656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Как отучить щипаться ребенка


Почему ребенок щипается и что делать

Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, как отучить ребенка щипаться. В этой статье вы узнаете о причинах, провоцирующих карапуза на такое поведение и о методах воспитания с толком и без урона психике.

Причины

Если вы задаетесь вопросом, почему ребенок кусается и щипается, ответ таков: действия карапуза могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • поведение ребенка является проявлением обиды или разочарования, а также может быть проявлением положительных эмоций;
  • кроха своими действиями проверяет родителей «на прочность»;
  • причина подобного поведения таится глубоко в подсознании, вызвана какой-то серьезной психологической проблемой;
  • грудничок щипает маму за грудь, когда засыпает, так он пытается расслабиться, эти действия влияют на него успокаивающим образом;
  • щипанием карапуз проявляет свою агрессию, так с него выходит вся накопившаяся злость;
  • защитная реакция ребенка, попавшего в детский сад, которого пугает большое количество детей;
  • карапуз может щипать мамину грудь, когда всеми силами пытается получить побольше молока, также его поведение может сопровождаться покусываниями и оттягиванием соска, как правило, возникает при недостаточной лактации;
  • карапуз щипается, чтоб привлечь внимание;
  • результат частых ссор в семье;
  • ответная реакция на нестандартную, в большинстве случаев пугающую обстановку.

В свое время и мой сын щипался. Правда, длилось это совсем недолго. Поначалу было проявлением интереса, потом я заметила, что он иногда стал пощипывать свою тетю (она старше его на 5 лет). Пришлось поговорить с сыном по душам, объяснить, что он неправильно поступает. Предложила ему поставить себя на место человека, которого щипают, ему это не понравилось. Так мы и перестали щипаться.

Тревожные звоночки

Родителям необходимо знать, в каких ситуациях самое время бить тревогу и спешить на прием к психологу:

  • малыш старше четырехлетнего возраста продолжает щипаться;
  • ребенок, который ходит в детский сад, продолжает себя так вести, несмотря на все укоры взрослых;
  • карапуз щипается, чтоб умышленно причинить боль другому человеку, при этом улыбается;
  • действия крохи направлены на домашних животных, которых он беспощадно мучает.

Что делать

Если ваш ребенок щипается, что делать в подобной ситуации становится главным интересующим вопросом.

  1. Если поведение малыша сформировано под влиянием других детей, которые щипаются, то необходимо:
  • изолировать его от подобного общения;
  • подобрать ему компанию или показать личный пример, как нужно себя вести с другими людьми.
  1. Если ребенок 2 года щипается, с ним уже можно поговорить, как со взрослым. Объясните карапузу, что свое негодование можно выражать словами, а не щипанием.
  2. Если действия ребенка вызвано недостатком внимания со стороны родителей, проводите с ним больше времени, показывайте, что он вами любим.
  3. Если поведение обусловлено попытками получить побольше грудного молока из-за его недостаточной секреции, то нужно пересмотреть свой рацион и начать употреблять продукты, повышающие лактацию.
  4. Если малыш ведет себя подобным образом в детском саду, таким образом, пытается оградить себя от других детей, объясните, почему так важно находится в социуме.
  5. Если ребенок в год щипается, когда сосет грудь, то стоит отодвигать ее. Таким образом, должен вырабатываться рефлекс, ущипнул – лишился возможность лакомиться грудным молоком.

Как нельзя себя вести

  1. Никогда не отвечайте малышу его же действиями. Урок ребенок не получит, а обозлиться на вас сможет.
  2. Не нужно посылать карапуза в свою комнату, чтоб он подумал над своим поведением.
  3. Не говорите, что он хулиган или самый плохой и непослушный ребенок на свете.
  4. Не стоит предлагать карапузу щипать подушку вместо вашей руки, так проблема никуда не денется.
  5. Не требуйте от ребенка объяснений своего поступка, попытайтесь поговорить, а еще лучше самостоятельно проследите, что вызывает такое поведение.
  6. Нельзя молчать и делать вид, что ничего не произошло с надеждой, что вас больше не тронут. Рекомендуется, слегка вскрикнуть, чтоб ребенок понял, что причинил вам боль.
  7. Никогда не ссорьтесь в его присутствии. Ваше поведение может оказывать негативное влияние на карапуза, в действительности, щипанием он будет проявлять свои внутренние переживания.
  8. Никогда не бейте ребенка по рукам за то, что он так себя ведет.

Советы

  1. Не проявляйте никаких эмоций, приступов гнева по отношению к малышу:
  • совершите глубокий вдох, очень важно успокоиться;
  • отведите карапуза подальше от человека, которого он щипает;
  • не кричите на кроху, такое поведение вызовет еще большую агрессию со его стороны.
  1. Если поведение ребенка вызвано злостью по отношению к другому человеку, то в первую очередь, вы должны его утихомирить и только потом расспрашивать о причинах такого поведения:
  • создайте спокойную обстановку;
  • пусть он несколько минут посидит в полной тишине и помолчит;
  • теперь самое время поговорить, узнать, что его сподвигло на такое проявление своих чувств;
  • помогите малышу со всем разобраться, объясните, как нужно себя вести.
  1. Прививайте ребенку чувство сопереживания:
  • спросите у карапуза, как бы он себя чувствовал на месте человека, которого щипают, наверное, ему было бы больно и обидно;
  • важно, чтоб он понял, что такое поведение является неприемлемым;
  • можно предупредить ребенка, сказать, что в следующий раз за его поступком, последует наказание, а может «его ущипнут в ответ?».
  1. Проследите за малышом, сейчас самое время выявить причину такого поведения, и иметь возможность предупредить данную ситуацию.
  2. Не стесняйтесь просить совета у других мам с папами или воспитателей в детском саду:
  • вы осознаете, что не одни имеете такую проблему и ваш карапуз вовсе не болен;
  • сможете найти полезные советы, которые помогут справиться со сложившейся ситуацией.
  1. Учите малыша хорошему поведению, рассказывайте истории о детках, которые вели себя хорошо и никого не обижали, также это могут быть сказки о послушных зайчиках или котятах.
  2. Не забывайте проявлять свою любовь даже в моменты, когда карапуз себя плохо ведет, не повышайте на него голос, а спокойно с ним разговаривайте.
  3. Не стесняйтесь высказывать свое негодование, пусть ребенок осознает, что поступил неправильно. Вот только высказываться нужно на низких тонах, но со всей серьезностью в голосе.
  4. Если карапуз щипается из-за злости на что-то или кого-то, постарайтесь выяснить что или кто вызывает столь бурную реакцию крохи и попробуйте с этим разобраться.
  5. Когда замечаете предпосылки, видите, что вскоре малыш кого-то ущипнет, резко переведите все его внимание на какую-то игрушку или событие, отвлеките его от задуманного.
  6. Запаситесь терпением, путь становления характера ребенка может быть долгим. Большую роль оказывает ваше участие и внимание. Сильно не переживайте, большинство детей проходит через это.

Теперь вы знаете, почему ребенок щипается, и что может толкать его на такое поведение. Ваша задача не паниковать и не принимать все слишком близко к сердцу. Главное успокоиться самим и утихомирить малыша. Каждый родитель способен решить сложившуюся проблему, а при необходимости обратиться к психологу. Многие детки перерастают такой период и ведут себя вполне приемлемо.

zdorovyemalisha.ru

Как отучить ребенка кусаться и щипаться: советы психолога

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детейНаиболее вероятные проявления негативных эмоцийФизиологические причиныПсихологические причиныСтратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцевКапризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного телаПрорезывание зубов, болевые ощущенияНедостаток внимания, тревога, ожидание кормленияЭ: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 годУкусы, удары или плач во время игрыПереутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системеИзбыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоенияЭ: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 годаУкусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др.Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитанияЭ: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 годаТо же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защитеОтставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 годаЛюбые из приведенных ранееПри нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологическиеКризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 летОбратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

прорезыватели

Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

больно

Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

нужно жалеть

Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок»;

А. Гнездилов. «Авторская сказкотерапия»;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике»;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей»;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

играйте в игры

Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

не кусаться

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

полезные советы

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы – случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия – депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход – детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день, даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение – признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, – предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте – не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность – это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

поход к врачу

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_kusatsya.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Как отучить ребенка кусаться и щипаться – Развитие ребенка