656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Как привить ребенку любовь к чтению


Как привить ребенку любовь к чтению!? |

В последнее время многие родители стали жаловаться на то, что их дети не хотят читать книги, предпочитая телевизор и компьютер. Ситуация усугубляется, когда ребенок идет в школу, так как общение с книгой становится своего рода «обязаловкой», что лишь усугубляет нелюбовь к чтению. А ведь, любовь к чтению можно развить у любого ребенка. Как это сделать?

Как привить ребенку любовь к чтению.

В первую очередь, ребенок должен видеть положительный пример в лице мамы и папы. Если родители сами не читают книг, при этом внушая ребенку, что чтение полезно и необходимо, то вряд ли малыш последует вашим наставлениям. В свободное время или перед сном читайте вместе с малышом, и пусть он хотя бы иногда застает вас за чтением. Расскажите ему, какую интересную книгу вы читаете, в нескольких словах опишите захватывающий сюжет и предложите прочитать книгу самому, чтобы узнать, чем закончится интересный рассказ.

Кстати, начинать лучше с малого – не напрягайте ребенка сразу большими книгами, начните с интересных коротких рассказов для детей или купите книги о том, что интересно ребенку. Интересным занятием для малышей станет составление слов из кубиков или пластиковых букв, которыми можно украсить холодильник или стену в детской комнате. Можно попросить ребенка прочитать вам плакат на улице или вывески магазинов, сделайте вид, что заблудились и попросите его прочесть название улицы – как правило, детям нравится чувствовать себя взрослыми и находчивыми…

Важно помнить, что любовь к чтению – это в первую очередь привычка, а привычки вырабатываются постепенно. Поэтому следует проявлять деликатность и не давить на маленького человека. Вы можете попросить его почитать вслух, но в этом случае не стоит одергивать ребенка на каждом неправильно произнесенном слове — это может отбить желание читать и развить комплексы.

Также не стоит заставлять читать то, что ему не нравится. Если же прочтение необходимо (например, по школьной программе), можно прибегнуть к маленькой хитрости – пообещайте ребенку компенсацию за неинтересную работу – новую игрушку, просмотр любимого фильма и так далее. Чтобы получить желаемое, ему нужно прочесть книгу и пересказать вам содержание.

Кстати, о телевизоре. Никто не станет спорить, что маленький человечек намного легче воспринимает увиденное и услышанное, нежели прочитанное. Поэтому просмотр телепрограмм нужно ограничить. Опять-таки, если вы усадите ребенка читать книжку, а сами пойдете смотреть интересный фильм или передачу, у ребенка скорее возникнет неприязнь к «ненавистному» чтению, нежели любовь. Поэтому прежде чем требовать что-то от ребенка, пересмотрите собственные привычки и предпочтения.

Детский психолог Даунис рекомендует родителям ради детской любви к чтению на какое-то время самим вернуться в детство. Например, положите под подушку малыша письмо от его любимого сказочного героя, в котором тот, например, сообщает, что приготовил ему подарок, место нахождение которого указано в такой-то книге… К книгам в этом случае можно и вовсе не прибегать, а учить ребенка читать по таким вот письмам. Например, сказочный друг может писать ему, что хотел подарить малышу подарок, но не знает, какой именно. Письма должны становиться длиннее с каждым днем, а когда вы поймете, что ребенок читает с удовольствием, «друг из сказки» может попросить дать ему письменный ответ… Кстати, вместо несуществующего персонажа к обучению ребенка чтению можно привлечь родственников, например, бабушек, дедушек, тетю, которых малыш не часто видит. Попросите их писать малышу письма.


Письма для тебя. Я научу тебя читать. Уникальный метод обучение чтению в игровой форме.


В общем, смысл всего вышесказанного таков: чтобы привить любовь к чтению у ребенка, его нужно не заставлять, а заинтересовать! А вот как это сделать – решать родителям. В статье представлено несколько вариантов, как привить ребенку любовь к чтению!

Смотрите так же:

promany.ru

«Как привить ребенку интерес к чтению?» – Яндекс.Знатоки

Как помочь ребёнку полюбить чтение?

Этот вопрос я задаю себе с тех пор, как у меня появились мои мальчишки. Сейчас им уже 15 и 17 и они, как и все обычные подростки, предпочитают книгам велики или компьютерные игры, но все же читают. Мне пришлось пойти на множество хитростей, чтобы заложить в детей любовь к чтению. Например:

1 Читайте сами

С азартом увлечённо рассказывайте о книгах, которые вам интересны.

2 Наполните дом бумажными книгами

Когда растешь в окружении книг и людей, которые увлеченно и с радостью читают, воспринимаешь чтение как нечто естественное.

3 Запрещайте читать

Расскажите о книге самое-самое завлекательное и разжигающее любопытство, а потом строго запретите её читать. Потому что она только для взрослых. Потому что книгу не понять детям. Любые запреты разжигают интерес.

4 Не заставляйте дочитывать

Знаю, многом взрослым трудно оставлять недосмотренный фильм, недочитанный роман, неинтересных собеседников – неудобно, гложут незавершенности. Однако заставлять детей дочитывать – вернуть путь убить в них зарождающуюся любовь к чтению.

5 Соглашайтесь купить и плохие книги тоже

Или книги "не по возрасту". Не жадничайте! Всему своё время и ребёнок однажды с интересом прочитает книгу "на вырост", зато будет чувствовать, что вы и на деле, не только на словах поощряете его интерес.

Кроме того, плохие книги учат нас большему, чем можно подумать в первый момент: учат отличать хорошую литературу от посредственной.

6 Первыми книгами могут... инструкция к Лего или план торгового центра

Ну и пусть! Вполне возможно, ребёнок до школы так и не прочитает сам ни одной книги. Читайте вслух, ставьте диафильмы и аудиокниги, радуйтесь любому естественному интересу ребёнка к тексту. Пусть этим текстом даже будет и инструкция к настольной или компьютерной игре.

7 Помогите быстрее научиться бегло читать

Когда читаешь по слогам, быстро устаёшь и не улавливаешь за словами смысл. Помочь может чтение диафильмов: когда вы в темноте читаете вслух с экрана, ребёнок невольно всматривается в предложения и незаметно учится читать.

8 Вначале смотрим, потом читаем

Фильм по книге, мы-то взрослые знаем, всегда вмещает в себя меньше магии и увлекательных подробностей, чем книга. Если полюбились герои фильма или мультфильма, расставаться с ними не хочется и самое время открыть книгу.

9 Комиксы – тоже книги

Да-да! Вопреки стереотипам существуют даже серьёзные графические романы. Все дети любят рассматривать иллюстрации и сравнивать услышанную историю с картинкой. Ничего страшного, если текста будет в книге меньше, чем рисунков. Разве вы сами не любите смотреть картинки в nstagram или Pinterest?

10 Превратите чтение в спектакль

Читайте разными голосами, читайте по ролям, читайте с интонациями будто вы диктор, который записывает аудиоспектакль на студии звукозаписи.

Наш язык по своей природе лишен яркой интонации и монотонность усыпляет, помните как клевали носом на лекциях в институте? Помогите ребенку услышать за буквами суть истории и полюбить музыку текста так же, как любите ее вы.

Если вы все это проделали, а результатов нет, значит, вы прекрасный родитель, но вам достался уникальный ребенок. Вероятно, очень талантливый в чем-то своем. !https://static.xx.fbcdn.net/images/emoji.php/v9/teb/2/16/1f642.png:)

yandex.ru

Как привить ребёнку любовь к чтению. Мой опыт. - запись пользователя Элина (Lapushist) в сообществе Детские книги в категории Наша библиотека

Сегодня я про книги.
Букв будет много, но постараюсь изложить всё максимально понятно.
Прежде чем начать, хочу сказать, что каждая мама должна сама для себя понять, что она хочет - чтобы её ребёнок умел читать или любил?

Это разные вещи. Я расскажу о том, как мы постарались привить Любовь к чтению.

Я всегда хотела, чтобы мои дети любили читать. И думала, что это получится само собой. Но потом стала замечать в детских журналах темы о чтение. И поняла, что оказывается, у ребёнка не с рождения формируется любовь к книгам.

И это надо тоже развивать. Но как? Опытных советчиков, как всегда, вокруг меня не наблюдалось. Поэтому вооружившись кошельком я пошла в любимый книжный и прикупила пару книг с многообещающими названиями, что-то типа - "прочти и твой ребёнок обязательно будет любить читать" и " читающий ребёнок - счастье мамы"))

Алисе на тот момент было месяцев 7-8 внутриутробно. И её мама, удобно расположив новую книжку на пузе-столике принялась изучать материал.

Используя все данные там советы я принялась действовать. Читала ей, когда она ещё мирно плавала в животике. Продолжала читать, когда она уже родилась. Читала даже тогда, когда она выдирала у меня из рук книги и с радостным улю-люканьем запуливала их за шкаф.

После этого пришлось выучить всего Чуковского наизусть))
И вот к Алисиным 3м годам, я поняла, что мой ребёнок не испытывает никакого трепета к книгам.
Но как же так?? Ведь в моём пособие было написано, что в этом возрасте дети нежно любят книги!

Ничего подобного с Алисой у нас не было. И тогда я начала действовать.

Детские книги мы покупали с рождения, но их всё равно было меньше чем игрушек. И они стояли сиротливым рядочком, где то в закромах Алисиного стеллажа.

Первым делом я вытащила все книги на самое видное место. А потом стала пополнять нашу библиотеку. Постепенно, по чуть-чуть, но наша книжная полка стала разрастаться.

Мы читали в любое свободное Алисино время. Обязательно читали перед сном. Но должного результата я не наблюдала. Получалось, что девочка позволяла себе читать, но ответной любви к книгам у неё не было.

И вот однажды мама решилась на отчаянный поступок - полностью исключила мультики. Про это я напишу отдельно, это того стоит. А пока про книги.

Не скажу, что в тот же день Алиса потянулась к знанием. Нет. Нам потребовался месяц, чтобы она привыкла жить без мультиков и компьютера. Сначала было тяжело, она никак не хотела себя развлекать.

В тот период мы много рисовали, лепили, играли, короче делали всё, чтобы не вспоминать о мультиках.
Скажу честно - было немного сложно. Но я понимала, что это нужно для того, чтобы привлечь её внимание к книгам. Понимала, что если я сейчас этого не сделаю, то дальше будет ещё сложнее, а может быть и вовсе она никогда не полюбит читать.

И вот наконец ровно в 3 года она сама стала носить мне книжки и просить ей почитать. Я читала. В основном это была пара самых любимых книжек. Мойдодыр и книжка "Чтение детям. 5 лет" а там был рассказа про кузнечика, которого мы с мужем по приказу(даже не по просьбе), Алисы читали каждый вечер по 2, а то и по 3 раза.
Здесь главное, чтобы нервы не сдали)) к концу второй недели, мы эту сказку про кузнечика могли рассказывать наизусть соблюдая все знаки препинания))

Мультики мы не смотрели месяцев 6-8, совсем. Просто исключили их из своей жизни. Ещё раз повторюсь - трудно было только первый месяц. Потом она уже про них не вспоминала.

И вот как раз в этот период Алисиной жизни и произошли самые большие скачки в развитии. Она стала очень хорошо и грамотно разговаривать. Стала больше рисовать. Научилась собирать большие пазлы. Ну и конечно самое главное - она полюбила книги!

Всей душой! Когда я не могла ей почитать, она брала нужную книгу и садилась смотреть картинки.
Тут тоже очень важный момент - не всегда надо бросать свои дела и бежать по первому зову выполнять просьбу ребёнка почитать. Надо позволить ему самому побыть с книжкой.

Я делала так - на Алисину просьбу, отвечала, что мне сейчас надо обязательно сварить суп, но как только я закончу, я сразу же ей почитаю. А пока, выбери пожалуйста, книгу, которую мы будем читать.

Алиса бежала за книгой, выбирала и оставалась в комнате меня ждать. В это время она листала страницы, рассматривала картинки.

Самостоятельно читать Алиса научилась в 4 года.
Ну ладно)) спущусь на землю)) Ей было 4 года, и 10 месяцев) Это было 17 октября 2013 года.
Я кормила малюсенького Серёжку, когда дочь подошла ко мне с книжкой "Колобок" и начала читать.
Хорошо, что я в тот момент сидела, а то точно бы шлёпнулась от неожиданности.
Потому что ещё вчера она не могла сложить слоги, а сегодня уже читает. Видимо в головах у детей в какой то определенный момент что-то щёлкает и они наконец понимают, как нужно читать.

Специально читать мы её не учили и никогда не настаивали. Настаивала она. Потому что с рождением малыша, у меня оставалось всё меньше времени на совместное чтение, а Алиса требовала читать ей очень много.

С самого рождения у неё в комнате висел большой плакат с алфавитом. Просто так висел, для красоты. Иногда она подходила, и произвольно тыкала в какую-нибудь букву. Рядом сидящий/стоящий взрослый должен был эту букву озвучить.

Вот так к 3м годам она выучила алфавит. Никакого специального воздействия, нажима и чего-то подобного. Просто ненавязчивый плакатик.

А потом, в 4 года, она стала настоятельно требовать (почему то исключительно от папы), чтобы он учил её читать. Папа у нас очень спокойный, уравновешенный, мог бы часами сидеть и помогать ей складывать непослушные буквы в слоги.

Но ребёнок спокойствием никогда не отличался, и поэтому захлопывал книжку уже через десять минут.
Читать у неё не получалось, она расстраивалась. И я побоялась, что это отобьёт у неё любовь к книгам.

И снова я полезла за советами. И снова ничего путного. Но мамин энтузиазм - это страшная штука!)
Я выдумала, свой способ стимуляции к чтению.
Каждый раз, когда она просила почитать мне книжку, я соглашалась и начинала читать, но на самом интересном месте у меня возникали неотложные дела(покормить Серёжу, развесить бельё, сварить ужин). Дела должны быть действительно неотложные, т.е. те которые необходимо сделать срочно.

И вот пока мама отлучилась, ребёнок будет маяться от любопытства, что ж такого интересного случилось с героем книжки. И когда-нибудь ему надоест ждать маму, пока она перевернёт котлеты, и это подтолкнёт его на самостоятельное чтение.

Но опять же, ни один ребёнок не научится читать не зная букв. Поэтому первым делом - алфавит!

В 3.5 года мы подарили Алисе букварь. Выбрали самый популярный, тот который изучают в школе - Букварь Жуковой. И вот по нему мы постепенно изучали звуки и слоги.

Ну и конечно же основной момент - это книги. Их может быть не много. Можно не забивать всю детскую разными книжками, можно купить самые-самые.
Правда тут есть проблема. Прежде чем выяснить, какие они эти "самые-самые" нужно будет перечитать много книг)

Самые-самые любимые книги Алисы в возрасте от 3 до 5 лет были энциклопедии. Они и сейчас остаются в фаворитах, но их потихоньку вытесняют книги о приключениях.

Энциклопедий у нас много. Очень много. Самых разных. Самые-самые - это тело человека. Ещё не выговаривая "Р", она уже на всю улицу рассказывала прохожим где у человека находятся "Ёба"(рёбра). Мама готова была слиться с пейзажем)))

В 4 года, на дне рождение соседского мальчика-первоклассника был конкурс. Надо было нарисовать корову. Каждый рисовал какую-нибудь часть тела - ножки, хвостик, голову и т.д.

Алиса нарисовала почки и жёлтую лужу под коровой. Объяснила, что почки выработали мочу...
Я промолчу. Иногда хотелось спрятать эти энциклопедии подальше) Но потом подумала - а вдруг доктор растёт)))

Где-то с 5ти с половиной лет у неё появились новые предпочтения. Она полюбила рассказы про детей. Самые любимые авторы - Драгунский, Зощенко, Линдгрен.
"Денискины рассказы" перечитывает уже раз в 20й.

Этим она в меня) Я обожала эту книгу. Даже сейчас нет-нет, да и почитываю иногда)) Тоже самое у меня с Карлсоном. Обожаю с детства. Когда бывает тоскливо, беру эту книгу и погружаюсь в счастливое облако воспоминаний.
Ещё очень любит книги про космос. Знает все планеты. Сама выучила. Не знаю, что её там привлекает, я от космоса далека.

Так вот про книги. Совсем недавно, где-то с год назад я поняла, что для того чтобы ребёнок любил читать, нужно не только покупать много интересных книг, но и правильно их расположить.

Как то я пришла в гости к одной нашей знакомой. У неё тоже 2е деток, такого же возраста как и мои.
Алиса сразу же взяла какую-то книгу и стала её читать вслух. Знакомая удивилась, что Алиса в таком возрасте так хорошо, чётко и бегло читает. И пожаловалась, что её дочь совсем читать не хочет.

Я сказала, что всё еще впереди и ребёнок обязательно зачитает. Никто ещё неграмотным после школы не оставался.

Другой вопрос будет ли она любить читать?

Рассмотрев повнимательней комнату, я не обнаружила ни одной книги. Картонные Колобок и Репка, валявшиеся в куче игрушек не считаются. И только задрав голову повыше, я наконец увидела под потолком небольшую книжную полку с десятком хороших, толстеньких книг. В основном это были сказки.

Я поинтересовалась, а почему книги так высоко и как девочка их достаёт? На что мне ответили - книги новые, жалко если малышка их разорвёт или испачкает(младшая дочь). А старшая зовёт маму, если хочет чтобы ей почитали.

Я не стала ничего комментировать. Если хорошее состояние книг важнее любви к чтению, то зачем вообще их покупать?

Чтобы было понятно, приведу аналогию с бассейном.
Мама страстно хочет, чтобы её чадо научилось плавать. Она водит его 3 раза в неделю в бассейн. А ребёнок все не плавает. Мама очень расстроена. Она подходит к тренеру и спрашивает, почему её ребёнок до сих пор не умеет плавать. Ведь он ходит в бассейн.

На что тренер ей отвечает - Я не пускаю в бассейн воду. Она будет грязной от него.
Но ведь без воды ребёнок никогда не научится плавать. Ситуация конечно идиотично-комично, но разве с книгами не то же самое?

Ты хочешь, чтобы ребёнок умел и желательно ещё и любил читать, но не даёшь ему эти книги в пользование, только потому, что бережёшь их состояние.

Мы покупаем их для пользования. Да, они могут испачкаться, порваться, они не вечны.
И знания требуют определённых жертв.

Родители должны усвоить, что книги - это не декор детской комнаты, это не корешки расставленные по цвету, это не эстетическое наслаждение для родительского глаза - это пособие, это в какой то мере игрушка, это друг.

И да, у меня тоже дёргается глаз, когда я вижу, что дорогущие книги, например "Карты мира" и "Карты России" немного поистрепались, а кое где их листы в краске, потому что они постоянно лежат на рабочем столе. (Алиса частенько их изучает, что-то переписывает, перерисовывает из них)

Но услышав от своего ребёнка, что Америка хоть и большая, но разделена на две части. Что в Исландии всего то чуть больше трёхсот тысяч человек проживает. И что больше всего ей нравится республика Тыва, потому что уж очень забавное название у неё - я забываю про всё!

Я готова дать ей на растерзание все книги мира, лишь бы она была счастлива в своих познаниях.

Да, я не могу похвастаться идеальной библиотекой. Аккуратным внешним видом книг. Даже их расположением, ибо они у нас по всюду! Книги везде и я счастлива!

Зато я могу с полной уверенностью сказать - мой ребёнок очень любит читать!

www.babyblog.ru

Как привить ребенку любовь к чтению?

В 2016 году московские четвероклассники заняли первое место в престижном международном рейтинге читательской грамотности PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Российские школьники оказались впереди всей планеты в плане понимания прочитанного и умения использовать чтение как средство поиска необходимой информации.

Интересно, что PIRLS также отражает, является ли чтение источником удовольствия для ребенка, проводит ли он свой досуг с интересной книгой. Если навык использования прочитанной информации формируется, в основном, в школе, то восприятие книги как источника радости, возможности погрузиться в интересный вымышленный мир воспитывается с раннего детства. Стало быть, высокие результаты наших ребят свидетельствуют о традиционно высоком статусе книги в российской семье.

Психологи Городского психолого-педагогического центра вместе с экспертами Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании рассказали, как привить ребенку любовь к чтению.

Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Александра Гоман: «В психологии есть такой закон: произвольное внимание, вошедшее в привычку, становится непроизвольным. Сначала взрослый привлекает внимание ребенка к книге с помощью иллюстраций, затем выразительным чтением, потом беседой, и, если это входит в привычку ребенка, то в дальнейшем он уже сам начинает интересоваться книгой. Исследования показывают, что развивает и поддерживает интерес ребенка к чтению тот родитель, который не только читает ребенку, но и умеет задавать вопросы по поводу прочитанного: „Почему главный герой так делает?“, „Зачем герои пошли в путешествие?“, „Как бы ты поступил на их месте?“ и т. д.»

Председатель Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Рустам Курбанов: «Не стоит противопоставлять чтение компьютеру. Многие родители ошибочно полагают, что компьютер и современные игровые технологии вредят ребенку, но это не так. Информационные технологии лучше рассматривать как помощников в поддержании читательского интереса — в социальных сетях можно подписаться на новости книжных издательств, поучаствовать в обсуждении на тематических форумах. Если взрослые смогут сформировать у ребенка понимание того, что виртуальный мир — это способ получения информации, а не замена окружающей действительности, тогда интерес к чтению не будет противопоставляться компьютерным технологиям».

Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова: «Всем известна, что дети учатся на примере. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, взрослый должен сам любить читать! Ведь именно в семье у ребенка закладываются основные привычки: если он видит, что мама с папой регулярно вечером читают, он также начинает интересоваться чтением».

Заместитель директора Городского психолого-педагогического центра, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Нина Середенко: «Значение книг для ребенка очень велико — книги знакомят его с окружающим миром, эмоциями, различными жизненными ситуациями и переживаниями. Важный момент в приобщении ребенка к чтению — дать ему возможность самостоятельного выбора книги для чтения. Каждая книга чем-то полезна: короткие рассказы или длинные романы, проза или поэзия, сказочный или реальный сюжет — пусть ребенок сам попробует выбрать то, что ему больше нравится».

mel.fm

Как привить детям любовь к книгам? Что читать малышу? Полезные советы

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Как привить детям любовь к книгам?

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Автор публикации:

Детский психолог

МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск

mapapama.ru

Консультация (2 класс) по теме: Как привить ребёнку любовь к чтению?

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми и эрудированными людьми. Однако желаний, равно как и надежд только на школьное образование, недостаточно.

Необходимо, чтобы ребёнок сам стремился к знаниям. А что является источником знаний? Конечно, книга!

Дети, которые любят читать, быстрее развиваются, у них лучше поставлена речь, шире кругозор, им легче общаться и поддерживать беседу.

Сейчас многие родители жалуются, что современные дети и подростки не хотят читать. Конечно, телевидение, интернет, компьютерные игры сыграли в этом далеко не положительную роль, но всё же часть вины лежит на самих родителях, не прививших любовь к книге пока ребенок был еще мал.

Привить любовь к чтению подростку будет сложнее, чем ребенку 5-7 лет, а поэтому, чем раньше вы познакомите своё чадо с книгой и научите ценить её, тем лучше. Но в любом случае, какого бы возраста не был ваш ребёнок, первое, что вам нужно – научиться любить книгу самому.

Любые слова окажутся бессильными, если вы сами не будете подавать положительного примера. Что толку, если вы будете постоянно внушать сыну или дочери о пользе чтения и даже покупать книжки, а сами, придя домой с работы, усаживаться в кресло перед телевизором.

Как уже сказано, прививать ребёнку любовь к чтению лучше, когда он еще мал. Дети очень любят слушать сказки перед сном. Воспользуйтесь этим моментом. В книжных магазинах есть много замечательной литературы для детей самого разного возраста. Бесплатные детские библиотеки тоже пока ещё никто не отменил.

Чтение на ночь очень важный элемент в системе воспитания, а поэтому оно должно стать таким же привычным делом, как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки известных отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы про детей и животных.

И напротив, комиксов, популярных журнальчиков, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном: книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания.

Будьте последовательны, не позволяйте детям перелистывать страницы, не дочитав книгу до конца. Что же делать, если вы видите, что книжка не интересна ребёнку? Возможно, он просто ещё до неё не дорос. В этом случае попробуйте подобрать что-нибудь попроще.

Детям дошкольного возраста нужно не только читать, но и постепенно учить их читать самостоятельно.

Обучение чтению необходимо проводить в ненавязчивой, а лучше всего игровой форме. Разучивать буквы следует постепенно, и только когда ребёнок хорошо выучит одну букву, только тогда можно переходить к другой.

Выучив алфавит, можно идти дальше и учиться складывать из отдельных букв слоги. При этом не следует забывать о чтении на ночь, только теперь уже вы можете меняться ролями, предложив ребёнку почитать самому, сославшись на усталость голоса. Дети любят рассказывать что-либо сами, а поэтому, как правило, легко соглашаются.

И не забывайте пополнять свою домашнюю детскую библиотеку новыми книжками. А еще лучше поинтересуйтесь, какие темы у вашего сына или дочери вызывают больший интерес. Будет замечательно, если вы совершите совместный поход в книжный магазин и поможете выбрать ребёнку новую книгу.

С детьми постарше всё немного сложнее. Если подросток в 11-13 лет уже привык к телевизору, не стоит пытаться навязывать ему классику, а особенно что-либо из школьной программы.

Оторвать подросшее чадо от голубого экрана и обратиться к печатному тексту можно таким способом: дайте ему почитать толковую рецензию на его любимый фильм или телепередачу. По крайней мере, это даст ему стимул поспорить и, при необходимости, поискать нужную информацию в интернете.

Склонить чашу весов в пользу чтения можно также предложив прочитать книгу, по которой поставлен его любимый фильм. Большинство сценариев известных фильмов имели своим источником как раз именно литературные произведения. Очень часто такой альтернативный подход привлекает юного телезрителя своими возможностями узнать новые грани поведения своих любимых героев и незаметно прививает интерес к книге.

Подростки обычно предпочитают динамичные и яркие сюжеты, фантастическую литературу. К сожалению, современный российский рынок завален дешевой фантастикой, детективной литературой с преобладанием сцен насилия и жестокости, отсутствием нравственной составляющей. А поэтому, выбирая такую литературу, нужно проявлять должное внимание.

Прежде чем предлагать своему ребёнку ту или иную книгу, поинтересуйтесь её содержанием в Интернете, почитайте рецензии. Хорошим выбором в этом случае могут стать книги писателей прошлого века.

Сейчас недостатка в качественной литературе самых разных жанров мы не испытываем. К вашим услугам электронные и бумажные издания, а также аудиокниги.

Выбирайте, думайте, читайте, учите и учитесь сами. Только было бы желание.

nsportal.ru

Статья по теме: Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,

Доверьтесь совету, не будьте упрямы!

Ведь это кощунство, ведь это обман,

Когда вместо книги — телеэкран!

И утро, и вечер, недели подряд

Сидят ваши дети и в ящик глядят.

Жуют, в телевизор засунувши нос,

И их усыпляет телегипноз.

Они не играют, они не шалят,

Они не похожи на прежних ребят.

Компьютер и Интернет занимают прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах современных детей. Однако ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка не сравнима  с печатными книгами.

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у ребенка желание читать.

Развитие интереса к чтению — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Родители должны формировать устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, чем у школы, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Любовь к чтению необходимо прививать ребенку с раннего возраста, а не непосредственно перед школой.  Любовь к книге у ребенка проявляется, в первую очередь, через слушание. Чем ярче и выразительнее интонации взрослых во время чтения, тем больше будет интерес ребенка к книге. Пусть чтение станет хорошей привычкой, хотя бы десять-пятнадцать минут в день.  Даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно, необходимо продолжать совместное чтение. Это лучшее время для общения и для закрепления хорошей привычки - читать, если ребенок имеет пример перед глазами - читающих папу и маму - ему тоже захочется читать. Хорошо, если есть библиотека дома. Рассматривать книжные переплеты, доставать их из полки, шуршать страницами. Это целый ритуал, предшествующий погружению в чтение.  Также положительное влияние оказывает знакомство ребенка с  любимыми книгами родителей, передайте их  как семейную реликвию.

Нужно с раннего возраста приучать ребенка к бережному отношению к книгам. Рвать, заламывать и разрисовывать страницы в два года - еще позволительно, но в пять лет ребенок уже прекрасно понимает, как нужно обращаться с книгой. Пусть он знает, что книги имеют своё - место на полке - и приучается возвращать их обратно.

Правильное чтение — это техничное чтение. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу  читать. Лучше читать меньше, но чаще. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2.  Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В этом режиме ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.

 4. Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их ребёнок научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги. Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Послушайте, папы, послушайте, мамы,
Доверьтесь совету, не будьте упрямы!
Выбросьте телек, какой бы он ни был!
За это вам дети скажут спасибо!
                                                

nsportal.ru


Смотрите также