656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Дисграфия лечение в домашних условиях


Дисграфия у младших школьников: коррекция, упражнения, профилактика, причины

Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах. Поэтому дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.

Причины появления

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:

  1. Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
  2. Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
  3. Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
  4. Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

  1. Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит - лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
  2. Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
  3. Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв ( т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Как можно обнаружить дисграфию?

Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

  • Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
  • Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
  • Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:

  • различать конкретный звук в словах;
  • выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
  • повторять несколько слогов подряд за учителем;
  • слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.

Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Способы исправления недуга

Дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) не терпит отлагательств. Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу.

Программа по коррекции дисграфии у младших школьников определяется в зависимости от формы недуга. Родители должны серьёзно отнестись к этой проблеме и выполнять рекомендации специалистов. Отличным вариантом будет перевод ребёнка в логопедическую школу, однако далеко не в каждом городе она существует. Чаще всего родителям необходимо самим заниматься с детьми.

Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:

  • проведение занятий для улучшения памяти;
  • увеличение словарного запаса;
  • запоминание норм правописания;
  • письменные задания различного характера;
  • реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

Этапы терапии

Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:

  1. Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
  2. Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
  3. Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
  4. Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.

Эффективные методы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

  1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
  2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
  3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
  4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Самое распространённое логопедическое заболевание – дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.

Задание «Пишем вслух»

Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко.

Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове.

С помощью этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Корректор»

Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга. Дело в том, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование – крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её.

Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.

Упражнение «Найди и объясни»

Для выполнения этого задания понадобятся несколько диктантов, написанных ребёнком. Он должен объяснить каждую запятую, поставленную в том или ином предложении. Если у него не хватает знаний, нужно по ходу рассказывать школьнику правила. Ещё лучше, если педагог будет подталкивать ученика к правильному ответу, чтобы он сам догадался и мог сформулировать своё решение.

Выполняя упражнение, важно помнить, что нельзя перегружать ребёнка. Из каждого диктанта рекомендуется разобрать пять-шесть предложений. Правильный ответ необходимо озвучивать несколько раз. Например, запятая между существительным «солнце» и местоимением «мы» разделяет части сложноподчинённого предложения. Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками.

В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения «Найди и объясни» и «Пишем вслух» являются наиболее эффективными для решения этой проблемы.

Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»

Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.

«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.

Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.

При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.

Исправление почерка

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Рекомендации профессиональных логопедов

Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:

  • Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
  • Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
  • Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
  • Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
  • Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

Профилактика

Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.

В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.

Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.

fb.ru

Дисграфия лечение в домашних условиях

"Мой ребенок умный, мы с ним учим все правила, он знает, как правильно писать, но ему как будто не связать свои знания и письмо" скажет внимательный родитель. И будет прав. Дисграфия – проявление недостаточной сформированности (или распада) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия может быть как единичным проявлением функциональной незрелости некоторых отделов головного мозга, так и одним из нескольких симптомов. Дисграфия может соседствовать с дислексией или являться последствием отставания в развитии.

В целом, группу риска по появлению дисграфии составляют дети с различными речевыми нарушениями (дислалия, алалия, дизартрия, афазия и др.), и дети с заболеваниями центральной нервной системы — с ЗПРР, ОНР, СДВГ и т.д.

Причинами данных расстройств центральной нервной системы могут являться поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Но нельзя исключать и социальный фактор возникновения дисграфии. При невнимательном отношении родителей к образованию ребенка, нерегулярном и "скачкообразном" обучении письму, при нечеткой и безграмотной речи окружающих, необходимые для письменной речи нейронные связи не имеют возможности сформироваться даже в здоровом головном мозге.

Так как можно преодолеть функциональную незрелость головного мозга? "Построить" недостающие нейронные связи?

Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение

Чтобы ребенок смог грамотно писать и говорить, а значит смог жить в социуме.

Преодоление дисгарфии возможно двумя путями — реабилитационной работой и коррекционной, а лучше (и эффективнее всего) их сочетанием.

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ

Под коррекционной работой подразумеваются занятия с логопедами и педагогами.

Совместная работа ребенка и педагога выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Очень важна регулярность занятий со специалистом, их планомерность и подчиненность общей цели.

Коррекционная работа осложняется тем, что диагноз "дисграфия" редко единственный и возникает как следствие различных расстройств центральной нервной системы. Педагогу приходится не только заниматься письменным нарушением, но и преодолевать другие симптомы функциональной незрелости головного мозга: утомляемость, рассеяность внимания, гиперактивность и т.д.

Время коррекционной работы зависит от степени нарушения, профессионализма специалиста, интенсивности занятий и может занять от 6 месяцев до нескольких лет.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДИСГРАФИИ

Ускорить процесс коррекционной работы может сочетание ее с реабилитационным лечением, которое предполагает применение современных методик нейротерапии. Например, биоакустической коррекции.

Применение биоакустической коррекции позволяет достичь  видимых результатов в борьбе с дисграфией уже в середине курса (через три недели!). К тому же процедуры имеют пролонгированный эффект – в течение следующих 2 месяцев родители отмечают положительную, "веерную" динамику  в развитии ребенка, в т.ч. в интеллектуальном.

Биоакустическая коррекция помогает преодолеть функциональную незрелость головного мозга, нормализовать его работу, запустив процессы саморегуляции. Это позволяет создать уникальные условия, которые способствуют образованию новых связей, а значит – устранению дисфункции, которая может быть причиной нарушения поведения и дисграфии.

Ребенок плохо пишет и читает? Возможно, он дисграфик.

 

Ваш ребенок вроде смышленый и не глупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит? Ленится, невнимателен, не хочет учиться? А может, попался строгий или недоброжелательный учитель? На самом деле виной всему особенность речевого развития.

Что это такое

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но стать ближе к идеалу – вполне.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии.

Фонематическая, ее еще называют акустической, связна с тем, что детям трудно услышать звуковой состав слова, они плохо воспринимают звучащую речь. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка»; слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково.

Оптическая дисграфия (зрительная) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений у ребенка. Нарушение буквенного зрения (умения различать буквы) проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З – Э, Р – Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г).

Кинетическую (моторную) дисграфию признают не все специалисты. Однако у некоторых детей можно заметить нарушения движений глаз в процессе чтения – ребенок не удерживает строчку глазами. Возникают трудности движения руки во время письма.

Почему так происходит?

Дисграфия и дислексия чаще всего связаны с неравномерным развитием полушарий мозга. Центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же половина мозга «заведует» предметными символами и зрительными образами. Поэтому у детей с более развитым правым полушарием могут возникнуть проблемы в овладении чтением и письмом.

Ряд исследователей считает, что играет роль наследственный фактор. Вспомните, не страдали ли вы сами в детстве от подобных проблем?

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда – авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи.

Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Надо отметить, что среди людей, страдавших дисграфией и дислексией, было немало талантливых ученых, политиков, художников и поэтов. Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней… Им трудно овладеть речью, зато у них в большей степени развито образное мышление, нестандартное.

Вся надежда на родителей

Данные исследований показывают, что в России в обычных школах число детей с дисграфией составляет более 30%, а в гимназиях – 20%.

Поскольку дисграфику трудно ориентироваться в пространстве, возникают проблемы не только на уроках чтения и письма, но и на уроках ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка ребенок путает одинаковые по написанию буквы двух алфавитов. На математике не в силах прочитать условия задачи, в геометрии запомнить и различить фигуры.

Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация «хронического неуспеха» все это может привести к серьезным проблемам. У ребенка копится и нарастает утомление, в конце концов он отказывается не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.

Такие дети могут успешно учиться только по особым методикам. Нарушения в овладении письмом (дисграфия) включены в международную медицинскую классификацию. В ряде стран, например в Великобритании, нашли возможность ее диагностировать и больше не мучают дисграфиков стандартными методиками обучения грамотности. Наша школа пока не в силах помочь необычным детям: не хватает специалистов, учителя не умеют и не успевают индивидуально работать с дисграфиками. Значит, вся надежда на родителей.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Нет двух людей, у которых дисграфия проявлялась бы одинаково. Однако есть ряд признаков, по которым даже обычная мама может определить, что происходит с ее ребенком.

Прежде всего внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего чада, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.

Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко, девочка – девча.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе слов: стал лакать – ста лакать. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом, от школы – то школы. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно. Иногда «разбавляет» гласной скопление согласных: девочка – девочика, ноябрь – ноябарь. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у: ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, черемуха – черемуга, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч –щ: роща – роча, ч – ц: грачи –граци, ч – т (мягкий): чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса.

Большой процент ошибок возникает из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет). Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза.

Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях). Или при перечислении нескольких однородных членов предложения: …учит честности, смелости и беречь природу.

Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.

Итак у вашего ребенка, вероятно, дисграфия, если в его тетради:

  • форма и последовательность букв оказывается измененной или представленной в зеркальном изображении;

  • слова и строки пропускаются при чтении и/или письме;

  • знаки препинания или заглавные буквы игнорируются;

  • ужасный почерк.

При дисграфии ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими.

Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентацией в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети неуклюжи, у них плохая координация. Они бывают гиперактивны.

У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.

Что делать?

  • Обязательно проконсультируйтесь со специалистами: нейропсихологом, логопедом.

  • Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе. Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха.

  • Занимайтесь с ребенком устной речью: в этом помогут игры и упражнения на звуковой анализ слова. Вообще побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет. Но с пользой.

  • Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха.

  • Развивайте у ребенка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось»), приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!

  • Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим.

  • Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики.

  • Станьте хорошими собеседниками своим детям. Следите за собственной речью, пусть она будет выразительной, грамотной. Тогда и речь ребенка будет развиваться лучше и быстрее.

  • Помните: только систематические занятия принесут хорошие плоды. Желательно, чтобы они проходили под руководством специалистов: логопеда, психолога, педагога. А родители – стали координаторами, которые обеспечат согласованную эффективную работу.

Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера, как бы плохо он это ни делал. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

  • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты. Заданную учителем книгу лучше прочтите вслух или купите диск.

  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения и любых публичных проверок вообще. Не делайте сами и попросите учителя не делать этого.

  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Контакт со школой

Если вы хорошо знаете своего ребенка и понимаете, что с ним происходит, а школьный учитель еще не успел разобраться в ситуации (недавно работает с классом, к примеру), постарайтесь поговорить с ним: расскажите ему – как вы пытаетесь бороться с дисграфией, обсудите условия, при которых ученик все же может чувствовать себя успешным на уроке.

Дисграфику необходимо много двигаться. Поэтому пусть учитель при любой возможности просит его раздать тетради, вытереть мел с доски, а потом что-то написать на этой доске.

И, конечно, ребенку с дисграфией важно повышать самооценку. Пусть учитель как-то поощрит его, выделит: даст возможность выбрать задание, помочь в проверке тетрадей, назначит «хранителем времени». Если у него есть успехи в предмете, пусть педагог обратит на это внимание одноклассников.

Попросите учителя подбирать задания, посильные для вашего ребенка. Новое упражнение лучше предлагать только после того, как выполнено предыдущее. Дисграфику иногда требуется больше времени на работу, чем сверстникам. Он не может действовать быстро, иначе наделает кучу ошибок.

Ребенку будет легче жить, если учитель, вместо бесконечных замечаний, введет в практику, заранее оговорив с ребенком, систему «секретных» знаков – сигналов о необходимости изменить поведение.

Объяснять какой-то сложный материал такому ребенку лучше индивидуально. Конечно, педагогу для этого времени не хватит. Но можно обратиться за помощью к сильным ученикам.

Что прочитать по теме

Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. М., 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
Зшкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.: ВИТА – Пресс, 2002.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб: Дельта, 1999.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ.: Союз, 2001.
Парамонова Л.Г. Правила в стихах. СПб.: Дельта, 2004.
/

Людмила Печатникова

Материал из сайта /

Похожие документы:

  1. Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Документ

    Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами,

  2. Т. Г. Визель Основы нейропсихологии (1)

    Книга

    Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии.

    Дисграфия: учить или лечить?

    Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические

  3. Т. Г. Визель Основы нейропсихологии (2)

    Документ

    Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические

  4. Т. Г. Визель Основы нейропсихологии (3)

    Документ

    Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические

  5. Рабочая программа по курсу «Нарушение письменной речи» Для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая программа

    Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г.

Другие похожие документы..

Дисграфия — это заболевание, о котором родители очень часто узнают, когда отдают ребенка в школу. Заболевание выражается в невозможности освоить письменную речь.

В первую очередь такое положение обусловлено несформированными психическими функциями. Проявляется дисграфия у детей в наличии постоянных, стойких, повторяющихся изо дня в день, ошибок при письме. Ребенок может прекрасно знать орфографические правила, но ошибок, когда он выполняет письменные упражнения, не становится меньше. Специалисты будоражат общественность статистикой о том, что дисграфия, в той или иной степени, встречается у каждого третьего школьника. Родители склонны обвинять в проблеме новые образовательные программы, которые, по их мнению, перегружают мозг ребенка. Это мнение не соответствует действительности. Также неправильно думать, что заболевание — признак умственной отсталости. Все проще. И вместе с тем, сложнее — как в жизни.

Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии

Причин у заболевания очень много. Выделим основные:

  • малыш дошкольного возраста воспитывается в двуязычной или в многоязычной семье;
  • с раннего детства у ребенка ощущается постоянный дефицит общения, на фоне отсутствия постоянного речевого контакта;
  • развитие детей происходит на фоне постоянной неправильной речи людей, которые их окружают;
  • взрослые имеют привычку говорить с малышом, нечетко произнося большинство слов;
  • родители совершают ошибку, пытаясь учить грамоте свое чадо тогда, когда он умственно и, что самое главное, в психологическом плане никак не готов к этой деятельности.

Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.

По каким признакам определяется дисграфия

Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:

  • малыш записывает речь с постоянными фонетическими ляпами. Вместо "б" он постоянно пишет "п", а "д" у него превращается обязательно в "т";
  • слоги формируются неправильно;
  • в словах все время присутствуют лишние буквы;
  • нужные слова регулярно пропускаются;
  • слова пишутся слитно;
  • почерк ребенка неровный и неразборчивый;
  • школьник старается, пыхтит, а пишет все равно крайне медленно;
  • малыш молчалив, а если говорит, то, боясь ошибок, делает это кратко и односложно;
  • "дисграфик", понимая, что он не такой, как все, старается уйти от общения с детьми своего возраста.

Заболевание одно, а виды у него разные

Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:

  • артикулярно-акустический. Это когда у ребенка нарушен сам процесс правильного произношения звука. Естественно, что и слова он начинает писать неправильно. Получается, что свое произношение он пытается передать в письме: "Что слышу, то и пишу". Понятно, что коррекция дисграфии данной формы будет заключаться в том, что врач подберет специальные упражнения, чтобы исправить звукопроизношение;
  • акустический. Малыш школьного возраста старается заменить правильные буквы на те, что близки по звучанию — Ж-Ш, В-Ф, Ш-С. Интересно, что произношение слов у ребенка будет правильным, неправильно он их будет записывать;
  • аграмматический. Дисграфия вызвана тем, что недоразвитым является сам грамматический строй речи. Дети совершают постоянные ошибки, не обращая внимание на то, что существуют грамматические правила. В этом случае диагностика формы возможна только у тех, кто ходит в 3-й класс. Раньше заболевание не проявляется;
  • оптический. У ребенка нарушен пространственный и зрительный анализ. Он не в состоянии уловить различия, между всеми этими палочками и крючочками, из которых состоят буквы. При таком виде дисграфии, сколько бы школьник не пытался правильно списывать упражнения из учебника, у него ничего не выходит;
  • моторный. Нарушена гармония между движением руки и зрительным образом звука.

Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.

Устраняем дисграфию с помощью упражнений

Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:

  • исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
  • вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
  • лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
  • напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
  • поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.

Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией

С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.

Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.

Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.

Никогда не ругайте малыша за ошибки, старайтесь даже не шутить и не иронизировать. В семье желательно установить режим полного благоприятствования. Настройте вашего школьника на серьезный лад. Борьба с таким заболеванием, как дисграфия — это, в первую очередь, труд.

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Кропотливый и нелегкий.

Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.

Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего "дисграфика" скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже "отбыл" свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.

kanal21.ru

Дисграфия помощь ребенку. Дисграфия лечение в домашних условиях

Писать человек учится еще до школы и пользуется этим умением всю жизнь. Не допускать ошибок на письме сложно всем, даже взрослым, но что, если дело не только в том, что ребенку тяжело запомнить нормы орфографии? Что, если ему с трудом дается написание слов вообще?

Что это за расстройство

Дисграфия - это частичное нарушение письма, возникающее из-за сбоев в функционировании психики . Такое расстройство проявляется в специфических ошибках при написании слов и не связано с нарушениями интеллектуального развития. Что такое специфические ошибки? Это целый список характерных для дисграфиков нарушений правописания, никак не связанных с незнанием правил грамматики. Вот самые распространенные из них:

  • Ребенок пишет приставки отдельно, а предлоги, наоборот, присоединяет к самостоятельным частям речи.
  • Испытывает сложности с передачей мягкости согласных при помощи мягкого знака.
  • Путает визуально похожие буквы (рукописные «а» и «о», «д» и «у»).
  • Путает буквы, обозначающие сходные звуки («б» и «п», «ё» и «ю»).
  • Пропускает буквы или целые слоги или, наоборот, добавляет их.
  • Пишет слово с теми же ошибками, что и произносит («лука» вместо «рука»).
  • Заменяет ударную гласную.
  • Неправильно связывает слова в словосочетания, нарушает границы предложений.

В чистом виде описанные здесь случаи неверного написания почти не встречаются, чаще всего можно наблюдать их смешение. Важно помнить, что о проблемах свидетельствует именно повторение указанных ошибок, - не стоит бить тревогу, если заметите их в тетради сына или дочери один или два раза. Из данного перечня и состоит симптоматика дисграфии.

Этот же список - основной критерий, по которому проводится диагностика дисграфии. Хотя нередко случается так, что сначала родители обращают внимание на почерк ребенка: у детей-дисграфиков он крайне небрежный, неразборчивый. Скорость письма, как правило, очень невысока. Дисграфия у детей часто сопровождается смежной проблемой - с чтением (она называется дислексией).

Конечно же, нормально учиться ребенку с такими расстройствами почти невозможно. Оценки портятся, недовольны учителя и родители, а вдобавок школьник становится объекто

viene.ru

Дисграфия: учить или лечить? | Православие и мир

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом? Советы дает опытный специалист.

Виктория Бунина

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

  • Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

  • Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Иллюстрации М. Ивановой

Журнал «Виноград», № 5 (67), сентябрь-октябрь 2015

www.pravmir.ru

для детей и взрослых – EduNeo

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

 

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

 

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

 

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Понравилась статья?

Можно купить вебинар автора: “Дислексия и дистрофия: как помочь ребенку”. Перейдите по ссылке

Другие статьи автора

Статьи по теме

www.eduneo.ru

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин
      • Другие заболевания
        • Адвантан (дерматологические заболевания)
        • Азитромицин (ЛОР-заболевания)
        • Диазолин (от аллергии)
        • Лоратадин (при аллергии)
        • Овесол (для печени)
        • Эссенциале форте Н (для печени)
        • Полидекса (ЛОР-заболевания)
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
  • Грудное вскармливание
    • Питание при ГВ
    • Кормление грудью
    • Таблетки при ГВ
    • Болезни при ГВ
    • Прикорм грудничка
    • Вопросы и рекомендации
  • Калькуляторы
    • Калькулятор ХГЧ
    • Спермограмма: расшифровка результата
    • Календарь овуляции для зачатия
    • Срок беременности по неделям и дням
    • Дата родов по месячным, дате зачатия
    • Календарь беременности по неделям
    • Рассчитать пол ребенка
    • Калькулятор роста и веса ребенка

Поиск

  • Инструкции по применению (по алфавиту):
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э
  • 0-9
  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя

zdorrov.com

Как вылечить дисграфию и дислексию

Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.
Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

Дисграфия

Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.

Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

Дислексия

Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука и буквы, которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также определение фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.

www.kakprosto.ru


Смотрите также