656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Психически отсталые детиУмственная отсталость легкой степени у детей: симптомы, признаки и причиныУмственная отсталость — это единственное официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития. Ранее использовался термин «олигофрения» и выделялись три стадии:
Последняя — самая тяжелая стадия, а дебильность — легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. Однако виды умственной отсталости у детей этим не исчерпываются, поскольку существует ещё и атипичная форма аутизма с умственной отсталостью. Выделяют несколько стадий умственной отсталости у детей Специфика умственной отсталостиПризнаки умственной отсталости отражаются в непосредственно интеллектуальных особенностях и, во многих случаях, — анатомическом строении тела, его отдельных участков. Лечения умственной отсталости у детей не существует, но возможна коррекция состояния. Она связана с общими усилиями по воспитанию, привитию каких-то навыков, особому образованию, направленному на адаптацию в социуме. Особенно важно это, если проявляется легкая умственная отсталость у детей, которую ранее называли стадией дебильности. В будущем такие дети могут найти какую-то, не требующую серьёзного приложения интеллектуальных усилий, работу, завести семьи, быть полноценными членами общества. А это значит, что развитие и обучение им просто необходимы. Следует исходить из наличия четырёх основных степеней слабоумия. Основными критериями соотношения состояния и степени является психический возраст и уровень IQ.
Что такое психический возраст? Это возможность восприятия, формирования оценок информации, поведенческие факторы. Все основные особенности личностного самовыражения. Как видим, умственная отсталость не позволит психическому возрасту стать выше 12 лет. Человеку будет 20, 30, 60, а он так и будет воспринимать мир на уровне ребёнка 12 лет. И это далеко не самое страшное. Такое состояние позволит ему найти работу, друзей, вторую половинку. Беда лишь в том, что мир вокруг далёк от идеала. Поэтому люди с умственной отсталостью легко попадают в самые разные беды. Они очень серьёзно поддаются внушению, могут стать жертвами обмана, втянуться в криминальную среду. Кроме этого существует высокий риск возникновения алкоголизма. И это умственная отсталость легкой степени. Умеренная и тяжёлая соответствует тому, что ранее называлось нерезко выраженной и выраженной имбецильностью. Здесь уже можно вести речь о пожизненной инвалидности серьёзной группы. Если умеренная УО ещё позволяет людям хотя бы совершать самые примитивные и простые действия по самообслуживанию, то выраженная уже не позволяет. Что же касается глубокой формы, то это совершенно неприятная картина. Люди ничего не понимают, не обладают словарным запасом и умением его использовать, который позволил бы им адекватно передавать свои желания и состояния.
Общим является только то, что какие-то факторы повлияли на состояние ЦНС. Степень воздействия, его особенности и отражение на определённых участках головного мозга создают различные картины. Причины умственной отсталостиПолный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии. Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?
Довольно часто умственная отсталость передается по наследству Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.
В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать. Правда, существуют экспериментальные попытки. В частности, исследования роли гена Xist позволили заблокировать лишнюю, третью копию 21-й хромосомы. Приведёт ли это к появлению практики предотвращения возникновения синдрома пока не ясно, но надежды такие есть. Умственная отсталость: симптомы и диагностикаГлавный признак умственной отсталости – недостаточное психическое развитие, которое выражается преимущественно в интеллектуальном дефекта и проблемах построения отношений с социумом. Как уже говорилось выше, IQ ниже 70, а психический возраст не поднимается выше 12 лет. Нарушения в развитии или патология в определённых отделах мозга приводит к изменениям в функциях:
В момент диагностирования большое значение имеет возраст. Так, признаки умственной отсталости у новорожденных в основном сводятся к явным физическим аномалиями — искажённое строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, всегда открытый рот, увеличенный язык и так далее. Сказать же что-то по реакции младенца на определённые раздражители можно только в том случае, если она существенно отличается от нормальной. К примеру, новорожденный вообще не плачет и лишь изредка подаёт звуки, у него нет оживления при появлении взрослых, которое должно появиться уже на третью неделю жизни. Для понимания наличия самой проблемы иногда не нужно быть большим специалистом. Если речь идёт про степень имбецильности, то это непременно будет бросаться в глаза. Даже при отсутствии серьёзных анатомических дефектов ребёнок всё равно отличается от других. Его движения слишком угловаты, размашисты. Заметно это и в поведении, способности понимать что-либо и реагировать, запоминать. Непременно нарушения скажутся и на речи. При этом речевые изменения будут более серьёзными, чем при задержке речевого развития, вызванной другими причинами. Признаки легкой степени умственной отсталости достаточно размытые Наибольшую озабоченность в плане диагностирования вызывает как раз умственная отсталость легкой степени у детей, признаки которой могут быть достаточно размытыми. Определение уровня IQ в большинстве случаев на практике сводится к способности диагноста применять свои аналитические способности. Применяются критерии, которые оценивают самые разные уровни развития. Но если речь идёт про признаки умственной отсталости у детей 4 лет, то сделать какие-то определённые выводы может быть просто невозможно. Поэтому странному и нетипичному ребёнку может быть поставлен другой предварительный диагноз. Часто такими становятся аутизм или задержка психического развития. Каковы особенности представлений при умственной отсталости лёгкой формы?В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания. При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве. А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были. Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать. И это что-то может быть «поездкой». «Вам сколько поездок?» Как эта странная штука может стать аналогом денег — он ещё понимал, но аналогом поездок? Это выходит за грань представлений. Но тут же заметил, что делают другие пассажиры с этими картами оплаты, и сделал тоже самое сам. Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя. Скрыть умственную отсталость у ребенка не получится: рано или поздно она себя проявит Очевидные признаки умственной отсталости у детей
Этому следует уделить особое внимание. Лечение умственной отсталости как таковой невозможно. Но это не означает, что сам человек в лечении не нуждается. Представьте себе, что нормальному ребёнку или взрослому пришла в голову какая-то вредная идея, возник стойкий и нежелательный шаблон поведения. Такая ситуация может потребовать усилий психологов. Однако нормальное физическое и умственное развитие само по себе создаёт почву для того, чтобы возникло понимание. Можно убеждать, корректировать поведение, информировать нормальным образом. Если же аналогичное коснётся умственно отсталого, то всё будет гораздо сложнее. Нарушение поведения в данном случае нужно трактовать наиболее широко. Это любые поведенческие комплексы, которые включают в себя примитивное и яркое выражение раздражительности, гнева, агрессивности или апатии и аутизма. Основная сложность тут в том, что все критерии назначения каких-то препаратов хоть как-то связанных с психиатрией меняются, потому что иначе проявляют себя расстройства поведения, влечения, настроения и психики вообще. Меняется сам подход к норме. Поэтому психотерапия и психиатрия, если это необходимо, таких больных крайне затруднена. Иногда неприменимыми оказываются общие критерии диагностики. Обычно умственная отсталость лёгкой и умеренной степени сохраняет основные эмоциональные реакции — удовольствие, неудовольствие, возникновение приятных и неприятных чувств. Однако само выражение их может существенно отличаться от тех, что бывают у других людей. Порой различить форму выражения внутренних переживаний и возникновение психоза бывает очень сложно. Между тем лёгкие реактивные психозы и умственно отсталых встречаются достаточно часто. Что касается других расстройств, то частота их возникновения в 3-4 раза превышает ту, что имеется у всей популяции. Психоз при умственной отсталости усугубляет состояние психики ребенка При этом результат психоза чаще неблагоприятный и сопровождается возникновением устойчивого дефекта психики, который накладывается на имевший место быть ранее, вызванный самим физическим состоянием пациентов. Мнение о том, какой психоз встречается у таких больных чаще расходятся. Одни авторы считают, что это расстройства, связанные с эмоциональной сферой, а другие выделяют шизофрению. Последняя же имеет свойства протекать в обеднённой форме. В паранояльном или параноидном бреду присутствуют наиболее конкретные фабулы, не открашенные фантастическими элементами. Вам будет интересно почитать:psycholekar.ru причины, симптомы и особенности коррекцииУмственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера. ПризнакиПрежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам. Признаки умственной отсталости у детей:
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях. Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости. Формы заболеванияПод умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития. Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким. Дебильность или легкая формаПри дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману. Дебильность может быть нескольких типов:
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки. Умеренная и тяжелая форма или имбецильностьПри умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения. У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям. Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах. Глубокая степень или идиотияИдиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека. В свою очередь, идиотия делится на три вида:
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов. ПричиныВыше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами. Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии. Обучение и воспитаниеСпособными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием. Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
arbat25.ru Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делатьСодержание статьи: Дебильность как диагнозРазличные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы). У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три). Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств. Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев. Степени умственной отсталостиВ данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении. Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:
И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму. Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами. Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен). Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталостиУ ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие. Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья. Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий. Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:
В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:
Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)
Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО
Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.
Особенности обучения детей с УО в легкой степениДети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать. Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения. Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества. Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка. opsihoze.ru Каковы признаки умственной отсталости у детей?На головной мозг человека возложена задача осуществления когнитивных функций. Именно с их помощью мы способны успешно работать, учиться и жить в этом мире. Но, к сожалению, порой такая функция дает сбой. Это способствует возникновению признаков умственной отсталости у детей, которые порой диагностируются уже у малышей до года жизни. Подобное явление часто не дает человеку нормально существовать в этом мире. Недостаточное интеллектуальное или психическо-эмоциональное развитие ребенка нередко становится причиной его инвалидности, протекающей тяжело не только для него самого, но и для его близких и родных. Знание признаков умственной отсталости у детей позволит родителю своевременно обратиться за получением помощи к врачам и как можно раньше начать непростой путь, направленный на реабилитацию маленького пациента и его адаптацию в обществе. Виды патологииУмственная отсталость является таким состоянием, когда у пациента страдают все когнитивные функции и наблюдается психическая неполноценность, не позволяющая ребенку адаптироваться в социальном плане наравне с его сверстниками. Определение степени данной патологии является необходимым не только с диагностической, но и с прогностической целью. Именно поэтому в современной медицине используется унифицированная шкала, позволяющая дать оценку интеллекта (IQ), позволяющая выявить степень патологии и выразить ее при помощи баллов. Полученные результаты распределяются следующим образом:
Дополнительно к этому оценивается поведение ребенка и выявляются сопутствующие психические расстройства. От результатов таких обследований и будет зависеть либо возможность пациента адаптироваться в обществе, либо указания к специализированному лечению, рекомендации по постоянному уходу. Ранее существовала несколько иная шкала, с помощью которой проводилась оценка интеллекта. Она предполагала использование таких терминов, как олигофрения и дебильность, а также имбецильность. Та или другая степень, характерная для умственной отсталости, также находились в зависимости от IQ. Однако прежняя шкала оценок не отражала весь спектр вариантов подобного явления. С ее помощью можно было лишь частично указать на степени сочетания психических нарушений, происходящих на фоне снижения интеллекта. Формы патологииПризнаки умственной отсталости у детей могут указывать на врожденные или приобретенные варианты задержки в развитии. Первые из них имеют место в связи с наследственными синдромами, а также проявляются из-за разнообразных генетических мутаций, произошедших в клетках эмбриона. Также врожденная патология возникает в связи с поступлением в организм матери различных токсинов. Это могут быть яды, наркотические средства, алкоголь и т.д. Существует и приобретенное слабоумие. Порой оно возникает в результате травм черепа, а также перенесенных энцефалитов и менингитов. Возникновению умственной отсталости способствует и тяжелая гемолитическая болезнь. Она характерна для новорожденных по причине резус-конфликта и других подобных формах влияния на организм плода и матери. Основные этапы развитияВ жизни ребенка педагогами и психологами выделяются определенные периоды, которые характеризуются заметными качественными перестройками организма. Развитие человека происходит скачкообразно при переходе от одного этапа к другому. Исходя из традиционной периодизации выделяют:
Рассмотрим признаки умственной отсталости у детей на начальных этапах их развития. Младенческий возрастВыявить признаки умственной отсталости у детей до года, если они выражены в легкой форме, просто невозможно. Ведь у таких детей нет еще навыков речи и нельзя определить степень развития мышления, памяти и т.д. Младенец является беспомощным существом и не в состоянии удовлетворить свои любые, даже базовые потребности. Его жизнь полностью зависит от взрослого человека, который его кормит, перемещает в пространстве и даже переворачивает с боку на бок. Однако существуют и некоторые внешние признаки умственной отсталости у детей, которые могут быть выявлены сразу же после их появления на свет. Они имеют место при тяжелой степени нарушений. Среди них:
Если перечисленных выше внешних признаков умственной отсталости у детей не наблюдается, врачи определяют патологию по психическому и эмоциональному развитию ребенка, по его реакции на людей и окружающие предметы. Какие признаки умственной отсталости у детей до года? У многих маленьких пациентов наблюдается задержка в развитии прямостояния. Такие малыши намного позже сверстников начинают держать головку, сидеть, стоять на ножках и ходить. Подобная задержка порой бывает весьма существенной и длится до 2 лет. Симптомы олигофрении (умственной отсталости) у детей младенческого возраста выражаются также и в общей патологической инертности, безразличии, в сниженном интересе к окружающему миру. При этом не исключены крикливость и раздражительность. Дети до года, страдающие от умственной отсталости, позднее приобретают потребность в эмоциональном общении со взрослыми. У них нет никакого интереса к игрушкам, висящим над кроваткой, или тем, которые показывает им взрослый. Отсутствует у таких малышей и жестовая форма общения. Дети, имеющие умственную отсталость, до года жизни не могут разграничить «своих» и «чужих». У них не наблюдается рефлекса активного хватания. Не происходит у таких пациентов и формирования зрительно-двигательной координации. Помимо этого имеет место недоразвитие слуха и артикуляционного аппарата. Все это приводит к тому, что умственно отсталые малыши не начинают своевременно лепетать и гулить. Психическое и моторное развитие детей в раннем возрастеЕсли в первые периоды жизни отставание в развитии психики и нервной системы у детей с умственной отсталостью составляет от 2 до 3 недель, то в дальнейшем этот показатель нарастает буквально как снежный ком. И признаки умственной отсталости у детей 4 лет уже показывают их отставание от нормы на 1,5 и даже на 2 года. Главным достижением малышей в раннем возрасте является овладение ходьбой, предметной деятельностью и навыками речи. Но это происходит у детей при нормальном развитии организма. После года жизни здоровые детки непременно начинают ходить. Некоторые малыши с умственной отсталостью ничем не отличаются от своих сверстников сроками развития прямостояния. Однако ходить они начинают достаточно поздно. Порой этого не происходит до 3 лет. Симптомы олигофрении у детей (умственной отсталости) при этом выражаются еще и в движениях малышей. У них можно наблюдать неуклюжую походку, неустойчивость, замедленность или, напротив, импульсивность. Не происходит также подлинного ознакомления с предметами окружающего мира у детей в возрасте до 3 лет. Признаком умственной отсталости у ребенка при этом служит так называемое «полевое поведение». Малыш берет в руки все, что оказывается в его поле зрения, тут же бросает эти вещи, не проявляя никакого интереса к их назначению и свойствам. При нормальном развитии происходит возникновение и развитие предметной деятельности у детей до 2 лет. Признаки умственной отсталости малышей такого возраста заключаются в ее отсутствии. Их не интересуют игрушки (они даже не берут их в руки). Признаки умственной отсталости у детей 2 лет можно увидеть и в том случае, когда дети осуществляют некоторые манипуляции с предметами. Однако, производя те или иные действия, малыш вовсе не учитывает назначение вещей и их свойства. Развитие речиКаковы признаки умственной отсталости у ребенка 3 лет? У него нет никаких предпосылок к развитию речи. Сформируются они только у детей 4 лет. Признаки умственной отсталости при этом заключены также в нарушении связи между словом и делом. Манипуляции ребенка порой недостаточно осознанны. При этом опыт маленького пациента, касающийся действий, не обобщается и не фиксируется на словах. К тому времени, когда у нормально развивающихся детей речь превращается в активное средство общения, у малышей с патологией она находится в неразвитом состоянии. Первые слова появляются у них лишь в промежутке с 2,5 лет до 5. Ученики младших классов с УО практически никогда не бывают инициаторами диалога. Специалисты связывают данный факт с их недоразвитой речью и узким кругом мотивов и интересов. Такие ученики не умеют до конца выслушать вопрос и не всегда могут на него ответить. В одних случаях они просто молчат, а в других пытаются что-то ответить, но делают это невпопад. Признаком легкой умственной отсталости у детей является запаздывание речи. Выражается это в заикании, гнусавости или немоте. Для умеренной степени УО характерен бедный запас слов и косноязычие. Развитие речи ребенка при этом происходит с опозданием на 3-5 лет. Тяжелая стадия умственной отсталости представлена нарушением структуры слов. У таких детей речь недоразвита, они пользуются нечленораздельными звуками и жестами. Одни лишь нечленораздельные звуки издают пациенты, у которых диагностирована глубокая степень УО. Дошкольный возрастПо мнению специалистов, для развития маленького пациента с умственной отсталостью переломным является пятый год его жизни. Это возраст, когда у него начинает проявляться интерес к окружающим его предметам, получению самых простых представлений об их свойствах. При наличии признаков умственной отсталости у детей в 6 лет доминирующим продолжает оставаться наглядно-действенный (предметно-практический) тип мышления. Такие дошкольники не могут осуществлять продуктивную деятельность в виде рисования и работы с конструктором без специально организованных для них психолого-педагогических занятий. Только к концу этого периода у детей начинают свое формирование навыки самообслуживания. При этом нередко встречаются случаи, когда маленькие пациенты так до конца и не могут понять логику и последовательность выполняемых ими действий. Роль игрыПсихологами отмечены некоторые общие закономерности в развитии нормальных и аномальных дошкольников. Так, в жизни маленького пациента с умственной отсталостью, так же как и у его сверстников, обязательно присутствует «эпоха игр». Для дошкольника подобная деятельность должна стать ведущей. В этом случае будет обеспечено развитие психологического фундамента маленького человека. До 5 лет малыш с УО берет игрушки в руки только для совершения с ними элементарных манипуляций. После этого возраста у него начинают развиваться процессуальные действия. Тем не менее в игре наблюдается формальность действий, стереотипность, отсутствуют элементы сюжета и замысел. Восприятие и ощущениеУченики начальных классов, страдающие от умственной отсталости, намного дольше своих сверстников разглядывают и узнают знакомый предмет. Это связано с их замедленным зрительным восприятием. Подобная особенность оказывает непосредственное влияние на ориентирование детей с УО в пространстве и на их обучение чтению. Восприятие таких пациентов отличается недифференцированностью. Разглядывая определенный предмет, дети видят в нем только общие черты и не замечают специфических особенностей. Особенно сложно им активно приспосабливать свое восприятие к изменяющимся условиям. Они не могут узнать перевернутые изображения предметов, принимая их за другие. Признаки легкой стадии умственной отсталости у детей выражаются в затруднении ориентирования и сужении объема зрительного восприятия. Для умеренного развития УО характерно отставание тактильного, слухового и зрительного анализаторов с одновременной аномалией слуха и зрения. Такой ребенок не может самостоятельно ориентироваться в сложившейся ситуации. В случае тяжелой степени УО характерным является поверхностное восприятие и удовлетворительное определение окружающих предметов. При наличии глубокой степени УО развитие психики ребенка отмечено на наиболее низком уровне. Таким детям сложно ориентироваться, и они не отличают съедобные продукты от несъедобных предметов. Внимание и памятьПроцессы сохранения, запоминания, переработки и воспроизводства различной информации умственно отсталыми детьми обладают своими особенностями. Так, внимание таких школьников непосредственно связано с их работоспособностью. По сравнению со своими сверстниками дети с УО запоминают намного меньше учебного материала. При этом отмечается довольно низкая точность полученных знаний. Школьники с умственной отсталостью с трудом запоминают тексты. Дело в том, что им сложно разделить материал на абзацы, выделить из него главную мысль, установить смысловые связи, а также определить опорные выражения и слова. Результатом всего этого становится то, что в своей памяти такие ученики сохраняют лишь небольшую часть предложенного материала. Учащиеся младших классов лучше всего запоминают текст с голоса учителя. В большей степени они еще имеют привычку ориентироваться на устную речь. Большинство учеников с УО овладевают техникой чтения примерно в 10 лет. Признаки умственной отсталости у детей – это произнесение предназначенного к запоминанию материала вслух. При одновременном слуховом и зрительном восприятии в памяти ребенка проще закрепляется необходимая информация. Легкая степень УО у школьников характеризуется уменьшенным объемом внимания и его нестойкостью, ухудшением концентрации и быстрым забыванием. Дети с умеренной степенью УО обладают недостаточно развитой памятью. У них имеются нарушения в произвольном запоминании. Признаки тяжелой степени УО заключаются в слабом внимании и малом объеме памяти. В случае глубокой степени УО дети не способны запомнить предлагаемый им материал, ведь их память и внимание неразвиты. МышлениеДанная функция осуществляется с помощью мыслительных операций, а именно синтеза и анализа, классификации и обобщения, сравнения и абстрагирования. Признаком умственной отсталости младших школьников является недостаточное развитие всех уровней в их мыслительной деятельности. Они затрудняются в решении даже самых простых практических задач. Примером может служить объединение картинки знакомого предмета, разрезанного на 2 или на 3 части, а также подбор геометрической фигуры, которая по своей величине и форме идентична данной. Еще более сложными для детей младших классов с умственной отсталостью являются задачи, в которых необходимо проявить наглядно-образное или словесно-логическое мышление. Материал этими школьниками воспринимается упрощенно. При этом дети многое упускают, изменяют последовательность логических звеньев и не способны установить взаимоотношения между ними. Весьма своеобразным у младших школьников с УО является течение мыслительных процессов. Проводимый ими анализ зрительного восприятия знакомого предмета отличается фрагментарностью и бедностью. Более полным он становится лишь в том случае, когда таким детям помогает своими вопросами взрослый. Характерные признаки легкой степени УО - это ограничение способности к абстрактному мышлению. Но при этом выявляется относительно хорошее образно-наглядное мышление. Симптомом умеренной степени УО служат отсутствие обобщения, механическое заучивание и непонимание находящегося в информации скрытого смысла. Тяжелая степень УО проявляется бессистемностью, хаотичностью или полным отсутствием смысловых связей. Глубокая степень развития патологии отмечается отсутствием элементарных мыслительных процессов. fb.ru Умственная отсталость у детей: симптомы, диагностика, врачебная помощьКогнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека. Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких. Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации. Содержание статьи Виды умственной отсталостиПод умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов. Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:
Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу. Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта. Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода. Признаки умственной отсталости у детей до 1 годаДети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д. Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:
К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям. Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:
Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е. с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем. Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 годаУ маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:
Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток). Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза. Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:
Рекомендации родителям детей с психическим дефицитомК сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей. Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать. Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:
zdorovyedetei.ru причины, симптомы, степени, лечение, адаптацияУмственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи заболевания наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При олигофрении страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими. ОсобенностиЗаболевание в некоторой степени затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты. ВосприятиеОсобенности формирования восприятия у детей с данным заболеванием характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие. Ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица и похожие предметы, не воспринимает вещи, если они частично скрыты другими – кошку путает с белкой, компас с часами и др. В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.
Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, моторика пальцев. ПамятьОсобенности нарушения памяти при олигофрении заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.
ВниманиеПри олигофрении наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной. Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия. МышлениеМышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.
Дети с данной патологией не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так. Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью. РечьУ 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.
Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко. Интенсивное обучение дает возможность таким детям наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на развитие психики ребенка. ПоведениеПоведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.
Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот – апатия. Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.
ПричиныПричины олигофрении полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития, либо в первые месяцы жизни новорожденного. Наиболее распространенные причины формирования заболевания:
Наиболее частые причины того, что рождаются умственно-отсталые дети – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении. СимптомыВедущие признаки олигофрении – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями заболевания становится социальная дезадаптация детей.
Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более олигофрения — процесс непрогредиентый. Общие признаки заболевания:
ДиагностикаДля диагностики олигофрении и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол — характеристика. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов. В России используется адаптированная версия теста Векслера.
Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик. Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск заболевания до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.
СтепениВ зависимости от снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени олигофрении: легкая, умеренная и глубокая. Дебильность (легкая)Заболевание легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено. [veo class=»veo-yt» string=»8KIpv0xBk_0″]Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена. Имбецильность (умеренная)Умеренная форма заболевания – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль. Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне. Идиотия (глубокая)Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой степенью заболевания имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.
ЛечениеЕсли олигофрения сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка и реабилитация. ПрепаратыКонкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.
Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении. АдаптацияПсихологи считают, что адаптация умственно-отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект. Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.
ПрофилактикаПрофилактика рождения детей с олигофренией начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.
После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний. Родителям важно помнить, что олигофрения поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям. ▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼ lecheniedetej.ru Легкая умственная отсталость у детей: признаки и лечениеУмственная отсталость, или, как ее еще иначе называют, олигофрения – это психическое отклонение в развитии ребенка. Если говорить в целом, то данная патология является следствием органического поражения ЦНС. Это, в свою очередь, приводит к снижению возможностей ребенка обрабатывать новую информацию, анализировать и накапливать ее. Сразу следует подчеркнуть, что такой диагноз просто означает, что психика человека развивается несколько по-иному, нежели у других людей. Кроме того, при умственной отсталости наблюдаются и немного иные личностные качества. Вместе с тем патологию можно определить по наличию достаточно характерных симптомов. Например, она проявляет себя недостаточными интеллектуальными функциями, отклонениями в развитии (физическом и умственном), владениями собственными эмоциями, поведении, и так далее. Читайте также: Симптомы и лечение задержки психического развития у детей Легкая умственная отсталость – характеристика, симптомы и лечениеДля начала давайте вкратце рассмотрим особенности данной патологии. В настоящее время выделяют несколько типов умственной отсталости:
Основой для подобной классификации служит IQ, то есть коэффициент интеллектуального развития. Диагноз «легкая умственная отсталость» ставится тем, у кого тесты показали значение данного индекса в пределах от 50 до 69. Следует отметить, что такие дети внешне практически ничем не отличаются от полностью здоровых. Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то разницу все-таки можно увидеть. В первую очередь здесь, наверное, стоит выделить низкую познавательную активность. Такие дети не стремятся к получению новых знаний, поскольку плохо усваивают полученную информацию. Им очень трудно сконцентрировать внимание на какой-то конкретной задаче, из-за чего, собственно, и возникают проблемы с обучением. Впрочем, при легкой умственной отсталости ребенок способен достаточно долго хранить полученную информацию в памяти, и при необходимости он может воспользоваться ею. Помимо этого, зачастую такие дети замыкаются в себе. Все дело в том, что им довольно сложно правильно понимать эмоции, проявляемые другими людьми. Однако здесь возможен и иной вариант. Ребенок может стараться привлекать внимание к собственной персоне с помощью самых разных поступков, в том числе, и считающихся антисоциальными. Кроме того, такие дети очень доверчивы, и легко поддаются влиянию. Для данной патологии характерны проблемы с моторикой, речью, интеллектуальным развитием. Значительные трудности присутствуют и в плане восприятия окружающего мира. Как правило, проявляются и дефекты физического развития. Ребенок с легкой формой умственной отсталости может справиться с такой задачей, как формирование определенных групп («фрукты», «животные» и так далее), однако делает он это по конкретно-ситуативным признакам. Такие дети не понимают переносный смысл метафор и пословиц и трактуют их буквально. Они не могут решить арифметических задач, в которых требуется осуществить 2 или больше действий, причем во многих случаях помощь педагога жестко отвергается. Механическое запоминание имен или, например, дат у детей с такой патологией в большинстве случаев развито неплохо. Вместе с тем наблюдается общее снижение памяти. У такого ребенка отсутствует чувство юмора, фантазия, не развито воображение. Круг его интересов очень ограничен. Это может быть телевизор, прослушивание сказок или, скажем, компьютерные игры. В медицине различают врожденную и приобретенную легкую умственную отсталость. В данном случае классификация зависит от причин, спровоцировавших появление патологии. Это могут быть, например, хромосомные или генетические отклонения, сложные роды, в ходе которых был поврежден головной мозг малыша, пребывание ребенка в социально-опасной среде. Помимо этого, развитие легкой степени умственной отсталости иногда становится следствием вредных привычек родителей – злоупотребления алкоголем, приема наркотических средств. Также спровоцировать развитие данной патологии способны и некоторые вирусные заболевания, такие, например, как краснуха. В общем, причин есть достаточно много, и поэтому в первую очередь следует установить, что же именно привело к появлению умственной отсталости. Следует особо отметить тот факт, что при таком диагнозе лечение как таковое в большинстве случаев отсутствует. Конечно, некоторым детям могут быть назначены определенные препараты, способные убрать тот или иной неприятный симптом. Однако медикаменты в данном случае имеют совсем не приоритетное значение. Главное – своевременно начатое лечебно-психологическое воздействие на ребенка. Чем раньше этим заняться – тем лучше будет результат коррекции. Для таких детей разработана адаптированная образовательная программа, в которой учтены их особенности. Здесь хорошо продумана подача новой информации, а также предусмотрена проверка успешности усвоения полученных знаний и навыков. При наличии правильного подхода к обучению и своевременности начала лечения различных психических и неврологических расстройств, которые нередко сопровождают легкую умственную отсталость, в итоге можно добиться очень хорошего результата – повышения коэффициента IQ на 10 или даже на 15 единиц. Нередко после этого у родителей даже возникает вопрос «Как снять диагноз?», ранее поставленный их ребенку. Сделать это вполне реально. Подтвердить или опровергнуть наличие прогресса могут специалисты после проведения экспертизы и изучения полученных результатов. Дети с легкой степенью умственной отсталости требуют к себе особого внимания. Важно научиться правильно с ними общаться, подавать информацию, контролировать все их действия. Родители должны всегда проявлять терпение, доброжелательность, и ни в коем случае не срываться на ребенке. Ведь один из основных факторов, позволяющий добиться существенного прогресса – это особенный подход. Здесь нужно учитывать не только особенности данной патологии, но и, например, характер ребенка, его готовность идти на контакт и так далее. Тем не менее если делать все правильно, то такие дети впоследствии вполне нормально адаптируются в обществе. Загрузка...s-voi.ru |