до 1 года, не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.

Малыш не интересуется людьми

Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка. Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним. Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.

Кроха не любит прикосновения

Развитие речи: что нужно помнить

До трёх учим говорить, всё оставшееся время – молчать. Это, конечно, шутка. В реальности развитие речи – тема серьёзная и сложная. Главное – не усложнять её сверх меры.

Большинство детишек обожают нежные мамины прикосновения, объятия и поцелуи. Многие не прочь залезть на ручки и к другим родственникам и друзьям семьи. Малыши с аутистическими чертами не любят нежничать, не нуждаются в том, чтобы их приласкали или пожалели, не хотят на ручки, вырываются, отталкивают даже маму.

Задержка речи

Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.

Проблемы в эмоциональной сфере

Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.

Ребёнок не участвует в игре

В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, это признаки аутизма и его пора показать врачу.

У малыша есть навязчивые движения

Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.

Кроха увлекается странными предметами

Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.

Малыш склонен к созданию ритуалов и консервативен

Аутисты тяжело переживают перемены, поэтому стремятся максимально упорядочить свою жизнь. Например, выбирают одну-единственную дорогу в детский сад и отказываются идти по другой. Перестановка мебели в квартире или сбой режима вызывают у таких детишек настоящую истерику.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru


Смотрите также