656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Части тела человека для детей


Методическая разработка (старшая группа): Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аист»

Методическая разработка дидактической игры

«Все части тела важны, все человеку нужны».

по теме «Человек: части тела, внутренние органы»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

                                                                Леготина Валентина Викторовна

                                                       Должность:

                                                                  воспитатель

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Инструкционная карта        
  • Правила игры        
  • Дидактическое оборудование        
  • Список литературы
  • Приложение

Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы»

Педагогическая актуальность.

Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и неповторимой. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, расположение в нем органов, то создание дидактической игры при помощи наглядного материала в виде деталей с изображением частей тела и различных органов является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Все части тела важны, все человеку нужны» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении тела человека его функциях, органов которые в него входят и с их расположением.

Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, игра

«Все части тела важны, все человеку нужны» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема: «Все части тела важны, все человеку нужны».

Цель: Формирование знаний детей о строении тела человека, расположения различных органов. Усвоить внешнее строение и функции органов; научить называть, находить и показывать детали частей тела, умение правильно расположить органы на соответствующих частях тела.

Задачи:

1.        Закреплять знания детей о разных органах и частях тела;

2.        Развивать связную речь, внимание, память;

3.        Воспитывать        дружеское        отношение        к        сверстникам,

желание играть вместе.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игровое правило. Воспитатель читает стихотворение или загадывает загадку про части тела и органы, а дети должны отгадать и узнать их, назвать полным ответом и выбрать из множества картинок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок. Соревнование – кто быстрее и правильно ответит на вопрос и найдет картинку. Выигрывает тот, кто больше нашел картинок.

Ход игры. Игра проводиться после ознакомления детей со строением человека, ознакомления с названиями различных частей тела, органов и их функциями.

На столе разложены детали, воспитатель задает вопрос, дети по очереди отвечают полным ответом и выбирают нужную деталь, игра продолжается, пока дети не разберут все детали (части).

Маша весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны нашей Маше … (ножки)

Маша ягодки берёт по две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Маше … (ручки)

Маша слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны,

Нашей Маше … (ушки

Маша ядрышки грызёт,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Маше … (зубки)

Маша смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Маше … (глазки)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

Есть у Маши две горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Есть у Машеньки работники,

Во всём помочь охотники.

Живут не за стеной —

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток! (Пальцы)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык)

Главнее его нам с тобой не найти,

Заставит он сесть и заставит идти.

Запомнит стишок, и задачку решит,

И шуткою новой всех рассмешит.

Придумал он радио и телефон,

Машины, ракеты — это всё он.

И книги на полках библиотек...

И трудится он  пока жив человек! (Мозг)

(Н. Кнушевицкая)

Ходим мы, играем, пишем,

И все время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас легких пара.

И они, подумать только,

Все разделены на дольки,

Невесомы и воздушны.

Наши легкие послушно

Выдох делают за вздохом.

Нам без них пришлось бы плохо! (Лёгкие)

Хоть они зовутся «почки» —

Не растут из них листочки.

Две близняшки, две сестрички

Соль и лишнюю водичку

Аккуратно собирают —

Их обязанность такая.

Нас избавят почки дружно

От того, что нам не нужно! (Почки)

Все сказку про Красную шапочку знают,

Но только вот здесь заковырка какая:

Бабушка в волчьем сидела желудке!

Скажу вам, что это лишь милая шутка.

Желудок размером не очень велик,

И бабушек прятать он не привык,

У человека и зверя любого

Служит желудок совсем для другого.

Соком желудочным пищу польёт,

Побудет чуть-чуть она здесь — и вперёд.

Конфета, ватрушка или печенье

Дальше отправятся без промедленья!

(Желудок)

В человеческом теле множество органов, и все они выполняют свою особую работу. Один из таких органов, о котором вы, может быть, не слышали — мочевой пузырь. Его задача — собрать всю мочу, которая больше не нужна телу. Потом, когда пузырь наполняется, он сообщает об этом мозгу, мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжимает мочу на горшок или в унитаз.

Воспитатель подводит итог, выделяет самых активных – вы хорошо и быстро, полным ответом отвечали на вопросы.

  • Макет с изображением тела и муляжи органов человека (Прил. 1)
  • Картинки с различными органами, частями тела (Прил. 2)
  • Конспект интегрированного занятия на тему: «Знай своё тело»

Сборник стихов Н. Кнушевицкая

http://www.maam.ru 

http://www.chudo-chado.net

                                                                                         

                                                                                                     Приложение 1

                                                                                                        Приложение 2

                                                                                                      Приложение 3

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Знай своё тело»

Цель: Продолжать знакомить детей со строением человека, с возможностями и функциями человеческого организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

Материал к занятию: Проволочный человечек. Карточки : ухо, горло, нос, глаза. Картинка с изображением черепа, мускулов. Мягкий пакет молока. Брюки. Фартук с изображением внутренних органов. Два шприца (10 и 20 мл.), трубки от капельницы, марганцовка. Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек и хлопушек,

Из линеек и батареек.

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

Воспитатель: А правда, ребята из чего же сделаны девчонки и мальчишки, а так же их родители?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня к вам в гости придет добрый волшебник Познайка, который поможет вам много узнать о своем организме.

( Воспитатель уходит и переодевается).

Волшебник: Здравствуйте ребята, я поведу вас в увлекательное путешествие в страну которая называется «Человек». Вы узнаете много удивительного, самого неожиданного и необычного про себя, своих друзей, родителях и совершенно незнакомых людях.

- Скажите, пожалуйста, все люди одинаковые?

- А чем похожи все люди, что у них общего?

Ответы детей.

Волшебник: Сегодня я расскажу вам, из чего состоит ваш организм. У каждого есть своя голова- она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус. Правда не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове.

- Давайте поиграем в игру. Я вам буду показывать картинки, а вы будите говорить, что помогает делать этот орган.

(Показываю картинки: ухо, нос, горло, глаза).

- Еще на голове находятся волосы: одних они украшают, а у других, к сожалению, похожи на грязные сосульки.

- Голова может поворачиваться в разные стороны. Это она делать бы не могла, если бы не её помощница?

Дети: Шея.

Волшебник: У каждого человека- есть туловище. (показ на ребенке)

Туловище имеет? (показ на ребенке, а дети отвечают).

Дети: Руки и ноги.

Волшебник: Руки для человека очень важны. Они выполняют самую разнообразную работу.

Какую, например?

(Ответы детей)

Волшебник: Это благодаря нашим ладоням и пальцам, которые очень цепкие и могут удерживать разнообразные предметы. Сейчас я вам буду показывать, что можно делать руками. А вы должны угадать эти действия.

(игра на пианино, вязание, забивание гвоздей, письмо и т.д.).

Волшебник: А, что нам помогают делать ноги?

(Кто-то из детей показывает действия, другие дети отгадывают).

Волшебник: Все наше тело (голова, шея, туловище, руки, ноги) может делать еще больше. Мы можем танцевать, играть, заниматься спортом, смеяться и еще очень многое.

Кто из других существ живущих на земле может делать все это?

Ответы детей.

Волшебник: Конечно, кто-то бегает быстрее человека, слышит лучше, видит дальше, может жить под водой, под землей, летать…Но только человек может делать то, что никому из животных не под силу. Человек не может летать , как птица, но он изобрел самолет, не может жить под водой, как рыба- создал подводную лодку, не может жить под землей- строит метро и даже целые города. Вот какой умный человек!

Что помогает думать человеку?

Ответы детей.

Где находится мозг?

Ответы детей.

Волшебник: Мозг который находится в голове называется головным мозгом. (рассмотреть картинку). Головной мозг отвечает за все мыслительные процессы, контролирует наши движения и даже наше настроение. Мозг очень хорошо защищен, он хранится в костяном ларце, который называется ч е р е п. ( рассмотреть картинку).

- Почему необходимо оберегать мозг, чтобы он не пострадал?

Ответы детей.

- Как надо заботиться о головном мозге, как охранять?

Ответ детей.

- Как вы думаете,  может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять? ( показ)

Ответы детей.

Волшебник: Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на кого- нибудь надеть. Так и человек был бы бесформенным, как этот пакет молока, если бы у него не было скелета (показ).

Скелет – это наша опора.

(Появляется человечек их проволоки).

Волшебник: Посмотрите на этого проволочного человечка, он похож на наш скелет. Он как и скелет человека сгибается и разгибается в разные стороны, садится и стоит с ровной спиной. А если ходить или сидеть со сгорбленной спиной, то посмотрите, что может случиться, у человечка появился горб.

- Так, что надо делать, чтобы у вас была красивая и правильная осанка?

Ответы детей.

Волшебник: О худых людях говорят: « У него только кожа, да кости.»

Может ли быть такое на самом деле?

Ответы детей.

Волшебник: Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы

Мышцы  - главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Давайте попробуем.

( Дети выполняют движения и говорят, что им помогают делать мышцы).

Волшебник: В нашем организме спрятано еще очень много органов. Посмотрите, вот у Вовы видно, что у нас есть внутри. ( на ребенке одет фартук).

- Какой самый главный внутренний орган у человека?

Дети: Сердце.

Волшебник: Хотите я покажу вам, как работает наше сердце.

Когда оно здоровое, тренированное и слабое, не тренированное сердце. Ведь я волшебник.

ОПЫТ СО ШПРИЦАМИ.

Оборудование: 2 шприца (10 и 20 мл.) Прозрачные трубочки (дл. 1,5 – 2 м.), слабый раствор марганцовки «кровь».

Набираем равный раствор марганцовки в оба шприца и впрыскиваем одновременно в разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большего объема, как тренированное, здоровое сердце продвинул жидкость на более дальние расстояние чем маленький шприц- слабое, не тренированное сердце.

Для того, чтобы сердце было здоровое, что нужно делать?

Ответы детей.

Волшебник: А что, мы еще видели в нашем организме? Что это? ( показ желудка)

Дети: Желудок.

Волшебник: Вот как работает наш желудок.

ОПЫТ.

Оборудование: Банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажная салфетка.

Предлагаем детям представить, что банка- это желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, сахара ( они растворились). Кусочек хлеба ( он размяк).

- А что обозначает слово « впитывать»?

Положим на блюдце бумажную салфетку и нальём сверху немного воды.

- Что произошло?

Жидкость впиталась. Вот так и желудок растворяет и впитывает пищу.

- Как пища попадает к нам в желудок?

Сначала она оказывается во рту, где зубы её измельчают, затем она попадает в горло, пищевод, а потом в желудок. Полезная пища остается в организме, а другая попадает в кишечник и выходит из организма.

Волшебник: А что это у нас? ( Достает воздушные шарики).

Как вы думаете,  на какой орган нашего организма похожи воздушные шарики? Это легкие.

Давайте с вами поэкспериментируем ( детям раздают шарики, каждому по 2, по кол-ву легких у человека). Сейчас мы будем надувать и сдувать шарики. Вот так же работают наши легкие. Они постоянно трудятся. И мы должны о них заботиться.

- Как мы будем заботиться о наших легких?

Ответы детей.

Волшебник: Что защищает наши внутренние органы сверху?

Дети: Кожа.

Волшебник: Посмотрите на свою кожу. Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается.

- Загрязняется ли кожа?

- Что надо делать, чтобы кожа была чистая и здоровая?

Ответы детей.

Раздается стук. Появляется человечек.

Человечек: Здравствуйте. Смотрите, я принес вам фотографии своих друзей. Выберите и раскрасьте только того человечка, у которого есть все части тела помогающие воспринимать окружающий мир.

Волшебник: Вот какая удивительная страна « Человек». Мы еще много будем по ней путешествовать, и вы узнаете еще больше интересного.

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении.

Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)

Называем мы слова:

Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти,

Кулаки, ладошки, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки.

Части тела изучаем,

Части тела называем.

Игра «Что есть у меня» (проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на упоминаемую часть тела, развитие памяти).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, «двое» стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Игра с мячом «Лови и называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а ты скажи, что мы делаем»

- Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

- Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

- Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся)- Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

- Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем)

Дидактическая игра «Собери человечка»

Оборудование: Геометрические фигуры, шаблон тела человека.

Ход игры: детям предлагается собрать человечка путем размещения геометрических фигур в необходимой последовательности, нужном месте.

Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, пихтовое масло (хвойный запах, жевательную резинку, соления (запах маринада, цветы.

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать два продукта: апельсин, соленый огурец (1-е занятие).

«Апельсин какой?» – сладкий.

«Огурец какой?» – соленый.

(В рот мы кладем пищу, с помощью языка различаем вкус, зубами – мы жуем.)

(2-е занятие) лук и лимон (горький и кислый).

(Еще раз обращается внимание на значение каждого органа.)

Дидактическая игра «Найди на ощупь».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза. Он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются.

(С помощью чего мы нашли друг друга)

Физкультминутка.

Руки вверх я подниму,

Вправо, влево разведу,

Головою поверчу

И как птица полечу,

А теперь присяду, встану.

И попрыгаю немножко

И пешком пойду в дорогу

И на месте побегу

Все на свете я могу!

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Есть всегда у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза)

Тридцать два молотят,

А один поворачивает. (Язык и зубы)

Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот, зубы)

Пять братьев:

Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Две соседки-красавицы

Встретиться пытаются,

Поболтать, посмеяться,

О своём пошептаться,

Но гора на их пути —

Не перелезть, не обойти. (Щеки)

На лице цветёт,

От радости растёт. (Улыбка)

У двух матерей по пяти сыновей,

И одно имя всем. (Рука и пальцы)

Рассыпались песчинки

На щечках у Маринки. (Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Всю жизнь друг друга догоняют,

а обогнать не могут. (Ноги)

Подвижная игра : «Части тела»

Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп.

(Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопнуть в ладоши)

Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп.

(Выставить вперед правую ногу, затем леву; шагать на месте)

Ну а это – голова.

(Обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка.

Пальчиковая игра: «Вот твое богатство друг!»

Вот наш нос,

Вот уха два,

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

Вот у нашей деточки

Пятки и коленочки!

Вот бочок, я за бок хвать,

Буду долго щекотать!

Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб, глаза,

Руки, плечи, шея, грудь

Про животик не забудь.

Это — нет, а это — да.

Это — раз, а это — два.

Будем пальчики считать:

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять

Десять пальцев, пара рук —

Вот твое богатство друг!

Минутка отдыха - загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза.)

Твои помощники — взгляни

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый. (пальчик).

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

Игра "Нос-лоб-ухо"

Количество игроков: любое

Ведущий говорит:

– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос—лоб—нос—нос—лоб—лоб—ухо!

Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

 

nsportal.ru

Детям о теле человека. Сказки о человеческом организме

       Все время, пока правитель спал, у дверей дома стояла стража, которая никого не пускала и не позволяла его будить. Как только Головной мозг отдохнул, вся жизнь в стране сразу наладилась.

       В другой раз жители заметили, что приказы, отдаваемые Головным мозгом, какие-то странные. Они даже подумали, что правитель сошел с ума. Пришли они к нему, чтобы узнать, в чем дело, а он лежит на полу в голодном обмороке. Поняли тогда жители, почему правитель отдает такие странные приказы. Он был просто голоден. Ему некогда было поесть. А голодный всегда плохо думает. Принесли они Голов­ному мозгу много разной полезной еды, дали попить кислородный коктейль. После этого Головной мозг сразу оживился, пришел в себя и продолжил свою ответственную работу. Жители же приставили к правителю специальных людей, которые каждый день следили за тем, чтобы он полноценно питался. С этих пор Головной мозг никогда не голодал.

       Однажды Головной мозг перестал быть внимательным во время приема докладов от Нервов, стал тупеть. За ним и жители страны ста­ли невнимательными, не слушали друг друга, не вникали в суть дела. Пришлось им снова разбираться в сложившейся ситуации. Никому не хотелось стать тупым. Оказывается, правитель перестал тренировать­ся во внимательной приемке информации. Он подумал, что все уже знает и понимает, поэтому перестал развиваться. Пришлось жителям раскрыть глаза своему начальнику, опустить его задравшийся нос, по­казать, что он знает далеко не все. Стыдно стало Головному мозгу за свое поведение, свою гордыню. Покраснел он, как рак, до ушей и дал обещание своим подданным, что будет учиться всегда внимательно слушать важную информацию, много читать полезной литературы, смотреть интересные телепередачи.

       Случались и другие казусы в поведении Головного мозга. Как-то жители заметили, что он стал очень раздражительным, часто гневал­ся, ссорился со всеми, стал каким-то агрессивным. Это перессорились маленькие существа — Нервы. Ладно бы на этом все закончилось. Но дело в том, что такое поведение повлияло на работу правителя: он стал отдавать не совсем продуманные распоряжения. Они часто были поспешными и под влиянием отрицательных эмоций. От этого стали страдать все обитатели Человекии. Пришлось им вызывать к правителю врача-невропатолога. Тот прописал ему нужные пилюли. Потом Головной мозг ходил на специальные занятия к психологу, который научил его сдерживать свой гнев, правильно от него из­бавляться. Правитель стал более сдержанным, уравновешенным и решения его стали правильными. К тому же у него появилось много новых интересных друзей, которые тоже помогали Мозгу стать более умным и эмоционально уравновешенным. Жизнь в Человекии по­тихоньку наладилась.    

  - Что это за страна, о которой говорится в сказке?

       - Как выглядел Головной мозг? За что отвечали голова, руки и нога правителя?

  - Почему он был самым главным в Человекии?
  - Какие маленькие клетки ему помогали?

        - Что случилось с Головным мозгом, когда он стал плохо спать?
        - Почему человек должен хорошо высыпаться?

         - Что случилось с Головным мозгом, когда он стал плохо питаться? Чем питается мозг? Почему так важно полноценно питаться?

        - Что случилось с Головным мозгом, когда он стал невнимательным к тому, о чем говорят окружающие? Почему человеку так важно он      быть внимательным к информации, поступающей от окружающих? Почему мозг надо тренировать? Как это можно сделать?

         - Что случилось с Головным мозгом, когда он стал раздражительным, гневливым? Почему таким людям отрицательные эмоции мешают думать?

         - Какая беда случилась с Головным мозгом? К чему это привело?

      - Что может привести к травмам головного мозга? Почему так важно беречь голову от травм? В каких случаях после травмы головы надо обязательно обратиться к врачу? (Потеря созна­ния, головная боль, изменение зрения, кровотечение из ушей или носа, из головы, повышенная сонливость, тошнота или рвота.)

         - Что следует делать, чтобы избежать тяжелых травм головы? (Использовать шлем при игре в футбол, хоккей или езде на мотоцикле; не нырять там, где мелко, в незнакомом водоеме; не прыгать с большой высоты; не бегать и не делать резких движений в темноте; быть очень осторожным в гористой местности; не швыряться камнями; пристегиваться ремнем безопасности в машине.)

 - Что нужно делать, чтобы мозг получал как можно больше кислорода?                                                                      

           - Как мы узнаем, о чем человек думает? (Мысли молено вы­сказать, записать.)

           - Нарисуйте правителя Человекии, используя картинку с изо­бражением головного мозга.

  •        Ох уж эти Нервы!                

       Задачи:    

- закреплять знания о значении и деятельности нервной системы, о том, как предупредить возникновение заболеваний нервной системы;

- активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.

* * *

       Мы уже с вами знаем, что вся Человекия была покрыта сетью, об­разованной Нервами. Напомню, что эту сеть мы называли нервной системой. Где их только не было! Во всех домах, на всех улицах и в переулках, в организмах всех жителей и даже в реках и озерах. Они были везде. Но для чего?

      Одни из Нервов жили на улице Органов чувств и помогали жите­лям страны чувствовать. Без них невозможно было бы ощутить тепло и холод, давление и боль, вкус и запах. Они поселились в домах Носа, Ушей, Глаз, Кожи, Языка и других местах.

      Другие Нервы поселились только в домах на улице, где жили разные Мышцы: мышцы рук, ног, туловища, шеи, внутренних ор­ганов... Вот уж и командиры были эти Нервы! Они командовали мышцами день и ночь, то сокращая, напрягая их, то расслабляя. Без них невозможно было бы движение, невозможно было бы играть на музыкальных инструментах, вытачивать детали, что-то мастерить. Они работали как моторчики. Их и прозвали за это моторными Нервами.

       Надо сказать, что все Нервы были очень дружными и всегда по­могали друг другу.

       А еще Нервы были очень шустрыми. Сигналы проходили по ним со скоростью, с которой зажигается электрическая лампочка! Эта их быстрота защищала жителей страны от разных травм.

       Например, кто-то уколет палец острым предметом, а Нервы тут как тут. Учуют боль да быстрее передавать сигнал на главную дорогу страны — Спинной мозг. А там тоже есть Нервы. Они примут сигнал и передадут его Нервам, которые находятся в руке, мышцы руки со­кратятся, и она сразу отдернется от острого предмета. Хорошо, что Нервы такие шустрые, передают сигналы очень быстро, а то бы по­следствия травм были бы тяжелыми.

       Однажды поспорили Нервы, кто из них самый чувствительный к теплу, холоду или боли. Стали соревноваться. Больше всех хвалились Нервы, жившие в домиках Кожи Живота и Бедер. Судьи прикладыва­ли к ним лед, кололи иголками, накладывали монету, но, к удивлению всех, в этом соревновании выиграли Нервы, которые жили в домике Кожи на кончиках Пальцев Рук. Эти Нервы оказались самыми чув­ствительными из всех Нервов. Они были такими скромными, что сразу застеснялись от пристального внимания к их особе, поэтому спрятались вместе с Руками за Спиной. А Нервы кожи Живота и Бедер еще долго пыхтели от обиды.

       Еще Нервы были хорошими исследователями. Когда в их поле зрения попадался незнакомый предмет, они исследовали его и сразу передавали сигнал о нем своему правителю — Головному мозгу. Правитель по сигналам узнавал, что за предмет находится в Руке или какой предмет видит Глаз. Тогда Головной мозг отдавал соответству­ющий приказ Нервам, насколько опасен или хорош предмет, нужен он или не нужен, полезен он или вреден.

       Жила в Человекии еще одна группа Нервов, которая делала очень полезную работу. Например, с их помощью автоматически работали Легкие, и в страну бесперебойно поступал кислород. Они заставляли сжиматься и разжиматься кровеносные сосуды Кожи, чтобы в холод жители страны не замерзали, а в жару не перегревались. Они при­казывали Сердцу чаще биться и приносить Мышцам больше крови, когда жители страны занимались спортом или физкультурой. Они подсказывали жителям страны, когда сходить в туалет, а когда уже пора есть. Эти Нервы не требовали вмешательства Головного мозга, они были очень самостоятельными. Но от этого не задирали нос, были всегда предельно вежливыми и доброжелательными.

       Все обитатели Человекии берегли Нервы. Ведь от их здоровья так много зависело! А беречь — значит заботиться. В чем же проявлялась эта забота?

       Во-первых, жители делали каждый день зарядку и закалялись. Это очень нравилось Нервам, которые становились крепкими.     

       Во-вторых, жители правильно питались. В пище, которую они употребляли, было много витаминов группы В и минеральных солей, таких необходимых для хорошей работы нервной системы.  Витамины этой группы содержатся в таких продуктах, как хлеб, свинина, печень, молоко, яйца, зелень и растительное масло.

        В-третьих, жители старались не нервничать по пустякам, а больше радоваться жизни, улыбаться, смеяться. Ведь отрицательные эмоции так губительны для Нервов!

   Вот каких замечательных помощников имел Головной мозг.

       Вопросы ы задания

- Какие Нервы жили на улице органов чувств? Чем они занимались?

-Какие Нервы жили на улице Мышц? Чем они занимались? Почему их прозвали моторными?

- Какими качествами обладали Нервы? Какое значение имели

эти качества для жителей Человекии?

- Нервы какого органа самые чувствительные?

- Почему Нервы можно назвать исследователями?

- Какая еще группа Нервов жила в Человекии? За что они отвечали?     Как обитатели Человекии берегли свои Нервы?

- Почему люди часто говорят, что все болезни от нервов?

- Как дети должны себя вести, чтобы беречь нервы окружающих людей?

 

  •        Премьер-министр страны Человекии  

Задачи:

- закреплять представления о сердце, его значении в жизни человека, устройстве, профилактике сердечных заболеваний;

- активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать стремление к здоровому образу жизни.

* * *

       Правой рукой Головного мозга и премьер-министром страны Человекии было Сердце. Располагалось оно в своем дворце почти в центре площади Грудной клетки. Это был самый работоспособный премьер-министр на свете! Он не знал отдыха ни днем, ни ночью. Он работал как мотор, делая 12 тысяч ударов в сутки и прогоняя свою главную помощницу — графиню Кровь по всем домам и закоулкам Человекии три тысячи раз в сутки! Без Сердца жители страны не получили бы ни кислорода, ни питания.

       Чтобы так работать, надо быть очень сильным. Поэтому Сердце превратилось в сплошную мышцу, которая сокращалась и расслаб­лялась как автомат. Сердце могло расти. Оно вырастало от размера с небольшой апельсин до размера с небольшой грейпфрут. В этом случае обычно говорят: «Мал золотник да дорог».

      Внутри Сердце имело четыре отдельные комнаты-камеры. Оно по­ходило на состоящий из двух частей двухэтажный дом: с комнатами наверху, называемыми правым и левым предсердиями, и комнатами внизу — правым и левым желудочками.

       Через две комнаты-камеры с правой стороны графиня Кровь в своем темно-красном платье проплывала после того, как пропу­тешествует по всем весям и закоулкам Человекии. Отсюда она на­правлялась по крупным каналам-Артериям прямо в гости к братьям Легким, чтобы забрать у них кислород и переодеться в ярко-красное платье.

       — Любезные братья, — обращалась она усталым голосом к Лег­ким, — я так износилась в дороге, мое платье стало темным и некра­сивым. Будьте добры, накачайте-ка мне, пожалуйста, кислорода да побольше. Хочу сменить наряд, да и голова у меня что-то кружится, даже немного подташнивает.

       На что братья Легкие отвечали по-разному. Когда у них были хоро­шие запасы кислорода, они с удовольствием ими делились с Кровью. Когда же запасы истощались, делиться было нечем.

       — Ты уж нас извини, — говорили они графине, — ничем тебе не можем помочь. Придется тебе, графиня, в темном платье ходить. Без кислорода ты какая-то бледная. Загляни к нам в следующий раз, может, подвезут кислород.

       Чаще всего, насытившись кислородом, Кровь от Легких воз­вращалась к Сердцу. На этот раз в новом ярко-красном платье она проплывала через него, используя левые комнаты-камеры. Ей очень хотелось, чтобы Сердце увидело, какой она стала красивой.

       Но Сердцу некогда было любоваться красотами, ему надо было работать. Оно отдавала Крови приказ быстро переместиться в самую крупную артерию Аорту, которая была баронессой и матерью всех дочерей Артерий, расходившихся от нее по всей стране Человекии, как большие реки.

       - Давай-ка, Кровь, потрудись на благо всей страны! — приказы/ вала баронесса Аорта. — Быстро напои всех жителей кислородом и накорми питательными веществами!

       - Спешу выполнять ваше приказание! — делая реверанс, откли­калась графиня Кровь. — Уже отплываю.

       По всем детям-Артериям баронессы Аорты Кровь разносила кис­лород, полезные питательные вещества, витамины и минеральные соли. А там, где нельзя было проплыть по Артериям, вступали в игру их дети, которых звали Капиллярами.

       Отдав все полезные вещества и кислород, забрав все отходы и углекислый газ, сменив платье на темно-красное, Кровь возвращалась обратно к Сердцу. Только в таком виде сестры Артерии ее в свои ка­налы не пускали. Ей ничего не оставалось делать, как использовать другие пути.

       — Какие вы задаваки! — обиженно говорила Кровь. — Я и без вас обойдусь! Мне графиня Вена поможет. Она добрее, чем вы.

       В первых помощниках у Сердца была не только баронесса Аорта, но и графиня Вена, носившая фамилию Полая. Она жила прямо у входа в правые комнаты-камеры. У Полой Вены были свои дети и внуки, опутывавшие своими каналами всю Человекию. Вот по ним-то и возвращалась Кровь из путешествия по стране в правую половину Сердца. И все начиналось сначала, никогда не прекращаясь.

       Однажды в Человекию завезли слишком много продуктов, да к тому же они были жирными. Сердце даже объелось. Пока все запасы не закончились, оно ело и ело. В один прекрасный день подчиненные Сердца заметили, что оно стало покрываться жиром. Работать ему становилось все труднее и труднее. Появилась одышка, сбился ритм. Все жители страны изменения с Сердцем сразу почувствовали на себе. Появились сонливость, слабость. Пришлось Сердце посадить на диету, хоть оно и сопротивлялось.

        А один раз Сердце подвели Мышцы ног и рук. Они так много рабо­тали без отдыха несколько часов подряд, что просто загоняли бедное Сердце. Сколько им Крови нужно было накачать! Пришлось Головно­му мозгу усмирить проказников, прописать им целые сутки отдыха.

       Вот еще какой случай произошел с Сердцем. Тут переусердствовал Головной мозг. Он решил активно потрудиться несколько суток под­ряд без сна. А так как он активно бодрствовал, то постоянно хотел есть. Конечно, в работу включился Желудок. И давай молотить все подряд! Бедное Сердце не успевало гонять Кровь. Поспать никак не удавалось, и Сердце заболело. Пришлось его лечить. А правитель дал после этого слово, что будет беречь Сердце. Сердце стало отдыхать по ночам. Когда оно отдыхало, то медленнее билось.

       Случалось с Сердцем и другое. Однажды оно перестало занимать­ся физкультурой, тренировать свою мышцу. Мышца стала слабеть, хуже сокращаться. Сердце от этого стало делать свою работу хуже, у него не хватало сил. Пришлось правителю приставить к Сердцу специального тренера, который следил за тем, чтобы Сердце каждый день занималось физкультурой.

       Так и трудилось Сердце день и ночь много-много лет. А все живу­щие в Человекии берегли его. От этого зависели их здоровье и жизнь.

       Вопросы и задания

- Что вы узнали про Сердце? Кем оно было в сказке? Какого оно может быть размера?

- Что было внутри Сердца?

- Как графиня Кровь помогала Сердцу в работе?

- Для чего использовались правые и левые комнаты-камеры?

- Какую роль в жизни Сердца играла баронесса Аорта? Как звали ее дочерей? Чем они занимались в Человекии?

- Какую роль в жизни Сердца играла графиня Вена? Какую фамилию она носила?

- Что случилось с Сердцем, когда оно стало слишком много есть?

- Почему работающие без отдыха Мышцы чуть не угробили Сердце?

- Почему Сердцу, как и другим жителям Человекии, надо ночью отдыхать?

- Почему людям так важно заниматься каждый день физкуль­турой?

- Почему во время заболевания гриппом или другими инфек­циями важно лежать в постели и лечиться?

- Послушайте, как бьется сердце у вашего соседа.

 

  •        Жила-была Кровь...

Задачи:

- закреплять знания о значении крови в деятельности организма человека, ее составе, кровообращении, кровеносной системе, о том, как не допускать нарушения состава крови;

-активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать действенный интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

* * *

       В Человекии жила-была графиня Кровь. Она была жидкой, теплой и немного солоноватой на вкус. Цвет ее менялся от ярко-алого до темно-красного. Ей нравилось жить в Человекии. Тем более что было куда течь и откуда вытекать. Всю свою жизнь она перемещалась по всей стране, не останавливаясь ни на минуту, затекая в самые далекие улочки и переулки, города и селения.

       Плыла Кровь по особым каналам-сосудам. Одни из них назывались Артериями. В них Кровь текла быстро и всегда надевала ярко-алое платье. Все Артерии шли от Сердца — главного мотора и правой руки правителя Человекии. Они приносили Кровь к голове, шее, рукам, но­гам и внутренним органам вместе с питательными веществами. Внутри Артерии были такими гладкими, что Кровь могла продвигаться по ним беспрепятственно. Иногда она ленилась. Тогда дядьки-мышцы, которые находились в стенках Артерий, сокращаясь, начинали ее подгонять. Кровь сразу начинала двигаться быстрее. Время от времени погонщики-мышцы засыпали от утомительной работы. Тогда Кровь начинала течь медленнее и пульсировала в такт биения Сердца, как будто танцевала.

      Если температура тела была нормальной, Кровь пульсировала спокойно. Когда же температура тела поднималась, пульс учащался. Срочно надо было снижать температуру, чтобы Кровь не вскипела.

       Кровь очень уважала Сердце. Ведь без него бы сразу останови­лась вся жизнь в Человекии! Оно, как насос, подавало Кровь ко всем тканям и органам тысячи раз в сутки! Сколько раз она слышала его стук: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук».

       - Уважаемое Сердце, — обращалась она вежливо к живому мо­тору, — не хотите ли вы отдохнуть, поспать? Я могу посторожить ваш сон, чтобы его никто не беспокоил. Разве можно работать без перерыва день и ночь?

      - Милая Кровь, — под мирное туканье отвечало Сердце, — я бы радо, да без меня все сразу остановится и умрет. Я этого допустить не могу. Спасибо, что позаботилась обо мне. Ты лучше принеси-ка мне побольше кислорода да полезного питания, чтобы мои стенки стали крепче, а мышцы сильнее.

       - Кровь скорее бежала к братьям Легким, чтобы попросить у них кислорода:               

       - Уважаемые Легкие, — просила она, — дайте мне, пожалуйста, побольше кислорода, так нужного Сердцу. С ним оно будет лучше работать и меньше уставать.

       На такую вежливую просьбу братья Легкие не могли не ответить. Они начинали глубоко дышать и отдавать кислород Крови. Потом Кровь бежала к Желудку и Тонкому кишечнику.

       - Трудолюбивые друзья! — уважительно просила она. — Дайте, пожалуйста, для Сердца побольше питательных веществ и микро­ элементов. С ними оно станет сильнее!

       И Желудок, и Тонкий кишечник, конечно же, откликались на прось­бу Крови. Желудок еще энергичнее начинал переваривать пищу, а Кишечник всасывать ее.

       Рядом с Артериями протекали другие сосуды-реки. Они называ­лись Венами. В них Кровь никогда не разгонялась, а текла медлен­но, таща за собой, как ишак, «отработанные», ненужные жителям Человекии вещества, которые потом выводились из нее на свалку. И платье она выбирала другое — темно-красного цвета. Если по Артериям Кровь текла от Сердца, то по Венам — прямо к Сердцу. Течь надо было осторожно, потому что стенки Вен были тоньше, чем у Артерий, да и мышц-погонщиков в них было гораздо меньше. В Венах погонщиком, а точнее локомотивом, который толкал Кровь вперед, было само Сердце.

       Кровь господствовала во всей Кровеносной системе. Через вы­текавшие из Артерий маленькие речки и ручейки, называвшиеся Капиллярами, она проникала в каждую клеточку человеческого организма, принося необходимые вещества, кислород и забирая отходы. С отходами Кровь перетекала в крошечные Вены, которые в свою очередь втекали в более крупные Вены. Так осуществлялось кровообращение.

       Кровь чувствовала себя принцессой, которую берегли и охраняли. Ее всего-то и было в организме взрослого человека литров пять-шесть, а у ребенка — три-четыре. А это совсем немного.

       Внутри Крови жили маленькие существа — Кровяные тельца (одни — белые, другие — красные). Жизнь у них была очень корот­кой. Они жили примерно два месяца, а потом заменялись новыми. Но, несмотря на это, постоянно воевали между собой за первенство.

       - Мы переносим от Легких ко всем жителям страны кислород, а забираем от них углекислый газ! Что бы делал без нас организм? Как бы он существовал без кислорода? — отстаивали свое первенство красные тельца.

       - А нас хоть и меньше, но зато мы умеем убивать бактерии и вирусы, побеждать инфекцию! Без нас все жители давно бы умер­ли! — задиристо отвечали белые тельца.

       Их всегда мирила между собой тетушка Плазма бледно-желтая жидкость, в которой жили красные и белые Кровяные тельца. Она быстро разнимала ссорящихся и разносила их по Артериям и Венам через все уголки Человекии. Ее ведь было в два раза больше, чем Кровяных телец.

       Тетушка Плазма была очень скромной и трудолюбивой. Она ни­когда не хвалилась своими достижениями. А ведь ей было о чем рас­сказать. Она помогала Крови свертываться и образовывать корочку при порезах, разносила к органам питательные вещества, полученные из переваренной пищи, удаляла из тканей все вредные вещества и переносила их к близнецам-сестрам Почкам, где они превращались в мочу и выводились вместе с ней из организма. Так много полезного делала тетушка Плазма, но в своем поведении никогда не походила на задиристых спорщиков — Кровяных телец.

        У тетушки Плазмы были помощники — Кровяные пластинки, которые тоже помогали Крови сворачиваться, когда она вытекала из ранки. Без них Кровь так и продолжала бы течь из пореза или царапи­ны вместо того, чтобы образовывать корочку на ранке. Кровяные пла­стинки дружили с тетушкой Плазмой, никогда с ней не расставались.

       Тетушка Плазма внимательно следила за тем, чтобы состав Крови не нарушался. Даже ругалась, если человек дышал неглубоко и кислород поступал в Легкие плохо, а углекислый газ задерживался в организме.

        Иногда Кровь чувствовала, что слабеет, и начинала капризничать. Как вы думаете, чего она просила? Представляете, она просила же­леза. Вот так приостанавливалась и хныкала:

       - Хочу железа! Дайте мне железа! Как мои красные тельца будут разносить без него кислород?

        Успокаивалась Кровь, только когда в Человекию завозили про­дукты, в которых есть железо: рыбу, мясо, фрукты и овощи, особенно говяжью печень, яблоки и гранаты.

        Время от времени Кровь в сосудах застаивалась, начинала дви­гаться медленно, а то и густела так, что превращалась в настоящие пробки. Тогда тетушка Плазма, протекавшая по мышечным Капил­лярам, командовала:

       - Скорее займитесь гимнастикой! Скорее сокращайтесь! Зай­митесь своим кровообращением! Не расслабляйтесь! Энергичнее! Энергичнее!                                                             

       Кого-то удавалось уговорить, а кто-то не обращал внимания на свое кровообращение и попадал в больницу с болезнями сердца.

       Когда человек получал царапины и порезы, тетушка Плазма и Кровяные пластинки много трудились для того, чтобы остановить Кровь, но остановить инфекцию они не могли. Даже белые Кровя­ные тельца не всегда могли помочь. В таких случаях Плазма бежала к Воде и просила ее скорее промыть рэ:ту. Ведь в ране могло быть что угодно. Если Вода промывала рану, то белым Кровяным тельцам удавалось справиться с бактериями, а если Вода ленилась, не хотела идти на помощь, это так вредило всем жителям Человекии, что они могли даже погибнуть.

       Некоторые жители страны умудрялись, заболев, ходить на рабо­ту, в школу и детский сад. Тогда очень переживали белые Кровяные тельца.

       Им сложно было бороться в таких условиях с бактериями и виру­сами! Они, конечно, очень старались, но не всегда получалось спра­виться с инфекцией, когда больной не лежит в постели.

      Так и жила Кровь постоянно в трудах и заботах. Но ими она и гордилась.

       Вопросы и задания

- Опишите Кровь.

- Как Кровь попадала к жителям страны?                                        

- С чем можно сравнить Артерии и Вены? С чем можно сравнит Капилляры?   

- Кто стоял во главе всей работы системы кровообращения? По­чему Кровь так переживала за Сердце? Как она ему помогала?

- Что делала Кровь в Артериях? А в Венах? Почему она надевала платья разного цвета, когда путешествовала по Артериям и Венам?

- Почему Кровь должна была попасть даже в самые удаленные места Человекии?

- Какие маленькие существа жили в Крови? Что они там делали?

- Чем занималась тетушка Плазма? Из чего она состояла?

- Какого микроэлемента иногда не хватало Крови? В каких продуктах его много?

- Почему царапины и ссадины нужно тщательно промывать?

- Почему во время заболевания надо лежать в постели?

- Почему надо заниматься физкультурой и спортом?       

- Почему надо чаще бывать на свежем воздухе?

 

  •        Братья Легкие

Задачи:

- закреплять представления о работе легких, дыхательной си­стемы;  

- показать значимость дыхательной системы для жизнедеятель­ности человеческого организма;

- активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать познавательный интерес к своему организму, желание вести здоровый образ жизни.

* * *

Обучающий 3D анимационный ролик, поясняющий функционирование дыхательной системы

 

       В Человекии жили братья-близнецы, которых звали Легкие. Одно­го братца звали Правое Легкое, а другого — Левое. Были они очень работящими. Буквально день за днем работали, месяц за месяцем, год за годом всю свою жизнь. В этом они брали пример со своего премьер-министра — Сердца. Уж очень они его уважали. К тому же их дома находились совсем рядом.

       Жили братья в большой костяной клетке, называемой грудной клеткой, потому что располагалась на Грудной площади. Клетка не могла закрыть братьев от дождя или снега, но зато она защищала их от травм в виде ушибов или проколов. Прутья у грудной клетки были прочными, надежными. Ведь сами братья Легкие не отличались большой прочностью.

       Внутренняя поверхность Легких была как губка и от этого они очень мало весили. К тому же в этой губчатой материи жили милли­оны крошечных человечков. Они были воздушными, как воздушный шарик, и походили на мешочки. Звали их Легочные пузырьки — они были такими же эластичными, как и воздушные шары. Наполняясь воздухом, могли расширяться, а отдавая его, сужаться. Такие смеш­ные воздушные человечки — то толстые, то тонкие!

         Каждые три-четыре секунды братьям Легким требовался воздух. Они были настоящими воздушными обжорами! Откуда же они его брали?

        Служил Легким заведующий воздушной насосной станцией—Нос-Носович, живший далеко от своих господ и никогда их не видевший. Его насосная станция находилась на внешней территории Человекии, а господа Легкие жили на внутренней территории, их разделяла прочная оболочка из Костей, Мышц и Кожи. Нос-Носович, как и его хозяин, работал сутки напролет. Он, как насос, вдыхал из атмосферы воздух.

        В атмосфере этого воздуха было очень много. Только состав его был разным. Чистый горный, лесной и морской воздух очень нравился Нос-Носовичу. От грязного городского воздуха он постоянно чихал, а от воз­духа, пропитанного табачным дымом, задыхался. Приходилось даже вызывать скорую помощь. Бедному Нос-Носовичу жилось несладко. Ведь чистого воздуха в атмосфере оставалось все меньше и меньше.

       Чтобы воздух попал точно к братьям Легким, была изготовлена специа

nsportal.ru

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: Части тела человека»

                                     

      Тема: «Части тела человека»  

      Цель: Формировать представление детей о строении человека. Закрепить знания о назначении отдельных частей тела. Учить детей любить себя, свое тело и свой организм.

      Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

      Упражнять в хождении по коррегирующей дорожке, помогающей предотвратить появление плоскостопия.

      Развивать логическое мышление, память.

      Ход занятия.

      Дети входят в музыкальный зал.

      Воспитатель. Ребята, вы хотели бы отправиться в страну здоровья. Сегодня к нам в гости пришел доктор Здоровье.

      Доктор Здоровье. Здравствуйте, ребята. Я хочу с вами поиграть, и рассказать как нужно относиться к своему здоровью, как нужно любить себя, свое тело. Подойдите к зеркалам. Посмотрите в них. Кого вы видите в зеркале. (Самого себя). Правильно, вы видите себя. Вы есть самое дорогое, что есть на свете. И чтобы вы не забыли об этом, я скажу вам «волшебные» слова.

                         Свет мой, зеркало скажи

                         Правду, путь мне укажи:

                         Кто на свете всех дороже,

                         Всех милее и пригоже?

                         Вижу в зеркале ответ:

                         «Пред тобою меркнет свет!

                         Каждый встречный и прохожий –

                         Для себя он всех дороже».

                         Любим мы и пап и мам,

                         Но дороже всех я сам!

      Вот вы и узнали, что каждый из вас есть самое дорогое на свете.

      А теперь внимательно посмотрите в зеркало. Из чего состоит наше тело. Повторяйте за мной и показывайте то, о чем мы будем говорить.

     * Головушка – солнышко (гладят голову).

     * Лобик – бобик (набычиваются).

     * Носик – абрикосик  (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика

                                           своего носа).

     * Щечки – комочки (мнут пальцами щеки, осторожно трут их ладонями).

     * Губки – голубки (вытягивают губы в трубочку).

     * Зубки – дубочки (стучат тихонько зубами).

     * Бородушка – молодушка (гладят подбородок).

     * Глазки – краски (раскрывают пошире глаза, смотрят на мир, любуясь его

                                    красотой).

     * Реснички – сестрички (моргают глазами).

     * Ушки – непослушки (трут тихонько пальцами свои уши).

     * Шейка – индейка (вытягивают шею).

     * Плечики – кузнечики (дергают плечами вверх-вниз).

     * Ручки – хватушки (имитируют хватательные движения).

     * Пальчики – мальчики (шевелят пальцами обеих рук).

     * Грудочка – уточка (грудь колесом).

     * Пузик – арбузик (выставляют живот вперед).

     * Спинка – тростинка (выпрямляют спину).

     * Коленки – поленки (сгибают ноги в коленках по очереди).

     * Ножки – сапожки (топают ногами).

     Вот из чего состоит наше тело.

     Воспитатель. А теперь доктор Здоровье предлагает поиграть в игру «Что для чего человеку нужно?». Для чего нужны человеку глаза?

     Нос –                   Зубы –

     Уши –                  Губы –

     Руки –                  Ноги –

     А ножки нам нужны еще, для того чтобы ходить по дорожкам.

     Предлагаю всем детям разуться и пройти по коррегирующей дорожке.

     Воспитатель. Доктор Здоровье предлагает вам поиграть еще в одну игру «Назови, чего у человека по два».

     Назовите части тела, которых у человека по два. (Ответы детей).

     А теперь доктор Здоровье предлагает сделать гимнастику для пальчиков.

     Раз, два, три, четыре, пять!     (загибаем пальцы на правой руке).

     Будем пальчики считать!        (сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке).

     Крепкие, дружные,

     Все такие нужные.

     На другой руке опять:

     Раз, два, три, четыре, пять!      (загибаем пальцы на левой руке).

     Пальчики быстрые,                   (сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке).

     Очень, очень чистые.                (делаем круговые движения кистями обеих рук).

     Доктор Здоровье. А теперь дети мне пора прощаться с вами, мне нужно побывать в гостях у других девочек и мальчиков и рассказать им, из чего состоит их тело.

      До свидания.

   

                     

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия " Человек и части тела"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА»

Цели:

1)уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением  словарного запаса детей ;

2)развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;

3)воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела( верхние и нижние конечности).

Оборудование:

картинки ,с изображением тела человека; схематическое изображение человека; туалетные принадлежности; простой карандаш.

Ход занятия

1.Орг. момент.

На доске ряд картинок: девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка.

-Кто нарисован на этих картинках? (девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка)

-Как можно назвать, одним словом? (люди)

Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.

Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?

- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

- Одинаковый ли цвет волос?

- Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом)

- Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»?  Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?

2.Сообщение темы занятия.

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (человек и части тела)

Работа с картинками с изображением тела человека.

-Внимательно посмотрите друг на друга.

-Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги)

- Верно, ребята, у всех нас есть голова.

Что находится на голове? (нос,рот,уши,глаза)

-Для чего нужны нос,рот,уши,глаза.?

Отгадайте загадки.

Он бывает самым разным: добрым,вредным,гордым,важным,длинным,маленьким,горбатым,толстым,тонким,

конопатым.(нос)

Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим.(рот).

3.Развитие дыхания

Гимнастика для развития правильного дыхания.

Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. ( выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.

- На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?

 (шея – она соединяет голову и туловище человека)

-Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)

-Покажите, где у вас туловище?

- Что находится на туловище впереди? (грудь, живот)

- А что находится сзади? (спина)  

4.Новый материал.

-Как вы думаете,что такое верхние,нижние конечности?

-Как называются руки?

-Как называются ноги?

-В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней.

как вы думаете почему? (от слова « ступать») 

5.Развитие моторики.

Гимнастика для рук

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу,нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза,на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)

6.Закрепление материала.

Работа с контурной схемой человека.

Отгадайте загадки.

Большая часть –всему опора И шея есть,спина,живот. Скажите ,что это такое?(туловище)

Всегда причёсана,чиста,умна- Всему начало.(голова)

Всю жизнь ходят,наперегонки, А обогнать друг друга не могут.(ноги,нижние конечности)

Часть тела, не боится делать дело.(руки,верхние конечности)

У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем (руки и пальцы)

Игра « СТОП»

Воспитатель показывает детям два рисунка. (девочка и мальчик)

- Как вы думаете кого изобразил художник?

- Почему вы так думаете?

-Какие у нас мальчики? (сильные, смелые, будущие мужчины, защитники)

7.Составление предложений на наглядном материале.Введение в речь глаголов.

Использование туалетных принадлежностей.

-Какие вещи нужны человеку,чтобы быть чистым,опрятным? В магазине: мыло,зубная щетка,зубная паста,шампунь,мочалка,расческа,полотенце.

-Для чего нужны человеку эти вещи? -Как вы думаете,какие вещи должны быть у каждого человека только свои? -Другой человек этими вещами пользоваться не может.Почему?

8.Итог.

-Какие части тела человека вы запомнили? -Что нужно человеку,чтобы быть чистым, опрятным?

nsportal.ru

Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентации "Строение тела человека "

Презентация «Внешнее строение человека»

Задачи:

  • Уточнить представления о внешнем облике человека, частях тела, лица.
  • Закрепить знания об органах чувств, их роли.
  • Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).
  • Формировать представление: в здоровом теле – здоровый дух.

Текст к презентации №1

1 слайд:  «Строение тела человека»

2 слайд: Костя Косточкин расскажет вам о строении человека.

3 слайд:  Внешнее строение  - это устройство тела человека снаружи.

4 слайд:  Это – голова.

5 слайд:  Это – шея.

6 слайд:  Это – грудь.

7 слайд:  Это – живот.

8 слайд:  Это – спина.

9 слайд:  Это – две руки. На каждой руке – пять пальцев.

10 слайд:  Это – две ноги. На каждой ноге – тоже пять пальцев.

11 слайд: Проверь себя! Основные части тела: голова, шея, грудь, спина, живот, нога, рука. Грудь, спину и живот называют общим словом – туловище.

12 слайд: Суперскелет

13 слайд: Внутри твоего тела находятся кости. Это – ты изнутри.

Кости соединяются в скелет.

14 слайд: Когда ты скрещиваешь ноги, твои кости выглядят

вот так.

15 слайд: Когда ты лежишь, кости выглядят так.

16 слайд: Кости внутри тебя соединены так ловко, что ты без труда можешь… чесать макушку,

17 слайд: …сидеть, скрестив ноги и руки, 

18 слайд: …открывать рот, чтобы жевать.

19 слайд: Внутри ладони много маленьких косточек. 

20 слайд: Органы чувств: ухо (слух), глаза (зрение), язык (вкус), нос (обоняние – запах), кожа (осязание).

21 слайд: Уши помогают тебе слышать все, что происходит

вокруг. Это называется слухом.

22 слайд: Глазами ты видишь все вокруг. Это называется зрением. Посмотри в зеркало. Какого цвета у тебя глаза? Серые? Карие? Голубые? Или пара прекрасных зеленых глаз?  

23 слайд: Твой язык – это мышца, которая может чувствовать вкус еды. На языке есть маленькие пупырышки, которые называются вкусовыми сосочками. Вкусовые сосочки определяют, хороша ли еда для тебя.

24 слайд:  Нос говорит нам, что как пахнет. Это называется чувством обоняния. Маленькие волоски в носу помогают тебе чувствовать запах.

25 слайд:  Во время простуды нос у тебя заложен, и ты не чувствуешь запахи.

26 слайд:  Кожей ты чувствуешь предметы, которых ты касаешься.

Это – чувство осязания. Шерстка у кролика мягкая и гладкая.

27 слайд:  Домашнее задание: Расскажите родителям о внешнем строении тела человека.

Текст к презентации №2 «Внутреннее строение тела человека»

1 слайд: «Строение тела человека»

2 слайд: Костя Косточкин продолжит рассказывать о строении человека. Сегодня речь пойдет о внутреннем строении человека.

3 слайд: Тело человека внутри состоит из органов.

4 слайд: Головной мозг. Головной мозг – это главный командный пункт организма.  Всеми вашими мыслями, чувствами, движениями управляет мозг.

5 слайд: Он работает даже во время сна. Мозг находится внутри головы. Ты не можешь его увидеть.

6 слайд: Твой мозг умеет думать. Он помогает тебе строить модели,

7 слайд: …складывать головоломки,

8 слайд: …читать.

9 слайд: Мозг необходим тебе даже для самых простых действий: кушать…

10 слайд: …смеяться.

11 слайд: Послушай, как бьется сердце. Тук-тук, тук-тук…

12 слайд: Сердце находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце – неутомимый мотор, все время сжимается и разжимается. Непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело.

13 слайд: Кровь внутри тебя бежит по специальным трубочкам – артериям и венам.

14 слайд: Дыхание человека происходит при помощи лёгких, которые находятся в груди. Лёгкие похожи на губку.

15 слайд: Вот так выглядят твои легкие. Чувствуешь, как ты дышишь? Когда ты вдыхаешь, в легкие поступает воздух – он необходим для жизни.

16 слайд: Твои легкие расширяются, как этот мешок, когда ты вдыхаешь и сдуваются, когда ты выдыхаешь.

17 слайд: Желудок – главное отделение «внутренней кухни». Желудок находится в верхней части живота (под рёбрами) с левой стороны. Когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается желудок. В желудке пища  смачивается  желудочным  соком, измельчается, перетирается  в  кашицу,  т.е.  переваривается, но лишь наполовину.

18 слайд: Из желудка пища отправляется в длинное путешествие по кишечнику, который похож  на  извилистый лабиринт, тянется  почти  на  8 метров. В  нём  пища  окончательно  переваривается  и впитывается  организмом.

19 слайд: У желудка есть замечательная соседка – печень. Она  живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

20 слайд: Проверь себя! 

21 слайд: Под кожей есть мышцы. С их помощью твое тело способно делать удивительные вещи. Сильные мышцы помогают тебе поднимать тяжести.

22 слайд: Гибкие, растягивающиеся мышцы позволяют двигаться: бегать, 

23 слайд: …крутить обруч,

24 слайд: …заниматься гимнастикой.

25 слайд: С помощью мышц лица ты можешь состроить надутую рожицу или рыбью мордашку.

26 слайд: Зачем нам знать строение тела человека? 

Что бы быть здоровым, нужно вовремя ложиться спать,

27 слайд: …есть здоровую пищу,

28 слайд: …и конечно заниматься спортом. Будь здоров!

29 слайд: Зачем нам еда? Чтобы твое тело работало, его нужно поить и кормить здоровой пищей. Я ем много полезной пищи!

30 слайд: Твоему телу необходимо больше фруктов и овощей.

31 слайд: Картошка, хлеб, макароны, рис заправляют тебя энергией.

31 слайд: Домашнее задание: Расскажите родителям о внутреннем строении тела человека.

nsportal.ru

Как мы изучали тело человека ( про книги, игры, поделки). - скелет человека для детей - запись пользователя Светлана С (id1259395) в сообществе Развивающие занятия с детьми в категории Тематические недели, дни и занятия от 3 до 6

Тело человека, на мой взгляд, довольно интересная и сложная тема. Мы будем к ней возвращаться ещё не раз. Впервые мы коснулись её, когда детям не было ещё 3-ёх лет.

Конечно, я сама каждый день не хуже книги втолковывала им о правильности здоровой пищи, но в таком возрасте детям важна наглядность, а пирамида из еды на первом развороте врезалась им в память лучше всяких слов. Потом в нашем доме часто можно было услышать что-нибудь поучительное ,типа « …это же вредно…» или в адрес мужа - большого сладкоешки :"Хватит есть сладкое")))

Мы быстро изучили книжку и тут я задумалась, а что бы такого интересного придумать в следующий раз. Мои почемучки каждый день закидывали меня вопросами в два голоса, и я решила подготовиться основательно.

Книги покупались в разное время, некоторые года 2,5 назад. Хитом у детей стала «Маленький доктор» от Азбукварик, в которой нужно было отвечать на вопросы после изучения темы, ткнув градусником в нужном месте.При этом раздаётся звук и фраза «Не верно,подумай хорошенько» или «Верно,умница,маленький доктор».Детям так нравилось тыкать , что они ещё до изучения темы знали все ответы). Книгу "Тело человека.Моя первая энциклопедия" от Махаон любят читать рассматривать, хотя мне она не нравится в художественном плане.Есть более красивые книги.

А для себя я купила большую тяжеленную «Анатомию человека», жутковатую и более, чем подробную. В книге представлены компьютерные изображения трёхмерной модели тела человека в мельчайших подробностях.Модель составляли 20 лет, а в основе модели лежат 7 тыс. снимков поперечных срезов мужских и женских тел, замороженных в отверждающем агенте и рассечённых горизонтально на слои 0,3 мм(!). Бррр…Но это как раз то, что надо для тех, у кого отсутствует пространственное воображение, а знания по анатомии весьма смутные.

А вот классные книги, которые пока ещё есть в продаже:

1) Открой тайны человека ( read.ru ).

2) Моё тело.От макушки до пяток ( read.ru )


3) Тело человека. Интерактивная детская энциклопедия с магнитами ( read.ru )

4) Как устроен человек ( read.ru, Лабиринт.ру )


5) Анатомия человека 360°. Иллюстрированный атлас ( Лабиринт.ру )

Цены на многие книги просто заломные, поэтому советую приобретать во время акций.

2. Наши занятия.

Внутренние органы и скелет.

Я обвела Настёнку и Юличку на рулоне обоев. Оставили Юлю, т.к. Настя вертелась и получилось криво.

Затем вырезала внутренние органы и скелет из тонкого картона. Вот с ними пришлось повозиться. Можно было сделать проще, но мне хотелось больше детализации и точности, поэтому пошла длинным путём. На лёгкие приклеила пупырчатую плёнку, в которую заворачивают технику, а все части скелета вложила в пакеты и приклеила внутри скотчем, чтобы не смещались.

Вены и артерии сделали из ниток. Была только белая пряжа, поэтому дала детям покрасить гуашью в нужные цвета. Кстати, таким же способом можно выложить лимфатическую и нервную системы.

Настёнке понравился костюм скелета.На эту тему есть веселая песенка на YouTube The Skeleton Dance - Super Simple Songs.

А вот дети кормят череп мёдиком)

После прохождения темы я показывала изученный орган на скелете Джерри из книги "Собери тело человека. 3D пазл", а самодельные органы дети выкладывали как пазл на нашем макете. Кстати, детям можно наглядно продемонстрировать настоящие органы, когда вы готовите на кухне,например, печень, и даже вместе её порезать. А для сладкоежек можно испечь печенье и нарисовать на нём весёлые скелеты айсингом.

А вот наш скелет из макарон. Обычные макароны детей не прельстили, а вот цветные- совсем другое дело!

Макароны красила так: развела в небольших ёмкостях в холодной воде пищевые красители.(у меня были Wilton для айсинга), брала много,вода получилась мутной. Кинула в ёмкости макароны и оставила на 20 минут.Затем откинула на дуршлаг по очереди все макароны и разложила на предварительно застеленные плёнкой подносы. Главное- не смешивать разные по цвету макароны, а каждую партию класть отдельно. Поставила сушиться на сутки. Пищевые красители хороши тем, что покрашенное ими изделие яркое и не красится в руках.

Зубы.

Изучали рот и виды зубов, в очередной раз говорили о надобности чистки зубов.В прошлом году приходилось много раз рисовать рот с зубами.Все зубы улыбались, если в рот « клали» полезную еду, и плакали и чернели, если вредную. А в этом году дети лепили зубы мистеру Зубастику. Научились сверлить дырки и делать пломбы и брекеты.

А вот на фото у Зубастика все зубы выпали, потому что он ел много конфет и не чистил зубы)

Руки.

Дети, особенно Настя, не любят, когда я мажу им руки зелёнкой. А в игровой форме с удовольствием наделали «порезов», полечили и заклеили пластырем.

подстригали ногти,

красили лаком,

нарисовали украшения- мы же девочки)

Мозг.

Шапочки - мозги Юля раскрасила, а я -склеила.

Подписала всё по-русски, в оригинале- на английском.

Мозг лепили на Зубастике, потом так увлеклись, что полностью изменили ему внешность.

А скелет Джерри у нас модник. Когда дети впервые увидели, что Джерри оделся, очень удивились) Потом сами пытались поменять ему имидж, от таких одеваний-переодеваний его спасло только то, что предварительно я его укрепила шпагатом в местах креплений.

Осязание.

Выяснили, какие части тела самые чувствительные,с завязанными глазами на ощупь определяли предметы, описывали их.

Вкусовые ощущения.Обоняние.

С зажатым носом и закрытыми глазами дети пробовали еду, сделали выводы, что без запаха еда кажется невкусной или незнакомой.

С завязанными глазами распознавали запахи.

Кровь.

Макрофаги, эритроциты,тромбоциты,фибриновые нити….Всё это можно очень интересно обыграть. Пока мы смотрели мультики на данную тему, а в следующий раз изучим подробно.

3. Что посмотреть.

1. Мультсериал про мальчика Адибу ( от 4 лет) ссылка

2. Мультсериал "Жила- была жизнь" ( от 6 лет).

4. Полезные ссылки:

Девочки, кто знает ещё какие-нибудь интересные мультики, игры, сайты на данную тему, делитесь в комментариях.

www.babyblog.ru


Смотрите также