656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Посадка при письме


Как правильно сидеть при письме?

Посадка при письме

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Мелкие мышцы спины, обеспечивающие удержание правильной позы при письме и чтении, развиты еще недостаточно. Кроме того, многие дети не умеют правильно сидеть за столом. Вынужденное долгое сидение в классе, неправильная поза приводят к сильному физическому утомлению. способствуют нарушению осанки, развитию сколиоза, деформации грудной клетки, расстройствам сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для успешного школьного обучения необходимо, чтобы ребенок умел правильно сидеть за столом и правильно держать ручку (карандаш).

Правильная посадка

При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой (рис. а), либо немного направо у детей, пишущих левой рукой (рис. б). Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ученик придерживает тетрадь (рис. а, б, в) и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка. Если ребенок при выполнении письменных упражнений неправильно сидит за столом, это приводит к значительному увеличению статической нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса, что является одной из причин повышенной утомляемости начинающих школьников. Неправильная посадка за столом может также повлечь серьезные нарушения здоровья: искривление позвоночника, снижение зрения, заболевания внутренних органов и др.

Правильная посадка при письме ребенка, пишущего правой (а) и левой (б) рукой.

Правильное положение тетради (а) и рук праворукого (б) или леворукого (в) ребенка при письме.

 

Как правильно держать ручку (карандаш)

vladarya.jimdo.com

Памятка " Гигиенические требования к письму"

Справка для родителей «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМУ»

Очень  важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

 

 Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

держать ручку: 

                  А-правильно,                                Б-неправильно)

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина "не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

Как надо сидеть при письме?

Самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть.

          

      

Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 смот тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Итак, правильная поза при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

           - попросить ребенка "продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

- выполнить все задания в медленном темпе.

Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.  

infourok.ru

Консультация (подготовительная группа) по теме: Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ 

ПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ ПРИ ПИСЬМЕ

И

СПОСОБЫ ПИСЬМА У ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Мелкие мышцы спины, обеспечивающие удержание правильной позы при письме и чтении, развиты еще недостаточно. Кроме того, многие дети не умеют правильно сидеть за столом. Вынужденное долгое сидение в классе, неправильная поза приводят к сильному физическому утомлению, способствуют нарушению осанки, развитию сколиоза, деформации грудной клетки, расстройствам сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для успешного школьного обучения необходимо, чтобы ребенок умел правильно сидеть за столом и правильно держать ручку (карандаш).

Правильная посадка

При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой (рис. а), либо немного направо у детей, пишущих левой рукой (рис. б). Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ученик придерживает тетрадь (рис. а, б, в) и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Если ребенок при выполнении письменных упражнений неправильно сидит за столом, это приводит к значительному увеличению статической нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса, что является одной из причин повышенной утомляемости начинающих школьников. Неправильная посадка за столом может также повлечь серьезные нарушения здоровья: искривление позвоночника, снижение зрения, заболевания внутренних органов и др.

Как правильно держать ручку (карандаш)

При письме шариковую ручку или карандаш нужно держать под углом 50–60 градусов (противоположный конец ручки направлен к плечу) тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см. Опорой кисти при письме служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Кисть руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.

Формирование навыков правильной посадки и письма

у леворуких детей

Формируя навыки правильной посадки и письма, особое внимание необходимо уделить леворуким детям. Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ (рис. а): зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов.

Второй способ (рис. б): кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма.

Третий способ (рис. в): кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо.

Литература

1. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

2. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов / В.А. Солнцева, Т.В. Белова.-М.: АСТ:Астрель.2008.

nsportal.ru

Как правильно сидеть при письме

Уважаемые родители! Успешность формирования навыка письма во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Это очень важно, потому что правильная поза, положение ручки и координация движений формируют технику письма и графический навык. Для ребенка, который соблюдает эти правила, письмо становится удобным, четким, быстрым.

Прежде, чем учить ребенка писать, необходимо обратить внимание на его посадку (позу) при письме:

  • сидеть нужно ПРЯМО;
  • спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо на полу или специальной подставке;
  • руки должны опираться о край стола (парты), а локти выступать за край стола;
  • тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой.

Тетрадь должна лежать под наклоном. Нижний левый угол тетради должен находиться напротив середины груди пишущего.

Ручка должна быть длиной 14 – 16 см, не толстая, цвет пасты темно – синий или темно – фиолетовый.

При письме ручку следует положить на левую часть среднего пальца пишущей руки. Большой палец должен придерживать ее с левой стороны, а указательный – сверху, на расстоянии около 2 см от кончика стержня. Нужно следить, чтобы пальцы не были напряженными. Безымянный палец и мизинец слегка согнуты внутрь ладони. Рука должна опираться на сустав мизинца. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит, ребенок держит ее правильно.

Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Поэтому важно сразу научить ребенка правильно сидеть при письме и правильно держать пишущий предмет.

Совет: какими бы ни были успехи вашего ребенка, хвалите его и старайтесь принимать активное участие в выполнении им домашнего задания. Таким образом, можно будет не только укрепить эмоциональный союз с ребенком, но и следить за тем, насколько правильно он пишет и держит ручку, вовремя устраняя недоработки в процессе.

Информация с сайта Здравствуй, начальная школа, http://rsoh-tatiana.ucoz.ru/
Больше информации: http://www.rutvet.ru/in-kak-pravil-no-derzhat-ruchku-prakticheskie-rekomendacii-5053.html#ixzz3DaUmapTG

evstigneevatp.blogspot.com

Обучение леворуких детей навыкам письма

ЛЕВША – КАК ЕГО УЧИТЬ?

Ещё совсем недавно любая непохожесть человека на большинство настораживала. Считалось, что все должны быть одинаковыми, особенно дети. С леворукостью всячески пытались бороться, переучивали, "переделывали" ребёнка, ломая его психику, доставляя ему физические и душевные страдания и развивая у него тем самым комплекс собственной неполноценности. А нередко и серьёзные заболевания: заикание, неврастения и потеря уверенности в себе – вот плата за праворукость ребёнка-левши.

Основная причина возникновения леворукости кроется в функциональной асимметрии головного мозга. Для леворуких детей характерно доминирование правого полушария. Поэтому левши более эмоциональны, более расторможены; они тяжелее реагируют на стресс, на фрустрацию, чем правши.

Поэтому при обучении леворукого ребёнка ни в коей мере нельзя подчёркивать его непохожесть на других. Главное – это вселить в ребёнка уверенность в его полноценности, "нормальности", постараться, может быть найти и преимущества его леворукости. Такому ребёнку необходимо бережное отношение и эмоциональная поддержка.

Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария умело, используя всякого рода схемы.

Методика обучения письму, её организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме. Ниже мы постараемся подробно рассмотреть эти вопросы.

Посадка при письме

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступнёй стоять на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой леворукий ребёнок всегда должен сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая-рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребёнка.

Положение рук

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за края стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приёмы держания ручки

Ручка кладётся на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).

Существует несколько способов письма левой рукой.

1способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приёмам письма. Такое положение руки серьёзно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывать, ребёнок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

2 способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ даёт ребёнку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

3 способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «право рукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребёнку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребёнка.

Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Левая рука ребёнка при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, то есть движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения




Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана;

плетение из ниток закладок, ковриков;

завязывание узелков и тому подобное.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, к плоскости ладони;

выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

руки положть на стол и поочерёдно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных напрвлениях.

Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребёнка? Вот основные из них:

правильное написание форм букв и их соединений;

соблюдение расстояния между буквами и словами;

сохранение линейности и ритмичности;

прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.

Т.Б. Фадеева предложила интересную методику для выработки у ребёнка хорошего подчерка.

Упражнение №1.

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упаражнение в обратном порядке.

Упражнение №2.

Ладошки лежат на парте. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3.

Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4.

На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши (палочки) на стол.

Упражнение №5.

Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6.

Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным поворотом вкладывают её в правую руку и тка далее.

В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Упражнение №7.

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

А главное – воспринимайте ребёнка, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой!

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему "Ознакомление с тетрадью для письма. Посадка при письме. Письменные принадлежности."

Урок №1

Тема: Ознакомление с тетрадью для письма. Посадка при пись­ме. Письменные

принадлежности.

Цель: познакомить учащихся с прописями и письменными принадлежностями;

учить правильно сидеть во время письма, класть тетрадь на парту, держать ручку; прове­рить графические умения первоклассников в рисовании;

воспитывать аккуратность.

Оборудование: прописи (часть 1), цветные карандаши, шариковая руч­ка, плакат «Правильно сиди при письме».

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Начинаем урок письма. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Вам понадобят­ся цветные карандаши, шариковая ручка и прописи. Все лишнее уберите.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассказ учителя.

В далеком сказочном лесу жили-были друзья: Мишка - топтыжка и Лисичка-сестричка. Грибов и ягод в том лесу было видимо-невидимо, а в густых зарослях огромных деревьев так здорово играть в прятки! Весело жилось сказочным зверятам!

Как-то раз написал Мишка - топтыжка своей подружке приглашение на именины и отправил с Дятлом-почтальоном.

Ждет - пождет, а никто не идет.

Пришел тогда сам Мишутка к Лисичке и спрашивает:

— Получила ли ты мое письмо? Почему не пришла в гости?
А Лисичка ему и отвечает:

  • Письмо-то я получила, а прочитать не смогла. Попросила Дятла-почтальона, но он тоже прочитать не смог. Сказал,- буквы так написаны, что ничего не разобрать. Дятел посоветовал нам в школу отправиться, где ребят-первоклассников учат читать и писать.- Там, говорит, ума-разума набере­тесь, узнаете, зачем нужно уметь писать и что для этого нужно делать.

  • А вы это знаете? Хотите узнать, для чего нужно уметь писать?

III. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКОВ ПИСЬМА

Рассказ учителя о значении письма, о том, чем будут заниматься дети на уроках письма, почему им, как и Мишутке с Лисичкой, необходимо учиться писать, каким должно быть письмо каждого учащегося.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Ознакомление с тетрадью для письма.

Ребята, положите перед собой тетрадь. Она называется «Прописи», по­тому Что в ней вы будете учиться изображать рукописные (прописные), а не печатные буквы.

Учитель предлагает детям рассмотреть обложку, то, что на ней изобра­жено. Затем учащиеся перелистывают страницы тетради, обращают внима­ние на то, что на них уже написаны буквы и слова, есть рисунки, схемы и пу­стые строчки. Учитель объясняет, что образцы нужны для того, чтобы дети старались писать так же красиво, чтобы они видели, что, где и как именно нужно писать.

  • Откройте первую страницу тетради. Кто здесь изображен? (Мишка - топтыжка и Лисичка-сестричка.)

  • Как вы думаете, что они так заинтересованно разглядывают на пу­стой страничке? Что они хотят увидеть?

Дети, умеющие читать печатные буквы, по наводящим вопросам учи­теля уточняют, что Лисичка и Мишутка хотят узнать, умеют ли первоклас­сники рисовать и что уже умеют писать рукописными или печатными буквами,

— Давайте покажем Лисичке и Мишутке, что вы умеете делать, но сна­чала выучим три главных правила письма.

2. Ознакомление с правилами письма.

а) Беседа по плакату «Правильно сиди при письме».

  • Посмотрите на плакат. Как нужно сидеть за партой?

  • Сядьте так, как показано на плакате: ноги поставьте полной ступней на пол (на подставку), спину держите ровно, наклонив корпус чуть вперед, голову наклоните немного влево и вниз так, чтобы увидеть, что написано в тетради, локти положите на парту. Между партой и грудью должно быть расстояние на ширину ладошки.

Учитель смотрит, все ли учащиеся сели правильно, помогает тем, кто, выполнил что-то неточно.

б) Инструктаж «Положение тетради на. парте при письме и рисовании» с одновременным выполнением упражнений.

Вы уже заметили, разглядывая прописи, что рукописные буквы не сто­ят прямо, как печатные, они все наклонены немного вправо. (Дети еще раз листают странички тетради, убеждаются в сказанном учителем.)

Для того чтобы так писать, нужно уметь правильно, с наклоном, класть тетрадь перед собой на парту. Левый нижний угол страницы, на которой вы пишете, должен быть напротив середины груди, а правый верхний угол —

немного подвинут правее от середины груди. (Если на партах учеников про­черчены линии ориентира положения тетради, то учитель объясняет, какими пользоваться.)

Если в тетради раскрашиваете или рисуете, то ее нужно положить пе­ред собой ровно.

в) Инструктаж «Как держать ручку» с одновременным выполнением упражнений. Два важных правила письма мы уже узнали. Давайте перейдем к тре­тьему, очень важному. Сейчас мы будем учиться правильно держать ручку. Помните, что от этого будет зависеть красота и Четкость вашего письма.

— Возьмите ручку и поставьте руку, которой вы пишете, на локоть. Посмотрите, как я держу ручку тремя пальцами: большим, указательным и средним. Остальные пальцы согнуты, но не прижаты к ладони.
На их ноготки мы будем опираться во время письма.

Ручка опирается на средний палец, придерживается сбоку большим пальцем, а сверху — указательным.

Нельзя держать ручку слишком близко к пишущему концу или слиш­ком далеко от него: так трудно и неудобно писать. Держите пальцы на спе­циальных мелких ребрышках для них (или резинке). Это нужно, чтобы во время письма пальцы не съезжали вниз.

Верхний конец ручки должен быть повернут в сторону плеча пишущей руки, а в процессе письма постепенно поворачиваться. Когда строчка допи­сывается до конца, то верхний конец ручки смотрит в центр груди.

  • Положите ручку на парту. А теперь снова возьмите ее.

  • Выполните такое упражнение: прижмите все три пальца с ручкой как можно ближе к ладони, вытяните их как можно дальше вперед.

3. Физкультминутка.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Работа со стихотворением-«инструкцией».

Сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили, как нужно класть тетрадь на парту, как нужно держать ручку и сидеть при письме. Я буду читать сти­хотворение, а вы — выполнять то, о чем в нем говорится.

Я тетрадь открою

и как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь.

2. Подготовка к выполнению графических заданий.

Вспомните, что хотели узнать Лисичка и Мишутка, когда разглядыва­ли пустые рамочки на первой странице ваших прописей. Покажите же им, как вы умеете рисовать.

Перед тем как что-нибудь рисовать или писать в тетради, мы с вами всег­да будем выполнять пальчиковую гимнастику, готовить руки к работе. Учитель показывает упражнение и декламирует:

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вложить карандаш между выпрямленными указа­тельным, средним и безымянным пальцами. Крутить карандаш, передавая его с пальца на палец.

3. Рисование цветными карандашами.

  • Для рисования положите тетрадь на парту перед собой ровно, без на­клона.,

  • В верхней рамочке выполните рисунок цветными карандашами. На­рисуйте то, что вы больше всего любите рисовать, что у вас лучше все­го получается.

После обсуждения тематики детских рисунков учащиеся приступают к ра­боте. Учитель проходит по рядам, следит за работой первоклассников, беседу­ет индивидуально.

VI. ИТОГ УРОКА

  • Что учились делать? (Сидеть при письме, правильно держать ручку и карандаш, класть тетрадь на парту.)

— Какие сказочные герои начали учиться вместе с нами?
— Что вы нарисовали?

— Запомните: тетради после урока всегда нужно класть в специальную папку. Тогда они у вас не помнутся и не порвутся, будут аккуратны­ми. Ручку и карандаши нужно класть в пенал, чтобы они не полома­лись или не потерялись.

infourok.ru

Как должен школьник сидеть за партой?

Большую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Конечно, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Поэтому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе ребенок поддерживал осанку автоматически.

Зачем это нужно?

Позвоночник – опора для всего организма.

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, поэтому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже нарушена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следовательно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» образ жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, снова усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические занятия физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неправильной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть правильно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья.

Как нужно сидеть?

Приучать к правильной посадке необходимо с раннего детства. В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет нуждаться в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:
  1. Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех прямых углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые руки.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой нельзя:
  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое расположение позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе руки – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет очень трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его частями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама мебель соответствует санитарным нормам:

Рост ребенка,м Высота стола от пола, см Высота стула от пола, см
1-1,15м 46 26
1,15-1,3 52 32
1,3-1,45 58 35
1,45-1,6 63 38

Если мебель не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет трудно выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой. Она необходима для кратковременного отдыха и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы устанут, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не нужно будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они мешают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка правильно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – очень трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, которые позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:
  1. Через каждые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки, не вставая: потянуть руки вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Отдохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во время отдыха полезно разминать ноги, вытянув их под партой полностью.
  3. Договориться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали, чтобы ребенок приспосабливался к разным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером следить, чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на расстоянии около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, более получаса. У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в которой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и другим неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это занятия спортом. Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, постоянное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный пример – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение правильно сидеть за столом.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru


Смотрите также