656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Почему аутисты не смотрят в глаза


Почем дети с аутизмом не смотрят в глаза?

07.06.13

Один из самых известных симптомов аутизма может быть связан с восприятием, а не с социальными навыками

Автор: Карен Рован / Karen Rowan
Источник: Live Science

 

 

Детям с аутизмом очень часто трудно поддерживать контакт глазами во время социального взаимодействия. Недавнее исследование предполагает, что, по крайней мере, частично, это объясняется не столько социальными нарушениями, сколько особенностями их зрительного восприятия.

В рамках исследования у детей с аутизмом наблюдалась наибольшая активность в зрительном участке коры головного мозга, когда изображение помещалось на периферию поля зрения ребенка, а не когда изображение оказывалось в центре поля зрения. Для обычных детей было верно прямо противоположное.

Когда ребенок с аутизмом избегает взгляда в глаза, окружающие могут быть «склонны интерпретировать это поведение как социальный дефицит», говорит ведущий автор исследования, Джон Фокс, нейробиолог из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке. «Однако причина может быть в гораздо более фундаментальной особенности» — пониженной способности контролировать мышцы, отвечающие за движения глаз, считает он.

В исследовании принимали участие 22 ребенка с аутизмом и 31 ребенок без аутизма. Перед глазами ребенка зажигались черно-белые клетки, в то время как электроды на голове измеряли его активность мозга. Ученые пытались определить, как активация в зрительной коре головного мозга связана с местоположением изображения.

У большинства людей наибольшая часть зрительной коры головного мозга посвящена обработке данных из центра поля зрения, а не с периферии. «Если вы выставите большой палец прямо перед вами на расстоянии вытянутой руки, то он займет примерно один процент поля зрения, а в вашей визуальной коре головного мозга ему будет посвящено где-то четыре квадратных сантиметра коры головного мозга. Если же вы сдвинете палец сантиметров на двадцать вправо, то ему будет посвящено лишь 1,5 квадратных сантиметра коры», — объясняет Фокс.

В исследовании «мы обнаружили, что при периферическом расположении объектов, реакция в коре детей с аутизмом была значительно больше», поясняет он. «Карта» коры головного мозга, где за каждым участком поля зрения закрепляется определенный участок коры, развивается в самом начале жизни. Новые данные предполагают, что «у детей с аутизмом есть базовые различия в карте зрительной коры». По словам Фокса: «У них больше нейронов, которые обрабатывают информацию с периферии зрения».

Известно, что у детей с аутизмом частое есть моторные, то есть двигательные нарушения, и, возможно, они присутствуют еще в младенчестве и распространяются на способность контролировать движения глаз. Это не дает зрительной коре головного мозга развиваться так же, как и у людей без аутизма, считает Фокс.

Разумеется, неспособность контролировать движения глаз не может привести к аутизму, но, возможно, в случае аутизма она «подливает масла в огонь». Младенец с аутизмом неспособен произвольно направлять свой взгляд, и люди, окружающие ребенка, негативно реагируют на отсутствие контакта глазами с ним. Люди считают, что ребенок избегает социальных контактов с ними, в ответ, они сами прекращают социальное взаимодействие, что превращается в порочный круг.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, но данное исследование предоставляет первые научные доказательства в ее пользу. Однако в этом исследовании самому младшему участнику было семь лет, в то время как аутизм можно достоверно установить в возрасте 3-4 лет, его даже можно выявить в течение первых нескольких месяцев жизни. Так что в ближайших планах ученых провести аналогичное тестирование среди детей более младшего возраста.

outfund.ru

эти и другие признаки того, что у вашего ребенка аутизм

Детский аутизм — расстройство психического поведения, с которым российские специалисты пока только учатся полноценно работать. Но чем раньше эту особенность выделят у ребенка, тем лучше: в ситуации с аутизмом каждый прожитый ребенком день на счету. Как понять, что с малышом что-то не так? Врачи называют это «красными флажками» — особенностями поведения ребенка, которые должны намекнуть близким малыша, что пора к специалисту.

Согласно исследованиям, первые признаки расстройств аутического спектра у детей появляются в 2-3 года. Однако некоторые родители детей с такими особенностями отмечают, что заподозрили неладное гораздо раньше, начиная с полутора лет ребенка. Вот признаки, которые должны насторожить и вас:

  • отсутствие зрительного контакта: ребенок не смотрит на родителей  и других близких ему людей
  • сниженная реакция на имя или обращение
  • отсутствует так называемая «социальная улыбка»: малыш как будто не радуется
  • если показать на что-то пальцем и сказать «Смотри!», малыш не отреагирует
  • также он сам не использует указующий жест, когда видит что-то интересное
  • могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым

Наталья Никулина

Наталья Никулина — мама особенного мальчика Стёпы, они живут в Петрозаводске. Мы попросили ее рассказать, что ее когда-то насторожило в поведении сына.

Первые признаки проявились месяцев в 10, — рассказывает она. — Я обратила внимание, что ребенок редко откликается на имя. Сначала я это связывала с нарушением слуха. Но было странно, что в других ситуациях Степа было понятно, что Степа прекрасно слышит. Потом насторожило, то что он не показывает пальцем. Ведь большинство детей очень быстро осваивают указательный жест. Нам позже этому пришлось учить. Когда Степе был год и три месяца мы пошли на занятия с другими детками. И Степа сильно отличался. Он ходил так, как будто не видел детей, иногда натыкался на них. И если все дети внимательно сидели и слушали педагога, то мне приходилось очень сильно стараться, чтобы Степа обратил внимание на педагога. Через полгода нам пришлось перестать ходить на занятия, потому что они заканчивались сильной истерикой.

Окончательно все стало понятно в 2,5 года, говорит Наталья.

Степа пел несколько песен, читал стихи, но совсем не отвечал на вопросы, — продолжает она. — Даже не отвечал на вопрос: «Будешь ли ты кашу?» Зато все больше проявлялась любовь к цифрам, буквам. И стало очень много истерик. Это потом я узнала, что из-за того, что ребенок не может донести что он хочет, что болит, попросить о помощи у него чаще возникает нежелательное поведение.

Стоит помнить, что аутизм — это не болезнь. Это нарушение коммуникативных навыков, поэтому если ребенок, как вам кажется, странно ведет себя в отношениях с людьми, это первый «звоночек».

Если вы засомневались, пройдите профессиональный тест, который поможет вам понять, стоит ли беспокоиться или нет. Если вас все-таки что-то насторожило, идите к врачу. Наталья Никулина советует, куда пойти в Петрозаводске:

Диагноз «аутизм» ставит только психиатр. — говорит она. — То есть, можно сходить в психоневрологический диспансер. Что делать потом, если опасения подтвердятся? В первую очередь, я бы посоветовала родителям развивать коммуникацию ребенка с аутизмом, чем раньше он поймет, для чего нужно общение, как можно коммуницировать с другими людьми, тем успешнее будет его обучение, социализация. Есть группа во «Вконтакте» где мы собираем информацию о том, как можно помочь ребенку общаться с людьми.

Детский аутизм преодолевается с помощью специального обучения и особенных коррекционных процедур. С такими детьми нужно по-особенному общаться: они не инопланетяне, просто есть несколько важных принципов. Например, таким малышам важно знать свое ежедневное расписание, что они будут делать сначала, а что потом. Важно визуально представлять слова — поэтому с ними часто работают с помощью специальных карточек. В общем, есть нюансы. Если их внести в свою каждодневную жизнь — диагноз перестанет вас так пугать.

В Петрозаводске работает студия «Творим вместе», в которой мы развиваем программы различной направленности, чтобы у наших особых детей была такая же обычная жизнь, как у всех остальных детей. Мы стараемся сделать так, чтобы как можно больше педагогов смогли включать детей с аутизмом в свои кружки и занятия. Так, например, уже несколько лет на базе Детско-юношеского центра развивается программа адаптивного скалолазания, арт-терапии, игровая программа «Дети-детям». Но еще больше возможностей появится у наших ребят в ходе нового проекта, поддержанного Фондом президентских грантов «Обычная жизнь необычных детей». Присоединяйтесь!

gubdaily.ru

Глазной контакт при аутизме

Всем привет, меня зовут Амитист.

Добро пожаловать на мой канал «Спроси у аутиста»!

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, о котором меня просили рассказать много раз. Конечно же, это глазной контакт.

Когда только приступала к подготовке этого выпуска, я не думала, что у меня наберется достаточно материала на десятиминутный рассказ. Однако, некоторое размышление позволило мне понять, что это будто бы простое действие вовсе не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

В различных культурах существуют различные традиции относительно глазного контакта. Представления людей-неаутистов о том, что такое «правильный» глазной контакт, очень отличаются от того, что думают аутисты.

Что такое глазной контакт?

Термин «глазной контакт» был придуман в странах запада в 60-ые годы двадцатого века. Он описывает имеющее большое значение для социального контакта состояние, когда два человека смотрят друг другу в глаза. Считается, что глазной контакт важен для коммуникации в обществе, этому виду невербальной коммуникации придают очень большее значение у нас в Северной Америке.

Существует связь между глазным контактом и доверием. Считается, что глазной контакт важен для развития детей, и исследователи все больше изучают глазной контакт и невербальную коммуникацию.

В обществе существует устойчивое представление, что глазной контакт подтверждает правдивость человека, а его отсутствие говорит о лживости. Также считают, что глазной контакт  подтверждает, что собеседник проявляет внимание к диалогу.

Это, однако, не всегда верно даже для людей без аутизма. Например, в 2006 году в университете города Стерлинг было проведено исследование, в котором принимали участие двадцать пятилетних британских школьников. Было обнаружено, что когда заданный вопрос требовал обдумывания, дети отводили взгляд. Если необходимо было приложить усилия для поиска правильного ответа, детям приходилось внимательно слушать вопрос и не смотреть в глаза собеседнику.

Кроме того, дети, которые отводили взгляд, чаще отвечали правильно, чем те, кто поддерживал глазной контакт. И это, напомню, относится к нейротипичным детям без аутизма.

Таким образом, даже нейротипичным детям сложно слушать кого-то и затем отвечать на трудные вопросы, если при этом они должны смотреть в глаза. Прерывание глазного контакта позволяет мозгу полнее обрабатывать информацию. Именно это и происходит постоянно с детьми с аутизмом и взрослыми аутистами.

Также считают, что лжец не сможет смотреть в глаза, и, когда человек отводит взгляд, это признак того, что он говорит неправду. Однако Эдвард Гилерман, профессор психологии из университета Калифорнии, несколько лет изучал невербальную коммуникацию и глазной контакт, и его рабочая группа обнаружила, что люди, которые отводят взгляд, когда задают вопрос или отвечают на реплику, просто… думают. Связи между отведением взгляда и ложью нет. И снова, подавляющее большинство людей, принимавших участие в эксперименте, не были аутистами.

Мозг людей с аутизмом работает по-другому, у нас другой нейротип, мы по-другому обрабатываем информацию, и это неотъемлемая часть личности людей с аутизмом. Основные отличия располагаются в сфере коммуникации и социализации.

Почему аутисты избегают глазного контакта?

Существует две основные причины, почему люди с аутизмом избегают глазного контакта.

Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека — очень сложный объект. С ним постоянно что-то происходит. Люди-неаутисты постоянно вглядываются в лица и глаза собеседников в поиске этих небольших изменений и новых сигналов, которые сообщают об удовольствии, грусти или разочаровании.

Нейротипичные люди постоянно ищут все эти невербальные подсказки, которые происходят очень, очень быстро. Чтобы воспринять всю эту визуальную информацию, обработать ее и понять, требуется готовность и способность мозга.

Из всех частей лица, именно глаза человека передают обилие эмоций и мыслей. Именно поэтому наша культура придает глазному контакту столь большое значение и считает его ценным знаком доверительности в отношениях между людьми.

Для людей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия, вся эта информация избыточна, она чрезмерно давит на мозг. В моем случае, когда я поддерживаю глазной контакт с кем-то, то этот взгляд ощущается очень сильным. Это похоже на то, как если бы я смотрела на очень яркий свет.

Другие люди с аутизмом говорят, что прямой глазной контакт причиняет им боль, сбивает их с толка и выступает как очень сильный стимул и перегружает мозг.

Вторая причина, по которой людям с аутизмом сложно поддерживать глазной контакт, состоит в том, что мозг таких людей имеет совершенно другой интеллектуальный потенциал и способности к обработке информации. И даже если глазной контакт физически переносится нормально, и не перегружает сенсорную систему, аутистам все равно трудно обрабатывать информацию и поддерживать глазной контакт.

Нам сложно одновременно думать и слушать кого-то. У нас могут быть проблемы с пониманием речи, у нас могут быть другие коммуникативные привычки, нам может быть трудно следить за разговором, когда на заднем плане слышны посторонние звуки. Во всех этих ситуациях нам нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы слышать, что нам говорит собеседник – нашему мозгу приходится обрабатывать слишком большой объем информации.

Если же аутист будет дополнительно отвлекаться на то, чтобы следить за выражением лица собеседника, он просто ничего не поймет. Избегание глазного контакта позволяет снять излишнюю нагрузку с мозга, и дает аутисту возможность лучше слышать слова других людей и понимать, что ему говорят.

Я знаю, что все обстоит именно так, поскольку отталкиваюсь от своего опыта. Когда я была ребенком, если меня заставляли смотреть в глаза другому человеку, я не слышала, что он говорит мне в это время. Это справедливо и для других людей с аутизмом.

Вам нужно сделать выбор: или вы имеете со мной глазной контакт, и вам приятно не выходить за рамки привычных правил общения, или вы даете мне возможность не смотреть вам в глаза, но тогда я могу слышать и понимать вас.

Должен ли я настаивать на том, чтобы мой ребенок с аутизмом поддерживал глазной контакт?

В западной культуре глазной контакт считается необходимым, тогда как в странах Азии он рассматривается как нечто оскорбительное. В нашей культуре глазному контакту придается непропорционально большое значение, и именно поэтому многие нейротипичные родители чувствуют себя уязвленными, когда их дети с аутизмом не смотрят им в глаза, или же имеющийся глазной контакт отличается от нормального, или же не поддерживается длительное время.

Когда в один день ребенок смотрит в глаза, а в другой – нет, это сбивает с толку. Родителям часто кажется, что это указывает на отсутствие текущего контакта с ребенком, или на общее нежелание вступать в общение, как если бы ребенок не слушал вас, не принимал во внимание ваши слова, или не любил вас.

Скорее всего, ребенок очень вас любит. Но ему неприятно или даже больно смотреть в глаза, или же это непрактично с его точки зрения, поскольку, когда ребенок смотрит в глаза, он не может понять ваших слов.

Думаю, вы уже догадались, что я хочу сказать: не заставляйте ребенка с аутизмом смотреть вам в глаза. Это одна из тех вещей, где достигнутый результат не будет стоить побочных эффектов от его достижения. Да, общество в целом не любит, когда человек не смотрит в глаза, о таких людях думают как о ненадежных или скользких.

Это убеждение уходит своими корнями в эйблеизм – убеждение, что все в обществе должны быть «нормальными». Я бы даже сказала, что это проявление расизма, поскольку не все культуры считают глазной контакт столь важным.

Глазной контакт – это условность, которая не работает для всех и каждого. Если рассматривать жизнь во всей ее совокупности, то глазной контакт – это лишь одна из ее граней, причем далеко не самая важная. Это не то, что стоит огромного труда и нервов.

Чтобы жить счастливой и полной жизнью, вовсе не обязательно уметь поддерживать глазной контакт. Это же относится и к романтическим отношениям. Существует множество слепых людей и тех, у кого серьезно повреждено зрение. Они не смотрят никому в глаза, но имеют друзей, и любящие семьи и даже женятся или выходят замуж.

Не тратьте лишние силы на поддержание глазного контакта, поскольку, даже если это важно для людей-неаутистов, сами аутисты мало приобретают от такого умения.

Напротив, без глазного контакта их жизнь будет более счастливой и здоровой. Они будут лучше понимать ваши слова: глазной контакт, который людям с аутизмом кажется неестественным и болезненным, только лишь мешает коммуникации.

Заключение

Надеюсь, это выпуск был вам полезен, и обычные родители детей с аутизмом услышат меня. Надеюсь, что я смогла дать вам более полное понимание вопроса и объяснила, что такое глазной контакт с точки зрения аутистов.

Отвечая на вопрос, который мне время от времени задают: да, для мня смотреть прямо в камеру – это совсем не то, что смотреть в глаза другому человеку. Если кто-то из вас когда-нибудь встретится со мной лично, не ждите нормального глазного контакта.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить от меня ответ, оставляйте их в своих комментариях.

Большое спасибо за просмотр!

Избранные комментарии зрителей

Брия Йазик (Bria Yazic)

Прежде всего, хотела бы поблагодарить вас за ваши видео. Я работаю с невербальными аутистами, и ваши рассказы помогают мне понять, что стоит за их поступками. Я смотрю на вещи не как нейротипичный человек, а гораздо шире.

Сейчас я обучаюсь по программе ABA (того ее направления, которое очень дружественно относится к детям), и моя цель с одним из моих пациентов состоит в том, чтобы научить его как устанавливать глазной контакт в ответ на приветствие со стороны другого человека. Ему не нужно держать контакт долго, но мы хотели бы, чтобы это выступало формой проявления уважения к собеседнику.

Будет ли это несправедливым по отношению к малышу с аутизмом, или, напротив, очень поможет ему в дальнейшей жизни?

Не кажется ли вам, что полный отказ от глазного контакта повредит ему больше, чем принесет выгод?

Думаю, что такой навык в долгосрочном периоде принесет только пользу и поможет налаживать контакт с самыми разными людьми.

Я посмотрела большое количество ваших передач. Бесспорно, ознакомление с ними помогает мне стать лучшим профессионалом.

Мне, однако, хотелось бы внести определенные коррективы в позицию, которую вы озвучиваете на своем канале. Вы предлагаете внедрять в занятия с детьми с аутизмом как можно больше флор тайм, не просто гасить неприемлемое поведение, а искать ему альтернативы, и разрешать ребенку «стимиться».

Все эти предложения уже официально учтены в рамках той школы ABA, в которой я занимаюсь. Мы никогда не используем наказаний (негативных поощрений), но всегда стремимся к поощрениям позитивным (в обычных школах учителя поступают точно так же в отношении нейротипичных детей). Все наши действия учитывают комфорт пациента.

Для одного из моих воспитанников мы подготовили систему, которая помогала ему понять, когда надо соблюдать тишину в классе. Когда он показал, что он не переносит нашу придумку, мы поменяли ее на другую, которая подходила ему гораздо больше. Его удовлетворенность жизнью существенно возросла, и он понимает, когда ему можно вести себя шумно, а когда надо подождать. И если он не может ждать, он всегда может попросить о перерыве, чтобы пойти в место, где может вести себя шумно.

Я убеждена, что практики ABA меняются со временем, и это помогает детям уметь правильно вести себя в разнообразных ситуациях и уметь принимать участие в играх и других мероприятиях.

АВА сейчас не пытается «заставить детей выглядеть нормальными». Мы не требуем от детей, чтобы они перестали быть собой: мы любим их такими, какие они есть, со всеми их стимами и повторениями одного и того же. Все это – мой личный опыт АВА. Еще раз благодарю вас за ваши ролики!

Пенту Прагер (Pentu Prager)

Есть исследование, которое показало, что тем аутистам, кто не может поддерживать глазной контакт, помогают повышенные дозы витамина А. Витамин А очень важен для здоровья глаз. Также было обнаружено, что аутисты используют периферическое зрение, чтобы смотреть на собеседника.

Кейтлин Кои (Caitlin Koi)

Очень полезное видео. У меня самой диагностирован аутизм, и я научилась смотреть людям в рот, когда они говорят со мной. Сложно различить, смотрит ли вам собеседник в рот или в глаза, по большей части такие взгляды выглядят похожими.

Однако иногда я обнаруживаю, что я вообще не могу взглянуть на лицо собеседника. Все, что мне доступно – рассматривать его краем глаза. Мне ужасно неприятно, прочти болезненно заставлять себя смотреть кому-то в глаза, если я волнуюсь или испытываю другой стресс. Надеюсь, все больше нейротипичных людей начнут нас понимать.

Транскрипт выпуска с канала «Ask an Autistic».

www.corhelp.ru

Глаза в глаза: исследователи выяснили, почему люди с аутизмом избегают зрительных контактов — Мир аутизма

Людям с расстройством аутистического спектра (РАС) часто бывает трудно смотреть в глаза другим (кстати, эта особенность проявляется даже у младенцев). Как правило, это интерпретируется как признак социального и личного безразличия, но в действительности это не так.

Многие пациенты с диагнозом РАС говорят, что зрительный контакт вызывает у них неудобство и стресс, некоторые даже чувствуют, как их буквально прожигают взглядом. Эксперты видят в таких ощущениях неврологическую природу, однако никто из медиков ранее не занимался изучением этого вопроса. И вот теперь американские специалисты решили узнать, какие механизмы мозга отвечают за подобный дискомфорт.

«Вопреки расхожему мнению об отсутствии межличностного интереса у людей с аутизмом, отказ от зрительного контакта обусловлен совсем другими причинами – скорее, поведенческими. Наши результаты показали, что это своеобразный способ уменьшить неприятное чрезмерное возбуждение, вызванное переактивацией в определённой части мозга», — рассказывает один из авторов работы Нушин Хаджихани (Nouchine Hadjikhani).

Ключом к разгадке оказалась подкорковая система мозга, которая активизируется при зрительном контакте и отвечает за восприятие лиц у младенцев, а позже играет важную роль в восприятии эмоций.

Команда Хаджихани в ходе исследования изучила реакцию добровольцев (с аутизмом и без) на зрительные контакты с лицами, выражающими различные эмоции. В испытании приняли участие 23 пациента с диагнозом РАС и 20 здоровых человек. Им показывали короткие видеозаписи лиц с нейтральным, рассерженным, испуганным либо счастливым выражением. При этом добровольцев попросили внимательно следить за лицами и нажимать на кнопку каждый раз, когда в кадре, в области глаз, появлялся синий (но не красный) крест.

В то же время специалисты при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) фиксировали активность головного мозга. В частности, их особенно интересовали четыре области: верхнее двухолмие, подушка таламуса, а также правая и левая амигдалы (миндалевидные тела).

Наблюдения показали, что у пациентов с аутизмом наблюдалась аномальная активность обеих миндалин при необходимости следить за крестом на фоне любых стимулов и подушки таламуса – независимо от наличия или отсутствия креста. Что же касается контрольной группы, у её участников поиск креста дополнительно стимулировал амигдалу только при появлении на экране сердитых лиц.

Любопытно, что тяжесть расстройства также влияла на восприятие лиц среди испытуемых: чем более выраженными были симптомы аутизма, тем более острыми были реакции на испуганные и нейтральные лица.

Такие результаты подтверждают гипотезу о дисбалансе между возбуждающими (стимулирующими) и тормозящими (успокаивающими) сигнальными сетями мозга при аутизме. Этот дисбаланс, вероятно, является результатом разнообразных генетических и экологических причин. Эксперты полагают, что зрительный контакт усиливает возбуждающие сигналы, и это приводит к ненормальной реакции: у пациента возникает отвращение, которое накапливается и в итоге приводит к отклонениям в социальном поведении.

Авторы работы полагают, что этих данных должно быть достаточно, чтобы родители задумались, стоит ли принуждать ребёнка с РАС к зрительным контактам (а такое бывает очень часто). Вероятно, чтобы избежать стресса от визуального контакта, следует приучать к нему ребёнка постепенно, не заставляя смотреть прямо в глаза и давая ему привыкнуть к новым ощущениям, заключают исследователи.

Кстати, Хаджихани и его коллеги планирует продолжить исследование и в новых испытаниях использовать магнитоэнцефалографию, а также больше поведенческих тестов, чтобы глубже исследовать взаимосвязь между подкорковыми структурами мозга и стрессом от зрительного контакта при аутизме.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Scientific Reports.

Напомним, что эксперты открывают всё новые методы ранней диагностики аутизма: к примеру, для этого используют алгоритмы искусственного интеллекта, визуальные тесты и даже анализ крови.

Источник: Вести

autism.invamama.ru

Почему детям с аутизмом трудно смотреть в глаза?

 

 

«Почему нашему сыну (12 лет и в спектре аутизма) так сложно поддерживать контакт глазами? Что нам делать (и чего лучше не делать), чтобы помочь ему развить этот важный социальный навык?»

На вопрос отвечают педиатр Аманда Беннетт, поведенческий аналитик Мэган Каролан Томкинсон и психолог Джудит Миллер.

Спасибо за ваш вопрос. Его задают многие люди, в первую очередь, люди в спектра аутизма и их близкие.

Контакт глазами — это важная часть невербальной коммуникации. Большинство из нас автоматически использует контакт глазами во время социального взаимодействия. Однако, как вы и говорите, некоторым людям с аутизмом очень трудно поддерживать контакт глазами — и это относится не только к детям, но и к взрослым.

Ответить на ваш вопрос сложно, потому что исследования и клиническая практика дают неоднозначные, зачастую противоречивые ответы. До сих пор сложно сказать, в какой степени нам нужно обучать этому навыку и подкреплять его.

Почему контакт глазами важен?

С одной стороны, мы знаем, что контакт глазами помогает людям сообщить о своем интересе и внимании к другому человеку и тому, что он говорит. Умение сообщить о своей заинтересованности в общении — это крайне важный социальный навык. Очень часто нам нужен контакт глазами, чтобы уловить и отреагировать на важные социальные сигналы других людей. Конечно, проблема здесь в том, что если человек совсем не смотрит другим людям в глаза, то окружающим будет казаться, что он не заинтересован в общении или игнорирует их.

Когда контакт глазами вызывает стресс

С другой стороны, контакт глазами может вызывать чрезвычайно сильный стресс у некоторых людей с аутизмом. Есть множество книг и статей, написанных взрослыми с аутизмом, в которых они описывают ужасные страдания, когда родители и педагоги, из самых лучших побуждений, заставляли их смотреть в глаза во время разговора. Во многих случаях они рассказывают о том, что контакт глазами еще больше отвлекал их, и они не могли сосредоточиться на беседе именно из-за требования смотреть в глаза.

Эти потрясающие люди также помогли нам узнать, что при общении в более комфортных для них условиях (без контакта глазами), им проще поддерживать разговор, учиться, работать и в целом взаимодействовать с другими людьми.

Нужно ли учить контакту глазами?

Нужно ли настаивать на контакте глазами, если он неприятен? Как и в случае других сложных вопросов, наилучший ответ здесь: «Зависит от обстоятельств».

В первую очередь, вам нужно проанализировать, какую роль эта проблема играет в жизни вашего сына? Как контакт глазами влияет на него? Он помогает ему сосредоточиться на разговоре, или, наоборот, ему становится сложнее это делать?

Альтернативные способы сообщить собеседнику о своей заинтересованности

Возможно, что контакт глазами вызывает у вашего сына такой стресс, что, когда вы просите его посмотреть в глаза, он перестает уделять внимание беседе. В этом случае, желательно найти другие способы, с помощью которых ваш сын сможет сигнализировать о своем интересе и внимании к другим людям.

Например, вы можете объяснить ему, что очень важно показывать другому человеку, что ты интересуешься тем, что он говорит. Это можно сделать каким-нибудь невербальным способом. Вот некоторые варианты:

— Предложите вашему сыну проявлять свою заинтересованность, полностью поворачиваясь лицом к другому человеку и вставая на расстоянии вытянутой руки от него. Можно потренироваться в этих действиях, а также поработать над склонностью куда-нибудь уходить посреди разговора, если таковая есть.

— Учите вашего сына вставлять уместные комментарии, которые говорят об интересе к словам другого человека. Например: «да», «хорошо», «понятно» или даже «угу». Очень важно, чтобы он понял, когда нужны такие маленькие комментарии — во время пауз в речи другого человека, и что их нельзя произносить, перебивая собеседника. Вы можете потренироваться с ним в умении вставлять такие слова в диалог и правильно определять время для них.

— Ваш сын даже может научиться говорить другим людям: «Не обращайте внимания, что я не смотрю на вас — я внимательно вас слушаю».

Когда нужно поощрять контакт глазами

В то же время, мы часто встречаем детей с аутизмом, которые становятся более внимательными, если поддерживают контакт глазами. Если вы заметили, что ваш сын не слушает, если не смотрит на вас, то поощрение этого навыка может быть важным для его успеха и независимости в дальнейшей жизни.

Деликатное поощрение контакта глазами

Ниже приводятся несколько общих стратегий, которые вы можете применить. Мы должны предупредить, что эти стратегии не заменят индивидуальную программу терапии под руководством квалифицированного специалиста. Поведенческие терапевты используют разнообразные подходы для поощрения и увеличения контакта глазами. В частности, они применяют подкрепление естественных и спонтанных случаев контакта глазами и повышение продолжительности контакта глазами во время разговора.

Когда вы начинаете обучение новому навыку, то самое важное — начинать с самых маленьких шагов, увеличивать ваши ожидания очень медленно, по мере прогресса вашего сына. Мы рекомендуем практиковаться в этом навыке в повседневной обстановке и наедине, когда к нему не предъявляются дополнительные требования.

Также помните, что в некоторых ситуациях есть куда более важные приоритеты, чем контакт глазами. Например, большинство людей отводят глаза в сторону, если они пытаются что-то припомнить.

Дожидаться взгляда

Первый шаг к тому, чтобы поощрять контакт глазами, состоит в том, чтобы делать паузу, прежде чем отвечать вашему сыну. Например, если он задал вам вопрос или что-то попросил, сделайте паузу, прежде чем ответить ему или предложить ему то, что он просит. С большой вероятностью он посмотрит в вашу сторону, чтобы убедиться, что вы его услышали. Если он это сделает, немедленно ответьте на его вопрос или просьбу и похвалите его за контакт глазами. Для этого можно просто сказать: «Мне так понравилось, что ты посмотрел на меня».

Далее вы можете начать работать над продолжительностью контакта глазами. Попросите его посмотреть вам в глаза и подождать пару секунд прежде чем дать ему то, что он попросил. Во время этой паузы вы можете сказать ему, что, когда он смотрит вам в глаза, вам трудно отказать ему в просьбе.

Развитие навыка с помощью интересов

Вы также можете использовать его особые интересы, чтобы поощрять контакт глазами. Например, ваш сын любит подолгу говорить о каком-то мультфильме или своей коллекции? Он чаще смотрит на вас, когда вы начинаете говорить на его любимую тему? Это прекрасный способ поощрить его.

Визуальная поддержка

Конечно, вполне может быть, что ваш сын слишком редко смотрит вам в глаза, поэтому у вас нет возможности поощрять его за это ежедневно. В этом случае, вы можете попробовать другие стратегии, чтобы «привлечь его взгляд». Это может быть картинка с подсказкой посмотреть в глаза, или вы можете привлечь его внимание широким движением руки, а затем прикоснуться к уголку своего глаза, после чего поощрить его за контакт глазами.

Многочисленные исследования и наш клинический опыт говорят о том, что многие дети с аутизмом лучше реагируют на визуальные подсказки, чем на устные инструкции. Визуальная поддержка может быть особенно полезной, чтобы напомнить ребенку об условиях, в которых он может получить поощрение. В данном случае, вы можете использовать карточку с изображением глаза или словом «посмотри» в качестве подсказки. Затем вы постепенно перестанете использовать такую карточку – она нужна только для обучения.

Поведенческая терапия и группы социальных навыков

Если ваш сын уже занимается с поведенческим терапевтом, то контакт глазами и внимание к собеседнику – это прекрасные навыки, над которыми они могут поработать вместе. Поведенческий аналитик или дефектолог могут выработать индивидуальные рекомендации для вас и вашего сына. Скорее всего, такие рекомендации будут включать ряд поведенческих стратегий, которые могут увеличить контакт глазами в естественных повседневных ситуациях, например, дома, в школе или во время игры.

Поведенческий терапевт также может провести поведенческую оценку навыков вашего сына. В идеале, терапевт должен наблюдать, как ваш сын взаимодействуют с другими людьми в различных повседневных ситуациях. Например, терапевту важно увидеть, как ваш сын ведет себя в разных ситуациях с разными требованиями, и собрать информацию о том, как часто он поддерживает контакт глазами, и в каких ситуациях он избегает взгляда в глаза. Если это невозможно, он или она может попросить вас описать эти ситуации. На основе этих наблюдений, терапевт может выработать план по постепенному увеличению контакта глазами в конкретных ситуациях.

Кроме того, возможно, в вашем регионе есть группа по развитию социальных навыков, в которую можно записать сына.

Эти стратегии – лишь общие предложения, для их реализации вам может понадобиться помощь специалистов. Мы не пытаемся заменить профессиональную консультацию, но призываем вас максимально использовать любые услуги специалистов в области аутизма и ресурсы, которые могут быть доступны в вашем регионе.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

Как научить ребенка смотреть в глаза

« Глаза являются зеркалом души и отражают все, что кажется скрытым; и как зеркало, они также отражают человека, который смотрит на них. »

Как пишет Пауло Коэльо, наши глаза выражают все мысли и эмоции, которые мы пытаемся похоронить глубоко в наших умах. Мы можем легко узнать настроение человека, посмотрев ему в глаза, если он не научился маскировать свои эмоции. Некоторые люди могут даже понять характер человека, с которым они разговаривают, просто посмотрев ему в глаза. Вот почему поддержание хорошего зрительного контакта занимает первое место во время разговора и это то, чему мы должны учить наших детей.

Как известно,  дети с расстройством аутистического спектра не поддерживают хороший зрительный контакт с окружающими, часто не смотрят в глаза. Значит нужно научить их фокусироваться на глазах людей, с которыми они взаимодействуют или разговаривают. Это распространенное заблуждение, что дети с аутизмом никогда не смогут смотреть в глаза другим или понимать эмоции других.  Мы можем попробовать использовать несколько игровых способов для того, чтобы взгляд ребенка был направлен нам в глаза.

Спойте песенку

С аутизмом или нет, все дети любят детские песенки, и их радость удваивается, если песенка сопровождаются действиями. Вы можете петь им песню, и они обязательно посмотрят в ваши глаза. Даже с ребенком, с которым вы чувствуете, что зрительный контакт равен 0, песенные рифмы будут побуждать его взглянуть на вас. Основная цель пения состоит в том, чтобы привлечь его внимание к вам, вашему лицу, действиям, эмоциям.

Присядьте к ребенку так, чтобы находится с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось изо всех сил смотреть вверх на вас. Когда вы поете песенку, вы можете использовать привлекательные (мотивационные) объекты для ребенка или одеть специальные пальчиковые игрушки и держать их возле глаз. Таким образом, вы будете побуждать ребенка посмотреть на ваши глаза.

Поиграйте в прятки

Игра в прятки или ку-ку — еще один отличный способ заставить ребенка с расстройством аутистического спектра посмотреть на вас.

Если закрыть лицо руками, куском ткани или бумаги, а затем убрать его, чтобы посмотреть на ребенка, то это привлечет его внимание к вашим глазам. Если в вашем доме есть другие дети, вы можете попросить их поиграть в прятки с ребенком.

Наклейте на лицо привлекательные предметы

Присядьте так, чтобы ваш ребенок мог смотреть прямо в ваши глаза без каких-либо усилий. Прикрепите изображение фруктов, овощей или животных (все, что ребенок считает интересным) возле ваших глаз или над бровями и поговорите с ним. Укажите место, где вы приклеили изображение, и скажите «Видишь, у мамы яблоко на глазу / брови» или «Где бабочка?…… Вот она». Вы также можете наклеивать красочные носы на нос и говорить смешным тоном или петь рифмы в разных тонах.

Иногда вы можете попросить вашего ребенка посмотреть вам в глаза. Просто скажите «Посмотри на маму» или «Посмотри в глаза». Говорите короткими фразами, не говорите так: «Посмотри на маму своими большими красивыми глазами». Будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Слишком частое обращение к ребенку с просьбой посмотреть на вас может вызвать раздражение. 

Даже если ребенок кажется незаинтересованным, отсутствующим, вы должны продолжать говорить с ним, играть и учить. Вам кажется, что ребенок не обращает внимания, потому что он не смотрит на вас. Но не смотрит — не значит, что он не слушает.  Он слышит то, что вы говорите, и вы узнаете это позже, когда ребенок сможет вам это сказать.

Автор: Rithu Abraham

proautism.info

Как понять, что у ребенка аутизм, рассказала врач-психиатр. «Не смотрят в глаза и не играют с другими детьми»

Какие странности в поведении малыша могут указывать на наличие болезни, Intex-press рассказала Галина Петрашевская, детский врач-психиатр Барановичского психоневрологического диспансера.

Аутизмом называют неспособность человека к нормальному общению с дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и адекватной реакции на повседневные стимулы, нарушением адаптации к изменениям окружающей среды, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе.

Признаки аутизма у ребенка

Существует несколько признаков, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка расстройства аутистического спектра.

Не смотрит в глаза

РЕКЛАМА

У детей с аутизмом сложно формируется эмоциональная привязанность, в том числе и к родителям. Такой ребенок безразлично относится к тому, что его берут на руки, не устанавливает визуальный контакт с другими людьми, не реагирует на других улыбкой, не рассматривает окружающих. В подростковом возрасте аутисты поддерживают контакты с самыми близкими, но не дружат с ровесниками и не играют в совместные игры. Трудности в общении у них сохраняются и в зрелом возрасте.

Не способен поддерживать диалог

Глядя на ребенка с аутизмом, может сложиться мнение, что он плохо слышит, так как такие дети, как правило, не отзываются на свое имя. По мере того, как ребенок учится говорить, у него часто проявляется эхолалия – повторение вопроса. Причем интересно, что такие дети с легкостью могут запоминать сложные стихи, но при этом не способны поддержать простейший диалог. В более старшем возрасте особенности речи сохраняются. Дети неправильно используют местоимения, не способны высказывать абстрактные мысли. В тяжелых случаях – вообще не могут говорить.

Неадекватно реагирует на раздражители

Реакции ребенка-аутиста парадоксальны и непредсказуемы. К примеру, он может никак не отреагировать на полученную травму, не испугаться в опасной ситуации. При этом криком и плачем реагирует на звук работающей стиральной машины или пылесоса. Такие дети лучше познают окружающий мир через осязание, вкус и обоняние, чем с помощью зрения и слуха.

РЕКЛАМА

Сложно приспосабливается к новому

Дети-аутисты стремятся к сохранению закрепленного порядка в своей жизни. Раздражение, а порой и агрессию может вызвать даже небольшое изменение. Дети привязываются к казалось бессмысленным предметам, например к кусочкам ткани, веревочкам, пружинкам. Характерный признак ребенка-аутиста – наличие у стереотипий (бегание по кругу, подпрыгивания, потряхивания кистями рук). Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко отстают от темпов развития другой. К примеру, такие дети выполняют достаточно сложные арифметические вычисления, но не способны поддержать совместную игру.

Можно ли вылечить аутизм?

К сожалению, таблетки от аутизма нет и излечить его невозможно. Тем не менее помощь детям-аутистам можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Поэтому, если вы заметили странности в поведении своего ребенка, обратитесь обратитесь к участковому педиатру. При необходимости он направит вас к врачу-психиатру, который и выставляет диагноз «аутизм».

www.intex-press.by


Смотрите также