656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Как научиться выговаривать р


Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Произношение твердого и мягкого звука «р» редко дается детям легко. В логопедии для «л» и «р» существует даже особая «поблажка»: если для основного алфавита норма становления находится в пределах 4 лет, то для «л» и «р» специалисты отводят еще два дошкольных года – до 6 лет .

При подготовке к школе педагоги особенно акцентируют внимание родителей на том, как научить ребенка говорить букву «Р». В школьном обучении некорректное произношение может стать для малыша проблемой, в первую очередь психологической, а затем и коммуникативной. Исправить ситуацию может внимательное отношение к детской речи в 2-4 года.

Из этой статьи вы узнаете

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
  • Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
  • Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
  • Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
  • Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
  • Горловой или гортанный [р] , свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах. Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

гримасы

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью. Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.пузыри
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).перышки

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.злой пес
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.дудочка
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.лягушка
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.китик

Упражнения для языка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий – специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1
  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения – научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря. Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы – их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].
Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.новый кучер
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.барабан
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка – широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.блинчик
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку. Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Мягкий «р» – [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка – спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога – отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной – твердый – звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык – это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки – прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
  • Где тонко, там и [рвё]тся.
  • [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать – неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования – замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе». Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
  • Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
  • Хит[ру]ю с[оро]ку поймать – м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к – с[оро]к м[оро]к.

01

02

03

04

05

06

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
  • Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»

01-01

01-02

07

Дифференциация звуков

Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь – ложь
  • Лак – рак
  • Лаз – раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка – [ру]ка – лука – лужа – ложа – лоза – поза – по[ра] – го[ра] – го[ре] – мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия – когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык – мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру – плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.

Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

Логопед и детский сад

логопед

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед – не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Как взрослому научиться выговаривать букву "р"

Автор КакПросто!

Нарушение произношения звука «р», в простонародье называемое «картавость», может здорово испортить жизнь как ребенку, так и взрослому человеку. При данном дефекте закрыты двери во многие профессии, одно из главных требований в которых – внятная и грамотная речь. Некоторые люди стесняются своей особенности, тем самым создавая у себя комплексы. А ведь от этого дефекта можно избавиться в любом возрасте.

Статьи по теме:

Инструкция

Педагоги в детском саду и младших классах не удовольствия ради заставляли малышей каждый день повторять скороговорки. Эти короткие фразы созданы специально для отрабатывания звуков. Для того чтобы научиться правильно выговаривать «р» воспользуйтесь следующими скороговорками: «На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!», «На горе Арарат рвала Варвара виноград», «Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром». Если вы будете ежедневно проговаривать эти фразы, вы заметите, как ваше произношение улучшается. Чаще произносите слова, содержащие в себе букву «р»: река, море, дверь, метро, ручей. Если на слух вам тяжело определить правильность постановки языка, записывайте свою речь на диктофон, а затем прослушивайте ее. Делать это следует до тех пор, пока вы не заметите, что ваш «р» стал четким.

Для того чтобы научиться правильно выговаривать звук «р», поможет следующее упражнение. В течение некоторого времени произносите звуки «тэ», «дэ», «лэ». Вскоре вы обнаружите, что при произношении звука «лэ» язык попадает на небольшие холмики между зубами, в результате чего у вас получается «р». Варьируйте скорость произношения и мягкость звуков, пока вы не начнете слышать отчетливое «р».

Проблема произношения звука «р» может возникнуть и по физиологическим причинам. Анкилоглоссия – это врожденный дефект, наблюдаемый у многих людей. Он характеризуется слишком короткой уздечкой языка, из-за чего человек не может выговаривать некоторые звуки. Если такова причина вашей картавости, у вас два выхода. Вы можете обратиться к врачу, который подрежет вам уздечку. Операция проходит быстро, а на заживление ранки потребуется лишь несколько дней. Либо вы можете растянуть уздечку самостоятельно. Если вы решили выбрать второй способ, каждый день делайте следующее упражнение: старайтесь дотянуться языком до подбородка или кончика носа.

Видео по теме

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Как научиться выговаривать букву «р»

Долгое время мнения докторов относительно неправильного выговаривания буквы «р» сводились к одному — короткая уздечка, не позволяющая языку корректно перемещаться и взмывать к нёбу для произношения звука. Но оказалось, что это не является единственной задачей для логопеда. Сегодня специалисты знают около 25 факторов, влияющих на проговаривание звука «р». Далее будут предложены варианты, как научится выговаривать букву «р».

Почему не получается звук «р»?

Здесь мы рассмотрим возможные причины возникновения проблемы с произношением:

  • Прононс. Буква проговаривается как-бы в нос, будто при рините. Это происходит из-за отсутствия тонуса мягкого нёба, которое должно перекрывать поток воздуха в нос.
  • Окрик ямщика. Здесь звук «р» деформируется с помощью губ в кучерское понукание «тпру!». Хвала Авиценне, этот дефект речи довольно редкий.
  • В произношении участвуют боковые части языка.

При попытке проговаривания вредной буквы «р» человек выпускает воздух не прямо перед собой, а сбоку.

  • Английский одноударный «R». Язык один раз касается твердого нёба, вместо раскатистого многократного треньканья.
  • Французское произношение. Картавое горловое произношение. Это возникает из-за вибрации маленького горлового язычка или же самого мягкого нёба.
  • Полный игнор этого противного звука. Например, вместо «кровать» выходит «ковать».

Какие делать упражнения на звук «р»?

Ну, по традиции отправляем читателя сразу прямиком к специалисту-логопеду. Кто, как не они являются санитарами четкого произношения.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о картавом логопеде».

Но если нет возможности, то помогут следующие упражнения:

  • Барабан. Это заклинание, чтобы вызвать звук «р» путем отрывистого произнесения звука «д» несколько раз подряд.

Делается с широко открытым ртом. Язык поднимается вверх и касается альвеол рядом с верхними передними зубами. Затем нужно с усилием выпустить воздух изо рта. Может сразу получится искомая «р».

  • Маляр. При широко раскрытом рте прижать язык к альвеолам за верхними зубами и несколько секунд водить им назад-вперед по нёбу.
  • Грибочек. Присасываем язык к небу, предварительно подняв его с открытым ртом.
  • Гармошка. Делаем грибочек и, не отрывая его от нёба, опускаем и поднимаем челюсть.
  • Чистим зубы. Водим кончиком языка по задней стороне зубов.
  • Кукушка. Кончиком языка упираемся в передние зубы, а после касаемся верхней губы.
  • Окошко. Удержание рта в открытом положении, как можно дольше.

Начинать можно с короткого отрезка времени, постепенно его увеличивая.

Подрезать уздечку или нет?

Если человек, неважно взрослый он, или ребенок, не в состоянии сделать «грибочек», то есть два выхода:

  • Подрезание уздечки. В настоящее время эта процедура проходит безболезненно, и ее делают даже в стоматологии. Желательно лазером, так как лучше заживление и отсутствие швов.
  • Постараться растянуть уздечку с помощью вышеуказанных упражнений.

Попробуйте пару месяцев позаниматься раза по три в неделю, и возможно, получится обойтись без хирургического вмешательства.

Не переживайте, если есть дефект речи. Зачастую, легкая милая картавость, английский говорок, да и полное проглатывание это противной буквы придают человеку некий шарм и прелесть. Но если очень захотеть, то можно справиться со всеми проблемами.

Теперь вы знаете, как научиться выговаривать букву «р». Будьте здоровы!

Читайте также:

Как правильно похудеть, без вреда здоровью. Программа питания

Видео по теме


Подпишитесь на наши интересные статьи в соцетях!

Или подпишитесь на рассылку


Сохрани статью себе в соцсеть!

dobriy-sovet.ru

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «р» считается самым сложным для произношения. Многие детки испытывают сложности с этим звуком. Каждый родитель должен знать, как научить ребенка говорить букву «р», чтобы помочь своему малышу.

Что считается нормой

Правильно произносить «р» приоткрыв губы, приподняв спинку языка, кончик которого находится возле передних зубов. Края языка касаются коренных зубов. Сильный поток воздуха из-за выдоха заставляет вибрировать кончик языка.

Основные причины сложностей

Проблемы с произношением «р» логопеды связывают со следующими особенностями.

Неправильный прикус зубов

Сложности с произношением «р» возникают у детей с глубоким прикусом, отсутствием передних зубов и патологическим сужением челюстей. При подозрении на неправильный прикус необходима консультация ортодонта.

Неправильное речевое дыхание

Многие дети используют верхне-грудным дыханием, во время вдоха поднимают плечи. Это затрудняет правильное дыхание во время разговора. Также нарушением речевого дыхания считаются:

  • поверхностный вдох и выдох;
  • неравномерный выдох;
  • неправильное распределение выдоха по словам.

Чтобы перестать картавить, так как произносить букву «р» достаточно сложно, специалисты рекомендуют делать дыхательную гимнастику и учиться дышать, используя диафрагму.

Индивидуальное строение уздечки

Слишком короткая уздечка ограничивает движения языка, делая невозможным воспроизведение некоторых звуков. Таким детям желательно провести курс логопедической гимнастики и массажа для растяжения уздечки.

В сложных случаях ортодонты рекомендуют проведение хирургического вмешательства для исправления этой особенности.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Четкость речи зависит от корректной работы мышц языка и челюстей. Ослабленный или неправильно сформированный речевой аппарат не позволяет правильно произносить звуки. Часто проблемы с развитием речевого аппарата возникают из-за дыхания ртом.

Так как самостоятельно научиться не картавить букву «р» получается не у всех детей, кроме специальной гимнастики врачи рекомендуют массаж лица

Проблемы в речевом слухе

Речевой слух – способность различать фонемы языка, звуки. Для некоторых детей похожие звуки, например, «з» и «с» звучат одинаково. Это осложняет восприятие слов, в дальнейшем приводит к сложностям в учебе. В норме ребенок в три года уже должен понимать разницу между похожими звуками. Если этого не произошло, логопед рекомендует специальные упражнения, развивающие фонематический слух.

Учимся говорить «р»: речевая гимнастика

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, делают ежедневно. Если ребенок отказывается их выполнять, занятия проводят в игровой форме.

Упражнения для дыхания

Нюхаем цветочки

Медленно вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот.

Футбол

Дуют на шарик из ваты, стараясь направить его в «ворота».

Лошадка

Заставляют кончик языка вибрировать, произнося «тпруу» как можно дольше.

Упражнения для губ

Улыбка

Улыбаются, губы остаются сомкнутыми.

Слоник

Губы вытягиваются вперед, сложенные трубочкой.

Покажи зубки

Поочередно поднимать верхнюю и нижнюю губу как можно выше.

Так же хорошо помогают развить мышцы губ игры с мыльными пузырями, дудочкой и свистком.

Упражнения для языка

Покажи язык

Расслабленный язык высовывают, стараясь кончиком достать подбородка.

Трубочка

Кончик языка необходимо свернуть в трубочку, после снова расслабить.

Лошадка

Прижимают кончик языка к небу, напрягая. Резко опускает его вниз, стараясь произвести цокание.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Художник

Проводят языком по небу, старясь дотянуться как можно глубже.

Дотянись до носа

Вытягивают язык как можно выше, стараясь прикоснуться к носу.

Котенок

Малышу предлагают слизать с блюдца лакомство – варенье или мороженое. Язык необходимо высунуть как можно дальше, стараясь, чтобы он не сужался.

Артикуляционная гимнастика

Способствует правильному развитию мышц лица.

Упражнения постановки от звука Д

Барабан

Твердо и четко произносят «д», постепенно ускоряя темп. Во время непрерывного произношения добавляют голос. Получается «р».

Чередование

Произносят поочередно «д» и «т». После того, как язык привыкнет к движениям, получится«р».

Упражнения постановки от звука Ж

Произносят «ж», постепенно заводя кончик языка глубже в полость рта. После нескольких повторений получается слабовибрирующий «р».

Во время следующих упражнений стараются добиться большей четкости произношения.

Упражнения постановки от звука З

Необходимо много раз повторять «ззза». Многократное повторение заставляет язык вибрировать.

После того, как ребенок привыкнет, во время произношения необходимо поменять положение кончика.

Упражнения постановки от звука С

Малыш много раз повторяет звук «с». После чего на вдохе «заглатывает» язык, кончиком касаясь неба. Упражнения повторяют до 5 раз.

Постановка звука Рь

Твердый и мягкий звуки произносятся по-разному. При произнесении мягкого язык касается зубов.

Для постановки мягкого звука «р» ребенка просят прижать кончик языка к передним зубам, набрать как можно больше воздуха в легкие и резко его выдохнуть.

Сильный поток воздуха заставит язык вибрировать, ребенок произнесет мягкую «р».

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители. Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками.

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Постановка звука Р по М.Е. Хватцеву

Известный советский логопед рекомендовал следующие упражнения на постановку звука «р».

  1. Вибрировать губами, сначала без звука, потом используется голос. Можно помогать пальцами. На втором этапе язык находится между губ.
  2. Кончик языка находится на верхней губе. Резко дуют, вызывая вибрацию.
  3. Рот широко открыт, язык загнут назад и касается неба. Необходимо сильно дуть, не меняя положения языка.
  4. Ребенок быстро произносит звуки «т» и «д» шепотом. В процессе произношения меняет положение кончика языка, чтобы получилась «р».

Постановка звука Р по Р.Е. Левиной

Постановка звука «р» включает следующие этапы.

Малыша учат произносить звук, напоминающий по звучанию «р», не используя вибрацию.

Следующий этап – научить ребенка вибрировать языком.

Для этого используют многократное произношение звука «ж», постепенно перемещая кончик языка к верхнему ряду зубов.

Ребенок повторяет сочетание звука «д» и нераскатистой «р».

Таким образом научиться выговаривать букву «р» можно не только ребенку, но и взрослому человеку.

Постановка звука Р по А.И. Богомоловой

Правильное положение языка корректируют при помощи пальцев. Язык должен быть напряжен, направлен внутрь. Края прижимают двумя пальцами к небу.

Ребенок резко выдыхает, произнося звук, напоминающий «р». После закрепления произношения короткого звука, необходимо увеличить длительность произношения.

7 заданий для формирования правильного произношения

Эти упражнения выполняют ежедневно.

Часы с кукушкой

Рот округлен, губы напряжены. Малыш высовывает кончик языка в отверстие между губ и прячет обратно.

Дрожалка

Во время выдоха малыш поднимает и опускает кончик языка, касаясь губ.

Смешная рожица

Губы растянуты в широкой улыбке. Кончик языка находится между зубов. Ребенок смыкает и размыкает зубы.

Маленькая лошадка

Сильно дуть на расслабленные губы, стараясь заставить их вибрировать.

Барабанщик

Быстро и резко произносят звук «д», ударяя кончиком языка по альвеолам.

Зубная щетка

Малыш водит языком сначала по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.

Присоска

Спинка языка прижата к небу. Воздух втягивают внутрь, чтобы язык прилип к поверхности.

До какого возраста это должно исправиться

Логопеды считают нормой, что ребенок начинает правильно выговаривать букву «р» после того, как ему исполнится 4 года.

Если ребенок не научился четко произносить этот звук до 5 лет, необходима консультация специалиста.

logoprav.ru

Как научиться выговаривать букву «р»: несколько упражнений :: SYL.ru

Звук «р» считается самым сложным для малыша. Если ребенок нормально развивается, то произносить его он научится где-то к пяти годам. Если к этому времени ребенок не в состоянии сам справиться с этим, то родители должны показать его стоматологу. Чаще всего причиной проблемы может быть короткая подъязычная уздечка. Достаточно немного подрезать ее – и проблема с буквой «р» будет решена. Если же подрезание уздечки не помогло, можно позвать на помощь логопеда. Подрезать уздечку рекомендуют в возрасте от 5 лет, а до этого периода можно попробовать растянуть ее с помощью специальных упражнений. Но современные родители, на вооружении которых есть такое мощное средство, как Интернет, прочитав данную статью, сами поймут, как выговаривать букву «р». Прежде всего, необходимо запастись терпением.

Методика для детей и взрослых. Как научиться выговаривать букву «р»

Необходимо усадить ребенка на стул, при этом спина должна быть прямая, ноги, руки и все тело свободные, без напряжений. В руки ребенку дать зеркало, чтобы он мог в нем видеть свое лицо. А взрослый при этом должен находиться напротив, и ребенок должен его видеть.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся выдыхая растягивать подъязычные связки

Упражнение «Учимся выдыхать»

Предложите ребенку глубоко вдохнуть, а затем с силой выдохнуть, выдув воздух так, чтобы губы вибрировали. Можно предложить ему задуть воображаемую горящую свечу. Упражнение повторить десять-двенадцать раз.

Упражнение « Парус»

Раскройте как можно шире рот, высуньте язык и крепко прижмите его к верхним зубам. При этом спину прогните вперед. Задержите на несколько секунд язык в таком положении. Упражнение повторите несколько раз.

Упражнение «Лошадка»

Сильно придавите конец языка к небу и попробуйте им пощелкать, сначала не спеша, затем – быстрее и, наконец, очень быстро. Повторите это упражнение 10 – 12 раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся осуществлять дрожание языка с помощью струи воздуха

Упражнение «Прогоните комарика»

Высуньте кончик языка и прижмите его обеими губами. Попытайтесь выдохнуть через рот сильную струю воздуха заставив при этом задрожать кончик языка. При этом можно пытаться проговаривать любую гласную букву. Упражнение необходимо повторить несколько раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Развиваем мышцы кончика языка и его подвижность

Упражнение «Прикусываем кончик языка»

Растяните губы в улыбке и слегка прикусывайте язык. Упражнение повторите около десяти раз.

Упражнение «Качели»

Раскройте рот. Положите кончик языка на выпирающие бугорки верхних зубов, затем быстро опустите, прикоснувшись к нижним зубам. Упражнение повторяйте около 30 раз.

Выговариваем букву

Последнее упражнение способствует совершенствованию координации языка при смене его верхнего и нижнего положений. Овладев этими навыками, можно попытаться выговарить букву «р». Конец языка необходимо с напряжением прижать к небу, а его боковые части – к верхним боковым зубам, и попытаться выговорить букву «р». Если не получится, попробовать снова.

www.syl.ru

Как научиться выговаривать букву р

Как научиться выговаривать букву «Р»

 

Детское мышление намного гибче, нежели у взрослого. Именно поэтому исправить какие-то дефекты речи намного проще ребенку. Уже к году малыш произносит многие буквы и слоги. И родителям важно обращать внимание, не путает ли ребенок в первые годы своей жизни буквы, не глотает ли звуки. Принято считать, что для произношения самой сложной буквой является буква «Р». Родителям важно знать, что иногда причиной невозможности произнести определенные звуки являются индивидуальные особенности ребенка.

 

Вызвать осложнения выговаривания отдельных звуков могут форма языка, недостаточно сильные мышцы вокруг рта или маленькая уздечка. Проблема произношения буквы «Р» может возникнуть и из-за неправильного расположения зубов. В таком случае помочь может только стоматолог, назначив специальную пластину для коррекции. И если не решить эту проблему в юности, будет намного тяжелее решить её будучи взрослым. Чтобы устранить картавость, необходимо понять причину, и лишь после этого начать борьбу. Помочь родителям устранить дефекты речи без хирургического вмешательства может логопед.

 

Невозможность произнести букву «Р» — это проблема, приносящая довольно большое количество неудобств как в детском возрасте, так и во взрослом. Помимо формирования комплексов на фоне дефекта речи, таким людям впоследствии невозможно освоить некоторые профессии.

 

Детям эту проблему поможет решить логопед, но взрослому исправить дефект намного сложнее. Из-за того, что речевой аппарат взрослого человека уже приучен к определенным действиям, переучиваться будет намного сложнее. Потребуется немало усилий и времени.

 

Чтобы научиться выговаривать букву «Р» надо:



  • Найти несколько скороговорок, тренирующих букву «Р». Прекрасными примерами являются Карл, крадущий кораллы у подруги Клары или Грека, который, не задумываясь, опустил за раком руку в реку. Такие скороговорки помогут натренировать артикуляционный аппарат. Не зря же их часто учат вместе с маленькими детьми. Для практики будет хватать 5 скороговорок.

  • Не надо избегать слов, в составе которых есть буква «Р». Необходимо побороть свои комплексы. В противном случае проблема будет хоть и замаскирована, но в результате только усугубится.

  • Необходимо делать ежедневно упражнения перед зеркалом. Во время произношения таких сочетаний, как «ла» и «та», важно смотреть, в каких положениях находятся губы и язык. Нельзя допускать глотания звуков.

Упражнения для буквы «Р»

 



  1. Чтобы воздух выпускался наружу, а не оставался в горловине, необходимо улыбнуться, поднять язык к небу и выпустить воздух, открыв рот.

  2. Чтобы улучшить подвижность кончика языка, который при произношении буквы «Р» должен вибрировать, нужно улыбнуться, максимально натянув рот и выпустив язык, начать его осторожно прикусывать.

  3. Чтобы растянуть уздечку, нужно открыть рот и постараться дотянуться языком поочередно то до кончика носа, то до подбородка.

  4. Чтобы растянуть связки, нужно произносить языком цокающие звуки.

  5. Высунув язык за пределы зубов до середины, нужно попробовать длительно произносить звук «З». Потом повторить этот же звук, но уже прижавши язык к небу.

Такие рекомендации будут полезны тем, кто хочет научиться выговаривать букву «Р» независимо от возраста.

 

www.kakprosto.ru

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :: SYL.ru

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква "р"», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Упражнение 1

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик - «муррррр-мр-мр», рычит лев - «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Упражнение 2

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Упражнение 3

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Упражнение 4

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

www.syl.ru


Смотрите также