656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Нормы физического развития ребенка до года


Физическое развитие детей до года

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it Child-psy
  • Уроки понимания
    • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
      • Когда мы чувствуем собственную беспомощность
      • Хрустальный шарик детства
      • Что знают специалисты о вашем ребенке
      • Когда родительская любовь заходит слишком далеко
      • Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
      • Потребность в приватности
      • Волшебное слово: «Жди!»
      • Как много можно рассказать ребенку
      • Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
      • Усталость, граничащая с безумием
      • Когда ребенок врет
      • Мама, я боюсь!
      • Если ваш ребенок грозится убежать
      • Когда ребенок все время ноет
      • Когда ребенок невоспитан
      • Дети, подверженные несчастным случаям
      • Правда и выдумки о привычках
      • Не кусайте руку, которая вам протянута
      • Почему дети не спят?
    • Общаться с ребенком - как?
      • Урок первый. Безусловное принятие.
      • Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
      • Урок третий. «Давай вместе!»
      • Урок четвертый. «А если не хочет?»
      • Урок пятый. Как слушать ребенка.
      • Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
      • Урок седьмой. Чувства родителей.
      • Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
      • Урок девятый. А как насчет дисциплины?
      • Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
      • Можно ли что-то поправить? Как?
    • Капризничает? Значит, развивается!
      • Как новорожденный ощущает свой мир
      • 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
      • 8 недель : мир явлений
      • 12-я неделя: мир плавных переходов
      • 19-я неделя: мир событий
      • 26-я неделя: мир взаимосвязей
      • 37-я неделя: мир категорий
      • 46-я неделя: мир последовательностей
      • 55-я неделя: мир задач
      • 64-я неделя, или почти 15 месяцев
      • 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
    • Продолжаем общаться с ребенком. Так?
      • Ребенок растет
      • Живем вместе
      • Наше общение
    • Важные правила общения с детьми
    • Жила была девочка, похожая на тебя...
      Дорис Бретт
  • Развитие ребенка
    • Развитие речи
      • Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
      • Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
      • Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
      • Если ребенок ругается матом
      • Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
    • Нормы развития
      • Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
      • Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
      • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
      • Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
      • Кризис первого года.
      • Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
    • Как научить ребенка ...
      • Как научить ребенка пользоваться туалетом
      • Как научить детей контролировать гнев
      • Как научить ребенка спокойно ложиться спать
      • Как научить ребенка заботиться о зубах
      • Как научить ребенка побороть страх
      • Как научить ребенка не пачкать пеленки
    • Первые шаги
      • Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
      • Когда ребенок начинает активно двигаться
      • Когда ребенок делает первые шаги
    • Календарь развития ребенка
      • Календарь развития ребёнка от рождения и до года
      • Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
      • Физическое развитие детей до года
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
      • Норма роста и веса для подростков
      • Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
      • Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
      • Ожирение у детей
    • Психологическая зрелость
    • Гимнастика для малышей
    • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
    • Выявление способностей у детей и их развитие
  • Азбука для родителей
    • Дети нового поколения
      • Дети Индиго. Особенности развития.
      • Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
      • Одаренные дети: особенности психического развития
      • Творчество и одаренность
    • Половое воспитание
      • Нагота
      • Представления о поле
      • Половые игры
      • Половая уравновешенность
      • Половой опыт
      • Мастурбация
      • Стереотипы мужественности - женственности у подростков
      • О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
      • Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
      • Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
      • Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
    • Дети и эмоции.
      • Как научить ребенка общаться
      • Покончим с истериками
      • Как победить буку?
      • Миф о тихонях
      • Как преодолеть застенчивость?
      • Почему ребенку трудно со сверстниками
      • Детские чувства
    • Кормление и еда.
      • Искусственное вскармливание
      • Кормление по просьбе ребенка
      • Кормление насильно
      • Расставание с рожком
      • Тошнота и рвота
      • Еда
      • В постель с рожком
    • Семья
      • Первый ребенок
      • Единственный ребенок
      • Второй ребенок
      • Младший и средний ребенок
      • Почему в семье разные дети?
      • Младший ребенок
      • Мать
      • Отец
      • Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
      • Приемный ребенок
      • Распад семьи. Развод
      • Соперничество братьев
      • Родители и дети
      • Родительская любовь
      • Смерть близкого человека
      • Средний ребенок
      • Старший ребенок
      • Близнецы
      • Бабушка и дедушка
      • Отчим
      • Мачеха
      • Ребенок без отца
      • Дети развода: потеря любимого
      • Близнецы в детском саду
      • Близнецы идут в школу
      • Близнецы в школе: проблемы обучения
    • Дед Мороз
    • О чем плачет ребенок?
    • Пеленать или не пеленать ?
    • Детский сад: за и против
    • Детские капризы
    • Игрушки
    • Избалованные дети
    • Комплекс вины
    • Контроль за мочевым пузырем
    • «паршивая овца» в семье
    • Отвергнутый ребенок
    • Отпуск
    • Манежик
    • Лечебные игры
    • Левша
    • Летний лагерь
    • Наказание
    • Когда мы говорим «Нельзя!»
    • Наследсвенность
    • Непослушание
    • Неуверенность в себе
    • Музыка
    • Игра.
    • Пассивное сопротивление
    • Плохие сны
    • Подарки
    • Привилегии
    • Пoрицание
    • Подзатыльники
    • Развитие речи
    • Приходящая няня
    • Разочарования
    • Религиозное воспитание
    • Робость
    • Самостоятельность
    • Слезы
    • Соска
    • Детские страхи
    • Тревожное состояние
    • Фантазирование
    • Чрезмерная живость
    • Стремление сломать игрушку
    • Бранные слова
    • Воображение
    • Дружба
    • Дух соперничества
    • Дух противоречия
    • Дисциплина
    • Воровство
    • Агрессивность
    • Домашние животные
    • Детское КУПИ!
    • Рост и вес новорожденных
    • Знакомим ребенка с компьютером
    • Как выбрать очки ребенку? Выбор оправ и линз.
    • Очки или контактные линзы: что выбрать для ребенка?
    • Как выбрать детский лагерь: критерии выбора, важные детали
    • От чего зависит рост ребенка и каким он будет, когда ваш ребенок вырастет.
    • В отпуск с ребенком
    • Дети и деньги
    • НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП
    • Когда режутся зубки
    • Я потерялся: для детей и родителей
    • Как рассказать ребенку о сексе
    • Жадность и конфликты на детской площадке
    • Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ
    • Почему дети не любят полезную еду, и обожают фастфуд.
    • Цветовая диагностика детей для определения типов личности.

www.child-psy.ru

речевые и физические показатели, советы педиатров

Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.

Нормы развития в 1-3 месяца

Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.

В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.

Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.

В 3 месяца появляется "комплекс оживления". Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.

Развитие малыша 4-6 месяцев

В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:

  • Рассматривает отражение в зеркале.
  • Следит за движущимися игрушками.
  • Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
  • Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
  • Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
  • Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост - 60-63 см.

В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:

  • Произносит первые слоги.
  • Стоит на ногах при поддержке взрослого.
  • Играет с родителями.
  • Может появиться первый зуб.
  • Прибавка в весе 650-700 гр, в росте - 2 см.

В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:

  • Знает свое имя.
  • Может немного проползти на животе.
  • Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
  • Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
  • Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.

Развитие ребенка 7-9 месяцев

В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:

  • Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
  • Уверенно сидит.
  • Играет, делает "ладушки".
  • Гулит, растягивая звуки.
  • Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.

в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:

  • Ходить вдоль опоры.
  • Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
  • Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
  • Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: "мама", "дай", "ту-ту".
  • Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост - на 2 см. Малыши должны весить 8,1 - 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.

К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:

  • Садятся самостоятельно.
  • Активно ползают.
  • Показывают знакомые предметы.
  • Понимают слово "нельзя".
  • Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
  • Вес увеличивается на 500 гр, а рост - на 1,5 см.

Нормы развития в 10-12 месяцев

В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:

  • Делает шаги без поддержки.
  • Уверенно ползает на коленках.
  • Выкидывает игрушки из кроватки.
  • Находит на лице глазки, носик.
  • Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.

В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:

  • Активно вставать, садиться, ходить.
  • Различать похвалу и наказание.
  • Показывать на предмет, который ему необходим.
  • Махать рукой "привет" и "пока".
  • Брать пальчиками мелкие предметы.
  • Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.

в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:

  • Способность пройти самому небольшое расстояние.
  • Поднять с пола предметы.
  • Перешагивать через порог.
  • Находить нужные предметы.
  • Звать маму.
  • Произносить много простых слов: "мама", "баба", "папа", "ляля" и так далее.
  • К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.

Развитие ребенка 1-1,5 лет

К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост - на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.

Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.

Нормы психического развития детей и физической активности:

  • Пользуется сам ложкой.
  • Выполняет простые просьбы родителей.
  • Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
  • Разговаривает на своем языке.
  • Показывает желаемый предмет.
  • Играет в "ладушки".
  • Произносит осознано некоторые слова.
  • Громко смеется.
  • Понимает реакцию родителей.
  • Пьет из чашки.
  • Кивает головой, говоря "да".
  • Рисует карандашом.
  • Снимает носки.
  • Играет без взрослых.
  • Катает мячик.
  • Складывает игрушки в коробку.
  • Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
  • Ходит за руку или самостоятельно.

К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:

  • Уверенно ходить.
  • Проявлять недовольство.
  • Устраивать истерику, если не добился желаемого.
  • Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
  • Снимать штаны, кофту.
  • "Кормить" кукол.
  • Чистить зубы.
  • Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
  • Малыш произносит первые простые предложения.

В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост - 81 см.

Нормы развития от 1,5 до 2 лет

После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:

  • Открывать шкафы.
  • Строить башню из кубиков.
  • Собирать пирамидку.
  • Подражать взрослым.
  • Мыть руки, умываться.
  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Знать все части тела, уметь показать их.
  • Произносить до 50 слов.
  • Говорить несколько предложений.

Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.

В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:

  • Проситься в туалет, "аварии" еще случаются, но он должен понимать позывы.
  • Собирать пазлы из 2-4 частей.
  • Надевать шорты и футболку.
  • Снимать одежду.
  • Понимать "холодно - горячо", "большой-маленький".
  • Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
  • Различать людей по половой принадлежности.

Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.

Развитие ребенка в 2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:

  • Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
  • Одеваться и раздеваться.
  • Забираться на гимнастическую стенку.
  • Пинать мяч.
  • Ходить на горшок.
  • Рисовать прямую линию.
  • Вырезать ножницами.
  • Строить пирамиды.

Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:

  • Называть и показывать части тела и лица.
  • Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
  • Составлять предложения из 4-5 слов.
  • Понимать речь взрослых.
  • Выполнять сложные двойные просьбы.
  • Учить четверостишия.
  • Рисовать.
  • Строить.
  • Взаимодействовать с другими детьми.
  • Различать основные цвета.
  • Использовать вежливые слова.
  • Задавать вопросы.
  • Работать с пластилином.

Нормы развития в 3 - 4 года

Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:

  • Находить несоответствие в картинках.
  • Определять сходства и различия предметов.
  • Считать до 3.
  • Показывать геометрические фигуры.
  • Сравнивать предметы по величине и форме.
  • Определять "много-мало", "высокий - низкий".
  • Запоминать 2 - 3 картинки.
  • Повторять многие движения за взрослым.
  • Описывать картинки.
  • Называть имя и фамилию.
  • Определять основные действия человека.
  • Говорить громко и тихо.
  • Называть животных.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Знать названия некоторых птиц и животных.
  • Определять овощи, фрукты, ягоды.
  • Различать периоды суток.
  • Раскрашивать картинки.
  • Рисовать различные линии, точки.
  • Соблюдать правила гигиены.
  • Называть основные явления природы.

В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.

Развитие в 5-7 лет

В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:

  • Решать простые задачи и головоломки.
  • Считать до 10.
  • Отвечать на вопросы "сколько", "который".
  • Определять форму объемных предметов.
  • Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
  • Продолжить цепочку заданных предметов.
  • Находить лишний предмет.
  • Составлять рассказ по картинке.
  • Придумывать продолжение истории.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
  • Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
  • Вести диалог.
  • Учить стихи.
  • Различать бытовые предметы и определять их назначение.
  • Знать явления природы.
  • Запоминать имена героев сказок.
  • Строить сложные фигуры из конструктора.

Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.

Советы педиатров

Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.

Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.

Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому - это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.

Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.

fb.ru

Нормы развития у ребенка от рождения до 1 года: физические и моторные изменения, речь и социальные навыки, возможные отклонения и нарушения

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Физическое развитие

Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

  • вес;
  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Рост

Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.
  • информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

    Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».

Социальное развитие и эмоции

  • информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.
  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

deti.baby-calendar.ru

до года, в год по месяцам задержка показатели нормы консультация Комаровского виды нарушений таблица развития

В первый год жизни малыша очень важны такие показатели, как ежемесячная прибавка роста, веса, окружность головы и грудной клетки, а так же размеры родничка, которые и определяют насколько физическое развитие ребенка по месяцам, соответствует нормам.

Для этого педиатр заносит в карточку показатели физического развития детей в сантиметрах и граммах и высчитывает, насколько прибавка соответствует определенному возрасту.

Такая таблица физического развития ребенка индивидуальна для каждого малыша и зависит от изначальных параметров, которые были при рождении. В случае сильной динамики отклонения в ту или иную сторону есть повод дополнительно обследовать малыша на предмет различных нарушений связанных с патологией новорожденного или заболеваниями. Иногда задержка физического прогресса у детей появляется вследствие плохого ухода за малышом.

Нормы физического развития ребенка до года

Умственное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом, это объясняется тем, что отделы головного мозга, отвечающие за двигательные функции и речь, расположены рядом. При каких либо ограничениях новорожденного, связанных с его активностью замедляется его интеллектуальный рост и, наоборот, при врожденных патологиях, отражающихся на интеллекте, его становление в плане физическом отстает по многим показателям.

Кроме основных показателей, которые обычно заносятся в таблицы и дают представление об общей тенденции набора веса и роста, есть еще и другие критерии, с их помощью педиатры, да и сами родители могут понять, насколько кроха отстает, соответствует или опережает нормы физического развития ребенка.

Основные виды и критерии физического развития детей до года:

  1. Антропо­метрические показатели. Прибавки в росте и весе по месяцам.
  2. Статика. Умение малыша держать равновесие, управлять собственным телом. У новорожденных движения хаотичны, ко второму месяцу младенец может управлять движением рук, к трем держит голову из положения лежа. Четырехмесячный малыш пытается подняться из положения, лежа на спине, задирает ноги, может руками ловить ступни и подносить ко рту и т.д. в том случае если движения малыша с взрослением продолжают быть хаотичными необходимо проверить его органы слуха и зрения, а так же сделать томограмму головного мозга. Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата, находящегося в ухе, нарушения этого, или прилегающих органов может повлиять на физическое развитие ребенка.
  3. Моторика. Двигательная активность, как отдельных органов, так и их совокупность для выполнения какого-либо действия – переворотов, ползания, хлопанье в ладоши, ходьба. Становление моторики происходит сверху вниз, то есть сначала младенец учиться управлять головой, руками, затем ногами и потом всем телом. Физическое развитие ребенка в 6 месяцев подразумевает умение малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот, сидеть без поддержки, уверенно держать средние предметы в ладошках.
    Различают еще и мелкую моторику рук с помощью, которой малыш может держать ложку, ручку, совершать какие-либо действия.
  4. Сенсорные реакции. Этому критерию особое внимание уделяется на первом месяце жизни, поскольку при отсутствии реакции на звук, свет, движение говорит о возможных врожденных патологиях.
  5. Развитие речи. Речевой аппарат малыша усовершенствуется с первых дней жизни, сначала младенец учиться, не сбивать дыхание при плаче, и этим тренирует легкие, затем начинается период агукания, гуления, первых слогов, и слов. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев при отсутствии нарушений интеллекта подразумевает умение произносить односложные слова, а так же восприятие речи обращенной к нему.
  6. Восприимчивость к эмоциям и воспитанию. Не первом году жизни, говорить о каких-либо социальных понятиях рано, тем не менее, малыш живет инстинктами и эмоциями и рефлексами которые проявляются в страхе, радости, голоде, любопытстве. Отсутствие одного из этих реакций может говорить о психоэмоциональных нарушениях.

Задержка физического развития у детей

Физическое развитие детей до года оценивается в первую очередь по антропо­метрическим показателям. При отклонениях от нормы можно говорить об отставании легком, умеренном или тяжелом. Виды нарушений физического развития у детей разделяются в зависимости от причины на:

  • органические – обусловленные заболеваниями, недоношенностью, эндокринными нарушениями.
  • психосоциальные – задержка в роста при недостаточном уходе, плохих условиях проживания, напряженной обстановке в семье.

Диагностика физического развития детей раннего возраста, при которой сравниваются показатели прироста массы тела и роста в процентах с диаграммами соответствующего возраста, помогают определить степень отставания. При этом показатели детей рожденных недоношенными сопоставляются не с данными диаграмм, здесь главное наличие положительной динамики прироста веса и роста. Как правило, к двум годам такие малыши догоняют сверстников по всем показателям.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Ранее физическое развитие ребенка основано на укреплении иммунитета путем закаливания, гимнастических упражнений, усовершенствование мелкой моторики, ловкости и психологического равновесия.

Физическое развитие ребенка в 3 года во многом зависит от его активности, поэтому детям необходимо предоставлять возможность бегать и резвиться. Кроме того детям нужно обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, здоровый сон не менее 9 часов ночью и дневной в течение 2 часов, а так же физическое воспитание, которое не имеет ничего общего с изнурительными спортивными нагрузками.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос подразумевает интеграцию системы ДОУ в плане всестороннего воспитания. Положительный результат таких изменений в образовательной системе возможен только при гармоничном взаимодействии всех участников процесса воспитания – педагогов, родителей и их детей.

Доктор Комаровский: ранее развитие ребенка

Загрузка...

onethree.ru

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА: «Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни»

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

- 2,5 см < 66 см < +1,5 см

 

Окружность головы при рождении 34-36 см. За 1-ый год она увеличивается на 12 см и у годовалого ребенка составляет 47 см.

У 6 месячного ребенка окружность головы равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимают 1,5 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

-1,5 см < 43 см < +0,5 см

 

Окружность грудной клетки важный показатель, отражающий степень развития мышечной системы и подкожно-жирового слоя на груди. При рождении составляет 32-34 см, т.е. на 1-2 см меньше окружности головы. В возрасте 3-4 месяцев эти значения сравниваются, и в дальнейшем быстрее растет грудь.

У 6 месячного ребенка окружность груди равна 45 см,на каждый недостающий месяц отнимают 2 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

-2 см < 45 см < +0,5 см

 

Большой родничок увеличивается после рождения в размерах, но затем (обычно к возрасту 6 месяцев) уменьшается и полностью закрывается в возрасте 9-18 месяцев. Малый родничок в основном закрывается к 4-му месяцу жизни.

Молочные зубы у большинства детей появляются на 5-9 месяце жизни. Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние центральные и верхние латеральные резцы. В последствии прорезываются нижние латеральные резцы, 1 и 11 моляры. В возрасте одного года у большинства детей вырастает 6-8 зубов. Иногда у ребенка этого возраста бывает всего два зуба без каких-либо признаков нарушения роста и развития

. Оссификация костной ткаи. На первом году жизни появляются ядра окостенения в некоторых костях запястья, в эпифизах плечевой кости, в возрасте 4-8 мес – ядро окостениния головки бедра.

Оценка физического развития по центильным таблицам.

Физическое развитие ребенка оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно не только решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки, но и указать насколько гармонично это развитие. Для оценки используют центильный метод, т.е. по таблицам. Уровень изучаемого признака определяют по его положению в центильном ряду (коридоре). Всего 7 коридоров

- Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

- Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

- Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

- Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

- Показатель в 6 коридоре – значение высокое

- Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

· до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

· с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

· свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

· 0-1 – гармоничное развитие

· 2 – дисгармоничное развитие

· более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

· 1-2 коридору – микроцефалия

· 3-5 коридорам – нормальный размер

· 6-7 коридору – макроцефалия

При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Нормы физического развития ребенка 🚩 Таблица развития ребенка до 1 года 🚩 Развитие ребенка

Автор КакПросто!

Маленькие дети растут и развиваются по особым законам, неприменимым ко взрослому человеку. Для оценки развития малыша используется ряд показателей, на которые ориентируется большинство педиатров.

Статьи по теме:

Инструкция

Все дети индивидуальны и отличаются друг от друга темпами физического развития. Тем не менее, существуют признанные во всем мире методы оценки физического и психомоторного развития малыша. С помощью этих методов детские врачи определяют, насколько антропометрические показатели ребенка соответствуют его возрасту. Контроль динамики развития – важная задача детского врача и родителей малыша, так как при наличии отклонений от нормы можно провести своевременное обследование и выявить их причины.

Физическое развитие малыша оценивается по наиболее важным антропометрическим показателям: вес, рост, пропорции частей тела, двигательные навыки.

Рост ребенка – важнейший показатель его нормального развития. Отставание в росте – тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания в любом возрасте, начиная с первых недель жизни малыша. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются у новорожденных детей. Процесс роста не является равномерным: в разные возрастные периоды встречаются так называемые скачки роста. Чем старше становится ребенок, тем медленнее он растет. Для оценки данного показателя применяются нормативные таблицы параметрической или центильной шкалы. Рост новорожденного доношенного малыша составляет в среднем 46-60 см. За первые два месяца жизни ребенок прибавляет около 6 см, а затем темпы роста начинают снижаться. Следующий скачок роста наблюдается уже после года. В среднем за первый год рост малыша увеличивается на 20-25 см. К третьему году жизни ребенок становится выше еще на 12-13 см, а к четырем годам темпы роста снижаются – малыш подрастает всего на 7-8 см. Отставание в росте – признак многочисленных заболеваний и нехватки питательных веществ, витаминов минералов. Если рост малыша не соответствует средним показателям таблиц, следует пройти обследование у врача.

Второй важный показатель детского развития – масса тела. Вес ребенка меняется под воздействием массы факторов, однако существуют усредненные значения, признанные границами нормы. Масса тела доношенного новорожденного малыша составляет 2600-4500 г. В первые три месяца жизни наблюдается наиболее интенсивная прибавка веса. К шестимесячному возрасту динамика набора веса начинает убывать. К году здоровый ребенок весит в среднем 10-11 кг. Небольшие отклонения от нормы не являются патологией, так как вес – лабильный показатель, обусловленный во многом индивидуальными особенностями детского организма.

Двигательные функции – показатель, по которому оценивается психомоторное развитие ребенка. Сразу после рождения оцениваются естественные физиологические рефлексы малыша. К двум месяцам ребенок должен уверенно удерживать голову, его движения становятся менее хаотичными и беспорядочными, малыш может предпринимать попытки схватить игрушку и удерживать ее в руках. К трем месяцам многие дети начинают переворачиваться со спины на живот, однако это действие ребенок может впервые совершить и в пятимесячном возрасте, что не считается отклонением от нормы. В 6 месяцев ребенок обычно начинает ползать и предпринимать попытки сесть, а в 7 месяцев эти попытки должны увенчаться успехом. В 9 месяцев ребенок уже умеет ползать, переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину, садиться, стоять и делать первые шаги у опоры. Самостоятельные шаги без опоры большинство малышей делают в 12 месяцев.

Важно помнить о том, что ни один из показателей детского физического развития не является поводом для беспокойства. Развитие ребенка оценивается в комплексе множества признаков с обязательным учетом индивидуальных особенностей организма.

Совет полезен?

Похожие советы

www.kakprosto.ru


Смотрите также