656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Ребенок часто просится на горшок писать


Дочь не слезает с горшка круглые сутки - запись пользователя shik (id2087651) в сообществе Психология в категории Консультации нашего онлайн-психолога Анны Бескаровайной

Здравствуйте!

Девочка, 2 г. 11 мес. В начале прошлой недели отходила два дня в садик (ходить начала с лета, но с большими перерывами: 2-3 дня в садике - ОРВИ - 2 недели дома). Во второй половине недели была оставлена на три дня у бабушки дома (что всегда любила делать). В конце второго дня перед сном бабушка позвонила и с беспокойством сообщила, что ребенок каждые 15 минут садится на горшок, но писает по чуть-чуть или вообще не писает. Подумали и пришли к выводу, что это просто нежелание спать, которое раньше и дома иногда проявлялось подобным образом. В итоге уснула на руках в час ночи.

На следующий день около полудня приехали забирать дочь с собой (хотели вместе ехать на день рождения к родственнику, чего она давно ждала и хотела). Оделись, вышли, стали садиться в машину. Она начала сильно кричать, что хочет писать. Сходили, что-то выдавила, сказала что готова ехать. Затем это повторилось еще два раза. Причем в последний раз уже сели в кресло, пристегнулись, были готовы ехать, но она внезапно начала вырываться, биться в кресле и кричать так, что это не описать словами. Отпустили обратно. Села на горшок и отказывалась слезать. Оставили ее с бабушкой и уехали одни.

Ближе к вечеру вернулись. Она все так же продолжала садиться на горшок уже каждые 5 минут и категорически отказывалась одеваться и ехать домой (а следующий день - понедельник, всем на работу, включая бабушку). Говорила, что боится написать в трусики и поэтому хочет постоянно сидеть на горшке (за несколько дней до этого, дома накакала в штаны, чего не было уже очень давно, да вообще проблем с горшком никогда не было, и сильно переживала, что сделала плохо. Хотя никто из нас ее за это не ругал, а совсем наоборот, говорили что ничего страшного).

Дальше где-то час думали что делать (домой-то ехать надо) и решили вызвать выездного детского психолога. Она посмотрела на поведение дочери и сказала, что не видит в нем страха, а видит манипуляцию, для того чтобы не ехать домой спать и остаться у бабушки, а также злость и агрессию в нашу сторону за то, что патаемся ее увезти против ее желания.

По рекомендации психолога решили действовать по правилу "надо - значит надо". Оделись и сказали что уезжаем к нам домой (включая бабушку). "Ты поедешь с нами"? Стала плакать, кричать, но одеваться отказалась. Затем мы вышли из квартиры и сказали что будем ждать снаружи. Она осталась вместе с психологом и продолжала громко протестовать против нашего ухода. Проще говоря, это была истерика. Минут через 20 психологу удалось ее одеть и они вместе вышли к нам (истерика продолжалась). Посадили ребенка в машину к психологу и она повезла ее к нам домой, а сами мы поехали отдельно (все действия ребенку подробно объясняли, что и зачем делается). В машине она через 5 минут уснула, занесли спящую домой, и проснулась она уже только утром, при этом ночью вставала писать только один раз, что и раньше бывало нередко.

Но на следующий день все усугубилось. Дочь в буквальном смысле слова целый день просидела на горшке, отказываясь умываться, кушать и делать любые другие дела. В итоге покормили прямо на горшке. Вставала только изредка, один раз даже на 20 минут, когда мама пришла с работы и позвала ее вместе поиграть (весь день с дочерью сидел папа, т.е. я). Вечером отказалась ложиться спать в кровать и осталась сидеть на горшке, так и уснула, и почти до утра проспала на нем, прислонившись к стенке (только под утро уснула крепко и удалось переложить в кровать). Но до этого любые попытки снять с горшка и положить в кровать мгновенно приводили к вспышке невероятной агрессии и крика, от которой у нас мороз по коже (ребенок всегда был относительно спокойным и договороспособным). При попытке спрятать горшок - то же самое.

После крепкого засыпания и перемещения в кровать не просыпалась и в кровать не писала. Т.е. вариант цистита, скорее всего, исключен. Хотя анализ собираемся сдавать.

Теперь мы боимся, не сломали ли ее насильственным отъездом от бабушки домой. Может это была не манипуляция, а действительно страх написать. Но мы не могли оставаться жить у бабушки. Как было лучше поступить?

И самый главный вопрос: что делать теперь? Ребенка как подменили, мы в шоке.

Да, еще у дочери аденоиды, нос почти не дышит 4 месяца. Не может ли это изменение в поведении быть следствием каких-то сбоев в мозге из-за кислородного голодания?

что надо сдавать чтобы поступить на психолога

www.babyblog.ru

что делать и как вылечить

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает часто бегать писать без других жалоб и ухудшения самочувствия. Обычно это проявляется днем, интервалы между мочеиспусканиями могут составлять 10-15 минут. Ночью симптомы отсутствуют. Эта проблема начинает проявляться в возрасте 4-6 лет, более склонны к патологии мальчики.

Паниковать и пичкать ребенка лекарствами не спешите. Сначала вы должны подумать, почему ребенок часто хочет писать, и какие еще симптомы наблюдаются. Если нет признаков инфекций мочевыводящих путей и патологий почек, то такое состояние называют поллакиурией, или «синдромом детского дневного учащения».

Нормы мочеиспускания в зависимости от возраста ребенка

Объем и частота мочеиспусканий напрямую связаны с возрастом. Показатели могут увеличиваться или уменьшаться при употреблении мочегонных продуктов (дыни, арбуза, ягод), а также большого количества жидкости. Приблизительные нормы мочеиспусканий выглядят следующим образом:

  • 0-6 месяцев: до 25 раз в сутки, но не меньше 20 раз;
  • 6 месяцев — 1 год: 15 раз +/- 1 раз;
  • 1-3 года: в среднем 11 раз;
  • 3-9 лет: 8 раз в сутки;
  • 9-13 лет: 6-7 раз в сутки.

Как видно, маленькому ребенку позывы в туалет удовлетворять нужно гораздо чаще, но уже к году их количество уменьшается вполовину, а в 2 и 4 года этот показатель становится приближенным к взрослому.

Суточный объем мочи, наоборот, с возрастом увеличивается, как и порция. Чем старше малыш, тем частота позывов уменьшается, но если этого не происходит, у родителей возникают естественные тревожные вопросы. С чем это может быть связано?

Поллакиурия: информация для родителей

Частые позывы к мочеиспусканию у детей иногда появляются, когда они начинают посещать детский сад. Это эмоциональный стресс, и не все малыши быстро адаптируются к новым условиям жизни. Также проявления болезни могут быть связанными с проблемами в семье, ссорами родителей, неблагоприятной атмосферой в доме.

Давайте разберемся с медицинской точки зрения. Поллакиурия у детей: что же это такое? Это заболевание, при котором ребенок часто бегает в туалет (каждые 10-30 минут, 30-40 микаций в день), при этом не пьет много жидкости и спокойно спит ночью.

Мочеиспускание безболезненное, трусики не намокают от недержания мочи, малыш обучен навыкам пользования туалетом. Еще один важный признак — небольшое количество мочи за одно мочеиспускание, а суточный показатель по общему объему не превышает норму.

Если в два года ребенок часто ходит писать — это можно связать с физиологическими особенностями организма или психологическими, когда малыши, особенно девочки 2 лет, только приучаются к горшку, и им хочется чаще выполнять новое действие.

Но частое мочеиспускание ребенка 3 лет уже не может оставаться без внимания родителей. Реже симптомы проявляются в 5 лет и обычно являются следствием какого-то потрясения или эмоционального напряжения.

Психологические причины частого мочеиспускания у детей требуют правильного поведения родителей. Недопустимо, чтобы по этому поводу появились насмешки, упреки, раздражительность или наказания.

Мальчики и девочки частые позывы к мочеиспусканию не могут контролировать, это получается непроизвольно, непреднамеренно. Родители должны проявить терпение, стараться меньше акцентировать внимание на проблеме, но обязательно отвести ребенка на осмотр к педиатру и сдать мочу на исследование.

Физиологическая поллакиурия

Очень часто ребенок писает без боли и других симптомов, которые обычно указывают на серьезные заболевания. Здесь уместно рассмотреть физиологическую поллакиурию, связанную с употреблением большого количества жидкости.

Если малыш много пьет, то естественная реакция организма — позывы к мочеиспусканию. Но без внимания эту ситуацию тоже нельзя оставлять.

Вопрос в другом: а почему у крохи такая повышенная потребность в жидкости? Иногда сильная жажда просто вызвана физической активностью или привычкой. Но она может свидетельствовать и о наличии сахарного диабета, поэтому требует медицинской консультации.

Физиологическое проявление болезни — безобидное. Все пройдет само за 1-2 месяца, если родители будут правильно себя вести, эмоционально не усугубляя проблему, особенно если она вызвана сильным потрясением. Физиологическую поллакиурию могут спровоцировать такие факторы:

  • Чрезмерное употребление жидкости. При этом ребенок просится на горшок мочиться, никогда не делает это в трусики.
  • Стресс, негативное эмоциональное возбуждение могут вызвать подобные явления.
  • Переохлаждение организма не только у ребенка 5 лет, но и у взрослого, нередко вызывает частое мочеиспускание. Достаточно согреться, и проблема пройдет.
  • Прием некоторых медикаментов (мочегонных, иногда противоаллергических и противорвотных).
  • Особенности питания. В некоторых продуктах содержится много воды. К примеру, в огурцах и арбузе, клюкве и зеленом чае и пр.

В таких случаях заболевание проходит самостоятельно, если исключить провоцирующий фактор. В случае когда ребенок часто бегает в туалет из-за стресса, необходимо обеспечить спокойную эмоциональную атмосферу вокруг малыша, и со временем все нормализуется.

Патологические причины частого мочеиспускания

Ложные позывы к мочеиспусканию у малыша или подростка могут быть первым признаком патологической поллакиурии. Но при этом присутствуют другие симптомы:

  • учащенное мочеиспускание ребенка сопровождается болью;
  • появляется тошнота и рвота;
  • плаксивость, вялость, агрессивность;
  • энурез;
  • повышение температуры.

Часто мочиться ребенок может по причине возникновения заболеваний эндокринной, мочеполовой, центральной нервной системы.

Проблемы с мочевым пузырем могут вызвать патологии воспалительного характера. Они сопровождаются болевыми симптомами, нарушениями мочеотделения.  У девочек частое мочеиспускание и боли могут быть не симптомом болезни, а проявлением ранней беременности. Не исключено возникновение новообразований органов малого таза.

Причины недержания или частого мочеиспускания мальчика 4 лет могут быть связаны со сбоем передачи нервных импульсов, поступающих из головного мозга. Эти процессы могут вызываться вегетативными расстройствами, травмированием, новообразованиями в спинном или головном мозге.

Большое количество мочи обычно связано с дисфункцией почек или эндокринной системы. В любом случае, если вы заметили увеличение частоты мочевыделения подростка или ребенка младшего возраста, не тяните время, немедленно обратитесь к врачу, чтобы установить точный диагноз и своевременно начать лечение.

Диагностика поллакиурии

Если ребенок часто ходит в туалет «по-маленькому», нужно выяснить первопричину этого состояния. Для этого обратитесь к педиатру или урологу, чтобы специалисты на основе симптомов смогли поставить первичный диагноз и направить на дополнительные обследования.

В анализе мочи будет видно наличие или отсутствие патогенных микроорганизмов. Общий и клинический анализ крови позволит исключить сахарный диабет. Урофлоуметрия определит патологию уродинамики мочевых путей.

Иногда назначают УЗИ почек и мочевого пузыря или направляют на консультацию к нефрологу. При физиологических расстройствах требуется посещение психолога.

В любом случае частые позывы в туалет ребенка нельзя оставлять без внимания. Но не впадайте в панику, проанализируйте частоту выделения мочи и количество жидкости. Возможно, это просто временный период, который пройдет без медикаментов и врачебного вмешательства.

Лечение частого мочеиспускания у детей

Что делать, если ребенок начинает часто писать? Стоит ли быть тревогу или можно подождать? Прежде всего нужно задать эти вопросы врачу, чтобы исключить инфекции мочевыводящих путей и любую патологию.

Учащенное мочеиспускание у малышей, сопровождаемое болезненными симптомами, требует немедленного лечения. Но прежде всего врач анализирует факторы, которые могли стать этому причиной. Если это расстройство ЦНС — назначают успокоительные. Если опухоль — требуется хирургическое вмешательство.

При возникновении воспалительных процессов выписываются уросептики, в крайних случаях — антибиотики. Частое мочеиспускание подростков нередко требует гормональной терапии и назначения цитостатических препаратов.

Профилактика расстройств

Специальной профилактики этой проблемы нет. Но так как проблемы частого мочеиспускания нередко связаны с эмоциональным состоянием ребенка, нужно обеспечить психологическое здоровье семьи, исключить ссоры, скандалы, стрессы.

Регулярно показывайте своего малыша педиатру в первый год жизни, не допускайте переохлаждений. Помните, во многом именно правильное отношение родителей к здоровью семьи поможет исключить ряд болезней.

propochki.info

10 ошибок при приучении малыша к горшку

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, скоро малыш отправится в детский сад, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически.  Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или во время прорезывания зубов. Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода.  Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

Читаем также: Как отучить ребенка от подгузников?

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка.  Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато появлением запоров и других проблем с кишечником.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень привержен к различного рода ритуалам и режимам. Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

Читаем также: как правильно выбрать горшок для ребенка

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки,  «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

Читаем также:

«Формула легкого приучения к горшку»

Вам это знакомо? — Ваш ребенок кричит, выгибает спинку и категорически отказывается садиться на горшок… Вы устали постоянно вытирать лужи на полу! Вы не знаете, как помочь ребенку приучиться к «туалетным делам»? Вам надоело тратить кучу денег на тонны подгузников!!

Смотрим как приучить ребенка к горшку

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Как приучить ребенка самому проситься на горшок - Педиатрия

Здравствуйте. ВЫСЫЛАЮ ВАМ НЕБОЛЬШУЮ СТАТЬЮ, С КОТОРОЙ Я СОГЛАСНА. МОЖЕТ БЫТЬ ВАМ ОНА БУДЕТ ПОЛЕЗНОЙ В ВАШЕМ ВОПРОСЕ. ЕЩЕ ХОЧУ ОТ СЕБЯ ДОБАВИТЬ, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ НУЖНО БОЛЬШОЕ ТЕРПЕНИЕ И ВАШЕ ЧУТКОЕ ВНИМАНИЕ, ДЕТИ ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКАКАТЬ, ОБЫЧНО ПОКАЗЫВАЮТ. Как приучить ребенка проситься на горшок Если вы в консультации или на прогулке услышите, как некая молодая мама с гордостью сообщает, что она выбросила все пеленки, потому что ее десятимесячный малыш уже самостоятельно ходит на горшок, не спешите завидовать ни этой маме, ни ее малышу. Откроем вам «секрет», с помощью которого хвастливая мама приучила своего десятимесячного малыша самостоятельно ходить на горшок. «Секрет» этот до примитивного прост и называется хорошо известным вам словом дрессировка. Разве вам хочется, чтобы ваш ребенок превратился в выдрессированную обезьянку? Нет? В таком случае не огорчайтесь, что ваш карапуз все еше сосет соску, пьет из бутылочки и весело пачкает пеленки. Ведь вы же знаете, что ваш ребенок, самый умный и самый любопытный, он давно уже все-все понимает, кроме... Кроме, пожалуй, одного: что пора бы уже отучиться ходить под себя. Вам порой может показаться, что ему доставляет удовольствие находиться в грязи: забьется, шельмец, в угол, тихо сделает такт свое дело и затаится, пока вы сами не догадаетесь обо всем и не потащите его в ванну. Грудной ребенок испражняется нерегулярно. Стул у него бывает до еды, после еды, во время или после сна. У детей постарше, но не достигших еще одного года, стул может происходить в одни и те же, строго определенные часы. Родители, обратив внимание ва регулярность стула у ребенка, начинают, естественно, сажать его на горшок. Однако не принимайте первые успехи вашего ребенка за прочно выработанный навык: час, замеченный вами, может измениться, и тогда о горшке следует на время забыть. Чаще, к сожалению, молодые мамы поступают иначе: начинают стыдить детей («Фу, что ты наделал, как тебе не стыдно!») или же хвалить («Ты у меня умница, ты у меня сейчас сходишь на горшочек, правда?») я чуть ли не по полдня держат ребенка на горшке. Чем заканчиваются обычно такие «эксперименты», хорошо известно большинству молодых мам: ребенку, отсидевшему положенные часы, после которых его горшок остался все таким же кристально чистым, надевают свежие штанишки, и как раз в ту самую минуту, когда на штанишках застегнута последняя пуговица... ну не обидно ли? Не будем называть периодическое и обязательно кратковременное усаживание ребенка на горшок дрессировкой, которая не имеет никакого отношения к воспитанию. Если ваши опыты дадут положительные результаты, не поскупитесь на похвалу. Но если ваш ребенок тут же, как только будет снят с горшка, испачкает свои штанишки, не делайте из этого трагедии. Наполнение прямой кишки и мочевого пузыря относится у ребенка к приятному напряжению, как и wl последующее опорожнение и связанное с этим ощущение расслабления. Это то, что ребенок делает с удовольствием, к тому же ему кажется, что он создает нечто очень ценное из собственного организма (не редки случаи, когда ребенок, сходивший на горшок, с гордостью показывает старшим членам семьи свое «произведение» и ожидает услышать от них слова восторга). Заметим, что владение прямой кишкой у многих детей наступает раньше, чем владение мочевым пузырем. Эта способность редко обнаруживается на первом году жизни, чаще она появляется и закрепляется на пятиадцатом-двадцатом месяцах. Впрочем, и позже ребенок, заигравшись, может напустить лужицу. В этом случае достаточно ограничиться замечанием об «аварии» и похвалить дальнейшие успехи ребенка. Бывает, что и после двадцати месяцев ребенок регулярно мочится ночью. Не откладывайте дела в долгий ящик и обратитесь за советом к врачу. В большинстве случаев речь может идти о невротической реакции на сложную ситуацию. Вместо того чтобы наказывать и стыдить ребенка, задумайтесь, что побудило его вдруг повернуть вспять в своем развитии. Правильно выявленная и своевременно устраненная причина поможет вашему ребенку справиться со своими неприятностями, а вас избавит от лишних огорчений. Вернемся к разговору о том, когда и как следует учить ребенка ходить на горшок. Оптимальный возраст для такого обучения—конец второго года жизни. Лишь в этом возрасте мы вправе требовать от ребенка, чтобы он заранее объявлял о необходимости справить большую или малую нужду. Именно к концу второго года нервная система ребенка развивается настолько, что он уже вполне осознанно может управлять своими органами, от которых зависит отправление нужды. Воспитать в ребенке чистоплотность нетрудно, если это начать делать вовремя. Закрепление самоконтроля над органами отправления нужды важно не только с точки зрения соблюдения личной гигиены; такой самоконтроль приучает ребенка еще и управлять своими чувствами и желаниями. А это искусство, как легко догадаться, жизненно необходимо для каждого человека. В двухлетнем возрасте ребенок должен уметь ждать и не требовать мгновенного исполнения каждого своего желания, что позволительно новорожденному. Успешный самоконтроль становится также источником осознания своих сил и способностей. закладывает основы уверенности в себе взрослых. Обучение ребенка самоконтролю посредством наказания не приведет ни к чему хорошему, зато может вызвать серьезные нарушения в способности трезво оценивать своя поступки впоследствии, может выработать чувство неуверенности в себе и своих силах, осознание собственной ущербности. Боязнь быть на* казанным за тот или иной проступок играет в воспитании вообще сугубо отрицательную роль. В случае, о котором мы ведем речь, страх ребенка перед наказанием может привести не к сознательному самоконтролю, а к развитию запора. Запугав ребенка, мы сможем, конечно, контролировать его поступки, но он не сможет контролировать себя сам. Ребенок боится не столько наказания, с чем он еще может смириться; ребенок боится, что если он не станет слепо выполнять каждое требование родителей, он навсегда лишится их любви. Мы настоятельным образом рекомендуем молодым родителям избегать угроз вроде: «Если ты не будешь послушным, я возьму себе другого ребенка, а тебя сдам в детдом или продам другим дяде и тете». Вы, конечно, будете сердиться на своего ребенка, будете наказывать его за ослушание, но никогда не лишайте ребенка уверенности, что вы—его главная опора, ему принадлежит ваше любящее сердце, как он со своим маленьким сердечком безраздельно принадлежит вам и любит вас. Это чувство—чувство уверенности, что родители любят своего послушного, а чаще непослушного ребенка,— принадлежит, без преувеличения, к одному из сильнейших проявлений человеческих эмоций. Стоит сказать теперь несколько слов еще об одной неприятности, из-за которой родители часто устраивают настоящий скандал своему ребенку. Речь идет об игре с половыми органами. Утверждение, что ребенок лишен каких бы то ни было сексуальных ощущений, абсолютно вздорно. Матери, ухаживая за ребенком, по нескольку раз в день касаются его гениталиев, доставляя ему, сами того не ведая, удовольствие. Что же в этом удивительного, если ребенок, испытав удовольствие и раз, и два, сам начинает играть с половыми органами? Это такая же активность, как и любая другая. Одни дети более возбудимы и потому чаще играют гениталиями, другим доставляет удовольствие манипуляции с пальцами, а третьи испытывают настоящее наслаждение от соски. Такая аюйпшость не вредна и не ослабляет ребенка. Вредно наказывать за это ребенка и вызывать в нем чувство стыда или раскаяние. Ребенок, почувствовав тревогу, иногда совершенно непроизвольно начинает трогать гениталии. В тех случаях, когда это происходит регулярно и подолгу, следует вновь задаться вопросом: почему ребенок так часто ищет удовлетворения в собственном теле? Зачастую поиск такого удовлетворения служит верным признаком угнетенного состояния и эмоционального страдания ребенка. Но разве можно его винит ь за это, разве не логичнее искать причину в неправильном поведении взрослых? Кроме всего прочего, наказание ребенка за безотчетную игру половыми органами может вызвать непредсказуемые нарушения в сексуальной жизни впоследствии. СПАСИБО.

health.mail.ru

Перестал проситься на горшок - Педиатрия

анонимно, Женщина, 28 лет

Добрый день. Сыну 1.10. С горшком начали ненавязчиво знакомить в 1.3, к 1.6 летом гуляли на улице без подгузника - просился в кусты, случались и промахи. Дома будучи голеньким сам ходил на горшок всегда, но стоило одеть простые трусики - часто писался. Со временем это прошло. С наступлением холодов стало невозможно писать в кусты, и пришлось одевать подгузники. Поначалу он не писал в них на прогулке, наверное, научился держать. Сейчас писает в них вовсю, хотя перед прогулкой не даю пить. Когда я понимаю, что он попил, прошло прилично времени, предлагаю на горшок, но ответ стабильно - нет. Самой сажать бесполезно - орет, вырывается, щипется, кусается и дерется. Раньше он либо сначала писнет и потом попросится, либо совсем описается. Крайне редки случаи, чтобы он сел писать с сухими трусами. Причем с хождением по большому все в порядке. И буквально 2 недели как перестал проситься на горшок по маленькому вообще. Сегодня с утра описался 2 раза за 3 часа, вот прям стоит и писается. Даже не попросился. Мокрая одежда его не смущает. Зато после моих негодований сам сажает игрушки на горшок. Я его не ругаю за это, просто не понимаю, почему пошел такой регресс. И еще иногда замечаю, что во время пробуждений в середине сна - обычно он плачет - сразу как успокоится и снова погрузится в сон, обильно писает (спит в подгузнике). За полтора месяца 3 раза точно было. И в целом эти 2 недели сын уж сильно негативно себя ведет: чуть что больно, многое делает "назло": ковыряет обои, ест пластилин, швыряет игрушки, лезет в сахарницу, хотя раньше она его не привлекала. И при этом я не могу сказать, что я ему мало уделяю внимания и он таким образом пытается его на себя обратить. Мы лепим, рисуем, играем в доктора, в ремонт, в чаепитие с готовкой и кормлением игрушек, собираем паззлы, строим гараж или парковку, тушим пожар, больше всего любит книги - за ними по полчаса можем просидеть, на прогулке стараюсь показать интересное: сейчас сосульки, снеговика слеплю, обожает машины - откапываем фары, вечером следим за фонарями. Вчера блины пекли, ну как пекли, он миксером мешал, а потом ушел в машинки играть. Конечно, его интереса ненадолго хватает, но я не могу сказать, что ребенок без внимания и участия. Вот прямо сейчас попросился писать, я сразу увидела, что уже писнул в трусы, позвала на горшок, он пошел, буквально в 1.5 метрах остановился, присел и хотел дописать. Успела поторопить, и сел на горшок. Пописал много. Вот я не понимаю, что с ним происходит. Дома тепло, на улицу одеваю по погоде, не даю сидет на снегу. И морально, конечно, жто добивает. Заранее спасибо.

health.mail.ru

Когда и как приучить ребенка к горшку: советы невролога

Все родители рано или поздно задумываются о том, когда их ребенок должен сам начать ходить в туалет и пытаются всяческим образом форсировать этот процесс. Действительно, это очень щепетильный вопрос, который каждый родитель пытается решить по-своему, но который вызывает до сих пор множество споров и дискуссий как между мамами, так и в профессиональной среде врачей и психологов.

Когда ребенок должен сам приучиться к горшку днем? С какого возраста нужно начать беспокоиться и принимать меры, если он писается ночью? Нужно ли помогать ребенку вырабатывать рефлекс осознанного мочеиспускания и дефекации, иными словами, приучать его ходить на горшок в определенное время и если да, то каким образом? Влияют ли памперсы на этот процесс? И помогают ли этому ранние высаживания с рождения и естественное пеленание? Как приучить ребенка к горшку? Об этом мы решили расспросить опытного детского невролога, практикующую в Центре традиционного акушерства и семейной медицины и ведущую психологических семинаров в центре «Волшебный ребенок» Елену Прудник.

via GIPHY

«Прежде всего, всем родителям следует усвоить одну простую вещь: нужно расслабиться и отпустить ситуацию до какого-то определенного момента, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на каждую лужу и неудачу ребенка, даже если, казалось бы, прогресс был уже налицо. Потому что эта сфера (испражнений и мочеиспускания) целиком и полностью принадлежит вашему ребенку и только ему самому решать, когда переходить от мокрых штанов, постели или подгузников к горшку и туалету. К этому процессу взрослый не должен относиться оценочно: ни в коему случае нельзя ругать ребенка за то, что он не дотерпел до горшка и не стоит быть слишком эмоциональном, стараясь подбадривать малыша всякий раз, когда он «не промахнется»: это может привлечь его внимание и вовлечь его в своеобразную игру с вами, когда ему будет интересно посмотреть на вашу реакцию. Но ненавязчиво похвалить человека за то, что он отконтролировал свой процесс в организме иной раз можно, при этом, вовлекая его в процесс мытья горшка, выливания содержимого в унитаз, спускания воды в туалете или стирки испачканных штанишек.

Весь этот тонкий процесс зависит от зрелости центральной нервной системы. Пока она не созрела, малыш, понимая, что он — мокрый и осознавая факт процесса дефекации, не сможет ловить позывы и терпеть, пока не доберется до горшка. Ему нужно пройти несколько стадий до финальной степени успеха:

  • осознавать сам факт (момент) мочеиспускания и дефекации и различать состояние «мокрый» — «сухой»
  • чувствовать работу сфинктеров и «ловить» момент позыва непосредственно перед тем, как сходить в туалет (но не обязательно еще бежать на горшок в этот момент)
  • подавать знаки взрослому перед туалетом и терпеть до тех пор, пока взрослый не предложит «высадить» ребенка
  • и, наконец, самостоятельно справляться со своими естественными нуждами и днем, и ночью во время сна».

via GIPHY

«У здоровых доношенных детей навыки опрятности формируются от 1 года до 2-х лет в зависимости от их степени брезгливости и внимательности и чуткости родителей. Если ребенок физически не выносит мокрой одежды и грязи, уже в год ему может быть настолько неприятно испражняться в штаны, что он сам постепенно перейдет на горшок или начнет подавать явные знаки родителям перед туалетом. То же касается родителей, которые с раннего детства высаживают детей, понимая их секретный язык и «ловя» их знаки позывов. Они могут чаще «попадать» в цель и сажать детей на горшок вовремя. Но и в 2-2,5 года ребенок может вполне еще иметь право писаться в штаны и в кровать. Надо лишь помнить, что рано или поздно примерно в этом возрасте он точно будет хотеть ходить на горшок самостоятельно.

Ночью малыш может писаться до 3-3,5 лет, это вполне нормально для его незрелой нервной системы. Высаживать ночью крепко спящего ребенка не возбраняется, но и особого эффекта не принесет, кроме сухих пеленок в кровати. Когда мозг ребенка окончательно созреет, он сможет просыпаться сам от того, что хочет в туалет.

Важно понимать, что, если родители слишком требовательны к ребенку в этом щепетильном вопросе и настаивают сильно, малыш может отказываться, так какиспражнения — личная зона ребенка. Если мама нервничает, настаивает, даже ругается, ребенок может замкнуться и выработать подсознательно невротическую реакцию с регрессом, на зло будет стремиться к обратному и бежать за шторку, демонстративно делая лужу или кучку в штаны».

via GIPHY

«Чтобы избежать, обратной реакции, нужно показывать детям наглядный пример. Если родители и старшие браться и сестры показывают малышу, куда нужно ходить в туалет, путем подражания рано или поздно он к этому привыкнет.

Настоятельно рекомендуется в год снять ребенку памперс на большую часть времени и дать понять малышу, что у него есть испражнения (моча, кал), как они пахнут и насколько в них ему комфортно находиться. Позыв от мочевого пузыря поступает в мозг, а затем уже — в мышцы брюшной полости и сфинктеры. Ребенок на первом этапе должен сначала увидеть следствие, а потом уже понять, что этому предшествует и что происходит в сам момент мочеиспускания/дефекации. Дома следует менять постоянно трусы, при этом не обязательно постоянно ходить за ним с горшком, и только на улицу в холодное время года можно надевать памперс после 1 года.

Говоря о сторонниках естественного пеленания, нужно отметить, что раннее высаживание и натуральные многоразовые подгузники на процесс созревания нервной системы, к сожалению, не влияют. Как ни стараются ответственные родители высаживать по любому знаку малыша днем и ночью с его рождения и стирать хлопковые подгузники, процесс осознания позыва все равно наступает не раньше года. Итак, главное правило во всем — действовать без фанатизма и уметь доверяться организму ребенка».

chips-journal.ru

Приучение к горшку - Библиотека

Авторы: Спок Б.

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.
Я думаю, что родители не должны ничего делать, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Естественного развития мочевого пузыря и дневного приучения мочиться в горшок, благодаря которому у ребенка составляется понятие, что моча должна быть в горшке, совершенно достаточно в большинстве случаев, чтобы ребенок перестал мочиться по ночам. Конечно, вы поможете ребенку, если вместе с ним будете гордиться и хвалить его, когда он проснется сухим.

опубликовано 21/06/2007 14:19
обновлено 14/08/2015
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие, Питание, Сон, Дорога к горшку. Подгузники., Вскармливание

lib.komarovskiy.net


Смотрите также