656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Техника скоростного чтения с высоким уровнем запоминания


Техника быстрого чтения с запоминанием

Скорочтение – полезное умение для современного человека, которое развивает скорость чтения. Для того чтобы овладеть высокой скоростью чтения, нужно постараться овладеть другими навыками, которые станут основополагающими.

Чтобы научиться быстрее читать, нужно тренировать:

  1. Память

  2. Внимание

  3. Концентрацию

  4. Периферийное зрение

Помимо перечисленного необходимо научиться работать правильно с текстом и выполнять упражнения на тренировку скорости чтения, о чем можете прочесть в этой статье.

Что такое регрессия и реципация? Сходства и различия, влияние на процесс чтения

Регрессия – непроизвольный возврат глаз к предыдущим словам и фразам вовремя чтения. Почему так происходит? Большинство чтецов имеют эту вредную привычку. Она возникает, потому что наша концентрация слабо развита и слова, к которым вернули внимание - забылись.

Регрессия может быть спровоцирована осознанно после того, как поймете, что не поняли прочитанное чуть ранее. Может быть спровоцирована подсознательно.

Постарайтесь избавиться от внешних раздражителей, которые отвлекают и мешают процессу чтения.

Регрессия отнимает примерно 5% от времени всего чтения. Если рассматривать данный факт в больших объемах, то 5% - это приличная часть.

Понятие «реципация» схоже с понятием «регрессия» тем, что это возвращение к ранее прочитанному тексту еще в процессе, но реципация – это не подсознательные возвраты, а Ваши, по причине возникновения непонятных моментов.

Эти отклонения при чтении забирают время, а значит, читатель должен с ними бороться. Тут зависит только от Вас самих, важно:

  1. Суметь правильно настроиться на чтение

  2. Тренировать концентрацию

  3. Изолироваться от раздражителей

  4. Бороться с желанием вернуться назад

Читать вслух или про себя?

Чтение вслух или движение губами беззвучно во время чтения называется артикуляцией.

Артикуляция – привычка, от которой придется отказаться, если целью является улучшение скорости чтения, и я объясню почему.

Проговаривая вслух, значительно ограничивается скорость чтения, так как проговаривание слов занимает больше времени, чем их восприятие мысленно.

Беззвучная артикуляция также влияет негативно на скорость чтения. Без звука можно либо проговаривать одними губами без голоса, а можно мысленно и оба варианта не подходят. Движения губами ограничивает точно так же скорость, как и чтение вслух. Проговаривание мысленно немного быстрее, но снова накладывает ограничение.

В идеале требуется научиться подавлять проговаривание, как вслух, одними губами, так и мысленно. Если попытки увенчаются успехом, то скорость чтения возрастет в несколько раз.

Почему важны тренировки памяти и внимания?

В начале статьи сказано, что внимание и память – одни из самых важных навыков для улучшения скорости чтения.

Тренировки внимания дадут значимый эффект для скорочтения. Часто чтение бывает рассеянным, что приводит к регрессии и реципации. Вы уже знакомы с этими понятиями и тем, что они тормозят процесс. С тренировками внимания улучшится понимание текста, будет усваиваться больше информации, чем раньше и не будет тяги к возврату в тексте.

Концентрация играет немало важную роль. Высокий уровень концентрации даст возможность полностью погрузиться в книгу, лучше воспринимать, понимать информацию, не отвлекаться от чтения.

Запоминание материала на большой скорости

У читателей статьи может возникнуть вопрос: «А можно ли запоминать всю информацию, читая на большой скорости?». Скорочтение – навык быстрого чтения с наибольшим процентом запоминания, то есть близким к 100%.

Иностранными учеными проводились исследования о влиянии скорочтения на интеллектуальное развитие и мышление, которые, безусловно, дали положительный результат. Быстрое чтение активирует процессы мышления намного эффективнее, чем медленное.

Об интеллектуальном развитии не стоит даже и говорить негативно, потому что поступает больше информации, а значит и развитие идет быстрее!

Как усвоить информацию на большой скорости?

Развитие скорости чтения и понимания информации происходит на разных этапах и, обычно, в разных упражнениях:

  1. Вы должны себя настроить, сконцентрироваться на работе с текстом, чтобы быть предельно внимательными.

  2. Возьмите в привычку выделять по ходу чтения основную мысль текста или его составных частей. Если вы будете выделять у группы абзацев основную мысль, то будет проще ориентироваться в усвоенном материале.

  3. Оставляйте время на усвоение и обдумывание полученного материала.

Также есть хороший способ запомнить основную мысль куска текста – придумать ассоциацию к нему, при мысли о которой будет всплывать тема. Главное, чтобы ассоциация строилась запоминающаяся и яркая.

Делайте паузы после каждой главы или большого отрывка и задавайте вопросы о содержании и теме. Например, «Какая основная мысль только прочитанной главы?» или «Какие главные идеи этого отрывка?». Можете сделать краткий пересказ по основным моментам.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.


Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.


Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

cepia.ru

Техника скорочтения или как научиться быстро читать и запоминать прочитанное (с высоким уровнем запоминания)

Техника скорочтения помогает усваивать большой объем новых знаний. Она пригодится в процессе учебы старательным студентам и тем сотрудникам, у которых работа связана с изучением новой информации.

Так, редактору литературного издательства приходится прочитывать множество книг молодых авторов перед приемом их в печать. Чтобы читать с большой скоростью и работать продуктивно, надо изучить методы скорочтения.

Скорочтение: как научиться быстро читать

О том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, мечтают все, кому просто необходимо изучать много книг, учебников. В наши дни время летит стремительно. Успешная учеба, работа, карьера часто зависят от скорости, с которой человек способен изучать, усваивать текстовый материал, принимать решение на основе полученных знаний, делать выводы.

Специалисты, которые углубленно занимаются этим вопросом, отмечают, что обычно скорость чтения зависит от нескольких «тормозящих» аспектов:

  • регрессия;
  • диапазон зрения;
  • угол обзора;
  • траектория движения глаз;
  • проговаривание про себя и вслух, прочитанного;
  • время осмысления;
  • не избирательность.

Что же такое регрессия? Чтобы читать учебник и запоминать прочитанное, наши глаза просматривают каждую напечатанную строчку текста слева направо, а потом возвращаются и пересматривает еще раз. Такие возвратные скачки, которые служат для лучшего запоминания и осознания смысла, называют регрессией.

Набор упражнений для скорочтения на повышение скорости чтения начинается с того, чтобы обходиться без регрессий. Стараться просматривать строчки рассказа, любой информации, без возврата к предыдущим словам. То есть, необходимо тренировать глаза двигаться только в одном направлении, независимо от того, успели вы понять смысл написанного или нет.

Поймите, что в этот момент вы тренируетесь просматривать читаемую строчку в направлении слева направо. Для осмысления прочитанного, вернетесь к этому второй раз. Это будет не регрессия, а повторение пройденного, так как вы опять будете стараться читать, двигая глаза в одном направлении.

Диапазон и угол зрения у всех разный. Один человек отчетливо видит всего одно длинное или два коротких слова на строчке одновременно. Лучшие чтецы видят несколько слов рядом и несколько строчек вверх и вниз. Кто-то способен даже целый абзац, длиной в 5-6 предложений, разглядеть сразу.

Эту способность вырабатывают специальными упражнениями и тренировками. Асы, освоившие метод чтения с расширенным углом обзора, читают целыми блоками. Прочитывать таким способом можно несколько книг за неделю.

Траектория движения взгляда по вертикали тоже бывает разная. Есть люди, которые постепенно опускают взгляд сверху вниз, пробегая строчку за строчкой. Другие двигают взгляд сверху вниз, придерживаясь середины страницы.

Читать по диагонали удобнее третьим. Писатель Горький читал, рисуя глазами сверху вниз по странице зигзаг. Этим людям читать быстро и правильно помогает способность видеть строчку под расширенным углом зрения. Обычный угол – всего два градуса.

Еще один нюанс, мешающий быстро прочитывать печатные книги, это необходимость произносить про себя текст. Одним людям достаточно воспроизводить текст в уме, другим надо прошептать, шевеля губами и языком, а третьи, пока не проговорят вслух, не понимают, о чем читают.

Это зависит от опыта. Тем, кто читает больше, достаточно произносить текст про себя, в своем сознании. Но те, кто читают мало, обычно проговаривают вслух прочитанное. Эта привычка, естественно, очень замедляет скорость чтения.

Люди с ограниченным кругозором, с трудом могут освоить смысл сложного текста. Взрослому, мало начитанному человеку, трудно читать без ошибок и понимать прочитанное. Малограмотные, деградировавшие люди очень медленно понимают даже простую информацию. Разная способность усваивать информацию существенно влияет на скорость и запоминание текста.

В каждом печатном тексте есть слова ключевые, в которых содержится основной смысл и слова несущие полезную информацию. Но достаточно и слов связок, предлогов, частиц. Существуют даже стоп-слова и предложения, которые называют водой.

Их пишут для перехода от одного абзаца к другому, а также для создания красивого изложения. Если внимательно прочитывать все слова и делать остановки на каждой запятой и точке, чтение будет очень медленным.

Набор упражнений для повышения скорости чтения

Первое упражнение полезно для расширения угла зрения. Не выполняя тренинги, человек легко различает знаки, расположенные на площади сотни пикселей от точки направления взгляда.

Натренированные способности позволяют достаточно хорошо видеть группы печатных знаков. Тренировка, развивающая периферический обзор, пригодится, когда взгляд скользит зигзагом или от верхнего угла страницы к противоположному нижнему.

Отличное периферическое зрение увеличивает скорочтение, позволяя охватывать одним взглядом сразу нескольких слов. Если еще вычленять полезную информацию и «воду» пропускать мимо, скорость освоения текста увеличится.

Интернет предлагает специальный тренинг, когда человек концентрирует взгляд на экране с цифрами, буквами, после чего считает одинаковые знаки, видимые боковым, рассеянным взглядом. На клавиатуре надо набрать полученный результат.

Если вы правильно посчитали, круг для тренинга окрасится в зеленый цвет и увеличится. При отрицательном ответе круг становится красным и сужается. Так можно самостоятельно учиться читать быстро и правильно.

Уроки скорочтения советуют начинать с простейшего. Следите за движением своих глаз, не позволяйте взгляду возвращаться к предыдущим словам. Самостоятельно выбирайте для тренировки интересный или знакомый текст. Навык скорочтения приобретается, когда вы стараетесь обходиться без регрессии.

Не расстраивайтесь, если без повторного прочтения предыдущих слов на строчке, вы не все запомните и чего-то не поймете. Если информация не важна, в этом нет никакой потери. Но, когда вам эта информация интересна и нужна для работы, учебы, повторите прочтение этого абзаца, блока еще раз.

Но при этом взгляд пусть опять продвигается по строчке без регрессии, не нарушая плавное поступательное движение слева направо. Эти приемы скорочтения будут успешно усвоены, если вы уделите тренингу достаточно длительное время и повторите работу много раз.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Открывая секреты скорочтения, Павел Багрянцев на своем виртуальном канале современного мужчины раскрывает вопрос с несколько неожиданной стороны. Он предлагает научиться прочитывать целую книгу всего за 20 минут и запоминать прочитанное.

Его методика скорочтения основана на знании основных принципов написания книг. Если взрослому человеку вспомнить уроки русского языка и литературы, ему многое станет понятно. Любой учебник литературы советует начинать сочинение с составления плана. В плане всегда есть вступление, перечисление основных глав сочинения и заключение.

Также и в каждой книге есть оглавление. Для того, чтобы успешно усваивать информацию, Павел предлагает рассмотреть обложку книги, с двух сторон. Прочитать все, что там написано. Обычно в заглавие и короткую аннотацию на задней обложке автор вкладывает основную идею книги.

Теперь просмотрите первые страницы. Найдите полезную информацию. Иногда здесь бывает предисловие и короткое сообщение об авторе. На второй странице уже можно увидеть оглавление. Внимательно почитайте его. Вы сразу сможете определиться, какая глава вас интересует больше всего.

Откройте страницу заинтересовавшей вас главы. Прочитайте первые два предложения или первый абзац главы. Обычно в этих предложениях раскрывается информация всей главы.

В последнем абзаце подводится итог главы и короткое ее содержание, резюме. Чтобы быстро понять, о чем пишется в главе, достаточно прочесть первые и последние абзацы.

В принципе, вы уже и прочитали книгу. Если какая-то тема зацепила, вы можете спокойно насладиться подробным прочтением, покачиваясь на гамаке, теплым летним вечером. Задача скорого чтения выполнена полностью: информация, которой посвящено произведение вам понятна. На это ушло всего несколько минут.

Конечно, так нельзя читать учебники. Их изучают подробно и вдумчиво. Но обычное развлекательное чтиво, вроде рассказов о том, как разбогатеть, можно просмотреть, что-то запомнить, на чем-то заострить внимание и смело отложить в сторону.

Так изучают множество книг, расширяют свой кругозор, выуживая из большого количества информации то, что полезно и важно для деятельности человека, что необходимо запомнить.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами. Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном. Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации.

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для тренировки памяти, повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся. Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях.

Лучшие книги по скорочтению

Полезных книг для тренировки быстрого чтения много. Но каждый человек, зная свои ошибки и способности, самостоятельно должен выбрать понравившуюся методичку. Рекомендуемый список литературы, известных авторов, приводится ниже.

Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» (обзор книги)

Оригинальный сборник, в нем размещены специфичные задачки, технические советы, развивающие способности скорочтения.

Узнать больше о книге

Олег Андреев «Учитесь быстро читать» (обзор книги)

Советы психологического характера помогут скорее осмысливать и лучше помнить статьи. В данной литературе рассматриваются причины медлительного чтения. Задачки с примерами и объяснения помогут разобраться в собственных ошибках.

Узнать больше о книге

Павел Палагин «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» (обзор книги)

Полная энциклопедия, собрание методик, систем, алгоритмов, принципов скоростного прочтения.

Узнать больше о книге

Марат Зиганов «Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения» (обзор книги)

Большой сборник, с десятками задачек, примеров, рисунков и тестов на изучаемую тему. Наставления специалистов, рекомендации докторов наук, преподавателей и физиологов всего мира.

Узнать больше о книге

Узорова, Нефедова «Самый быстрый способ научиться читать» (обзор книги)

Учебник для любящих мам и пап, желающих видеть своих детей умеющими хорошо читать, без запинок, быстро мыслить, долго помнить, успешно учиться. Задания выстроены от простых к сложным.

Узнать больше о книге

Гузель Абдулова «Скорочтение для детей» (обзор книги)

Шестьдесят задачек для любимых малышей, украшающих нашу жизнь. Хорошо развивающие тесты и примеры.

Узнать больше о книге

Белолипецкий «Быстро читаем. Метод врожденной успеваемости» (обзор книги)

Упражнения и конструкции, представленные в учебнике, подходят детям, разделены по нарастанию сложности.

Узнать больше о книге

Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» (обзор книги)

Сборник методик и заданий для взрослых, активирующих мозговую деятельность, развития зрительной памяти.

За ограниченное количество занятий легко овладеть способностью усваивать много новых текстов, осмысливать, помнить большой объем информации в кратчайшие сроки. Эти навыки полезны не только для успешной сдачи сессии, но пригодятся в жизни. Красивая жизнь начинается с обладания информацией.

Узнать больше о книге

www.pamyatinet.ru

Техника быстрого чтения: преимущества и упражнения

Время — невосполнимый ресурс. В современном мире рациональный подход к его использованию имеет критически важное значение. Техники скорочтения — один из самых эффективных способов сэкономить время. Они будут полезны школьникам и студентам, каждому, чья деятельность связана с необходимостью обрабатывать большие объемы информации.

Опыт людей, сумевших освоить этот навык, позволяет формировать статистические данные. Средний показатель — увеличение скорости чтения в 5 раз. Но важно знать и о небольшом проценте людей, сумевших достичь удивительных результатов. Их эффективность повысилась в 20 раз.

В чем польза техники быстрого чтения

Экономия времени — далеко не единственное достоинство освоения этого навыка. Упражнения позволяют комплексно развивать умственные способности:

Память и концентрация внимания. Повышение скорости чтения — не самоцель. Методика направлена на улучшение восприятия текстовой информации. Она тренирует способность фокусироваться на работе. Это приводит к повышению эффективности чтения, улучшению запоминания сути и важных нюансов материала.

Творческие способности. Эта особенность стала неожиданным побочным эффектом методики. Анализ показал закономерность явления. Упражнения используют нетрадиционные методы развития навыков. Отступление от стандартов всегда приводит к раскрытию творческого потенциала человека.

Интуиция. Последние исследования в психологии доказали, что эта способность — результат опыта и накопленных знаний. Отличие заключается в том, что сигналы и решения принимаются на подсознательном уровне. Увеличение объема знаний и применение их на практике приводят к развитию интуиции.

Некоторые авторы методик скорочтения уверены, что эта практика приводит к физическому оздоровлению организма. В этом есть рациональное зерно. Многолетние исследования доказали положительное влияние высокого уровня интеллектуального развития и хорошего образования на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Основные правила быстрого чтения

Обучение состоит из двух направлений: овладение новыми навыками и отказ от старых привычек. Основоположник метода в России Олег Андреев выделяет несколько важных моментов.

Регрессия

Этим термином названы непроизвольные движения глаз во время чтения. Создается впечатление, что это не важно. Но из-за регрессии темп чтения существенно замедляется, ведь вы несколько раз просматриваете один отрезок текста. Распространенные причины этой привычки:

> Условные рефлексы, приобретенные во время обучения чтению.

> Сложный текст, который требует обострения концентрации и повторного просмотра отрезка.

> Привычка переосмыслять небольшие объемы информации.

Избавиться от регрессии непросто. Важно знать и помнить, что для непроизвольного запоминания информации достаточно одного прочтения текста. Но необходимо повышение сосредоточенности. В этом и заключается суть тренировки. Исключите все отвлекающие факторы и сконцентрируйтесь лишь на тексте.

Проговаривание

Еще одна привычка, приобретенная в детстве. Сначала нас учат читать вслух. Потом развивают навык восприятия печатного текста без проговаривания. Но активная мимика остается:

> Кто-то беззвучно шевелит губами, проговаривая слова.

> Многие не контролируют микро-движение мышц лица.

> У некоторых проговаривание происходит в речевом центре.

Избавиться от этой привычки усилием воли не получится, ведь вы не сможете сконцентрироваться на информации, которая излагается в тексте. Эффективно работает чтение под записи ритмов (быстрые сменяются медленными) без мелодии. Эти звуки выключают проговариание. Регулярные занятия позволят избавиться от привычки навсегда.

Важные навыки скорочтения

Необходимо перейти с горизонтального на вертикальное движение глаз. Это избавит вас от лишних затрат времени. Старайтесь вести глазами сверху вниз по центру страницы. Периферийное зрение будет захватывать расположенные ближе к краям слова. Вы сможете читать фразу целиком, не цепляясь за отдельные слова.

Используется прием выделения доминанты. Он позволяет концентрировать внимание на важных смысловых значениях, отсекая второстепенную информацию. Прием задействует логическое выделение и интуитивное восприятие текста.

Эксперты рекомендуют постоянно тренировать три навыка — внимательность, концентрацию и память. Эти качества станут незаменимым подспорьем в развитии скорочтения. Но достигая успехов в восприятии текста, вы будете улучшать память и концентрацию. Это комплексное развитие, которое окажет позитивное воздействие на все аспекты жизни.

Как научиться быстрому чтению

Тренировка этого навыка требует значительных психологических и умственных усилий. Важна регулярность. Каждый день необходимо читать несколько статей в газетах и журналах, по 50 – 100 страниц книги.

Олег Андреев предлагает заполнять таблицу. Указывайте в ней объемы в страницах и знаках, стили текстов, время чтения. Вы будете видеть прогресс занятий.

Не ограничивайтесь привычными для себя направлениями литературы. Работайте с разными стилями. Это позволит развить 5 типов чтения:

Сосредоточенное. Используется во время изучения узкопрофильных текстов (технические, медицинские, юридические). Это эффективный метод тренировки памяти.

Неспешное. Характерно для чтения художественной литературы.

Предварительное или опережающее. Используется для определения сути текста.

Беглое. Чтец получает приблизительное представление о содержании.

Скоростное.

Упражнения для развития быстрого чтения:

Используйте нестандартные способы. Чтение сверху вниз, снизу вверх. это базовая тренировка внимания и памяти.

Упражнение выполняется в паре. Один человек называет слово. Другой — ищет его в тексте любого стиля. Этот способ — эффективная тренировка внимания и концентрации.

Читайте через строку. Выбирайте для упражнения художественные произведения. Для деловой и узкопрофильной литературы этот способ просмотра текста не подходит. Упражнение развивает навыки беглого чтения, память и логику. Просматривая текст через строчку, вы будете улавливать смысл. Важно не останавливаться, концентрируя внимание на красивых участках или мелочах. Не забывайте, что вы тренируетесь.

Ускоренный просмотр (1 страница за 20 секунд). За это время необходимо определить основные слова, которые несут основной смысл. Пролистывайте страницы быстро и ограничивайтесь улавливанием сути текста, не теряя общий смысл. Такие упражнения и временные рамки по силам людям, которые занимаются некоторое время и владеют основными навыками запоминания. Не успеваете читать страницу за 20 секунд или теряете смысловую цепь? Установите на таймере больше времени.

Читайте в одном темпе, без замедлений и остановок. Важно двигаться вперед, не перечитывая одно предложение несколько раз.

Поработав с предыдущим упражнением, усложните задачу. Возьмите лист и опускайте его вниз страницы, закрывая прочитанный текст. Соблюдайте заданную в начале скорость.

Тренируя вертикальное чтение, ведите по странице пальцем на расстоянии 2 – 3 см от линии, на которой сфокусированы глаза. Этот метод позволит ускорить темп.

Тренируя быстрочтение, важно не форсировать события. Начинайте с небольших временных отрезков, делайте перерывы. Сначала сохранять концентрацию будет сложно. Работайте 5 минут, но с максимальной отдачей. Постепенно увеличивайте время выполнения каждого упражнения. Честно записывайте результаты в таблицу. Вы сможете анализировать их и определять, каким аспектам необходимо уделить больше внимания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расскажите друзьям:

bestlavka.ru

10 простых упражнений для развития навыков скорочтения — www.maximonline.ru

Прежде чем приступить к упражнениям, выясни свою нынешнюю скорость чтения. Прочти какой-нибудь текст. Желательно отключить телефон и удалить из комнаты посторонних. Не подгоняй себя, читай с обычной скоростью. Нам все равно не удастся проверить правдивость твоего результата, поэтому мы не будем смеяться над тобой, даже если ты покажешь очень слабые навыки чтения по складам. Засеки время на секундомере и приступай к тестированию.

Теперь справься с таблицей и определи, на каком уровне находятся твои читательские способности.

«С помощью приемов скорочтения любой темп можно повысить в 2—5 раз», — уверяет Юлия Орлова, преподаватель курсов скорочтения при Президентской бизнес-школе. Правда, для этого тебе придется не только прочесть эти упражнения, но и заниматься ими по часу в день. Задания можешь чередовать в любой последовательности: навыки, приобретенные в одном упражнении, пригодятся и в других.

 1. Смертельный проговор 

80% людей при чтении проговаривают слова. У одних (ведущих новостей, пользующихся телесуфлером) это выражается явно, у других — опосредованно. Иногда немую артикуляцию можно заметить по легкому движению губ читающего, но чаще — только при проведении рентгенокиносъемки гортани.

По словам Юлии Орловой, эту вредную привычку, тормозящую чтение, ты приобрел, учась читать — проговаривая текст про маму, моющую раму, по буквам, потом по слогам, затем складывая их в слова. В результате ты привык усваивать текст лишь после того, как проговоришь его. Но для понимания необязательно задействовать мышцы гортани.

Рассматривая фотографию, ты не объясняешь себе, что на ней изображено. («Так, что у нас тут? Девушка сидит на диване, волосы распущены, ноги расставлены... А-а! Понял!) Информация со снимка сразу передается в мозг, минуя органы речи. Того же самого можно добиться и при чтении.

Чтобы подавить движение губ, читая, прижимай их пальцем. Для борьбы с внутренним проговариванием читай текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Мышцы гортани окажутся задействованы, и мозг начнет принимать информацию напрямую. Первую неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму.

 2. Следуй за белой указкой 

Несмотря на то что тебе кажется, будто твои глаза при чтении плавно движутся по строке, в действительности зрачки совершают регулярные остановки через каждые 1,5—2 слова (кажущаяся плавность достигается за счет способности глаза оставлять на сетчатке увиденный образ). Хотя эти притормаживания и кратковременны, в сумме они могут занимать до двух минут на одну страницу.

Чтобы снять глаза с тормозов, используй особенность, приобретенную глазом в процессе эволюции. Помимо всего прочего, самый первый глаз был создан много миллионов лет назад еще и для того, чтобы улавливать движение (второй глаз был создан только для симметрии). Именно в движении и заключена основная информация о происходящем вокруг.

Возьми в руку карандаш и, ведя им под строкой, начни читать текст. Глаз, уловив движение, бросится за указкой, попутно читая то, что ты ему подсунул.

Освоившись с первоначальной скоростью, каждый раз ускоряй движение указки. Постепенно глаза привыкнут к возросшей нагрузке, и скорость заметно увеличится.

3. Не отступать 

«Кроме периодической фиксации взгляда и проговаривания самой распространенной ошибкой неискушенного читателя является регрессия глаз», — говорит Юлия. Определенное время при чтении занимает «отскок» зрачков влево для того, чтобы перечитать еще раз уже пройденное слово, которое, как тебе подсознательно кажется, ты пропустил или не понял.

Пристраститься к такому способу чтения ты мог в начальных классах школы и к настоящему времени уже не осознаешь этого, как не замечаешь давно выработанные рефлексы.

Здесь тебе пригодится визитная карточка, уже два года валяющаяся на столе, которую ты время от времени машинально перечитываешь, хотя и знаешь, чем там все заканчивается. Переверни визитку обратной (пустой) стороной, чтобы тебя не отвлекали буквы. Теперь начни читать любой попавшийся текст, закрывая каждое прочитанное слово карточкой (рис. 1).

Стремиться к понимаю текста необязательно. Сейчас для тебя важнее научиться не дать глазу совершить скачок в обратном направлении.

www.maximonline.ru

Скорочтение - виды, методы развития, упражнения

Первые шаги в чтении люди делают, учась распознавать буквы и слоги. Уже затем зрение воспринимает целые слова, словосочетания и даже предложения.

Это стандартная методика чтения, за счет которой развивается скорость, равная примерно 300 словам в минуту, чего достаточно для стандартных потребностей.

Тем же, кто хочет выйти за рамки привычного, стоит овладеть методикой скорочтения. Впоследствии в три-четыре раза увеличивается быстрота усвоения печатного текста, а качество понимания прочитанного не падает.

Скорочтение и его виды

Термин скорочтение употребляется по отношению к навыку, дающему возможность воспринимать текстовый материал со скоростью, существенно превышающей обычное чтение, с аналогичным или более высоким процентом запоминания. В этом — базовое достоинство метода и ключевое его отличие от прочих вариантов ознакомления с литературой.

Существуют следующие основные виды скорочтения:

  • аналитическое – наиболее медленное, но при этом и наиболее трудное, поскольку требует обработки и осмысления информации. Ввиду отсутствия специфической структуры усвоения для последней она не классифицируется. Развиваемая скорость чтения равна 3000 знаков в минуту;
  • ознакомительное – более легкий и вместе с тем быстрый вариант чтения. Человеческий мозг уже имеет строгую структуру знаний, и достаточно внесения дополнения за счет свежих понятий и фактов. Такое ознакомление с информацией уместно при работе с новостными текстами, историями. Скорость чтения превышает 4500 знаков в минуту;
  • поисковое – самое быстрое чтение. Его цель — поиск некой значимой информации в тексте. Позволяет обновить и освежить ранее приобретенные знания. В минуту удается прочитывать 10000-15000 знаков.

Наиболее целесообразный вид скорочтения выбирается исходя из конкретной ситуации, существующих потребностей и поставленных целей.

Что тормозит чтение?

В людях заложен потенциал для чтения текстов с высокой скоростью, однако не каждый преодолевает ограничения, выставляемые организмом и препятствующие этому. Проблемы кроются в наших собственных:

  • глазах, охватывающих достаточно небольшую часть текстового поля и постоянно возвращающихся к уже прочитанному;
  • языке, двигающемся при чтении (пусть даже про себя) текста;
  • мозге, который не имеет четкой стратегии и нередко не позволяет концентрировать внимание по полной.

Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Обучение чтению в детстве начинается с побуквенного проговаривания слов. Впоследствии процесс ускоряется, и человек становится в состоянии распознавать целое слово без дробления его на составляющие, однако привычка произносить слова у большинства все равно остается.

Даже несмотря на то, что слова проговариваются про себя, это все равно серьезно сказывается на скорости чтения. Обусловлено это переходом к следующему слову только после того, как предыдущее произнесено.

Полностью искоренить эту привычку крайне сложно, однако можно существенно ослабить ее негативное влияние. Для этого необходимо либо считать слова вместо того, чтобы их проговаривать, либо читать в более высоком темпе, чтобы внутренний голос попросту не успевал этого делать.

Регрессное чтение

Под регрессией в данном случае подразумевается непроизвольный возврат взгляда к тому месту, которое только что было прочитано. Данное явление обусловлено наличием отвлекающих факторов, низкой концентрацией внимания, а также недопониманием прочитанного. Наиболее простой способ решения проблемы – использование пальца или карандаша для слежения.

Это предотвратит возврат взгляда назад, а также позволит читать с более высокой скоростью при увеличении темпа движения указателя. В целом, если избавиться от рассеянного внимания, то и от регрессии в значительной степени можно будет избавиться.

Ограниченное поле зрения

Нетренированный человек способен охватить своим взглядом только одно-два слова, поэтому приходится пробегать по горизонтали строку за строкой. Чтобы расширить поле зрения, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения. Через какое-то время человек сможет охватывать взглядом всю строку, что позволит прочитывать страницы сверху вниз.

Когда метод скорочтения будет полезен?

Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.

Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.

Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.

В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях?

Большинство программ по скорочтению базируется на одних и тех же принципах и предусматривает выполнение схожих упражнений. Объясняется это тем, что причины, не позволяющие людям читать быстрее, в целом одни и те же. Упражнения условно разбиваются на две группы.

В первую входят направленные на устранение факторов, ограничивающих скорость, во вторую — обеспечивающие постепенное увеличение скорости чтения. При этом не существует никаких ограничений по их выполнению в домашних условиях.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей?

Прежде, чем начать обучаться скорочтению, ребенок должен научиться правильно читать. Человек вначале учится медленно ходить, а только затем бегает, медленно ездить, а лишь потом, когда навык будет отточен до идеала, — участвует в соревнованиях.

То же самое и с чтением: прежде, чем учиться читать быстро, необходимо научиться читать качественно, осознанно воспринимая информацию. Кроме того, должен полностью сформироваться речевой аппарат.

В противном случае ребенок, стараясь прочитать быстрее, будет попросту «проглатывать» части слов, и эта привычка так и останется на всю жизнь. В общем, скорочтению рекомендуют начинать учиться не ранее достижения возрастной планки в 14 лет.

Упражнения для увеличения скорости чтения

Чтобы увеличить скорость чтения, необходимо в первую очередь избавиться от того, что ее ограничивает, а потом уже работать собственно над ее повышением.

Устраняем внутреннюю речь

Избавиться от субвоализации можно путем проговаривания некой отвлеченной, не имеющей к чтению отношения, информации. Таким образом, речевой аппарат будет занят, и проговаривание будет невозможным.

Еще один интересный способ заключается в отстукивании специфического ритма Жинкина. Он идет вразрез с речевой ритмикой, и вместе с тем блокирует отвечающий за речь мозговой центр.

Развиваем периферическое зрение

Отличным способом увеличения площади, которую человек способен охватить своим взглядом, является использование игр-упражнений на основе специальных таблиц Шульте.

Еще один вариант – тренировка взгляда без фокусировки, позволяющего воспринимать более обширную площадь страницы либо экрана. Реализуя упражнение, при помощи рассеянного взгляда ищут как можно большее количество определенных элементов, не двигая головой и глазами.

Учимся догадываться

Во время чтения можно закрывать верхнюю половину строки листком бумаги, заставляя мозг работать более активно и догадываться о том, что там написано.

Кроме того, такой подход будет подталкивать к предпросмотру нижней строки, пока она еще полностью открыта. Упражнение, регулярно практикуемое, научит при чтении одной строки уже смотреть на другую, при этом не возвращаясь к предыдущей информации.

Читаем с указкой

Хорошо помогает увеличить скорость чтения использование карандаша или небольшой указки. Если водить ее под строкой, то, во-первых, исключается возврат к уже прочитанному, во-вторых, повышается собственно скорость «перемещения» по тексту.

Подавляем артикуляцию

Чтобы избавиться от привычки артикулировать читаемые слова, можно использовать следующие методы:

  • есть сухарики или жевательную резинку, занимая тем самым губы и язык;
  • слушать отвлекающую музыку;
  • высунуть язык изо рта, зажав его слегка зубами и сомкнув при этом губы. Таким образом, язык с губами окажутся обездвиженными, артикуляция станет невозможной, и скорость чтения возрастет.

Метод «зеленой точки»

Необходимо распечатать листок с текстом аутогенной тренировки, а в его центре нарисовать целеную точку. Поместив этот листок примерно на 30-сантиметровом расстоянии от глаз, следует сесть прямо и расслабить тело. После этого взгляд концентрируется на зеленой точке и происходит созерцание ее в течение 10 минут.

По прошествии трех месяцев ежедневных тренировок перед сном удастся существенно улучшить концентрацию внимания, научиться сосредоточивать внимание на главном, отбрасывая все ненужное.

Тренируем тарабарщину

Суть упражнения заключается в том, чтобы читать слова в реверсном порядке. Это способствует развитию мышления и внимания, повышает концентрацию. Вначале лучше тренироваться на словах и фразах, читаемых одинаково и слева направо, и справа налево, а после этого уже переходить к стандартным текстам.

Читаем вверх ногами

Тренировки чтения книг, перевернутых вверх ногами, благотворно сказываются на скорости чтения. Вначале необходимо прочитывать абзац или страницу книги, пребывающей в перевернутом положении, а затем, вернув ее в нормальное состояние, перечитать тот же отрезок заново.

Такой прием даст практически моментальный результат, текст сразу будет читаться значительно быстрее.

Метод «тик-так»

При выполнении упражнения взглядом охватываются не все слова подряд, как при стандартном чтении, а начало строки и ее конец. Естественно, при этом скорость чтения станет в разы более высокой, а основная суть прочитанного по-прежнему останется понятной и доступной для восприятия.

Чтение по диагонали

Подход связан с движением взгляда не построчно, как при стандартном чтении, а по диагонали страницы. Нельзя возвращаться к тому тексту, который уже был прочитан.

На первых порах недостаточно подготовленный человек сможет охватывать взглядом и усваивать небольшое количество информации со страницы. По мере оттачивания навыка количество охватываемых слов будет неуклонно увеличиваться.

Основное условие успешного освоения метода состоит в том, чтобы научиться вычленять базовые фразы, проходя мимо пустых и малозначимых выражений и слов.

Чтение должно начинаться с верхнего левого угла страницы и идти к ее нижнему правому. Тем, кто хорошо освоит описываемый метод, будет достаточно одного взгляда на страницу для понимания сути написанного на ней.

Чтобы упражнения, ориентированные на развитие скорочтения, оказались эффективными, необходимо выполнять их максимально ответственно и регулярно, не допуская пропусков тренировок.

logoprav.ru

Скорочтение

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу специальную программу "Быстрое чтение".

Оглавление:

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению – многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию – находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться – читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники – уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») – это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники, видео, тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Желаем вам успешно научиться быстро читать!

 

Перейти к первому уроку

 

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

4brain.ru

5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем, с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Вот несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов.

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит «по-детски», зато очень эффективно.

Техника «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные мо

externat.foxford.ru


Смотрите также