656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Простуда по психосоматике


Психосоматика простуды у взрослых (4 причины и 1 решение)

26.11.2018  ·   Автор: Психолог по психосоматике  ·   Комментарии: 1  ·  

«Часто болею простудой — значит ослаб иммунитет», — можете подумать вы. Но это далеко не всегда так. В сегодняшней статье поговорю о том, как выражается психосоматика простуды у взрослых.

Психика имеет прямое воздействие на иммунитет. В чем здесь взаимосвязь?

Все просто. Вы уже, наверно, слышали, что все болезни от нервов. А все нервы — от эмоций. И это действительно так. Потому что, даже находясь в плотном контакте с болеющими людьми, одни заражаются, а другие — нет. В чем разница между ними и что делать, чтобы перестать часто болеть — об этом и расскажу.

 

Каковы причины психосоматики гриппа и простуды

 

С точки зрения психосоматики (направления о связи души и тела), наши болезни являются не только следствием внешних факторов (микробы), но и внутренних (эмоции и процессы, которые происходят в психике).

Например, некоторые, находясь в ресурсном состоянии, могут переболеть всего один день, полежать с симптомами. Но уже на следующий день с ними все будет в порядке, а болезни как ни бывало.

У других же все затягивается. А причины следующие.

Причина 1. Переутомление.

Чаще всего, простуды возникают у тех, кто испытывает утомление, находится в постоянном напряжении, много работает и не отдыхает.

Кто хотел бы отдохнуть хоть немного, но этого не получается.

Почему в теле происходит реакция на попавшие в него микробы?

Потому что у него, наконец, появляется шанс хоть немного расслабиться. Поэтому тело дает возможность размножиться микроорганизмам, что и приводит к заболеванию.

Мы прекрасно знаем, что болезни появляются чаще всего в период осень — весна. Это объясняется очень просто наличием двух факторов: увеличивается количество возбудителей простуды и увеличиваются нагрузки (в том числе, и на психику).

Возникают стрессы на работе, экзамены, постоянный контроль и напряжение.

Причина 2. Постоянные страхи за свое здоровье.

Если вы испытываете страхи, в частности, страх за свое здоровье — ипохондрия — вам постоянно кажется, что с организмом может произойти что-то плохое, это усугубляет картину. О том, как избавиться от ипохондрии, читайте здесь.

Действительно, со временем вы заметите, что у вас начались частые простуды. Потому что происходит некоторый эффект самовнушения, и это проявляется и в жизни.

На самом же деле, организм — очень мудрый. Он сам способен контролировать самочувствие, и делает это автоматически правильно, когда не возникает особых беспокойств по поводу здоровья.

 

Причина 3. Пониженное ресурсное состояние.

Чаще всего, простуде подвержены люди с пониженным ресурсным состоянием. Они в принципе склонны уставать, даже если успевают сделать не так много.

Если же вы привыкли к нагрузкам, постоянно стремитесь вперед и, главное, готовы к этому движению, то вы не будете продолжительно болеть.

В чем корни пониженного ресурсного состояния:

  • низкая самооценка,
  • восприимчивость к мнению окружающих,
  • постоянное самокопание,
  • стремление быть хорошим (чувство вины, обиды и подавленный гнев),
  • склонность к вялости и сонливости (о причинах сонливости и слабости у женщин прочитайте здесь).

Как видим, одни психологические состояния тесно связаны с другими.

Причина 4. Нехватка внимания от близких.

Еще одной причиной может послужить то, что вам не хватает внимания. Обычно такое происходит, если приходится много работать, но близкие и родные при этом не оказывают вам поддержки.

Во время простуды появляется такая возможность. Происходит заполнение этой необходимости через болезнь. Тело помогает получить психологическую потребность.

Кроме этого, к простуде обычно добавляются и другие сопутствующие заболевания.

Например, часто бывает, что поначалу просто болит горло. При всех попытках вылечиться — ничего не помогает, и болезнь «опускается ниже» — в бронхи и легкие. Возникают бронхиты и воспаления легких.

Такая склонность организма сигнализирует о следующем:

  • не отдыхаете,
  • испытываете негативные чувства в данный момент (горе или стыд),
  • вам трудно дышать нормально, потому что мучаетесь чувством вины или обиды.

Несколько слов о психосоматике простуды на губе

 

Она отличается от главной темы, но так же связана с эмоциями.

Вызывается она вирусом герпеса. Но проявляется далеко не у всех. Большинство являются носителями вируса, но герпес не проявляет себя, поскольку находится в спящей фазе, не активной.

Активизируется при определенных условиях, а именно — при сильном испытывании таких эмоций, как:

Об этом свидетельствуют и работы исследователей Луизы Хей и Лиз Бурбо. Подавленные чувства, невысказанные слова, неумение разряжать свои эмоции, зависть — все это ведет к таким проявлениям. Заставляет вирус активизироваться через обменные процессы организма. Тот, в свою очередь, входит в активную фазу и проявляется на губах.

Надо сказать, что гнев и обиды, если они не разряжены и испытываются постоянно, имеют куда более серьезные последствия, чем просто герпес.

 

Что делать если часто болеешь простудными заболеваниями

 

Вместе с принятием постоянных перемен и готовностью двигаться вперед, важно научиться одной простой вещи — радоваться жизни.

Воспринимать отдых не как лень, а как необходимый шаг на пути к вершине. Невозможно взобраться на вершину огромной горы, если не давать себе отдыха.

Все это понимают, но, тем не менее, находятся в постоянной тревожности о завтрашнем дне. «А сможем ли мы это себе позволить, а что я должна сделать, а как быть…»

И эти мысли, даже во время нашего отдыха, не дают психологического покоя.

Вывод прост.

Любые болезни можно рассматривать в качестве определенного урока. Из которого мы должны получить опыт. Если опыт не получаем, то получаем хроническую форму или частые ее проявления.

В корне простуды, чаще всего, бывает переутомление и желание, наконец, хотя бы немного отдохнуть, получить внимание значимых людей.

Следует разобраться со своими взглядами на мир (пессимистичны они или оптимистичны). Понять, не испытываете ли недовольство собой. Так же неплохо было бы приобрести навык принимать ситуацию, а не отрицать ее. И вместе с этим — быть готовым двигаться вперед.

Так и получается, что убирая кирпичик за кирпичиком из наших негативных эмоций, мы позволяем всему организму работать слаженно.

Конечно, психосоматика простуды у взрослых в каждом конкретном случае имеет свои нюансы. Но бывает и так, что одна негативная эмоция тянет за собой целый букет последствий.

 

Как справиться с психосоматикой быстрее?

 

Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники.  Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

  1.  определить исходную ситуацию,
  2.  конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
  3.  подобрать подходящие психологические техники,
  4.  проконтролировать правильность их выполнения,
  5.  скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.

Что делает большинство?

Изучают теорию, но улучшения не добиваются.

Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.

Нужен ли специалист?

С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

В моей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Самые распространенные случаи — это:

  • головная боль,
  • ЖКТ,
  • гинекологические проблемы,
  • легкие,
  • детские болезни через родителей и другие.

Узнать о работе вместе со мной можно здесь.

Здоровья вам и психологического комфорта.

propsihosomatiku.ru

Психосоматика простуды, причины и группа риска, мнение психологов

«Не ходи без шапки – простудишься», – говорят заботливые мамы детям. Ребенок не слушается, и, конечно, заболевает. А между тем мамы даже не подозревают, что виновата в простуде далеко не шапка, а их же фраза. Она становится установкой для ребенка. Но это только одна из возможных психологических причин простуды у детей и взрослых.

Основные причины простудных болезней

Простуда не возникает от того, что вас продуло. Для того чтобы заболеть, нужно вдохнуть или проглотить вирус. Но удастся ли вирусу выжить и развиться зависит от силы иммунитета конкретного человека. Тут-то мы и обращаемся к психологическим причинам простудных заболеваний.

Психосоматика простуда:

  • переутомление;
  • недовольство собой и жизнью;
  • недовольство работой, местом учебы;
  • истощение и апатия.

Представьте такую ситуацию: вам очень не хочется идти на работу или учебу, вы мечтаете о том, чтобы остаться дома и поваляться в кровати. Однако сделать это вы не можете в силу ответственности и исполнительности. Тут-то уставшей психике и приходит идея: нужно заболеть,  тогда можно официально остаться дома. Правда не все люди уходят на больничный. Некоторые, особенно ответственные, заглатывают горсть таблеток и снова идут на неприятную работу. Чем только усугубляют физическое и психическое состояние.

Это интересно! Пик простудных заболеваний приходится на весну и осень. Но и это можно объяснить с точки зрения психосоматики. Зимой все люди страдают от цветового голода, так как серые краски и сокращение светового дня угнетают психическое состояние.  

Психосоматика простудных заболеваний

Если при простуде болит горло, то это говорит о подавленном гневе. Человек зол на кого-то, но не может высказаться. При развитии простудных заболеваний особую роль играет внушаемость человека. Если он считает, что его иммунитет  слаб или, что он обязательно заболеет осенью или в тот момент, когда рядом болеет кто-то, то так и будет.

Грипп: психосоматические причины заболевания

Для выяснения точной психосоматической причины гриппа нужно задать себе ряд вопросов:

  • На какую проблему указывает заболевание?
  • От чего вы пытаетесь уйти?
  • Какой конфликт вы уже давно пытаетесь решить?
  • В чем вы не можете, боитесь признаться сами себе?

Это интересно! Если вы живете один, то болезнь может указывать на потребность побыть в одиночестве. Возможно, вы устали от социальных контактов.

Психосоматика респираторных заболеваний: причины

ОРВИ психосоматика похожа на психосоматику гриппа. Разница в том, что острые респираторные вирусные заболевания развиваются на фоне неожиданных стрессовых ситуаций (испуг, сильное потрясение, страх и т.д.). Болезнь на этом фоне развивается быстро, стремительно поднимается температура и нарастают симптомы. Вялотекущее заболевание без высокой температуры развивается на фоне хронической усталости и подавляемого страха.

Психосоматика болезней системы дыхания

Нарушения в работе дыхательной системы случаются как у детей, так и у взрослых. Но одни болезни в большей мере свойственны детям, другие — их родителям. Однако все они имеют психосоматические предпосылки.

Взрослые психосоматические недуги системы дыхания

Взрослые чаще страдают пневмонией и туберкулезом. Причины – старые раны и обиды, разочарование в жизни, усталость, безрадостное существование. На фоне каких событий развивается пневмония:

  • избыток обязанностей, работа без отдыха, ощущение загнанности;
  • сильное горе, потеря, разочарование;
  • чувство бессилия, неспособности повлиять на свою жизнь или других людей;
  • неудовлетворенные потребности, отказ от значимых благ;
  • чувство вины.

Это интересно! Как правило, отсылки к причинам заметны в речи больного: «не могу вдохнуть полной грудью», «дыхание сперло», «дух захватывает», «не дают дышать», «не продохнуть» и т.д.

Если к унынию присоединяется недовольство миром, то пневмония превращается в бронхиальную астму. Этому больше подвержены люди с мышлением жертвы, неспособные заботиться о себе, совестливые, обязательные, гиперответственные.

Туберкулезом заболевают эгоистичные люди. Недовольство жизнью и негативные эмоции – главная психологическая причина туберкулеза. Каждый человек сталкивается с палочкой Коха, но заболевают далеко не все, а только те, кто пропитан ненавистью к окружающим.

Психосоматика простуды у детей

Психосоматические причины детских болезней кроются в семейном климате, отношениях родителей между собой, образом жизни семьи. Что выступает предпосылками детских болезней:

  • Занятость родителей на работе. В попытках обеспечить ребенка и себя материально родители упускают более важную потребность чада – потребность в любви, внимании, нежности. Болезнь – доступный способ ребенка привлечь внимание и получить заботу.
  • Разлад в семье, развод, скандалы. В этом случае ребенок заболевает, чтобы сплотить семью.
  • Авторитарный стиль воспитания, подавление ребенка как личности, наказания, запрет на выражения эмоций. Боясь строгих родителей, ребенок привыкает все держать в себе. Это выливается в бронхит («вдыхает» эмоции и задерживает их внутри), астму и ринит (подавленные слезы, невысказанные слова). Подавление эмоций особенно опасно для эмоциональных детей с подвижным темпераментом.

Это интересно! Носовые кровотечения редко связаны с простудой, но этот симптом часто встречается у детей. Причина – неудовлетворенная потребность в родительской любви. Ребенок думает, что его не любят. Ему кажется, что его не признают и не замечают.

Психосоматика насморка

Насморк – один из симптомов простуды. Но иногда это единственное проявление болезни. Как и другие заболевания, насморк имеет психологические причины.

Ринит

С точки зрения психосоматики, ринит отражает недовольство жизнью. Но выразить это недовольство человек не может, так как боится последствий. Хронический ринит – показатель затяжного конфликта.

Синусит

Причина: человек не знает, как ему поступить, не понимает, куда двигаться дальше. Таким людям сложно расставить приоритеты, они теряются среди задач, которые нужно выполнить. Им сложно делать серьезный выбор или менять что-то в своей жизни. Например, им сложно сменить работу, даже если она им не нравится.

Гайморит

Психосоматическая причина гайморита – чувство одиночества, ощущение безвыходности и невозможности справиться с жизненными трудностями.

Детский насморк

Сопли у детей символизируют невыплаканные слезы. Обычно наблюдается у детей из авторитарных семей. В таких семьях детям запрещают выражать эмоции, особенно грусть и обиду. Еще больше достается мальчикам. Они слышат стереотипное утверждение: «мальчики не плачут!».

Несколько слов о психосоматике простуды на губе

Простуда на губе хоть и называется так, но имеет мало общего с простудой, о которой мы говорим. Воспаление губы вызвано герпесом (вирус). Некоторые люди являются его носителями (вирус спит), в то время как другие страдают от его активности. Ответ кроется в психоэмоциональном состоянии человека. Зависть, гнев, обида и другие невысказанные негативные эмоции пробуждают вирус герпеса.

Психосоматика простуды – причины

Одни люди справляются с простудой и ОРЗ за один день, другие выпадают из жизни на несколько недель, а третьи настолько устойчивы психофизиологически, что даже не заболевают. На психосоматику простудных заболеваний влияют несколько факторов: усталость, подавляемые чувства, скрытый гнев, ипохондрия, дефицит внимания, негативное отношение к себе и миру. Давайте рассмотрим их подробнее.

Усталость

Если вы много работаете, находитесь в постоянном напряжении и не отдыхаете, то попадаете в группу риска по психосоматике простуды. Болезнь становится для организма единственной возможностью отдохнуть. Потому он позволяет микробам размножиться.

Постоянно сдерживаемые чувства

Если вас постоянно знобит, то налицо другая проблема – внутреннее напряжение из-за страха выразить эмоции. Притом внешне вы можете выглядеть настоящим, живым, эмоциональным. Вам и самим может казаться, что вы свободны в выражении чувств. Но на подсознательном уровне вы что-то утаиваете.

Скрытый гнев

Из-за скрытого гнева повышается температура. Если вы не можете что-то высказать, то начинаете закипать изнутри. Это и вызывает повышение температуры. Это может быть как гнев в отношении человека, так и злость на какую-то ситуацию.

Постоянные страхи за свое здоровье

Ипохондрия – форма невроза, при котором человек боится заболеть и всеми способами старается избежать контакта с микробами. Но на практике получается обратный результат: человек заболевает. Причина тому самовнушение, ослабленный иммунитет на фоне постоянного стресса и на фоне стерильности (как правило, ипохондрики помешаны на чистоте, а потому их организм совершенно неустойчив к микробам и бактериям).

Нехватка внимания от близких

Болезнь помогает не только отдохнуть, но и получить внимание, заботу, поддержку и любовь от близких. Если в жизни человеку этого не хватает, а других способов удовлетворения потребности он не знает, то подсознательно выбирает такой вариант.

Негативная установка

Негативная установка к себе и миру снижает стрессоустойчивость организма и приводит к постоянному упадку сил. Такие люди всегда уставшие, вялые и сонливые. Что является причинами негативной установки:

  • низкая самооценка;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • чувствительность к критике;
  • склонность к самокопанию и самообвинению;
  • желание быть хорошим (из-за хронического чувства вины и обиды).

Кто чаще болеет психосоматическим гриппом

Простуда не всегда переходит на тех, кто ухаживает за больными. А в семье, если кто-то болеет, то необязательно заражаются другие. Почему так происходит? Это зависит от психологических особенностей личности. Заражаются те, кто устал от жизненного напряжения. Какие еще особенности предрасполагают к инфицированию:

  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность;
  • переходный возраст;
  • наличие хронических заболеваний;
  • неустойчивая психика.

Любое перенапряжение (неприятное или радостное) воспринимается организмом как стресс. Чем дольше сохраняется напряжение, тем сильнее нарушается баланс гормонального фона. Что в результате ослабляет иммунитет. На фоне это человек чаще болеет.

Группа риска

В группу риска входят:

  • дети с эмоциональной лабильностью и гиперактивностью;
  • дети с ВСД и НСД;
  • подростки;
  • дети, перегруженные учебой;
  • взрослые и дети с психическими расстройствами;
  • взрослые с эмоциональными расстройствами;
  • взрослые, работающие на вредном производстве и перегруженные работой.

У людей с неврологическими болезнями вероятность развития психосоматики всегда больше.

Что делать, если часто болеешь простудными заболеваниями

Частые простуды говорят о недостаточной психологической гибкости. Необходимо принять непостоянство жизни, научиться быстро адаптироваться к обстоятельствам и двигаться вперед. Вместе с этим важно научиться отдыхать и радоваться жизни. Важно понять, что полноценный отдых – это необходимость, а не безделье.

Но выбирайте продуктивный отдых (найдите хобби, а не пролеживайте диван) и старайтесь на время отдыха избавиться от тревожных мыслей о работе, завтрашнем дне. А для этого вы должны быть очень увлечены процессом, потому важно найти любимое дело, которое станет отдушиной.

Пути решения проблемы

Для укрепления иммунитета важно разобраться со своим мировоззрением, избавиться от обид и залечить раны. Подумайте, не испытываете ли вы негатив в отношении себя, мира, другого человека. Если да, то почему, что вам неприятно. А может быть, вам не нравится какая-то ситуация. Тогда подумайте, можете ли вы повлиять на нее. Если нет, то остается принять. Это нужно для вашего здоровья.

Что еще сделать, чтобы прекратить болеть:

  • Перестаньте жертвовать сном, выходными, личными интересами ради перевыполнения плана на работе. Прекратите брать на себя чужие обязанности. Научитесь рационально распределять нагрузку.
  • Разрешите себе выражать все эмоции. Освойте социально приемлемые способы выхода гнева, радости, обиды, любви.
  • Прекратите себе внушать установку на болезнь. Укрепляйте иммунитет, пейте витамин, занимайтесь спортом, закаляйтесь, высыпайтесь.

Это важно! Не торопитесь, начните работу с малого. День за днем разбирайтесь с негативом и мусором в своей жизни. Очищайте разум. Чтобы было понятнее и нагляднее, полезно вести дневник, проводить письменный анализ ситуаций и своих реакций.

Как помочь ребенку и подростку справиться с простудой:

  • Задумайтесь, нет ли у ребенка конфликтов дома и на учебе, среди сверстников.
  • Оцените психологическую атмосферу дома. Если между родителями часто возникают конфликты, то необходимо корректировать отношения.
  • Научитесь искренне поддерживать ребенка, сопереживать ему. Не называйте его проблемы глупостями. Если подросток о чем-то говорит, значит, это действительно важно для него.
  • Найдите общее семейное дело, которое поможет снять напряжение.
  • Помогите ребенку найти увлечение по душе для личной самореализации.
  • Предложите посетить психолога.

Не давите на ребенка и не навязывайте свою помощь. Если он никак не хочет открываться, то, возможно, доверие в семье давно потеряно. В таком случае лучше обратиться к психологу.

Каковы причины психосоматики гриппа и простуды по мнению психологов

Психосоматика – современное и гибкое направление. Авторские объяснение заболеваний несколько отличаются, потому предлагаем познакомиться с теориями нескольких известных психосоматистов: Луизы Хей, В. Жикаренцева, Лиз Бурбо, В. Синельникова.

Луиза Хей

Луиза Хей считает грипп ответной реакцией на негатив окружающих. Другими предпосылками выступает подавленный гнев и ярость, страх и тревожное ожидание чего-либо. А также свою лепту вносит переутомление, беспорядок в мыслях, обида, свалившиеся в большем количестве задачи. Аффирмация на исцеление: «Я позволяю сознанию мирно расслабиться. Ясность и гармония присутствуют в моей душе и вокруг меня. Все идет хорошо».

В. Жикаренцев

В. Жикаренцев видит причину в желании уйти от других людей, отдохнуть, отступить от чего-то. А также влияние оказывает негативная установка на обязательную болезнь («зимой я всегда болею») и усталость. Аффирмации на исцеление: «Я в любое время чувствую себя в безопасности и надежно защищенным. Меня окружает и защищает любовь. Все прекрасно», «Я даю своему уму возможность расслабиться и быть спокойным. Вокруг и внутри меня царят ясность и гармония».

Лиз Бурбо

По Лиз Бурбо простуда говорит о том, что человек многое держит в себе, не может выражать эмоции. Такой человек пребывает в постоянном напряжении, не умеет расслабляться. Болезнь – признак того, что внутреннее напряжение достигло пика. В некоторых случаях присутствует ощущение, что человека используют. Для исцеления необходимо развивать уверенность, разрешить себе чувствовать и выражать чувства.

В. Синельников

Согласно теории В. Синельникова, грипп и простуда свидетельствует о том, что на человека свалилось слишком много событий, с которыми он не может справиться. Вместе с этим накопилось много нерешенных конфликтов и непрощенных обид. От обилия задач и событий возникает внутреннее напряжение, раздражение, смятение. Болезнь нужна человеку, чтобы он отдохнул, взял время на осмысление ситуации, отошел от конфликтов.

Это важно! Как и все психосоматические болезни, простуда и грипп требуют комплексного подхода в лечении: прием медикаментов и консультации психотерапевта. При болезни в организме живет инфекция, которую нужно подавить антибиотиками. Но для укрепления иммунитета и профилактики повторных заболеваний нужно скорректировать образ жизни.

psycop.ru

Психосоматика простуды взрослых людей. Причины и решения

Содержание:

 

Вам наверняка знаком сезонный ажиотаж, когда все массово начинают делать профилактику от простудных заболеваний. В аптеках сметают иммуномодуляторы, витамины, противовирусные и антибактериальные средства и иже с ними: маски, оксолиновую мазь, спреи для носа и т.д.

 

Хорошо это или плохо, мы сейчас обсуждать не будем. Но давайте попробуем поразмышлять, так ли всё однозначно, когда речь идёт о простудах у взрослых? И что здесь первично: влияние вирусов и бактерий или, всё-таки, психологический компонент? В общем, поговорим о психосоматике простуды у взрослых.

 

Задумывались вы когда-нибудь, почему даже в разгар эпидемии гриппа одни люди заболевают мгновенно, а другие не болеют никогда? Почему кто-то почти полностью изолируется от мест массового скопления людей, но стоит ему один раз выйти в люди – и он заболевает? А кто-то находится в постоянном контакте с чихающими и кашляющими людьми (например, врачи) и не болеет совсем?

 

Конечно, можно завести разговор об иммунитете. Но опять же вопрос: от чего он зависит? И далеко не всегда ответ будет лежать чисто в биологической плоскости.

 

Германская Новая Медицина о психосоматике простуды у взрослых

 

Наиболее полно и понятно объясняет механизм возникновения простуды именно Германская Новая Медицина. Именно благодаря ей можно увидеть, что, собственно, иммунитет, как таковой, не играет здесь главенствующей роли.

 

Наше тело очень мудрое. И даже если человек сам не догадывается, что ему надо сделать в той или иной ситуации, то тело автоматически считывает любой сигнал и тут же принимает меры.

 

Что это могут быть за сигналы? Например, человек не переносит табачный дым, но ему, в силу обстоятельств, приходится находиться в среде курящих людей. Его это раздражает, он злится, но ничего поделать не может. И тогда организм считывает это как сигнал опасности и начинает защищаться: наращивает слизистую носа, чтобы запах табака ощущался меньше. На этой стадии человек ещё не заболевает.

 

Но как только раздражающая ситуация уходит из его жизни, конфликт разрешается, то начинается фаза восстановления. Необходимости в нарощенной слизистой больше нет. И чтобы её разрушить, на помощь приходят бактерии и вирусы, которые начинают её изъязвлять. А продукты распада – это и есть те самые, хорошо нам известные слизистые выделения под названием насморк.

 

Конфликтов, запускающих подобные процессы, может быть множество. Например, воспаление слизистой горла: что-то человек не смог высказать, где-то заявить о себе, сдержал гнев и т.д. Воспаление трахей и бронхов, сопровождающееся кашлем – результат отыгранного территориального конфликта, страхов, часто страха смерти и т.д.

 

Вот так, собственно, основные симптомы простуды и оказываются проявленными. И вместо того, чтобы их подавлять антибиотиками, жаропонижающими, противовирусными средствами, может быть, имеет смысл дать бактериям и вирусам доделать свою работу до конца, чтобы конфликт окончательно завершился?

 

Естественно, не надо впадать в крайности и, например, при температуре 40 не предпринимать никаких мер. Но в случае умеренных симптомов не спешите их нивелировать.

 

Психосоматика простуды у взрослых по Луизе Хей

 

Часто простуда – это заболевание, связанное с комплексом психосоматических причин. Луиза Хей выделила основные:

  •       Происходит слишком много событий одновременно.
  •       Человека всё время гложут какие-то мелкие обиды и претензии к окружающим.
  •       Человек живёт в режиме цейтнота.
  •       Есть деструктивные убеждения, что обязательно заболеешь.

 

Выход, предложенный автором – проговаривать аффирмации «Я позволяю сознанию мирно расслабиться. Ясность и гармония присутствуют в моей душе и вокруг меня. Всё идёт хорошо». И, конечно же, переходить на позитивное мышление.

 

Метод Духовной Интеграционики

 

Когда речь идёт о частых простудах у взрослых, психосоматика здесь точно занимает 99% от всего объёма причин. И это могут быть уже не разовые ситуативные моменты, а какой-то длительно существующий эмоциональный фон. То есть, некая деструктивная стратегия поведения и реагирования человека на события в своей жизни.

 И тут уже необходимо более глубоко разбираться, откуда человек взял определённые шаблоны, сценарии, формы взаимодействия с окружающим миром и т.д. Надо выходить на причину.

 

Собственно, именно это и даёт возможность сделать метод «Духовной Интеграционики». Когда выявляется программа, запустившая процесс, её можно трансформировать и наполнить человека недостающими ресурсами. Тогда и выздоровление наступает значительно быстрее, и рецидивов простуды больше не будет.

 

Тогда даже ваше пребывание в местах большого скопления людей в пик сезонных простудных эпидемий не вызовет серьёзных последствий. В простуде просто больше не будет необходимости, чтобы как-то стабилизировать вашу жизнь.

 

Народные средства при простуде

 

Если вы пока ещё не разобрались с причинами своих постоянных простуд, психосоматика не выявлена, то так или иначе лечиться вам всё равно придётся. И тут лучше сделать выбор в пользу натуральных природных средств, если, конечно, не требуется срочное медицинское вмешательство.

 

И даже если вы закрыли все вопросы со стороны вашей психики, но простуда уже есть, то комплексный подход – лучшее, что вы можете выбрать.

 

Вот несколько эффективных рецептов народных средств для лечения простуды.

 

  1. Смесь из мёда, имбиря и лимона

Крупный лимон очистить от кожуры и косточек, порезать на дольки. Около 300 г имбиря пропустить через мясорубку вместе с лимоном. Добавить 200 г мёда, перемешать. Хранить в холодильнике в закрытой банке. Употреблять по 1 ч.л. перед едой. Можно добавлять в чай или тёплую воду.

 

  1. Луковый настой

Одну луковицу измельчить, залить стаканом кипятка, прикрыть крышкой и настаивать 5-10 мин. Выпить настой залпом в один приём. Фитонциды быстро помогут справиться с болезнью на раннем этапе.

 

  1. Редька с мёдом от кашля

Плод чёрной редьки вымыть, срезать хвостик, проделать внутри отверстие и положить туда 2-3 чайные ложки мёда. Настаивать не менее 4-х часов. Образовавшийся сок пить 3 раза в день. Он хорошо разжижает мокроту и способствует её отхождению.

 

  1. Липовый настой от температуры

Если температура при простуде не превышает 38 градусов, то даже врачи зачастую рекомендуют не принимать жаропонижающие лекарства. Но, чтобы улучшить состояние и всё-таки снизить температуру в щадящем режиме, можно заварить щепотку липового цвета в стакане кипятка и принимать как чай три раза в день.

 

В общем, если вы желаете быть всегда бодрым и здоровым, то не поленитесь разобраться с теми уроками, которые преподносит вам простуда и любое другое заболевание. Если опыт не извлекается, то человек получает либо хроническое заболевание, либо частое его проявление.

 

Психосоматика простуды у взрослых имеет в своей основе деструктивный взгляд на окружающий мир. Разберитесь с этим. Перейдите на волну оптимизма и умения принимать ситуации. Шаг за шагом прощайтесь с ограничивающими программами и стройте свою счастливую жизнь в моменте «здесь и сейчас».

www.dowlatow.ru

Психосоматика респираторных заболеваний (ОРЗ и ОРВИ): скрытые причины болезней

Психосоматика простудных заболеваний заключается в психологическом состоянии больного, вынужденного переживать стресс на работе или в школе.

В периоды холодной погоды у взрослых и детей особенно часто бывают болезненные состояния не только из-за вирусов и бактерий, но и вследствие плохого эмоционального состояния.

Содержание статьи

Основы психосоматики

В медицине и психологии психосоматика является направлением, изучающим воздействие психологических проблем на состояние здоровья человека.

Причинами простудных заболеваний являются инфекции, однако психологические проблемы тоже имеют большое значение, поскольку могут стать катализатором развития того или иного недуга.

Основные психосоматические факторы заболеваний:

  • негативные эмоции;
  • внутренний конфликт;
  • сильный стресс;
  • неуверенность в своих силах, низкая самооценка;
  • усталость от физических или умственных нагрузок;
  • психологические детские травмы;
  • неблагоприятная окружающая обстановка;
  • нежелание решать проблемы;
  • эффект внушения.

Внимание!  Частые болезни могут быть связаны с тем, что постоянное пребывание в стрессовых ситуациях истощает защитные ресурсы организма.

Источник ослабления иммунитета часто находится в мыслях человека. Подсознательный «уход в болезнь» наблюдается при следующих ситуациях:

  • в больном состоянии человек рассчитывает получить недостающие внимание и заботу;
  • болезнь способствует откладыванию решения проблемы на неопределенный срок;
  • во время простуды или гриппа человек испытывает облегчение психологического состояния;
  • больной оправдывает свою неудачу болезненным состоянием.

Люди, находящиеся в тяжелых жизненных ситуациях, но при этом имеющие четкую цель, почти не подвергаются заболеваниям.

Например, благодаря позитивному эмоциональному настрою в периоды войн и стихийных бедствий многие люди бодро держались на ногах, чтобы помогать окружающим.

Когда мысли человека сосредоточены на достижении желаемого, ему некогда болеть. На развитие простуды и гриппа психосоматика оказывает значительное влияние, однако никто не отрицает зависимость заболеваемости от состояния иммунной системы.

Основные причины простудных болезней

Инфекции дыхательных путей, грипп и простуда могут настигнуть здорового человека в любой период года, поскольку респираторные заболевания нередко бывают связаны с психосоматикой.

Распространенные причины частых простуд:

  • вирусы и бактерии;
  • переохлаждение;
  • несбалансированное питание;
  • недостаток сна;
  • ослабление иммунитета;
  • стрессовые ситуации;
  • повышенные физические или умственные нагрузки, усталость.

Психосоматика и простуда

Психосоматика дает ответ на вопрос о том, почему иммунная система в одни моменты защищает организм от вирусов, а в другие позволяет инфекции поразить организм.

Причину развития болезни психологи объясняют понятием «вторичной выгоды». Этот термин в психологии означает, что человек приобретает неосознанные преимущества во время простуды.

Психосоматика у взрослых проявляется не в симуляции болезненного состояния, а в упадке моральных сил. Организм, испытывающий психоэмоциональное истощение, слабее сопротивляется вирусам и бактериям.

Под воздействием неосознанного программирования защитные силы ослабевают, и патогенный агент атакует организм.

Внимание! Социальные и психологические факторы способствуют появлению простудных заболеваний.

Взрослые, которые испытывают сильный стресс на работе, находят в заболевании возможность оградиться от проблем в отношениях с коллегами и начальством, от большой умственной или физической нагрузки.

Некоторые больные подсознательно понимают, что «уход в болезнь» не избавляет от возникшей проблемы, они отрицают понятие вторичной выгоды. Попытка высказать такую мысль вызывает у них обиду и гнев.

Так устроен механизм психологической защиты человека.

Причинами насморка у взрослых могут быть переохлаждение, инфекции, контакт с химическими веществами. С психологической точки зрения, простудные заболевания могут вызываться и эмоциональным состоянием.

Когда человек потрясен и чувствует сильную обиду и унижение, у него может закладываться нос, и появляется насморк.

Когда человек имеет скрытые обиды, ему чего-то приходится стыдиться, он глубоко опечален, тогда может возникнуть першение в горле, частый кашель. Все эти симптомы служат средством для нейтрализации состояния внутреннего конфликта.

Дети со слабой иммунной системой также часто подвержены этому недугу, основными признаками которого являются насморк и кашель.

Психосоматика простуды у детей напрямую связана с нарушениями психологических взаимоотношений с родителями, с ситуацией в семье. Одна категория родителей все разрешает и позволяет, а другая, наоборот, держит детей в строгости.

В семье ребенок не может быть самим собой, он вынужден делать то, чего ему не хотелось быть, полностью игнорируя свои предпочтения. Ребенок старается соответствовать требованиям  взрослых, хочет казаться послушным и смирным.

Это и есть главная психосоматическая причина детской простуды.

Внимание! Ребенку свойственно ограждаться от состояния беспомощности и растерянности в трудных и незнакомых ему ситуациях посредством появления насморка.

Маленькие дети остро ощущают недостаток внимания от родителей. Это тоже может послужить причиной психосоматической простуды. Когда ребенок заболевает, его начинают лечить, заботиться о нем, окружают любовью.

На период болезни забываются прежние конфликты между ребенком и родителями. Но как только он выздоравливает, былые ссоры возвращаются.

Для того чтобы семья перестала конфликтовать, ребенок вновь заболевает, и это тоже психосоматические причины простуды.

Исследования психосоматики простуды показывают, что часто больными оказываются нерешительные, неуверенные дети, которым легко внушить наказы родителей и бабушек: «не сиди у окна, а то продует» или «оденься теплее, а то простудишься».

Робкий и мнительный малыш начинает верить взрослым, ведь они всегда правы.

Такого рода опека прививает ребенку чувство постоянного панического страха за свое здоровье, тревогу и беспокойство, что, в свою очередь, оказывает стрессовое воздействие на иммунитет.

Во время заболевания малыш расслабляется, пока налажена психологическая обстановка в семье.

Группа риска

Родители, ухаживающие за своими простуженными детками, медработники, которые не боятся контактировать с больными, редко заражаются от них. Почему так происходит?

Наличие в их крови антител не основное объяснение этому. Важную роль играет психологический настрой личности. Родители и врачи должны оставаться на ногах, чтобы помочь больному подростку или малышу.

Понимание этого на подсознательном уровне заставляет организм бороться с патогенами, несмотря на то, что в организме все-таки начала размножаться инфекция. Эмоциональные потрясения, наоборот, ослабляют организм и снижают его сопротивляемость инфекции.

Частым психосоматическим простудам более подвержены:

  • дети с эмоциональной лабильностью;
  • дети с синдромом гиперактивности;
  • подростки пубертатного возраста с диагнозами ВСД и НЦД;
  • взрослые, страдающие от эмоциональных расстройств;
  • взрослые, испытывающие большие нагрузки на работе.

У взрослых с неврологическими патологиями гораздо чаще возникают психосоматические болезни, чем у уравновешенных нордических людей.

Пути решения проблемы

С наступлением холодного сезона простудные заболевания начинают атаковать людей, особенно тех, у кого слабый иммунитет. Первый этап к решению проблемы — признать тот факт, что существуют психосоматические причины простудных заболеваний.

Взрослые могут легко избавиться от частых психосоматических простуд, если будут следовать следующим советам:

  • научитесь двигаться вперед и принимать перемены;
  • радуйтесь жизни в любой сложной ситуации;
  • перестаньте волноваться о предстоящем дне: неудачи еще вас не настигли;
  • научитесь принимать ситуацию;
  • если вы испытали неудачу, не зацикливайтесь на ней – впереди еще много успехов и ошибок;
  • позволяйте себе отдохнуть;
  • воспринимайте отдых не как лень, а как способ набраться сил перед покорением следующих вершин.

На заболеваемость простудой у детей психосоматика влияет сильнее, чем у взрослых. Советы для родителей о том, как помочь подростку:

  1. Узнайте у ребенка, для чего он использует свое болезненное состояние. Возможно, у подростка есть проблемы в школе, которые и становятся причинами частых заболеваний ОРЗ и ОРВИ.
  2. Важно задавать вопросы ребенку позитивно, чтобы они оказали на него успокаивающее действия.
  3. Научитесь искренне разделять переживания подростка, чтобы он не скрывал свои проблемы и всегда рассчитывал на поддержку от вас.
  4. Научитесь интересно проводить время со своим ребенком, чтобы он получал необходимое внимание и заботу.
  5. Предложите ребенку интересные дополнительные занятия (спорт, рисование, гимнастику, творчество), которые помогут ему отвлечься от проблем.
  6. Если проблема спрятана очень глубоко, может возникнуть потребность в консультации психолога.

Внимание! Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, чтобы еще больше не навредить его психологическому состоянию.

В заключение

Наличие психологических причин частых респираторных заболеваний не является выдумкой.

Но и не стоит забывать об инфекционной природе болезней.

Не все случаи идентичны, может быть так, что болезнь вовсе не имеет отношения к психосоматике.

respiratornie-bolezni.com

Психосоматика острых респираторных заболеваний: Скрытые причины

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции.

Психосоциальные факторы играют решающую роль в течении заболевания и его преодолении. Статистика и кривые заболеваемости показывают взаимосвязь между психическими факторами и развитием и клиникой инфекционных заболеваний. Невротики заболевают инфекциями верхних дыхательных путей в 2–3 раза чаще и болеют ими дольше, чем все население в среднем. Восприимчивость человека к респираторным вирусам зависит от его эмоционального состояния, а структура личности определяет специфическую картину болезни и течение инфекционного заболевания.

Грипп, простуда, инфекционные заболевания с точки зрения психологии

Обонятельные импульсы поступают в лимбическую (лат. limbus – кайма, обонятельный мозг) систему, структуру мозга, которая расположена вокруг ствола мозга и является чувствительной зоной. Человек способен ориентироваться по воспринимаемым им запахам («хороший нюх» или «чутье» на что‑то), чтобы в случае «подозрительного» запаха защитить себя. Кроме того, раздражение обонятельных клеток, поступающее от приятно пахнущей пищи, приводит к усиленному слюноотделению.

Наконец, нос и гортань выполняют коммуникативную функцию. При насморке человек не ощущает ни запаха, ни вкуса. Больной хрипит; при определенных обстоятельствах он «не может выдавить ни звука». В соответствии с позитивной концепцией эти патофизиологические процессы имеют очень большой смысл. Их нужно не устранять, а понимать. Если кто‑то простужен, то его инстинктивно сторонятся. Речь затруднена, и общение временно прервано (быть «безмолвным» или «безответным»).

Физические потребности высоко ценились в семье часто и длительно болеющих. При недомогании пациент получал много сочувствия и внимания («Оденься теплее!»). В семейной традиции деятельность играла очень большую роль с точки зрения усердия и добросовестности, и меньшую – с позиции предприимчивости и ответственности . Ребенок реагировал на конфликты родителей высокой подверженностью простудным заболеваниям; он «жертвовал» собой в надежде подобным образом вновь объединить родителей. Пациенты могли наблюдать, что родители каждую простуду очень ритуализировали: они хотели «покоя», демонстрировали «плохое настроение» и очень интенсивно «холили» свое заболевание. Было очень важно внешне произвести хорошее впечатление.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Достаточно часто возникает несоответствие между тем, какие правила общественного характера родители требуют соблюдать, и тем, что они сами делают. Часто заболевший насморком «оскорблен» и желает отстраниться от этой обидной ситуации.

Насморк – это признак перегруженности. Когда мера переполняется, течет через край, из носа. При насморке нужно отступить. То, что сознательно или бессознательно не позволялось, теперь становится требованием организма. Нос, символ тонкого восприятия и контакта с внешним миром, указывает на наличие конфликта в области человеческих отношений. «Я тебя на дух не переношу» – свидетельствует застывшая в речи народная мудрость, что и подтверждает заложенный нос.

Также насморк – это замаскированные слезы. Постоянные носоглоточные выделения – глубоко спрятанный плач. Внутренняя боль гложет вас, но вы не хотите себе в этом признаться, вы, может быть, носите маску человека, который всем доволен, но душа исподволь плачет и плачет. Где‑то там, в глубине души, кроется этот источник боли. Детские обиды, отвергнутая любовь, недостаток радости в жизни – что является этому причиной? Простить себя и других, принять свое горе как данность и пережить его, найти пути выхода из безрадостной ситуации – и душе будет незачем плакать.

Насморк свидетельствует о внутреннем очищении. Картина болезни всегда указывает на лечение. Удовлетворите требование своей болезни, ослабьте давление. Чего вы больше не в состоянии терпеть? Не сами ли вы давите на себя, тогда как надо прислушаться к своим истинным потребностям, даже если они не отвечают вашим представлениям.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Простуда поражает прежде всего органы дыхания. Посредством дыхания мы вступаем в контакт с окружающей средой. При простуде этот контакт нарушается. Мы либо не воспринимаем запахов, так как заложен нос, либо из‑за распухших миндалин не можем говорить. Это проблема общения, на что указывает и характер заражения. Мы заболеваем из‑за кого‑то. Нарушается равновесие внутренних и внешних коммуникаций.

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции. Неуверенность в себе, отсутствие своих убеждений, стремление следовать чужому мнению и делать все «как положено», «как у людей» приводит к постоянному напряжению, беспокойству, внутреннему смятению, отсутствию понимания, как себя нужно вести, что делать, куда идти. Все это тоже ослабляет защитные силы организма.

Научиться доверять себе, не пытаться постоянно угождать другим, выработать собственные жизненные принципы – один из способов укрепить иммунную систему.

Следует обратить внимание на то, к чему вынуждает болезнь, и принять предложенные обстоятельства. Если мы не в состоянии говорить, или высокая температура требует постельного режима, нужно пойти на это и прервать течение повседневности. Это требование собрать силы и заглянуть в себя. Внешние коммуникации нарушаются, чтобы вы позаботились о внутренних.

Что же касается ангины, то миндалины, как часть лимфатического глоточного кольца, относятся к иммунной системе организма. Поскольку большинство возбудителей ангины, включая гемолитический стрептококк, обнаруживаются в глотке и у здоровых людей, считают, что только воздействие дополнительных вредных факторов вызывает ангину. Учитывая частоту ангин, можно было бы считать их совпадение с жизненными кризами случайным. Однако опытные инфекционисты называют среди провоцирующих факторов также и психогенные.

В отношении миндалин особенно важно, что они, как часть лимфатической системы, особенно развитой в детстве, в пубертатном периоде, подвергаются обратному развитию. Таким образом, перемены и более или менее благополучный переход от детства и юности к зрелости происходят в соматической сфере.

Клинические наблюдения подтверждают склонность к учащению ангин в подростковом и юношеском возрасте, когда наступают кризы в перегруженной конфликтами сексуальной сфере.

Приводится множество наблюдений, свидетельствующих о том, что остро возникающие приступы ангины могут быть связаны с кризисными обострениями и потрясениями «генеративной сферы», т. е. часто с двойственными сексуальными желаниями.

О том, что болезнь, как внезапный критический прорыв, может быть не только поражением, но и проявлением изменения, переходом к новой ситуации, свидетельствует именно ангина.

Ангина, хронический тонзиллит, фарингит, ларингит – это болезни горла, склонность к которым свидетельствует о том, что человек боится открыто выражать себя, говорить то, что думает, не может постоять за себя, потребовать то, что ему нужно. Он сам отрицает свои потребности, говоря: «Что вы, что вы, не беспокойтесь, мне ничего не нужно!» Но это неправда, это самообман, ведь на самом деле – нужно, еще как нужно. Страх выделиться на общем фоне, говорить громче, чем положено, произвести слишком много шуму, привлечь слишком много внимания приводит к неспособности самовыражения – и болезням горла (Вершинина, 2004).

Миндалины выполняют защитную функцию, задерживая то, что не должно попасть в организм с пищей и воздухом. Может произойти сильное опухание миндалин, что мешает глотать, вызывая острую боль. Воспаление миндалин указывает на борьбу с чем‑то, нежелание что‑то принять. Что‑то становится поперек горла, не воспринимается. Мы уклоняемся от конфликта. Безболезненное глотание свидетельствует о готовности что‑то принять и усвоить (Теппервайн, 1999).

Какое противоречие вы отстраняете от себя? Против чего вы в настоящий момент боретесь? Выяснив эти обстоятельства, вы должны исследовать подоплеку своего поведения. Что заставляет вас уклоняться от данных обстоятельств? Чаще всего это боязнь не совладать с ними, страх совершить ошибку. Как только вы окажетесь в гуще конфликта, сразу поймете, что мешало вам разрешить проблему. В процессе переживания вы осознаете необоснованность своих страхов. В действительности с вами не может произойти ничего дурного.

А как же мы научились такому способу реагирования, реагирования при помощи тела, в частности, при помощи острых респираторных заболеваний?

Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).

В общем, первое воспоминание о себе обычно является рубежом, который говорит нам, что каркас личности сформировался. Если продолжить ассоциации с развитием тела, то в это время у человека кончается «внутриутробный» период развития психики, а на основе опыта и той актуальной информации, которой он владеет в это время, формируются тип и стиль взаимоотношений с внешним миром.

Затем, примерно до 6–7 лет, на эти «кости» нарастает «мясо». В это время у ребенка формируются инструментальные навыки. Примерно к шести годам ребенок уже понимает, чего можно ждать от мира и чего нужно добиваться. Личность сформирована.

В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!

А. Адлер, характеризуя жизненные стили, присущие каждому человеку, писал: «К концу пятого года ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к решению проблем и задач. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего же ждать от мира и от самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему перцепции: переживания истолковываются еще до того, как они были восприняты, и истолкование их всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».

Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.

И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое‑либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.

Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.

Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.

Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.

И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким‑то существом, которое почему‑то заботится о нем, делая что‑то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!

Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Карл Прибрам, нейрофизиолог из Стенфордского университета, ввел термин «образы достижения» и подал идею, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека. Эти «глубинные образы достижения» как раз и являются теми ценностями, которые человек почему‑либо стал считать таковыми и которые организованы в определенную иерархию.

Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.

Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.

На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.

Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.

Таким образом, внутри человека в процессе воспитания формируется иерархия того, «что такое хорошо и что такое плохо». Как мы уже говорили, в основном по базовым своим параметрам, она формируется где‑то к 6–7 годам. Эти базовые параметры определяют материнские (родительские) программы. И они составляют костяк этой шкалы. Понятно, что они формируются не только родителями, а всеми значимыми для ребенка людьми, которые оказали на него в это время достаточно серьезное воздействие. А также его успехами и неудачами на поприще исследования этого мира.

Если ребенок совершит что‑нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.

Если человеку стыдно за какие‑либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.

Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей.

А теперь давайте посмотрим, как соматизация может быть «вписана» в шкалу наших ценностей.

Познавая действительность, каждый из нас, так или иначе, взаимодействует с предметами, явлениями, событиями и другими людьми. Мы видим, слышим, оцениваем ситуацию и стараемся понять окружающий нас мир. Для того чтобы разобраться во всем многообразии информации, нам даны «помощники» – эмоции. Эмоциональный мир человека достаточно богат. В психологии различают несколько видов эмоций (Таланова, 2004).

Была предложена подробная систематика видов эмоций по характеру их переживаний человеком:

1. Положительные эмоции: радость, удовольствие, восторг, умиление и т. д.

2. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие, спокойно‑созерцательное настроение и т. д.

3. Отрицательные эмоции: горе, тоска, обида, страх, зависть, горечь.

Однако жизненный опыт показывает, что разрешается проявлять лишь положительные эмоции, а отрицательные, как правило, под запретом. С раннего детства закладывается программы: злиться нельзя, на маму и папу обижаться недопустимо, «родители всегда правы». Если ребенок испытывает страх, он получает прозвище «трус», а плакать разрешено только девочкам.

Однако то, что человек не проявляет определенных эмоций, еще не значит, что он их не испытывает. Рано или поздно «механизмы контроля» нашего эмоционального состояния дают сбой. Эмоциональный поток либо изливается в самый неподходящий момент, либо находит свое проявление через соматические симптомы.

Для примера представим себе самого обычного современного школьника, который, сидя вечером у окна, ожидает возвращения родителей после продолжительного трудового дня. Что может получить этот ребенок, заболев, скажем, элементарной простудой?

1. У него появляется прекрасная возможность отдохнуть от тяжелой школьной жизни.

2. На его капризы уже смотрят «сквозь пальцы».

3. Мама, которая все время занята на работе, теперь остается с ним и всецело поглощена его желаниями.

Если любовь и внимание в достаточном объеме ребенок получает только во время болезненного состояния, формируется условная связь. В подсознании закладывается информация, свидетельствующая о том, что завладеть вниманием мамы можно только подобным способом.

С возрастом, если закономерность неоднократно повторяется, такая реакция закрепляется и в других ситуациях. «Бегство в болезнь» будет повторяться всякий раз, когда появится необходимость получить желаемое. Это происходит потому, что человек просто не способен выйти из провоцирующей ситуации другим способом.

Соматизация начинает действовать, когда не удается найти иную возможность отстраниться, отключиться от ежедневных проблем. Для некоторых «трудоголиков» заболевание – единственная форма отдыха, которую они себе могут позволить. Если человек сознательно не позволяет себе расслабляться и отдыхать, снимать накопившееся напряжение, не выделяет для этого время, неудивительно, что он заболевает. Механизм соматизации просто вынуждает нас уделять внимание своему состоянию и самочувствию, восстанавливать физические и моральные ресурсы, с большим уважением относиться к своему телу.

Острые респираторные заболевания: о практике исцеления

Не секрет, что в поисках средств исцеления мы часто советуемся с кем угодно (от врачей и рекламы до родственников и соседей), но только не с самим собой и со своим собственным (единственным и уникальным) организмом. Все внешние факторы, которые мы ошибочно принимаем за причины болезней – «экология плохая», «пища недоброкачественная», «бактерии разные болезнетворные», – это не причины, а всего лишь лишь фон, благодатная почва для развития заболеваний. Истинная же причина скрыта внутри нас. И стало быть, средства спасения тоже скрыты внутри нас (Вершинина, 2004).

Человек создан природой настолько мудро, что внутри каждого из нас есть все необходимое для полноценной жизни. Как завершенная биологическая система, своеобразная маленькая вселенная, мы обладаем собственным внутренним знанием о том, как полноценно жить, что для этого делать, куда идти, с кем общаться, какие средства избирать.

Естественно, внутри нас имеется и вся необходимая информация о том, как быть здоровым, как исцелиться. Каковы причины наших болезней, неудач и проблем, как эти причины устранить, каким образом восстановить здоровье и гармонию во всех сферах жизни – вся эта информация в нас есть, поверьте.

Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому‑либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень‑то и хотим, или даже отказываемся, продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычных обстановки и поведения во время болезни. Но для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем‑то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого‑то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным. Даже несмотря на то, что при поверхностном взгляде мы не заметим смысла, копнув глубже, мы обнаружим главный мотив, обусловливающий время и цель для всякой ситуации, в которую мы попадаем, в том числе и ситуации болезни.

Чтобы выявить эти скрытые причины, мы можем задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать? Это нужно сделать в спокойном, расслабленном состоянии, нужно заглянуть в свою душу и быть с собой предельно честными.

На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться? Не иметь особенных причин для того, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Чем нам компенсируется наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто‑то предложил нам лекарство?

У многих из нас воспоминания о болезни ассоциируются со счастьем, потому что она приносила нам так много любви. Готовы ли мы обойтись без этого? Таким образом, главный вопрос – болеть или не болеть – связан с нашей любовью к себе, с чувством, что нас любят просто так, а не из‑за того, что мы какие‑то «особенные», с нашей способностью не терять контакта с собой, достаточной для того, чтобы мы могли жить ради самих себя, а не из‑за других людей или того, что мы хотим получить от них. 

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

  • определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;
  • найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).

Упражнение «Список того, что я терплю»

Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж‑алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть, но не знаете, как изменить?».

«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь – от кого вы этому научились?».

За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.

Упражнение «Определение смыслов и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы относительно вашей болезни, «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности».

  • Что болезнь значит для вас?
  • Что означает для вас избавиться от болезни?
  • Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
  • Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
  • Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Чего болезнь помогает вам избежать?
  • Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
  • Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
  • Каким вы были до того, как появилась болезнь?
  • Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
  • Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
  • Что произойдет, когда не будет болезни?
  • После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
  • У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Итак, вы проделали техники, направленные на начальный этап исцеления – выяснили и осознали преимущества и вторичные выгоды вашего заболевания, то есть от чего и зачем вы «бежите в болезнь». Теперь вы можете переходить к следующему этапу – налаживанию отношений с собственным телом.опубликовано econet.ru.

Ирина Малкина-Пых "Простудные заболевания"

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Частые простуды психосоматика — Грипп

Наверное, в мире не существует человека, который бы ни разу в жизни не столкнулись простудным заболеванием. Особенно часто оно встречается в зимнее время, когда пониженный иммунитет и низкая температура, высокая влажность, пронизывающий ветер на улице способствуют болезни. но часто бывают случаи развития психосоматической простуды, когда главной причиной заболевания являются психологические факторы.

Если психологическое здоровье в человека на высоком уровне, в повседневной жизни у него превышает хорошее настроение, психологический комфорт, уверенность в себе, в своих силах, организм более стойкий к развитию различных болезней. Такие люди намного реже болею простудой, ангиной, ОГВИ, бронхитом, воспалением легких.

Содержание статьи:

Психологические причины простуды у взрослых

Ученые и врачи в повседневной жизни все чаще начинают исследовать психосоматические причины простуды, особенно если человек часто болеет и болезнь имеет затяжной характер. До причин постоянных простуд психосоматического характера традиционно относят:

  • хроническую усталость;
  • неудовлетворенность своим положением;
  • невозможность достичь определенных целей;
  • низкую самооценку;
  • сомнения в своих силах;
  • неудовлетворенность своим внешним видом, ростом, фигурой;
  • недостаточный уровень общения, отсутствие друзей;
  • частые конфликты в семье или на работе;
  • невысказанный гнев, частые негативные эмоции.

Таких причин на самом деле может быть много. Одна или несколько из них способны привести к снижению иммунитета, ослабленности организма, и, как следствие, затяжной простуды или развития любого другого заболевания.

Психосоматика простуды у взрослых исследуется индивидуально для каждого человека, избавиться от проблемы можно только в случае, если правильно определить причины и устранить их влияние на организм, есть больше шансов на положительный исход лече

gripp.pokyer.ru

Психосоматика простуды и гриппа

Грипп, ОРВИ психосоматика причин появления недуга – вымысел, или реальность? Как мысли, эмоции, стрессы влияют на зарождение физических патологий организма?

 

Содержание:

 

 

Когда у нас возникают такие симптомы, как кашель, температура, насморк, общая слабость, то мы говорим, что мы простудились. Но в официальной медицине нет такого диагноза как простуда, но есть общее для всех вышеописанных симптомов наименование – «ОРВИ» (острая респираторная вирусная инфекция).

 

Среди всех инфекционных заболеваний — ОРВИ самые распространенные – 90% диагнозов приходится на них.

 

Вирусов, вызывающих ОРВИ, существует множество. Один из самых известных – это грипп.

 

Очевидно, что патологические изменения в организме под воздействием вирусов происходят при ослабленном иммунитете. А это происходит по разным причинам: сквозняк, переохлаждение и др.

 

Но не стоит забывать о том, что спровоцировать ослабление иммунитета может определенное психоэмоциональное состояние пациента

 

Выводы популярных авторов о метафизических причинах ОРВИ и гриппа у взрослых и детей.  

 

Лууле Виилма объясняет психосоматику ОРВИ у ребенка наличием у него таких стрессов, душевных травм (смотри таблицу):

 

Недуги Душевные травмы Книга Страница №
Детские вирусные болезни. Стремление убежать из дома, умереть. Молчаливая борьба за личное выживание. «Душевный

свет»

126
Болезни горла у детей. Споры отца с матерью, сопровождаемые криками. «Без зла к себе» 198
Проблемы с иммунитетом. Страх « Я не любим». «Оставаться или идти» 91
Осложнения вирусных заболеваний у мальчиков Мать не может одержать верх над отцом и поэтому воюет с ним мысленно и словами. «Без зла к себе» 197-198.
Грипп Удручённость. «Без зла к себе» 130
Возникновение ангины у девочек до 1 года. Проблемы в отношениях родителей. «Душевный свет» 124

 

По мнению Луизы Хей, частые ОРВИ у ребенка, психосоматика болезни, возникают при таких эмоциональных состояниях (смотри таблицу):

 

Болезнь Возможные причины Позитивные утверждения
Респираторные болезни. Страх вдохнуть жизнь полной грудью. Я в безопасности. Я влюблен в мою жизнь.
Вирусные инфекции. Недостаток в жизни радости. Скорбь. Я с удовольствием разрешаю потоку радости течь через мое бытие.
Грипп. Реакция не отрицательное душевное состояние окружающих, общепринятые отрицательные установки. Опасения. Вера в статистику. Я — выше общепринятых верований или правил. Я верю в свободу от внешнего воздействия.
Простудные заболевания верхних дыхательных путей. Слишком много явлений одновременно, сомнение, хаос. Мелкие обиды. Убеждения типа «Каждую зиму я трижды переношу простуду». Я позволяю психике мирно расслабляться. Ясность и гармония присутствуют в моей душе и вокруг меня. Всё идёт хорошо.

 

Возможным решением для профилактики и исцеления психосоматики частых ОРВИ у ребенка, она видит в многократном проговаривании (повторении) соответствующих позитивных утверждений.

 

Эксперт психосоматики Лиз Бурбо видит тонкие причины этих заболеваний в том, что пациент, скорее всего не умеет проявлять свои стремления, отстаивать свою точку зрения.

 

Он ощущает себя загнанным в угол, испытывает из-за этого гнев. Ему сложно дышать и он ощущает удушье от переполнявших его чувств и эмоций. Психосоматики ОРВИ и гриппа в этом случае является единым средством для побега от ситуаций или людей.

 

По мнению эксперта, пострадавшему следует перестать воспринимать грипп уникальным средством для бегства от людей или каких-то ситуаций. Ему следует прояснить, что происходит в его душе и изменить свое мнение к происходящему вокруг.

 

Не стоит ему ощущать себя жертвой и излишне драматизировать происходящее. А нужно выполнять свои обязанности с радостью и осознанием того, что он обладает всем необходимым для этого.

 

Исцеление Методами Духовной Интеграционики гриппа и ОРВИ, психосоматики и физиологии заболеваний. 

 

Методы Духовной Интеграционики завоевывают все большую и большую популярность среди прогрессивных личностей. Ведь эта авторская система успешного, прогрессивного психолога современности, кандидата психологических наук, Константина Довлатова позволяет каждому в короткое время самостоятельно определить скрытые причины заболеваний и проблем.

 

 А главное, не только выяснить, но и устранить их, высвободив колоссальный ресурс душевных сил для кардинального улучшения своего здоровья и жизни в целом. И в результате получить избавление от проблем, неудач, болезней, даже «неизлечимых», в том числе от гриппа и ОРВИ, психосоматики и физиологии недуга.

 

Название системы объясняет, что работа по обретению собственной целостности идет на уровне тонких, духовных планов.  Наработка навыков и основ этой системы доступна каждому.

 

Одной из уникальных техник в Духовной Интеграционике является реинтеграция, позволяющая прояснять и выяснять различные препятствия, тормозящие позитивные метаморфозы в жизни ученика.

 

Овладеть техникой реинтеграции, изучить базовую основу Духовной Интеграционики, в наше время можно как на живом обучении, так и с помощью онлайн-тренинга.

 

Рецепты народной медицины при обострении психосоматики ОРВИ и гриппа

 

  • В умеренно теплый свежий черный чай добавить лимона и меда. Употреблять напиток по принципу «чем больше, тем лучше». Способствует расширению сосудов, потоотделению, нормализации обмена веществ в организме.
  • Отличное жаропонижающее и потогонное средство – малиновый чай. Залить крутым кипятком сто грамм свежей ягоды или две столовые ложки варенья. Дать настояться в течение 20 минут.
  • Добавить в литр молока 5 столовых ложек меда, лавровый листик, несколько горошин душистого перца, по пол-чайной ложки корицы, муската, ванили. Вскипятить, дать настояться минут пять. Способствует поддержанию иммунитета и выработке организмом серотонина – мощнейшего успокоительного.

 

 Грипп, ОРВИ, психосоматика причин этих заболеваний напрямую связана с  психоэмоциональном состоянием, как взрослого пациента, так и малыша.

 

Соблюдая чистоту помыслов, контролируя свои эмоции, поддерживая позитивный микроклимат в отношениях, вы убережете себя, своих малышей от множества заболеваний.

 

Если вы уже устали от частых заболеваний – не отчаивайтесь, методы Духовной Интеграционики помогут навсегда избавиться от этих проблем.

www.dowlatow.ru


Смотрите также