656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

С какого возраста ребенка можно оставлять одного


В каком возрасте можно оставить ребенка одного дома

Когда-то в жизни каждой мамочки наступает момент, когда нужно выбежать из дома по неотложным делам и оставить  ребенка дома одного.
Многие мамы и папы переживают по этому поводу, ищут няню или просят соседку присмотреть за малышом. Но все же момент, когда сын или дочь остаются дома в одиночестве наступает. И это важно – когда и как вы оставите ребенка. 

В каждой стране существуют законы, регламентирующие возраст, до наступления которого ребенка оставлять дома одного строго запрещено. В среднем – это 12 лет. Чаще – 10. В некоторых штатах Америки и Канады – до 18 лет. В любом случае, родитель несет ответственность за обеспечение комфорта своего чада. Даже если «крошечке»15 лет, европейца в суде спросят – а достаточно ли было еды, а как был ребенок одет и как у вас в семье обстоит дело с элементарными знаниями о безопасности?
В России минимальный возраст оставлен на усмотрение родителей, как, впрочем, и все остальные детали. И многие работающие родители без задней мысли оставляют дома первоклашку. А иногда и 4-6 летку. Иногда и младше. А что делать? Не с собой же тащить?

Специалисты частенько сталкиваются с таким явлением: взрослые люди попадают в токсичные созависимые отношения и не решаются их разорвать по одной причине – страшно остаться одной. Вполне возможно, что отчасти ноги растут из детства – мама уходила на работу, и ребенок оставался один дома на целый день. Страшно. Неуютно. Ощущение покинутости. Одиночество. В общем, нужно хорошенечко подумать, прежде чем оставлять ребенка дома одного.

 

Есть два основных критерия: ребенок дает согласие остаться дома в одиночестве и ребенок объективно готов к этому.

Рассмотрим  эти критерии подробнее.
1. Ребенок дает согласие.

Чтобы ребенок дал согласие, нужно, чтобы ему было лет 5, чтобы он хотя бы примерно представлял – что это вообще такое – быть одному. Но здесь дело немножко в другом. Это должно быть спокойное согласие. Вот два варианта: первый – «Сыночек, я пойду, схожу в магазин, ты посидишь дома, а я за это куплю тебе шоколадку», или второй – «Доченька, давай ты посидишь-порисуешь, а мама сходит за молочком/хлебом/колбасой, мы приготовим ужин». Есть разница? В первом случае мы видим определенное давление, такой легкий шантаж. Во втором – объективную необходимость. Ребенок должен понимать необходимость ситуации
2. Ребенок должен быть объективно готов. Чтобы понять готов ли ваш ребенок – пройдите небольшой тест.

Тест на самостоятельность

1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в “дочки-матери”, больного и врача).
5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки – их ломают практически все дети, это нормально).
6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро “отходит” и прощает обиды.
8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: “Я поступил плохо. Мама будет ругаться”, “Я все сделал хорошо. Мама будет довольна”.
9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У “режимных” детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите “да”, значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Как?

Допустим, Ваш ребенок готов, решено оставлять его дома одного. Конечно, делать это нужно постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять дома детей одних до 7 лет, в 7-8 лет родители могут отсутствовать не более часа-двух, чем ребенок старше – тем больше времени вы можете провести вне дома. Конечно, это в идеале. Но наша современная жизнь от идеалов далека. Поэтому мы лучше поговорим о том, как ребенка подготовить к такому важному шагу в процессе взросления. 

Начните издалека. Например, со сказок. Можете придумать их сами. Жил был мальчик (девочка), он учился в школе, а маме с папой нужно было ходить на работу. Мальчик приходил со школы, разогревал себе обед, кушал, отдыхал, рисовал, играл и делал уроки. А вечером приходили родители, и они вместе отправлялись кататься на коньках/играть в футбол/ в шахматы, обнимались, читали книжки и т.д. Рассказывайте ребенку истории из своего детства – как вы первый раз оставались одни дома, чем занимались (ведь тогда еще не было компьютеров, или уже были?). Важно подготовить ребенка морально, чтобы он понимал – это безопасно и интересно. Это делает его старше, ответственнее. Вы ему доверяете. Хорошей подготовкой будет ваше уединение дома. Выделите себе полчаса-час. Ложитесь спать или примите ванную. Закройте дверь так, чтобы ребенок не мог к вам попасть. Вы отдельно – он отдельно. С одной стороны вы дома, с другой – нет.

Первый выход из дома начинайте с 15 минут. Не планируйте ничего важного. Этого времени как раз хватит, чтобы сходить за молоком. Большего и не требуется. Объясните ребенку, что вы вернетесь, когда большая стрелка дойдет до 12, а маленькая – до трех. Не опаздывайте – ребенок будет вас ждать. Оцените состояние ребенка по возвращению домой – чем он занимается или занимался, расстроен или спокоен. Если вы вернулись с молоком, а чадо стоит у дверей и ревет – взросление откладывается. Если вы уходите на час и более – звоните и разговаривайте с ребенком. Спросите, что делает он, расскажите, что делаете вы, когда придете домой. С одной стороны – вы поддержите ребенка. С другой – успокоите себя. Ведь порой, мамы переживают больше чем дети. И здесь я хочу сказать, что вы с ребенком – единое целое. Если вы боитесь его оставлять – он будет бояться, если в вашей голове сплошные страшилки – то же ждет и ребенка, если вы уверены и спокойны – ребенок остается с радостью.

Безопасность.

Следующим этапом подготовки будет подготовка пропагандистская )). А пропагандировать родители должны безопасность. По идее, все это ребенок должен знать и уметь, если вы считаете, что он готов находиться дома один. Но закрепить и дополнить не помешает. 

1) Личная безопасность.
Возьмем для примера первоклассника Ваню. Утром вы провожаете его в школу, возвращается он сам/с друзьями/с мамой друга-Сережи. Он должен уметь самостоятельно собраться, взять в гардеробе одежду (не забыть шапки/варежки/сменную обувь). Ваня должен хорошо знать дорогу из школы домой. Разными путями (на случай, если водопроводчики перерыли привычный путь, или собак стая на тропинке или машина перегородила дорогу и не обойти). Ваня должен знать правила дорожного движения для пешеходов. Переходить только по пешеходному переходу, желательно, со взрослыми. У ребенка есть ключи от дома. Ключи – это ценность (как и телефон), ключи всегда лежат в одном и том же месте, застегнутом и недоступном даже для друзей. Ваня несет ответственность за сохранность ключей и умеет ими правильно пользоваться. Ребенок умеет пользоваться телефоном, имеет свой телефон, либо носит с собой карточку, на которой написаны телефоны мамы-папы-тети-соседки. Ваня может попросить у знакомого(!) взрослого, например, у учительницы, телефон, чтобы позвонить маме. Ну и главное, Ваня прекрасно знает, что нельзя разговаривать с чужими людьми, что-либо у них брать, куда-либо с ними ходить и показывать свой дом. 

2) Дом. Быт.
Ваня – парень самостоятельный: он умеет пользоваться бытовой техникой (плита, микроволновка, чайник, телевизор, компьютер, телефон), электричеством, водой. Он знает, что есть приборы, которые ему трогать нельзя категорически и вещи, к которым лучше не прикасаться. Но будьте готовы к тому, что детское любопытство возобладает над вашими запретами. Поэтому спрячьте все опасное и дорогое, чтобы у ребенка не возникало соблазнов. Рано или поздно ваше чадо дорастет до других предметов быта – утюга, пылесоса и т.д. Оговорите правила использования, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах: если отключился свет или случилось что-то непредвиденное – нужно первым делом выключать из розетки и убирать. Папа придет – разберется. 
По разным причинам может случиться так, что вы не оставили ребенку на завтра обед. Ваня знает, как приготовить элементарное блюдо – сварить рис или яйцо, пельмешки или вареники, умеет сделать бутерброд и заварить чай. 

3) Связь с миром.
Назовем это так. Ребенок должен уметь позвонить родителям с домашнего/сотового телефона. Ребенок должен уметь обратиться к взрослым – соседям или другим взрослым в случаях ЧП. Ребенок должен знать о существовании полиции, пожарной службы, скорой помощи и знать, как и в каких случаях туда обращаться. Ровно как и знать, что с телефоном играть нельзя!!!!

 

4) Чужие
Я выделяю это отдельным пунктом, потому что это архиважно. Здесь пойдет речь о звонках и визитах посторонних людей. Они не обязательно будут агрессивны, они могут быть вежливы и предлагать сладости и подарки… Ну, вы сами знаете. Нельзя разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, что бы они ни сказали. Убедите ребенка, что если вы захотите им что-либо передать, то найдете способ передать это через родных, в крайнем случае – приедете сами. У вас должны быть в связи с этим знакомые ребенку взрослые – родственники, ваши подруги, одна-две коллеги, которых ребенок узнает по голосу. Ваня ни в коем случае не скажет никому по телефону, что взрослых дома нет. 

Никогда и никому нельзя открывать дверь. Ребенок приходит и закрывается на ключ изнутри. Все. У всех, кто может прийти – есть ключи. Остальные проходят мимо. Что бы они не говорили. Если начнется пожар – пожарные выбьют дверь. Так ребенку и скажите. Хотя про пожар мы еще поговорим. С любыми взрослыми за дверью Ваня не разговаривает и так же не говорит им, что дома никого нет. Даже если это бабушка с котенком, даже если это ребенок, даже если это дядя, которого он когда-то где-то видел. Конечно, здесь будут исключения. Например, на ключ ваша дверь изнутри не закрывается. А только на «цепочку» или что-то типа того. Т.е. даже если пришла мама, открывает дверь ребенок. Тогда возьмите себе за привычку звонить ребенку, когда заходите в подъезд. Или стучите специальным кодовым стуком (чтобы никто не видел:) В любом случае – ребенок сначала смотрит в глазок, потом открывает. К ребенку будут приходить друзья. Они тоже могут звонить или стучать особым образом. Но про друзей – отдельный разговор.

5) Друзья
В каждой семье друзья – это отдельная тема. И о ней стоит поговорить и все ребенку объяснить. Как вы относитесь к тому, что к вам в дом будут приходить одноклассники? Как ваш ребенок общается с людьми, позовет ли гостей? Есть дети, которые могут привести в дом весь класс – определите свою позицию относительно визитов гостей. Это может быть:

  • когда родителей нет дома – никто не приходит (но рано или поздно этот запрет начнет нарушаться или его придется пересмотреть)
  • когда родителей нет дома, ты можешь позвать в гости только одного-двух близких друзей, которых знает мама и у мамы есть телефоны родителей этих друзей.
  • когда родителей нет дома, ты можешь пригласить гостей, предварительно согласовав с мамой или папой.

Так же вы должны заранее оговорить чем занимаются гости в ваше отсутствие – можно ли включать компьютер, можно ли предлагать всем красную икру из холодильника или съедать все запасы конфет, можно ли играть в маминой комнате и т.д. 
Правила должны быть, но они не должны превращаться в клетку для ребенка, иначе они будут нарушаться. Конечно, все это может рассказываться мамой и папой долгими вечерами, но можно использовать и более приятные методы – игры, сказки и мультфильмы, например, «Три котенка», «Аркадий Паровозов», «Озорная семейка» иногда. 

Теперь поговорим о родителях, что Вы должны делать и чего не должны.

Первое, что вы должны – доверять ребенку. Если вы оставляете его дома по разным причинам, то, скорее всего, это нужно именно вам. А значит, вам придется ребенку доверять. Отдать ключи, телефон, предоставить в распоряжение квартиру. И при этом не звонить каждые пять минут и не изводить тотальным контролем. Ваше недоверие и страхи могут плохо сказаться на состоянии ребенка.

Второе, что вы должны, особенно на первых порах – обеспечить его всем необходимым. Например, нужно заранее ввести привычку переодеваться. Пришел со школы – повесил аккуратно форму в шкафчик, надел домашнюю одежду, помыл руки. Ребенок знает, где лежит его одежда, где взять чистую одежду, если он запачкался и вообще, где взять все необходимое – полотенце, губку чтобы вытереть на кухне лужу воды, новую бутылку воды и т.д.

Третье – еда. Пришел Ваня из школы уставший, конечно, хочется поесть. А родителей нет. Конфеты!!!! Вот что пойдет в ход первым делом. Хлеб с сыром и помидорами, печенье, какао или что там еще есть в ваших шкафчиках. Чтобы этого не произошло необходимо привить культуру пищевого поведения гораздо раньше. Нужно, чтобы ребенок знал, что ждет его на обед и, главное, оставлять ту еду, которую Ваня любит. Если он с роду не ест тыквенный суп-пюре – плавать вашему супу сами знаете где.

 

Если ваш малыш, еще не умеет пользоваться плитой и микроволновкой, то можно оставлять еду в специальном термосе. Но со временем все равно вам лучше приучить ребенка к большей самостоятельности. Наш первоклассник Ваня может сам отрезать хлеб или огурец, вымыть помидоры и яблоко, намазать масло на хлеб. Дело не только в том, что вы экономите время, но и в том, что для ребенка время одиночества дома превращается в приключение. Только здесь важно не переборщить, чтобы приключение не стало трагическим испытанием. Ведь иногда так приятно взять с тарелки бутерброд, с любовью сложенный мамочкой. Но мы продолжим о полезном – приучите ребенка убирать за собой посуду. Мыль или хотя бы ставить в посудомойку. Опять же – растет уровень уважения к себе. Только если вы подадите это ни как суровую реальность, а как игру «Ты же взрослый, а взрослые детки…….» Постепенно круг обязанностей растет. Растут и бонусы :)

Четвертое – безопасность. Да, опять она, только с другого ракурса. Ребенок тоже, наверное, волнуется, оставаясь дома один. И задача родителей – создать для него максимально комфортные и безопасные условия. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Подарите ему телефон, пусть даже в первые три дня он позвонит вам сотни раз. Пусть он позвонит также папе, бабушке, тете Гале, классной руководительнице и т.д. Возможно, ему захочется убедиться, что все это работает. Установите дружеские отношения с семьями друзей вашего ребенка. Если у Сережи мама не работает, может быть, она согласится первое время встречать и провожать домой не только своего ребенка, но и вашего. Может быть, она разрешит ему оставаться иногда в гостях у Сережи на пару часиков. Быть может, у вас в соседей квартире уже 20 лет живет замечательная женщина, недавно вышедшая на пенсию. Скажите малышу, что в случае чего – он может обратиться за помощью к МарьИванне. Опять же сказки и рассказы из серии «мой дом – моя крепость». Кроме того, очень важно рассказать о возможности обратиться в полицию/пожарную/скорую помощь в таких то случаях, ему помогут. Но самое главное! Когда вы будете играть в игру «Ваня остался дома один….» – обратите внимание на страхи, которые ваш ребенок сам придумает Ване и оградите ребенка от них.

Чего родителям делать не стоит?

Надеяться, что « все как-нибудь само». Что не запрещено – то разрешено. Это значит, чем понятнее для ребенка будет ситуация, чем четче, логичнее и доступнее будут обрисованы границы – тем меньше вероятность, что по возвращению домой вы узрите знакомое с детства «Приходил ко мне Сережка, поиграли мы немножко….» Конечно, подготовить сразу ко всему ребенка не получится. О чем-то вы просто забудете, ведь для вас это элементарно. Все придет со временем. Доверяйте. Себе, ребенку и жизни в целом. 

Игнорировать страхи. Чем больше страхов будет испытывать ребенок, тем более стрессовым будет для него пребывание дома в одиночестве, тем чаще он будет болеть, тем хуже будет его успеваемость. Чем больше вы будете его игнорировать, тем меньше он будет вам доверять. Поэтому даже если он боится зеленую кракозябру, которая живет на подоконнике, а это всего лишь кактус – не смейтесь. Найдите в Интернете небольшое кино или мультик про кактусы, можете нарисовать вместе пару смешных «колючек-кракозябр», придумать истории о них или поручить, в целях приручения оного чудовища, поливать кактус. Не жалейте своего времени моральных сил на борьбу (а иногда просто принятие) со страхами и прочими проблемами. 

Устраивать проверки. Самые распространенные ошибки – звонить или стучать в дверь и прятаться. Во-первых, вы пугаете ребенка. А во-вторых, очень удивляете, когда оказывается, что это мамочка так «прикалывается». Мамочка то, понятно, хотела посмотреть, как ребенок отреагирует. Но ребенок, если к нему постучит как-нибудь непонятно кто, может, не задумываясь, открыть дверь – «это ж мама так шутит!» То же самое со странными звонками-проверками. Лучше всего профилактика. Двери открывают только взрослые. Т.е. ребенок не открывает дверь, даже когда мама и папа дома. Только взрослые.

Предъявлять излишние требования. Не ждите, что у ребенка получится все и сразу. Возможно, от волнения он забудет поесть и просто ляжет спать. Или просидит весь день перед телевизором. Или забудет выключить плиту и поджарит суп. Не ругайте. Ошибок не бывает – бывает неожиданный результат. Но это опыт. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять свои ошибки. Не обязательно тыкать его носом. Не ждите, что вы придете домой, а там чистота и порядок, вас ждет вкусный ужин из трех блюд и сытый кот. Поддерживайте вашего ребенка как можно активнее, хвалите, любите и уважайте.

Опасные ситуации.

Перед тем, как оставить ребенка дома одного, обязательно обговорите с ним опасные ситуации, которые могут возникнуть. 

1) Травмы. Ребенок может упасть со шведской стенки, порезаться или обжечься. Это самое распространенное. Вы должны научить ребенка остановить кровь, намазать «спасателем» обожженный палец или приложить лед к ушибленному колену. Если он забудет, пусть позвонит вам.

2) Выключили свет. Да, в нашей стране так бывает. Самый простой выход – чтобы в детской был ночник, который работает от батареек и может осветить комнату. В любом случае, ребенок наверняка уже не раз оказывался в подобной ситуации, либо должен быть вами предупрежден, что такое может случиться. Покажите, где лежит фонарик, где хранятся свечи (в подсвечнике) и зажигалка. Объясните правила обращения с огнем. И придумайте вместе, чем может заняться ребенок, при свете фонаря, кроме как забиться в угол и бояться. 

3) Пожар. Пусть этот пункт никогда вам не понадобится, но он должен здесь быть. Случиться может всякое, особенно если вы живете в семнадцатиэтажном огромном доме, где 300-400 квартир. Вы же не можете поручиться за каждого жителя? Поэтому расскажите ребенку и про пожар. Если вдруг пожар случился у вас в квартире, помните: нельзя прятаться под кроватями и в шкафах. Пытаться тушить огонь можно только в начальной стадии – когда размер пламени не больше мячика. Первым делом звоним родителям и пожарникам. Во вторую – обращаемся за помощь к соседям. Опаснее всего дым, бежим туда, где меньше дыма, никогда не открываем дверь, из под которой идет дым. Если пожар где-то на площадке или у соседей – ни в коем случае не открывать дверь в свою квартиру и не выходить в подъезд. Позвонить 01 и ждать пожарных. 

4) Чужие атакуют. А именно – пинают двери, кричат, требуют, ковыряют ключами в замочной скважине. Ребенок не должен паниковать, хоть это и сложно. Звонить взрослым. Всем. Пусть все узнают, кто-то явно приедет быстрее. Звонить в полицию. Но здесь сложнее, нужно объяснить кто он, что происходит и адрес. Маме же достаточно будет испуганного плача. И конечно, ни в коем случае, не открывать дверь.

К сожалению, это далеко не полный перечень неприятностей. В квартире может лопнуть труба, может выбить пробки, кто-то может кинуть в окно камень… мало ли. Ребенок испугается. Но мама всегда поймет, мама не станет ругать и мама обязательно приедет. 

Скрытое наблюдение

Иногда родители практикуют скрытое наблюдение в квартире. Сейчас устроить его не составляет никаких проблем. Однако, что вам это даст. От чего вы защитите своих детей? Вы примчитесь, если увидите, что он выливает суп в унитаз, если он смотрит весь день взрослые каналы, если он привел домой одноклассницу? И вот вечером вы залетаете домой и высказываете все, что думаете о его времяпрепровождении… Что произойдет? Вы навсегда потеряете доверие. Особенно, если дело касается подростка. Если все-таки камеры нужны вам для своего личного спокойствия – что бы вы там ни увидели, ни в коем случае не говорите ребенку о том, что следите за ним, работайте над причинами поведения и своими личными тараканами. Ведь это важно – уважать личное пространство своего ребенка.

Скука.

 

Частенько дети, предоставленные сами себе, маются скукой. Одни придумывают себе монстров, другие сидят перед компьютером с блуждающим по соцсетям взглядам, третьи перебирают родительские шкафы, четвертые мастерят взрывчатку. Скука – это недостаток мотивации деятельности. Ребенку кажется, что у него СТОЛЬКО времени и он не знает, чем его заполнить. Если вы активный человек, то наверняка умеете писать планы. Научите этому детей. Сначала в форме сказки и игры «давай обсудим, что будет делать мальчик Ваня, когда придет со школы».

Обязательно рассчитывайте реальное время, которое ребенок тратит на то или иное действие. Если вы напишите список из 33 развлечений и скажете «выбирай сам» – ребенок сойдет с ума. Напишите для начала 5-6 основных «дел»: переодеться, покушать, помыть посуду, посмотреть мультик, нарисовать лису для бабушки, прочитать рассказ, заданный по литературе. Все равно ребенок по ходу дела покатает машины, несколько раз сходит в туалет, 15 раз позвонит вам и еще 5 раз папе. Главное, чтобы было какое-то разнообразие. Со временем Ваня научится писать себе списки дел сам, научится планировать неделю. Ему будет интересно, потому что так делают взрослые! Потому что это хорошая привычка!

Если вы не работаете или работаете дома.

Часто мамы, которые «сидят дома» боятся попасть в одну из распространенных проблем. Кто-то боится стать «клушей», другие боятся, что дети сядут на шею. Не отвергайте ребенка, не перегружайте ребенка. Поверьте, если вы позаботитесь о десятилетке, разогреете ему суп – он не сядет на шею. Он сядет на шею, если начнет вам приказывать, а не просить. Если вы будете опережать и предугадывать его желания. Если вы будете стараться заменить друзей – «ведь мама дома». Если вы в шестом классе будете забирать его из школы, которая находится на соседней улице. Очень часто чрезмерная опека носит самые благие побуждения. Но вы, таким образом, душите ребенка.

Если вы домохозяйка – вы не обязательно «клуша». Даже если ребенок один. Найдите себя, свои интересы, поставьте цели себе. «Клушами» становятся мамы, цель которых – ребенок. Ребенок не может быть целью, он отдельный человек, у него свои цели. И вы должны вести его аккуратно, просто шагая рядом. Не впадать в крайность, не оставлять его одного «в суровых реалиях жизни». У всех реалии разные – у кого-то суровые, у кого-то комфортные. Уважайте себя, своего ребенка и свои семейные ценности. Если вы часто находитесь дома, это не значит, что вы не можете уехать на пол дня по своим делам, оставив его одного. Вам все равно необходимо передать ему некоторые домашние дела. Чтобы если вдруг через 15 лет вы найдете работу своей мечты, вам не пришлось оставлять вареную гречку в термосе )))

www.vospitaj.com

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома - Статьи - Семья

Всем доброго времени суток!
Есть подруга Таня, у нее приемная дочь Вера. Год с небольшим назад, когда подруга забрала Веру из детдома, встал вопрос, в какую школу отдать. Еще есть подруга Ира, когда-то работала учителем биологии, посоветовала пойти в школу, где она раньше трудилась. Этим летом Иру уговорили вернуться в школу, вот так вот и получилось, что она стала еще и классным руководителем Веры.
У Веры был день рождения, 13 лет, сначала она отпраздновала с подружками, а в пятницу пригласили нас, маминых подруг. Вера начала проявлять интерес к косметике, ну мы и решили сделать ей сюрприз, пригласить профессионалов. Визажист моя хорошая знакомая, предложила позвать не только ее, а еще одну даму, та работает гримером в театре.
Кроме Веры, было еще 4 одноклассницы. Девчонки в буквальном смысле визжали от восторга. Их накрасили и показали, как это делается, и каждой рассказали, какой тип лица, что подчеркивать — не подчеркивать, какие прически подойдут и т.д. Гример по собственной инициативе приперла с собой несколько баулов с париками, шляпами, шалями, боа, веерами, девчонки во всем этом повыделывались и нафотографировались.
Девочки праздновали в зимнем саду, а мы даже в гостиную не пошли, унесли им еду и остались на кухне, т.е. они нас не видели не то что с бокалами в руках, а даже место, где мы сидим. Ирина в тот день возила детей на конкурс, и пришла уже в самом конце вечеринки, когда мы пошли в сад с зажженным тортом и объявлять что все, детки, закругляйтесь. Вера задула свечи, девочки перед нами минут 10 покривлялись в париках и шляпах, все вместе сфотографировались — все, больше девочки свою классную не видели.
Провожали их так — за одной приехали родители с младшими братьями, зашли они всей толпой, потому что мальчишкам захотелось повидать хозяйских собачек. Я вызвонила знакомого таксиста, всей толпой вышли к воротам, сначала уехало такси, потом родители, которые сами забирали дочь. Т.е. подтвердить, что таксист не неизвестно кто, а знакомый, адекватный и вменяемый, что девчонок посадили в машину, проконтроливали чтобы пристегнули ремни и проговорили маршрут водителю, можем не только мы, но и та семья. Такси было потому что Татьяна с Верой живут в коттеджном поселке, и общественный транспорт туда не ходит.
Девчонки выложили фото в сеть и понеслоооось(( Все выходные полоскали и за то, что девочек накрасили, и что им рано узнавать про такой ужас-ужас как косметика, и классного руководителя, что она там вообще была и ведь, зараза, наверно еще и спиртное пила, и что не сами отвезли, а отправили на такси. А, такси потому что Татьяна с Верой живут в коттеджном поселке, и общественный транспорт туда не ходит. Таксист отзвонился мне минут через 20-25 что все нормально, всех довез, одну даже до квартиры довел, потому что в подъезде не было освещения. У родителей девочек претензий нет, возмущаются родители тех, кто не присутствовал. Сегодня одна, особо «одаренная», предложила написать заявление на имя директора по поводу поведения классной.
Вопросы такие:
Допустима ли 13-леткам такая консультация по визажу, и что сделали это не родители, а чужие люди? Еще и не только рассказали, но и накрасили.
Присутствие классного руководителя на дне рождения ученицы — это преступление? Особенно если учесть, что никто из детей не видел, что она пьет спиртное.
Отправить 13-леток на такси с чужим дядькой — можно или нет?

deti.mail.ru

Когда можно оставить ребенка дома одного? | Материнство

В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

 

 

Именно так в некоторых социологических исследованиях называют россиян, чье детство пришлось на 80-е годы (и даже раньше).  Эти дети не просто могли оставаться дома одни. Исключением, скорее, являлись случаи, когда дома был еще кто-то кроме них. Рано привыкшие к самостоятельности, они сами отпирали дверь, разогревали (а то и готовили) себе обед, делали уроки, ходили на занятия в кружки и секции. Мало кого тогда заботили вопросы «психологической адаптации» или «детских стрессов». Куда ж деваться-то, когда все взрослые на работе с утра до вечера, а то и до ночи? Сразу после детского сада, все резко становились самостоятельными.

Современных родителей ужасает беспечность предков. На одном форуме был описан следующий «забавный» случай. Бабушка недоумевала, отчего дочь боится оставить в колыбельке  годовалую внучку. Сама она «в свое время» совершенно спокойно оставляла дочь в том же возрасте одну в кроватке, уходя на работу и возвращаясь лишь на обед (чтобы покормить и идти работать дальше). «А что тебе было бы? – удивлялась она, – Вылезти ты бы все равно никуда б не смогла!»

С какого возраста оставлять?

 

Очевидно, что самостоятельность напрямую связана с опытом и знаниями, а они, в свою очередь – с возрастом. Хотя, конечно, бывают исключения – кто-то уже в пять лет сможет дома за старшего остаться, а кто-то и в 10 не умеет  элементарно о себе позаботиться.

6 лет – такой примерно возраст у большинства родителей считается допустимым, чтобы попробовать оставить одного на некоторое время. Обычно в эти годы ребенок уже может кое-как читать, неплохо выражать мысли, а главное – начинает стремиться к самостоятельности.

А вот если подходить юридически, то бывает по-разному. Так, в  некоторых  странах есть четкие возрастные ограничения, прописанные в законе.

  • США: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве с 10 лет, в штате Мэриленд – с 18 лет, еще в нескольких штатах с – 14 лет.
  • Канада: в большинстве штатов запрещено оставлять ребенка дома одного до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа.
  • Новая Зеландия: запрещено оставлять ребенка одного дома или в любом другом месте до 14 лет без уважительной причины.
  • Австралия, Великобритания, Франция и Россия – возраст нигде не прописан, но ответственность в чрезвычайной ситуации полностью лежит на родителях.

«Ничего страшного не случится, если я выйду на 10 минут»

Ответственность родителей, прописанная в законе, вроде бы понятна всем. Но, увы, в новостях нередко встречаются трагические истории.

  • Поздним октябрьским вечером 2015 года в станице Холмская Краснодарского края загорелся жилой дом. Взрослых дома не было. Соседи вызвали пожарных, но семеро детей, от года до 10 лет, погибли, отравившись угарным газом.
  • Три малолетних ребенка погибли 11 февраля 2016 года при пожаре в квартире многоэтажного дома в Ростове-на-Дону. На месте были обнаружены тела двух девочек в возрасте два месяца и полтора года. Еще один ребенок, находившийся в этой квартире, — мальчик около трех лет — скончался по пути в больницу.
  • Трое детей от 2 до 5 лет, оставленных без присмотра, погибли при пожаре в частном доме в Камызякском районе Астраханской области в марте 2016 года. По словам матери, она ненадолго вышла в гости к соседке.
  • 26 марта 2016 года, в Кунашакском районе Челябинской области при пожаре погибли брат с сестрой – пяти и трех лет. Маленькие дети оказались заперты в доме и не могли выбраться. По предварительным данным, их мать в это время находилась в магазине.

Список можно продолжать долго. К счастью, встречаются истории с относительно благополучным концом:

  • В июне 2014 года в городе Карабаново Владимирской области девятилетняя Анастасия Суханова вынесла из пожара свою двухлетнюю сестренку. Родителей дома не было. Девочке была вручена медаль МЧС России «За отвагу на пожаре».
  • В феврале 2016 года житель Амурского поселка, 11-летний Артем, спас из горящего дома пятилетнего брата и трехлетнюю сестру. Матери дома не было, двух спавших мужчин мальчик не смог разбудить, они погибли.

Основы домашней  безопасности

 

К сожалению, все ситуации предвидеть заранее – не дано. И почему-то, именно когда ребенок остается один, ему могут придти в голову самые сумасшедшие идеи. Например, провести давно запланированный эксперимент со спичками, или пожонглировать ножами, или вовсе похимичить с «антизасором». Случается и наоборот: ребенок так напряжен, что может отвлечься только мультфильмами или планшетом. Или вовсе будет сидеть, глядя в окно в ожидании вашего прихода.

Что необходимо учесть, размышляя о возможности оставить одного ребенка дошкольного возраста:

  • Исключите риск того, что ребенка может ударить током.

Однажды сын, оставшись один на кухне, решил навести порядок и влажной тряпкой протереть основу под электрическим чайником. Током его стукнуло слегка и тут же вырубило пробки. Всё обошлось благодаря УЗО (устройство защитного отключения), которое было установлено в квартире еще при ремонте.

  • Уберите все опасные предметы       

Несомненно, вся бытовая химия и колюще-режущие предметы у вас давно и наглухо упрятаны с момента появления в доме младенца. Для детей постарше там же лучше держать и спички с зажигалками, разные лезвия и даже(!) аэрозоли.

  • Постарайтесь обезопасить окна

Окна – это отдельная головная боль. Кто знает, вдруг ребенок решит попускать самолетики из окна, а чтобы лучше было видно, пододвинет стул? Или решит понаблюдать за вами, высунувшись с балкона? Без разговоров об этом заранее, предупреждая о рисках, едва ли можно обойтись. Но мне, например, спокойнее уходить, когда окна крепко закрыты, чтобы детям такая мысль даже в голову не пришла. И, кстати, стоит отдельно упомянуть москитные сетки.  Чтобы замечтавшись, сидя на подоконнике, свесив ноги, никто не рискнул случайно на них облокотиться. Это одна из частых причин трагических случайностей.

  • Научите, как позвонить маме

Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо осваивают гаджеты. Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и  набрать мой номер.

  • Используйте современные технические средства

Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

  • Научите не открывать никому дверь

Что касается такой неприятной темы, как криминальные риски, не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии «Что делать, если…»  - «…ты один дома, а в дверь звонят».

А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

«Мама, не уходи, я боюсь»

 

Психологический комфорт ребенка – тема не менее важная, чем его безопасность.  Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» – значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному – возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться  заранее подготовить, морально настроить малыша.

Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате,  при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

Тут все индивидуально. Например, что для сельского жителя нормально, для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной.  С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет эффекта отчужденности, характерного для многоквартирных домов.  Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и оставить его одного.

Как это организовать?

 

  • Готовьте к расставанию постепенно

Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

  • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение.  Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать».  В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить):  «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

  • Оставляйте «заместителей»

Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься – как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

  • Научите пользоваться часами

Здорово, если ваш ребенок умеет ориентироваться во времени по стрелкам часов. Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

При этом всегда важно точно выполнять обещанное. Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

  • Возвращайтесь засветло

Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов  и интерес к познанию мира.

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 30.03.2016
Автор статьи: Анастасия Мещерина

materinstvo.ru

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома

Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями, ведь в жизни бывают разные ситуации, например, бабушки или дедушки рядом нет, а маме надо срочно отлучиться по делам.

Наши читатели поделились опытом, когда можно оставлять своего ребенка одного дома, а также дали рекомендации, как сделать это так, чтобы все прошло спокойно и без инцидентов. Полную подборку советов вы можете посмотреть на форуме.

Кадр из фильма «Один дома»

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

Автор: Лилёна 

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Автор: Эндрю

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Автор: Разрисовання Зебра

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше – в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, – одни рекомендации психологов и педагогов.

Автор: ASFEYA ASFEYA

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина, срочно нужны были лекарства, малую – в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия – 40 минут – вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Автор: На мягких лапах

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Автор: Елена Горбулева

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Автор: Mary N

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом – залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике – воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока. 

С семи лет: развиваем самостоятельность

Автор: Алена мама 3D

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

Автор: Banana returned

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Автор: Аля

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой…

Автор: Валькирия

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Согласно опросу, который мы провели среди наших читателей, 42% родителей считает, что можно оставлять ребенка одного дома с семи лет. 21% – придерживается мнения, что лучше чуть позже – с девяти лет. А вот 18% мам и пап готовы оставить дома одного малыша уже с пяти лет. На вопрос, где ребенку безопаснее носить ключи от дома, проголосовавшие в основном выбирали пункт «в ранце/рюкзаке, где есть специальный карман для ключей». С просьбой присмотреть за детьми родители готовы чаще всего обратиться к родственникам или друзьям – 73%. Оптимальное время отсутствия взрослых в квартире по результатам голосования – от получаса до полутора часов.

С какого возраста дети могут находиться одни дома по закону?

Строго говоря, в России нет конкретного закона, который бы регулировал именно нахождение детей дома одних. Однако существуют другие законы, имеющие к этому отношение. Во-первых, ответственность у нас наступает с 14 лет. То есть с момента получения паспорта. Поэтому нахождение такого ребенка дома одного ничем не грозит его родителям с точки зрения закона. Во-вторых, у нас есть статья «оставление в опасности». Если с ребенком до 14 лет дома случается несчастье, то родителей привлекут по ней. В моей практике был случай, когда семилетняя девочка выпала из окна, находясь одна дома. Родителей привлекли к ответственности именно по этой статье.

Кирилл Рогов

юрист, специалист по семейному праву

Как сделать так, чтобы все прошло спокойно

Автор: DarSi

Если говорить о советах, то самое главное – это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе – оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье – организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся – научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей – обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

Кадр из фильма «Один дома»

Автор: Ольга Макаревич

Перед тем как сын был оставлен дома один, им был пройден полный инструктаж. Проведены тест-драйвы:
1. Если пищат пожарные датчики, взять ключи, открыть дверь и выйти на улицу и обратиться за помощью. Не искать дым и огонь, это не его дело.
2. Если полилась вода (неважно где) вновь выйти из дома и обратиться за помощью.
3. Если стучат или звонят в домофон – не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.

Также читайте принципы воспитания от великих советских педагогов.

missis.top

Ребенок один дома – как найти ему занятия и обеспечить безопасность

Как оставить ребенка дома одного — возраст и правила безопасности

Автор статьи

Екатерина Морозова

Время на чтение: 12 минут

АА

Перед каждым родителем однажды встает вопрос — как оставить своего кроху дома одного? Не у всех есть возможность подкинуть чадо бабушке, отдать в детский сад или вовремя забрать из школы.

И, рано или поздно, мамы с папами неизбежно сталкиваются с этой дилеммой.

Содержание статьи:

С какого возраста ребенка можно оставить одного дома – условия готовности детей к этому

В каком возрасте малыш уже готов остаться в квартире один?

Это — вопрос сложный и спорный.

Традиционно занятые родители оставляют своих детей дома уже с 7-8 лет, но этот критерий весьма сомнительный — все зависит от того, готов ли ваш ребенок к такому серьезному шагу в самостоятельность.

Дети разные. Один в 6 лет уже способен разогревать себе обед и ездить на автобусе без родителей, а другой даже к 9-ти годам не способен завязать себе шнурки и спит, крепко обхватив мамину ладонь.

Один дома — как понять, что ребенок готов?

  • Он спокойно обходится без мамы от получаса до 2-3 часов и даже более.
  • Он не боится играть в комнате при закрытой двери, не страдает клаустрофобией и не боится темноты.
  • Он умеет пользоваться средствами связи (телефон, «мобильник», скайп и пр.).
  • Он сможет набрать ваш номер (или папин) и сообщить о проблеме.
  • Он знает, что такое «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Что фрукты нужно мыть, к окнам подходить опасно, двери чужим не открывают, а розетки — источник тока.
  • Он способен налить себе воды и взять из холодильника йогурт, молоко, колбасу для бутерброда и пр.
  • Он уже достаточно ответственный, чтобы убирать разбросанные игрушки, чашку ставить в раковину, ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой и пр. Вам уже не приходится контролировать такие мелочи.
  • Он не впадет в истерику (или обиду), если вы оставите его на час-два.
  • Он знает, что полиция приезжает, если позвонить на «02», скорая — на «03», а пожарная — «01».
  • Он способен позвонить соседям в случае какой-либо опасности или проблемы.
  • Он понимает — почему мама должна ненадолго оставить его в одиночестве.
  • Он не против стать на пару часов взрослым и самостоятельным.

Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов, мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.

Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома, если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.

А также, если ваш ребенок…

  1. Боится оставаться в одиночестве и категорически протестует.
  2. Не знает (игнорирует в силу возраста) правила безопасности.
  3. Не сможет с вами связаться в случае опасности или возникшей проблемы (не умеет либо нет средств связи).
  4. Не способен контролировать свои желания, фантазии и эмоции.
  5. Слишком шаловливый, нетерпеливый, непослушный, любознательный (нужное подчеркнуть).

С какого возраста можно оставить малыша одного в квартире по законам РФ?

В отличие от других стран, в России, к сожалению, законом подобные ограничения не предусмотрены. Поэтому вся полнота ответственности за свое чадо лежит на маме и папе.

Будьте предельно внимательны и осторожны, решаясь на такой шаг, ведь опасности в квартире подстерегают ребенка на каждом шагу. И, в большинстве случаев, лучше взять малыша с собой или упросить соседей за ним присмотреть, чем потом жалеть о последствиях.

Подготавливаем ребенка оставаться дома одному – как это происходит?

Итак, ваш ребенок уже дал вам свое согласие и готов шагнуть в самостоятельность.

Как его подготовить?

  • На первый раз будет достаточно 10-15-ти минут вашего отсутствия. Этого хватит, чтобы, например, сбегать за молоком (и большой конфетой для вашего смелого чада).
  • Период своего отсутствия увеличивайте постепенно. Нельзя сразу сбегать на полдня — сначала 15 минут, потом 20, потом полчаса и т.д.
  • Ребенка младше 8-ми лет не рекомендуется оставлять более чем на час-полтора. Малыш может просто заскучать, и не факт, что найденное им занятие вас обрадует. Заранее подумайте, чем вы займете ребенка.
  • Ваш ребенок должен четко понимать — куда вы уходите, с какой целью оставляете его одного и в какое время вернетесь. Вы обязаны быть пунктуальными — нельзя опаздывать ни на минуту. Во-первых, ребенок может решить, что опаздывать и не держать слово — это норма. Во-вторых, он может запаниковать, ведь у детей 7-9 лет крайне велик страх, что с родителями может что-то случиться.
  • Вернувшись, поинтересуйтесь, чем он занимался. Не нужно сразу бросаться к плите или стирке — сначала ребенок! Узнайте, чем был занят, не было ли ему страшно, не звонил ли кто. И обязательно похвалите его за то, что смог провести пару часов без мамы. Совсем как взрослый.
  • Не ругайтесь, если он успел немного нахулиганить. Ведь пустая квартира без мамы в полном его распоряжении — это настоящий «кладезь» приключений.
  • Обязательно (и всегда) компенсируйте малышу то время, которое вы у него «отняли» своим отсутствием. Да, вам надо работать (заниматься делами), но ребенку важнее ваше внимание. Он никогда не поймет, что вам нужно «зарабатывать денюжку», если после долгого отсутствия вы не проведете с ним время, не поиграете, не сходите на прогулку и пр.

Правила безопасности, когда ребенок один дома – памятки для детей и родителей!

Поведение малыша, оставленного дома в одиночестве, всегда выходит за границы дозволенного мамой.

Причины — обычное любопытство, гиперактивность, страх и пр. В квартире ребенка могут подстерегать опасности на каждом углу.

Как обезопасить свое чадо, что предпринять, и о чем предупредить?

Инструкция по безопасности для мам:

  1. Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
  2. Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
  3. Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
  4. При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
  5. Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
  6. Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
  7. Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
  8. Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
  9. Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
  10. Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
  11. Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
  12. Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
  13. Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
  14. Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
  15. Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
  16. Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.

Чем занять детей, которые остаются одни дома

Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.

Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.

Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).

  • Скачайте ребенку его любимые мультики и установите их последовательный показ (вдруг, малыш не умеет пользоваться пультом или потерял его).
  • Дайте ему задание, например, нарисовать несколько красивых больших рисунков для домашней «выставки» к папиному приходу. А заодно — красиво расставить игрушки в комнате, построить замок из конструктора, украсить дом-коробку для кота (заранее обклейте ее белой бумагой) или нарисовать эскизы тех игрушек, что вы вместе сошьете после вашего возвращения.
  • Если вы позволяете ребенку сидеть за ноутбуком, установите для него полезные и интересные программы (желательно, развивающие) — за компьютером время летит незаметно, и чадо просто не заметит вашего отсутствия.
  • Предложите ребенку поиграть в «пиратов». Пусть он спрячет свою игрушку (клад) и нарисует для вас особую пиратскую карту. После возвращения найдите «сокровища» под звонкий хохот ребенка.
  • Оставьте ребенку журналы с раскрасками, кроссвордами, комиксами и пр.
  • Если где-нибудь на полке лежит пачка ненужных глянцевых журналов, можно предложить малышу сделать коллаж. Задайте тему, выдайте лист ватмана, клей и ножницы.
  • Купите набор для моделирования. Мальчишек хлебом не корми — дай что-нибудь склеить (самолеты, танки и пр.). Можно приобрести подобный набор, состоящий из объемных пазлов (для него клей не нужен, если вдруг вы боитесь, что кошку приклеят к ковру). Девочке можно взять набор для создания замка принцессы (фермы и пр.) или набор для создания одежды бумажной кукле.

Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Автор статьи

Екатерина Морозова

Многодетная мама, редактор рубрики "Дети" в журнале Colady

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

www.colady.ru

С какого возраста ребёнка можно оставлять одного на несколько дней?

Вы спрашиваете — «Мел» отвечает

Некоторые родители и в 16 лет не решаются оставить детей на ночь без присмотра, другие готовы дать им больше самостоятельности. Но критерии, по которым можно определить, готов ли ребёнок ночевать один или нет, всё-таки есть. О них подробнее рассказали психолог Елена Савчук и координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вопрос. Сыну 10 лет. Собираемся с мужем поехать на дачу к друзьям в выходные, ребёнка брать с собой не хотим (незнакомая взрослая компания, все будут пить и не спать до утра). Как понять, что его уже можно оставить на ночь дома одного?

Ответ.

Елена Савчук, психолог

Возможность оставить ребёнка одного, без присмотра взрослых, зависит не от его возраста, а от самостоятельности и тех навыков, которыми он успел овладеть. Об этом необходимо позаботиться заранее.

Чтобы ребёнок быстрее стал самостоятельным, давайте ему больше свободы, не зовите «на всё готовое», чаще предлагайте участвовать во взрослых делах: например, иногда готовить вам завтрак или помогать по дому. Позволяйте ему делать всё самому и в вашем присутствии, когда вы принимаете ванну, читаете и заняты работой. Понаблюдайте за тем, как ребёнок справляется, чем он себя занимает.

На следующем этапе можно попробовать выйти ненадолго из дома, например в магазин, оставив ребёнка совсем одного. Если у него нет выраженных страхов (например, темноты), он может о себе позаботиться (подогреть еду, помыться, самостоятельно лечь спать), знает, что можно и нельзя (открывать двери незнакомцам, кидать предметы из окна), умеет пользоваться телефоном и помнит наизусть несколько важных номеров, можно попробовать оставить его на подольше.

Алексей Прянишников, координатор «Правозащиты Открытки»

Законами в РФ возраст, с которого возможно оставлять ребёнка одного, не установлен. Вместе с этим Семейный кодекс в статье 54 устанавливает, что ребёнком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Этой же статьёй Семейного кодекса определено право ребёнка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьёй 65 Семейного кодекса права родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Их обеспечение должно быть предметом основной заботы родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное обращение.

Способность ребёнка оставаться дома одному определяется индивидуально. Она зависит от уровня умственного и физического развития, знания основ безопасного поведения. Ребёнок должен знать, как обращаться с бытовыми приборами, как вести себя на балконе и рядом с открытыми окнами в многоэтажных домах. Родители должны руководствоваться этими оценочными характеристиками в повседневной жизни.

Именно на них обращают внимание при определении вины родителей, которые оставили детей без присмотра, вследствие чего произошла смерть или причинён вред здоровью ребёнка либо возникла реальная угроза его жизни или здоровью.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

mel.fm

С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного?



Этот вопрос возникает у всех родителей. И в каждой семье решают его по-своему, поэтому конкретного универсального ответа не существует.

В нашей стране нет законодательно закрепленных норм, регулирующих этот момент, как, например, в США, Канаде и ряде других государств. Хорошо это или нет, не стоит даже спорить — сколько людей, столько и мнений. Самое главное — это безопасность ребенка. Вы должны быть уверены, что, оставшись один, ваш ребенок не решит проявить самостоятельность и взрослость и, например, поиграть со спичками, что в ваше отсутствие дети не доберутся до лекарств, намереваясь поиграть в больницу, что ножи и ножницы убраны в недоступное место. Что ребенок не выпадет из окна. В фотоподборках на разных сайтах можно встретить большое количество комичных фотографий на тему — «ребенок остался один». И всегда присутствует призыв: «Не оставляйте детей без присмотра!», потому что, к сожалению, нередко происходят и трагичные случаи. Детская фантазия безгранична, и даже самые послушные и ответственные дети иногда творят глупости — они ведь дети. Об этом всегда нужно помнить.

Оптимальный возраст

Чаще всего звучит вопрос: «Со скольки лет можно оставлять ребенка одного?»
Оставлять одного дома можно самостоятельного ребенка. » «

И возраст при этом может быть разный — кто-то готов к этому в 5–6 лет, а кто-то и в 10 лет будет испытывать дискомфорт в одиночестве. Есть родители, которые могут 2–3 летнего ребенка оставить одного, мотивируя это тем, что «иначе он всю жизнь будет за мамину юбку держаться и т. п." В таком возрасте дети еще слишком зависимы от взрослых, у них еще нет четкого понимания опасности, не развита в достаточной мере сознательность. Большое значение имеет, насколько авторитетно для ребенка ваше слово. Послушается ли малыш, если вы запретите ему подходить к окнам или трогать газовую плиту?

Нельзя оставлять одного дома маленького ребенка, лет до 5 как минимум. Тем, кто назовет это излишней опекой, можно порекомендовать просмотреть новостные сообщения на эту тему. Оставив малыша на 10–15 минут, вы очень сильно рискуете.

Готов ли ребенок оставаться один?

В любом случае, прежде чем вы начнете отлучаться из дома, малыша нужно подготовить. Поэтому для начала присмотритесь к своему ребенку, оцените его самостоятельность. Чтобы понять, готов ли ребенок остаться один, ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов:

  • Ребенок спокойно играет в закрытой комнате, у него нет страха замкнутого пространства;
  • Ребенок знает, что можно делать и что нельзя;
  • Ребенок может играть один хотя бы час;
  • Ребенок умеет пользоваться телефоном (городским или мобильным) и при необходимости сможет вам позвонить. Он знает ваш телефон;
  • Ребенок способен самостоятельно налить себе воды и попить;
  • Ребенку присуще чувство ответственности. Он собирает за собой игрушки, выносит бумажки в мусор, ему не нужно напоминать об этом по несколько раз;
  • Малыш приучен соблюдать режим дня и вам не приходится все его действия контролировать;
  • Вы уверены на 100% в том, что он знает такие правила как: не трогать розетки, не открывать окна и т. д.;
  • Ребенок может дать реальную оценку своим действиям. Он поймет, если он делает плохо, или, наоборот, хорошо;
  • Если ребенок чего-то испугается, он сможет в испуге вспомнить ваши инструкции (позвонить Вам, например).

Сколько раз вы ответили «нет»? Если больше 2 раз, то вашему малышу пока не стоит оставаться одному. Если ответ «нет» прозвучал 1 или 2 раза, значит психологически ваш ребенок уже может побыть немного один. Прежде всего, ребенка необходимо подготовить, и этот процесс должен быть масштабным. Самое главное — полная безопасность. Конечно же, родители объясняют ребенку, чем опасен тот или иной предмет, почему нельзя залезать на подоконник и открывать окна, открывать двери незнакомым. Можно показать малышу что иголка колется (слегка уколоть пальчик). Спички и газ — просто НЕЛЬЗЯ! Вы уверены, что ребенок очень хорошо усвоил, что ни в коем случае не стоит приближаться к опасным предметам? Он знает, чем это все может обернуться? Прекрасно! Но не зря говорят: «Береженого Бог бережет», поэтому соберите все предметы, которые могут представлять для ребенка хотя бы малейшую опасность, и надежно спрячьте их, а также перекройте газ. Не стоит искушать ребенка, каким бы самостоятельным и грамотным он не был. Если ребенок захочет пить, пусть у него будет в доступном месте стакан с водой или соком.

«Мама ушла!»

Психологи не рекомендуют оставлять надолго одного ребенка 7–10 лет. Эта разница продиктована особенностями характера и степенью самостоятельности вашего крохи. На сколько можно оставлять ребенка? Начинайте с непродолжительного времени. Важно, что вначале ваш уход не должен быть спонтанным, малыша необходимо подготовить. В этом хорошо поможет игра «мама ушла». Если кроха протестует, перенесите эксперимент на следующий раз, не нужно заставлять, иначе он еще больше начнет бояться родительских отлучек. Прежде чем уйти, сводите ребенка в туалет, затем оденьте его так, чтобы колготки не сползали, а тапочки не сваливались с ног, разложите вокруг него его любимые книжки, игрушки, вещи, с которыми он с удовольствием играет. После этого скажите: «Я приду через пять минут!» — и покиньте квартиру. Теперь засекайте пять минут и слушайте, стоя под дверью, сколько он пробудет один, не вспомнив о вас? Если все пять минут — прекрасно, продолжайте так играть ежедневно, постепенно доводя время вашего отсутствия до 20 — 40 минут (ровно столько, сколько вам необходимо для экстренных выходов). Но если вы услышали, что ребенок заплакал почти сразу, как только за вами захлопнулась дверь, — вернитесь не через пять минут (но и не немедленно!), а через минуту. Вернувшись, непременно приласкайте ребенка и даже похвалите. Можете наградить малыша небольшим поощрением, но не в виде покупки, а что-то нематериальное — вместе поиграть в любимую игру, испечь пирожки и т. д.

Увеличивайте продолжительность отлучек постепенно, и первое время старайтесь оставлять ребенка на час, не больше. При этом в доступном месте должен быть телефон, и малыш должен уметь им пользоваться, чтобы позвонить вам. Научите ребенка определять время по часам и скажите, в каком положении будет стрелки, когда вы вернетесь. Главное, не опаздывайте, ведь вас очень ждут!

Очень нежелательно без острой необходимости оставлять ребенка дома одного в вечернее время, когда на улице темно. В ваше отсутствие запросто могут отключить электричество. И практический любой ребенок, находящийся дома в этот момент один, может очень сильно испугаться. Даже взрослому человеку может в первые секунды стать не по себе. Однако если у вас есть действительно веские причины для того, чтобы оставить ребенка дома одного, а не просто поход в гости, обязательно предусмотрите эту возможность. Приобретите простой в обращении, но мощный фонарик и периодически проверяйте его работоспособность. Позже, когда ребенок начнет ходить в школу, его можно будет оставить уже на несколько часов, дав задание сделать уроки или, к примеру, вымыть посуду. Он почувствует себя взрослым и ответственным, осознав, что вы ему доверяете.

Оставляем малыша с бабушкой

Многие молодые родители считают, что если ребенка уложить на ночь, то можно позволить себе поход в гости, в кино или на прогулку в это время — ведь чадо спит и никуда не денется. Конечно, когда в семье маленький ребенок, не хватает развлечений, хочется разнообразить свою жизнь, но все же не стоит без крайней необходимости оставлять детей ночью, и поход в гости или прогулка с друзьями вряд ли могут являться вескими причинами. Самое простое, что может произойти — ребенок проснется и испугается, будет плакать, но к нему никто не придет. Бывает такое, что вам необходимо уйти, возникли обстоятельства, в этом случае оставить ребенка на ночь можно с бабушкой, дедушкой, попросить крестных приглядеть. В случае, если ребенок не желает быть ни с кем, кроме родителей, придется поступиться своими делами и развлечениями. Чаще всего молодые семьи живут отдельно, и ребенок видит бабушку время от времени. Первый год жизни малышу нужна мама. Безусловно, общение с бабушкой и дедушкой необходимо, чтобы малыш их знал, узнавал, радовался их приходу. Но оставлять ребенка на длительное время, на ночь пока не стоит. Когда ребенку исполнится год, время пребывания с бабушкой можно увеличить. При этом обязательно согласуйте кормление, расскажите, какие игрушки и книжки малышу нравятся больше всего. Обеспечьте кроху всем необходимым на время вашего отсутствия, чтоб бабушка могла все время посвятить общению с любимым внуком.

Оставлять ребенка у бабушки с ночевкой в идеале стоит после трех лет, не раньше. Но если такая ситуация, когда необходимо отлучиться от ребенка, возникла раньше, а ваш малыш привык к бабушке, он не испытает стресс. Однако не стоит забывать, что у вашей мамы или свекрови есть своя жизнь и заботы, поэтому не оставляйте на нее ребенка слишком часто.

Ребенок в автомобиле!


Есть еще один спорный вопрос, актуальный в наше время — можно ли оставить ребенка в машине? Многие молодые мамы водят автомобиль и имеют возможность ездить по делам. Ребенок прекрасно устроен в автокресле. А как быть, когда вам надо буквально на пару минут отойти, чтобы например, оплатить бензин на заправке, или вы хотите ненадолго зайти в магазин, а малыш уснул? Брать его с собой или оставить в машине? Многие скажут, что ничего нет страшного в том, что спящий ребенок побудет немного в машине один, но это не так. Ребенок испугается, если проснется один, летом из-за жары ему станет плохо, лихач может въехать в машину, ее могут угнать и т. д. На самом деле вероятностей миллион и нельзя сказать что именно вы и ваш малыш застрахованы от них. Лучше не рискуйте.

Резюме

Все дети вырастают и становятся самостоятельными, спокойно остаются одни дома, и все волнения пропадают. Самое главное — не давите на малыша, пытаясь заставить его соответствовать вашим ожиданиям и привить ему «взрослость». Если вам не с кем оставить ребенка, возьмите его с собой или пересмотрите ваши планы.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)


Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас ;-)

Gnomik.ru ©

www.gnomik.ru


Смотрите также