656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Если заикается ребенокРебенок 4 лет заикается что делать. Что делать, если ребенок заикается? Правильный режим дня ребенкаРодители, глядя на своих детей, радуются их успехам и достижениям. Вроде все идет своим путем, и вдруг ребенок начал заикаться. Первое, что сразу приходит в голову: малыш просто балуется. Хорошо, если это так, а если это первые «ласточки» большой проблемы? Виды заиканияНо сначала о том, что это такое. Логоневроз - дефект речи, который проявляется в нарушении ритма, темпа дыхания. Данная патология связана с пережатием различных частей Чаще всего наблюдается у детей от двух до пяти лет. Именно этот период является пиком развития речи. Виды логоневроза зависят от причин:
Формы заиканияЧтобы понимать, от чего и как нужно избавляться, следует изучить своего «врага». Узнаем, какие бывают формы заикания.
Клонические и тонические формы могут наблюдаться у одного и того же человека. Инспираторное заикание появляется на вдохе. Экспираторное - на выдохе. 2. По причине появления патологии.
О типах эволюционного заикания поговорим более подробно и начнем с… НевротическогоЕсли ребенок в 2 года начал заикаться, скорее всего, на него повлияли факторы невротического характера. Конечно, не только в этом возрасте дети подвержены данной патологии по невротическим причинам. Возраст этот длится до шести лет. В этот период развитие речи двигательные функции соответствуют возрасту или могут чуть-чуть опережать его. Во время эмоций, в начале разговора, у детишек можно заметить клонические судороги. Малыш отказывается от общения или очень волнуется перед выступлением. Кроме этого, присутствует такая симптоматика, как тревога, капризность, страх, изменчивость настроения, впечатлительность. Усиление этих признаков происходит при переутомлении. Такие дети очень трудно осваиваются в новом коллективе, особенно в детском саду. Но это не мешает им общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с невротическим типом заикания всегда суетливо и неточно выполняют небольшие движения. Они прекрасно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита мелкая моторика. НеврозоподобноеПричина - нарушение работы мозга. Такие детишки очень быстро устают, они раздражаются по пустякам и выглядят «несобранными». У некоторых из них может быть нарушение движения. Если ребенок в 3 года начал заикаться, и поведение его соответствует вышеперечисленным симптомам, можно связывать это с психологической травмой, которая возникла во время интенсивного развития речи. Постепенно заикание усиливается. Особенно это заметно, если ребенок перенес заболевание или сильно устал. Речь и двигательные функции развиваются в срок или с небольшим опозданием. О своем недуге дети не переживают. Ситуация, в которую они могут попасть или окружение на частоту заикания не оказывают никакого влияния. Такие ребятишки много жестикулируют, у них плохо развито Во время разговора могут появиться необычные движения лицом. ПричиныРебенок начал заикаться, что делать? Это первый вопрос, который волнует родителей. Но прежде чем ответить на него, следует разобраться в причине появления данного расстройства. Чаще всего это может быть нарушение взаимодействия между артикуляционными движениями и речевым центром. Иногда мысли малыша могут опережать двигательный аппарат. И причиной тому служат такие факторы:
Теперь каждые из факторов, оказывающих воздействие на речь, рассмотрим по группам. Более подробно поговорим о том, почему ребенок начал заикаться. Рассмотрим внутренние и внешние факторы. Нарушение функций головного мозгаПо какой причине возникает данная патология? Чаще всего эти трудности связаны с генетическими изменениями. Если ребенок начал заикаться сразу, как только заговорил, скорее всего нужно искать проблемы в работе головного мозга. К факторам, вызывающим патологию, можно отнести:
Внешние факторыЕсли ребенок начал заикаться в 4 года или немножко раньше, то причины следует искать во внешней среде. Проблема могла появиться по вине следующих факторов:
macca.ru Консультация (старшая группа) по теме: Ребенок начал заикаться, что делать?Вы стали замечать, что у вашего ребенка появились трудности в произношении звуков и слогов, с которыми раньше не было никаких проблем? Малыш стал использовать слова, не имеющие отношения к разговору? Высказываясь, он волнуется, краснеет, сжимает кулачки, переступает с ноги на ногу, заикается? С этим нужно бороться. Однако для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что представляет собой заикание и разобраться в причинах его возникновения. Что такое заикание Заикание – это нарушение речи, которое проявляется расстройством ее ритма, невольными остановками во время высказывания, повторениями некоторых звуков и слогов, вследствие чего затрудняется устное общение. Заикание является результатом того, что мышцы речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, голосовых связок, мягкого неба) периодически сокращаются. Если эти судороги кратковременны, ребенок непроизвольно повторяет отдельные звуки или слоги. Сильные и длительные спазмы мышц приводят к задержке речи. Бывают случаи, когда сочетаются оба вида расстройства. Виды заикания. Существует три вида заикания: 1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда ребенок повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков. 2. Тонический вид заикания — ребенок не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама». 3. Клонико - тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением. Так почему возникает заикание?Заикание может иметь органическую природу. Известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых). Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра! У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию, этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему. В нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются. Причины заикания делятся на: физиологические; психологические; социальные. Физиологические причины. К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. В ряде случаев заикание возникает из-за органического нарушения подкорковых отделов головного мозга. Нередко проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори. Внешне дети часто выглядят здоровыми и умными. Однако в результате неврологического обследования у них обнаруживаются повышенное внутричерепное давление и судорожная готовность, изменение рефлексов. Заикание в этом случае называется неврозоподобным или органическим. Психологические причины. Кроме физиологических причин, заикание может появиться из-за психоэмоционального потрясения. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации. Очень часто заикание связывают с испугом. Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае всецело зависит от состояния нервной системы и силы внешнего раздражителя. Социальные причины. Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться. Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.
Ребенок начал заикаться, что делать? Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении. В борьбе с заиканием основным принципом является правило «чем раньше, тем лучше». Коррекцию речи желательно начать с появлением первых признаков, делая все возможное, чтобы устранить заикание еще до школы. При появлении заикания у ребенка следует обратиться к врачу. После всестороннего медицинского обследования специалисты выяснят причины и определят тип нарушения. От этого будут зависеть дальнейшие действия врачей и родителей. В настоящее время наиболее эффективным является комплексный метод преодоления заикания, в структурном отношении состоящий из двух частей: · лечебно-оздоровительные мероприятия способствуют нормализации нервно-психических процессов, оздоровлению нервной системы ребенка; · коррекционно-воспитательные мероприятия включают в себя принципы поведения с заикающимся малышом, а также специальные упражнения для выработки и закрепления правильных речевых навыков. Лечебно – оздоровительные мероприятия. Независимо от типа заикания, родителям отводится немаловажная роль в оздоровлении нервной системы малыша. Их задача – создать для ребенка спокойную благоприятную обстановку, не допускать огорчений, вселять в кроху жизнерадостность. Соблюдение рационального режима, чередование активной деятельности и отдыха, регулирование сна – все это помогает наладить работу всего организма ребенка в целом и нервной системы в частности. Обязательно следует предусмотреть время для различных игр и прогулок на свежем воздухе. Заикающийся ребенок нуждается в разнообразном, витаминизированном и достаточно калорийном питании. Кушать он должен четыре раза в день, в одно и то же время, согласно установленному режиму. Закаливающие процедуры оказывают исключительно благоприятное влияние на здоровье малыша. Купание, обливание, обтирание, прогулки и катание на санках, физические упражнения – все это способствует оздоровлению и укреплению организма ребенка, шаг за шагом помогая в преодолении заикания. Коррекционно-воспитательные мероприятия. Для начала родителям необходимо уяснить основные правила поведения и общения с заикающимся ребенком в повседневной жизни. Вот несколько упражнений, используемые для преодоления заикания у детей. 1. Логоритмические занятия сочетают в себе движения и разговор. Например, кроха ходит по комнате и хлопает в ладошки, произнося веселые речевки вроде «Мы ножками топ-топ, мы ручками хлоп-хлоп». 2. Упражнения с предметными картинками. Выберите картинки с самыми простыми названиями предметов. Растягивая, проговаривайте названия: «машииина», «книиига», «собааака». Пусть малыш точно так же повторяет слова. Затем нужно усложнить задачу, используя сюжетные картинки («машина ееедет», «книга упааала», «собака лааает»). 3. Комментирование игровых действий. Покажите крохе, как сопровождать речью игру с песком, мозаикой, конструктором. Пусть вслух описывает свои действия. Основной принцип занятий – от знакомого к незнакомому, от простого к сложному. Для того, чтобы преодолеть заикание у ребенка, следует ежедневно выполнять коррекционные упражнения, заниматься его оздоровлением и придерживаться рекомендаций и назначений врачей. Коррекция речи должна проводиться в естественных для малыша условиях. Нельзя принуждать ребенка выполнять какие-либо упражнения. При выполнении всех условий результат ощущается уже через два-три месяца. Все это время нужно быть рядом с ребенком, «проживая» с ним каждый этап исправления речи. Итак, что делать, если ребенок заикается: · всегда позволять малышу закончить высказываться; · говорить с ребенком не торопясь, часто делая паузы; · уменьшить количество замечаний, вопросов, задаваемых ребенку; · комментировать, повторять то, что говорит ребенок, использовать мимику и жесты, таким образом, дав понять, что Вы выслушали его; · нельзя останавливать ребенка, просить начать говорить заново, сделать глубокий вдох, замедлить речь; · необходимо оставаться спокойным, не выказывать раздражения или нетерпения; · нельзя помогать подбирать слова, заканчивать за малыша фразу; · не терять зрительный контакт с ребенком во время разговора, не отворачиваться от него; · ограничить до 15 мин в день просмотр Вашим ребенком телевизора, исключить компьютер; · не заставлять заучивать наизусть стихи, если ребенок не ходит в школу; · соблюдать режим дня.
· Помните, заикание – дефект устранимый. И родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой. Иначе малышу придется с этим жить. Самое главное, обязательно покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила - это Ваша поддержка его, Ваша любовь, независимо от того заикается он или нет. Если у него не будет комплексов по поводу своего заикания - это огромная победа! nsportal.ru Ребенок начал заикаться: причины и лечениеРодители, глядя на своих детей, радуются их успехам и достижениям. Вроде все идет своим путем, и вдруг ребенок начал заикаться. Первое, что сразу приходит в голову: малыш просто балуется. Хорошо, если это так, а если это первые «ласточки» большой проблемы? Виды заиканияНо сначала о том, что это такое. Логоневроз – дефект речи, который проявляется в нарушении ритма, темпа дыхания. Данная патология связана с пережатием различных частей речевого аппарата. Чаще всего наблюдается у детей от двух до пяти лет. Именно этот период является пиком развития речи. Виды логоневроза зависят от причин:
Формы заиканияЧтобы понимать, от чего и как нужно избавляться, следует изучить своего «врага». Узнаем, какие бывают формы заикания.
Клонические и тонические формы могут наблюдаться у одного и того же человека. Инспираторное заикание появляется на вдохе. Экспираторное – на выдохе. 2. По причине появления патологии.
О типах эволюционного заикания поговорим более подробно и начнем с… НевротическогоЕсли ребенок в 2 года начал заикаться, скорее всего, на него повлияли факторы невротического характера. Конечно, не только в этом возрасте дети подвержены данной патологии по невротическим причинам. Возраст этот длится до шести лет. В этот период развитие речи двигательные функции соответствуют возрасту или могут чуть-чуть опережать его. Во время эмоций, в начале разговора, у детишек можно заметить клонические судороги. Малыш отказывается от общения или очень волнуется перед выступлением. Кроме этого, присутствует такая симптоматика, как тревога, капризность, страх, изменчивость настроения, впечатлительность. Усиление этих признаков происходит при переутомлении. Такие дети очень трудно осваиваются в новом коллективе, особенно в детском саду. Но это не мешает им общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с невротическим типом заикания всегда суетливо и неточно выполняют небольшие движения. Они прекрасно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита мелкая моторика. НеврозоподобноеПричина – нарушение работы мозга. Такие детишки очень быстро устают, они раздражаются по пустякам и выглядят «несобранными». У некоторых из них может быть нарушение движения. Если ребенок в 3 года начал заикаться, и поведение его соответствует вышеперечисленным симптомам, можно связывать это с психологической травмой, которая возникла во время интенсивного развития речи. Постепенно заикание усиливается. Особенно это заметно, если ребенок перенес заболевание или сильно устал. Речь и двигательные функции развиваются в срок или с небольшим опозданием. О своем недуге дети не переживают. Ситуация, в которую они могут попасть или окружение на частоту заикания не оказывают никакого влияния. Такие ребятишки много жестикулируют, у них плохо развито чувство ритма. Во время разговора могут появиться необычные движения лицом. ПричиныРебенок начал заикаться, что делать? Это первый вопрос, который волнует родителей. Но прежде чем ответить на него, следует разобраться в причине появления данного расстройства. Чаще всего это может быть нарушение взаимодействия между артикуляционными движениями и речевым центром. Иногда мысли малыша могут опережать двигательный аппарат. И причиной тому служат такие факторы:
Теперь каждые из факторов, оказывающих воздействие на речь, рассмотрим по группам. Более подробно поговорим о том, почему ребенок начал заикаться. Рассмотрим внутренние и внешние факторы. Нарушение функций головного мозгаПо какой причине возникает данная патология? Чаще всего эти трудности связаны с генетическими изменениями. Если ребенок начал заикаться сразу, как только заговорил, скорее всего нужно искать проблемы в работе головного мозга. К факторам, вызывающим патологию, можно отнести:
Внешние факторыЕсли ребенок начал заикаться в 4 года или немножко раньше, то причины следует искать во внешней среде. Проблема могла появиться по вине следующих факторов:
К внешним факторам можно отнести обстановку в семье. Если малышу хорошо с мамой и папой, он чувствует заботу родителей, то и проблем с речью у него не будет. Если же все происходит наоборот, то ребенок от частых конфликтов будет зажиматься, и появится заикание. Ребенок начал резко заикатьсяЕсли вы обнаружили, что ребенок вдруг начал заикаться, скорее всего виной тому психологическая травма. Может быть, его кто-то испугал, а может быть, он получил большое количество информации, которую не смог «разложить по полочкам». Если вы считаете, что причиной такого состояния малыша является посещение детского сада, то на несколько дней оставьте ребенка дома. Выполняйте вместе с ним дыхательные упражнения. Это способствует формированию плавной речи без перескоков. Обязательно посетите с чадом несколько сеансов массажа. Если ребенок только иногда пытается при разговоре вставить в слово лишний слог или звук, то пока переживать не стоит. Малыш экспериментирует. Если же такие эксперименты стали частым явлением, то пора отправляться к специалисту. Если с первого заикания прошло не более двух месяцев, то эффект от лечения наступит раньше. Этот период считается начальным этапом. Ребенку три годаРебенок начал заикаться в 3 года, что делать в этом случае? Главное - не паниковать и следовать следующим рекомендациям:
Малышу четыре годаРебенку 4 года. Начал заикаться, что делать? И снова тот же совет – никакой паники. Малыш будет смотреть на вас, понимать, что с ним что-то не так, начнет переживать. В данный период это совсем не нужно. В дошкольных учреждениях уже с четырех лет дают столько информации, что мозг маленького ребенка "лопается" от перегрузок. Малыш из детского садика приходит сильно уставшим. Итогом ситуации является нарушение речи. Если появилась проблема, постарайтесь:
Советы психологаРебенок начал заикаться? Не переживайте, еще все можно исправить. Прислушайтесь к советам психолога:
ЛечениеПроведено полное обследование. Установлена причина, почему ребенок начал заикаться. Пора заняться лечением. Полное выздоровление может наступить только при:
Лечение должно быть комплексным.
Родители должны знать, что только комплексное лечение поможет малышу избавиться от нарушения речи. И если ребенок начал заикаться, надо приложить все усилия, чтобы помочь своему чаду. fb.ru Заикание у детей 7, 4 и 3 летЕсли ребенок заикается, или вам кажется, что он начинает заикаться, выжидать нельзя. Такое нарушение речи требует немедленной реакции родителей. Известный детский врач и любимец миллионов интернет-мам Евгений Комаровский утверждает, что самое главное в лечении заикания – не заниматься самолечением. И уж точно не пытаться лечить малыша по интернет–методикам никому не известных «специалистов», которые предлагают дистанционно, за «чисто символическую» плату выслать обеспокоенным родителям подробный план действий, способных научить ребенка говорить нормально. Куда обращаться?Если есть основания полагать, что кроха начал заикаться, нужно сразу посетить логопеда. Сейчас сделать это проще, чем еще 15 лет назад, поскольку многие детские сады пользуются услугами «прикрепленного» логопеда. Если в вашем дошкольном учреждении такого специалиста нет, обратиться нужно в поликлинику по месту жительства. Там подскажут, где принимает ближайший логопед.
Что нужно знать родителям о заикании?Во-первых, заикание – это не болезнь, а нарушение речи. И возникает оно, когда мышцы речевого аппарата ребенка судорожно напрягаются. В результате возникает повторение звука или его пролонгация. Вопросами лечения такого нарушения озадачивались еще древние ацтеки, которые видели причину заикания в том, что подросший ребенок продолжает сосать грудь матери. Первые методики по коррекции речи при заикании выработал еще Плутарх. Он предлагал заикам декламировать речи под громкий шум морских волн.
Врожденные факторы:
Приобретенные факторы:
Возрастные особенности детского заиканияМалыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома. Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе - в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.
Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики. Лечение заикания по КомаровскомуДоктор Комаровский рекомендует родителям сохранять спокойствие. Спокойствие – внешнее и внутреннее - и будет главным лекарством от заикания.
В следующем видеофрагменте доктор Комаровский и его коллеги более обширно рассматривают проблему заикания у детей. o-krohe.ru Почему ребенок начинает заикаться – 13 причинЗаикание, или логоневроз – это нарушение плавности речи, когда произнесение звуков сопровождается мышечным спазмом. В результате появляются запинки, повторяются и растягиваются слоги и звуки. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, и его речь зачастую понятна только близким. У детей заикание обычно появляется в возрасте 2 – 5 лет, когда происходит активное становление речи. В этом возрасте характерны запинки, невнятные звуки и даже слова. Со временем это явление проходит самостоятельно, поскольку ребенок начинает лучше говорить. Если же запинки остались и даже стали появляться чаще, необходимо срочно обратиться к детскому психиатру и логопеду. Для назначения эффективного лечения крайне важно правильно установить причину, вызвавшую заикание. Причины заикания у детейЕсли нервная система малыша ослаблена изначально, то к причинам развития заикания относят следующее:
Все перечисленные факторы негативно влияют на и без того ослабленную нервную систему малыша и плохо сказываются на развитии речевых центров. У малышей со здоровой нервной системой нарушение плавности речи чаще всего вызвано психическими и социальными причинами:
Механизм заиканияНарушение речи появляется в результате судорог мышц, участвующих в артикуляции звуков. Из-за того, что они быстро сокращаются, возникает непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и слогов. В этой ситуации говорят о клоническом заикании. Если сокращение речевых мышц сильное и длительное, то происходит замедление речи, то есть тоническое заикание. Зачастую у малышей диагностируются оба вида заикания одновременно. Независимо от формы заикания, причина этого дефекта – разорванные связи между речевыми, голосовыми и слуховыми центрами головного мозга. В возрасте 2-5 лет связи между ними только формируются, поэтому у малышей спровоцировать заикание очень легко. Попробуем вкратце описать этот механизм.
Заикание чаще всего возникает при произнесении согласных звуков, поскольку в их образовании задействовано большое количество речевых мышц, а сами они близки по частоте с нервными импульсами. Когда нужно обратиться к специалисту?Лечением заикания у детей занимаются неврологи, психиатры и логопеды. При своевременном начале терапии нарушение удается полностью устранить в 50-80% случаев. Главное – вовремя обратиться к врачу. О начальной стадии заикания говорят следующие признаки:
Заикание часто начинается с того, что малыш внезапно умолкает на длительное время. Иногда молчание может длиться около суток, потом он начинает говорить, но уже с заиканием. Если вы успеете обратиться к врачу до этого момента, то заикание можно предотвратить. karkusha.su причины и лечение в 3-4 года в домашних условиях (Комаровский)Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания? Причины заиканияСпециалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению. Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.
Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного. Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.
Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей. Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами. Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.
Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.
Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными. Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заиканиеТакже дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение. Симптомы и виды заиканияПричины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:
Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача. ДиагностикаПри первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем. Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии. Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог. Методы леченияВ основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:
Медикаментозное лечениеДля 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке. Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врачГипнозДалеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют. Дыхательная гимнастикаЧетырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж. Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить словаЛогоритмикаЛогоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю. Народные средстваТравы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива. В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот». Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными. Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с нимПрофилактика заиканияОчень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:
Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках. Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями! vseprorebenka.ru Как вылечить заикание у ребёнка 4-7 лет-методикаНашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!https://www.proza.ru/avtor/sgordov Курс малыша Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения». Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение. С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности…. Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще… Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам». Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша — возникают запинки или неразборчивая речь. Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ. Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п. Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА — это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов. Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них: В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям… Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент — придётся «лечить» 5-10 и более лет. ИТАК…. Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения! Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ — главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) — никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!) (Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!) Перейдём к похожему принципу. Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату ...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться. В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания. По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге. Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать. Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи». «Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее. Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен). «Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем. Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе: — видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет») — раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться? Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой! Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п. Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями. Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее. Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее)) Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА! Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно. Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п. Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка. Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка. Теперь о практических действиях Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания. Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза… Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди! Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!) Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее». Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше. Потренируйте работу голоса на звуках, их зависимость (тон) от наличия и силы потока; изменение звука, от изменения расположения органов речи (губ, языка..): А-О-И-Е… Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения! Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм. Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев! Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки. Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует. Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут". Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику. Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки — все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ. Начните анализ с себя, как Вы говорите? Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа. Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ. Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести. Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе. Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов ( 1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю) Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой. Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах! Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка! Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях. Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!) Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь! Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ. Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях.. Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей. Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность! Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА. Детский возраст- это возраст открытий и поиска.. Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается! Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности! Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!! Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка. Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок! Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу. Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи! Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников. Принцип 12. Продукты, улучшающие речь. Все проверенно на себе: — льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах. — рыбий жир. Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F») -творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса. — кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток. -квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата. Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно. Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение. На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше! — Теперь о логопедах. Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно. Хороший подход, когда логопед — воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра. Вредный подход — когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит. ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ. Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят. Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь — говорите медленно, а что-то случилось — повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно! Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны! Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится! Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания. Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше! Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить. Сейчас главные задачи — КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса. Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится! Здоровья Вам и Вашим детям! Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected] С уважением, Сергей Гордов Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя. www.baby.ru |