656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Коррекционная работа детей с дислексией


Коррекционная работа по профилактике фонематической и оптической дислексии у детей с ОНР

Нарушения процесса чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем теории и практики логопедии.  Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей.  Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности и характер всего психического развития ребёнка. Нарушения овладения процессом чтения в большинстве случаев связаны с недоразвитием фонематической системы (недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа), а также с нарушением пространственной ориентации.
Современные исследования (Р.И.Лалаева) позволили определить  виды дислексии  на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения.
В связи с этим выделяются следующие виды дислексии:

  • оптическая,
  • мнестическая,
  • фонематическая,
  • семантическая,
  • аграмматическая,
  • тактильная (у слепых детей).

Рассмотрим два самых распространенных вида дислексии: оптическую дислексию и фонематическую дислексию.
Оптическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. У детей с оптической  дислексией наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственнного гнозиса и праксиса. Процесс чтения  начинается со зрительного восприятия, различения  и узнавания букв.
Для ребёнка, начинающего читать, буква сложна по своему графическому составу, она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению  друг к  другу.                                
Отличие многих букв заключается в  различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, поэтому  усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребёнка.
Фонематическая дислексия.
Это нарушение чтения связано с недоразвитием функций фонематической системы и является наиболее распространённым среди детей. Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Фонематическим восприятием определяется процесс узнавания и различения фонем, фонематических рядов, слов.
По данным В.К.Орфинской, выделены следующие формы оперирования фонемами:
1) узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове.
2) вычленение первого и последнего звуков из слова;
3) определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Коррекционная работа по предупреждению  дислексии.
В большинстве случаев, при фонематической дислек­сии, замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слу­хового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ве­дущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры па бо­лее сохранное зрительное восприятие, тактильные и кине­стетические ощущения, получаемые от органов артикуля­ции во время произношения звуков речи.
Использование кинестезии при дифференциации зву­ков довольно часто требует предварительной работы по уточ­нению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабаты­вается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произ­ношения звуков речи.
Умение различать положение губ отрабатывается пер­воначально на звуках И-У, поскольку различие в положе­нии губ при произнесении этих звуков значительно.
Мы предлагаем следующее пособие по закреплению артикуляции гласных звуков. «Лесные песенки гласных звуков»

Варианты его использования:                                                                          

1. После самостоятельного произнесения звука (И) оп­ределить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало), найди похожую артикуляцию у животных на коврографе.
2.  Произнести звук (У), определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало) найди похожую артикуляцию у животных на коврогафе.
3.   Произнести последовательно звуки И-У и отве­тить, при произнесении какого звука губы растянуты.
4.  Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по изображению на коврографе.
5. Определить первый и последний звук по изображению с  артикуляцией рядов ИУ, УИ.
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков И-А, У-О, согласных М (губы сомкнуты) и Л (губы раскрыты) и др.
Умение кинестетически различать положение кончи­ка языка (приподнят или опущен) формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т.
На первом этапе работа проводится по следующему плану:
* Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
* Выделение звука на фоне слога. Для этого было разработано пособие «Звуковички».

Объемные фигурки звуков: согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые, гласные – красные. Также обозначены звонкие( колокольчик) и глухие звуки. Дети выкладывают схему слогов или целых слов, анализируя каждый звук.

Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Изучаемый звук необходимо связывать с соответствующей буквой.  

Нами было разработано пособие «Звук и буква»


Здесь поэтапно представлена работа по знакомству со звуком, и лишь потом с буквой. Сначала ребенку предлагается найти похожую артикуляцию звука и определить его характеристики. Далее, ребенку предлагается назвать слова с этим звуком , вспомнив лексические темы: «Рыбы», «Птицы», «Грибы» и т.д. (Закрепляем и лексические темы) Затем определить положение звука в слове( Где полетит звук? Начало– середина– конец самолета) Сделать звуковой анализ слогов (Одень человечков) И лишь после этого мы разграничиваем понятие звука и буквы. Далее работа выстроена на закрепление графического образа буквы. Найди букву среди других. На какую руку смотрит буква? Назови, что у тебя с этой стороны. Выложи букву из кубиков. Чтение слогов с этой буквой.

Следующая игра «Квартира» нацелена на формирование навыков ориентировки в пространстве. Кто живет слева? Кто живет справа? Кто живет над тобой? Построй маршрут от рыбки к лосю. Одновременно закрепляются предлоги, так необходимые для ориентировки в пространстве: под, над, на, у и т.д. и лексические темы.

Пособия разработаны:

  • Учитель-логопед высшей квалификационной категории Бабушкина Г.Б.: «Лесные песенки гласных звуков», «Звуковички».
  • Учитель-логопед высшей квалификационной категории Данилович С.В.: «Звук и буква», «Квартира».

 Литература:

  1. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СП., 1998.
  3. Орфинская В.К. Методика работы по  подготовке к обучению грамоте детей –анартриков и моторных алаликов //Учёные записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т.256. Развитие мышления и речи у аномальных детей. – Л., 1963.
  4. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

urok.1sept.ru

Учебно-методический материал по логопедии: Игровые приёмы коррекции дислексии у детей с ОВЗ

Игровые приёмы коррекции дислексии у детей с ОВЗ

Хоть ищи, хоть свищи, но, пока не прочтёшь, ничего не поймёшь» Сущевская С.А.

Овладение чтением является сложной и напряженной для ребёнка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется ещё и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения, поэтому не случайно проблема дислексии, и ее коррекция представляет большой интерес для логопедов, учителей начальных классов и других специалистов.

 В настоящее время этот вопрос остается одной из самых актуальный проблем логопедии. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми. Овладение грамотой представляет собой одно из важных условий адаптации детей c ОВЗ

Существуют разные определения понятия «дислексия», например М.Е.Хватцев (1969) определяет дислексию, как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропуском предлогов, союзов, замещением слов, пропускам строчек).

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексии. когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах

На сегодняшний день возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. По данным Т.А.Алтуховой 1994, Р.И.Лалаевой 1998, А.Н.Корнева 1997, Л.Ф.Спировой 1980, Р.Е.Левиной 1939, Р.А.Каше 1961, И.К.Колповской 1961 отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Школьник, страдающий дислексией не может, правильно понять читаемое задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося.

 Такие дети тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируются своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в последующем у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.

 Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению.

Основной целью коррекционного воздействия является формирование тех психических функций и процессов, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения. Поэтому с целью профилактики дислексии у детей с нарушением речи на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие слогового синтеза.
  3. Развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении.
  4. Расширение и уточнение лексического запаса учащихся.
  5. Развитие зрительно – пространственных функций.

Хочу предложить вам игры и задания для профилактики и коррекции дислексии, которые можно использовать на занятиях.

Игры на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

  1. Найти букву, среди графически сходных. Например: А, Л; П, Н, И; Р, В; и т.д.
  2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
  3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
  4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
  6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
  7. Дописать букву.
  8. Назвать буквы наложенные друг на друга.
  9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.
  10. «На что похожа буква?»
  11. Конструирование букв из элементов.
  12. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счётных палочек.
  13. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
  14. Изготовление букв из семечек, гороха, фасоли, гречки
  15. Письмо по манной крупе, на песке.
  16. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
  17. Выкладывание букв с помощью ниток, шнурков.

На занятиях обязательно используются и заучиваются с детьми стихи про буквы:

На калитку посмотри

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок!

Букву Г я не боюсь,

Г не злой, а добрый гусь.

Хорошо известно всем

Где метро, там буква М

А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно расчесать?

Букву С писать не просто.

С как серп кривой и острый.

Для закрепления зрительного образа буквы соотносятся с каким – либо сходным предметом по величине и форме: О – колесо, З – змея, С – серп, полумесяц.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий и игр:

  1. Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру.
  2. Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько слогов в слове.
  3. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
  4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1;2;3. В первом вагоне размещаются слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех.
  5. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя – машина).
  6. Определить пропущенный слог в названии картинок.
  7. «Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети – угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка – миш, ка – зай, са – ли).
  8. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.
  9. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.
  10. По сюжетной картинке назвать слова из 1;2;3 слогов.
  11. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).

Задания на уровне слова

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось             разливалось

Пу –те -шест–во–вать        путешествовать

За – швы – ря - ли               зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли 

nsportal.ru

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения

До поступления в первый класс ваш ребенок был таким, как и все остальные дети: бегал, прыгал, читал стихи наизусть, занимался лепкой, рисованием, может быть даже посещал какие-то кружки и спортивные секции – словом рос нормальным, активным и здоровым ребенком. И вот, начав учиться в школе, вы сталкиваетесь с проблемой: ребенок не хочет идти в школу, поскольку не успевает по предметам. Как нормальный родитель, вы идете к классному руководителю и слышите от него, что ваш малыш не воспринимает письменную речь и, возможно, вам следует обратиться к врачу. К какому врачу вести ребенка, как бороться с возникшей проблемой и что такое «дислексия» — читайте в материалах этой статьи.

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Методы коррекции дислексии у детей

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии. В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения. Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка.

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

При посещении занятий с логопедом, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие для имеющейся формы заболевания способы ее коррекции.

Вместо заключения

Вырастить ребенка – большой труд. Правильно организовать занятия по его развитию – целый талант и огромная ответственность. Если ваш ребенок еще не дорос до начальной школы, проводите все занятия с ним в игровой форме, чтобы у него не возникало подобных проблем с восприятием письменной речи. Ну а если дислексия все же выявилась – не отчаивайтесь. Своевременное обращение за помощью к специалистам и добросовестное выполнение их требований – путь к успеху.

childage.ru

Коррекционная работа при семантической дислексии

Дислексия (от греч. «дис» ― нарушение и «лексис» — речь) — это обобщенное название группы неврологических патологий, обуславливающих проблемы с письменной речью (чтение, письмо, понимание печатных текстов и т. п.) на фоне сохранности остальных умственных способностей.

Термин «дислексия» был введен немецким офтальмологом Р. Берлином для обозначения нарушений чтения и письма у его маленького пациента.

В западной традиции сложности, возникающие у ребенка при освоении сложных умственно-моторных навыков, коими являются чтение, счет, письмо, относятся все одновременно к группе дислексий (оптическая, аграмматическая дислексия).

В отечественной науке принято различать патологии по их направленности и выраженности тех или иных симптомов:

  1. Нарушения чтения — собственно дислексия.
  2. Нарушения письма — дисграфия.
  3. Нарушения грамотности письма и речи — дисорфография.
  4. Нарушения счета — дискалькулия.

Нарушения в освоении указанных навыков редко бывают изолированными: чаще наблюдаются сочетанные симптомы в составе ЗПР и ОНР, которые нуждаются в комплексной коррекции.

Дислексия является заболеванием, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к невозможности обучаться, поэтому его выявление на ранних стадиях крайне важно для будущей учебной деятельности ребенка.

Особенности семантической дислексии

Семантическая дислексия относится к группе нарушений чтения и является одной из разновидностей речевых патологий. Следствием этого является невозможность слитно прочитать слово/текст и понять смысл изложенного на бумаге (греч. «семантис» — обозначение). Чтение носит механический характер и не сопровождается осмыслением.

Основными проявлениями семантической дислексии являются:

  • Неспособность к слитному прочтению слов, слоговое чтение.
  • Угадывание слов при прочтении.
  • Неспособность понять прочитанное.
  • Сложности в пересказе прочитанного.

Помимо диагностических симптомов, для детей-дислексиков характерна нервно-психическая неустойчивость, повышенная возбудимость, неуклюжесть, выраженная эмоциональность и раздражительность.

Причины семантической дислексии

В настоящее время большинство специалистов-дефектологов и неврологов склоняются к тому, что причины патологии следует искать в нейробиологических нарушениях. У детей, страдающих дислексией фонематической или оптической, ряд отделов головного мозга отличается меньшей функциональной активностью, чем у здоровых детей. Это связано, прежде всего, с асимметрией ГМ и неполноценным взаимодействием полушарий друг с другом.

Преобладающее развитие одной половины мозга характерно и для здоровых людей (так называемые правополушарные и левополушарные типы), однако у них головной мозг функционирует, как единое целое, и решение комплексных задач не вызывает трудностей.

У детей-дислексиков межполушарное взаимодействие нарушено, из-за чего такая синтетическая деятельность, как чтение или письмо, становится для них сложным вызовом. Поэтому преодоление и коррекция заболевания немыслимы без построения полноценных нейронных связей между структурами ГМ.

Помимо нейробиологических, одними из причин семантической дислексии могут быть различные травмы и поражения структур головного мозга: нарушения внутриутробного развития, родовые и ранние травмы, инфекционные заболевания.

Стоит, однако, заметить, что в данном случае перечисляются лишь факторы, которые, в конечном счете, приводят к тем же нейронным повреждениям, которые уже и обуславливают развитие и прогрессирование заболевания.

Генетические исследования заболевания указывают также и на наследственные факторы, играющие роль в его появлении. Показатель наследования дислексии достигает 70 %, особенно у мальчиков.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

В отечественной науке в качестве причин дислексии называются также и социально-педагогические факторы: педагогическая запущенность, синдром госпитализма, психологические травмы в раннем детстве и пр.

Диагностика дислексии

Поскольку заболевание связано с определенной деятельностью (чтение), многие родители долгое время и не догадываются о его существовании. Это один из доводов в пользу того, чтобы начать обучать детей чтению уже в возрасте 3-4 лет, а не ждать до школы и не надеяться на опытных и знающих педагогов.

Если заболевание диагностировать перед самим школьным обучением, на благополучном и полноценном будущем ребенка можно поставить крест: он не сможет легко и безболезненно влиться в учебную ситуацию, будет испытывать постоянные затруднения в понимании учебного материала. А вслед за учебными трудностями придут и вторичные психологические нарушения в виде сниженной самооценки, сложностей в общении со сверстниками и т. п. Поэтому так важно выявить дефект как можно раньше и своевременно начать его коррекцию.

Диагностику дислексии проводит врач-невропатолог и дефектолог. Если ребенок с рождения отличается повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, излишней чувствительностью, лучше не медлить с постановкой на диспансерный учет к врачу-невропатологу, который, при постоянном наблюдении, сможет своевременно заметить симптомы заболевания и направить на коррекцию.

При обследовании на предмет постановки диагноза может назначаться электроэнцефалограмма или компьютерная томография с целью определить уровень психической активности и выявить пораженные участки ГМ.

Поскольку дислексия часто наблюдается у детей с нарушениями речи, обязательна консультация логопеда или дефектолога. Он проводит тестологическое обследование и выявляет:

  1. Способность ребенка к воспроизведению речи.
  2. Уровень сформированности навыков чтения и его особенности.
  3. Уровень развития слуха.
  4. Особенности памяти и внимания.

Обследование следует проводить в игровой форме, благоприятной и спокойной обстановке. Если время тестирования не совпадает с режимом ребенка (в это время он обычно спит или ест), важно заблаговременно (не менее пары недель до тестирования) перестроить распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя на обследовании комфортно, был выспавшимся и сытым.

На основании данных тестирования и медицинских заключений делается вывод о том, присутствует ли у ребенка заболевание и в какой степени коррекции и терапии он нуждается.

Важно отличать дислексию от сходных состояний: СДВГ, педагогическая запущенность, ЗПР. Только комплексное и квалифицированное обследование позволяет поставить правильный диагноз. Не стоит бояться дислексии: это не умственная отсталость, это некритичный дефект, который с успехом поддается терапии.

Коррекция и профилактика семантической дислексии

Коррекционная работа при семантической дислексии является важнейшим условием скорого избавления от дефекта. Заниматься следует с логопедом или детским психологом. Поскольку основными трудностями для ребенка являются слитное прочтение слов и понимание смысла текста, обучение и коррекционные упражнения должны быть направлены на формирование соответствующих навыков. Хорошими в этом отношении являются:

  • задания на слитное произнесение слов, продиктованных по слогам;
  • составление слов из слогов;
  • нахождение картинки по услышанному слову, предложению или небольшому тексту;
  • задания на составление картинок в порядке повествования прослушанной сказки и т. п.
  • ответы на вопросы о прочитанном;
  • задания на нахождение предложения в тексте, которому соответствуют картинки;
  • и многие другие.

Вопрос о профилактике дислексии следует решать, исходя из причин, ее вызывающих. Во избежание инфекций и травм важно проводить своевременную вакцинацию от кори, паротита, менингита, энцефалита и пр., следить за физической безопасностью ребенка. Полноценное питание, правильный распорядок дня и обучающие занятия с родителями обеспечат ребенку полноценную среду для его физического и умственного развития.

В заключение

Таким образом, семантическая дислексия — это нарушение речевой деятельности, проявляющееся в сложности прочтения и осмысления текста. Дислексия — это не диагноз «отставание в развитии», т. к. на уровне социальных навыков и двигательно-моторных функций ребенок является здоровым. В остальных сферах он может проявлять себя, как все обычные дети, и демонстрировать способности в различных видах неучебной деятельности: танцах, рисовании, конструировании и пр.

При своевременном обращении к специалисту дислексия с успехом может быть скорректирована.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Использование современных технологий в работе с детьми с дислексией

Почти 70% учащихся, по подсчётом экспертов, не могут грамотно и понятно читать и писать. При том, что умственное развитие у них в норме. Дислексия и дисграфия - отклонения, которые раньше считались психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин это развитие современных технологий. Телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет – живое общение. И тут нельзя не согласиться со словами Альберта Энштейна: “Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов”.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У одних это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других - только с отстающими учениками. Однако почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Что же такое Дислексия? Дислексия неразрывно связана с письменной речью. Дислексия это нарушение письменной речи. Пока есть письменность, будет и дислексия. В обществе, не имеющем письменности, нет и дислексии по определению. Дислексия - стойкая, избирательная неспособность к обучению какому-либо предмету связанному с письменностью. Дислексия это не заболевание, это особенность строения головного мозга, это другое мировосприятие, это другой взгляд на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить.

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, включает в себя:

  • неспособность читать - дислексия;
  • неспособность писать - дисграфия;
  • неспособность считать - дискалькулия;
  • нарушение координации - диспраксия.

Неспособность читать в свою очередь может характеризоваться:

  • неспособностью понимать буквы и символы. Что проявляется в виде неспособности читать вообще - алексия;
  • неспособностью понимать слова. Что проявляется в виде затруднений при чтении некоторых слов, искажении или проглатывании частей слов, несогласованности по роду, числу, падежу. Темп чтения при этом не равномерный и изменяется от почти беглого до полной остановки;
  • неспособностью понимать текст. Техника чтения соответствует возрасту, но смысл прочитанного утерян. Дислектик не способен пересказать то, что прочитал.

Неспособность писать так же имеет разные грани и может характеризоваться:

  • неспособностью писать буквы и символы - аграфия;
  • неспособностью чисто писать. Дислектик делает много помарок, путает, подменяет буквы. Ошибки как правило нелепые и не связаны с грамматикой, например путает буквы: и-у;
  • неспособностью грамотно писать - дисорфография. Дислектик пишет как слышит. При этом правила языка знает наизусть, но не использует их.

Неспособность считать характеризуется:

  • неспособностью понимать цифры. Вероятно связано с неспособностью понимать буквы и символы при чтении;
  • неспособностью понимать и выполнять действия над числами - акалькулия;
  • неспособностью понимать смысл задачи. При этом действия с числами выполняет в уме без проблем. Однако задачи описанные текстом вызывают затруднения. Вероятно, связано с неспособностью понимать текст при чтении.

Нарушение координации характеризуется:

  • неуклюжестью, неспособностью выполнять какие либо действия, например: играть в футбол, завязывать шнурки, чистить зубы и т.п.
  • всегда сопровождаются дефицитом внимания (СДВ или СДВГ).

Нарушение слуховой ориентации характеризуется сложностями в понимании инструкции.

К сожалению, отечественная логопедия рассматривает эти нарушения по-отдельности. Более того, все отечественные методики коррекции дислексии исходят из одного постулата, что причиной дислексии является несформированность высших психических функций у ребенка. Все они пытаются эти функции формировать, и ни одна из них не отвечает на вопрос, что мешает развитию этих "высших психических функций". Почему дислектик не может научиться чтению ни в 7, ни в 14 лет, ни будучи взрослым? Без ответа на этот вопрос, методики, по сути, борются со следствием, а не с причиной. Несформированность высших психических функций это следствие другой причины. И пока вы не устраните эту первопричину, ни одна методика не даст результата.

А есть ли что-нибудь “положительного” в дислексии? Известные дислектики: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн,  Исаак Ньютон, Томас Эдисон,  Людвиг ван Бетховен, Петр I, Владимир Маяковский, Уинстон Черчилль, Мерлин Монро, Принцесса Диана, Гай Ричи,  Федор Бондарчук, Стив Джобс,   Джонни Депп и другие.  

Но их гениальность состоялась не вопреки дислексии, а благодаря дислексии! Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким, же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая являются причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.

Умственная функция, вызывающая дислексию, - это дар в самом настоящем смысле этого слова: природная способность, талант. Это нечто особенное, что подчеркивает индивидуальность человека.

Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности.

Основные способности, характерные для всех дислектиков:

  1. Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
  2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
  3. Они более любопытны, чем обычные люди.
  4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
  5. У них высоко развита интуиция и проницательность.
  6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
  7. Они могут воспринимать мысль как реальность.
  8. У них яркое воображение.

Эти восемь основных способностей, если они не подавлены или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.

Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.

На протяжении многих лет мы замечали, что люди, ощущающие симптомы дислексии, - это люди с высоким интеллектуальным развитием. С другой стороны, таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые "видят" пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.

Формируется аспект дислексии, который мы называем "неспособность к обучению" в возрасте от трех до тринадцати лет.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию, трудности с математикой;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания (СДВ), иногда сопровождаемый гиперактивностью (СДВГ).

Считается, что причиной дислексии является наследственность или родовая/психическая/физиологическая травма. Определенно одно - ребенок в этом не виноват. По предположениям нейропсихологов, дислексия вызвана отклонениями (нарушениями) нейронных связей между полушариями мозга. Известно, что область мозга ответственная за расшифровывание текста находится в правом полушарии, а область мозга ответственная за смысловое понимание этого текста - в левом. В свою очередь, область мозга ответственная за моторику правой руки находится в левом полушарии, а область мозга ответственная за грамматику - в правом. Эта несвязанность (или недостаточная связанность) полушарий и порождает проблемы с чтением и правописанием.

Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но случайному наблюдателю бросится в глаза несоответствие поведения такого ребенка его возрасту. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам (ребенок выглядит инфантильным), он никак не может оправдать ожидания родственников, учителей и одноклассников. Родители таких детей, как правило, испытывают противоречивые чувства: гнев, смущение, сочувствие, замешательство, непонимание.

Очень важно как можно раньше распознать эти состояния, помочь ребенку и скорректировать его на самом первом этапе обучения, тогда дислексия перестанет быть помехой при чтении, письме и при выполнении других жизненно важных задач.

Самодиагностика дислексии для всех.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30% - это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Это свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Если к концу первого класса ребенок так и не освоил чтение и письмо – это первые симптомы дислексии.

Определить признаки дислексии у ребенка можно с помощью таблицы (Приложение 1). Если у него проявляется около 10 из приведенных признаков, то у ребенка дислексия.

Есть Он-лайн Тест на дислексию (www.testdyslexia.com).

  • Это бесплатная и конфиденциальная скрининг-оценки определит сильные и слабые стороны, в том числе показатель тяжести симптомов, что поможет скорректировать профиль обучения ребенка.
  • Вы можете ответить на вопросы сами, или можете использовать эту оценку как способ узнать больше о ребенке, с которой вы работаете.
  • Опросник состоит из 41 вопроса. Необходимо ответить на все вопросы, можно пропустить те, которые не применимы к вашему ребенку.
  • Результаты будут представлены на экране, их можно будет распечатать в конце оценки.

Основными приёмами и методами работы с дислектиками являются:

  • методы кинезиологической коррекции;
  • стимулирующий самомассаж кистей и пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • зеркально-симметричное рисование обеими руками;
  • интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и др.;
  • упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля зрения;
  • методика Дейвиса.

Здесь представлены методы, которые могут использовать педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми с дислексией. Что очень важно в условиях отсутствия в школе логопедов.

В настоящее время во всем мир успешно используется методика Дейвиса, которая представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Дети и взрослые шаг за шагом двигаются вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых.&nbs

urok.1sept.ru

Статья на тему: Приемы коррекции мнестической дислексии (из опыта работы)

Мнестическая дислексия и пути ее коррекции

(из опыта работы).

            Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями  и вызывает негативные реакции. Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее  как  нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности  и обыкновенной лени.   Они даже и не догадываются о том,  что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.        

            В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

           С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую,  мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

         Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

         Данный вид  дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности  устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и  включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

            Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

          Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

          Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером  в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

           Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

           Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии  из собственного опыта.

        На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв,  я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие  зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти,  что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ).  Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном,  обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных  букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа  буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная  письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой.  А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная  (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным,  у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

          С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно  различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше  потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек.  Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука.  Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх  с последующим вытягиванием руки  в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

          Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении  дети гораздо легче запоминают  буквы..

          Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.  

          Обязательным в работе я считаю  развитие апперцепции, которая  является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать   пластмассовую  букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

          Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

          Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное.  Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

          Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки  «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и  в других упражнениях.

      На наших занятиях, помимо коррекции дислексии,  дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся.

          Хочу отметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители  тоже могут внести свой вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

                                             Макарова Е.Р., учитель – логопед,

 МБОУ ООШ№21,

п.Чульман, Республика Саха (Якутия

nsportal.ru

Статья по теме: Мнестическая дислексия и пути ее преодоления

Мнестическая дислексия и пути ее преодоления

        Дислексия – частичное специфическое нарушение процессов чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

        Одним из видов дислексий является мнестическая дислексия.

        У детей с мнестической дислексией отмечаются трудности усвоения всех букв, их недифференцированные замены. Это обусловлено нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков, слов или нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Особенно ярко нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

        Для коррекции мнестической дислексии необходимо развивать:

  • слухоречевую память;
  • зрительную память
  • межполушарную симметрию.

        Также надо проводить работу над  изображением и узнаванием букв, предотвращать угадывающее чтение.

Задания, направленные на коррекцию мнестической дислексии

        1. Развитие речеслуховой памяти:

        - игра «Запомни нужные слова»

        Ребенку предлагается из ряда слов запомнить только определенные (Например, только названия животных, фруктов и т.д.)

        - слуховые диктанты

        Логопед предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд букв, слов, предложений.

        - игра «Пары слов»

        Логопед предлагает ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом (например, суп-кастрюля, собака-будка, девочка-кукла) и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем педагог называет второе слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

        - игра «Суперкорреспондент»

        Логопед предлагает детям поиграть в корреспондентов и говорит следующее: «Сейчас я вам прочитаю задание, а вы постарайтесь все запомнить и выполнить  в точности. Я буду читать задание всего три раза, первый раз-чтобы вы могли познакомиться с заданием, второй-чтобы могли запомнить его, а третий-чтобы могли проверить, все ли вы правильно запомнили. В то время, когда я буду читать, постарайтесь мысленно представлять то, о чем я читаю. Например: Нарисуй 5 кругов разного цвета и объема. Последний круг должен быть самый маленький.

        - игра «Путаница»

        Логопед называет ребенку одну часть тела, а показывает другую. Задача ученика-назвать то, что он услышал, а не увидел.

        2. Развитие зрительной памяти:

        - игра «Буквы»

        Для выполнения этого задания требуются карточки, на каждой из которых изображены три комбинации букв, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

        Логопед дает ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех букв. На запоминание отводится 30 секунд, а затем он возвращает карточку. Далее ученик закрывает глаза и  мысленно восстанавливает увиденное. Затем он пишет на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество по памяти букв, их размеры и расположение относительно друг друга.

        - игра «Четвертый лишний»

        Ученику предлагается карточка с изображение четырех букв. Ребенок рассматривает и запоминает их. Затем логопед дает другую карточку, на которой  одна из букв заменена на другую. Ребенок должен назвать ее.

        3. Развитие межполушарной симметрии:

        - написание букв поочередно правой и левой рукой;

        - упражнение «Зеркальное рисование»

        Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и начинает рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

        4. Работа с буквами

        - выкладывание букв из бисера, бусин, гороха и т.д.;

        - рисование букв в воздухе и на листе бумаги;

        - вырезание букв;

        - обведение по контуру печатных букв;

        - выжигание на дощечках;

        - лепка букв из пластилина;

        -игра «Собери букву»

        Ребенку предлагается собрать  букву из частей.

        - игра «Чудесный мешочек»

        Ребенок засовывает руку в мешочек  и узнает букву на ощупь. Если он ошибся, то можно предложить обвести букву на бумаге, вырезать по контуру, повторяя ее название. Далее глаза завязываются, буква ощупывается ребенком и оказывается опять в мешке. Ребенок должен найти именно ее.

        5. Борьба с угадывающим чтением

        В листе бумаги прорезают окно. Сначала оно соответствует размеру буквы, которую нужно прочитать, затем расширяется до одного слога, а позже-до слова.

        Систематическое выполнение вышеизложенных заданий поможет ребенку преодолеть мнестическую дислексию.

Список литературы

        1. Горбунова С.Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи: дис. канд.пед. наук.-М.,2011

        2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/Т.Г.Егоров.-СПб.:КАРО, 2012

        3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С.Волкова, Р.Л. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред.Л.С. Волковой.-М:Просвещение, 1989

        4. Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции мнестической дислексии у младши школьников//Психология, социология и педагогика. 2017. №5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/05/8183

        5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.:М.:ТЦ Сфера, 2001

nsportal.ru


Смотрите также