656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Когда ребенок первое слово скажет


Первые слова ребенка, когда ребенок должен сказать первое слово

Первое слово малыша - настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними - целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша?

1 - 3 месяца

В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно!

В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие - это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка.

Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции.

4 месяца

В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь.

Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей.

В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами.

Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба».

6 - 9 месяцев

Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, - и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов.

Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать».

Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» - вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится.

9 - 12 месяцев

Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами!

Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами - от 9-ти месяцев, мальчики - ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается.

С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь».

12 - 17 месяцев

После года - то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы.

Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое - «би-би», а всех встречных женского пола - «баба».

Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы».

Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха - «м-м», а петушок - «пи-пи».

18 - 24 месяца

Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов - это огромный прорыв в детском вещании.

Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте - мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка.

Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет».

Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» ...

Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»?

Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», - при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень».

Что мешает ребенку развивать речь?

Для самых маленьких - это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор.

Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья».

Для более сознательных детей - это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» - молчание.

Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами - постоянные «нет».

Что помогает?
Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка.

Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница - один предмет.

Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма - это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги.

Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого.

Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка.

Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая.

Некоторые причины, задерживающие начало вещания

Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас.

Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой - в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее.

Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д..

Когда следует беспокоиться?

Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года - предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша.

Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.

Обратите внимание:

  • если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
  • вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
  • ни одно слово не похоже на настоящее,
  • до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
  • до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» - ребенок не берет обувь или лопатки для песка).

Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом.

Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные - в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков.

И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, - что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку.

Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети - лучше развиваются, когда они окружены любовью!

empiremam.com

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

–  мама варит супчик

–  сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

–  вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

orechi.ru

Когда ребенок начинает говорить первые слова и какие нормы?

Многим молодым и неопытным родителям нередко свойственна беспричинная тревога на почве элементарного незнания этапов становления малыша. Бытует множество мнений по поводу того, когда именно ребенок начинает говорить свои первые слова.

Все дети индивидуальны, однако, если признаки зарождения речи на определенных этапах развития малыша отсутствуют, то стоит обратиться к специалисту.

Содержание статьи:

Общепринятые нормы и возрастные особенности

Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша.  Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:

Возраст, мес.Речевые возможности
1Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3Наблюдается «комплекс оживления». Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8Стартует формирование активного словарного запаса. Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.

Во сколько ребенок произносит свои первые слова

Установить четкие рамки, в которые дети обязаны произносить тот или иной набор слов, довольно сложно. Врачами выработаны определенные закономерности, но нужно в первую очередь ориентироваться на индивидуальные особенности своего чада.

Элементарные слова

Специалисты утверждают, что простые слова должны появиться в лексиконе малыша с 10 месяцев до года. Однако стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, на него влияет окружающая среда. Поэтому первое слово появится в момент, когда к этому будет готова сама кроха.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» — 4-5 месяцев

Пополнение пассивного словаря

Годовалый малыш начинает активно накапливать в своей памяти названия тех или иных предметов. Не имея возможности озвучить их, он уже точно знает, о чем идет речь. Ребенок спокойно выполняет несложные задачи.

Смотрите также:

Развитие активной речи

Становление речи происходит скачкообразно. Это связано с тем, что его способности к запоминанию слов развиваются постепенно. Годовалый ребенок усваивает не более 6 новых слов в месяц.

Такой этап продолжается довольно длительный период времени, а затем наблюдается рывок, после которого 12 слов усваиваются уже за неделю. Процесс длится до того времени, пока малыш не начнет повышать уровень знаний ежедневно.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже

Специалисты отмечают тенденцию задержки речи среди мальчиков. В среднем они начинают говорить на 2 месяца позже девочек. На это влияет анатомическая особенность головного мозга. Левое и правое полушарие у обоих полов развито одинаково, а вот соединительные волокна у мальчиков тоньше.

Это не патология, так распорядилась природа. Однако разницу достаточно трудно уловить, если нет дополнительных проблем со здоровьем.

Смотрите также:

Когда начинает формироваться осознанная речь

Малыш начинает осознанно произносить слова при достижении годовалого возраста. Элементарные слова («мама», «папа») начинают употребляться в контексте (например, «мама дай»). Но это только начальный этап на пути к становлению осознанной речи. Затем наступает период активного развития пассивного и активного словарного запаса, которые позволит малышу ассоциировать предметы, четко выражать свое мнение или желание.

Постановку простых предложений ребенок осваивает в возрасте полутора лет. У него уже достаточно знаний, чтобы составить простые фразы (например, «кукла упала»). Наблюдается появление первых глаголов, которые могут неправильно сопоставляться с родами существительных и местоимениями. Вполне нормально услышать из уст своего крохи предложение: «Саша играет» (вместо: «я играю»).

При достижении ребенком двухлетнего возраста в его активном запасе уже 50 слов, которые он выстраивает в предложения (например, «я пошел гулять» или «я хочу играть»).

При этом малыш прекрасно понимает речь взрослых, запоминает и воспроизводит короткие стишки, потешки. Далее его словарный запас будет стремительно пополняться, что позволит облекать свои мысли в более полной форме.

Смотрите также:

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.
При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду

Как помочь малышу заговорить

Период, в который начнет говорить малыш, зависит не только от его физиологических особенностей. Большую роль играют родители, взаимодействующие с ним с самого рождения.

Их задача помочь ребенку сформировать сначала пассивный, а затем активный словарный объем. После чего помогать в оттачивании полученных навыков.

Родителям стоит взять на вооружение несколько рекомендаций:

  1. С ребенком нужно постоянно разговаривать, непрерывно озвучивая все выполняемые действия. Его пассивный словарный запас будет стремительно пополняться. Ежедневные занятия стоит подкреплять песенками и потешками, которые легче воспринимаются сознанием малыша.
  2. Обращаясь к ребенку лучше использовать простые фразы. На длинные предложения он просто не отреагирует.
  3. Активно подражать агуканью и лепету малыша. Причем, в этот момент желательно установить с младенцем зрительный контакт. Так он научится проводить параллель между звуками и их правильным произношением.
  4. Специалисты рекомендуют свести к минимуму сюсюканье. Речь должна быть внятной и понятной. Можно произносить полное название предмета и одновременно звукоподражательное (например, кошка и мяу-мяу).
  5. Ежедневно читать книги, которые подбираются в соответствии с возрастной категорией.
  6. Развивать мелкую моторику, которая помогает воспринимать предметы и ассоциировать их с названиями.

Смотрите также:

Наиболее популярные вопросы

Может ли ребенок просто молчать, даже если он здоров?

Индивидуальность малыша не стоит исключать из факторов, которые влияют на начало формирования речи. Существует такой феномен, как позднее созревание речи. Дети, у которых не обнаружены отклонения, могут долго молчать и впитывать информацию. Затем в определенный момент их прорывает и начинается поток не отдельных малопонятных слов, а правильно построенных предложений.

Может ли ребенок быстрее заговорить в детском саду?

Если у малыша наблюдается задержка речи, то его лучше отдавать в детский сад при достижении трехлетнего возраста. В этот период дети становятся более самостоятельными, эмоциональная зависимость с мамой снижается, что уменьшит психологический стресс. Психологи советуют не отказываться от посещения детского сада, так как ребенок попадает в «речевую среду», которая даст толчок, и он быстрее заговорит.

В первые годы жизни малыша родители обеспокоены двумя вопросами, когда он сделает первые шаги и начнет говорить. Эти навыки являются важнейшими из тех, с которыми ребенку придется справиться. Первые слова, фразы и предложения появятся постепенно и при условии, что родители помогут малышу их освоить.

kaknazvat.com

Когда ребенок начинает говорить: нормы речевого развития


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью — это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко — «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже — копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги — ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях — пробует пить из чашки — и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать — скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, — 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, — около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие — 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Совет

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш — непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов — не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например — это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет — стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны пальчиковые игры и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

therebenok.ru

Когда (в каком возрасте) ребенок начинает говорить первые слова

Вряд ли найдется мамочка, которую не интересовал бы вопрос о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить свои первые слова. Эти волнительные моменты часто запоминаются родителям на всю жизнь. Давайте узнаем, когда же малыши произносят первые слова, что влияет на этот процесс и как помочь своему чаду в этом непростом деле.

От А до Я или этапы развития речи

Основы речи маленького человечка закладываются в довольно раннем возрасте, приблизительно до полугода. В этот период важно много разговаривать с крохой, читать ему сказки, стихи, петь песни. С каждым днем ваш карапуз будет радовать вас своими новыми достижениями. Давайте узнаем, какие умения присущи для детей различного возраста.

Достижения крохи до 6 месяцев

Во сколько ребенок начинает говорить свои первые слова? Примерно к 1 месяцу младенец начинает реагировать на слова своих родителей. Он успокаивается при мамином разговоре, фиксирует взгляд на ней, прислушивается. К 3 месяцам начинается гуление. Карапуз оживляется при разговоре взрослых, машет ручками и ножками, поворачивает головку. Его речь включает такие звуки, как «у», «г», «к» и другие. Примерно к 5 месяцам малыш во время разговора со взрослыми четко ловит, откуда идет звук, поворачивает головку, фиксирует взгляд. К 7-8 месяцам маленький человечек издает звуки «ба», «ма», «бу» и другие.

Достижения детей до года

Что должен уметь карапуз до года? В 8-9 месяцев ребенок впервые говорит уже некоторые слоги, например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да», «агу». В его речи слышны такие звуки, как «к», «м», «б» и прочие.

С 10 месяцев кроха произносит первые слова «ляля», «мама», «папа» и другие. К 12 месяцев карапуз имеет в своем арсенале уже около 5-7 слов, например, «дай», «мама», «сам», «папа», «баба» и так далее.

Достижения ребенка от года до двух

После 12 месяцев ваш сыночек или дочка будет иметь в своем арсенале уже от 5 до 15 слов, что зависит от индивидуальных особенностей развития. К возрасту 1.5 лет ваше чадо начнет говорить уже приблизительно 15-20 слов. Кроме этого, он уже вполне сможет показывать и называть основные части тела. К двум годам появятся первые предложения. Например, «дай мама» или «пальчик бо-бо».

Словарный запас от 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок уже вполне может осознанно произносить до 20-25 слов. Кроха уже четко различает понятия «я», «ты», «мне», «тебе». По просьбе мамы он выполняет элементарные действия, такие как «подай игрушку», «отойди от двери». К трем годам малыши учатся считать от одного до пяти, могут сказать, кто стоит или лежит, кто идет. Сыночек или дочка может назвать свое имя (Миша, Шура, Ваня), сказать, где живет, как зовут маму и папу. От одного до трех лет словарный запас малыша быстро пополняется, он начинает говорить целыми предложениями.

Возраст 3 года часто называют возрастом «почемучки». Связано это с тем, что кроха начинает всем интересоваться, часто задает вопрос «почему», «зачем».

Когда ребенок начинает говорить «мама»

В среднем слова «мама» и «папа» дети говорят в период от 10 месяцев до полутора лет. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от того, сколько времени крохе уделяют родители, насколько часто они разговаривают с младенцем.

Немалое значение также имеют генетические особенности и индивидуальное развитие малыша, а также его физическая активность.

Первые слова: есть ли определенные сроки

Девочки и мальчики начинают говорить свои первые слова, как правило, к возрасту 12 месяцев. Но это не означает, что, если ваш кроха не произнес первых слов к году, у него обязательно есть какие-либо проблемы. Каждый ребенок индивидуален, соответственно, его речь также может развиваться в индивидуальном порядке. Родители должны помнить, что в семье необходимо создать благоприятную обстановку, ни в коем случае не разговаривать на повышенных тонах, обращаться к малышу и друг другу ласково, спокойным голосом. В противном случае крохе удастся заговорить нескоро.

Многие мамочки делают большую ошибку, стараясь понять свое чадо с первого жеста. Сыну или дочке достаточно просто указать пальчиком на нужный предмет, и мамочка спешит скорее дать ему желаемую вещь. Правильно было бы стимулировать карапуза сказать слово «дай» или «хочу». Так он скорее поймет взаимосвязь между словами и действиями.

Первые слова кроха произносит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Здесь многое зависит от поведения родителей и индивидуальных особенностей карапуза. Это абсолютная норма.

Когда детки начинают говорить букву «Р»

Вопрос о произношении буквы «Р» является актуальным для многих родителей. Специалисты считают, что оптимальное время для правильного произношения этой буквы – это период от 4 до 6 лет. Иногда малыши начинают заменять ее другими буквами или произносить так называемое гортанное «Р». В такой ситуации не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой. Лучше сразу обратиться к логопеду.

Случается и так, что эту букву карапузы начинают произносить гораздо раньше. Звук «Р» получается сам по себе, например, во время игры. Родители должны обязательно использовать игры, подразумевающие произношение этой буквы. Это может быть имитация работы двигателя машины, самолета, катера.

Важные советы родителям по развитию речи

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Забота о речи младенца еще до его рождения

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.

Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения. Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левши и правши

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

Причины нарушения речи

После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние. Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

Плохое развитие мускулатурных функций в области рта

Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.

Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:

  • Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
  • Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.

Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

Недостаточная концентрация слухового внимания

Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:

  • Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
  • Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
  • Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

Очень скоро вы заметите первые результаты. С каждым днем ваше чадо будет все лучше концентрировать свое внимание.

Плохой слух

Снижение слуха у детей обязательно влечет за собой замедление развития речи и кроха может значительно позже начать говорить. Родителям важно своевременно заподозрить проблему и немедленно обратиться к специалисту.

Симптомы нарушения слуха для различных возрастов:

  • Новорожденные младенцы. Если хлопнуть в ладоши вблизи от младенца, он вздрагивает. Если этого не произошло, можно заподозрить снижение или отсутствие слуха.
  • О проблеме может свидетельствовать отсутствие реакции на разговор с ним у ребенка 3-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев нет лепета и гуления.
  • В 9-12 месяцев кроха должен поворачиваться к маме, услышав ее разговор, улыбаться, лепетать в ответ.

Если вы заподозрили проблему, не стоит оттягивать визит к врачу. Ранняя диагностика той или иной патологии и ее правильное лечение помогает справиться с различными заболеваниями без последствий для маленького человечка.

Бывают ли исключения или кто такие дети «молчуны»?

Встречаются случаи, когда до трех лет дети мочат и произносят те или иные слова крайне редко. Это является, скорее всего, исключением из правил. Такие карапузы начинают говорить целыми предложениями после трех лет.

При этом произносят слова правильно и быстро пополняют свой речевой запас. Так бывает довольно редко, поэтому, если ваше чадо молчит, рекомендуется показать его специалисту.

Советы, чтобы ребенок заговорил быстрее

Уделять должное внимание развитию речи у детей следует с самого рождения. Это очень важно, так как помогает малышу быстрее освоить нужные навыки. Итак, что делать родителям:

  • Старайтесь, чтобы в детской комнате не было телевизора. Это создает дополнительные помехи для восприятия слов родителей маленьким человечком.
  • С самого рождения часто разговаривайте с сыном или дочкой, читайте сказки, стихи, произносите фразы, касающиеся быта.
  • Проговаривайте слова четко и ясно, не сюсюкайте. Коверканье слов только усложнит задачу для карапуза в будущем.
  • Не разговаривайте слишком быстро. Речь должна быть размеренной. В будущем ребенок также не будет торопиться.
  • Отвечайте на лепет, гуление, вступайте в разговор с крохой, даже если он произносит невнятные звуки.
  • Слушайте внимательно детские вопросы и старайтесь ответить на них. Не отмахивайтесь от сына или дочки, даже если вы сильно заняты.
  • Читайте вслух как можно чаще, пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.

Не пренебрегайте этими советами. Чем больше усилий и стараний вы вложите в занятия со своим карапузом, тем раньше он порадует вас первыми словами.

В каких случаях следует волноваться

Специалисты придерживаются мнения, что до возраста трех лет дети могут развиваться индивидуально, не оглядываясь на своих сверстников. Если же дошкольник так и не разговаривает после трех лет, необходимо обращаться к таким специалистам, как детский невролог, психолог, дефектолог.

Иногда малышу необходимо пройти тщательное медицинское обследование, которое поможет выявить те или иные отклонения.

Видео

Советы о том, как помочь ребенку научиться раньше разговаривать дает известный педиатр Евгений Олегович Комаровский.

malishzdorov.com

первые слова, фразы, осознанными предложениями

С каждым месяцем младенец растет и взрослеет. В полгода происходит активное формирование слуховых, речевых и других психоэмоциональных навыков. Однако для полного понимания осмысленной речи, на этапе, когда ребенок начинает говорить, пройдет не один месяц.

Как правило, после первого «агу», «лепета» начнут закладывать основы развития речи и произношения первых слогов. Во сколько месяцев этот процесс начнется, не скажет даже педиатр. Зато с уверенностью можно сказать, что первое из предложений, которое заговорит младенец – это «мама». И здесь нет ничего удивительного, ведь взаимосвязь крохи заложена еще в период внутриутробного развития.

Развитие речи у ребенка

Спустя пару недель после рождения новорожденный издает только крик и плачь. Ближе к 6 месяцам у малютки развивается мозговая деятельность, он умеет выражать свои чувства и эмоции путем общения. Итак, давайте рассмотрим основные этапы развития речи ребенка по мере его взросления.

  • На 1 месяце малыш издает лишь громкий крик. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание. Такое выражение эмоций можно увидеть, когда он голоден, «наделал в подгузник» либо что-то беспокоит. Как только ему становится комфортно либо чувствует близость мамы, которая с ним нежно говорит, он сразу же перестает плакать.
  • На 2 месяце вместо привычного крика появляются интонации и гуление. По ним родителям несложно определить, что случилось с «карапузом» – если громко плачет, значит, полный подгузник или болит животик, а когда в комнате тихо, возможно рассматривает игрушки, концентрирует внимание на незнакомые предметы. Плачь, крик, смех, еще надолго задержаться в лексиконе ребенка и даже будут присутствовать, когда появиться осознанная речь.
  • К 3 месяцу дети начинают говорить согласные звуки. Он узнает маму и охотно идет с ней на общение. Из уст крохи можно услышать шипение и гуление букв: «г», «п», «м», « б», «а», «у».
  • В 5 месяцев малыш издает более осмысленные звуки в виде пения, меняется интонация голоса, пробует общаться с родителями. Во время разговора взрослых хорошо слышит их речь и обращения к нему, переключается на незнакомых людей, а также поворачивает голову в нужном направлении. В этом возрасте речевая активность ребёнка становиться более выраженной и громче.

В 6 месяцев дети становятся активными, они много двигаются по кроватке и полу, легко достают любимые игрушки, книжки. Умеют переворачиваться на спину и бочок, некоторые даже пытаются привстать на коленки. Кроме всех положительных моментов у родителей возникает вопрос, когда ребенок должен начать говорить, чтоб выразить свое эмоциональное недовольство или радость.

Произношение первых слогов

После 6 месяцев у детей начинается активная фаза совершенства артикуляционного аппарата. На смену агуканью и лепету приходят первые слоги. Проще всего малышу воспроизводить первое слово – «мама». В каком возрасте ребенок способен заговорить, не знают даже специалисты. В каждом случае все происходит индивидуально. Однако статистика указывает, что первый лепетный слог дети воспроизводят после 7-8 месяцев. Поначалу это слово для крохи ничего не значит, просто сочетание гласных и согласных звуков легче всего выговаривать. Ближе к году словарный запас увеличится до 10-12 слогов, что указывает на нормальное развитие речевого аппарата.

К концу первого года ребенок начинает пробовать комбинировать сочетание 2-3 предложений. На просьбу родителей откликается общением. Понимает что это его игрушки, знает, куда их нужно положить на место. Когда он в приподнятом настроении много разговаривает наедине, а при встрече незнакомца – зовет маму или папу.

Огромный поток информации малютка получает во время активных игр, ползания по комнате, таким образом, познавая окружающий мир. Речь малыша постоянно пополняется новыми фразами и двух словными предложениями. Ближе к 1,5 годам младенец понимает обращенную к нему речь, которую накапливает в свой словарный запас. Как проверит? Очень просто, попросите кроху о чем-то:

  • «Дай погремушку маме» – протягивает ручку, улыбаясь взаимностью.
  • «Где попугайчик» – начинает искать взглядом в клетке птичку.
  • «Достань куклу и мячик» – ползет к кроватке и достает узнаваемые предметы.

Умение понимать произнесенные первые слова и ответная реакция на действие – это одно из условий успешного овладения речевым навыкам.

Такие психологические тренинги очень важны для развития речи у детей. Главное, что должны понимать взрослые – это научить малыша говорить правильно и с интонацией.

Становление у детей осознанной речи

Формирование речи у детей и правильно оформленных предложений происходит поэтапно. Звуковую фонетику можно разделить на крик, плач, период «агу» и «гуления». Каких-либо правил, во сколько месяцев должен говорить кроха, по медицинским меркам нет. Каждый ребёнок путем общения с мамой получает необходимый перечень слов, которые в будущем станут фразами, состоящими из 2-3 словных предложений.

Малыш говорит первые слова

Первые осмысленные слова приходят к сознанию деток не сразу. Хотя говорить «мама» и «папа» ребенок способен в 6 месяцев, однако, значение этих однословных фраз не понимает. Поэтому не огорчайтесь, если 5-6 месячный малыш вместо ожидания долгожданного слова может сказать: «дай», «на-а-а», «бу-у-у». Осознанно произносить желаемые «четыре буквы» ребенок начинает по достижению возраста 11-12 месяцев. От года до двух лет происходит время «лексического скачка». В этот период малыш усваивает столько фраз в день, сколько месяцем ранее не мог выучить за 7 дней.

Ребенок начинает говорить предложениями

Приблизительно с 1,5-2 лет привычный лепет малыша меняется фразовой речью – появляются словосочетания и простые фразы. С двух лет в словарном запасе крохи насчитывается около 50-100 слов, из которых он учится строить предложения. В это время очень важно прислушиваться к ребёнку, учить его правильно соединять согласные и гласные звуки. Таким образом, вы будете стимулировать к произношению, и уже совсем скоро услышите его первые слова.


К 3 годам лексикон достигает порядка 250-300 слов. В детской речи малютка использует не только имя существительные («что это», «кто это») но и глаголы, обозначающие конкретное действие («это мое», мячик Ани»). Сейчас ребенка интересует весь окружающий мир, поэтому он часто задает вопросительные вопросы: «почему?» «зачем?» «когда?». Он уже умеет хорошо связывать односложные предложения и говорить на языке понятном для взрослых. В 3-4 года малыши начинают усваивать грамматические формы и сложные конструкции речи. Они становиться полноценными собеседниками, используя осмысленные предложения и правильно согласованные фразы.

Причины задержки развития речи

Если кроха физически и психоэмоционально развит правильно, то к 2-3 годам он может говорить по нескольку новых  слов в день. В среднем активный словарь 1,5 годовалого ребенка насчитывает порядка 8-10 слов в месяц. В основном это ударные слоги, например: «дай-ко» «дай-бу», которые не поддаются грамматическим нормам русского языка. Однако бывают ситуации, когда дети запаздывают в развитии речи. Заботливые родители начинают обращаться к специалистам и народным целителям. Известный врач Комаровский связывает это явления с различными причинами. Это может быть стресс, недоразвитость голосовых связок, нарушения в работе головного мозга.

Также существует ряд других причин, которые помогут объяснить, почему ребенок поздно начинает говорить. К таковым Комаровский относит:

Внутренние факторы

  • Наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, патологии, которые передаются детям генетическим путем.
  • Патологии ротовой полости – инфекционные, вирусные, грибковые, короткая уздечка языка.
  • Сопутствующие болезни, косвенно влияющие на речевое развитие – аутизм, эпилепсия, глухота, немота, эндокринные заболевания.
  • Осложнения, возникшие во время беременности или после родов.
  • От пола малыша – мальчик или девочка. Как правило, у девочек отсутствует запоздалое развитие речи (ЗРР), что нельзя сказать о мальчишках.
  • От состояния нервной системы и предрасположенности органов чувств.

Внешние факторы

  • Речевое развитие может запаздывать либо вовсе остановится в результате стрессовых ситуаций. Частые переезды с одного места в другое (если отец военнослужащий), бракоразводный процесс, (кто-то из родителей ушел из семьи), потеря кошки, собаки, и другие психологические травмы.
  • Когда в семье есть двое детишек и один из них начинает копировать речь другого, тот который меньше возрастом.
  • Если дома общаются на нескольких языках (русский, украинский, белорусский).
  • Отсутствие мотивации. Когда речь не является целью ребенка в самовыражении – это приводит к задержке разговорного темпа и общения в целом. Зачем учится говорить, если можно показать пальчиком и все сделают за тебя.

Как помочь ребенку начать говорить

Чтоб не возникло проблем с задержкой в речевом развитии, родители должны ребенку помочь начать говорить. Педиатры и логопеды рекомендуют заниматься со своим малышом с первых дней рождения. Даже когда он молчит и не хочет с Вами разговаривать, стимулируйте речь с помощью игр, пения колыбельной, массажа, путем развития мелкой моторики. Постоянные разговоры стимулируют освоение новых звуков, улучшают память. Помните, что речь нельзя унаследовать генетически, ее формирование проходит все стадии развития маленького человека.

Загрузка...

razvitie-baby.ru

Когда ребенок говорит первое слово, в каком возрасте

Одно из главных событий в жизни каждой матери случается в день, когда ребенок говорит первое слово. Даже если младенец не произнесет "мама", а скажет другое слово. Стоит разобраться, во сколько месяцев должен начать говорить малыш и как развивать этот важный навык.

В каком возрасте ждать первое слово

Новорожденные с каждым днем познают новый мир, осваивают новые умения и навыки. Одно из главных умений, которым предстоит овладеть - это речь. Развитие речевых навыков говорит о правильном ходе мозговой деятельности малыша.

Источник: Getty

Когда ребенок говорит первое слово - это счастье для мамы

Ребенок начинает говорить с окружающими уже примерно в месяц. Правда, делает он это на своем, особом языке. Сначала это только отдельные звуки, которые позволяют понять настроение младенца. Затем в возрасте 1,5-3 месяцев наступает новая стадия - агуканье. И это уже набор звуков, слоги.

Месяца в 4 малыши переходят на детский лепет. Произносимые ими звуки, слоги уже практически похожи на слова родного языка.

Перед первым днем рождения младенец должен научиться говорить "мама" и "папа".

Настоящие слова, пусть и простые, можно услышать от ребенка уже с 8 месяцев. Для кого-то этот счастливый момент может наступить только в год. Это будут самые легкие слова - "мама", "папа", "баба", "ляля". Простота этих слов заключается в повторе одинаковых слогов. Младенец может не совсем понимать значение того, что говорит. Однако постепенно начнет называть "мамой" именно маму, а не всех подряд.

Говорить простыми фразами и малыш научится уже к 1,5 годам. Интересно, что девочки быстрее осваивают речь, чем мальчики. До развернутых предложений детки обычно дорастают годам к 3-4.

Как развивать речевые навыки

Бывает, что все сверстники уже говорят, а ваш малыш все еще молчит. Это может говорить о нарушениях в речевом развитии. В таком случае необходимо в обязательном порядке обратиться к специалистам, которые назначат курс лечения. Такими проблемами обычно занимаются логопеды и неврологи.

В профилактических целях необходимо уделить серьезное внимание развитию речи своего чада. Начните обучение с простых звуков, пусть ребенок старается подражать вам. Затем переходите к словам. Проще всего изучению поддаются глаголы. Покажите какое-нибудь действие и назовите слово, которое его обозначает. Например, слово "пить". Произнесите его, а затем сделайте глоток воды. Ребенку так будет проще запоминать слова и их значения.

Учите своего малыша новым словам - это могут быть предметы и действия.

Хорошо на развитии речевых навыков сказываются занятия по книгам, с карточками. Называйте каждый предмет или живое существо, одновременно указывая на него.

В целом проблемы в речи можно найти у многих детей, но большинство из нарушений легко поддаются исправлению. Родителям важно следить за развитием своего ребенка и заниматься отработкой умений и навыков, в том числе речевых.

www.kalendar-beremennosti-deti.ru


Смотрите также