656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет пособияКак подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет пособия — Детишки и их проблемы Наталья Таразанова Консультация для родителей. Тема: «Как готовить детей 6 – 7 лет к школе» Первые шаги в грамоте. Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определённо: да, можно. И лучше это делать грамотно. Но прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка . Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Эта подготовка включает знакомство ребёнка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определённые звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных - твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучание разных слов. Цель этой работы - добиться, чтобы ребёнок свободно ориентировался в звуковой структуре слов. Детям четырёх - пяти лет свойственно играть звуками, словами _ «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать мы рекомендуем с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (ааааа, иииии. и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять со-гласные звуки, Правда, некоторые из них поддаются длительному произнесению (ж, ш, р, з, с и др.). Лучше начать учить ребёнка выделению согласных звуков именно с них. Нужно произнести слово слитно, протянув при этом согласный звук: «мммак», «жжжук» и т. д. Другие согласные звуки (к, д, п, т, б, и др.) долго тянуть нельзя. Чтобы ребёнок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчётливо: «Дом», «Кот» и т. д. Такое выделение звуков на фоне слитного произнесения слова называется интонационным. Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышаться на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак - первый звук звучит твёрдо (р). Предложите ребёнку игровую ситуацию. Например, найти в магазине и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их (маленькими листочками бумаги в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Или предложить такую игру: пойти в лес и называть животных, птиц, со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в детский мир за игрушками и т. д. Вот ещё одна игра: взрослый «строит» дом: рисует схематично на листе бумаги (или мелом на доске, асфальте) крыльцо, трубу, дверцу, раму, крючок, крыльцо, кровать, кресло, портрет, телевизор, радио, забор, деревья, розы, реку, рыб, и др. после того, как ребёнок назовёт эти слова со звуками «р» и «рь». Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по поряд-ку. Это предупреждает в будущем пропуски букв в письме. Традиционной ошибкой начинающих писать является «съедание» гласных после согласных или согласных при их стечении: дрга (вместо дорога, Мрна (вместо Марина, кыша (вместо крыша, ран (вместо кран, могол (вместо моргал, лывёт (вместо плывёт) и т. д. С первых же занятий учите ребёнка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, призносите разбираемое слово. Это нелегко даётся детям, поэтому лучше объяснить правило на доступном им языке: «В каждом домике (клеточке) живёт свой звук, у каждого звука есть свой домик (клеточка)». Следующий шаг в работе - познакомить ребёнка с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими согласными, научить различать их. О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с разбором три-четыре четырёхзвуковых слова, например роза, бусы, кино, кони и др. Правильнее знакомить сразу с твёрдыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков (м-мь, л-ль, б-бь и т. д.). В какие игры можно играть с детьми? Например, разобрали слово лист по звукам: первый звук - ль, мягкий согласный; второй звук - и, гласный; третий - с, твёрдый согласный, четвёртый- т, твёрдый согласный. Обозначали их соответствующими фишками: зелёная, красная, синяя, синяя. Игра, «Назовите слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различить звуки. Вы предлагаете ребёнку назвать слова, в которых есть, например, звук «р», и даёте примеры: ррак, корка, шарр, рракета, парр. Если же ваш ребёнок заинтересуется чтением, учите его следующим образом. Надо знать, главная трудность при обучении чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Если в сочетании ма (твёрдый согласный и гласный) ребёнок может просто последовательно произнести два звука подряд, без паузы, и выйдет слог ма, то с сочетанием мя таким образом ничего не получиться (в лучшем случае выйдет «мья»). То же самое - со слогами ме, мю, ми, мё. Дошкольнику важно запомнить, что гласными буквы и, е, ё, ю, я смягчают тот согласный, за которым они стоят. Читая слог, ребёноа надо научить смотреть (ориентироваться) на гласную букву, следующую за согласным: например, а - ма, или я - мя, о - но или е - не и т. д. Вырабатывается способ, который исключает побуквенное чтение слов. Ребёнок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее. Для обучения чтения хорошо и удобно использовать пособие «окошечки». Малыш читает по «окошечкам» слоги, тренируется в чтении. Если он легко прочитывает слоги с твёрдыми и мягкими согласными, можно предложить не-сложные тексты из «Азбуки» или первые книжки (с крупным шрифтом). Не стоит ждать от ребёнка высокого качества чтения. Чаще всего он овладевает сначала слоговым чтением, потом уже слитным и беглым. Слушайте ребёнка, когда он читает, внимательно, терпеливо, доброжелательно. Не забудьте научить ребёнка пользоваться при чтении указкой, она помогает ему ориентироваться в читаемом тексте. Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 мин«,. Но не переусердствуйте, не допускайте, чтобы ребёнок уставал. Следите, чтобы книга. находилась на расстоянии 30-40 см. от глаз, а ребёнок сидел удобно; чтобы освещенность помещения была достаточной. Source: www.maam.rudetki.shukshin-net.ru Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 летПредставления о том, что всему, что должен знать и уметь грамотный человек, ребенка обучат в школе, давно ушли в прошлое. Если прежде большинство родителей полагало, что готовить ребенка к школе и заниматься с ним дома — только лишать того детства, то теперь такие представления считаются неправильными. Родители стараются отдавать детишек в центры подготовки к школе или заниматься с ними самостоятельно дома. Как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях, чем заниматься с будущим школьником в последний год до поступления в школу — эти вопросы заботят большинство родителей шестилетних детишек. Как правильно организовать подготовительные занятия для будущих первоклассниковПравильная организация домашней подготовки ребенка к школе чрезвычайно важна! Родителям стоит отчетливо осознавать одну главную вещь — в 6 лет ребенка можно заинтересовать в учебе так, что у него будут гореть глаза все десять лет в школе и четыре года в университете, и он будет с удовольствием учиться и узнавать новое всю жизнь. Однако в силах тех же родителей навредить и навсегда отбить у ребенка интерес к учебе. Если подготовка к школе будет напоминать шестилетке увлекательную игру, такого не случится. Вот десять советов по поводу того, как правильно организовать занятия для дошкольников:
По поводу того, как распределять сложность заданий во время занятий, мнение педагогов расходится. Одни полагают, что правильнее всего поставить сложное задание в начале, а потом выполнять все более легкие. Однако если ребенок почувствует себя бессильным перед таким заданием, все занятие может пойти насмарку. Поэтому экспериментируйте. Попробуйте универсальный вариант, который подойдет большинству — начинать и заканчивать легкими заданиями, а в середину занятия ставить самое сложное. Что должен знать и уметь будущий первоклашкаУчителя начальных классов, когда просматривают шестилеток как потенциальных кандидатов в свой набор на будущий год, смотрят на определенный набор знаний и умений. Часто получается так, что родители делают упор на чем-то одном, готовя ребенка к школе, пренебрегая некоторыми другими сторонами развития. В итоге получается так, что ребенок может в первый же день в школе понимать счет до тысячи, но не умеет общаться с другими детьми или способен заблудиться в школе в поисках туалета. Готовя задания для подготовки шестилетнего ребенка к школе, учитывайте, что всесторонне развитый первоклассник должен при поступлении в школу знать следующие вещи:
Учителя, проверяя уровень подготовки ребенка к школе, смотрят и на основные умения, которые должны быть у ребенка к шести-семи годам:
Мы перечислили знания и умения, которыми должен владеть ребенок перед школой. В принципе, ничего страшного, если ребенок владеет не всеми этими знаниями и умениями. Насколько неправильно полагать, что в школе детей научат всему, что им нужно, настолько же неверно считать, что все знания и умения ребенок должен непременно получить дома. Главное, чего нужно добиться во время домашних занятий с дошкольником — подготовить того к школе психологически. Ребенок не должен смущаться, когда его спрашивают о чем-то, что ему известно, он должен смело отвечать на вопросы учителя. Как научить ребенка читатьО том, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, мы писали в отдельной статье. Напомним самое главное, о чем нужно помнить постоянно, обучая ребенка чтению:
Как научить ребенка писатьЧтобы научить ребенка писать, используйте в том числе и прописи для детей, которые уже содержать специальные упражнения для обучения письму. Имейте в виду, что у шестилетнего ребенка еще не окончательно сформировано пространственное мышление, поэтому если тот плохо отличает “право” и “лево”, он скорее всего будет писать буквы неправильно, как бы в зеркальном отражении. Это нормально, но все же нужно ненавязчиво поправлять малыша, а также заниматься с ним, чтобы он крепко усвоил, где лево, а где право. Для тренировки вы можете периодически просить ребенка показать, где у него находится правое ухо, а где левое. Пусть ребенок расскажет, что происходит справа от него, а что слева. Если ему трудно понять, чем отличаются две эти стороны — позанимайтесь с ним на этот счет, объясните еще раз эти понятия. Еще один способ тренировки пространственного мышления, важного для письма — это игра с кубиками. В шесть лет малыш должен уметь складывать картинку из шести кубиков или разрезанную на шесть квадратиков картинку. Если для него это слишком сложно — начните с четырех кубиков, потом переходите на шесть.
Если ребенку с трудом даются некоторые буквы, нарисуйте контуры такой буквы крупно на листе А4 и попросите ребенка закрасить ее. Потом букву можно вырезать, полезно вылепить ее из пластилина. Обсудите с ребенком, на какие еще буквы похожа та, что вызывает сложность. С чем она ассоциируется. P.S. Помните, что важно заниматься с ребенком регулярно, а не время от времени. Старайтесь работать над тем, чтобы занятия были интересны ребенку, чтобы он ждал нового занятия. На самом деле, в шесть лет малыш тянется к знаниям, хочет узнавать что-то новое, и ему нужно лишь помогать впитывать в себя новые знания и умения, которые пригодятся ему в школе и в целом будут помогать его психо-физиологическому развитию! puzenush.ru Литература по подготовке детей к школе: список отличных пособийЗдравствуйте, друзья! Подготовка к школе — дело ответственное. И очень важно не наделать ошибок. Для того, чтобы ошибок не было, на помощь мамам и папам спешит литература по подготовке детей к школе, в огромном количестве представленная на витринах книжных магазинов. Если составить перечень «подготовительных» книг и пособий, то он займет не одну тетрадь в клеточку. Как выбрать книги?Как не заблудиться среди книжных полок? Как выбрать правильные, качественные издания? Отвечаю. Нужно прислушаться к советам специалистов и тех родителей, которые этот путь уже прошли и могут вам порекомендовать хорошие пособия. Я конечно не специалист в области педагогики или психологии, но я трижды мама. И в этом году в первый класс пойдет мой самый младший сын Артемка. С целью подготовки к обучению он посещает бесплатные курсы при школе. Еще прекрасную подготовку ему обеспечивают в детском саду. Но и про домашнюю подготовку к школе мы не забываем. В детском саду занятия проходят по букварю Н.С. Жуковой. Это логопедический букварь. К букварю прилагаются рабочие тетради и прописи. Но букварь, он и в Африке букварь! Буквы, звуки, слова, чтение. А ведь есть еще и психологическая подготовка к школе, и про развитие необходимых психических функций забывать нельзя. Поэтому в садике рекомендовали обратить внимание на литературу «Ломоносовской школы». Я обратила. Мне понравилось! И теперь я в свою очередь хочу порекомендовать эти книги вам. Но сначала расскажу о том, что такое Ломоносовская школа. Ломоносовская школаЛомоносовская школа – это частная школа. Вернее целый холдинг, объединяющий школы и детские сады, расположенные в Москве и Подмосковье. Год основания 1993. Обучаются здесь 900 человек. Школа выпустила «в жизнь» 128 медалистов. Не плохой показатель. Согласитесь? Так же учащиеся показывают лучшие результаты в стране по сдаче ЕГЭ. Но нам с вами про ЕГЭ думать рановато. Нам бы к школе подготовиться как следует. И вот здесь-то нам и помогут пособия, авторами которых являются преподаватели школы Ломоносова. Выпущены они в издательстве «Эксмо». Годовые курсыОчень удобно приобрести сразу курс занятий на год. И деньги экономятся и вроде как все под рукой. Годовой курс развивающих занятий, предназначенный для детей 4 – 5 лет. Этот курс разбит на четыре основных части:
В каждой части есть занятия на определенные темы. Каждое занятие содержит в себе задания, которые выполняются либо совместно со взрослым, либо ребенком самостоятельно. Для детишек 5 – 6 лет тоже предусмотрен свой годовой курс, на этот раз обучающих занятий. В нем представлены разделы:
Ну а для детей 6 – 7 лет имеется годовой курс для подготовки к школе. У нас с Артемкой именно такая книжка. Очень классная. Красивая, толковая. Можно по ней и заниматься, и диагностику провести. Состоит она из разделов:
Создатели курсов уверяют, что достаточно приобрести одно такое годовое пособие соответствующее возрасту малыша и не искать ничего другого. Так как в этих книгах есть все что нужно, для развития, обучения либо подготовки к школе. Все задания в игровой форме, многие из них направлены на развитие мышления, логики, памяти, речи. Хочу обратить внимание на качество книжек. Они большого формата, с яркими плотными обложками. Бумага отличная. Приятно держать такую красоту в руках и заниматься по ней. Для занятий вам могут потребоваться карандаши простые и цветные и ножницы. В начале каждого пособия есть рекомендации о том, как заниматься. А в некоторых пособиях такие рекомендации даются к каждому занятию. Но серия учебников для дошкольников «Ломоносовская школа» не ограничивается только этими тремя изданиями. Их тут целый список! Рассчитаны пособия на детишек разного возраста. Начнем с самых маленьких. Пособия для детей 4 -5 лет«Познаю мир»Егупова В.А. Задача этой книги – дать ребенку представление о том, что его окружает. Занятия проходят совместно с родителями. Не только в устной форме, но и в форме практических заданий. Малыш будет и вырезать, и раскрашивать, и рисовать. Это позволит позаботиться о его мелкой моторике. Попутно будут развиваться воображение, речь, внимание, память. Пополнится словарный запас. В книжке много стихов, загадок, рассказов. В общем, скучно не будет. 152 страницы. Год выпуска 2016. «Рисую узоры»Егупова В.А. В этом пособии даны упражнения, которые направлены на подготовку руки малыша к письму, путем развития мелкой моторики, улучшения координации движения. И множество пальчиковых игр. Задания выполняются либо вместе с дошколенком, то есть вы стоите за его спиной, он держит в руке карандаш, а вы его руку в своей. Либо ребенком самостоятельно. После серии занятий предлагаются тесты. Они позволят понять, можно ли продолжать или стоит еще потренироваться. Мне кажется, что это очень удобно. 96 страниц. Год выпуска 2016. «Расту культурным»Пятак С.В., Царикова Н.А. Эта книжка помогает познакомить малыша с нормами поведения в обществе и научить его общаться. Это даже не книга, а скорее рабочая тетрадь. В ней предложены определенные темы. После того как тема рассмотрена и разобрана, нужно ответить на вопросы и выполнить упражнения. Издание поможет развить любознательность, патриотизм, речевые навыки. 144 страницы. Год издания 2015. «Узнаю буквы и звуки»Пятак С.В. Это книга для детишек, которые читать не умеют. Оно готовит их к обучению чтению. Занятия идут от простого к сложному. Очень подробно расписано, как правильно с ребенком заниматься. Как нужно знакомить его с буквой и звуком. Пособие решает пять основных задач:
152 страницы. Год издания 2016. «Начинаю считать»Пьянкова Е.А., Володина Н.В. С помощью этого пособия малыш сможет познакомиться с числами от 1 до 10. Узнать, что такое «больше», «меньше», «столько же». Даны простейшие примеры на сложение и вычитание. Малышу предлагается раскрашивать, считать, сравнивать, писать. Также ребенок познакомится с геометрическими фигурами. 128 страниц. Год издания 2015. Пособия для детей 5 – 6 лет«Изучаю мир вокруг»Егупова В.А. Цель книжки – расширение познаний ребенка об окружающем мире (явлениях природы, обществе, человеке и др.). В книге очень много практических заданий. Это пособие ценно еще и тем, что помогает отвечать на бесконечные детские «Почему?». Работа совместная взрослого с ребенком. Сначала предлагается прочитать ребенку рассказ или сказку, потом объяснить задание и предложить ребенку его выполнить. 160 страниц. Год издания 2016. «Познаю мир: Родная страна»Липская Н.М. Это пособие сделано по типу рабочей тетради. Сначала рассматривается тема, а потом предлагается выполнить упражнения по теме. Цель - воспитать в ребенке любовь к родине, патриотизм. Всего три раздела:
136 страниц. Год выпуска 2015. «Английский язык»Крижановская Т.В. Цель — развитие навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие представляет собой рабочую тетрадь с заданиями, построенными в игровой форме. Если я все правильно поняла, то эта книжка подойдет для деток, у которых уже есть какие-то базовые знания. Ну и родителям тоже желательно владеть английским языком, чтобы заниматься. 116 страниц. Год выпуска 2016. «Считаю и решаю»Володина Н.В. В этом издании рассматривается состав чисел первого десятка, связь чисел в числовом ряду, для улучшения понимания приведена числовая прямая. Дети обучаются решать текстовые задачи. Задачи представлены в форме картинок, чтобы дошкольнику было легче их понять. Так же встречаются упражнения на написание цифр и рисование узоров. 128 страниц. Год выпуска 2016. «Хочу читать»Егупова В.А. Цель пособия – научить малыша читать по слогам, различать глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные. Предлагаются упражнения на письмо печатными буквами. 120 страниц. Год выпуска 2016. «Пишу буквы»Володина Н.В. Это пособие продолжает формирование графических навыков. Ребенку предлагается в игровой форме напечатать буквы, слоги, слова. Уделяется внимание правильному удерживанию в руке ручки. Задания рекомендуется выполнять именно в том порядке в котором они представлены в книге. Очень много упражнений на раскрашивание и штриховку. 112 страниц. Год выпуска 2016. «Читаю слова и предложения»Пятак С.В. Это пособие для детишек, которые с буквами уже знакомы, но читают еще плохо. Цель — усовершенствовать навык чтения. Происходит знакомство со слогом, с предложением. В пособии 25 занятий, к каждому занятию есть методические рекомендации. Предлагается таблица слогов, которую рекомендуют повесить куда-нибудь на видное место и читать слоги или даже петь их. 120 страниц. Год выпуска 2015. Пособия для детей 6 – 7 лет«Читаю слова и предложения»Пятак С.В. Это пособие для детей, которые уже умеют хорошо читать по слогам. Цель - усовершенствовать технику чтения и развить связную речь. Задания здесь серьезней, чем для детишек 5-6 лет. Можно сказать – это следующий уровень подготовки. Всего в пособии 23 занятия, к каждому есть методические рекомендации. 120 страниц. Год выпуска 2016. «Читаю легко и правильно»Пьянкова Е.А., Родионова Е.А. Пособие кардинально отличается от «Читаю слова и предложения». Оно помогает понять, на каком уровне развития находится навык чтения. В издании приведены занятия, расписанные по дням. Каждое занятие содержит небольшой текст, который нужно прочитать и вопросы, на которые нужно ответить. Есть еще и тесты. Тесты проводятся перед первым днем занятий, после двенадцатого и после двадцать четвертого. Тесты также содержат текст и вопросы к нему. Есть система оценки. Все занятия и тесты рассчитаны на три уровня сложности. 96 страниц. Год выпуска 2015. «Пишу красиво»Володина Н.В. Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке. 128 страниц. Год выпуска 2015. «Говорю красиво»Володина Н.В. Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто. 144 страницы. Год выпуска 2016. «Занимаюсь математикой»Сорокина Т.В. Здесь идет закрепление умения решать задачки на сложение и вычитание. Уже в пределах 20. Закрепляются знания о геометрических фигурах, а также дается понятие об объемных фигурах. Много заданий на штриховку, чтобы мелкая моторика не «застаивалась». Дошкольник узнает, что такое четные и нечетные числа. Что такое «разность», «сумма», «слагаемые», «вычитаемое» «уменьшаемое». 144 страницы. Год выпуска 2016. «Изучаю мир вокруг»Липская Н.М. Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы:
136 страниц. Год выпуска 2016. «Готов ли я к школе?»Пятак С.В., Мальцева И.М. Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам:
С помощью пособия можно найти пробелы в подготовке и обратить на их «закрытие» особое внимание. Тесты выполняются либо совместно со взрослым, либо дошкольником самостоятельно. 160 страниц. Год выпуска 2015. Вот такой вот неслабый обзор у нас получился. Думаю, что из представленных пособий вы обязательно найдете то, которое подойдет вам идеально. А некоторые покупают сразу оптом. Смотрите видео. Еще больше информации о книгах от «Ломоносовской школы». Прекрасным дополнением ко всем вышеперечисленым пособиям станет бесплатный вебинар по подготовке детишек к школе. Уверена, на нем вы узнаете много нового и интересного! Желаю вам успешной подготовки! А еще счастья и здоровья! Да, а если вы тоже можете порекомендовать «подготовительную» литературу для детей, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Всего вам доброго! Евгения Климкович. shkolala.ru рекомендации родителям, ГБОУ Школа № 1980, МоскваБыть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер. Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителямПриближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период. Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер. Что же включает в себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе? В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее. Физиологическая готовность ребенка к школе Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Психологическая готовность ребенка к школе Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает:
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
Познавательная готовность ребенка к школе Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? Внимание.
Математика.
Память.
Мышление.
Мелкая моторика.
Речь.
Окружающий мир.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома? Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п. Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него. Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы. Тренируем руку ребенка Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием. Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики. Рекомендации родителям дошкольника Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям. 1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
sch1980uz.mskobr.ru Как подготовить ребёнка к школе самостоятельноОсновной вопрос, с которым обращаются родители будущих первоклассников к педагогам учебных центров — как подготовить ребёнка к школе, как сделать так, чтобы он успешно поступил в выбранное учебное заведение? Для того чтобы подготовка к школе не вылилась в состояние стресса, достигаемое многими родителями в процессе подготовительных занятий, необходимо чётко знать перечень требований, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение. Знание этих требований поможет родителям будущих учеников понять, готов ли их ребёнок к поступлению в школу. Зачастую родители считают, что подготовка детей к школе должна осуществляться в дошкольных учебных заведениях под контролем профессиональных педагогов. Однако, как показывает практика, уровень подготовки к школе в детских садах оставляет желать лучшего. Поэтому нужно уделить самое пристальное внимание самостоятельной подготовке ребёнка к поступлению в школу. Готовим ребёнка к школеИногда родители опасаются, что, не являясь профессиональными педагогами, они не смогут справиться самостоятельной подготовкой к обучению в школе. Однако страхи эти безосновательны, так как в последнее время появилось огромное количество пособий, рассказывающих, как подготовить ребёнка к школе, каким именно образом малыш может получить необходимые ему навыки – будь то чтение, письмо, или обучение счёту. Базовые навыкиОбучаемся чтению, изучаем буквы и алфавит самостоятельноПервый этап. Изучаем буквы. В этом деле основными помощниками родителей будут всевозможные дидактические материалы: кубики и карточки с буквами, магнитные азбуки и т.д. Научить ребёнка буквам несложно, важно проводить занятия регулярно и последовательно, отрабатывая в начале занятия материал предыдущего урока, повторяя и закрепляя. Помните, что оптимальный возраст для успешного запоминания алфавита – это 3-4 года. Безусловно, можно добиться и более ранних успехов, дети с удовольствием покажут вам запомнившиеся им буквы и в возрасте двух лет, однако, если эти навыки не получают практического закрепления (то есть ребёнок не продолжает дальнейшее обучение чтению) то они быстро забываются. Поэтому стоит задуматься, если смысл требовать запоминание алфавита от двухлетнего крохи. Второй этап. Осваиваем навыки связного чтения, развиваем речь. В этом непростом деле необходимо подобрать помощника – букварь, который доступным образом объяснит ребёнку, как звуки объединяются в слоги, научить его читать по слогам. Пособия-помощники: буквари и альбомы по развитию речиНа сегодняшний день популярными и хорошо проверенными методиками считаются следующие пособия: букварь Н.С. Жуковой, букварь Е.Н. Бахтиной и букварь Косиновой Е.М. (логопедический). Методики несколько отличаются, что даёт возможность подобрать ту, которая больше подойдёт вашим детям. Хорошими помощниками во время занятий будут следующие пособия: «Альбом по развитию речи» Володиной В.С. и «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяевой С.В. Эти альбомы отличает системный подход к развитию навыком связной речи, а также наличие заданий, облегчающих обучение детей с логопедическими проблемами. Результат: Для поступления в школу ребёнок должен уметь читать по слогам, выделять их в словах, считать количество звуков. Также необходимо, чтобы он отличал гласные звуки от согласных, и обладал навыками связной речи (мог описать предложенную картинку, пересказать текст из 3-5 простых предложений). Постигаем основы счёта, элементарные математические операцииВ возрасте 6-7 лет ребёнок должен уверенно считать до 10, при этом важно не механическое повторение цифрового ряда, а понимание категории исчисляемости, то есть количественного значения, которое скрывается за названием цифры. Наиболее правильной методикой обучения ребёнка счету и простейшим математическим операциям есть упражнения, которые позволяют анализировать числовой состав числа. То есть малыш должен понимать, что цифра 2=1+1, 5=2+3. Хорошими помощниками в этой методике будут наглядные пособия, которые легко пересчитываются. Это могут кубики, бусины, шарики, элементы конструктора. Необходимо, чтобы они были одного цвета, формы и размера. Используя эти элементы достаточно легко продемонстрировать малышам принципы математических операций – сложения (добавления) и вычитания (отнимания). Помощники родителей по обучению ребёнка математикеХорошим подспорьем для родителей будут методические пособия, разработанные Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой – «Игралочка. Математика для детей». Эти пособия замечательны тем, что включают в себя не только наглядный дидактический материал для занятий, но и пояснения для родителей каким именно образом проводить то или иное занятие. Более того, пособие состоит из нескольких частей: 3–4 года, 4–5, 5–6, и 6–7 лет. Каждому из периодов полагается отдельная методическая тетрадь с заданиями, таким образом, полностью охватывая все математическое образование дошкольника. Результат: Ваш ребёнок уверенно считает от 1 до 10, без проблем определяет место числа в ряду чисел (5 идёт после 4, или до цифры 6), решает простые задачки, составленные на основе операций вычитания и сложения в диапазоне от 1 до 10. Подготовка к письму. Учиться писать дети будут учиться уже в школе, но желательно немного подготовить их к этому занятию. Нужно, чтобы родители научили ребёнка уверенно проводить чёткие линии, не пользуясь при этом линейкой, заштриховывать по контуру рисунки или геометрические фигуры. Навыки, отвечающие за общий уровень интеллектуального развитияПомимо уже перечисленных выше практических навыков, необходимо уделять внимание общему развитию малыша: тренировке памяти и внимания, развитию логического мышления и творческих способностей. Универсальным способом тренировки практически всех перечисленных выше сторон интеллектуального развития есть чтение книг. На дошкольном этапе, это, скорее всего, будет чтение совместное. Тем не менее, родители должны читать книги ребёнку часто, обсуждая и анализируя содержание. Нужно задавать вопросы по тексту, учить строить выводы. Приветствуйте рассуждения ребёнка на тему прочитанного, будьте готовы ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Малыш, который любит чтение, отличается не только хорошей памятью и наблюдательностью, но и развитым воображением, способностью мыслить образами. Какие книги способствуют интеллектуальному развитию ребёнкаПомимо известных и любимых произведений детской художественной литературы, необходимо пользоваться энциклопедиями, по возможности выбирая максимально наглядные издания. Также детей наверняка заинтересуют сборники головоломок, шарад и загадок на интересные им темы. Если вам тяжело самостоятельно придумать задания для творческих уроков – можно приобрести специальные альбомы с уже разработанными заданиями по аппликации, рисованию и изготовлению поделок. Психологическая готовность к школеНемаловажным моментов в деле подготовки ребёнка к школе является создание у него позитивного отношения к этим достаточно серьёзным переменам в его жизни. Более того, очень важно, чтобы к моменту поступления в учебное заведение, он не только обладал необходимыми практическими навыками, но и у него сформировалось выраженное желание обучаться в школе. Отправляя в школу шестилетнего малыша, многие мамы в дальнейшем сталкиваются с рядом проблем: он не соблюдает дисциплину, ведёт себя на уроках, так как ему нравится, не обращает внимания на замечания учителя. Это происходит совершенно не потому, что маленький школьник плохо воспитан или хочет сознательно сорвать урока, нет – просто он не понимает ценности процесса обучения. В семь лет его отношение может кардинально измениться, поэтому хорошо проанализируйте, готов ли ваш ребёнок к обучению психологически, обдумайте, как подготовить ребёнка к школе, в каком возрасте ему лучше поступать его в школу. Проводим занятия самостоятельно: важные моменты
Помните, что подготовка к школе должна начинаться не за два — три месяца до начала занятий, а минимум за полгода. Подготовить ребёнка к школе самостоятельно не очень сложно, главное, чтобы родители правильно организовали занятия, и ребёнок занимался на них с удовольствием. Тогда поступление в школу не будет для него стрессом, а предстоящее обучение – источником страхов. Преподаватель, специалист детского развивающего центра Как готовить ребёнка к школе рассказывают психологи и педагоги: marypop.ru КАК подготовить ребенка к ШКОЛЕ в домашних условиях 6 лет. Советы родителям.Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. Конечно, как и любые родители вы волнуетесь, ведь учеба — это терпение и вместе с тем понимание своего ребенка. Очень важно в этом деле помочь своему чаду, и даже если до этого вы исправно посещали детский садик, в школе все равно придется с самых первых дней делать домашнее задание. Таким образом вы не отстанете от школьной программы. Сегодняшняя статья содержит советы родителям о том, как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях. Следуя нашей инструкции и рекомендациям, вы легко подготовите будущего первоклассника к школе и период адаптации и обучения в школе пройдет легко и незаметно. Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 летНесколько общих правилВ школе учащиеся работают преимущественно индивидуально, а поэтому научите ребенка самостоятельности: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, самостоятельно кушать, играть. До 1 сентября составьте режим дня и неуклонно его соблюдайте, ведь одной из самых больших проблем, с которой вам придется столкнуться – перенапряжение и повышенная утомляемость ребенка. Ребенок должен уметь налаживать контакт со сверстниками, пусть он играет с ними сам, но под вашим наблюдением. Обращайте внимание на манеры поведения вашего будущего ученика. Одним из самых важных пунктов подготовки ребенка к школе, является его интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети должны знать:
Дошкольник должен уметь:
Советы родителям будущего первоклассника
Помните, что дети в первые дни, а некоторые и месяцы, очень нуждаются в помощи родных и близких; старайтесь радовать ребенка и переживать вместе с ним его первые трудности и успехи! Надеемся, что наши советы родителям о том, как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях помогут легко перенести этот новый этап в жизни вашего малыша. Как подготовить ребенка к школе Комаровский: видео
gotovim7e.ru Консультация (подготовительная группа) на тему: Подготовка ребенка к школе в домашних условияхПодготовка ребенка к школе в домашних условиях Вашему ребенку пять или шесть лет и очень скоро он пойдет в школу. Готовить ребенка надо заранее и если вы этого до сих пор не делали, то самое время этим заняться. Можно отправить ребенка на курсы, но можно подготовить ребенка к школе самостоятельно. В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился. Что можно делать?
Обязательно учтите следующее:
nsportal.ru |