656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Ребенок не хочет есть самостоятельно


Как научить ребенка есть самостоятельно?

Новый вопрос из рубрики Задать вопрос психологу”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать  кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам.

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще... еще разочек...за маму, за папу...». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить.

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

 

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.

Еще можно почитать:

detpsycholog.ru

Ребенок 2 5 года не хочет учиться кушать ложкой сам и еще несколько проблем с ребенком - Психология и психиатрия

анонимно, Женщина, 38 лет

День добрый. Подскажите, как поступить со своим сыном 2,5 года. Не хочет учиться кушать сам ложкой. Мне приходиться кормить его самой до сих пор. Был период когда он интересовался процессом еды самостоятельно, но у него это плохо получалось, хотя я его как могла подбадривала и хвалила. Сынок пару ложек сам скушает, а потом отдает ложку мне, что бы дальше я его кормила. Уговоры и собственный пример не помогают, сразу истерика и отказ от еды. Пробовала в игровой форме его заинтересовать, показывала на плюшевой игрушке, как она кушает сама, но пока результат нулевой. Что же делать, морить его голодом? И еще у нас проблема, сын не любит жевать кусочки, требует, что бы пища была протертая (супы, каши, пюре) , хотя в его возрасте детки кушают почти то же, что и взрослые. Если есть в блюде кусочки, например мясо, то их нужно с пюре смешивать, иначе сын отказывается от еды. К сожалению, иду у него на поводу. Не могу ребенка оставить голодным. Эта мысль меня пугает. Помогите советом. И проблема номер три, с горшком. Сын ходит в горшок только при малой нужде без проблем, а вот большую нужду справлять отказывается в горшок, только, принципиально, в подгузник утром перед завтраком, лежа в кровати на животе. Если этих манипуляций не сделает, то терпит до следующего дня. Однажды так 3 дня терпел, я все уговаривала его сделать в горшок или в унитаз (у нас есть детская накладка), даже глицериновую свечку ставила от запора, но нет, у ребенка такой "таракан" в голове сидит, что он зажимается и терпит. Пугающих ситуаций на эту тему у нас не было, проблем со стулом у него нет и не было, т.К я слежу за его питанием, поэтому причину его отказа не могу найти. Как правильно объяснить ему этот процесс гигиены? Уже перепробовала множество способов ( в игровой форме сажала игрушку на горшок и на своем примере показывала и проч.)? Ему в этом году идти в детский сад, поэтому эти три проблемы меня очень волнуют.

health.mail.ru

Как научить ребенка от года есть самостоятельно: советы, инструкции, ошибки родителей

 

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым. Поэтому вполне закономерно, что в течение первых лет жизни малыша они особое внимание уделяют правильной организации его питания. Многие родители пользуются специальными таблицами, подсчитывают калории, советуются с педиатрами по поводу возрастного меню. В первые месяцы своей жизни малыш покорно открывает ротик и ест абсолютно все, что ему предлагает мама. Но проходит время и у него появляются собственные вкусовые пристрастия и любимые блюда. Малыш пытается процесс питания «взять в свои руки». Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка есть самостоятельно, как избежать капризов за столом, и что делать, если малыш отказывается от пищи.

С какого возраста ребенок должен есть самостоятельно?

Некоторые (особо нетерпеливые) родители предпринимают первые попытки научить малыша кушать самостоятельно, едва ему исполнится полгода. Все их старания, как правило, оканчиваются полным разочарованием и генеральной уборкой стен и пола в кухне. Что вполне закономерно. К этому возрасту у детей еще не развита координация движений и, как бы не старался ребенок, этот навык ему освоить не удается.

Когда начать обучать ребенка кушать самостоятельно?

По мнению специалистов, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается один год – плюс/ минус два месяца. Не стоит пытаться заставлять ребенка и насильно «впихивать» ложку в его руку. Но и оттягивать слишком процесс обучения не целесообразно. Как показывает практика, чем старше становится малыш, тем труднее его заинтересовать. После двух лет маленькие непоседы могут уже сознательно отказываться есть самостоятельно. Им куда более приятно просто снисходительно открывать рот. Итак, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается 10-14 месяцев.

  • В восемь-десять месяцев можно заменить бутылочку — кружкой-непроливайкой. В этом возрасте крохе можно вкладывать в руку печенье или мягкие кусочки фруктов, чтобы он пытался их самостоятельно отправлять в рот.
  • В один год малыши должны освоить навык пользования чашкой и ложкой.
  • В два года ребенок должен уверенно пользоваться ложкой и активно осваивать навык пользования вилкой. В этом возрасте уже можно начинать знакомить малыша с правилами этикета.

Как научить ребенка есть самому: конкретные приемы для родителей

Сразу хочется предупредить всех родителей, что процесс обучения навыку самостоятельной еды довольно длительный и кропотливый. Всем домочадцам придется набраться терпения. Пролитый суп, размазанная по столу каша, крошки хлеба на полу — картина, которую придется видеть ежедневно. Помните, ваш ребенок не виноват, у него еще плохо развита координация и ему приходится тоже несладко. Учиться чему-нибудь новому всегда непросто. Почаще хвалите свое чадо, учите его правильно и аккуратно есть.

В процессе обучения нельзя отчитывать и ругать ребенка, даже если он уронил тарелку с кашей на пол. Малыш может испугаться и у него пропадет всякое желание есть самостоятельно. Однако родители не должны допускать и баловства за столом. Ребенок не должен играть с едой!

Наверное, не стоит объяснять родителям, что малыш должен перед едой мыть руки. Чем раньше вы приучите его соблюдать гигиену, тем быстрее у него сформируется эта полезная привычка.

Можно ли ребенку есть перед телевизором?

Во время еды следует выключать телевизор. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети, принимающие пищу под кадры из любимого мультика, плохо ее пережевывают и значительно меньше съедают. Но стоит им этот процесс сделать привычным, как они тут же начнут переедать, поглощая огромное количество плохо пережеванной пищи. В дальнейшем проблем с пищеварением им вряд ли удастся избежать.

Почему ребенок очень медленно ест: 2 распространенные причины

Во время еды малыша нельзя поторапливать. А что если он ест очень медленно? Как правило, медлительность ребенка связана с двумя причинами:

  1. Он осторожничает, боясь услышать с вашей стороны критические замечания.
  2. Он специально тормозит процесс, надеясь, что ваше терпение лопнет, и вы его покормите сами. Исправить данную ситуацию можно очень простым способом – по возможности садиться за стол всей семьей. Закончив прием пищи, сразу же расходиться по своим делам. Капуше-малышу не понравится оставаться в одиночестве за столом, и он постарается не отставать.

Кроме всего прочего, нужно строго придерживаться режима и принимать пищу в одно и то же время. Ужин должен заканчиваться за два часа до сна.

Главное правило, которое должны усвоить все родители — если ребенок не хочет есть, не стоит его заставлять. Никаких: «Ложечку за папу, ложечку за маму». Проголодавшись, малыш сам попросит еду и с превеликим удовольствием съест ее самостоятельно. Детский психотерапевт Элисон Шеффер заметила, что человек может прожить без пищи неделю. Однако молодая мама уже через два часа начинает думать на тему – не умирает ли ее ребенок голодной смертью! Согласитесь, довольно ироничное замечание. Но до чего же верное!

Но если ребенок пропал аппетит, то нужно определить причину, почему ребенок плохо ест.

Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.

  1. Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
  2. Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
  3. Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
  4. Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

Ребенок не желает кушать самостоятельно: что делать?
  • Во-первых, не волноваться. Дети очень впечатлительны, Они сразу же чувствуют нервозную обстановку и впадают в «ступор». Поэтому никакой лишней суеты.
  • Во-вторых, родители должны исключить возможность возникновения каких-либо проблем со здоровьем малыша. Даже незначительное повышение температуры у детей может привести к потере аппетита.
  • В-третьих, не следует поддаваться на детские манипуляции. Не стоит обещать новую игрушку, конфетку, мультики взамен еды. Ребенку нужно объяснить, что он не делает вам одолжение, беря ложку в руку.

Многие родители интересуются – можно ли позволять маленьким детям перекусывать или нужно дожидаться обеда? Можно. Но только малокалорийными продуктами. Например, можно дать яблоко или йогурт. Яблоко нужно порезать и дать малышу, чтобы он мог съедать кусочки самостоятельно.

Как показывает практика, детишки охотнее едят красиво украшенные блюда. Малышу, скорее всего, захочется самому съесть красивый цветочек, который будет находиться в его тарелке.

Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей

  • Нельзя, потеряв терпение, начинать докармливать малыша. Даже если вы очень торопитесь. Ребенок должен закончить «начатое» самостоятельно! Но и держать за столом малыша более получаса специалисты не рекомендуют.
  • Если 10-12 месячный малыш не желает даже брать ложку в руки, не стоит торопиться, пытаясь насильно прививать новый навык. Всему свое время!
  • Многие родители предпочитают кормить ребенка отдельно. Это неправильное решение. Чем чаще малыш будет наблюдать, как едят другие, тем скорее он освоит этот навык.
  • Довольно распространенной считается еще одна ошибка, которую совершает любвеобильные бабушки и дедушки. Они готовы кормить своих внуков из ложечки до ста лет. Несмотря на то, что ребенок дома ест ложкой, в гостях у бабушки он лишь послушно открывает рот. Маленькие хитрецы моментально приходят к выводу, что самостоятельно есть совсем необязательно.

Как научить ребенка аккуратно кушать ложкой?

  • Процесс обучения проходит без меньших потерь, если сначала давать ребенку густую пищу. То есть пищу по консистенции приближенную к пюре. Такую еду легче набирать в ложку, она не проливается. Конечно, на первых порах далеко не каждая ложка попадает в рот малыша, но переживать по этому поводу не стоит.
  • Родители должны помнить, что этот навык дается детям нелегко. Чтобы помочь малышу в его освоении, нужно приобрести удобную тарелку и специальную ложку для его возраста. Желательно, чтобы посуда быть небьющейся.
  • Не стоит забывать и о фартуке или нагруднике. Большинство мам отдают предпочтение нагрудникам с загнутым нижним краем. Их производят из мягкого пластика. Они довольно удобны, так как не позволяют стекать жидкой пище и их не нужно стирать. После того, как ребенок поел, его обязательно необходимо умыть, снять нагрудник и (если понадобится) сменить рубашку. После каждого приема пищи мама должна помыть посуду и протереть стол так, чтобы ребенок это видел.
  • В соответствии с методикой М. Монтессори, двухлетние малыши уже вполне способны не только поддерживать порядок на столе, но и убирать за собой посуду после еды. Старайтесь уже с этого возраста приучать ребенка к порядку. Если ваш малыш будет вынужден после себя убирать, он постарается кушать аккуратнее, как говорится, с минимальными «потерями».
Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Ребенок не хочет есть и пить сам - Психология и психиатрия

анонимно, Женщина, 28 лет

здравствуйте. Моему ребенку 2года, мальчик. Проблема в том, что он ни в какую не хочет есть сам и пить из кружки. Причем происходит это в основном дома. Ему только начинаешь говорить "бери ложку", он тут же закатывает истерику, прячет руки, и сидит орет. Пробовали и показывать на своем примере, то есть садились кушать вместе, и кормили игрушки, и оставляли одного с тарелкой и ложкой, ничего не помогает. Он говорит нет, и сидит. Может просидеть и час и два. Может весь день не есть, хотя ходит голодный и просит ням-ням. Но только ему говоришь садись и кушай сам, тут же "нет" и истерика. При этом когда мы ходим куда то в гости, он, увидев как ест кто то чужой, может подойти, отобрать ложку/вилку, и начать кушать сам, даже если он сыт. Еще одна проблема с питьем из кружки. Примерно в год он научился пить из кружки. Потом началось лето, стали много гулять, на улицу брали с собой питье в поильнике с трубочкой, либо в обычном поильнике с жестким носиком. В итоге осенью он отказался пить из кружки, только с поильников. Сейчас также категорически отказывается пить с кружки, до истерики. Только видит, что ему дают кружку, "нет" и истерика. Когда забывается, что бывает очень редко, пытается делать глоток с кружки, но такое ощущение, что он разучился правильно пить (широко открывает рот, пытается запихать в кружку язык), естественно все проливает на себя, и опять истерика. Ему категорически не нравится, когда у него грязная футболка, поэтому он начинает ее снимать. И все, после этого о кружке опять можно забыть. Также пробовали показывать на себе, в игровой форме с игрушками, не давать поильников - это бесполезно. Днем он очень много пьет, может выпить ло литра жидкости, поэтому ходит просит пить, но кружку не берет. Я не знаю в кого, но он очень чистоплотный ребенок, прямо до маниакальности, хотя его никто еще к этому не приучал. Как я уже писала, он не терпит мокрых/грязных футболок, нужно сразу переодеть. Также не терпит грязных рук, даже если где то замарал кончик пальца, нужно тут же мыть, поэтому он никогда не ест руками, как другие дети. Максимум это печенька/конфетка, но ее он берет двумя пальчиками, и после того как съедает, сразу идет к взрослым, чтобы ему помогли вымыть/вытереть руки. Кстати на улице может спокойно носиться в изпачканной одежде и с грязными руками. Я уже не знаю, что делать, нам скоро идти в сад, но там сказали что ребенок должен себя обслуживать сам. Какие еще способы есть приучить ребенка кушать самостоятельно? может я что то не так делаю, хотя ребенка без причины не наказываю, не бью, весь процесс кормления стараюсь провести в спокойном, ласковом тоне?

health.mail.ru

Как научить ребенка есть самостоятельно.

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие — позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма — лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора — вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее — долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше — и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне — временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно, чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки, лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи — проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок — маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно, когда он действительно голоден.
  • Устройте игру из обучения самостоятельным навыкам еды. Например, поиграйте с крохой в «экскаватор». Тогда ложка — ковш, а ротик — экскаватор. Предложите малышу ковшом (ложкой) собрать кашу в тарелке и отправить в ротик (экскаватор). Либо устройте большую показательную «трапезу»: покормите вместе с малышом куклу или мишку, предварительно надев на них нагрудник. И неважно, если после такого «обеда» эти «едоки» оправятся прямиком под кран, чтобы «привести себя в порядок». Главное — сам наглядный процесс! Таких игр существует великое множество. Выбрать сюжет вам поможет воображение, либо за его основу берите любимое развлечение крохи.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения. Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда — не игрушки, а еда — не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды: детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники, изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикасзагнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период — когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось— не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер — со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки — необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик — и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй — самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками, за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками — для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой — для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком — для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели:

  • с двумя-тремя секциями — для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру — с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно — чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны — дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип — чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» — примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки. Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток — и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом, да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайкас чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку. Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока». Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то — к 1,5 годам, но иногда — несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия — и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма — примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку — и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное — чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель — ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища — каши или пюре. Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко — и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время — и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда — и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет, а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное — запомните, что всё сугубо индивидуально.

www.baby.ru

Питание ребенка. Учимся есть самостоятельно

С чего начать?

С покупки необходимых аксессуаров. Обычная взрослая посуда не подходит для маленьких непосед, поэтому лучше подобрать малышу специальную детскую. Выбор в магазинах огромный, но хорошая посуда должна отвечать определенным требованиям.

Тарелочка сделана из небьющегося материала, ведь юный гурман обязательно попытается проверить ее на прочность, бросив на пол, или от души постучав ложкой. Пластик, специальная пищевая пластмасса – самые подходящие материалы. Веселые расцветки, или любимые мультяшные герои помогут малышу не скучать за обедом. Зная, что на дне тарелки его ждет Кот Леопольд, малыш точно доест кашу до конца. Размер первой тарелки не должен быть слишком большим, так как объем предполагаемой порции может напугать едока. Для неторопливых малышей существуют тарелки с подогревом. Под днище в специальную емкость заливается горячая вода, и пища не остывает дольше, чем в обычной тарелке. Активным и шаловливым можно купить мисочку на присоске. Она накрепко приклеивается к столу, и перевернуть ее вместе со всем содержимым практически невозможно. Для удобства и мамы и малыша на тарелке могут быть нескользящие ручки. Если дома есть соответствующая бытовая техника желательно чтобы тарелку можно было ставить в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине (обычно на обратной стороне посуды ставится специальный значок, разрешающий подогрев в микроволновой печи). Посуду с яркими рисунками, выполненными краской, в посудомоечной машине мыть нежелательно, так как от высокой температуры рисунок постепенно стирается.

Детская чашечка также должна быть сделана из небьющегося материала, легкая с нескользящей удобной ручкой, а лучше – двумя, с двух сторон. Переходить от бутылочки сразу к чашке малышу не всегда удобно, поэтому существуют детские поильники. На пластиковую чашечку надевается специальный колпачок с носиком, жидкость не прольется на стол, а попадет точно в ротик. Когда ребенок привыкнет к своей кружке, насадку с носиком можно снять. Для прогулок можно купить специальный поильник – непроливайку с крышечкой. Если малыш тяжело привыкает ко всему новому, приобретите ему специальный «тренировочный набор». К любимой бутылочке с соской докупаются ручки и крышечка-поильник. Для непосед существуют специальные чашки-непроливайки с тяжелым дном. Такую чашку малышу трудно перевернуть или бросить на пол.

Ложечки и вилочки малышу также нужны специальные. Небольшой размер и нескользящая удобная ручка обязательны. Приборы могут бытьплассмассовые, или металлические с пластиковой ручкой. Кстати, традиция наших дедушек и бабушек дарить серебряную ложечку на первый зубок тоже очень полезна. Серебро хорошо обеззараживает водичку и полость рта ребенка. Даже если до первых зубов еще далеко, водичку или смесь для докармливания тоже лучше давать с ложки. Зубчики у вилок должны быть неострые и закругленные, чтобы малыш не поранился. Детский ножик также должен быть неострым, с закругленным концом и удобной ручкой.

Отдельно скажем про такую необходимую вещь, как фартучки. Они могут быть сделаны из ткани с прослойкой клеенки, из легкого гнущегося пластика или аналогичного материала. Тканевых фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Но они мягкие и не мешают малышу. Пластиковые фартучки имеют внизу специальный кармашек, в него падает еда, которую малыш не донес до рта. Существуют также специальные фартучки с рукавами, в них чистым останется даже самый неаккуратный едок.

Осторожно, меламин!

Выбирая посуду, особенно для малыша, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. В продаже можно найти чашки, тарелки, салатницы и пр., — по виду очень напоминающей фарфор, но сделаны они из полимерного соединения под названием «меламин». Меламиновая посуда молочно-белого цвета, легкая (легче стеклянной и фарфоровой), практически не бьется, хорошо моется, если по ней постучать, то она, в отличие от стеклянной, издаст глухой звук. Обычно на дне изделия есть надпись melamin. Но следует помнить, что маркировка может и отсутствовать., Тарелки, чашки и салатницы, произведенные из меламина, выделяют формальдегид, который оказывает неблагоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт и центральную нервную систему. Кроме того, это вещество является канцерогеном (провоцирует рак). Красители и веселый орнамент меламиновой посуды, представляющий собой обыкновенную переводную картинку, причем без всякого защитного слоя, при соприкосновении с пищей, и особенно при нагревании, выделяют тяжелые металлы — свинец, кадмий, марганец, что чревато непредсказуемыми последствиями для человеческого организма.Иными словами, лучше не покупать наборы детской посуды из меламина.

Когда и как начинать?

С 6-7 месяцев (самого начала ввода прикорма) кормите ребенка в специальном детском высоком стульчике со съемным столиком. За ним малыш быстрее научиться есть сам. Сидя на своем месте, ребенок пробует брать пищу из тарелки руками. Это необходимый этап в усвоении культурного способа поглощения пищи, поэтому позвольте его юному гурману. Важно не пропустить момент, когда кроха сам потянется за ложкой, увидев ее у вас в руках. Обычно это случается в возрасте 10-12 месяцев.

Чем старше ребенок, тем сложнее заинтересовать малыша.

В 2 года может начаться период упрямства, и малыш не захочет есть самостоятельно. Поначалу кроха берет ложку в кулачок, пока ему так удобнее. Покажите малышу, как правильно ее держать, потренируйтесь. Но не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть держит ложку, как может. Позднее, когда пальчики станут более ловкими, малыш, глядя на папу с мамой, научится держать ложку как взрослые, а пока ему надо просто не промахнуться мимо рта. Для первых попыток есть самостоятельно лучше всего подходит густая пища – каши, пюре, творог. Давая малышу ложку первый раз, вложите ее в правую руку. В последствии следите, за тем, чтобы ребенок ел правой рукой, так как совсем маленькие детки часто пытаются есть обеими руками по очереди. Но если малыш упорно отказывается, и перекладывает ложку в левую руку, не заставляйте и не переучивайте его. Скорее всего, он левша и ему действительно так удобнее.

Первое время кушать самому получается плохо, до рта доходит не каждая ложка, поэтому в каше оказывается одежда, столик и пол вокруг. Не ругайте малыша, просто приведите его внешний вид в порядок и попросите есть аккуратнее. Разумеется, ему пока трудно это делать, но ваша задача сейчас - выработать у ребенка стремление к чистоте. Первое время держите руку малыша с ложкой в своей руке и покажите, как зачерпывать еду из тарелки и как донести ее до рта. Обязательно хвалите кроху за успехи и проявленную инициативу. Наберитесь терпения, теперь кормления будут занимать много времени, но с каждым разом получатся все будет лучше и лучше. И помните, что управляться с ложкой для малыша – тяжелая работа, поэтому если ребенок устал, не настаивайте и докормите его сами. Для ускорения процесса можно использовать две ложки. Одну малыш держит в ручке сам и пытается ею есть, второй его кормите вы.

В 1,5-2 года предложите малышу салфетку и покажите, как ею пользоваться. В первый раз остатки еды он, скорее всего, размажет по лицу, но постепенно освоит и этот предмет. Используйте обычные бумажные или заведите малышу персональную, из ткани с интересным рисунком. Рот следует вытирать по мере загрязнения. К полутора годам карапуз вполне способен успешно справляться с пюре и творогом, к двум - уже должен уметь есть жидкую пищу.

В 1,5-2 года можно предложить малышу детскую вилку. Обратите внимание ребенка на то, что вилкой пользуются по-другому, накалывают пищу. Предупредите, что она острая и можно пораниться. Освоение вилки пойдет значительно быстрее и проще, движения у малыша уже более точные. Чтобы малышу было интересно, разложите на тарелке нарезанные ломтики разноцветных фруктов и овощей и предложите съесть при помощи вилки сначала всё красное, потом зеленое, и т.д.

В 2,5-3 года дайте малышу неострый детский нож. Вначале объясните, зачем он нужен, покажите, как, придерживая пищу вилкой, резать ее ножом. Пусть сначала это будет мягкая котлетка, а не цельный кусок мяса. На этом этапе детский стол опять окажется измазанным, ведь из под ножа часто будут выскальзывать кусочки. Пусть карапуз не огорчается, напомните ему, как он учился есть ложкой, и заверьте в скором успехе.

Учимся пить

Менять бутылочку на поильник можно уже в 8-10 месяцев, как только малыш научиться самостоятельно его держать. Если с поильником ребенок успешно справляется, позднее можно попробовать снять носик и пить «совсем как взрослые». Налейте в чашечку совсем немного, буквально на один глоточек. Если жидкости будет много, малыш может захлебнуться, первый опыт окажется неудачным и знакомство с кружкой придется отложить. Предлагать ребенку чашку нужно тогда, когда он действительно хочет пить иначе он станет играть с новым предметом или не поймет, чего вы от него хотите. Помогите малышу правильно взять новый предмет в ручки, отрегулировать угол наклона. Обязательно похвалите ребенка за глоток, скажите, что он молодец и уже совсем большой, пьет, как взрослые.

Если ребенок не хочет есть сам?

Попробуем заинтересовать. Устраивайте семейные обеды. Глядя на самостоятельно кушающих взрослых, малышу захочется соответствовать. Если семья редко собирается за общим столом, можно использовать авторитет значимого для ребенка взрослого. Обычно это папа, старший брат: «Ты хоть раз видел, чтобы я папу с ложечки кормила? Нет. Хочешь быть таким же сильным как братик?»

Многие вещи дети начинают делать, глядя на сверстников. Если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости, или пригласите на обед его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля. Еще один способ обучения – игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой–ковшом всё картофельное пюре и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры. («Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!»).. Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснить крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу.

Решение о том, что малыш будет есть самостоятельно должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет достигнут не скоро. Также обучение не должно зависеть от настроения родителей. («Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай я тебя быстренько накормлю»). Надо выработать определенную последовательность и поэтапность в обучении. Например, по началу ребенок сам ест только творог, когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» по консистенции пюре, далее жидкую кашу, и, наконец, суп. Иногда малыш с аппетитом начинает кушать самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденного в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.

Правила за обедом

С самого начала следует приучать ребенка относиться к приему пищи с уважением, кушать аккуратно и соблюдать необходимые правила. Даже самым маленьким нужно мыть руки перед едой, а к двум годам малыш сам напомнит вам об этом. Еда – это полезный ритуал, он дает ребенку чувство стабильности и ощущение собственной значимости, ведь малыш точно знает последовательность действий и почти со всем справляется сам!

Если вы помогаете малышу, все свои действия сопровождайте словами: «Ручки под краном вымыли, Сашиным полотенцем вытерли, теперь идем на кухню. Саша садится за свой столик, а мама наливает в тарелочку половником борщ. Смотри, какой он красный! И, наверно, очень вкусный!» Иногда, немного поев, ребенок начинает разбрасывать еду, кидать ложки, выливать на стол содержимое чашек. Если малыш просто устал кушать самостоятельно, докормите его сами. Но попытки пошалить за обедом лучше пресечь сразу же, не надеясь, что так ребенок лучше покушает. И строгое «нельзя» здесь обязательно. «Еда – это серьезно, ее можно только кушать, а если ты хочешь что-нибудь побросать, то мы после обеда поиграем с тобой в мячик». Если предостережения не помогают, просто уберите тарелку, вытрите рот салфеткой, это будет означать, что обед закончен. «Картошечка обиделась на Сашу, за то, что он бросил ее на пол. А сладкое яблоко увидело, как ты себя плохо ведешь, и укатилось. Так что десерта сегодня не будет». После еды ребенок должен говорить «спасибо», не забывайте напоминать ему об этом.

Двухлетнего малыша можно уже попросить убрать за собой посуду в раковину. А протереть губкой столик сможет даже полуторагодовалый карапуз. Конечно, качество такой уборки далеко от идеала, но ваша задача сейчас – выработать хорошую привычку и научить ребенка аккуратности. И помните, что аппетит приходит во время еды. Красиво накрытый стол, симпатичная посуда, позитивный пример и поддержка взрослых – все это поможет ребенку научиться есть самостоятельно.

www.2mm.ru

Девять причин, почему ребенок не хочет есть

«Ложечку за маму, ложечку за папу… Скушай кашку, а то не вырастешь… Если не поешь, мультик смотреть не разрешим…» Уговорами, угрозами, хитростями, с песнями и плясками родители стараются накормить своих малоежек. По данным исследований от 20 до 60 процентов детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы с питанием. Более половины 4-5 летних малышей считаются малоежками, а среди девятилеток 48 процентов детей плохо едят.

Проблемы с питанием в детстве могут в будущем привести к нарушению роста, к пищевым расстройствам, да и сложностей с обучением не избежать. Почему они не едят? Кому-то много не надо, кому-то скучно или тревожно за столом, кто-то так играет на нервах у мамы, а кому-то без помощи невролога не обойтись. Вместе с психологом Натальей Петровной ГРИШАЕВОЙ попробуем разобраться, какие проблемы могут лишить ребенка аппетита?

ПРИЧИНА 1 Классический малоежка. Он худенький, весь в родителей. И много еды ему просто не требуется. ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за весом, посоветоваться с педиатром и стараться в то небольшое количество еды «вкладывать» все необходимые витамины.

ПРИЧИНА 2 Протест. Самая распространенная причина. Даже взрослые люди выражают свой протест голодовкой. Подтекст простой – я умру, если вы не сделаете то, что я хочу. У детей шантаж похожий – обратите на меня внимание! Но вот причины для протеста уже могут быть разные: - Ребенок привлекает внимание. Возможно, в семье непростая обстановка – мама с папой ругаются, или развод, или родители всегда на работе и слишком мало времени посвящают ребенку. «Я перестану есть, и они меня заметят». - Ребенка в семье обожают и балуют. Он капризный, эгоистичный и привык, что может вести себя как угодно плохо, все равно его простят. Но у детей есть такое чувство, как внутренняя справедливость. И в душе чаду хочется, чтобы на его проказы обратили внимание, чтобы все было «как у людей» - провинился - наказан. Он знает, что такое непослушание, как отказ от еды, родители простить не смогут. - В семье с наследником обращаются слишком строго или даже жестоко. Ему все запрещают, за все ругают. Как ребенок может наказать родителей? Своими способами – не спать, «ходить» в штаны или не есть.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не пугаться, не умолять, не выполнять все, что просит, не угрожать, а разбираться, почему ребенок протестует? Что не так?

ПРИЧИНА 3 Ребенку не комфортно за столом Может быть, его заставляют есть ножом и вилкой или все время ругают за то, что некрасиво или неаккуратно ест. Может быть, кто-то за столом чавкает, и малышу просто неприятно смотреть – аппетит пропадает. Может быть, за столом мама с папой обычно начинают выяснять отношения.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за собой и отложить все ссоры, не ругать малыша, когда хлюпает, а хвалить, когда красиво держит вилку. Если ребенку некомфортно есть с кем-то хлюпающим, кормите его отдельно, ничего страшного. И не ругайте маленького, если обольется или испачкается – лучше заранее наденьте на едока фартук, прикройте колени салфеткой – пусть наслаждается вкусом еды, не беспокоясь пока о правилах этикета.

ПРИЧИНА 4 Привык есть с развлекалочками Пока чадо ковыряет макароны в тарелке, за столом разыгрываются драмы и комедии в исполнении мамы-папы, бабушки и дедушки. Песни, пляски, кукольный театр, на доске рисуют котлеты и зачеркивают с каждым откусанным кусочком. Ребенок привыкает, что его развлекают, и просто есть ему уже неинтересно. То же с мультиками. Родителям, конечно, проще, когда ребенок, засмотревшись в телевизор, уминает все, не глядя. Детям процесс еды может казаться скучным – надо сидеть, надо стараться орудовать ложками и вилками, им кажется, что они просто тратят время, и гораздо веселее «тратить» его под мультики.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не отвлекать от еды и самим не есть у телевизора. Лучше за время обеда или ужина пообщайтесь, придумайте ритуал, например, вы рассказываете друг другу о своих лучших моментах за день именно за столом, или даете друг другу советы. Врачи уверены, что важно не отвлекаться от еды, чтобы она правильно переваривалась, а вы получили всю необходимую энергию.

ПРИЧИНА 5 Страх Как правило, это невротические реакции, вызванные какими-то событиями, испугавшими ребенка во время еды. Например, рыбья косточка застряла в горле или малыша стошнило, когда он что-то ел, и т.п. Ребенок может не помнить, что именно его напугало, но «осадок» остался. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не заставлять, не позорить, не ругать. Разбираться, искать причину. А потом, желательно вместе с психоневрологом избавляться от страха.

ПРИЧИНА 6 Не вкусно Таких детей называют капризными, но, возможно, они едят только привычную пищу – макароны и сосиски или картошку и курицу... Приезжая в отель или в гости к кому-то, малыш не находит своей еды и может отказываться от любой другой. ЧТО ДЕЛАТЬ: Постарайтесь с самого детства регулярно знакомить малыша с новыми продуктами. Не возите с собой в гости сосиски, ищите компромисс. Терпеливо и играючи. Предложите ребенку заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Не любит овощи – сделайте суп-пюре, попробуйте вырезать фигурки из огурцов и морковки, фрукты можно превратить в коктейли, всему придумать смешные названия, привлечь к приготовлению пищи и самого маленького гурмана. Очень часто дети соглашаются попробовать новое незнакомое блюдо в гостях, когда все остальные с аппетитом это едят.

ПРИЧИНА 7 Не ест, чтобы угодить маме Бывает и такое. Например, маме пора выходить на работу, но ей не хочется, и она говорит так: «Я не могу отдать Петю в детский сад, он же НИЧЕГО НЕ ЕСТ, придется с ним дома сидеть». И Петя мотает на ус и не ест, как мама «запрограммировала». Или другой вариант – мама хочет всем показать, что ее ребенок особенный. ЧТО ДЕЛАТЬ: Родителям разбираться со своими собственными страхами и комплексами.

ПРИЧИНА 8 В семье культ еды Приемам пищи у вас в доме придают слишком большое значение. Мама готовит ужин, и это событие. Ребенок не поел? Катастрофа! Поел? Счастье! Малыш быстро понимает, что, раз еда – это так важно, он может управлять родителями с помощью поел-не поел. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не обращать так много внимания на то, сыт ребенок или нет, не превращать обеды-ужины в события. Перекусывать в дороге, иногда пропускать приемы пищи, как все нормальные люди.

ПРИЧИНА 9 Никогда не был голодным Ребенок не понимает, что пища может приносить радость, он никогда не был голодным, не ждал обеда, не мечтал о супчике, потому что родители постоянно впихивают в него еду, не успеет он проголодаться. ЧТО ДЕЛАТЬ: Попробуйте не кормить ребенка. Принимайте его отказы от еды. Дождитесь, когда он сам попросит есть. Или создайте неожиданную ситуацию – пустой холодильник, на ужин приготовить нечего. Есть только, например, картошка. Ребенок захочет есть и научится ценить самые простые блюда.

www.kp.ru


Смотрите также