656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Признаки аутизма у детей до 1 года


как проявляется и как определяется болезнь?

Выявление признаков аутизма у детей до года возможно еще с первых месяцев жизни малыша. Конечно, в таком раннем возрасте установить точный диагноз невозможно, и врачи только предполагают, что у младенца имеется такое заболевание. Чтобы подтвердить диагноз, надо проконсультироваться с детским психологом.

Родителям стоит заранее ознакомиться с распространенными признаками этого заболевания, чтобы при необходимости сразу обратиться к специалисту.

Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

Многих родителей интересует, как заметно проявляется аутизм у детей до года? Основным признаком болезни считаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Ребята с таким заболеванием всеми способами избегают контакта с внешним миром и живут в собственном, внутреннем мире. Поэтому они всеми способами избегают любого контакта со своими сверстниками.

На попытки вступить в контакт у детей-аутистов не всегда появляется нормальная реакция. Некоторые агрессивно реагируют на это и даже начинают плакать. Также при общении с аутистом можно заметить и другие признаки болезни — отсутствие зрительного контакта и расстройства речи. Эти симптомы часто встречаются у малышей с тяжелой формой заболевания.

Проблема становится более заметной, когда малыша отправляют в садик. Часто любые попытки приобщить ребенка к другим ребятам из садика остаются безрезультатными. Дети-аутисты не будут проявлять интерес к окружающим малышам или проявлять к ним агрессию.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

При определении признаков аутизма у новорожденных следует обращать внимание на особенности их поведения. При этом особое внимание надо уделить интересу к игрушкам. Четверть ребят с аутизмом игнорируют любые разновидности игрушек. Если малыш все же заинтересовался ими, то, скорее всего, он проявит интерес только к одной игрушке, так как аутисты предпочитают однообразие.

Любые игры, для которых требуется воображение или фантазия, не нравятся деткам с аутизмом. Например, при наличии у ребенка игрушки куклы он не станет менять у нее одежду или как-то изменять ее внешний вид. Его игра с куклой ограничиться повторением определенного действия — постоянным расчесыванием или, например, усаживанием игрушки.

Свои интересы аутисты не разделяют с другими и не впускают в свою игру посторонних людей. Многие избегают контакта даже с такими же детьми, как и они.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

К признакам аутизма у грудничка относятся проблемы с работой телесно-моторной системы. Однако проблемы с моторикой нельзя назвать основными признаками, с помощью которых устанавливается такой диагноз. Специалисты утверждают, что некоторые малыши с аутизмом отлично владеют своим телом.

Внимание родителей должно быть направлено на походку младенца. Часто при ходьбе аутисты балансируют руками и ходят на цыпочках, имитируя полет бабочки. Некоторые перемещаются только вприпрыжку. При этом делают это с некой угловатостью и неловкостью.

Чтобы разобраться, почему малыш передвигается именно так, надо установить точные причины аутизма у новорожденного.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Многих интересует, как распознать аутизм у ребенка до года? Для этого следует обратить внимание на сенсорную чувствительность малыша.

Сенсорное восприятие у ребят с таким заболеванием пониженное. Признаком, свидетельствующим о низкой сенсорной чувствительности, является погруженность человека в себя. Такие люди не идут на контакт и кажется, что им вообще никто неинтересен. У людей, которые хотят установить контакт с младенцем с низким сенсорным восприятием, возникают сложности. Например, если позвать такого малыша к себе по имени, он просто проигнорирует это. Из-за этого приходится громко называть имя малыша, чтобы он хоть как-то отреагировал.

Чтобы проверить сенсорную чувствительность младенца, лучше обратиться к детскому психиатру для проведения специальных занятий. Главной задачей таких занятий является исследование особенностей поведения младенца.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

К симптомам аутизма у грудничка относятся проблемы с чувством самосохранения и повышенная агрессия. Такие признаки появляются практически у половины ребят с этой болезнью. Они могут агрессивно реагировать на любые жизненные отношения, даже благоприятные. Известно, что аутисты избегают контактов с другими людьми и поэтому высвобождают свою негативную энергию на себя. При этом они сильно кусают себя или бьют по голове.

В раннем возрасте родители не видят ничего особенного в таком поведении ребенка. Однако со временем это становится угрозой для жизни детей, так как в будущем они могут прыгать с высокой высоты или резко выбегать на дорогу с автомобилями. При этом они не закрепляют негативный опыт после ожогов, ушибов или порезов. Поэтому они наносят себе увечья неоднократно.

При появлении признаков нарушения чувства самосохранения надо немедленно обратиться к врачу и проверить малыша на аутизм.

Как еще проявляется аутизм у детей?

Чтобы разобраться, как распознать аутизм у новорожденного, надо ознакомиться с признаками болезни, которые редко встречаются у больных.

Расстройство ЖКТ

Многие не могут понять, как можно определить у младенца аутизм только по наличию проблем с пищеварительной системой? Однако именно проблемы с ЖКТ входят в список болезней, появляющихся при аутизме. Часто детки страдают от хронического запора, который длится 2–3 недели. Данная проблема сопровождается сильной болью в нижней части животика. К признакам запора у годовалого ребенка с аутизмом относят скрежет зубками, постоянное нажатие на животик.

Реже у малышей появляется хроническая форма диареи. Она появляется из-за проблем с иммунной системой, кишечной инфекции или воспалений в кишечнике.

Нарушение сна

Когда у детей до года начинается проявление симптомов аутизма, появляются сложности со сном. Согласно статистическим данным эта проблема возникает у каждого второго младенца с таким заболеванием. Причиной нарушенного сна врачи считают неправильное функционирование части головного мозга, которая отвечает за сон. Из-за этого у аутистов сильно сокращается или вовсе исчезает фаза быстрого сна.

У таких ребят проблемы со сном проявляются по-разному. Многие просто не понимают, что они должны уснуть и из-за этого бодрствуют до поздней ночи. Также детки не засыпают из-за ночного энуреза, который может появиться в любой момент.

Склонность к судорогам, эпилепсии

Еще одним признаком аутизма у ребенка-аутиста до года считается эпилепсия. Это заболевание сопровождается частыми конвульсиями и судорожными приступами. Эпилептические припадки появляются у аутистов намного чаще, чем у здоровых деток. Примерно 40% больных страдают от периодических приступов эпилепсии.

При появлении первых признаков эпилепсии надо немедленно посетить врача для обследования и назначения правильного лечения. Лечить такие припадки у аутистов надо обязательно, так как отсутствие лечения часто приводит к преждевременной смерти человека.

Заключение

Аутизм — серьезное заболевание, которое следует преждевременно диагностировать. Чтобы своевременно выявить болезнь, надо ознакомиться с основными признаками ее проявления.

grudnichky.ru

Мой Логопед - Симптомы аутизма у детей до 1 года -диагноз и способы лечения

Аутизм – это психическое расстройство, сопровождающееся нарушением коммуникации с внешним миром.

 

Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то иногда всего используется термин – расстройство аутистического спектра.

 

Симптомы аутизма у детей до года относятся к критериям ранней диагностики.

 

Как правило, первой эти признаки замечает мама.

Что же может насторожить родителей в раннем возрасте ребенка?

 

* Взгляд. Как правило, такие дети избегают смотреть в глаза, либо зрительный контакт очень непродолжительный. Взгляд такого малыша поймать очень трудно, часто смотрит как будто «сквозь».

 

* Улыбка. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется вовремя. Но вызвать улыбку, как правило, может не лицо близкого человека, а совершенно другие вещи:  музыка, свет лампы, узор на одежде  матери и т.д.

 

* Комплекс оживления.  Это первый шаг, когда ребенок пытается выстроить коммуникацию с взрослым: улыбка, повышение двигательной активности, гуление, увеличение продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого.

 

Как правило, дети сами требуют общения и расстраиваются в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии малыш быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт.

 

* Эмоции. Ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения лица взрослого. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месяцев и даже раньше.

 Это выражается в том, что дети смеются, когда их веселят или плачут, если повысить на них голос и испугать.

 

 У ребенка с РАС в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека.

 

Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. Дело в том, что ребенок в большей степени ориентирован не на эмоции взрослых, а на интенсивность раздражения.

Он может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

 

* Привязанность. Она может быть:

 

-Сверхсильная. Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется, прежде всего только как негативное переживание отделения от матери.

 

Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне.

 

-Ее может не быть. Малыш одинокого расположен.

Ему все равно, к кому идти на руки. И если в возрасте нескольких месяце это не выгладит странным, то и к году, и даже позже, ничего не меняется.

 

Часто, кажется, что такие дети даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

 Еще про аутизм можно прочитать здесь

Вебинар "Аутизм"

еще про симптомы аутизма

Про причины аутизма в раннем возрасте

Автор статьи Наталия Сидорова

xn--c1accokeocbk.xn--p1ai

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.  

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

 

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.

  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные - не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 

  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.  

  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

  • Ребенок играет в стороне от остальных.

  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений. 

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

www.emcmos.ru

Каковы признаки аутизма у детей до года?

Аутизм — это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш — аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.

Аутисты — это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?

Что это такое?

Аутизм — это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций. У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других — малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?

Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено — важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.

Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни. В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.

Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.

В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.

Признаки

Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

  • грудничок не стремится прижаться к матери;
  • не просится на ручки;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда реагирует на звуки;
  • не всегда откликается на свое имя;
  • преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.

Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

Социальные

  1. Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
  2. Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
  3. Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
  4. Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
  5. Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
  6. Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.

Коммуникационные

  1. У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
  2. Малыш редко улыбается в ответ.
  3. Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
  4. Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
  5. В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.

Монотонность

  1. Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
  2. С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
  3. Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
  4. Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
  5. Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.

Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

Причины

Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:

  • сложные роды;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • поражение ЦНС инфекциями во внутриутробный или послеродовой период;
  • стресс, вредные привычки или заболевание матери во время закладки нервной трубки плода;
  • прирожденная эмоциональная нестабильность, из-за которой ребенок сам закрывается от мира.

Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.

Лечение

Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.

Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.

Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.

Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.

newbabe.ru

Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте | Материнство

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.

а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;

б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;

в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;

г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).

У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;

д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;

е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.

Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.

Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.

Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.

Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).

Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Елена Баенская, кандидат психологических наук,
специалист Института коррекционной педагогики РАО,
Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»

materinstvo.ru

Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А] Абазия .. Ацидоз
    • [Б] Базофилы .. Булимия
    • [В] Вазектомия .. Выкидыш
    • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
    • [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
    • [Е] Еюноскопия
    • [Ж] Железы .. Жиры
    • [З] Заместительная гормональная терапия
    • [И]

medside.ru

Признаки аутизма у детей

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики.

Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.х дней жизни – это главное условие коррекции развития и социализации в обществе детей с этим заболеванием.

Что это такое

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма у младенцев

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен.

Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Признаки в возрасте 1 года

  1. Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
  2. Непостоянное возникновение судорог.
  3. Задержка развития крохи.
  4. Периодическое проявление нарушения слуха.
  5. Неправильная работа сенсорного восприятия.
  6. Расстройство работы желудка и кишечника.
  7. Проявление аллергических симптомов.

Аутизм у ребенка до 3-х лет

Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.

Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны. Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.

Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

В возрасте 4 лет и старше

Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.

Основные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

  • Нежелание создавать новые социальные контакты.
  • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
  • Повторение типичных действий многократно.
  • Нарушение речевого поведения.
  • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
  • Изменение собственного ощущения личности.
  • Нарушение психомоторных функций.

У детей в 7 лет

Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы. Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам. Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.

Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.

Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно.

Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.

Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.

Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте. Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику. Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.

Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.

Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

Полезное видео

Диагностика у новорождённых

Малыши с проявлениями аутизма плохо реагируют на любые попытки обращения к ним, особенно по имени. Дети долгое время не лепечут и не произносят первые слова.

Эмоции ребенка достаточно обеднены. Жестикуляция также значительно снижена. Малыш, который болен аутизмом, производит впечатление очень спокойного ребенка, который мало плачет и практически не просится на ручки. Любые контакты с родителями и даже мамой не доставляют ребенку сильных положительных эмоций.

Новорожденные малыши и груднички практически не выражают различные эмоции на лице. Такие детки кажутся даже несколько отреченными. Часто на попытки вызвать у малыша улыбку, он не меняется в лице или воспринимает эту попытку достаточно холодно. Такие детки очень любят рассматривать различные предметы. Их взгляд останавливается на каком-то предмете на очень долгое время.

Малыши часто стараются выбирать одну или пару игрушек, с которыми могут проводить практически весь день. Для игр им абсолютно не требуется никто из посторонних. Они прекрасно чувствуют себя наедине с самим собой. Иногда попытки вторгнуться в их игру может вызвать приступ паники или агрессии.

 

psi-doc.ru


Смотрите также