656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Что такое педприкорм


что это такое и как его организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Автор – Best!Я, сайт supermams.ru – Супермамы

Поделись полезным:

Загрузка...

supermams.ru

Что такое педприкорм, и с чем его едят

 

Многие мамы даже не знают что такое  педприкорм. Некоторые считают, что он слишком заумный, загадочный, из-за него приходится менять привычный рацион питания. Так ли это?

Существует два вида прикорма: педагогический и педиатрический. И хотя мы привыкли ко второму, первый все же более естественный.

Под педиатрическим прикормом нужно понимать прикармливание по составленным схемам, следуя которым происходит ввод продуктов по возрасту.

Уже с названия становится ясно, что такое прикармливание удобно не мамам, а детским врачам. Ведь намного проще проводить контроль за сроками ввода и реакциями на них у всех детей сразу, а не по отдельности.

Читайте также:

Почему ребенок срыгивает после кормления

Гастроэнтерит у детей, симптомы и лечение

Развивающие игры для малышей

Что такое педприкорм

Педприкорм — это самая древняя и естественная система докармливания, но в свое время она утратила актуальность из-за нечеткости указаний для мам и сложности контроля за процессом ввода продуктов для педиатров.

Педагогический прикорм знакомит малыша с едой, которая находится на тарелке взрослого. Его суть в том, чтобы просто поддержать детский желудочно-кишечный тракт ферментами грудного молока, которое имеет информацию об употребленной еде мамой и крохой.

Кроме того, это стимулирует выработку ферментов для переработки тяжелой еды. Таким образом ребенку проще осознать, что прием пищи — это важная неотъемлемая часть жизни, он сразу пробует не пюре, а безопасные кусочки продуктов, которые в дальнейшем свободно перевариваются.

Сравним два вида прикорма

Цели

Педиатрический: грудное вскармливание постепенно заменяет взрослая пища.

Педагогический: ребенок привыкает к пищевому процессу.

Методы

Педиатрический: ввод продуктов происходит группировано, маленькими порциями с самого начала. С новым вкусом знакомят раз в 3-5 дней (при отсутствии какой-либо реакции со стороны малыша). После введения продуктов одной группы, можно переходить к следующей через полмесяца-месяц.

Детскую еду готовят отдельно, тщательно измельчают и дают по режиму. Постепенно одно взрослое кормление вытесняет один прием маминого молока. Уже до года надо довести питание до 4 раз в день. А грудное вскармливание остается лишь для дневного и ночного сна.

Педагогический: изначально кроха знакомится с взрослой пищей из маминой тарелки. Педприкорм не требует специальной готовки для младенца, он получает крохотные кусочки продуктов (размером с рисину), которые не травмируют ЖКТ и легко усваиваются.

Плюсы

Педиатрический:

  • мама более уверенна в своих действиях, полагаясь на авторитет педиатров и разработчиков схем докармливания;
  • можно проводить коррекцию стула ребенка при запоре, поносе, индивидуальной непереносимости или аллергии;
  • продукты, подобранные отдельно для крохи, более качественные;

Педагогический:

  • малыш обучается глотанию, пережевыванию, знакомится со столовыми приборами и поведением за обедом.
  • педприкорм позволяет не тратить время попусту, пытаясь накормить ребенка без аппетита, его не нужно развлекать и уговаривать;
  • происходит более быстрая и безболезненная адаптация к взрослой пище;
  • мама не стоит целый день у плиты, готовя сначала на семью, а потом отдельно на ребенка;
  • женщина спокойно может оставить карапуза на других членов семьи, не переживая о питании.

Минусы

Педиатрический:

  • грудное вскармливание постепенно вытесняют прикормы.
  • все отдельное и дополнительное: посуда, пища, время и процесс приема продуктов;
  • сложная адаптация к общему столу, глотанию и жеванию;
  • насильное заталкивание еды, ведь мама преследует цель — накормить. В итоге малыш вообще отказывается что-либо кушать;
  • пища в виде пюре прилипает к стенкам кишечника, а это провоцирует вялость ЖКТ и может вызвать различные болезни;

Педагогический:

  • некоторые мамы испытывают панический страх от того, что ребенок может подавиться. Ведь переход грудное вскармливание-педприкорм — слишком резкий, по их мнению.
  • выяснение негативных реакций на той или иной продукт проблематично;
  • кроха может знакомится с пищей руками, так как это является основой прикорма в возрасте до года;
  • педприкорм вынуждает пересмотреть свой ежедневный рацион и перейти полностью на здоровую пищу ради малыша.

Педагогический прикорм основывается на таких правилах

  • Малыш кушает только со взрослым человеком;
  • Ребенок употребляет пищу с интересом: если он тянется рукой к тарелке — предлагаем крохотный кусочек, перестает — обед для крохи закончен.
  • Вводим сражу же с первых дней прикорма плотную пищу — микродозы продукта.
  • Во время приема пищи на стол помещаем небольшое количество еды.
  • Грудное вскармливание остается приоритетным.
  •  Даем еду с тарелки или из маминой руки, но никак не из поверхности стола. Учимся культуры питания с малых лет!

Педприкорм предусматривает ввод взрослых продуктов не раньше 5,5 месяцев. Первые порции равны щепотке. Начинать следует с монопродуктов, а через неделю увеличить их количество до трех. На время прикорма вся семья должна привыкнуть к новым кулинарным пристрастиям.

Никто не давит на ребенка, не указывает на количество потребляемой пищи и не настаивает скушать еще один кусочек. Малыш сам должен осознать значимость взрослой еды.

Те мамы, которые решились на педагогический прикорм, отмечают, что так докармливать намного проще и легче. На готовку и кормежку уходит меньше сил, времени, нервов и терпения. Им не нужно покупать горы баночек детского питания, взбивать, перетирать, уговаривать и в итоге доедать, выбрасывать.

Помните, что младенец не нуждается ни в каком докорме до 6 месяцев. Ему достаточно исключительно грудного вскармливания: прикладывание по требованию, достаточные ночные кормления, совместный сон мамы и грудничка, отсутствие пустышек и сосок.

Все детское питание, по мнению американского педиатра Р. Мендельсона, который написал книгу «Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам», предназначено для «искусственников» для более мягкой адаптации к взрослой еде. А груднички после маминого молока могут легко воспринимать свежую, обычную еду.

Перед введением прикорма малыша важно ознакомить с жизнью в кухне и поведением за столом. Если ребенок, младше 6 месяцев, тянется к чему-то на столе, это не значит, что он голоден. Он просто интересуется, подражает вам.

Не стоит сразу же пытаться его накормить. Дайте ему все, что считаете безопасным, кроме еды. Всему свое время. Пусть ребенок пока наблюдает, за процессом готовки, поедания вами пищи, учиться вести себя правильно за обедом у вас на руках.

Еще один важный момент: готовность крохи к введению прикорма

Она проявляется таким образом:

  • ребенок может брать еду, класть ее в рот, жевать, глотать и выталкивать наружу, если она ему не пришлась по вкусу;
  • может звуками или знаками попросить тот или иной продукт;
  • показывает свое нежелание продолжать прием пищи;
  • умеет жевать деснами и не давится, выталкивающий рефлекс языка отсутствует;
  • появляется интерес к еде, а не к столовым приборам;
  • отсутствие пищевой аллергии, рвоты, запоров, поноса, метеоризма после употребления взрослых продуктов.

Устали бороться со своим ребенком во время кормления? Теперь вы знаете что такое педприкорм, облегчите себе жизнь — перейдите на педприкорм!

razvitie-rebenka24.ru

правила при грудном вскармливании, с чего начать, принципы микродоз

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: педприкорм (Комаровский)

Набирающая популярность среди современных родителей идея так называемого педагогического прикорма вовсе не является очередной модной тенденцией в сфере ухода за детьми. Именно таким, наиболее доступным и естественным образом на протяжении всей истории человечества дети приобщались к обычной пище по мере того, как материнского молока становилось недостаточно. Дискуссии о том, какой вид прикорма является наиболее полезным, зачастую заставляют родителей изучить тему детского питания как можно глубже и детальнее.

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать прикорм ребенка

Схема педиатрического прикорма традиционно разрабатывается и внедряется детскими врачами; чем, когда и как начинать прикармливать малыша обычно советует педиатр. Если же мама принимает решение вводить «взрослые» продукты в рацион ребенка по принципу педприкорма, то она чаще всего руководствуется личными соображениями и опытом других родителей. Получить профессиональные рекомендации по этому виду прикорма можно у консультантов по грудному вскармливанию.

Чтобы развеять все сомнения родителей в выборе рациона для своего ребенка, попробуем проанализировать основные положения педагогического прикорма в сравнении с педиатрическим прикормом. Рассмотрим сроки, схемы ввода продуктов питания при педприкорме, а также некоторые особенности и ограничения, связанные с ним.

Естественный прикорм – немного теории

Естественный или педагогический прикорм – это способ поэтапного введения новых продуктов в минимальном количестве в рацион ребенка первого года жизни. Он предполагает, что младенец начинает знакомиться со «взрослой» пищей с общего семейного стола, как только у него появится желание (пищевой интерес). В отличие от традиционных схем прикорма, которые требуют приготовления отдельных специфических блюд, кормление ребенка органично вписывается в привычный семейный режим питания.

Сроки ввода обычной пищи определяются готовностью ребенка. Если он с самого раннего возраста имеет доступ к еде родителей, участвует в семейных трапезах, то постепенно начинает проявлять любопытство к необычным для него продуктам и вкусам. Концепция педприкорма предписывает стимулировать и поддерживать интерес малыша в выборе новых блюд.

До полугода малыш получает все необходимые вещества из грудного молока

Схема введения новых блюд при таком варианте питания не требует каких-либо строгих правил. В любой прием пищи малышу предлагают попробовать от одной до трех доз новых для него продуктов.

Одна «доза» соответствует крошечной порции продукта размером приблизительно с половину горошины или с крупинку риса. Жидкие блюда вводятся в объеме 2-3 мл (половина чайной ложки). Таким образом происходит знакомство ребенка с образом питания семьи, приучение его к общему столу.

Педагогический прикорм и грудное вскармливание

Наилучшим питанием для детей до одного года является материнское молоко. Педприкорм призван поддерживать грудное вскармливание столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку. Совместить кормление грудью и введение обычной пищи при таком прикорме достаточно просто:

  • Всемирная Организация Здравоохранения придерживается мнения, что для младенцев идеальной пищей является грудное молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ, никакого другого питания и питья детям до полугода не требуется, а прикорм следует вводить по достижении ребенком 6 месяцев (подробнее в статье: схема прикорма ВОЗ по месяцам).
  • Продукты для прикорма не должны заменять материнское молоко. Следует продолжать грудное вскармливание в привычном ритме. Новую пищу в минимальных количествах целесообразно предлагать ребенку в перерывах между основными кормлениями молоком. Идеально, если знакомство малыша со «взрослой» едой будет происходить в семейном кругу во время общей трапезы.
  • По данным ВОЗ в возрасте одного года объем немолочного питания в рационе ребенка не должен превышать 25 процентов, к полутора годам – 50 процентов. Все необходимые для роста и развития питательные вещества ребенок продолжает получать из материнского молока, поэтому форсировать переход на иные продукты не следует.
Педагогический прикорм можно начинать с шести месяцев, при этом порция нового продукта не должна превышать размера горошинки

Авторитетное мнение

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.

Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи. Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.

Основы педагогического прикорма

Изначально принципы педприкорма были сформулированы для детей, находящихся на грудном вскармливании. Ввиду этого приведенные ниже правила лучше впишутся в образ жизни грудничков, нежели малышей, питающихся молочными смесями:

  1. Питание матери должно быть полезным, разнообразным и исключающим вредные либо сомнительные продукты.
  2. Данный вариант прикорма предусматривает присутствие ребенка за общим столом во время принятия пищи взрослыми членами семьи. Ребенку дают удобную ложку, при желании он может дотянуться до маминой тарелки и ее еды.
  3. В течение одного приема пищи малышу разрешают попробовать до трех микродоз продукта, одного либо разных. Незнакомые продукты вводятся по одному в день, но также предлагается и та еда, которая уже была успешно опробована. На данном этапе важно не превышать объема порций, если ребенок настойчиво требует добавки, нужно постараться его отвлечь и переключить внимание на игру и т.п.

    Прикорм хорошо проводить во время семейного обеда, продукты в этом случае должны быть самыми полезными

  4. Увеличение объема порций можно начинать со второго месяца педприкорма. Постепенно доводим дозы уже знакомой и полюбившейся пищи до 2 чайных ложек. Новые продукты предлагаются, как и раньше, микродозами. Только к началу восьмого месяца прикорма порция введенного ранее продукта достигает 1-2 столовых ложек. К первому дню рождения ребенок должен познакомиться с большинством продуктов с семейного стола.
  5. Педагогическая концепция предполагает не только приобщение ребенка к взрослым продуктам питания, но и к правильному поведению за столом. Малыш раньше привыкает есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами. Полезно сразу же приучать ребенка к чистоплотности во время еды, незамедлительно убирая крошки и капли со стола, и не допускать игр с пищей.

Какой вид прикорма выбрать?

Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

Благодаря педагогическому прикорму к полутора годам ребенок научится кушать самостоятельно

В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

Окончательный выбор в пользу того или иного варианта прикорма остается на усмотрение каждой конкретной семьи. Исходите из ваших личных представлений об удобстве, целесообразности, семейных традиций и вашего желания.

Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии. Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Педприкорм. что это такое?, любое ли блюдо годится для педприкорма

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенокуже перепробовал много видов пищи. Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи. В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя, выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.  

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.  

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости. Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде.

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Как вводить педприкорм, если ребенок склонен к аллергии.

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным.

Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить.

Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу – отменяем прикорм.

…давится кусочками.

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании.

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

…мало весит.

Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

И другие вопросы о педприкорме.

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком

большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь. Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать.

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Педприкорм. Что это такое?

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: https://www.u-mama.ru/read/obaby/feed/lure/2776.html

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Педприкорм. Что это такое?

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в 

плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель – мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя. Нужно переключить внимание на другой продукт.

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется Конечтно же какой прикорм выбрать решать именно Вам мамочки, удачи Вам! 

www.baby.ru

Педагогический прикорм - Parents.ru

Кормить ребенка, которому нет еще года, из своей тарелки? Как это, ведь он не умеет жевать! – возразят многие. А если давать совсем маленькие кусочки, которые можно глотать, не прожевывая? На этом принципе построен так называемый педагогический метод введения прикорма. Его суть и прояснила для нас ДАРЬЯ ШУХТИНА.

Педагогический – это значит, что в процессе ребенок чему-то учится. Например, вести себя за столом, пользоваться приборами (не стоит, конечно, полугодовалому малышу давать нож и вилку, но ложку − вполне). Он познакомится с разными вкусами и текстурами продуктов (а не только с пюреобразным нечто, что представляет собой современное детское питание). Ведь именно так кормили своих детей женщины в русских селеньях 150−200 лет назад. Тогда пюре не было в магазинах, а молоко заканчивалось либо становилось горьким с новой беременностью, которая наступала через год-полтора (в лучшем случае) после предыдущей! И готовить отдельно на ребенка женщинам было некогда. Вот и кормили из своей тарелки кашей, щами – всем понемножку. Приучали есть аккуратно, чтоб не мыть весь дом после трапезы. В общем, педприкорм – не новое веяние, а старое, но хорошо забытое в цивилизованном мире.

Детям нельзя разрешать играть с едой и кидать ее. У этого правила исключений нет.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». И врачи стали разрабатывать теорию такого прикорма лет 5 назад. В чем же суть? Давать из своей тарелки надо очень понемногу, размер кусочка должен быть примерно равен спичечной головке. И не больше трех «порций» одного блюда. Если ребенок просит еще – предложите ему что-то другое из того, что лежит у вас на тарелке. Но ребенок же останется голодным! – запротестуют бабушки.

Суть педагогического прикорма не накормить малыша, а познакомить его с разными продуктами. Основным питанием для крохи останется мамино молоко. А если в маминой тарелке лежит что-то, мягко скажем, не очень полезное для маленького желудочка?

В таком случае маме следует пересмотреть свое питание, тем более что она продолжает кормить ребенка грудью! Тем не менее не стоит переходить на бессолевую диету, вы не должны готовить себе (считай ребенку) отдельно. Даже соленая пища в микродозах (спичечная головка) не может повредить. Тем более что кусочек, попадая в желудок, проходит транзитом, соприкасаясь со слизистой минимальной площадью, в отличие от пюре, которое обволакивает слизистую. «На выходе», то есть в памперсе или подгузнике, можно увидеть, что кусочек вышел неизмененным.

Сторонники педприкорма считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.

А что делать с твердой пищей? Можно дать ребенку твердый кусочек в руку, чтобы он учился кусать. Например, кусок яблока, моркови или сушку – пусть мусолит, много все равно не съест. А если у малыша оказался во рту большой кусок, то мама легко его вынет своей рукой, чтоб не подавился. Напитки, которые пьет мама, наливают ребенку в кружку на донышко (один глоток), а напьется малыш молоком или водой, если он искусственник.

Если малыш удвоил вес к полугоду, педприкорм вводить можно.Если нет - нужен совет врача.

Когда же можно начинать эти упражнения? Некоторые специалисты считают, что начинать можно, как только у ребенка возник «пищевой интерес», то есть он начал интересоваться содержанием маминой или папиной тарелки и пытаться что-то у вас «украсть». Другие сходятся во мнении, что знак к введению педприкорма – первый зуб. Раз появилось, чем жевать, то, значит, можно тренировать этот навык. А если первый зуб и пищевой интерес появляются месяцев в 4−5, так что – давать или подождать? Дело в том, что ферментные системы ребенка начинают созревать к полугоду, соответственно, раньше ему просто нечем переваривать иную пищу, кроме материнского молока или адаптированной смеси. Так что лучше подождать до 6 месяцев и потом осторожно пробовать вводить пищу с общего стола.

С микродозами надо продолжать прикорм в течение 3−4 недель; хорошо если за этот период удастся познакомить малыша с большинством продуктов, которые едят в семье. Потом можно увеличить порцию. Пусть ребенок ест как вместе с мамой, так и вместе с папой (ведь нередко рационы родителей различаются). Сажать ребенка необходимо на дальнее от стола колено мамы или папы и давать ему еду только тогда, когда он просит (а не тогда, когда вы решили, что надо). То есть должна происходить «конкуренция» (борьба) за пищу между малышом и мамой. У мамы нет цели накормить ребенка, а у ребенка есть цель добиться того, чтобы мама «оделила» его кусочком из своей тарелки. Если мама ест с аппетитом, то ребенок, подражая ей, будет тоже есть. Если в какой-то момент интерес малыша к еде потерян, он начинает отвлекаться, то мама дает ему его кусок, снимает с колен и продолжает свою трапезу, а ребенок идет играть.

В год ребенку выделяют собственное место за столом, его сажают в стульчик для кормления, сняв с него столешницу и придвинув его вплотную к столу. Ставят перед ним тарелку, дают приборы. На тарелку кладут немного меньше, чем ребенок способен съесть за раз. В этом возрасте ребенок уже умеет пить из кружки. При этом на кухне нет игрушек, ребенка никто не развлекает за столом, не смотрят взрослые и телевизор, чтобы ребенок не отвлекался.

А если...

…ребенок склонен к аллергии.

Считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к «неудобной» еде. Тревожный сигнал - мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь. Оставляем только низкоаллергенные продукты. Если улучшения нет в течение двух недель после перехода на гипоаллергенную пищу − отменяем прикорм.

…давится кусочками.

Внимательно следите за поглощением пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Не давайте больших кусков. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд выдаются на «крае чайной ложки». Если малыш давится несколько раз подряд – выждите 3−5 дней. Не превышайте дозу.

…на искусственном вскармливании.

Педприкорм нежелателен. Основная идея его в том, что малыша поддерживают ферменты из материнского молока. А если грудное вскармливание отсутствует, то и помощи нет.

Правила педприкорма:

Для решения педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько правил.

    1. Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
    2. Мама ест первая, не обремененная заботой о кормлении ребенка.
    3. Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
    4. Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
    5. Диета для кормящей мамы и ее грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
    6. Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.

Не предлагайте еду ребенку – это важное правило педприкорма. Он должен попросить ее у вас сам.

  1. Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью и которую ест мама.
  2. Напитки ребенок пробует в небольших порциях.
  3. Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
  4. Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
  5. Между основными усаживаниями за стол ребенок «кусочничает».
  6. Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
  7. Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
  8. Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
  9. Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать ее, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».
  10. Если ребенок не съел свой кусок или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
  11. Если ваш грудничок пока не проявляет интереса к еде, наберитесь терпения.
Читать на эту тему:

www.parents.ru

Педприкорм. Правила микродоз. Плюсы и минусы педприкорма

Часто мамочки называют этот вид питания ребенка – кусочковая еда. Это направление в питании ребенка довольно молодое, в связи, с чем возникает такое большое количество вопросов.

Педприкорм можно вводить малышам только на грудном вскармливании, но не ранее чем в 5 – 7 месячном возрасте. И только при условии того, что малыш сам проявляет интерес к такому виду питания!

Малыш заинтересован?

Обычно, у мамочек не возникает проблем, с пониманием заинтересован малыш, или нет. Карапуз с любопытством смотрит, как кушают родители, особый интерес вызывают кусочки пищи, которые отправляются в рот к маме, малышу они еще не понятны, но очень интересны. Такой интерес, как правило, возникает к полугоду жизни.

Малыши пытаются схватить кусочки пищи рассмотреть, понюхать, возможно попробовать – все эти симптомы указывают на исследовательский интерес у ребенка к новому питанию. В это время родители ни в коем случае не должны препятствовать такому интересу, и ограничить ребенка только в том случае, если пища слишком горячая, и малыш может обжечься, или это не совсем правильная еда, или экзотическая. Такие продукты малышу запрещены, для педприкорма подходит строго определенный вид продуктов, об этом стоит помнить.

Перед тем как давать ребенку педприкорм, необходимо проследить за реакцией ребенка и заменить некоторые критерии, которые будут указывать на готовность малыша.

Первый и самый главный критерий – отсутствие выталкивающего рефлекса, который представляет из себя защитную реакцию для организма малыша. Каждый из родителей замечал, что если малышу дать какой-либо продукт, который ему не по вкусу, то в последующем вся эта масса окажется на подбородке ребенка, и заметны выталкивающие движения языком. В первые месяцы жизни все малыши выталкивают все продукты питания, которые схожи по вкусу с грудным молоком. С того момента, как только пищеварительный тракт готов переваривать новые продукты, выталкивающий рефлекс постепенно угасает и  исчезает вовсе.

Второй, не менее важный критерий – появление жевательных движений челюстями. С появлением работы челюстей, начинается их активный рост, так как именно оптимальная жевательная нагрузка является стимулятором роста челюстного аппарата. Стоит помнить о том, что для пережевывания пищи необязательно наличие зубов в полости рта, и тем более жевательной группы, которые прорезываются ближе к 2,5 – 3 годам. Карапуз вполне может справиться челюстями.

Первоначально, когда новый продукт попадает в полость рта, он проходит вкусовой контроль – подходит по вкусу или нет. Только  по прошествии контроля, начинается процесс пережевывания – малыш, как жерновами перемалывает пищу челюстями, и только после проглатывает. В этот момент родители должны тщательно следить за малышом, чтобы он не подавился. Лучше всего давать малышу баранку или целое яблоко, откусить большой кусок кроха не сможет, следовательно, и подавиться тоже.

Третий критерий – пальчиковый захват, когда карапуз хватает новые продукты из тарелки мамы. Кроме того, пальчиковый захват проявляется, когда малыш ползает и пытается попробовать все на вкус. С точки зрения природы – все эти действия говорят о том – что малыш может найти себе прикорм самостоятельно.
 
С чего начать?

Специалисты советуют брать с собой малыша за стол, приготовить ему собственное место, или сажать на коленки маме, постепенно малыш привыкает к тому, что у родителей совершенно другая еда. Заметив, что у ребенка есть интерес к продуктам питания  взрослых, нельзя давать малышу огромный кусок, или целое блюдце риса или гречки. Вводить педприкорм необходимо микродозами.

Что такое микродоза? Это буквально капелька продукта, на кончике ложечки, или кусочек твердого продукта не более чем размер фасолины.  С введением прикорма не рекомендовано измельчать продукты в пюре, ведь смысл прикорма – кусочковая еда. Конечно, в первое время реакция ребенка может быть непредсказуемой, чаще малыши выплевывают новые продукты, но постепенно ребенок привыкает к новым вкусам, и с удовольствием кушают новые продукты.

Введение такого прикорма наилучший момент для пересмотра взрослого меню, кроха постепенно привыкает к взрослой пище, что не может не радовать, постепенно отпадает необходимость готовить взрослое и детское меню – что значительно экономит время мамы. Меню родителей должно быть правильным и сбалансированным, все не полезные продукты должны исчезнуть из рациона питания – исключительно плюсы. Попадают под запрет жаренное, соленое, маринады, острое, копчености – все эти продукты нельзя давать малышу, и дело тут не только в том, что продукты не особо полезны, а в том, что пищеварительная система крохи не справиться с такими продуктами, что в последующем может закончиться расстройством пищеварения.

Родителям главное не настаивать, и если кроха капризничает и отказывается от прикорма, стоит отложить знакомство на попозже. Существует и обратная ситуация, когда крохе так понравился новый продукт, и он всегда, и с большим аппетитом его кушает. В том случае если родители вычислили этот продукт, то стоит давать его не чаще чем 1 - 2 раза в неделю, и чередовать с другими продуктами. Это условие очень важно, так как в противном случае малыш будет требовать исключительно любимое блюдо, и отказываться от остальных. Такой ситуации допускать нельзя по простым причинам: быстро надоедает одно и то же, да и знакомство с остальными продуктами может быть нарушено.
 
Правила  микродоз

Все законы микродоз должны в обязательном порядке соблюдаться родителями, с целью безопасности малыша. Кроха может скушать до  трех микродоз определенного прикорма, и не более. Это условие необходимо соблюдать для профилактики перегрузки желудочно-кишечного тракта. Для того чтобы малыш не подавился, родителям необходимо тщательно следить за процессом питания.

В том случае если продукт питания жидкий, то его нужно давать на дне кружки, не более чем на один глоток. Микродозы должны присутствовать в рационе питания ребенка на протяжении месяца, за это время, родители должны познакомить малыша как можно с большим количеством продуктов, которые присутствуют в рационе питания взрослых. После, при нормальном состоянии ребенка, отсутствии аллергических и других негативных реакций организма, количество прикорма можно увеличивать.

Введение педприкорма никоем образом не должно сказаться на грудном вскармливании, а именно на количестве прикладываний к груди. Не существует четко установленного времени, когда давать малышу прикорм это может быть любое время дня, и нет четкой связи между кормлением грудью и прикормом. Все будет зависеть от желания ребенка, некоторые малыши предпочитают перекусить прикормом и после покушать основательно маминым молоком, некоторые малыши могут выбрать другой рацион питания.

Родители должны поддерживать интерес к такому питаю у малыша, если малыш скушал уже пару ложечек например картофеля, и готов скушать еще, то крохе нужно предложить другой продукт, например рис.

Введение педприкорма идеальный предлог для обучения ребенка этикету – в это время необходимо приучать ребенка кушать при помощи ложки. Выбирать столовые приборы должны сами родители, для малыша нужно купить несколько ложек, так как в ходе приема пищи большая их часть окажется на полу. Должен быть запас чистых ложек. Отдельная тарелка для малыша нужна будет только с того времени, когда кроха начнет кушать самостоятельно.
 
Такая важная мамина тарелка

Давать педприкорм можно  только с тарелки мамы, и при условии того что мама также кушала этот продукт! После, во время кормления грудью, с грудным молоком, кроха получает необходимый набор ферментов, которые помогают переварить новые продукты. Эти ферменты существенно облегчают пока еще не совершенную работу желудочно-кишечного тракта ребенка, и соответственно переваривание проходит на много легче.

Именно поэтому, грудное вскармливание имеет такое огромное значение, и очень важно его сохранить. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы с перевариванием, что влечет за собой ряд негативных последствий, впоследствии малыш просто отказывается от приема пищи вовсе.

Если вводить такой прикорм для малышей на искусственном вскармливании, то практически со 100% вероятностью этот период проходит на много тяжелее.
 
Плюсы и минусы педприкорма

Как и любой вид прикорма, педагогический прикорм имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что мнение педиатров по этому поводу далеко не однозначное. Существенным положительным качеством педприкорма является существенное улучшение аппетита у ребенка, карапуза уже не нужно уговаривать скушать последнюю ложечку «за маму». Малыш воспринимает процесс приема пищи естественно, может сам контролировать количество и качество продуктов питания.

Малыш постепенно приучается к правилам поведения  за столом, проходит процесс обучения как именно пользоваться столовыми приборами. Педприкорм – подготовительный этап к переходу на взрослое меню, которое уже можно вводить к году. Педприкорм существенно облегчает жизнь мамочке, ведь уже нет необходимости готовить по несколько блюд, для взрослых и для крохи.

Среди минусов можно выделить строгое соблюдение правильного рациона питания для родителей. Из меню должны полностью исчезнуть жаренные, острые, маринованные продукты. И мало кто, способен отказаться от самых вкусных продуктов и перейти на полное питание «пресных» блюд. Но если посмотреть с другой стороны, то в этом нет ни чего плохого – правильное питание не может нанести вред организму, только пользу.
 
Признаки неправильно введенного прикорма

Введение прикорма практически всегда связан с некоторыми проблемами, только у маленького процента малышей нет проблем с введением прикорма и сам процесс проходит гладко. Это факт связано со многими причинами.

Наряду с этим, существуют реальные признаки неправильного введения педприкорма. В том случае если у малыша был аппетит, процесс приема пищи проходил нормально, присутствовал интерес к новым продуктам, но после, по непонятным причинам, кроха отказывается от приема пищи, это свидетельствует о переедании малыша.

Решить эту проблему довольно просто, нужно всего на всего в течение нескольких дней не брать малыша за общий стол, но если у малыша возникнет желание попробовать продукты, то родители не должны препятствовать. Кроме того специалисты советуют в это время кушать при малыше с аппетитом и расхваливать вкус новых продуктов.

Весь смысл этого вида прикорма не накормить малыша, заменив основное питание – грудное вскармливание – на прикорм, а именно познакомить кроху с новыми продуктами. Самая главная ошибка родителей заключается в том, что родители ошибочно полагают, что если малыш начал кушать взрослую пищу, то в грудном молоке уже нет необходимости. Это самая распространенная ошибка, которая влечет за собой множество последствий. Грудное молоко создавалось эволюцией, оно просто не заменимо для ребенка. Именно молоко защищает малыша и способствует развитию иммунной защиты, помогает расти и развиваться и конечно облегчает пищеварение.
 
А как же водичка?

У родителей возникает законный вопрос, если ребенок получает новые продукты питания, взрослую пищу, значит ему необходима и водичка. Так ли это на самом деле? Специалисты утверждают, что основную жидкость малыш получает из грудного молока. Но в это время уже можно давать малышу микродозы водички на дне кружки, буквально на один глоток.

Обычно, малыши начинают интересоваться содержимым кружки матери только после года. Но ждать до этого времени смысла нет, можно пробовать давать водичку раньше, но не ранее чем после полугода жизни.

puzkarapuz.ru


Смотрите также