656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Как обучить ребенка времени по часам


НИИ Эврика. Как научить ребёнка узнавать время по часам? Подробная инструкция

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем. Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения. Кто же прав?

На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.

По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:

— Когда мы пойдём гулять?

— Через час.

— А час — это сколько? Это много или мало?

Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.

Зачем нужны часы?

Определение времени по часам — очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.

(К. Абоимов)

Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы — различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:

Ходят по двору часы —
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты,
До чего горласты!

(петух)

Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.

После этого можно переходить к рассказу о современных часах — стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.

Как научить малыша определять время

Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками — конечно, с помощью ребёнка. Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться. Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка — часовая, длинная — минутная, а тоненькая — секундная.

Три стрелки служили
В Часах под стеклом,
Где Время по кругу
Спокойно текло.
Секундная стрелка
Скакала: ТИК-ТАК.
Минутная чётко
Чеканила шаг.
А следом за ними,
Всегда поспевая,
Со знанием дела
Ползла часовая.

(И. Калиш)

Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:

  • Снимите с часов секундную и минутную стрелки. Расскажите малышу, какое направление движения называется «по часовой стрелке».
  • Установите часовую стрелку, к примеру, на 4 часа. Расскажите малышу, что значит «четыре часа ровно».
  • Пусть кроха покрутит стрелку, останавливая её на различных цифрах и проговаривает: «один час», «два часа» и т.д.
  • Научите ребёнка показывать «час назад» или «через три часа», прокручивая стрелку. Если малыш хорошо усваивает новые знания, то можно переходить к следующему этапу.
  • Добавьте на циферблат минутную стрелку. Ещё раз объясните крохе, что часовая стрелка короткая, а минутная — длинная. Важно, чтобы малыш умел чётко их различать.
  • Поясните крохе, что в тот момент, когда часовая стрелка показывает ровно час, два, три, четыре и т.д., минутная всегда стоит на двенадцати. Для закрепления попросите малыша выставить часовую и минутную стрелки, например, «ровно на пять часов».
  • Теперь следует ввести понятие «полчаса» и показать, что в этом случае минутная стрелка должна быть на цифре шесть. Снова предоставьте ребёнку самому выставить «половину третьего», «половину седьмого» и т.п.
  • После того, как эти навыки будут отработаны, переходите к дальнейшим объяснениям. Поставьте минутную стрелку на 12, а затем сдвиньте её на единицу. Скажите малышу: «Прошло 5 минут». Затем переставьте стрелку на двойку и скажите: «Прошло 10 минут». Пусть малыш сам переставляет минутную стрелку и озвучивает: «15 минут», «20 минут» и т.д.
  • В каждой пятиминутке сделайте по четыре деления. Предложите ребёнку подсчитать, где будет 4 минуты, 18 минут, 39 минут, и выставить туда стрелку.
  • Когда игрушечная модель освоена, переходите к настоящим часам. Давайте малышу задания: «Напомни мне включить телевизор в 10 часов 15 минут», или «Позовёшь меня через 25 минут» и т.п.
  • Привязывайте все действия крохи ко времени: «Сегодня ты проснулся в половине восьмого», «Ужинать будем в семь часов пятнадцать минут».
  • Предложите малышу проверять время по электронным часам. Поставьте их рядом со стрелочными, и пусть ребёнок выставит на циферблате то время, которое высвечивается на электронных часах.
  • Давайте малышу задания на время. «А ну-ка, за сколько минут ты оденешься?», «Сколько палочек ты напишешь за 10 минут?».
  • Как можно чаще задавайте крохе вопросы: «Во сколько ты проснулся?», «Который был час, когда мы пришли с прогулки?».
  • Проведите с ребёнком игру, предложив прожить день «понарошку за 5 минут». Задавайте ему вопросы типа: «В котором часу ты завтракал?», «Когда ты смотрел мультики?», а малыш пусть выставляет это время на игрушечных часах.
  • Выучите с ребёнком весёлый стишок:

На планете круглой Сутки
Жили карлики Минутки.
Были ростом все Минуты —
Коротышки, лилипуты.
Через горы-океаны
Проживали великаны,
Наклонясь под небесами,
И звались они Часами.
Рядом с ними все Минутки —
Как малютки, как малютки.
Рядом с ними коротышки —
Просто мышки, просто мышки.

(Г. Дядина)

Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 — малыш просыпается, 8:00 — завтракает, 10:00 — прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.

Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:

  • Всему своё время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережёт.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.

Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».

Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:

  • стать более организованным и дисциплинированным;
  • выполнять вовремя все задания и поручения;
  • приобрести самостоятельность.

Мы ждём ваших рассказов, комментариев и отзывов. Как обычно, просим поделиться информацией о нашем сайте с вашими знакомыми, которым тоже могут быть интересны наши статьи.

Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам — терпения. До новых встреч! До свидания!

 

nii-evrika.ru

Как научить ребенка понимать время по часам

Время – понятие абстрактное, ведь его невозможно обхватить руками или просто увидеть, к тому же течение времени в разных ситуациях способно то замедляться, то, наоборот, лететь стремглав. И если даже у некоторых великовозрастных людей проблемы с чувством времени, то, что уж требовать от малых ребятишек. Но когда-то надо начинать обучать малыша разбираться во времени, понимать время по часам, чтобы планировать личное время: для отдыха, учебы, развлечений. С чего начать, с какого возраста, и главное, как научить ребенка понимать время по часам – попробуем разобраться вместе.

Когда можно знакомить ребенка с часами

Еще с грудного возраста ребенок чувствует на себе течение времени: вначале, он привыкает к режиму приема грудного молока и ощущает смену дня и ночи. Немного став взрослее, он свободно апеллирует с понятиями дня, ночи, вечера и утра, а спустя еще небольшой промежуток времени, для него не будет проблемой рассказать, что такое времена года, какой сегодня месяц или день недели. Так, постепенно ребенок подходит к очень важному моменту, а именно — знакомству с часами.

В современном мире часы с циферблатом практически исчезли из нашей жизни, а на смену им пришли электронные цифры, поэтому научить ребенка понятию времени по часам со стрелкой стало еще труднее. Кто-то из родителей спросит: «Так, может, не стоит заморачиваться с циферблатом и сразу приступать к занятиям с электронными механизмами?»

Ответ – отрицательный, так как, только поняв принцип работы механических часов, ребенок осознает, как бежит время, что такое секунда, минута, час, к тому же ему будет гораздо проще делать математические вычисления, складывая временные отрезки. Глядя на бегущие стрелки, дитя усвоит и некоторые философские понятия, такие как цикличность времени и то, что утраченное время уже не вернуть. А переучить ребенка воспринимать время по электронному табло, потом не так уж и сложно.

Психологи и специалисты в области воспитания дошколят, советуют моделировать ситуации, для ознакомления малыша с часами, начиная приблизительно с 6-летнего возраста. Но это совершенно не значит, что на более ранних этапах ребенку не стоит показывать механические часы, наоборот, чем чаще малыш будет сталкиваться с этими устройствами, тем лучше. А родителям следует непросто показывать часы, но и акцентировать на них внимание голосом (через 5 минут пойдем на прогулку; подогреем молоко в микроволновке 2 минуты; надо встать в 7 часов утра, чтобы не опоздать в садик).

Так, поневоле ребенок начнет задаваться вопросом, как родители определяют по этой штуке, когда начнутся мультики. Когда он созреет можно приступать к познаниям этого сложного и такого нужного понятия, как время.

Малышам мало увидеть циферблат, им нужно почувствовать течение времени. Для этого ребенку можно предложить в игровой форме нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги за определенный отрезок времени, например, за одну минуту. Потом попросить повторить процедуру, но увеличить срок выполнения задания до двух минут. Сравнить полученные результаты. Важно чтобы ребенок сам отслеживал ситуацию, можно при помощи стрелок на циферблате или песочных часов.

Первые азы изучения времени

Прежде чем приступать к обучению, нужно проверить у ребенка элементарные знания счета, ведь если он будет изучать цифры по ходу обучения, это не только затянется на продолжительный период, но и отобьет у него всю охоту.

Ребенок должен свободно считать, как минимум до сотни, ведь в часе 60 минут, а также уметь складывать числа. Неплохо если ребенок знает хоть немного таблицу умножения, это упростит процесс вычисления (ведь минутная стрелка вращается по циферблату и отсчитывает отрезки времени, кратные пяти).

 

К тому же ребенок должен иметь понятия о пространственных отношениях, то есть знает, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Чтобы еще больше заинтересовать малыша, стоит сделать ему подарок — купить наручные часы с циферблатом. Это будет дополнительным стимулом к образовательному процессу. Лучше всего будет, если в поход в магазин за покупкой взять ребенка с собой и позволить ему самостоятельно выбрать понравившуюся модель.

После приобретения хронометра, нужно вкратце познакомить дитя с устройством. Рассказать о каждой стрелке, для чего они предназначены и почему они вращаются с разной скоростью. Стоит позволить ребенку самому определить, какая стрелка бежит быстрее всего, а какая практически стоит на месте и проверить, запомнил ли он названия стрелок.

Чтобы переходить к практическим занятиям, необходимо сделать макет настоящих часов, а то, крутя стрелки нового подарка, можно ненароком «скрутить ему голову».

Для этого можно взять кусок плотного картона и вырезать круг. Из бумаги или картона вырезать три стрелки и закрепить их кнопкой так, чтобы они могли вращаться по кругу. На импровизированный циферблат нужно нанести разметку, как на настоящих часах и вот теперь можно приступать к занятиям, не беспокоясь о целостности.

Несколько советов начинающим «учителям»

  1. Ребенок еще неспособен полностью воспринимать информацию на слух, ведь для него главное — визуализация, поэтому все, что ему говорят, следует подкреплять действиями. Например, если ребенок спрашивает, когда начинаются мультики, ответить нужно точное время, при этом попросить его расположить стрелочки на циферблате в правильном порядке.
  2. Занятия должны носить регулярный характер, ведь от этого полностью будет зависеть как быстро и успешно ребенок усвоит материал. Больших перерывов делать тоже не стоит, ведь дети быстро отвлекаются, и весь пройденный материал придется повторять заново.
  3. Но и превращать занятия в обязательный процесс тоже не стоит, лучше это делать, играючи, как бы «между делом». Иначе ребенку будет казаться, что изучение времени, процесс сложный и трудный, а сам малыш в скором времени начнет быстро уставать и терять интерес.
  4. Нужно использовать в обучении не только импровизированные часы, но и другие учебные пособия: плакаты, магнитные доски, тетрадки-прописи. Это разнообразит обучающий процесс, а ребенок не заметит, что за разнообразием дополнительных материалов, он все так же изучает часы и учится определять время.
  5. Терпение, и еще раз терпение! Все дети абсолютно разные, для кого-то процесс обучения проходит легко и ненавязчиво, а кому-то приходиться повторять информацию по несколько раз. Но в любом случае терпение и труд – все перетрут!

Модель «механических» часов для обучения ребенка понятию времени можно сделать самостоятельно, своими руками. Вовлекайте в процесс творчества и самого малыша, ему будет интересно поучаствовать в изготовлении методического материала и легче обучаться.

Рекомендации для родителей малышей

Не стоит нагружать сразу малыша такими понятиями, как «половина», «четверть», начинать следует с элементарных основ: что такое час, в какую сторону двигаются стрелки, рассказать о минутной, секундной и часовой стрелке, почему они так называются. После этого можно конкретно останавливаться на часовой стрелке. Для этого следует передвигать ее по кругу, задавая вопросы о том, который час она указывает.

Закрепив полученную информацию, можно переходить к минутной стрелке. Сразу стоит обратить внимание, на то, что стрелки отличаются не только по размеру, но и выполняют разные функции, то есть одна показывает часы, а другая минуты.

Дальше стоит объяснить ребенку, понятие часа, то есть когда минутная стрелка находиться на 12, а часовая указывает на то, который час ровно. Чтобы закрепить это, стоит поставить длинную стрелку на 12, а короткую на любую цифру и попросить малыша назвать точное время.

Следующий этап — деление часового отрезка при помощи минутной стрелки. Сейчас необходимо рассказать, что минутная стрелка за часовой отрезок совершает полный оборот, и минутная, всего лишь преодолевает отрезок от одной цифры, к другой.

Нужно показать ребенку, какой отрезок преодолеет минутная стрелка за 5, 10, 15 минут. Если окружность визуально разделить пополам, то это будет половина часа, если же циферблат разделить на 4 части, то каждая часть будет соответствовать «четверти».

Обучение детей постарше

Для более старших детей обучение должно даваться более легко, ведь у них уже более развито логическое мышление, память и внимдание. К тому же, дети уже имеют определенный запас знаний, который поможет им легче освоить науку времени.

Однако, следует понимать, что чтобы ребенку было легче обучаться времени, скажем в 6 лет, чем 5, с ним следует ежедневно заниматься, объясняя и рассказывая ему о тех или иных явлениях, учится считать, учить цифры и прочее.

Полезные рекомендации родителям

  1. Стоит убедиться, что ребенок знает устный счет в пределах 100.
  2. Желательно потренироваться складывать пятерками. Неплохо, если ребенок усвоит таблицу умножения на 5, это ускорит процесс запоминания, а также вычисления пройденного времени.
  3. Можно купить или сделать своими руками наглядное пособие, которое будет полностью соответствовать настоящим часам. Главное, чтобы ребенок мог совершать манипуляции со стрелками.
  4. Объяснить понятия «часовой стрелки». Рассказать о понятии «ровно час», когда минутная стрелка находится на цифре 12. Передвигая минутную стрелку по кругу, нужно озвучивать время, после чего поменяться ролями, пусть ребенок двигает стрелку и называет час, указанный на циферблате.
  5. Переход на минутную стрелку. Начиная движение с цифры 12, стрелка двигается на 1, объяснить, что прошло 5 минут. Точно так же стоит двигать стрелку по кругу, и считать пятерками: 5, 10, 15.
  6. Теперь стоит соединить движение обоих стрелок. Устанавливаются стрелки в любом положении, и дается задание ребенку назвать точное время, указанное на циферблате. Пусть попробует записать эти данные в электронном виде.
  7. Если ребенок легко справляется с заданиями, можно усложнить задачу. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, нарисовать круг, отметить центр, нанести основные отметки на циферблате: 3,6,9,12. Между цифрами поставить черточки, соответствующие пятиминутным отрезкам. Расположив в центре часов стрелки, развести их в разные стороны и попросить малыша озвучить показанное время.
  8. Дальше можно объяснять о пути стрелки в отрезок одной минуты и как это выглядит на циферблате часов.
  9. Когда основная информация у ребенка будет хорошо усвоена, можно объяснить ему что такое «четверть», «половина» часа, а также «без четверти» и другие понятия времени. Постепенно можно научить его называть время различными существующими способами.

Как закрепить результат

Но, не стоит на этом останавливаться, ведь любую полезную информацию необходимо закреплять, поэтому старайтесь соотносить события с временными рамками, побуждая ребенка озвучивать время в любых ситуациях. Только так ребенок полностью освоит полученную информацию и научится планировать свое личное время, а в дальнейшем и жизнь.

Выучив азы, начинайте постепенно закреплять знания. Постоянно напоминайте малышу то, что ему удалось усвоить. Просите подсказать вам, который сейчас час, спрашивайте, во сколько он проснулся, во сколько пора кушать, когда начинается его любимый мультфильм или передача. Давайте ребенку небольшие поручения, например, выключить кашу на плите через 5 минут, или напомнить что-либо маме через полчаса.

Не стоит проводить занятия через силу, иначе можно отбить всякое желание ребенка к учебе, это же касается и обучению чтению, письму, счету и так далее. А вот закреплению результата хорошо способствует составление распорядка дня для малыша и четкое его соблюдение.

Обязательно проговаривайте с ребенком время, отведенное на игры, на просмотр телепередач, на занятия. Если вы посещаете какие-либо кружки или секции, приучайте ребенка запоминать и уметь показывать время, к которому нужно успеть на занятие. Комментируйте, сколько придется затратить на дорогу и помогайте рассчитать, когда следует начать собираться на занятие и во сколько выходить. Это поможет приучить ребенка к пунктуальности.

Вместо заключения

Обучая ребенка понимать время по часам, старайтесь сами быть примером для него. Развивая в малыше чувство пунктуальности, не опаздывайте сами, учите его беречь время и подкрепляйте это собственными поступками. Чаще проговаривайте время малышу и акцентируйте внимание на стрелках циферблата и тогда эта сложная наука окажется малышу «по зубам».

childage.ru

с чего начать, алгоритм обучения

Для многих детей определенную сложность представляет часовой циферблат. Как научить ребенка времени по часам? Возможно, некоторые наши рекомендации помогут вам с малышом освоить скорее это сложное занятие.

Ориентироваться во времени необходимо. Но процесс обучения не так прост, как может показаться на первый взгляд. Часы имеют две системы нумерации (1-12 и 1-60), это трудно поддается осмыслению в юном возрасте.

С чего начать?

Начинать знакомить с часами малыша стоит с пяти лет, он уже начинает представлять, что такое последовательность, когда на смену вчера приходит сегодня, а за ним идет завтра, что утро сменяет ночь и т. д.

Стоит приобрести часы без стекла, или сделать их самим вместе с малышом. Часы должны иметь большой циферблат и стрелки, которые могут вращаться и сниматься.

Главный момент, который нужно учесть, чтобы начать учебу: малыш должен уметь считать до 60.

Понимание придет легче, если ребенок знает и понимает принцип умножения на пять. Минутная стрелка, которая указывает 5, 10, 15, 20 минут, поможет легче ориентироваться во времени и покажет, сколько минут прошло после определенного часа.

Приступаем к обучению. Часовая стрелка

Поясните ребенку, что на циферблате находятся часовая стрелка и минутная. После того, как ребенок уяснит это, снимите минутную стрелку и поясните, как действует часовая, показывая один три часа, шесть и т. д.

Можно возле каждой цифры нарисовать действие, которое малыш обычно совершает в это время. Например, цифра 8 стоит рядом с умыванием, 12 – с обедом, и т. п.

Это обучение может занять у вас несколько месяцев. Не стоит торопить события! Пусть малыш поймет принцип времени. Затем можно приступать к обучению понятия минутной стрелки.

Изучаем минутную стрелку

Поясните малышу, что часовая стрелка движется быстрее по часовому кругу, она длиннее часовой. Весь круг минутная стрелка проходит за 60 минут, а потом часовая переходит на другую цифру, следующую.

Чтобы определять минуты, напишите маленькие цифры от 1 до 60 вокруг циферблата. Расскажите, что деления между цифрами – это 5 минут, а стрелка полный круг проходит за 60.

Когда малыш освоит, что такое минуты, поясните ребенку, как считаются 30, 15 минут, час, а затем попросите его рассказать это вам. Попросите его отсчитать 6 минут, 17 минут, используя деления часовой шкалы.

Алгоритм обучения может быть таким:

  • · Знакомим ребенка с устройством циферблата,
  • · Знакомим с понятием точного часа,
  • · Знакомим с понятием получаса,
  • · Знакомим с понятием пяти минут.

Попробуйте далее обучаться на настоящих часах. Малыш, конечно, не сразу сможет освоить все сложности отсчета времени, но то, что он уже сможет более точно определять время – это без сомнения.

Старайтесь ему в течение дня задавать вопросы относительно времени, вспоминая об этом довольно часто: «Который сейчас час? Сколько минут прошло после того или иного события?» Ведь без тренировки этот навык так просто не сможет выработаться.

Несколько советов, закрепляющих навык

Возьмите бумажную тарелку, и пусть ребенок нанесет на нее минутные насечки и напишет главные показатели времени – 12, 3, 6, 9. От центра круга до этих чисел можно провести линии и раскрасить полученные сегменты в разные цвета. Затем, используя карандаши вместо стрелок, показывать заданное вами время.

Почаще спрашивайте ребенка: «В какое время мы идет на прогулку?» , «Сколько осталось времени до сна?» и т. д.

Не стоит форсировать события, считая, что ребенку уже пора усвоить навык времени. Делайте это постепенно, между прочим, или же тогда, когда он сам заговорит об этом понятии.

Видео учим ребенка времени по часом


empiremam.com

Как научить ребенка понимать время по часам

Малыш растёт и с каждым днём проявляет всё больше интереса к окружающему миру. Чтобы его попытки в этом увенчались успехом, родители должны оказывать ему помощь и поддержку. Изучение времени — непростой процесс, который займёт не один день. Из нашей статьи вы узнаете, как научить ребенка понимать время по часам легко, используя полезные хитрости.

Основные принципы по обучению времени

Для того, чтобы процесс изучения времени проходил легко и весело, родителям рекомендуется изначально обучить малыша следующему:

  • Понятиям «утро» и «вечер;
  • Временам года;
  • Счёту до 100;
  • Складыванию с интервалом «5».

Хорошо, если обучение воспринимается ребёнком, как игра. В этом случае нет необходимости заставлять его знакомиться с новыми понятиями: он сам будет интересоваться.

Родителям стоит запастись ярким дидактическим материалом, так как визуализация процесса времени влияет на скорость восприятия малыша. К тому же, цветные картинки надолго останутся в его памяти.

Как объяснить ребенку, что такое время

С учётом того, что сегодня взрослые смотрят время на экранах своих мобильных телефонов, не так-то просто объяснить малышу, зачем это делается. Лучше приобрести для дома большой циферблат со стрелками, чтобы можно было наглядно увидеть течение времени.

Наблюдая за движением стрелок, можно рассказывать, во сколько будет завтрак, прогулка или сон. Предложите малышу выполнить какое-нибудь несложное задание, например, за одну минуту. Покажите ему, как за этот промежуток успели передвинуться стрелки.

Осваиваем понятия прошлое, будущее и настоящее

Чтобы малыш смог лучше определять время, стоит ознакомить его с понятиями прошлого, будущего и настоящего. Для этих целей идеально подойдут наглядные материалы.

Прошлое можно объяснить, показывая ребёнку старые фотографии из детства взрослых или картинки с изображением динозавров. Настоящее — это то, что мы сейчас делаем: завтракаем, гуляем, читаем или ложимся спать. Чтобы познакомить малыша с будущим, можно рассказать ему о планируемых семейных покупках или поездках.

Главное в этом деле — проявить фантазию и заинтересовать ребёнка.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Самый полезный дидактический материал —  тот, который выполнен своими руками. Из прямоугольника цветного картона можно вырезать круг диаметром не менее 25 см. На нём штрихами обозначьте деления, а цифрами — значения времени.

Используя длинный и короткий карандаш, имитируйте движение настоящих стрелок. Лучше положить перед малышом настоящий циферблат и самодельный. Так он быстрее научится самостоятельно передвигать стрелки в нужном направлении.  Называйте ребёнку конкретное время и изображайте его на циферблате.

Проще всего осваивать время при помощи наглядного материала

Упражнение

Предложите малышу самому называть временное значение, а вы в это время будете отражать его на циферблате при помощи стрелок. Когда заметите, что малыш понял суть задания, сделайте намеренно ошибку в цифре или поменяйте стрелки местами. Если ребёнок не заметил этого, необходимо повторить упражнение.

Как научить ребенка определять время по часам

Начать обучение лучше всего в 4-5 лет, возможно раньше, если ваш малыш уже знает цифры и может оперировать понятиями “прошлое”, “настоящее”, “будущее”.

Чтобы малыш смог ориентироваться во времени, можно показать ему все имеющиеся дома формы часов. Поставьте на стол механические, электронные, а также песочные часы. Наблюдайте вместе с ребёнком, как интервал в одну минуту по-разному отображается на них.

Стоит вызвать у малыша ассоциации любого занятия с конкретным временем. Отправляясь на прогулку, укажите на циферблат и объясните расположение стрелок.

После прогулки расскажите своему чаду, сколько прошло времени. Также можно засекать минуты, которые тратятся на чистку зубов, приём пищи или сбор портфеля к школе. Такие упражнения помогают развивать память и мышление.

Как объяснить что такое час, минута, секунда

Проще всего рассказать ребёнку, что такое секунда. Можно просто хлопать в ладоши при каждом смещении стрелки. Это весёлое действие разбудит интерес и поможет быстро освоить отсчёт времени.

Минутная стрелка — это 60 секунд или столько же хлопков. На первый взгляд, это может показаться нудным, но для детей не составит труда бить в ладоши. Это упражнение можно сопровождать счётом от 1 до 60 вслух.

Так как час содержит целых 60 минут, не стоит утруждать малыша совершать хлопки. Вместо этого можно вместе заняться приготовлением пирога или сходить в магазин. По прохождении времени нужно не забыть обратить внимание малыша на циферблат.

Упражнение

На самодельных часах родителям можно короткими черточками обозначить деления минут. Используя  длинный карандаш в качестве минутной стрелки, покажите ребёнку, как она передвигается. Объясните малышу, что совокупность всех делений — это 60 минут. Попросите его передвигать карандаш на определённое количество минут, а также предложите отмерить несколько часов.

Изучаем час, половину часа и его четверть

Чтобы объяснить малышу, что такое четверть циферблата, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобразите на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Можно провести линию, разделяющую циферблат пополам не через «6» и «12», а например, через «4» и «10».

Обведя обе половинки по внешним краям, расскажите ребёнку, что вместе они составляют часовой промежуток. Подобным образом можно объединить и все кусочки пирога.

Упражнение

Скажите малышу, что через 15 минут вы отправитесь на прогулку. Покажите ему правильное расположение стрелок на циферблате. Попросите ребёнка напомнить вам, когда пройдёт четверть часа. Такое упражнение можно проводить несколько раз в день. Оно не только поможет усвоить новую информацию, но и воспитает в малыше чувство ответственности, которое сыграет важную роль в его дальнейшей жизни.

Обучение понятию “время” – важный шаг на пути взросления ребенка

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

Если перед обучением ребёнок будет знать, как безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», это большой плюс для него. Можно вырезать новый круг для циферблата и разделить его на сектора, каждый из которых имеет пять делений.

Для того, чтобы малыш лучше понимал, что означает шаг в 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обратите его внимание на то, что в каждом отделении равное количество минут.

Чтобы малыш усвоил пройденный материал в полном объёме, скажите ему, что через пять минут вы будете готовить обед или пойдёте в гости. Попросите его следить за стрелками о сообщить, как только пройдёт назначенное время.

Для этих целей также можно взять круг из картона, расчертить короткие линии для каждой цифры, кратной пяти. Предложите малышу самостоятельно обозначить все числа циферблата, начиная с нуля. Это поможет ребёнку сконцентрировать внимание и хорошо запомнить все деления. Не торопите его при выполнении задания, он может разбираться сам с привычной скоростью.

Упражнение

Подготовьте малышу пустой круг из картона, а также 12 маленьких цветных кружков с цифрами от 5 до 60. Упражнение заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно распределить подготовленные числа на циферблате. При выполнении задания подсказывайте ему, если допускается ошибка.

Рекомендации для родителей малышей

В первую очередь, научитесь узнавать потребности ребёнка и не заставляйте его что-либо изучать насильно. Интерес скоро угаснет, а вы не добьётесь желаемого результата. Первое знакомство с циферблатом можно проводить в возрасте пяти лет. В это время малыш уже проявляет интерес к часам, висящим в детской комнате.

Чтобы обучение завлекало ребёнка, используйте красочный материал. Лучше всего, если малыш будет участвовать в его изготовлении. Созданные таким образом циферблаты можно повесить в его комнате для закрепления материала.

Обучение детей постарше

Для детей школьного возраста обучение времени даётся более легко. Преимуществом считается знание таблицы умножения. Если малыш освоил её, то и трудностей при знакомстве с циферблатом не возникнет.

Школьника могут привлечь и электронные упражнения с помощью детского видео в интернете. Это увлекательные занятия, которые развивают логику и сосредотачивают внимание. Весёлая музыка и яркие картинки вызывают положительные эмоции у малыша.

Обучение времени через игру

Если родители творчески подойдут к обучению малыша, то весь процесс будет им восприниматься как весёлое занятие, не требующее приложения усилий. Сводите малыша в магазин, продающий часы, покажите ему разные виды и формы. Заинтересуйте его картинками циферблатов в журналах или сети «Интернет».

Самый лучший способ обучить малыша времени — купить ему часы. Он оценит этот подарок и будет чаще смотреть на циферблат. А также ребёнок может выступать в роли учителя и давать родителям задания показать то или иное время. Взрослые могут несколько раз специально ошибиться, чтобы дать малышу возможность проявить себя.

Некоторые дети способны научиться определению времени по часам уже в 3-4 года

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Хорошо, если найдётся циферблат без стекла, на котором можно покрутить стрелки. Таким образом малыш сможет сам управлять часами. Попросите его показать конкретные часы и минуты. Следите, чтобы малыш направлял стрелки по часовой линии.

Если таких часов нет, можно купить специальные детские часы, которые размещаются на большом плакате и вешаются на стену. Их преимуществом будут яркие цвета и многочисленные подсказки.

Также можно пользоваться картонным кругом. Вместо стрелок приложите карандаши разной длины или вырежьте их из картона другого цвета и закрепите кнопкой посередине так, чтобы они могли свободно передвигаться с помощью рук малыша.

Советы по обучению

Придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы у вашего малыша не было затруднений с изучением времени:

  • Поощряйте ребёнка за каждый правильный ответ;
  • Не допускайте длительных ежедневных занятий, достаточно 15 минут;
  • При любой возможности указывайте на циферблаты, находящиеся дома, на улице или в магазинах.

Как закрепить результат

Чтобы знания малыша не растерялись со временем, обязательно соблюдайте такие правила:

  • Повесьте часы в детской комнате;
  • Ежедневно рассказывайте малышу, в какое время он просыпается, ест, укладывается в кровать или выходит на прогулку;
  • Даже после того, как ребёнок усвоит азы времени, занимайтесь с ним в игровой форме каждый день хотя бы по 5 минут.

Обучение времени может занять у одних детей неделю, а у других целый месяц. Это нормальное явление: всё зависит от возраста и умения считать. Знакомство с циферблатом можно начинать только тогда, когда вы увидите, что малыш сам проявляет к нему интерес. Если ребёнок имеет собственное стремление к познанию новой информации, то она даётся ему без лишних трудностей.

Посмотрите, как можно научить ребенка понимать время по часам в дошкольном учреждении:

umnyash.com

Как научить ребенка понимать время по часам

Понятие времени сопровождает ребенка с самого рождения. При соблюдении режима дня “внутренние часы” подсказывают крохе, когда пора вставать, обедать или принимать водные процедуры. Ближе к 4 годам у подрастающего чада появляется интерес к определению времени по циферблату. Но научить ребенка понимать время, используя механические часы, бывает непросто. Обучение времени потребует сил и разъяснений. Как рассказать дошкольнику о минутной и часовой стрелках, как научить определять время по часам – все это вы узнаете в нашей статье.

С какого возраста учить ребенка определению времени?

Научиться определять время по часам – непростая задача, справится с которой маленькому исследователю помогут родители. В среднем, обучение детей пониманию времени можно начинать с 5-6 лет. При должном подходе к первому классу дошкольник уже сможет отвечать на вопрос, который сейчас час.

Как понять, что ребенок готов разбираться и ориентироваться во времени? Для умения легко и правильно “считывать” текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • способность визуально различать числа в пределах 12;
  • написание чисел от 1 до 12;
  • понимание счета шагом через 5 (для изучения минут).

Если все вышеописанные действия под силу вашему чаду, то будьте уверены, что вы всего лишь в одном шаге от понятия времени. 2-3 занятия, и ребенок сможет определять значения циферблата.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.

Времена года

Календарь – вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна – всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого “особого” дня и считать время до них.

На заметку! Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик “Двенадцать месяцев”.

Время суток

Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем (“полдник у нас в 11 часов дня”, “в 5 часов вечера придет бабушка” и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям “час”, “минута” и “секунда”.

Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы – это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.

  • Секунда – самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
  • Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты – довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут – озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
  • Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки – это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.

Учим понятие времени в игровой форме

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы “что такое часы?” и “как они показывают время?”

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а минуты более мелкими.

Важно! Ребенок при изучении времени должен знать числа от 1 до 12.

  • На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть, покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он – как часовой мастер, поэтому должен обращаться с временем бережно.
  • Разъясняйте, какая из стрелок двигается медленно, какая – быстрее. Задавайте вопросы по прошлой “теме”: что показывает толстая стрелка? Далее можно изучать, что часовая стрелка на единице означает 1 час, на двойке – 2 и т.д.
  • На следующем занятии повторите пройденное и спросите – который час? Так как числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знание по часам, можно переходить к минутам.

Определяем время на часах

Проще всего ребенку, умеющему считать до 100, использовать для учета времени электронные часы. С их помощью можно контролировать время и не нужно высчитывать минут. Если вы ищете ответ на вопрос, как научить быстро узнавать время, то это, вероятно, самый простой вариант. Но электронный прибор может лишить стимула учиться использовать обыкновенные механические часы. На стадии обучения старайтесь не давать ребенку “послабления” в виде циферблата на дисплее.

  • Приобретите детские часы из дерева или картона с возможностью самостоятельно двигать стрелки. Цифры должны быть написаны по часам и по минутам, так будет проще ассоциировать расположение стрелки и количество времени.
  • Секундной стрелкой при определении времени мы пользуемся редко, поэтому заостряйте внимание, прежде всего, на часовой и минутной стрелках.

  • Покажите, в какую сторону движутся стрелки на часах. Значение “по часовой стрелке” будет часто сопровождать ребенка. Объясните, что стрелки движутся только в одном направлении.

  • На часах обычно написаны цифры от 1 до 12, но важно сразу рассказать что день включает в себя целых 24 часа. Сутки – это когда маленькая часовая стрелка дважды обходит весь циферблат.

  • Что такое час? Это когда часовая стрелка на любой из цифр, а минутная ровно на 12. Сначала сморим на часовую, потом на минутную, и ни в коем случае не наоборот.

От теории переходите к практике. Покажите, что сдвиг минутной стрелки на единицу означает 5 минут. Еще раз сдвинули – уже 10 минут (5+5).

Обратите внимание! Если ребенок знаком с таблицей умножения, то проще объяснить, что два умножить на пять – это десять. Ряд умножения на пять – это и есть “минутный” циферблат. Не знакомы с умножением? Можно просто запомнить скороговоркой – 5,10,15,20 и т.д.

rebenokmama.ru

Материал (подготовительная группа) по теме: Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».

Рекомендации для родителей

Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».

Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.

А для этого:

1. Сделайте макет часов вместе с ребенком или используйте механические часы с крупным циферблатом.

2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.

3. Объясните ребенку, что часовая  и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.

4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?

5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.

6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)

Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа).

7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.

8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.

9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.

ОКНо или очень короткие новости о том,

 Как разные люди определяли время

Уважаемые родители!

Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет, использовали такой способ:

Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.

Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.

Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.

“Как совершать путешествия – прогулки”

Мамы и папы!

- Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.

- Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.

- После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.

- Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.

Памятка “О чем расскажет календарь”

Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.

Предложите ему определить, какой это день недели, время года.

Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.

Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.

nsportal.ru

часы и тренажер для обучения времени

Взрослые без труда умеют определять время по часам, но для ребенка этот механизм совершенно незнаком, малышу непонятно, зачем на устройстве нарисованы цифры и зачем двигаются стрелки. Но умение понимать время – один из важнейших навыков, без которого не представляется самостоятельная жизнь.

Чем скорее ребенок изучит, как определять время по часам, тем быстрее он станет самостоятельным и научится организовывать свое время. Чтобы доступно и понятно научить ребенка понимать время по часам со стрелками, важно не спешить и начинать с самых простеньких понятий.

Девочка и часы

Для чего и когда ребенка учить определять время по часам?

Если представить, что взрослый человек не умеет ориентироваться во времени, то он не сможет понять, когда ему выходить на работу, когда с нее возвращаться, во сколько наступит обед или ужин.

Так и ребенку, который не знает понятие часов и минуток, трудно определить, когда родители заберут его из детского сада. Поэтому малыш может капризничать, когда его просят подождать пять минут – ведь он не понимает, сколько это – а вдруг, целый день?

Когда ребенок уже находится в том возрасте, когда он может оставаться дома один, мама или папа предупредят его, что вернутся через 2 часа. Но без умения определять время по циферблату часиков малыш может растеряться и испугаться от того, что не знает, когда придут родители.

Поэтому важно своевременно обучить своего ребенка ориентироваться по часам. Это поможет ему стать более дисциплинированным и готовым к 1 классу в школе

Нет конкретного возраста, когда можно приступать к обучению. Для начала ребенок должен уметь считать хотя бы до 60 и знать, как эти цифры выглядят. Одни дети учатся этому уже к 5 годам, другие несколько позже – к 6 или 7.

Ребенок, понимающий часы и минуты, будет уже носить наручные часики не только как аксессуар, но и как устройство ориентирования во времени. Что поможет быть ему более уверенным и пунктуальным.

Часы детские, SL (цена по ссылке)

Часы детские с минеральным стеклом, SL (цена по ссылке)

С чего начинать обучение?

Время для ребенка – это понятие чего-то неопределенного, несуществующего, ведь его нельзя потрогать руками, осязать. Конечно, дети понимают, что жизнь двигается вперед, но сформулировать эту мысль им пока трудно.

Обучение определению времени по часам должно проходить постепенно, от малого к большому, чтобы у ребенка не сложилась путаница в голове.

Для начала стоит объяснить ребенку, что такое время, которое называют будущим, настоящим и прошлым. Запомнить эти понятия можно с помощью самых простых примеров из жизни. Например:

  • вчера мы были в гостях у дедушки – это прошлое;
  • сейчас мы играем в парке – это настоящее;
  • завтра утром мы пойдем в детский сад – это будущее.

Примеры нужно приводить максимально простые, которые понятны и интересны маленькому человеку, тогда он быстро выучит и усвоит базовые понятия времени

Также нужно подучить ребенка легко разбираться во всех временах года и называть их основные признаки. Например, если идет снег – значит, пришла зима. Когда цветут цветы и зеленеет травка – это весна. Летом светит жаркое солнце и можно есть мороженое, а осенью птицы улетают на юг и падают листья с деревьев.

Когда малыш узнает о временах года, нужно переходить к названиям месяцев. Он должен хорошо усвоить, к какому сезону относится тот или иной месяц. Затем объяснить, что за месяц проходит 28, 29, 30 или 31 дней, и что состоит он из недель, в которых есть 7 дней.

Календарь для изучения времен года и месяцев

Переходим к понятию минут и часов

Когда ребенок будет четко понимать времена года, месяца, недели и дни недели, можно приступать к разговору о часах и минутах. Легче всего объяснить это на простых жизненных примерах.

Для начала предложить малышу вспомнить, с чего начинается его день – с утра, когда он просыпается, завтракает и идет в садик. Затем наступает день и с ним обед и тихий час, а после вечера, когда все поужинают и лягут спать, приходит ночь.

Здесь нужно объяснить, что утро, день, вечер и ночь в целом называется сутками. А сутки каждый раз длятся одинаково – 24 часа. И чтобы знать, когда нужно вставать, обедать или забирать ребенка из садика, родители определяют все по часам.

Показать ребенку обычные секундные часы и попросить его рассказать, что он на них видит. Часы для обучения детей должны быть с видными цифрами и с разделениями минут. Затем предложить посчитать все маленькие черточки – их будет 60, и они называются минутами. Когда самая большая стрелочка проходит кружок – проходит один час, а если маленькая – то одна минута.

Так как дети лучше всего обучаются во время игры, нужно вместе с родителями смастерить макет циферблата со стрелками

Для этого из плотного картона нужно вырезать круг, расчертить на нем циферблат часов и раскрасить, цифры написать яркими красками. Вырезать из картона часовую и минутную стрелки и прикрепить к центру часов так, чтобы они могли свободно двигаться (например, с помощью канцелярской кнопки или болтика).

Пример самодельного циферблата

Шаги обучения на тренажере:

  1. Мотивация – объяснить, что человеку часы нужны, чтобы он не опаздывал и много успевал.
  2. Знакомство – рассказать, что такое циферблат, что стрелки двигаются только в одном направлении и вместе ответить на вопрос, почему для времени нет обратного хода.
  3. Начинать с целых чисел. Для удобства оставить на циферблате только большую стрелку и поработать с часами, затем прикрепить минутную стрелку и выяснить, чем она отличается от часовой стрелки. Чтобы малышу было проще понять время, возле каждого часа можно нарисовать деятельность: завтрак, сон или игры – так, чтобы картинки совпадали с режимом дня у ребенка.
  4. Пробовать определять время, выставляя на циферблате простые значения с небольшим интервалом. Например, 3:10 или 4:30.

Когда малыш станет свободно определять 5-минутные промежутки, можно усложнить задачу и объяснить, как на часах будет выглядеть время 12:17 или 9:37. Предложить ребенку самому поставить стрелки в то время, когда он укладывается спать. А утром родители переведут стрелки, и малыш назовет время, в которое он проснулся.

Ребенок учится определять время

Закрепление новых знаний в игровой форме

Когда ребенок научится пользоваться обычным и тренировочным циферблатом, и будет сам называть который час, этот успех стоит время от времени закреплять. Обязательно нужно обращаться к нему с такими вопросами, как:

  • подскажи, пожалуйста, который час?
  • папа сказал, что придет через полчаса. Сколько будет времени?
  • ты проснулся в 8 часов, а сейчас уже 8.30 – сколько прошло времени?
  • напомни мне, что через 15 минут нужно позвонить бабушке.

Полезно приобрести в комнату малышу настоящие настенные часы и расположить их в самом видном месте

Когда ребенок будет уверенно отвечать на вопрос: «Который час?», можно начинать знакомство со стрелочкой секундной. Для наглядности можно объяснить, что секунда проходит за один хлопок в ладоши. Не стоит торопить ребеночка, а вот говорить похвальные слова – обязательно. Всем детям требуется разное количество времени, чтобы начать разбираться в часах.

Как помочь ребенку ориентировать по часам с помощью игр:

  1. Составить режим дня – поставить стрелки на макете часов в то время, когда ребенок просыпается. Передвигать их и вместе проговаривать, чем он занимается в то или иное время дня.
  2. Выставить стрелки на какое-либо время и задать вопрос: «Правильно, что сейчас 2 часа 10 минут?» Ребенок должен подтвердить или опровергнуть сказанное. Если он затрудняется дать ответ, подсказать с помощью наводящих вопросов.
  3. Поиграть в «Автостанцию» ‒ определить, во сколько должна выезжать машина и поставить стрелки на нужное время. Сначала проговаривать время в целых числах, а потом усложнить задачу, называя такие определения, как четверть часа, полдень.

Детские часы с изображениями режима дня

Ценить время и правильно им распоряжаться учить детей нужно с самого детства. Периодически спрашивать, что какое полезное или хорошее дело можно исполнить за одну минуту, полчаса или час. Не стоит надеяться на быстрые результаты и ни в коем случае не торопить ребенка, так как ориентация во времени – это один из самых сложных навыков. Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. А когда малыш начнет разбираться в минутах и часах, стоит приобрести для него яркие наручные часы – тогда он начнет быстрее применять полученные знания на практике.

Как правильно можно научить ребенка определять время по стрелочным часам, вы узнаете, посмотрев видео:

sunmag.me


Смотрите также