656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Какие нужны кисти для гуаши


Инструменты и материалы для работы гуашью

Перед тем, в ком проснулся творческий зуд и серьезное намерение заниматься рисованием в первую очередь встает вопрос о приобретении необходимых материалов и инструментов. Конечно, также как музыку можно писать на салфетке в кафе, рисовать тоже можно чем угодно и на чём угодно. Хотя, может, лучше оставить роспись обоев нашим детям или отложить до тех времен, когда наша креативность возрастет на столько, чтобы можно было нарисовать небо на потолке или порталы в другие миры на стенах и потренироваться с помощью привычного и стандартного набора художников: красок, кситей и бумаги. Самой подходящей и распространенной для обучения живописи краской, пожалуй, является гуашь.

Люди бывают разные. Кто-то стремится сразу же приобретать самые хорошие и дорогие материалы для живописи, другие наоборот считают что начинать можно с более дешевых, а когда чему-то научаться перейти на дорогие и профессиональные. Я не сторонник излишнего фанатизма, к тому же самые дорогие краски и кисти не сделают человека автоматически художником, но как плохо настроенный инструмент может безнадежно испортить слух начинающего музыканта, так и плохие художественные материалы могут испортить настроение начинающему художнику. В любом случае, выбор останется за вами, а я могу лишь поделиться своим опытом.

Гуашевые краски

Гуашь является водорастворимой краской, состоящей из тонко перетертых красящих пигментов и водно-клеевых связующих. Она ложится на поверхность плотным непрозрачным слоем и при высыхании приобретает матовую бархатистость. Одно из преимуществ гуаши для начинающих в том, что нижние слои не просвечивают через верхние и в рисунок можно легко вносить исправления.

В нашей стране гуашь продается обычно в пластиковых баночках разного объема, в наборах с широкой цветовой гаммой или по отдельности. За границей гуашь чаще встречается в тюбиках. Существенных различий в марках красок я не вижу и мои предпочтения здесь часто зависят от ассортимента магазина. Если у кого-то есть своё мнение по этому поводу, буду рада о нем узнать. Сейчас также продают всяческую флуоресцентную гуашь или краски с эффектом “металлик”. Для классической живописи они не нужны, но если у вас возникают какие-то необычные идеи – экспериментируйте. Можно купить для начала любой понравившийся набор художественной гуаши, на мой взгляд 12 цветов будет вполне достаточно. Кроме того, по мере рисования вы быстро заметите, что используете чаще всего только несколько основных цветов. Их потом можно докупать по отдельности. У меня, например, очень быстро заканчиваются белила, поэтому я их покупаю сразу баночками по 220 мл, из которых по мере необходимости выкладываю краску в маленькие баночки для удобства. Слишком яркие (“ядовитые”) цвета редко бывают нужны при классической реалистичной живописи. Большую часть других оттенков можно получить смешиванием основных цветов. Поскольку практически во всех гуашевых красках содержится некоторое количество белил, при высыхании они могут сильно высветляться. Стоит иметь это ввиду. Конечный результат может отличаться от цветов, которые вы видите на палитре или еще не просохшей работе.

На чем рисовать гуашью

Рисовать гуашью можно на бумаге, картоне, фанере, холсте или других поверхностях. Я помню как в детстве с мамой разрисовывала гуашью оконные стекла перед Новым годом, а после праздников их можно было легко отмыть. Самой распространенной и доступной основой для гуаши является плотная чертежная бумага или картон. Бумагу лучше выбирать шероховатую, тогда краска будет надежнее сцепляться с поверхностью и ровнее ложиться. Со слишком гладкой бумаги гуашь может осыпаться после высыхания, а во время работы ложиться неровно или собираться “островками”. Я использую обычную чертежную бумагу фабрики “Гознак”. Нужно учитывать, что слишком большое добавление в краску воды может привести к излишнему увлажнению бумаги и как следствие к ее деформации. Впитывая влагу бумага может пойти волнами, что несколько усложняет работу. Хотя часто по мере нанесения красок и просыхания красочного слоя бумага постепенно выравнивается. Картон в силу его плотности деформируется меньше, но и с ним случается подобная мелкая неприятность. Избежать этого можно натягивая лист бумаги на планшет с помощью скотча или если размер планшета позволяет, с помощью зажимов для бумаги. Можно применять и канцелярские кнопки, хотя мне они кажутся неудобными, поскольку оставляют дырочки в бумаге и не дают равномерного натяжения. Скотч для крепления бумаги лучше применять малярный, он надежно держит и натягивает основу, легко отстает от бумаги по завершении, не рвет ее и не оставляет следов клея.

Планшет для рисования

Планшет – это обычная деревянная досочка или фанерка прямоугольной формы для крепления бумаги. Он не является обязательным атрибутом и нужен главным образом для удобства или для работы на пленере (на открытом воздухе). Планшет можно держать на коленях под удобным углом, если не подходит горизонтальная поверхность стола, или поставить его на мольберт. Он позволяет защитить поверхность стола от лишних загрязнений, к нему можно прикрепить лист бумаги, чтобы в процессе работы она не елозила и ее не приходилось постоянно придерживать. Я планшетом пользуюсь редко, в основном для крупноформатных работ. Для рисунков формата А4 мне вполне подходит стол, который я застилаю газетами, чтобы не испачкать. В художественных учебных заведениях бумагу к планшету иногда крепят с помощью клея ПВА, подгибая края, а после окончания срезают готовую работу, но по-моему это излишняя морока.

Кисти для гуаши

Выбор кистей сугубо индивидуален и во многом зависит от предпочтений автора и желаемой техники работы. Со временем вы подберете самые удобные и подходящие для вас кисти. Гуашью можно работать с помощью различных кистей. Если вы хотите рисовать в технике сухой кисти (не разбавляя краску водой), то лучше всего подойдет щетина. При разведении красок водой и для нанесения более тонких слоев лучше выбирать мягкие и упругие кисти, хорошо подойдет синтетика, колонок или ушной волос. Слишком мягкие кисти, например из волоса пони, плохо отдают краску и вбирая воду становятся малоподвижными, в процессе работы могут выгибаться в одну сторону и не хотят затем распрямляться, чего не случается с упругими кистями.

Формы и размеры используемых кистей также зависят от предпочтений художника, формата работы и техники. Кому-то больше нравятся плоские кисти, кому-то круглые, попробуйте те и другие, чтобы решить, что лучше для вас. Попробуйте также различные размеры кисточек. Заведите как минимум три разные кисточки на первых этапах. В качестве общих рекомендаций могу сказать, что для работы над фоном лучше использовать крупную кисть (около 10 мм шириной или больше), мне удобнее плоская. Если наловчиться, то практически весь рисунок можно делать одной большой плоской кистью, работая всей ее поверхностью для покрывания большой площади или боковой частью для более тонких деталей. Хорошо иметь плоскую кисть поменьше (около 3-4 мм шириной) и тонкую круглую кисть для детализации. Для некоторых видов работ удобны веерные кисти, но на начальных этапах они вам скорее всего не понадобятся.

При покупке кистей стоит уделять особое внимание их качеству, волос должен быть надежно скреплен, чтобы ваша кисточка со временем не “облысела”, цоколь не должен шататься на древке или слетать с него. В хорошем магазине вам скорее всего дадут перед покупкой подержать кисточки в руках или даже смочить их водой. Воспользуйтесь шансом, если он есть, проверьте надежность крепления цоколя, если он вертится и пошатывается, или вы видите что шов на нем расходится, лучше не покупать такую кисть, со временем он расшатается сильнее и будет постоянно слетать с древка или пошатываться во время работы. Потрогайте волос кисти. Если при его поглаживании хоть одна ворсинка остается у вас на руках, будьте уверены, что на рисунке они будут оставаться в большом количестве. Такие неприятности могут попортить много крови.

Кисть – главный инструмент художника. Поэтому если желание рисовать у вас не на один день, то кисти лучше сразу приобретать хорошего качества, профессиональные, с длинной ручкой. Сделаю бесплатную рекламу и посоветую кисти под брендом Roubloff, еще хорошие кисти марки Гамма и Sonnet. У этих кистей надежная обжимка, они удобны в работе, прекрасно держат форму и не деформируются.

Палитры для гуаши

Палитры бывают разных форм и размеров. Можно приобрести пластиковую палитру со специальными углублениями, в которые удобно выкладывать краски, составлять цветовые смеси и в таких углублениях краска не будет сохнуть так быстро как на плоской палитре. Однако, красящие пигменты гуаши со временем въедаются в пластик и такие палитры потом становится почти невозможно отмыть, постепенно пластиковые палитры из белых превращаются в радужные. Фарфоровые палитры стоят дороже и они тяжелее пластиковых, но краска в них не въедается, они легко отмываются и при хорошем обращении могут прослужить очень долго. В качестве палитры можно использовать обычную белую тарелку, любую поверхность, не впитывающую влагу, например кусок стекла, а можно пользоваться для смешивания красок и просто отдельным листом бумаги, хотя на него скорее всего не получится выкладывать нужное количество краски.

Что еще пригодится

Тряпочка – верный помощник художника, которым новички иной раз пренебрегают. Она нужна для того, чтобы убирать с кисти излишки воды или протирать их от краски. Я протираю кисть от краски перед тем, как залезть ею в баночку с другим цветом или перед тем как ополоснуть ее в воде, чтобы вода не так быстро загрязнялась. Тряпочки лучше брать из плотного материала: фланели или х/б, можно использовать плотную нетканку или влажные салфетки.

Для ополаскивания кистей и разбавления красок, конечно же, понадобится баночка с водой. Сейчас в продаже можно увидеть специальные баночки-непроливайки. Они имеют крышечку с углубленным отверстием для кисточек и высокими краями, бывают одинарными или двойными. Предполагается, что если вы случайно опрокинете такую баночку, вода из нее не выльется, рискуя испачкать всё вокруг. Если вы не склонны сильно размахивать руками при работе, можно совершенно спокойно обойтись без такой баночки и использовать под воду любую пластиковую или стеклянную емкость. Тем кто не любит часто менять воду во время работы лучше использовать емкость большего объема.

Для нанесения наброска может пригодиться карандаш и ластик, хотя предварительный набросок можно делать и непосредственно краской.

Уход за инструментами

Ухаживайте за вашими инструментами и материалами и тогда они прослужат вам долго и будут радовать. Храните гуашь в плотно закрытых баночках при комнатной температуре, не допуская их охлаждения ниже нуля градусов. Бывает, что красящие пигменты оседают на дно банки, а сверху выделяется клей и вода, поэтому краски нужно периодически тщательно перемешивать, доставая до самого дна баночки, чтобы они были однородной консистенции, время от времени можно добавлять в них немного воды, чтобы они не загустевали и в них не образовывалось комков. После работы нужно обязательно плотно закрывать баночки с краской, чтобы избежать их высыхания. Высохшие краски, конечно, можно восстановить, если залить их водой, оставить на некоторое время, а потом хорошо перемешать, но полностью высохшая гуашь может потерять свои клеевые свойства. Палитры и кисти после работы надо тщательно промывать, можно теплой водой с мылом, чтобы между ворсинками кистей не оставалось краски. Волос плохо промытых кистей может склеиваться. Не оставляйте кисти в банке с водой, тем более волосом вниз, они деформируются и восстановить ровность волоса будет практически невозможно. Храните кисти в специальном футляре или ставьте их в какую-нибудь емкость волосом вверх. Выливайте грязную воду после работы и промывайте баночку. Пусть бережное отношение к инструментам станет хорошей привычкой.

Поделиться собственным опытом или задать вопрос можно в комментариях ниже.

Метки: гуашь, Инструменты, кисти, краски, материалы, начинающим, художественные средства

izotika.ru

Колонка №8 - кисти для гуаши, темперы, акрила: club_365 — LiveJournal

Сегодня речь пойдет о кистях для кроющих красок: гуаши, акрила и темперы.


Начну с того, что выбор кисти определяется в первую очередь материалом, с которым предстоит работать. И даже для кроющих красок с похожими свойствами не стоит использовать одни и те же кисти.

Я разделила все рабочие кисти на несколько групп: щетинные кисти, синтетические и кисти из натурального волоса.



Щетина
Щетинные кисти подходят для любых кроющих красок. Я активно использую их для акрила и для работы с гуашью сухой кистью. В зависимости от длины волоса, кисти оставляют разные мазки и ими можно добиться разных эффектов.

Флейц - большая плоская широкая кисть. Ее можно найти в художественных или строительных магазинах. Удобна для работы с большими поверхностями и фонами.
Рядом кисть чуть меньшего размера. У меня она используется для всего сразу: и для рисования, и для проклеивания. Жесткий волос дает грубую фактуру с ярко выраженными мазками от кисти.
Круглые щетинки из серии no name. Продавались вместе с палитрой, активно использовались для масла во время учебы, сейчас отданы под акрил.
Плоская щетина с короткой ручкой. Чаще всего используется для "сухой кисти" при работе с гуашью.
Плоские щетинки с овальным кончиком - достаточно жесткие, мелкие. Позволяют делать грубые, но мелкие мазки.
Плоские кисти Гамма. Быстро стерлись от работы с маслом во время учебы, зато теперь ими можно делать мелкую грубую фактуру. Активно используются для темперы.



Синтетика
Синтетические кисти тоже можно использовать для любых кроющих красок, но стоит учитывать, что акрил и темпера достаточно быстро засыхают в основании кисти между волосками и если кисть промывать не очень тщательно, то через некоторое время она начнет сильно пушиться.

Флейц - чаще всего используется для прокрытия фона темперой.
Плоская синтетика Профи - хорошая кисть, стойко выдержала работу с маслом, теперь работаю ей темперой. Опять же служит для прокрытия плоскостей.
Круглые кисти Черная речка. Та, что с цветной ручкой, служит мне уже давно, ей очень много работала гуашью, теперь она сильно распушилась и не дает тонкого кончика, поэтому отдана на растерзание под любые цели.
Кировские живописные кисти. Это вообще самые стойкие к истиранию отечественные кисточки. Причем это касается и синтетики, и щетины. Круглые кисти дают отличный тонкий кончик, плоские почти не пушатся.
Перемотанная изолентой кисть пострадала в бою :) Уже не помню, чье производство, но она тоже часто выручает в работе с акрилом. Ее уже не жалко, как говорится.
Японская Sakura. Толстая в основании кисть с тонким кончиком. Ей работать пока не приноровилась, для моих целей не самый удачный вариант.
Круглая кисть Rembrandt от Talens. Сейчас самая ходовая кисть при работе с темперой и гуашью. Идеально тонкий кончик, дает живую подвижную линию, равномерно отдавая краску. Не перестаю ей восхищаться!
Круглая кисть Van Gogh от Talens. Еще одна идеальная кисть. У нее кончик даже чересчур острый :) Для акрила не использую, а с гуашью и темперой работает на ура.



Натуральные кисти
Только для гуаши. В крайнем случае - для темперы. Акрил их очень быстро убивает.

Плоские кисти Yinghua. Японские кисти из волоса неведомой японской зверушки. Мягкие, отлично работают с разведенной гуашью, но достаточно сильно линяют, что иногда очень не кстати.
Круглый колонок с треугольной ручкой. Обычно используется для тонких контуров и деталек.


Мастихины


Это бонусом :)

Отличная вещь для акрила. Особенно для создания фонов. Позволяет соскребать слои, царапать поверхность, размазывать краску тонким и толстым слоями. Тут уж на что хватает фантазии :)

club-365.livejournal.com

Кисти для гуаши

Было время, когда найти хорошую кисть было проблемой для каждого художника. Представленный в магазинах в те годы в ассортимент вполне подходил для школьных занятий, но настоящие мастера были требовательнее к своим инструментам. Впрочем, сейчас условия изменились, и каждый желающий может приобрести кисти для гуаши и других видов красок отличного качества.

Правда, идеализировать ситуацию не приходится. И сегодня часто в магазинах канцелярских товаров можно найти кисточки, чья щетина выглядит непригодной еще перед началом эксплуатации. Эти изделия стоят сущие копейки, возможно, это единственное объяснение, отчего такой тип продукции не исчез из витрин.

В то же время у всех желающих купить кисточки для рисования надлежащего качества появилась отличная возможность выбора. Серьезные компании представляют серии кистей для гуаши и других видов краски разных форм и размеров, что позволяет полностью удовлетворить спрос.

Среди изделий можно выбрать универсальные варианты, которые можно использовать с разными красками. Но есть и те, которые по своим характеристикам идеально подходят лишь определенному материалу.

Какие кисти для гуаши лучше выбрать?

Определенное время беличьи и колонковые кисточки считались идеальным решением для работы с гуашью. Впрочем, и они имеют нюансы, омрачающие удобство.

Так, кисть круглая из белки – наиболее часто встречающийся вариант. Она мягкая и имеет острый кончик, благодаря чему позволяют наносить изящные мазки. Края мазков получаются достаточно четкими. Однако ворс часто оказывается слишком мягким и не дает нужной упругости. К тому же кисти для гуаши из белки истираются значительно быстрее.

Колонок обладает почти такими же характеристиками, но ворс их более износоусточив. Кисточки получаются более упругими и прочными. Единственным минусом является более высокая стоимость подобных изделий. Хотя цена не является заоблачной, да и найти подобные изделия любых форм и размеров не составляет труда.

Еще одним интересным вариантом является кисти для гуаши с синтетическим пучком. Невысокая стоимость, упругость и прочность ворса из нейлона делают их наиболее популярными и удобными.

Купить лучшие кисти для гуаши

Стремясь предложить нашим клиентам наиболее качественные материалы для творчества, мы собрали в ассортимент магазина изделия, которые будут по достоинству оценены мастерами. Представленные в соответствующих разделах кисти выполнены по современным технологиям, что делает их удобными, практичными и долговечными.

umelya.ru

Кисти для рисования акрилом или гуашью, как выбрать

Кисти оцениваются по трем показателям:

- способность образовывать острый кончик;

- упругость волосяного пучка;    

- контроль над текучестью краски, которая должна стекать с кисти непрерывным потоком и в нужной консистенции.

Кисти, представленные в интернет-магазине «ТАИР», производит ООО «Художественные материалы». Эти кисти отличаются высоким качеством, разнообразием форм и фактур и демократичной ценой. Они подойдут как профессионалу, так и любителю.

Все кисти тщательно контролируются на каждой стадии изготовления.

В нашем  интернет-магазине представлены следующие виды кистей:  

Колонок  

Колонковая кисть — это королева акварельных кистей. Колонок – хищный пушной зверек из семейства куньих. Его родина — Сибирь, Китай, Корея — регионы с суровыми зимами. Особенностью этого волоса является его веретенообразная форма. Будучи очень тонким и упругим, с мягким и длинным кончиком, он является идеальным для высокопрофессиональных кистей.

Предназначены для работы с красками всех видов: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, маслом.  

Белка

Высококачественный беличий волос получается из хвоста сибирской белки. Волос очень мягкий и тонкий. Кисти из волоса белки, подобно колонковым, имеют отличные показатели контроля над текучестью краски, но более низкую эластичность. Коническая форма волоса белки от основания до вершинки напоминает острие рапиры.

Беличьи кисти пригодны для рисования акварелью, темперой, гуашью.

Щетина 

Кисти для «тяжелых красок» оцениваются только по одному параметру – чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского борова. Упругая крепкая щетина подвергается обработке, и только вываренная и отбеленная щетина идет на изготовление кистей профессионального качества.

Вслед за упругостью важнейшей характеристикой является расщепленный кончик – он способствует хорошей наполняемости кисти и ровному нанесению краски.  

Эти кисти предназначены для работ с «тяжелыми красками»: маслом, акрилом, темперой, гуашью.

Синтетика или синтетические кисти 

В течении нескольких последних лет синтетические кисти покорили рынок художественной продукции, так как их цена достаточно умеренна, а результаты работы с этими кистями – превосходны.   

Великолепная упругость синтетического волоса делает его отличным инструментом для жидких красок. Он значительно прочнее, хоть и не так хорошо держит краску, как натуральное волокно.

Эти кисти гораздо легче отмыть от акриловых красок, поэтому чаще всего выбор на них останавливают люди увлеченные декупажем, росписью, декорированием, дизайном и декором интерьера, то есть всеми теми областями творчества, где не обойтись без акриловых красок.

Кисти из синтетического волоса рекомендованы для красок, основанных на акриле, но пригодны и для работы с акварелью, гуашью, темперой, маслом.  

Таблица для подбора кисти под тип краски

Колонок Белка Щетина Синтетика
Акварель + + - +
Гуашь + + + +
Акрил + - + +
Темпера + + + +
Масло + - + +

tairtd.ru

Как научиться рисовать гуашью 🚩 кисточки для гуаши 🚩 Рисование

Автор КакПросто!

Гуашь - идеальный художественный материал для начинающих живописцев. Рисовать ей намного проще, чем акварелью или маслом. Обращаться с ней несложно, но у этих красок есть свои особенности.

Статьи по теме:

Инструкция

Гуашь - краска непрозрачная и густая. Она не любит воду. Учитывайте это при выборе кистей. Для акварели идеально подходить беличья кисть, а вот при рисовании гуашью использовать ее нежелательно. Лучше всего выбрать кисточку, не сильно впитывающую воду. Кисти из колонка и щетины (натуральной или синтетической) подходят для гуаши лучше всего. Наиболее дешевым вариантом будет кисточка из натуральной щетины. В наборе нужно иметь кисти разных форм и размеров: тонкие и толстые, плоские и круглые. Помните, что гуашь достаточно тяжелая краска, ложится она толстыми слоями, поэтому бумага должна быть плотной и не сильно промокать. Для начала нужно научиться смешивать цвета. В отличие от акварели, которую можно смешивать прямо на бумаге, гуашь более тяжелая и густая. Для ее смешивания нужна палитра. В качестве палитры можно использовать плотный лист бумаги, картонку, пластмассовую или деревянную доску. Перемешивать цвета нужно тщательно, до получения однородной массы. Для начала поэкспериментируйте с цветом, проверьте, какие оттенки получаются при смешивании нескольких основных цветов. Можно разделить лист на несколько небольших квадратов, и закрашивать каждый из них новым получившимся оттенком.

Начиная рисовать гуашью, помните о главном ее свойстве: это непрозрачная краска. Если перед тем, как писать цветом вы сделали карандашный набросок, то просвечивать через слой краски он не будет. Цвета легко перекрывают друг друга, поэтому становится непринципиальной очередность прорисовки деталей. Можно начать с самых темных объектов, а можно со светлых. Если какой-то участок живописного полотна получился не совсем удачно, дождитесь полного высыхания слоя и доработайте его заново. Сильно увлекаться перекрыванием слоев не нужно, в итоге может получиться "грязный цвет".

Поэкспериментируйте с фактурами. На чистом листе выполните серию мазков каждый раз смачивая кисть все сильнее. Начните с абсолютно сухой кисти и закончите очень влажной. Вы увидите, что каждый раз краска ложится по-разному. Сухой кистью идеально прорисовывать мелкие детали на заключительной стадии. Также можно использовать зубную щетку для разбрызгивания краски, губку, салфетку или даже пальцы.

Следите за состоянием кисти! Если на ней останутся частички старой краски, это может испортить смешиваемый оттенок. Под рукой всегда должно быть достаточно чистой воды и тряпочка для протирания кисти. Если кисточка старая, и из нее вылезает ворс, не рисуйте ей больше, иначе на бумаге будут оставаться мелкие волоски.

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Материалы для начинающих художников (часть 4- Кисти для гуаши,и бумага))) — AndAliRa

Кисти для работы с гуашью должны быть жестче чем акварельные, полужесткие. вот такого типа

лучше всего (проверено) синтетические. У них не лезут волосы и ими приятно и удобно рисовать, к тому же их легко отмывать
еще и такой вариант сгодится



для гуаши пойдут и китайского производства и самые дешовые, т к краска плотная и сквозь неё никто не увидит выпавший волос, главное они должны быть полужесткие, но не такие жесткие как для маслянных красок. жесткие (щетину)не берите т к писать ими гуашью невозможно, и бумагу попортите и щетина не сгибается как положено. вот такие не надо

бумага для гуаши так же продается в папках. и называется "Для гуаши" просто прочтите чтобы на ней было написано что она для гуаши, По толщине она должна быть плотнее чем для акварели, тк гуашь-краска тяжелая, и если тщательно наложить краску на бумагу то бумага будет прогибаться под весом краски. потому поплотнее будет в самый раз. И тоже смотрите чтобы бумага была не гладкой а шершавой, Так лучше сцепление бумаги с краской
уф..ну более менее рассказала..
если что еще забыла сказать спрашивайтьте

andalira.ru

“Кисти для гуаши, темперы, акрила”, журнал “Художественная школа" №4(55) 2013

Гуашь, темпера и акрил, несомненно, разные по своим свойствам имеют ряд общих качеств позволяющих вести основную работу практически одинаковыми и почти любыми кистями. Более того, смело можно сказать, что при работе этими красками найдётся применение любой кисточке. Однако, это не следствие неприхотливости материалов к качеству кистей, а лишь свидетельство разнообразия технического арсенала.

Что же общего?

Гуашь, темпера и акрил разводятся водой и имеют сходную по своей вязкости сметанообразную рабочую консистенцию, что и определяет общность требований к характеру изобразительной поверхности и качеству кистей. Более того, не смотря на разные связующие* красок, они легко смешиваются между собой. * Связующими обычно являются: в гуаши - вишнёвый клей или гуммиарабик, в темпере – казеин или поливинилацетатная эмульсия, в акриле – акриловая полимерная эмульсия. Тем, кто решился на работу в смешанной технике надо учесть, что гуашь склонна после высыхания светлеть, а акрил и темпера темнеют. Результат такого эксперимента бывает очень неожиданный, но от того не менее интересный.

Всеми этими материалами можно смело работать по бумаге, картону, дереву, холсту и левкасу. Основу для работы можно грунтовать, а можно и не грунтовать, всё зависит от пористости поверхности. Грунт призван не столько усилить адгезию, сколько снизить расход краски. Главное, чтоб после грунтования поверхность не отталкивала воду.


Основное свойство кистей.

Вязкость рассматриваемых красок такова, что обеспечивает собираемость даже жёсткого волоса, а при вялом, малоупругом волосе затрудняет управление формой мазка и препятствует образованию достаточно острого кончика кисти. Потому, основное требование – кисть должна быть из упругого и эластичного волоса.
 

Из какого состава кисть выбрать?

Несомненно, что лучше всего упругость прочность и эластичность проявляет кисть из волоса колонка. Популярность колонковых кистей настолько высока, что дополнительной хвалебной оды в их честь не требуется. Но колонка становится всё меньше и стоимость сырья неуклонно растёт. Высокая цена на кисти из натурального колонка резко сузила круг покупателей, заставив производителей искать достойную замену.

Самыми первыми в среде художников завоевали популярность всем хорошо известные кисти из синтетики под колонок. Эта имитация колонка получилась очень похожей по своим рабочим качествам на колонковую кисть, оказалась значительно прочнее и дешевле оригинала. Однако, как это ни парадоксально звучит, прочность - основное преимущество, оказалась главным недостатком, который проявился в кистях плоской формы при длительной работе на грунтованной поверхности, например по холсту.

Любая грунтованная поверхность обладает большей абразивностью и активно способствует истиранию волоса, особенно в кистях плоской формы, где кисть при работе строго ориентирована к поверхности. Натуральный колонок истирается так, что боковые волоски сокращаются по высоте и это не влечёт радикального изменения рабочих свойств кисти до полного её износа. Синтетический же волос в силу своей прочности лишь истончается с одной стороны, что приводит к его отгибанию в сторону износа, а именно наружу, кисть теряет свою первоначальную форму, а отогнутые волоски сильно мешают в работе. Подобный недостаток присущ и плоским кистям из натуральной щетины, где толстый волос изнашивается подобно синтетическому. Художники научились бороться с этим недостатком путём оборачивания щетинной кисти после мытья в тонкую бумагу. Просушенная в бумаге кисть из щетины принимает прежнюю форму. Но синтетическому волосу такая операция не помогает.

Можно проглаживать синтетические кисти с отогнутыми волосками горячим утюгом через бумагу или алюминиевую фольгу. Это помогает, но проще приобрести новую кисть. Многие художники так и делают, тем более что стоимость синтетики позволяет купить несколько кистей по цене одной кисти из натурального колонка.

Надо сказать, что подобный недостаток в меньшей степени проявляется в кистях круглой вязки, где мы в процессе работы касаемся холста каждый раз новым участком выставки.

Важным достоинством синтетики является то, что она постоянно совершенствуется. Например, производители научились создавать синтетический волос, имитирующий колонок таким образом, что разрез волоса представляет форму звёздочки. Не знаю, как удалось сделать такое чудо, но эта синтетика получилась примерно на 50% легче обычной (круглой в срезе), стала весить почти как натуральный волос и обрела повышенную способность набирать красочный материал. По моим субъективным ощущениям кисть из такой синтетики набирает краску даже лучше, чем кисть из натурального колонка.

В настоящее время в продаже появились кисти из синтетической имитации мангуста. Это очень популярная кисть. Раскупают её мгновенно, что и не удивительно: эффект отгибания волоса в такой кисти практически не заметен, она ничем не уступает колонку и обладает исключительно красивым внешним видом. Согласитесь, для художника, это тоже имеет значение.

Ещё одна новинка – кисть из жемчужной синтетики*. *Кисти из жемчужной синтетики производители определяют, как кисти для работы акрилом, но они прекрасно подходят для работы любым другим материалом. Эта белая синтетическая кисть названа так потому, что имеет очень красивый жемчужный отлив волоса. Отлив этот не рекламная уловка производителя, а следствие особой технологии изготовления волоса. По словам производителя жемчужной синтетики, исходное сырье, из которого её делают – высокомолекулярная смесь, изготавливаемая в Германии по специальной технологии. Эта технологическая особенность и определяет, впоследствии, характеристики жемчужной синтетики: ее прочность, жесткость, внешний вид и др.

Правда, после работы кисть приобретает лёгкий, почти не устранимый, оттенок первого, наиболее активного цвета, что использовался в работе. Кисточка, конечно, сохранит свой жемчужный отлив, но уже никогда не будет полностью белой, но это, в дальнейшем, ни как не влияет на её рабочие свойства.

Хорошо зарекомендовали себя при работе гуашью, темперой и акрилом кисти из смесового волоса. Как правило, это смесь рыжей синтетики и натурального волоса (колонка и т.п.) Состав таких кистей постоянно совершенствуется, и описать их во всём многообразии довольно сложно. Но вот о кисточке из волоса с загадочным названием брэд, которые производит фирма «Roubloff» стоит сказать отдельно.

В нашем случае брэд – это специальное название волоса пушных зверей выращенных в клетке. В клетке можно создать такие условия содержания зверей, при которых у каждой особи будет очень прочный, густой, а главное, идентичный по своим свойствам мех. Кисти, производимые фирмой«Roubloff» с маркировкой брэд имеют в своём составе 65% очень прочного волоса натурального колонка выращенного в клетке. 35% - это смесь иных волос меньшей упругости. Каких конкретно синтетических, натуральных или тех и других знают только специалисты фирмы и мне они этого секрета не открыли. Смесь эта была тщательно разработана и является секретом фирмы. Будем уважать коммерческую тайну, тем более что эта тайна позволила получить нам в своё распоряжение уникальный инструмент. Кисть из брэда в силу своей жёсткости несколько хуже собирается в точку, но великолепно ведёт себя при получении равноширинных мазков, хороша при работе на любой поверхности, много прочнее простой колонковой кисточки и дешевле её.

Самые жёсткие кисти, что используются при работе гуашью, темперой и акрилом – это кисти из натуральной и синтетической щетины. В основном работа такими кистями ведётся над фоном, крупными и средними деталями. При работе над мелкими деталями необходимо перейти на использование кистей другого состава, боле мягких и пластичных. Степень жёсткости кисти необходимой для работы определяется каждым мастером индивидуально. Зависит и от размера деталей, манеры письма, темперамента и, обязательно от характера изобразительной поверхности. Обычно большей жёсткости кисти требует работа по грунту и крупной зернистой фактуре.

Жёсткость кисти зависит не только от жёсткости волоса, но и от длины выставки. Чем выставка короче, тем жёстче ведёт себя кисть.

При работе темперой и особенно акрилом желательно чтоб кисть была достаточно жёсткой и упругой. Эти краски быстро высыхают и совершенно не обратимы, т.е. после высыхания не растворяются*. * Если кто-то ещё не горевал по поводу одежды безнадёжно испорченной вовремя незамеченным пятном темперы и акрила, то прошу заранее учесть это опасное качество красок. Для остальных скажу, что не сильное загрязнение можно попытаться оттереть раствором нашатыря. Мне даже удалось таким образом спасти пару штанов. Но сколько времени, терпения и мук на это потребовалось, умолчу. Если вы нечаянно высушите не промытую кисть, а такое часто бывает при увлечении работой, то спасти её будет нельзя. В процессе работы кисти приходится постоянно промывать, что не всегда удобно. Потому кисти, особенно при работе акрилом, в течение всего процесса держат в воде. Очевидно, что не достаточно жёсткая кисть не выдержит подобного «издевательства» и волос деформируется.

Немного специфики.

Как я уже сказал, разнообразие технических приёмов в гуаши, темпере и акриле позволяет найти применение любой кисточке.

Гуашь, как наиболее нежная из указанных техник допускает использование акварельных кистей, особенно малых номеров для написания мелких деталей. Такие же кисточки могут использоваться в темпере и акриле. Но особого смысла это не имеет, мы с успехом можем выполнять эту работу колонком или синтетикой. Но вот при получении тонких пастозных мазков, например при написании веточек, дело обстоит иначе. Если густо взять на беличью кисточку разные краски да лихо провести мазочек, да с плавным поворотом кисти вокруг оси, то получиться веточка сложнейшей фактуры и всего в одно движение!

Создание мазков с высокой фактурой, особенно в темпере, легче выполнять мягкими кистями. Мягкий волос обладает большей красочной ёмкостью и позволяет при слабом нажатии, оставлять очень пастозные мазки. Жёсткая кисть при сильном нажатии раздавливает краску, а при слабом нажатии увлекает часть краски за собой, не давая должной высоты фактуры. Для таких операций обычно используют плоскую кисть, где вялость волоса компенсируется формой кисти. Сама форма позволяет получить мазок нужного очертания. Для такого рода работ чаще используют кисти из волоса пони.

Совершенно невозможно обойтись, особенно в иконописи и миниатюре без особо тонких круглых кистей.

Я предлагаю вам самим попробовать разные составы кистей. Не потому, что места в журнале мало для более полного описания, а потому, что творческий эксперимент весьма достойное занятие для художника.
 

Немного о форме кистей.

Всё чаще мы видим работы, выполненные только плоской кистью. Действительно плоская кисть достаточно универсальна, ей очень хорошо лепить форму и легко подрезать силуэт. Особенно удобно писать архитектуру, где чёткость мазка особенно важна. Для удобства написания чётких угловых форм выпускают даже специально подрезанные плоские кисти.

Наполнить кисть вязкой краской сложнее. Для получения максимально длинных мазков с ровной наполненностью специально разработаны и выпускаются кисти с разной длиной волоса в одной выставке. Центральная часть выставки длиннее, она служит непосредственно для выполнения мазка. Более короткая часть выставки служит для удержания максимального количества краски и подпитывает центральную часть.

Круглыми кистями с острым кончиком легко создавать сложные по пластике, охватывающие форму мазки, но их всё чаще используют лишь для написания деталей. А вот про круглые кисти с шарообразным кончиком и вовсе стали забывать. А ведь они не менее универсальны. Особенно хороши кисти такой формы из щетины для получения мягких тональных и цветовых переходов.

Гуашь легко позволяет сделать расштриховку соседних тонов после высыхания, но при работе плоской кистью ритмичные параллельные движения оставляют заметные следы. Круглой же кистью можно добиться идеального результата.

В акриле и темпере (если нет возможности сплавить тона по сырому) мягкого перехода тона обычно добиваются тонкой перекрёстной штриховкой. Но можно осуществить данную операцию и за счёт растирания верхнего тона полусухой круглой щетиной. Особенно хорошо этот приём использовать при работе на зернистой поверхности холста.

Жаль, что такие эффектные приёмы мастеров прошлого как валёр* и сфумато* почти ушли из современного живописного арсенала. Вероятно потому, что мы не достаточно оценили прелесть работы круглой щетинной кистью. А ведь у мастеров прошлого не грех поучиться. * Валёр – тонкая тональная градация одного цвета. * Сфумато - тонкий переход цвета в цвет. Смягчение очертаний фигур и предметов.

 

P.S. Студентом, я осваивал искусство гравюры и совсем замучил своего старшего товарища, уже опытного художника, вопросами:

- А штихелем попроще можно гравировать? А простым ножом? А гвоздём?..

В конце концов, терпение мастера лопнуло:

- Серёжа! – Оборвал он меня. - Гравировать и ножницами можно, но удовольствие не то!!!

Пример этот вполне уместен и в разговоре о кистях. Верный выбор любого инструмента не только экономит наши силы и время, но и обеспечивает совершенно иной уровень удовольствия от процесса.

 

Заслуженный художник России Сергей Горбачёв

 

www.palitra.kirov.ru


Смотрите также