656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Лечение дизартрии у детей в домашних условияхЛечение дизартрии в домашних условияхСлух и зрение даны человеку природой с самого рождения, но некоторые навыки и умения требуют развития и практики. В процессе познавания речи ошибки естественны, но если малыш со временем так и не научился говорить правильно – есть повод забить тревогу. Лечение дизартрии в домашних условиях Симптоматика дизартрииБолезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:
Причины развитияДизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода:
Однако дисфункция речевого аппарата могут быть связана и с инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, а также с психологическими травмами. Лечение в домашних условияхДизартрия излечивается целым комплексом мероприятий, направленных на восполнение в организме витаминов, минеральных веществ, а также на укрепление лицевых мышц и развитие речи. МассажПроцедура масса призвана вернуть тонус и уменьшить атрофия мышц, отвечающих за речевые функции. Продолжительность массажа должна составлять не менее 15—20 минут ежевечерне. Основные приемы массажа лица:
Все движения осуществляются на губах, щеках, подбородке и нижней челюсти в разных направлениях: по и против часовой стрелки, вверх—вниз, вправо—влево. Массаж можно проводить перед зеркалом, поставив ребенка к нему лицом и встав у него за спиной. Важно проговаривать все свои действия (можно свести массаж к легкой игре). А после попросить малыша повторить все самому. Полезным будет приучить ребенка самостоятельно делать легкие массирования лицевых мышц каждое утро во время умывания. Специальная гимнастика лицевых мышцДля одного из упражнений понадобится зеркало. Как и во время массажа нужно встать за спиной у малыша, лицом к зеркалу, и, медленно проговаривая простые слова, попросить ребенка смотреть на положением ваших губ в зеркале. Затем малыш сам должен произнести это слово, смотря уже на свое отражение. Во время упражнения можно заучивать не слишком трудные детские стихи, это будет развивать память ребенка. Уже выученные стихи следует периодически повторять – это поможет ребенку закрепить уясненные навыки. Упражнение может даваться с трудом, так как звука довольно дольно поддаются заучиванию. На счет «раз» ребенок открывает рот и удерживает его в таком положении до счета «пять». С «шести» до «десяти» рот должен быть закрыт. Снова начинается отсчет, и малышу нужно пять секунд держать рот полуоткрытым, а на следующие пять секунд – опять закрыть. Так повторить десять раз. [block]С силой надувать и сдувать щеки около 30 секунд. Чтобы ребенку было интересней можно надувать разноцветный воздушный шарик. Попросить малыша широко «зевнуть», максимально открывая рот. Сделать паузу и еще раз повторить. Упражнения для губ
Гимнастика языкаСледующие упражнения выполняются по 20—30 секунд.
Общие упражненияПопросить ребенка прикусить зубами носовой платок. Взрослые без излишней силы должен тянуть платок на себя, а ребенок — удерживать во рту. Упражнение можно чередовать в другими из гимнастического курса. Аналогично предыдущему упражнению выполняется следующее, только вместо платка беретка леденец на палочке (чупа—чупс). Смысл упражнения в том, что по мере рассасывания конфетки удерживать его во рту будет все сложнее. Кроме того обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка. Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка Любимым вареньем ребенка по очереди мазать губы, уголки рта, весь рот целиком и просить малыша облизнуть лакомство.
Лечебные упражнения нужно проводить 2—3 раза в день. Однако, если ребенок плохо себя чувствует, у него болит живот или голова, обнаружилась простуда – занятия не проводятся. Развитие моторикиПедиатрами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев. Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики. Известная всем мозаика — еще одно хорошее средство. Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики Ссыпать в миску разноцветные пуговицы или стеклянные шарики, перемешать и попросить ребенка разложить их на столе в кучки по размеру (маленькие, средние, большие) или по цветам. Предметы не должны быть слишком мелкими, поэтому горошины и маленькие бусины не подойдут. Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины. Особое внимание следует уделять сложным предметам, требующим изготовления многих деталей (домики из бревен, цветы с листиками (ромашка), различные зверята). Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины Взять большую углу и длинную нитку и предложить ребенку нанизать бусины на нить, для детей более младшего возраста можно предложить такой вариант – собрать на шнурок макароны с большим отверстием. Рассыпать на столе коробок спичек и попросить ребенка сложить из них какой—нибудь рисунок, фигуры или буквы алфавита. Можно проговаривать полученные картинки. Для выполнения этого упражнения понадобится большое количество мелких предметов, которые нужно поставить в миске перед малышом и попросить его поочередно правой и левой рукой выкладывать вещи на стол. Заготовить два листка и одинаковым набором опорных точек для идентичных фигур. На одном листке точки соединить и использовать как образец, а на втором попросить ребенка сделать то же самое. Нарисовать для малыша на листе бумаги различные фигуры и попросить закрасить их различными способами и цветами. Например, круг – красный, квадрат – заштрихованный. Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек). Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек) Хороший эффект в развитии моторики дает рисование по готовым трафаретам. Положить в непрозрачный тканевый мешок различные предметы, предложив ребенку не вытаскивая вещь оттуда, на ощупь опознать предмет из мешка. Вырезать из картона букву алфавита и разрезав ее на части, попросить ребенка собрать все в изначальное положение и назвать букву. Задание можно усложнить, если из различных цветов картона вырезать несколько букв и перемешать части между собой. Важно не мельчить – буквы должны быть среднего размера и обязательно печатные. Гимнастика для пальцев и рук Выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Видео – пальчиковая гимнастикаГеометрия на пальцахСуществует множество фигур, которые можно показать на пальцах. Например, можно попросить показать ребенка домик (или шалаш), лодку, стул, зайчика или козу, очки. Нарушения функций речевого аппарата, вовремя исправленные в детстве, не оказывают влияния на последующую взрослую жизнь. Но дизартрия сама по себе не излечивается, часто курс лечения требует выдержки и терпения прежде всего от родителей. Очень важно не допустить у ребенка развития комплексов и не дать ему в так называемый язык жестов. Общение в семье и ос сверстниками играет немаловажную роль в преодолении речевых барьеров. Видео – Коррекция произношения при дизартрииnarodnimisredstvami.ru Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 летДетская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма. Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто. Симптомы и причины, вызывающие заболеваниеСимптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:
Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу. Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:
ЛечениеДля того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений. Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины. Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:
Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников. КоррекцияЛогопедическая коррекция включает в себя:
Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени. Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции. Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца. Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.
Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.
Медикаментозное лечениеОт мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения. Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:
Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке. Лечебная физкультураЛечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС. Нетрадиционные методы леченияМногие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:
Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом. Вспомогательные упражненияВажно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях. Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:
Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать. Итоги и прогнозированиеДетская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками. Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками. В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.
blog.oratorskoeiskusstvo.com Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 летДизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму. Отчего возникает дизартрия?Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями. У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:
Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:
Синдром дизартрии у детейДизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:
У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:
Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартриейМалыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы. Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения. Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу. Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения. Классификация дизартрииВ зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:
Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:
Диагностика заболеванияПоставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:
Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:
Лечение дизартрииЛечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:
Ребенок может заниматься в группе или индивидуально. Важна не форма, а регулярность и строгое следование назначениям врача. Хорошие результаты дает посещение детского сада, школы, кружков и групп, предназначенных для детей с логопедическими проблемами. Благотворное влияние на процесс лечения может оказать дельфинотерапия. Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:
Лечебные мероприятия, которые можно проводить домаПо согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:
Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки. Что дальше?Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки. Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями! vseprorebenka.ru Дизартрия у детейЭтот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание? Что такое дизартрия: симптомы и причиныТак называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение. Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:
Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры. Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:
Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится. Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту. Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения. Виды дизартрииВиды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют такие разновидности дизартрии:
Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе. Например, бульбарная или псевдобульбарная дизартрия даже при интенсивной и адекватной терапии может остаться на всю жизнь. Как лечить дизартрию у детейЧаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая. Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий. Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации. Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы. Медикаментозное лечениеЧаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро. Лечение в домашних условияхРодители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:
Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения. МассажЕго цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции. Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит, инфекционные вирусные недуги, герпес, рвотный рефлекс. Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа. Последствия и прогнозПоложительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе. Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка. Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике. Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога. Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования. Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий. nashidetki.net что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 летЗаболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.
Причины патологииДизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:
Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:
СимптомыРодители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:
В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет). Психологическая и педагогическая характеристика детейОбследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами). В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи. ВидыЭта патология нервной системы разделяется на несколько видов:
Степени нарушения произношения
В чем состоит опасностьРебенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия. ДиагностикаЧтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу. Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:
Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:
ЛечениеЛечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата. Работа логопедаСпециалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению. Основной упор в работе логопед делает на развитие:
Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас. Медикаментозные мероприятияДля лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы. Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:
Лечение домаДля закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.
Воспитание детей с дизартриейКогда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге. Прогноз течения болезниПрогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения. ПрофилактикаПредотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей. Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов. lechimkrohu.ru медикаментозное лечение, ЛФК и профилактика болезниДизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы. Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков. Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать. Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах. Как лечить дизартрию у ребенкаВ связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:
Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать? Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным. Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного. В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:
Из серьезных препаратов могут назначить:
Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин. Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей. В таких случаях часто применяется иглоукалывание (рефлексотерапия), физиопрецедуры и даже гирудотерапия (лечебные пиявки). Эти способы лечения являются вспомогательными. Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых. Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи. Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада. Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка. Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально. Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев. Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви. Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм. Осложнения и последствияДизартрия может привести к следующим осложнениям:
Отзывы родителей и врачей о методах леченияЛечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:
ПрогнозВовремя начатое лечение и систематическая работа с логопедом по устранению дизартрии у детей может дать положительный результат и прогноз. Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей. На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой. Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте. В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи. Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата. Профилактика дизартрии заключается в предупреждении нейроинфекции у ребенка, а также травм головного мозга, токсического воздействия. ВыводыТак как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения. Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии. neurodoc.ru причины возникновения, лечение в домашних условияхКогда малыш только осваивает речь, ошибки и неправильное произношение звуков естественны. Но со временем некоторые дети так и могут научиться разговаривать чётко и правильно, глотают слоги и коверкают слова постоянно. Их речь нарушена не частично, а в целом. В таком случае врачи ставят диагноз «дизартрия». Заболевание обычно выявляют не ранее 5 лет. Дизартрия у детей: проявления патологии и причины возникновенияДизартрия — это болезнь неврологического вида. Её появление связано с нарушениями развития речевого аппарата и центральной нервной системы в целом. Помимо неправильной и затруднённой речи у детей, страдающих данной патологией, отмечают также скованность лицевых мышц и атрофию мимики. Ребёнок может произносить слова очень тихо, а может периодически срываться на крик, интонация при этом тоже нарушена. Зачастую таким детям трудно выполнять простые действия: пользоваться ложкой, застёгивать пуговицы или завязывать шнурки. Основные причины, которые могут вызвать дизартрию, заключаются в проблемах при беременности у матери и нарушениях внутриутробного развития:
Какой бывает дизартрия?Симптомы дизартрии могут проявлять себя в большей или меньшей мере, в зависимости от степени тяжести заболевания. Всего специалисты выделяют три степени заболевания. При лёгкой, или стёртой, форме дизартрии ребёнок обучается совместно с остальными детьми, и патология несложно поддаётся корректировке. А болезнь в средней и тяжёлой степени требует обучения в специализированных учреждениях. Сильно выраженная дизартрия нередко развивается на фоне других заболеваний, например, детского церебрального паралича. В некоторых случаях речь практически невозможна, и дизартрия сопровождается глубокой умственной отсталостью. К счастью, такая форма заболевания наблюдается редко. Обсуждаем сыпь на лице у новорожденного ребенка, как боросться? Узнаем причины появления.Обсуждаем анализ копрограмма у детей, узнаем о нормах и расшифорвке результатов. Если у ребенка сотрясения, читайте о первых его симптомы в нашей статье. Стёртая дизартрия у детейОтносительно распространённым речевым дефектом у детей является дизартрия в стёртой форме. Впервые родители отводят ребёнка к логопеду с жалобами на плохую дикцию, невнятную речь, замену звуков и слогов в словах. Лёгкая форма дизартрии не всегда сопровождается мозговыми нарушениями у ребёнка, и может развиться при уже установленной дисплазии. При стёртой дизартрии речь ребёнка невнятная, но в целом понятная, замена звуков и слогов в слове происходит периодически. Малыш осознаёт свои недостатки и сильно переживает из-за этого; ему хочется научиться говорить правильно, чтобы не иметь проблем с общением со сверстниками и родными. И для быстрой и успешной коррекции патологии, необходимо выявить дизартрию у ребёнка как можно раньше. Стёртая дизартрия диагностируется логопедом в поликлинике после разговора с родителями ребёнка по следующим симптомам: Нарушение общей моторики: неловкость, ограниченный спектр активных движений, сильное утомление при умеренных физических нагрузках. Недостаточные навыки самообслуживания: у детей со стёртой дизартрией нарушена мелкая моторика рук, поэтому простые действия, наподобие завязывания шарфа, вызывают у малыша затруднения. Также ребёнок не может рисовать или лепить из пластилина, а также не в состоянии повторить движения за другими. Нарушенное функционирование артикулярного аппарата: мышцы лица вялые и недостаточно подвижные, из-за этого детям трудно держать рот закрытым. Мускулатура языка также недостаточно развита, и ребёнку физически сложно нормально произносить слова. Лечение дизартрии у детей. Как помочь ребёнку справиться с болезнью в домашних условиях?Специальных медикаментов для лечения дизартрии ещё не изобретено. Специалист может подобрать препараты, направленные на укрепление речевого аппарата, различные в зависимости от каждого конкретного случая стёртой дизартрии. В целом терапия дизартрии у детей нацелена на развитие мелкой и общей моторики, приобретение чёткой дикции и точности в движениях и представляет собой обширный комплекс мер. Для формирования правильной и выразительной речи необходимы занятия с логопедом. Их всегда назначают после постановки диагноза. Однако, лечебные методики дадут ощутимый результат, если их проводить также в домашних условиях и обязательно регулярно. Итак, ежедневно следует осуществлять массаж лицевых мышц, заключающийся в пощипывании и поглаживании щёк, губ, нижней челюсти. Губы ребёнка нужно разминать в разных направлениях. Хороший эффект будет, если научить малыша самостоятельно массировать свои части лица перед зеркалом. Также он заметит расположение своих губ при разговоре и постарается придать им нужную форму, как при правильной речи, заимствованной у взрослых. Разрабатывание речевого аппарата — тоже важный аспект в лечении дизартрии. Упражнения заключаются в попеременном закрывании и открывании рта, удержании челюсти в фиксированном положении — с открытым и полуоткрытым ртом. Для развития пластичности губ ребёнку нужно изображать зубной оскал, вытягивание в трубочку губ. Чтобы малышу было интересно делать это упражнение, можно использовать леденец на палочке. Ребёнку следует удерживать сладость во рту, а родитель пытается её вытянуть. Это на первый взгляд несерьёзное действие активно способствует укреплению мышц губ и челюсти, тем более, что с уменьшением размера леденца, удерживать его будет всё труднее. Для разрабатывания мускулатуры языка леденцы тоже могут пригодиться. Для этого стоит попеременно прикладывать сладость к правому и левому уголку губ ребёнка, а он будет пытаться достать до неё языком. Постановку произношения конкретных звуков наилучшим образом может провести только логопед. Конечно, дома тоже можно учить ребёнка верно выговаривать звуки. Процесс этот достаточно длительный, ведь сонорные звуки, например, с трудом поддаются усваиванию. На занятиях логопед всегда закрепляет с ребёнком изученные звуки и постепенно показывает произношение новых. Развитие моторики у ребёнка удобно осуществлять дома. Для этого стоит проводить пальчиковую гимнастику, попросить ребёнка перебирать руками мелкие предметы — бусинки, горошины, пуговицы и т. п. Чтобы малыш делал упражнения охотней, можно представить эти действия перед ним в виде игры. Для улучшения общих движений ребёнка и придания им точности, малыша следует записать на лечебную физкультуру. Занятия дадут навыки управления собственным телом, и в целом улучшат самочувствие ребёнка, в том числе придадут ему уверенности в себе. Дизартрия в раннем возрасте не является приговором. Патология при своевременном выявлении подлежит эффективному устранению и не накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребёнка. Поделитесь с друзьямиmamavika.com |