656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Критерий психической адаптации дошкольников


УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

 

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах. 

 

 

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

 

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Консультация (младшая группа) на тему: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 


Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма к новым условиям).


При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.


Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ

 

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность). 
Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить уже сформировавшиеся у него привычки.

 

Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий.


У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы.


Изменение социальной среды сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье детей. В этот период у ребенка происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.


Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.


Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко, пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.


1. Состояние здоровья и уровень развития.

Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.


2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.

С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).


3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.


4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша.

 

Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

 

Виды адаптации.


Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.


Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.


Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.


Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель.

 

Тяжелая – долговременная: около 6-9 месяцев.

 

О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

 

 

 

Памятка по организации педагогического процесса

в период адаптации
(для воспитателей и младших воспитателей групп раннего возраста)

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей.

 

Со временем все дети переводятся на общий режим.



Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.


Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.


Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.


Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.


В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.


Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.


Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.


Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.


Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.


Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.


Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.


Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.


Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.


Малыш всему учится в общении с взрослым! Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.


«Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляет неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

 

1.

Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.

2.

Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

3.

Речь ребёнка успешнее развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

4.

Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.

5.

Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6.

Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

7.

По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

8.

У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели.

9.

Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё.


Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас.


Без Вашей помощи просто нельзя. 

• Желательно, чтобы начало посещение детского сада не пришлось на эпикризные сроки:

 

1 г. 9 мес.

2 г. 6 мес.

2 г. 3 мес.

2 г. 9 мес.

3 года


• Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребёнка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым, внимательным к другим людям.


• Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.


• Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.


• Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.


• Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.

• Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.


• Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придёт.


• Обучайте ребёнка дома всем  необходимым навыкам самообслуживания.


• Подчёркивайте, что Ваш ребёнок как прежде дорог Вам и необходим.


• Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдёте много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребёнка.

• Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами.


• Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдём решение.

Рекомендации родителям 

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну и дочке

Не перебивайте ребёнка

Разговаривайте с ребёнком заботливым, одобряющим тоном

Не принуждайте ребёнка делать, то к чему он не готов

Слушайте ребёнка внимательно, не перебивая

Не заставляйте ребёнка делать что-либо, если он устал, расстроен

Установите чёткие и определённые требования к ребёнку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»

В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устанавливайте для ребёнка множество правил, он перестанет на них обращать внимание

Будьте терпеливы

Не оскорбляйте ребёнка

Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное

Не ожидайте от ребёнка  понимания всех логических правил

Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы

Не ожидайте от ребёнка понимания всех ваших чувств

Чаще хвалите ребёнка

Не ожидайте от ребёнка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)

Приобретайте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так, переделай», лучше сказать: «Давай подумаем вместе»

Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать(коллекционировать, рисовать, лепить и др.)

Не требуйте слишком многого – пройдёт немало времени, прежде чем ребёнок научится самостоятельности

Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребёнка в детском саду

Не критикуйте ребёнка

Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми

Успехов Вам в воспитании Ваших детей!


nsportal.ru

Три степени адаптации к детскому саду.

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

 

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ

Консультация для родителей

«Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ»

К основным критериям адаптации относится:

  • Поведенческие реакции

  • Уровень нервно-психического развития

  • Заболеваемость и течение болезни

Как бы мы не готовили ребенка к саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышенное артериальное давление, иногда и температура). Ребенок беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что ребенок вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Первую неделю желательно приводить ребенка в группу детского сада к 9:00 утра и на два часа. В дальнейшем часы пребывания ребенка на группе будут увеличиваться в связи с положительным психо-эмоциональным состоянием малыша.

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливается поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений.

Если поведенческие реакции ребенка нормализуются только лишь к 60-му дню пребывания в ДОУ, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, можно с уверенностью сказать, что работа педагогов младшей группы не продумана и детям здесь плохо или проблема у самого ребенка (тогда психолог выясняет причину тяжелой адаптации). Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.

Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребыванию в ДОУ, существенно замедляется и физическое и нервно-психическое развитие. Основной причиной является состояние крайнего психо-эмоционального напряжения. В данном случае следует прежде всего позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в ДОУ и коррекция отношения к нему и семье. Педагог же должен принимать ребенка таким, каков он есть и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.

Если вы наблюдательны, то должны были заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приемную, надеясь увидеть свою маму. Перед ребенком как бы закрывается родной мир, в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно. Нужно продемонстрировать ребенку достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому уже, впервые дни не мешает показать ему ДОУ. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в контакт с ребенком, угощать его, делать маленькие подарки. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят.

Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручку, спинку, голову. Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головы ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

Плачущий ребенок может засунуть в рот палец. Он, таким образом, защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Нужно чаще предлагать ему попить. Выпив воды он, успокоится.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур пластмассовые шарики, колесики, бусы. Хороший эффект дают игры с водой, если вы боитесь, что ребенок намочит одежду, то можно сделать такую игрушку: взять бутылку от пепси-колы, налить туда воды (воду можно подкрасить в любой цвет) опустите туда пипетку и плотно закройте крышку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги, покажите, как можно удержать пипетку возле метки, мыльные пузыри, воздушные шары, соленое тесто. Уверяю вас, что ребенок такими играми заинтересуется. Неплохо, если будет звучать тихая музыка. Следует подобрать произведения, которые способствуют снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т.д.

Лучшее лекарство – это смех. Нужно создать условия, чтобы ребенок смеялся. Для этого в группу вносится игрушки-забавы, смешные игрушки.

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные. Неплохо будет, если родители принесут любимую игрушку ребенка. Когда родитель уходит, оставив ребенка в саду, хоть частичка чего-то останется с ним.

Главное правило – не осуждать опыт ребенка!

kopilkaurokov.ru

Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Адаптация – это самый сложный период в жизни маленького ребенка, поступившего в ДОУ. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное   учреждение  в его жизни происходит ряд серьёзных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких ему людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Ежедневно происходит приспособление маленького организма к внешним условиям детского сада.

          На самом первом этапе адаптации перед дошкольным учреждением стоит задача установить партнерские взаимоотношения с родителями. На первом собрании необходимо познакомить родителей с условиями благоприятного психического развития ребенка, дать представление о нормативных показателях развития ребенка от 1,5года до 3-х лет, показать значимость правильно отобранного игрового материала для жизнедеятельности их малыша.  И вот здесь большая ответственность ложится на педагогический коллектив, который должен вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать  с родителями  в вопросах педагогической поддержки и воспитании их ребенка.

Ребенок поступает в детский сад и здесь начинается приспособление к условиям ДОУ, которое  требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это самый сложный период для ребёнка, его родных и персонала ДОУ.

          Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по разному. Она  зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько  будут согласованы действия педагогов и родителей.

          Очень часто адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях, во всех системах. Возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям.

          Перед тем, как принять детей в группу я поставила перед собой ряд задач, так как родители должны не только знать, что творится в душе и организме ребёнка, когда он впервые идёт в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации:

- показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность её решения;

- предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от  матери к ребёнку;

- создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду.

- устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;

- продумать алгоритмы совместных действий с родителями;

- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Я начала с дискуссии по рассматриванию проблемы. Ознакомила родителей с основными показателями изменений в поведении ребёнка в период адаптации в детском саду. Получила первичную информацию от родителей о ребёнке. Предложила советы, рекомендации по подготовке ребёнка к поступлению в детский сад; познакомила с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребёнок начал  посещать детский сад.

В своих беседах, информациях, консультациях стараюсь дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависит от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение. Вместе с родителями стараемся сформировать  такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно находиться в новых условиях ДОУ.

Ежедневно родителям доводится информация об изменении поведения, здоровья ребёнка в детском саду, стараемся вместе с родителями нейтрализовать устраняемые факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

          Постоянно на этапе адаптации  заостряю внимание  родителей на чёткое соблюдение режима дня не только в детском саду, но и дома, а соответственно - режима питания, отдыха, сна. Ежедневно  делаю акцент на развитие у ребёнка самостоятельности, навыков самообслуживания. Работа с родителями постепенно совершенствуется. Дети начинают привыкать к режиму дня в ДОУ. Но есть и негативные стороны: зачастую вызывает ребенок неоднозначную негативную реакцию на пребывание в детском саду.

И здесь особую роль должен сыграть воспитатель. Только своим чутким вниманием, заботой, анализом собственных ошибок и ошибок родителей в воспитании ребенка он сможет адаптировать ребенка к новой среде.

          Для того, чтобы адаптация прошла успешно в группе необходимо создать  привила взаимодействия с ребенком, а так же доступную развивающую игровую среду.

          Новый день для ребенка в группе должен начинаться с улыбки, пожелания доброго утра, радости прибытия его в группу; обязателен и тактильный контакт с малышом. Это дает ему уверенность в себе, доверие к взрослому, рождает в малыше ощущение защищенности, свободы действий. Очень часто нужно говорить малышу, что любим его. Так он быстрее чувствует себя нужным и неповторимым для вас. Ни в коем случае не использовать в общении с ребенком резкой формы воздействия - это может спровоцировать агрессивную вспышку в поведении малыша.

Развивающая среда должна быть построена в доступности ребенка, комфортности. Необходимо обратить внимание на игровой материал: он должен быть не мелким, но и не слишком большим. Развитию речи, фантазии, творчеству способствуют сюжетно-образные игрушки и их атрибутика. Необходимы также предметы - «заместители». Все игрушки должны быть прочные и безопасные.

          Система занятий с детьми проводится согласно годовому плану, направленных на физическое развитие, речевое и познавательное  развитие, общего кругозора, интеллекта, художественных, музыкальных способностей.

          Игровая деятельность присутствует в течении всего  дня. Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений находится в постоянном контроле со стороны взрослого. В течении всего адаптационного периода стараюсь формировать умения общаться со взрослыми, сверстниками, жить в коллективе(уступать, помогать, делиться, взаимодействовать в позиции сотрудничества).

          Со своих наблюдений в период адаптации заметила, что в первые дни пребывания ребёнка в детском саду положительные эмоции выражены незначительно, а лишь только на момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя. А вот отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребёнка. Однако степень их проявления различна: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребёнок стремиться выразить протест при расставании с родителями. Наибольшую опасность представляют состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии. И здесь взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы ребенок почувствовал , что его тут ждут и любят.

В первые дни у детей была снижена степень социальных контактов. Дети были более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Как показало время, контакт налаживался постепенно.

В первое время пребывания в детском саду у ребенка познавательная деятельность была снижена. Словарный запас скудный, идёт употребление облегчённых слов. Двигательная активность не всегда в пределах нормы, поэтому при анализе двигательной активности всегда учитываю темперамент ребёнка.

Как мы знаем, что сон является важным  показателем в жизни ребёнка.

При поступлении в детский сад дети засыпали не сразу, плакали, всхлипывали, внезапно пробуждались, что происходит и на данный момент. Здесь использую релаксационную музыку, небольшие сказки, колыбельные, которые очень любят дети и постепенно спокойно засыпают. Такой сон всегда продолжителен и спокоен. У некоторых детей адаптация продолжается. Но в основном по мере привыкания дети начали своевременно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

          Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

В период адаптации в группе дети стали внезапно болеть, без видимых на то причин, что показывает  на  сопротивляемость организма.

          У многих детей адаптация закончилась. Появились первые признаки того, что ребёнок адаптировался:

- хороший аппетит;

- спокойный сон;

- охотное общение с взрослыми и детьми;

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

- нормальное эмоциональное состояние.

Практика показывает, что существуют разной степени сложности адаптационного периода (лёгкая, средней тяжести, тяжёлая адаптация) и при совместных действиях педагогов и родителей можно сделать этот процесс максимально безболезненным.

nsportal.ru

Картотека бланков диагностики дошкольников в адаптационный период

Картотека бланков диагностики дошкольников в адаптационный период

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии и уровни оценки результатов*

Параметры оценки

Критерии и уровни оценки

Степень выраженности критериев в баллах

Методы оценки

Эмоциональное состояние

Благополучный уровень:

весел, жизнерадостен, подвижен, активен

улыбается, настроение хорошее, спокоен

Менее благополучный:

иногда задумчив, замкнут

легкая плаксивость, хныканье

Неблагополучный уровень:

плачет за компанию; плач приступообразный

сильный, профилактический плач; подавленное настроение

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Наблюдение

Сон

Благополучный уровень:

сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

сон спокойный

Менее благополучный:

засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго

засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Неблагополучный уровень:

засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

отсутствие сна, плач

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Наблюдение

Аппетит

Благополучный уровень:

очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием

нормальный аппетит, ест до насыщения

Менее благополучный:

аппетит выборочный, но насыщенный

отвергает некоторые блюда, капризничает

Неблагополучный уровень:

приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно либо ест все подряд без вкусовых различий

отвращение к еде, кормление мучительно либо переедание, отсутствие чувства меры

+3

+2

+3

+2

+1

-1

Наблюдение

Активность в различных видах деятельности

Благополучный уровень:

активно включается во все виды деятельности, хорошо работает на занятиях, проявляет инициативу, самостоятельность

включается в предлагаемые виды деятельности, иногда проявляет инициативу, активен в знакомом пространстве

Менее благополучный:

включается в деятельность при побуждении воспитателя, активность неустойчивая, признаки тревоги, рассеянности

пассивен в деятельности, тревога при выполнении действий или поручений, может отказаться от задания, либо легко теряет интерес к заданию

Неблагополучный уровень:

интерес к деятельности слабо выражен, неустойчив, ярко выраженная пассивность, либо хаотичность

отказ от предлагаемых видов деятельности, отсутствие интереса к деятельности

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Наблюдение

Социальные контакты

Благополучный уровень:

много друзей, охотно играет с детьми

сдержан в общении с детьми, хотя проявляет выраженный интерес к совместной деятельности

Менее благополучный:

неохотно играет с детьми, даже если вовлечен в игру, могут возникать непродолжительные контакты

безразличен к детям, отстранен, замкнут

Неблагополучный уровень:

проявляет тревогу, по отношению к детям, сторонится их

недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

-2

-3

+1

-1

-2

-3

Наблюдение

Разработанные критерии и уровни оценки результативности основываются на критериях, предложенных педагогами-психологами из г. Краснодара Меркуловой В.Н. и Самоходкиной Л.Г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

2,6—3 балла - высокий уровень адаптированности.

У ребенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6-2,5 баллов - средний уровень адаптированности.

Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1—1,5 баллов - низкий уровень адаптированности.

У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность

Ф.И. педагога_____________________________________________ № гр.______ «____»____20___г.

Баллы

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения - с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношений, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Выводы

Ф. И. ребенка

3

•2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Вопросы родителям

Параметры

Баллы

1.Какое настроение преобладает у малыша?

Бодрое

Раздражительное

Подавленное

3

1

1

2.Как засыпает малыш?

Быстро (до 10 минут)

Медленно

Спокойно

Неспокойно

3

2

3

2

3.Какова длительность сна?

10 ч 30 мин ночной сон

2ч 20 мин дневной сон

Не соответствует возрасту

3

3

1

4.Каков аппетит у малыша?

Хороший

Избирательный

Плохой

3

3

1

5.Как относится малыш к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

6.Просится ли малыш на горшок?

Просится

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

3

2

1

7.Проявляет ли малыш к игрушкам?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

8.Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

9.Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие?

Да

Нет

3

1

10.Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

12.Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми?

Да

Не всегда

Нет

3

2

1

13.Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если имеется такой опыт)

Легко

Тяжело

3

2

14.Имеет ли место аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Да

Нет

1

3

Показатели готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем или психологом. Результат баллируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз адаптации:

3 – 2,5 баллов, легкая адаптация

Готов к поступлению в ДОУ.

2,5 – 2 балла, средняя адаптация

Условно готов.

1,9 – 1 балл, усложненная адаптация

Не готов.

Психолог определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, дает родителям рекомендации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Лист педагогической адаптации.

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата рождения ____________________________

Дата поступления в ДОУ _____________________

Возраст при поступлении ____________________

Группа здоровья ___________________________

Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)

рост _____ вес ______ (через месяц)

Заболевания до поступления __________________________________________________________

Индивидуальные особенности _________________________________________________________

Привычки ________________________________________________________________________

Параметры

Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Показатели физического здоровья

Аппетит

в

группе

дома

Сон

Стул

Мочеиспус

кание

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________

Оценка адаптационного периода: _____________________

Воспитатели: ___________________________________

Оценка параметров адаптации.

Параметры

Оценка /баллы/

3

2

1

Показатели физического здоровья

аппетит

хороший

выборочный, ест долго

отказ от еды

сон

глубокий

засыпает с трудом

тревожен во сне

стул

регулярный

учащенный

запор

мочеиспускание

регулярное

учащенное

редкое

Степень адаптации:

ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов

СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов

ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Лист психологической адаптации.

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата рождения ____________________________

Дата поступления в ДОУ _____________________

Возраст при поступлении ____________________

Группа здоровья ___________________________

Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)

рост _____ вес ______ (через месяц)

Заболевания до поступления __________________________________________________________

Индивидуальные особенности _________________________________________________________

Привычки ________________________________________________________________________

Параметры

Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

Социа

льные контакты

с деть

ми

со взрос

лыми

Познавательная и игровая деятельность

Реакция на изменение привычной ситуации

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________

Оценка адаптационного периода: _____________________

Педагог-психолог _____________/.

Оценка параметров адаптации.

Параметры

Оценка /баллы/

3

2

1

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

положительное

неустойчивое

отрицательное

Социальные контакты с детьми

инициативен, контактен

вступает в контакт при поддержке взрослого

пассивен, реакция протеста

Социальные контакты со взрослыми

инициативен, контактен

принимает инициативу взрослого

реакция протеста, уход от контакта

Познавательная и игровая деятельность

активен, проявляет интерес

активен при поддержке взрослого

пассивен, реакция протеста

Реакция на изменение привычной ситуации

принятие

тревожность

непринятие

Степень адаптации:

ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов

СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов

ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»

методика А.Остроуховой.

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкий уровень адаптации

До 5 дней -1 неделя

+12…+8

А1 и П1 высокий

А1 и П2

Средний уровень адаптации

До 15 дней - 3 недели

+7…0

А1 и П3 средний

А2 и П2

Усложненный уровень адаптации

До 25 дней - 5 недель

-1…-7

А2 и П4 сложный

А3 и П3

Уровень дезадаптации

Более 5 недель

-8…-12

А3 и П4 дезадаптация

А4 и П4

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

«Выявление уровня сформированности коммуникативных

умений и навыков детей»

методика Ю.В.Микляевой.

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей.

Показатели:

Оцениваются умения:

  • Поздороваться;

  • Обратиться;

  • Привлечь внимание;

  • Побудить к действиям;

  • Передать информацию;

  • Поблагодарить;

  • Спросить;

  • Задать уточняющий вопрос;

  • Выразить несогласие;

  • Выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивается в 1 балл.

Невыполнение задания – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

10-7 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

3 и менее баллов – низкий уровень.

infourok.ru


Смотрите также