656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Какая пастель лучше масляная или сухая


Чем масляная пастель отличается от сухой — основные отличия

Существует всего четыре вида пастели: масляная, сухая, восковая и акварельная. Но лишь две из них пользуются наибольшей популярностью. О сходствах, отличиях, а также особенностях масляной и сухой пастелей пойдет речь в статье ниже.

Масляная пастель

В составе данного вида имеется масло, откуда и пошло ее название. Благодаря этому она очень яркая и имеет определенную степень прозрачности.

Масляная пастель

Масляная пастель считается универсальной, ее можно использовать для рисования на различных материалах, включая наружную часть зданий. Итоговая картинка, полученная посредством использования масляной пастели, получается очень яркой, не матовой, с насыщенными интенсивными цветами.

К ее положительным качествам стоит отнести то, что она не вымазывает руки и окружающие предметы – не разводит грязь. После использования рабочее место отличается чистотой, в отличие от многих других видов типов.

К недостаткам относится то, что эта пастель не высыхает, как краска. К ней редко применяются фиксаторы, но если не поместить готовую картину под стекло, она со временем смажется из-за механического воздействия на нее окружающей среды. Во время рисования ее можно смешивать с различными другими видами красок. Но рисовать пастелью нужно исключительно поверх краски. Причина в том же масле в составе. Из-за того, что пигмент не высыхает, любая краска поверх него будет нестабильна. Исключением, в этом случае являются случаи, когда масляная пастель применяется для эскиза.

Сухая пастель

Представляет собой чистый пигмент. В данном случае в качестве связующего вещества в состав добавляют твердое вещество, например, раствор гуммиарабика. В зависимости от количества твердого связующего вещества в составе сухая пастель может быть мягкой или твердой. Однако чтобы пигмент не потерял своего цвета, связующего вещества добавляют ровно столько, сколько нужно, чтобы мелки сохраняли свою форму.

Набор сухой пастели

Выпускается она чаще всего в виде разноцветных мелков. Наиболее часто используется в живописи. Легко наносится и смешивается с другими цветами на бумаге. Рисунок сухой пастелью всегда получается матовым из-за включения в ее состав мела. Чем мягче такая пастель, тем более яркий цвет будет получаться во время рисования.

Мягкие мелки очень легко крошатся. С ними трудно работать, если нет практики. А вот твердые мелки практически вообще не крошатся, но имеют менее насыщенный и не такой глубокий цвет.

Что общего?

  • Рассматриваемые объекты, несмотря на свою разницу, являются пастелями.
  • Оба вида считаются чрезвычайно популярными. И все же лидирует по распространенности сухая пастель.
  • Хранить их необходимо при температурах от +18 до +20 градусов по Цельсию и без допуска к ним прямых солнечных лучей. Влажность в помещении не должна превышать 55%. Для этого, в коробку с мелками часто кладут рис. Он впитывает лишнюю влагу и не дает материалу портиться. Даже готовую работу, выполненную пастелью, лучше хранить в застекленной рамке. Но между стеклом и картиной должно иметься небольшое пространство.
  • Масляная и сухая пастель выпускаются в виде мелков или карандашей. И внешне их довольно трудно отличить, если не смотреть на названия. Для новичка в искусстве и художественном ремесле они могут быть идентичными.

Разница

  1. Связующие вещества у них совершенно разные. Для масляной используется масло, а для сухой различные твердые компоненты, а также мел.
  2. Рисунок масляной пастелью отличается яркостью и гладкостью. А при рисовании сухой можно получить исключительно матовую не сильно яркую, как бы бархатистую картинку. При этом яркость последней зависит от степени ее твердости. Чем мягче – тем ярче ее цвет.
  3. Растушевать линию, полученную масляной пастелью возможно исключительно при использовании растворителя. Сухая в подобных веществах не нуждается – с ней легче работать в этом плане. Нужно просто применить специальную кисточку.
  4. При работе с масляной пастелью не вымазываются руки. Сухая берется как на руки, так и на любые предметы, к которым прикасается – бумага, стол, одежда и так далее. С ней нужно аккуратно работать иначе все вокруг будет вымазано.
  5. Законченный рисунок масляной пастелью, так же как и сухой, можно смазать. Именно поэтому такие рисунки рекомендуют хранить за стеклом – чтобы они не портились. Но если говорить о риске смазывания, то он выше в случае сухой пастели, все же масляную не очень просто смазать, но это возможно.
  6. Фиксировать масляную разновидность не нужно, а сухую необходимо при помощи фиксатива.
  7. Рисовать масляной можно на разных материалах, она с легкостью ложится на любой возможный. Для получения рисунка сухой обычно используется бумага. При этом если сухая пастель твердая, а не мягкая, она хуже берется. Поэтому используют специальную бумагу с шероховатой поверхностью.
  8. Использование этих материалов может значительно различаться. Сухую пастель применяют не только в живописи. Если ее раскрошить, то можно добавлять в различные мягкие материалы, для придания им цвета. Масляная же используется обычно для рисования.
  9. Для получения новых оттенков или смешения цветов используется именно сухая пастель. Масляная плохо смешивается.

Итак, масляная и сухая пастель значительно отличаются друг от друга. Каждая из них применяется в определенных случаях. Но также они и схожи. Внешне отличить оба вида друг от друга незнающему человеку будет весьма трудно.

vchemraznica.ru

Сухая или масляная пастель – какую пастель выбрать

Сухая или масляная пастель: особенности выбора

Пастельные палочки, карандаши или мелки представляют собой спрессованный в брусок цилиндрической или прямоугольной формы пигментный порошок с добавкой связующего состава. С помощью таких мелков можно рисовать эскизы, наброски, графические работы и законченные художественные произведения на бумаге. Техника пастельного рисования очень популярна как у начинающих художников, так и у профессионалов. В технике пастели написаны известные произведения таких мастеров живописи, как Маковский, Серов, Левитан, Дега.

Виды пастели

Различают три вида пастельных мелков, которые в соответствии со своими свойствами используются для разных целей. Чтобы узнать, например, чем отличается сухая пастель от масляной, давайте рассмотрим их свойства и состав:

  • сухая пастель – в таких мелках красящий пигмент связан декстрином или гуммиарабикой.  Материал чаще всего предназначен для профессиональных художественных работ.
  • масляная пастель – в таких мелках в качестве связующего компонента применяют минеральное масло, чаще всего льняное. Может содержать в своем составе небольшое количество воска. Тона масляной пастели более насыщенные и яркие, чем у сухой пастели.
  • восковая пастель – связующим элементом для пигмента служит высококачественный воск. Благодаря ярким цветам, безопасной форме, экологичности и оптимальному размеру мелков является отличным инструментом для детского творчества.

Все сухие пастельные материалы в зависимости от плотности прессовки и количества связующего красящий пигмент состава условно делятся на твердые и мягкие. Чем мягче мелок, тем меньше в нем связующего и больше пигмента. Сухая пастель хорошо растушевывается и мягко ложится на бумагу. Она легко смешивается с другими тонами, образуя новые оттенки. Твердые мелки дают тонкий и четкий штрих, а мягкие более широкий штрих. Тона сухой пастели неяркие и матовые.

Если вы намерены купить масляную пастель, то должны знать, что она содержит в себе жировые компоненты, поэтому при накладывании слоев на бумаге важно не переборщить. Масляная пастель, как и сухая, также имеет два вида исполнения по твердости. И перед покупкой нужно сразу определиться, какую масляную пастель выбрать. При работе с мягкими мелками легко смешивать разные тона, а твердыми лучше прорисовывать мелкие детали рисунка. Техника масляной пастели предполагает наличие определенных художественных навыков.

Восковая пастель хороша для начинающих художников. Она очень яркая и мягкая, не имеет острых граней, не крошится и не требует большого нажима, а мазки разных тонов отлично смешиваются друг с другом.

Какую пастель выбрать для творчества?

Самыми популярными среди любителей рисования можно смело назвать мелки сухой пастели. Это наиболее демократичный и универсальный тип материалов, который подходит для разных видов работ. И не в последнюю очередь благодаря тому, что сухая пастель выпускается разной твердости. Если брать сухую пастель для начинающих, то лучше покупать базовые наборы с мягкими мелками – ими будет легче рисовать. Самыми раскупаемыми являются наборы сухой пастели из 12 цветов. Они недорого стоят и дают любителям творчества первые азы в навыках обращения с мелками. Профессиональные художники используют в своей работе наборы, содержащие мелки от 48 до 120 оттенков. Работы, выполненные сухой пастелью, по окончании закрепляются сиккативным составом. Так они дольше сохраняют красочный слой, не осыпаясь со временем.

Масляная пастель фактически является масляной краской, которая выполнена в виде мелков. У этих материалов очень близкие свойства. Для лучшего смешивания цветов и получения однородного тона художники используют универсальные разбавители – пинен или уайт-спирит. После окончания работ рисунок не требует закрепления – ему нужно лишь просохнуть.

Восковые мелки часто рекомендованы самым маленьким художникам. Ими пользуются детки от 3-х до 7-ми лет. Они безопасны, не крошатся и удобно лежат в руке ребенка. Следует знать, что на такие мелки не следует допускать попадания солнечных лучей, потому что при температуре свыше 400С воск, содержащийся в мелках, начинает растекаться.

Вне зависимости от вашего выбора, вы сможете приобщиться к новой технике художественного творчества и получить массу ярких впечатлений.


Вернуться к списку

akvarel-n.com.ua

Как выбрать пастельные мелки? Виды материала и советы от художника

Итак, для начала давайте разберемся, какие бывают виды пастельных мелков?

  • Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
  • Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
  • Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными

Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко.

Пусть цена на 50р больше, зато результат на 100% подпрыгнет! Как выбрать хорошую пастель? Очень просто! Попросите в магазине попробовать порисовать на листочке. Повторю: Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко. То есть она должна быть не пересохшая (за исключением техник, которые требуют именно такого эффекта).

Совет 1

Или можно еще так проверить пастель. Проведите пастелью по коже руки, Сухая пастель — мягкая или средняя — ширина штриха 3-5 мм., легко, нежно, мягко рисует по коже. Не царапает, не ломается, не крошиться, даже при падении (с небольшой высоты). Штрих разотрите пальчиком, пастель должна дать хорошую растушевку (размазаться), попробуйте смешать цвета — разотрите штрихи двух цветов, проведенных рядом.

Совет 2

Чтобы понять, о какой разнице в качестве мы говорим, возьмите, к примеру, пастель от компании Сонет, которая подходит, разве что детям, для занятий в школе и серию мягкой художественной пастели GoldFaber от Faber Castell, которая признана эталоном профессионалами со всего мира. Разница будет просто колоссальной, видной невооруженным глазом даже для непрофессионалов. Цена, разумеется, тоже будет отличаться, так что всё зависит от целей использования и бюджета. Помимо вышеназванных существуют еще промежуточные варианты, типа продукции фирмы KOH-I-NOOR или Derwent, которые отличаются средним качеством, но и невысокой ценой. Вообще, если не знакомы с материалами конкретной фирмы, то не спешите покупать огромные наборы по 48, 60, 72 цвета, лучше возьмите небольшие наборчики для пробы.

Какие карандаши лучше купить?

Есть несколько хороших марок: Derwent, FaberCastellPitt, или Stabilo. Выбирайте наборы, где много цветов и оттенков, скажем 24 цвета и более. На мой взгляд, у фирмы Derwent самый широкий выбор цветов, но я могу быть необъективной, так как я чаще всего рисую именно этими карандашами.

Если вы не уверенны в пастельных карандашах, купите, попробуйте ими порисовать, а там уже определитесь.

Так же советую пользоваться переносным футляром для карандашей (который есть на фото выше). Так и карандаши будут целее, и вам будет проще взять с собой большое количество.

С помощью пастельных карандашей можно добиться удивительных деталей. У них точно такая же основа пигмента, только она заключена в дерево, что делает карандаши менее маркими. Как бы то ни было, лучше сочетать карандаши с мелками, которые обычно используется для фона и больших пространств.

Восковая пастель

Восковая пастель, в сравнении с другими видами пастелей, имеет ряд особенностей. Она не смешивается с такой же легкостью, как классическая сухая пастель. В восковой пастели не получится смешать два отличных друг от друга цвета непосредственно на бумаге. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Чтобы сгладить эти переходы, нужно приложить некоторые усилия,однако втирать с силой пигмент в бумагу все-таки не стоит. Дайте воску немного оттаять под теплотой ваших пальцев, это сделает восковые мелки более пластичными. К тому же нельзя рисовать восковой пастелью на улице, когда там холодно.

Масляная пастель считается материалом учебным, оставляет яркие, четкие штрихи, но плохо смешивается между собой. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, могут проступать жирные пятна. Производители в основном те же, что и у сухой пастели, лучшей считается Sennelier.

Ультрамягкая пастель, Пан-пастель

Выпускается в специальных баночках, очень похожа на тени. Каждая такая баночка содержит на 35% больше материала, чем стандартная палочка пастели. Хорошо смешивается и дает наиболее точную цветопередачу. Пан-пастелью работают обычно художник в технике реализма. Рисуют ей с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге. Сразу скажу — не самый доступный материал, достать в России можно, но сложно

Пан пастель идет для нижнего слоя и набора цвета, а мелкие детали уточняются карандашами Faber Castell, можно также использовать спонжики разного размера, из-за этого мазки варьируются красиво от крупных к мелким.

www.livemaster.ru

Чем отличается масляная пастель от сухой

В числе самых популярных видов пастели — масляная и сухая. В чем особенности соответствующих ее типов?

Что представляет собой масляная пастель?

Данный вид пастели имеет в своем составе связующее вещество на основе минерального масла. Краска на поверхности после его высыхания — достаточно гладкая, то есть матовость не характерна для рисунков на основе масляной пастели. Однако, как отмечают любители рисования, картинки с использованием соответствующего вещества получаются обычно очень яркими.

Рассматриваемый тип краски удобен тем, что его частицы не прилипают к рукам художника, окружающим предметам, позволяют сохранять чистоту в помещении при рисовании.

Масляная пастель — универсальный материал. Он подходит для рисования на самых разных поверхностях, может применяться для создания рисунков на наружных частях зданий. Данный вид пастели растушевывать необходимо, как правило, с использованием растворителей, а также специальной кисточки.

к содержанию ↑

Что представляет собой сухая пастель?

Сухая пастель — разновидность соответствующей краски, которая имеет в своем составе твердое связующее вещество. Например, декстрин. Сухая пастель чаще всего выпускается в виде специальных карандашей или же мелков. В зависимости от процента связующего вещества она может быть классифицирована как мягкая или твердая. Некоторые разновидности пастели содержат крайне небольшое количество связующего вещества: такого типа краска характеризуется самой высокой степенью мягкости.

Сухая пастель, относящаяся к мягким разновидностям, позволяет рисовать достаточно толстыми мазками. Краска на поверхности часто имеет матовость, что обусловлено включением во многие типы пастели мела. Используя мягкую пастель, можно формировать изящную структуру изображения. Его можно быстро растушевать, разбавить другими цветами, как правило, без использования растворителей или иных дополнительных веществ.

Твердая сухая пастель позволяет наносить на поверхность в процессе рисования существенно более четкие штрихи. Однако, как отмечают некоторые любители рисования, рассматриваемое красящее вещество характеризуется не слишком высокой яркостью.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие масляной пастели от сухой заключается в том, что в первом типе красок в качестве связующего вещества используется минеральное масло, во втором — твердый компонент (при этом в мягких сортах пастели его количество — относительно небольшое).

Масляная пастель позволяет создавать гладкие, яркие рисунки. Сухая, в свою очередь, — матовые и не слишком яркие (особенно если речь идет о твердых типах краски). Для растушевки рисунков, созданных с использованием масляной пастели, как правило, нужен растворитель. В случае с сухой пастелью обычно не требуется задействования подобного вещества.

Определив, в чем разница между масляной и сухой пастелью, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Масляная пастельСухая пастель
Имеет в своем составе минеральное масло в качестве связующего веществаИмеет в своем составе в качестве связующего вещества твердый компонент
Позволяет создавать гладкие рисункиПозволяет создавать матовые рисунки
Рисунки получаются более яркимиРисунки получаются менее яркими
Для растушевки рисунков, созданных с применением масляной пастели, требуется растворительДля растушевки рисунков, созданных с использованием сухой пастели, обычно не требуется применения иных веществ

thedifference.ru

чем отличается, какая лучше, где применяется?

Современный рынок представляет пастели в трех основных видах:

  1. 📌 сухом;
  2. 📌 масляном;
  3. 📌 акварельном.

Они имеют свои особенности и отличия.

Именно сухую пастель использовали при написании своих картин известные художники. Ее выпускают в форме карандашей или мелков. В зависимости от процента содержания в составе твердого связывающего элемента по классификации структура бывает мягкой или твердой, а наличие мела придает поверхностям матовости.

Мягкий тип отличается бархатистостью, создает на поверхности широкие, яркие, бархатистые мазки, красивую текстуру изображений. Пастель хорошо смешивается, растушевывается, но отличается сложностью при работе, требует аккуратного обращения, так как легко ломается, рассыпается, размазывается. В некоторых разновидностях сухой пастели наличие связывающего элемента очень маленькое. Такой тип имеет высокую степень мягкости, это необходимо учитывать при выборе пастели, так как более мягкий тип позволяет наносить очень толстые и широкие мазки, формировать изящное строение изображений. Она очень легко растушевывается, может разбавляться различными цветами и для  этого не требуется дополнительно применять какие-либо вещества.

Где применяется данный тип материала

Мелки мягкой сухой пастели используют во многих видах рукоделия, художественной лепке для придания разного цвета, тонирования поверхностей, выделения трещинок кракелюра. Она подходит для окрашивания волос в разные тона. Твердой пастелью, а это специальные мелки или пастельные карандаши, создают различные рисунки. Она не крошится, не остается на руках, отличается:

  1. 📌 яркостью;
  2. 📌 податливостью;
  3. 📌 аккуратностью наносимых штрихов на бумаге с шероховатой поверхностью;
  4. 📌 удобством при использовании.

Пастельным порошком создают нежные переходы на поверхностях, видимость трещинок, окрашивают полимерную глину, создают купажи с имитацией натуральных камней. В процессе рисования в отличие от мягкого типа твердой пастелью можно создавать четкие штрихи и линии. Это важно учитывать при выборе данного материала.

Особенности акварельной пастели

Акварельный вид имеет все преимущества пастели. Но отличается тем, что в ее составе имеются растворяющиеся в воде компоненты. Создаваемые с ее помощью рисунки практически ничем не отличаются от рисунков выполненных твердым типом сухой пастели. Но имеют одно отличие – это взаимодействие с водой, при ее попадании они приобретают легкость свойственную прозрачным акварельным рисункам. Поэтому большинство художников при работе с этим видом используют кисточки, которые перед нанесением пастели смачивают водой. Это намного облегчает процесс смешивания разных цветов и сортов пастели. Ее используют для создания оттисков, при оформлении альбомов, открыток.

Особенности масляной пастели

Состав данного типа отличается наличием такого связывающего компонента, как минеральное масло. С помощью масляной пастели можно создавать рисунки на любой бумаге, холсте, другом материале, раскрашивать оттиски. Готовая окрашенная поверхность, нанесенные на нее рисунки, отличаются гладкостью и цветовой яркостью, в них отсутствует матовость. Материал удобен при работе, так как частички не липнут к рукам, не оставляют следов на окружающих предметах.

Масляная пастель считается универсальным материалом, так как позволяет создавать рисунки на разных поверхностях, стенах зданий. Для ее нанесения, растушевки необходимо использовать специальные кисточки, растворители.

В чем заключаются отличия сухой и масляной пастели

Пастель сухая и масляная относится к творческим материалам. Они имеет свои особенности и некоторые отличия, в первую очередь по процентному соотношению и структуре связывающего элемента:

  1. 📌 в сухом типе это твердые компоненты в небольшом количестве;
  2. 📌 в мягком виде – минеральное масло.

Использование масляной пастели дает возможность получать яркие и гладкие поверхности, рисунки, сухой – матовые, если в состав входит мел, бархатистые, с менее насыщенными по яркости оттенками. Для того чтобы выполнять рисунки сухой пастелью необходимо использовать бумагу с шероховатой поверхностью, в отличие от нее масляный тип хорошо ложится на любую поверхность, не требует закрепления, не оставляет следов на руках. Пастель можно растушевывать, но для мягкого вида в отличие от сухого типа потребуется использовать растворитель. После работы с сухой пастелью в помещении нужна влажная уборка, при использовании масляной в этом нет необходимости, так как она не крошится, не создает цветной пыли, не загрязняет окружающие предметы, сохраняет чистоту.

Данные материалы универсальны, очень удобны в применении, помогают реализовать самые разноплановые творческие задумки, создавать красивые альбомы, открытки, всевозможные рисунки, красочные фигурки.

masterica.com.ua

Какую пастель выбрать для рисования


Художественная пастель – это мягкий материал, которым приятно рисовать. Великие художники, такие как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар, писали свои шедевры не только масляными красками, но и пастелью.

Пастель имеет простой состав: пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут выступать воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Обычно пастель выпускается в виде мелков и карандашей.

Художественная пастель бывает 4 видов:

1. Сухая пастель (твердая, мягкая, супер-мягкая).

Эта пастель мягко ложится на бумагу, легко растушевывается пальцами. Даже небольшой набор мелков позволяет создать красочный рисунок, так как цвета можно накладывать друг на друга, получая новые оттенки.

Пастель хорошего качества не царапает бумагу, не крошится и не ломается при работе.

Сухая пастель делится на: твердую (hard), мягкую (soft) и супер-мягкую (extra soft)

Чем больше в составе связующего вещества, тем пастель тверже. Чаще всего мягкую пастель делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель хорошо подходит для рисования мелких и тонких деталей картины. Мягкая пастель легко растушевывается, дает красивую фактуру рисунка, ею просто заполнять цветом большие поверхности. Но рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности и опыта.

К самым известным импортным производителям пастели относятся: Sennelier Rembrandt, Schminke, Faber-Castell, Talles, Mungyo (хорошее качество по приемлемой цене). Еще есть такие зарубежные марки, как Koh-I-Noor, Conte, Lyra, Crayon и др.

Распространенные российские марки пастели: Подольск-Арт-Центр, Сонет, Аква-Колор, Олки, Спектр.

2. Масляная пастель

Эта пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования и полностью отличается от сухой как свойствами, так и способами рисования.

Масляная пастель оставляет четкие и яркие штрихи, а цвета почти не смешиваются между собой и не растушевываются пальцем. Зато она практически не пачкает руки, ею можно рисовать на любой поверхности, и готовые рисунки не требуют дополнительной фиксации.

Картина, нарисованная масляной пастелью, больше похожа на картину маслом, чем на работу сухой пастелью.

Основные производители те же, что и у сухой пастели, но лучшей считается фирма Sennelier.

3. Восковая пастель (восковые мелки).

Восковая пастель или восковые мелки позволяют создавать яркие и сочные рисунки. Такими мелками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне или стекле.

Восковые мелки считаются материалом для детского творчества. Они тверже масляной пастели и не пачкают руки.

4. Акварельная пастель (акварельные мелки)

Можно назвать уникальным материалом, т. к. выполненный акварельной пастелью рисунок может быть похож и на рисунок масляной пастелью и на акварель. Акварельные мелки легко размываются водой и превращаются в акварель!

Друзья, теперь вы знаете, что под словами пастель для рисования, можно понимать разные мелки. Мы будем рады, если эта статья поможет вам определиться с выбором необходимой вам пастели. Ждем ваших рисунков!

Материалы: izo-life.ru/pastel-dlya-risovaniya

risovashki.tv

Пастель — Википедия

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. Так же масляную пастель часто используют в качестве материала для набросков и зарисовок, так как она отлично растушёвывается и даёт мягкую линию. Однако такое применение данной техники пригодно не на всей бумаге и требует по большей части специальной шероховатой бумаги, а также дальнейшего закрепления рисунка лаком, во избежания отпечатков. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов, хотя в ряде работ под определённые задачи она уместна и так же доступна для художника. В «сухой» пастели художники так же используют приём, когда при тонком наложении слоя пастели, цветная или белая бумага просвечивается через штрихи или растушёвку и даёт как бы «свет изнутри». Такой приём можно встретить в пейзажах и портретах.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата или альбомом-склейкой; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также такая бумага наиболее популярна из-за большого выбора как цвета, так и размера отдельного листа. Можно использовать и бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе. В продаже имеется специальная бумага для пастели с различной текстурой под определённые задачи. Каждая такая бумага имеет свою степень шероховатости и расположения зерна в бумаге. От выбора бумаги будет зависеть вид итоговой работы; на сплошной, гладкой бумаге пастель не будет работать. Пигмент при растирании мелка об бумагу должен проваливаться в прорези (место между зёрен), так пастель приобретает глубину и свою индивидуальную бархатистость, за которую так и ценят этот материал.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Так как пастель не самый кроющий материал из возможных, рисунок под неё должен быть лёгким, что бы штрих от пастели мог перекрыть линию карандаша. В частых случаях предварительный рисунок делают или самим пастельным мелком, очень схожим с цветом бумаги, или очень светлым по тону, или достаточно жёстким карандашом (HB — h5 и далее). Если карандаш будет не достаточно жёсткий, то при дальнейшем покрытии пастелью по бумаге она будет смешиваться с карандашом и давать «грязь» (нечистый цвет), что в технике пастели непозволительно. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Чтобы создать твердые и мягкие пастели, пигменты измельчают в пасту с водой и связующим веществом, а затем скручивают или прессуют в палочки. Большинство брендов выпускают градации цвета, как первоначальный пигмент который имеет тенденцию быть темным, от чистого пигмента до почти белого цвета, смешивая различные количества мела. Это смешивание пигментов с мелом является источником слова «пастель» в отношении «бледного цвета» (тона). Пастельная работа пишется путем перемещения палочек по абразивной поверхности, оставляя цвет на бумаге, песке, холсте и т. Д. Когда полотно полностью покрыто пастелью, произведение называется пастелью; когда нет, пастельный эскиз или рисунок. Пастельные рисунки, выполненные с использованием среды, которая имеет самую высокую концентрацию пигмента, отражают свет без темнеющего преломления, обеспечивая очень насыщенные цвета.

Защита пастельных произведений искусства[править | править код]

Пастели могут быть использованы для создания постоянного произведения искусства, если художник отвечает соответствующим архивным соображениям. Это означает:

  • Используются только пастели со светостойкими пигментами. Так как он не защищен связующим, пигмент в пастелях особенно уязвим для света. Пастельные картины, выполненные с использованием пигментов, которые изменяют цвет или тон при воздействии света, испытывают сравнимые проблемы с картинами гуашью, использующими те же пигменты.
  • Работы выполняются на основе бескислотной архивной поддержки качества. Исторически некоторые работы выполнялись на подложках, которые сейчас чрезвычайно хрупкие, и необходимо защищать подложку, а не пигмент, под стеклом и вдали от света.
  • Работы правильно смонтированы и обрамлены под стекло, чтобы стекло не касалось произведения искусства. Это предотвращает ухудшение, связанное с опасностями окружающей среды, такими как качество воздуха, влажность, проблемы с плесенью, связанные с конденсацией и загрязнением.
  • Некоторые художники защищают свои готовые изделия, распыляя их с помощью фиксатора. Пастельный фиксатор — аэрозольный лак, который можно использовать для стабилизации мелких угольных или пастельных частиц на картине или рисунке. Это не может предотвратить смазывание полностью, не притупляя и не затемняя яркие и свежие цвета пастели. Он также токсичен, поэтому требует осторожного использования.

Использование лака для волос в качестве фиксатора, как правило, не рекомендуется, так как он не бескислотный и, следовательно, может ухудшить художественные работы в долгосрочной перспективе. Традиционные фиксаторы со временем обесцвечиваются. Кроме того, лак для волос как фиксатор нежелателен, так как при его распылении поверхность работы теряет свою текстуру, что уже невозможно будет исправить. По этим причинам некоторые художники избегают использования фиксатора, за исключением случаев, когда пастель настолько перегружена, что поверхность больше не удерживает пигмент. Фиксатор восстановит «зуб», а сверху можно нанести больше пастели. Абразивные опоры исключают или сводят к минимуму необходимость применения дополнительного фиксатора таким способом. SpectraFix, современный фиксатор казеина, предварительно смешанный во флаконе для помпового насоса или применяемый в виде концентрата для смешивания со спиртом, не токсичен, не темнеет и не тускнеет в пастельных слоях. Тем не менее, SpectraFix требует некоторой практики, чтобы не использовать слишком много этого фиксатора и не оставлять избыток жидкости, который может растворить ранее нанесённые слои краски. Кроме того, требуется немного больше времени для сушки каждого слоя, чем у обычных спреев-фиксаторов. При хранении и транспортировки для защиты пастелей используется специальная бумага — пергамин. При издании дорогих альбомов между отдельными листами пастелей вставляют пергаминовые страницы.

Пастельные методы могут быть сложными, поскольку среда смешивается и смешивается непосредственно на рабочей поверхности, и, в отличие от краски, цвета не могут быть проверены на палитре перед нанесением на поверхность. Ошибки пастели не могут быть покрыты способом, которым ошибка краски может быть закрашена (исправлена). Экспериментирование с пастельной средой в небольшом масштабе, чтобы изучить различные техники, дает пользователю лучший контроль над большей композицией. У пастели есть некоторые общие с живописью приемы, такие как смешивание, маскирование, создание цветовых слоев, добавление акцентов и выделение, а также затенение. Некоторые методы характерны как для пастели, так и для создания эскизов, таких как уголь и свинец, например, штриховка и штриховка, градация. Другие техники характерны для пастельной среды. Цветная основа: использование цветной рабочей поверхности для получения эффекта, такого как смягчение пастельных оттенков или контраст Сухая стирка: покрытие большой площади с использованием широкой стороны пастельной палочки. Ватный шарик, бумажное полотенце или кисть могут использоваться для более тонкого и равномерного распределения пигмента. Стирание: удаление пигмента из области с помощью замешанного ластика или другого инструмента, пера — пастель, нанесенная достаточно густо, чтобы создать заметную текстуру или рельеф Пастель сопротивляется техникам: Выскабливание, лессировка, сфумато, Сграффито, зернистость. Текстурированные основания: использование грубой или гладкой текстуры бумаги для создания эффекта, техника, часто используемая в акварельной живописи. Влажная чистка.

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Жан Юбер, Делакруа, а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Среди её учеников — крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Пастель в русском изобразительном искусстве[править | править код]

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъёмом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени — Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них — «Портрет молодого человека»(1811) — запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов. В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею — «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840—1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина»), Пётр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова»), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке леса» (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова («Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) — переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» — Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее её практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина — лирические портреты, у Леона Бакста — обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина — эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно темнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали её колористическую гамму, губили её природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все её достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели представляют собой множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь». Отсюда бархатистость и неизменно притягательная глубина.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

  • Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — СПб.: Издательство «Крига», 2012. — С. 536. — ISBN 978-5-901805-49-7.

ru.wikipedia.org


Смотрите также