656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

У ребенка плохо


что делать, чтобы «спасти» детский аппетит. Сколько должен есть ребенок

Едва только мама слышит от своего ребенка протест «Я кушать не хочу!» — мгновенно в ее голове начинают роиться тревожные мысли: раз ребенок плохо ест — он наверняка заболел... И вот уже мама кричит «Караул!» и несется за помощью к подругам и докторам. Но на самом деле — так ли уж катастрофично отсутствие аппетита у детей? И в каких именно случаях отказ от еды действительно угрожает здоровью ребенка?

Для большинства мам плохой аппетит у ребенка - это реальный повод для беспокойства и паники: раз ребенок плохо есть - он наверняка болен! Но так ли это на самом деле?...

Нет аппетита у ребенка — есть проблема у родителей

Беспокойство мам по поводу отсутствия у их детей аппетита — когда ребенок плохо ест, или же некоторое время не ест вовсе — вполне объясним. Дело в том, что практически у любой женщины, едва она только становится матерью, «просыпаются» два сильнейших инстинкта: накормить и согреть свое дитя.

Поэтому мамы всего мира постоянно бессознательно стремятся к тому, чтобы их дети были сыты и не мерзли — то бишь женщины из века в век, подчиняясь древнейшей своей природе, кормят и кутают своих ребятишек вплоть до студенческой поры и далее.

Соответственно, когда ребенок теряет аппетит и плохо ест, подсознание мамы тут же начинает «бить тревогу» — с малышом что-то не так! Вот почему отсутствие аппетита у детей так болезненно воспринимается их мамами (и еще острее — бабушками). Это подтверждает и распространенное повсеместно народное клише: если ребенок толстый и хорошо ест — он здоровый, крепкий и счастливый, а если малыш — худощавый и кушает через раз, значит он — болезненный «доходяга», мимо которого не пройдет ни одна «болячка».

В действительности же это совершенно не так! Шансы на здоровую, активную и счастливую жизни одинаковы у обоих — и у прожорливого упитанного бутуза, и у тоненького малоежки.

Если ребенок бодр и весел, если у него нет никаких тревожных симптомов (кроме того, что ребенок плохо и нерегулярно ест), если он не демонстрирует никаких серьезных отставаний в росте и развитии, то и никакой проблемы отсутствия аппетита у такого малыша тоже нет. 

Ребенок плохо есть или не хочет есть вовсе? Ну и не надо его пичкать едой насильно! Отложите всю еду до следующего приема пищи. Главное правило здесь — никаких перекусов! Потому что нередко дети плохо едят на завтрак, в обед и на ужин исключительно лишь потому, что прекрасно питались в перерывах — печеньем, яблоками, бананами, конфетами и т.п.

Проблема избирательного аппетита у детей: котлеты не буду, а печенье — давай!

Нередко у ребятишек старше 2-3 лет резко проявляется так называемый избирательный аппетит. Как правило, во время завтрака, обеда и ужина они едят очень плохо и отказываются от пищи, а вот в перерывах охотно «точат» за двоих — сушки, сухарики, фрукты, хлеб, сладости и т.п. Со временем подобный избирательный аппетит становится серьезной проблемой для родителей, которые поднимают вопрос: «Как наконец накормить ребенка здоровой, полезной едой?»...

В этом случае поможет одно из главных правил питания детей после года: при любых проблемах, связанных с кормлением ребенка (плохо ест, иногда не есть вовсе, страдает недостаточной ферментацией, запорами и т.п.), совершенно не допустимы никакие кормления в промежутках между основными приемами пищи. 

Иными словами, если в вашем режиме значится: завтрак — 8:30, второй завтрак — 11:00, обед 13:30, полдник — 16:00, и ужин 19:00, то никакие приемы пищи в другое время строго недопустимы. Ни одной печенюшки, ни одной морковки, ни одного банана не должно быть съедено в «неурочное» время.

Заметьте, это не обязательное правило для всех детей, а только для тех, кто плохо ест (капризничает, плюется, отказывается от еды полностью, устраивает истерики) во время завтраков, обедов и ужинов. А если малыш без капризов нормально кушает в течение дня, то и в перерывах между основными кормлениями он может с аппетитом перекусывать без каких-либо ограничений.

Если ребенок плохо ест, задумайтесь – он не хочет или не может?

Не во всех случаях мы может однозначно сказать, что ребенок отказывается от еды именно потому, что он не хочет есть — то есть у него нет аппетита.

Бывают такие ситуации, когда отказ ребенка от еды связан как раз с тем, что малыш не может есть. А это принципиальная разница!

Отрадно, что дети старше двух лет уже худо-бедно, но могут уже как-то сообщить родителям о том, что они не могут есть, потому что их что-то беспокоит (например, всякое начало еды вызывает у них некие болезненные процессы или ощущения).

А вот новорожденные и малыши, увы, рассказать о своих проблемах не могут... Они просто не едят и плачут, оставляя прежде всего маму перед сложнейшей дилеммой: ребенок не хочет есть, или не может?

Чаще всего ребенок не может нормально принимать пищу из-за:

  • Проблем в полости рта (самая распространенная – стоматит).
  • Проблем в системе ЖКТ. Например, у малыша болит живот, у него запор, колики или кишечная инфекция и т.п. В этих случаях почти каждая попытка утолить голод будет вызывать у ребенка острую боль.
  • Затрудненного носового дыхания (например, заложен нос). Даже детям старшего возраста и взрослым очень сложно принимать пищу в обычном режиме и с аппетитом, когда дышать носом практически невозможно. А представьте, каково грудничку, который не может нормально сосать мамину грудь или бутылочку просто потому, что он не может одновременно и дышать, и есть.
  • Неадекватный вкус еды (как обычная еда, как и грудное молоко могут иметь неприятный для ребенка вкус — быть слишком соленым, горьким или чрезмерно кислым).
  • Неадекватная консистенция или температура пищи (слишком твердая или слишком жидкая, излишне горячая или наоборот — недопустимо холодная и т.п.)
Большинство перечисленных причин, приводящих к тому, что ребенок на протяжении некоторого времени плохо ест, у детей среднего и старшего возраста определяются без труда и мгновенно — достаточно просто поговорить с малышом. С грудничками же ситуация более сложная — они не едят и плачут, совершенно без каких-либо пояснений, что приводит молодую маму в предъинфарктное состояние. В этом случае диагноз поможет поставить педиатр по итогу осмотра малыша. А стало быть — если уже более двух суток вы не можете накормить младенца, не раздумывая идите на прием к врачу.

Что делать если ребенок плохо ест из-за болезни

И в этом случае, как и во всех предыдущих, нет никаких оснований воспринимать отказ ребенка от еды за трагедию. Во время острого периода болезни (и даже обычного недомогания) резкая потеря аппетита практически у всех живых существ — это биологическая целесообразность. Организм «отвлекается» от пищеварения, мобилизуя все силы на борьбу с болезнью. Пройдет день-два-три, и малыш сам вернется к нормальному режиму питания с повышенным аппетитом.

Другое дело — питье! Вот за количеством потребляемой жидкости во время болезни (например, во время ОРВИ, ветрянки, инфекционного мононуклеоза, любой кишечной инфекции и т.д.) родители должны следить строго — ни в коем случае нельзя допустить обезвоживания ребенка.

Поэтому если кормить малыша против его воли однозначно не следует, то вот поить все ж таки нужно в любом случае, даже если он и не испытывает явной жажды.

Сколько еды должен съедать ребенок

Несмотря на то, что этот вопрос крайне часто задают родители лечащим врачам своих детей, ни один специалист ни разу еще не ответил на него конкретно и однозначно — ведь все люди, и в особенности дети, индивидуальны. Один ребенок может в два года съедать полтора кг еды в день, но усваивать из этого объема лишь 200 г. А другой — малоежка — может съедать 300-400 г пищи и при этом усваивать ее почти без остатка. При этом и тот и другой будут чувствовать себя «на отлично» — скакать, безобразничать, веселиться и расти примерно одинаково.

В то же время родители могут по некоторым признакам понять, что в питании ребенка есть некоторые «пробелы» — например, организму малыша не хватает каких-то определенных веществ, витаминов или микроэлементов, или не хватает объема пищи для роста и развития и т. п. Вот эти «приметы»:

  • Ребенок существенно отстает от норм роста и веса.
  • У ребенка очевидные и постоянные проблемы с кожей, ногтями или волосами.
  • Ребенок малоактивен — неохотно двигается, быстро утомляется и т. п.

Заметив подобные симптомы, родители должны обратиться за консультацией к врачу.

Родителей всегда слишком сильно волнует вопрос — достаточно ли много съедает их ребенок ежедневно. На самом деле, эти тревоги в подавляющем большинстве случаев неоправданы. Близкие малыша должны обращать внимание отнюдь не на то, сколько ест их любимец, а на то, как он себя чувствует.

Напомним: ребенок может есть в неправдоподобно маленьких объемах, и при этом быть жизнерадостным, прыгучим и веселым малышом. А может и наоборот — с завидным аппетитом съедать половину семейного бюджета, но при этом постоянно испытывать недомогания и часто болеть.

Проблема плохого аппетита у детей — это вообще не проблема детей. Если они хорошо себя чувствуют, отказ от еды не грозит их здоровью ровным счетом ничем. Это почти всегда — надуманная и утрированная тревога домочадцев ребенка, в особенности его бабушек и мамы...

www.woman.ru

Если у ребенка плохой аппетит

Немало огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит их ребенка, поскольку он является одним из показателей состояния здоровья малыша.

Сниженный аппетит бывает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и почек, нервно-психических расстройствах, хронических инфекциях, в том числе при тонзиллите, гайморите, избыточном разрастании аденоидов, глистных инвазиях, гиповитаминозе. Нередко от еды отказываются дети «непоседы», с так называемым синдромом гиперреактивности. Во всех этих случаях восстановить аппетит можно только при лечении основного заболевания. Поэтому, если ребенок постоянно «не хочет есть», следует, сначала посоветоваться с лечащим врачом.

«Желание есть» (аппетит) тесно связано с уровнем глюкозы в крови, деятельностью органов пищеварения и центральной нервной системы. Чувство голода появляется при длительных перерывах между приемами пищи, которые приводят к снижению уровня сахара в сыворотке крови и рефлекторному сокоотделению в желудке; Выделение пищеварительных соков повышается в ответ на прием пищи, на него влияют также запах пищи, окружающая обстановка и настроение ребенка.
Возбуждению аппетита и улучшению усвоения пищи способствуют:

  • режим питания, обеспечивающий ритмичную работу органов пищеварения, своевременное и максимальное сооковыделение,
  • вкусно приготовленная еда и красиво сервированный стол,
  • хорошее настроение ребенка и готовность его к принятию пищи; самостоятельное пользование ложкой или вилкой.

Чтобы ребенок охотнее ел надо, по возможности, разнообразить меню, кормить его только в определенные часы и в спокойной обстановке, в чистом и проветренном помещении, не торопясь и ни в коем случае не заставляя его есть насильно. Все попытки развлечь малыша во время еды (картинки, сказки, игрушки и пр.) не способствуют улучшению у него аппетита, а лишь приучают есть, не замечая пищи.

Нередко сами родители являются виновниками того, что малыш отказывается от еды. Это свойственно большей частью семьям, где не соблюдают режим питания, в промежутках между основными кормлениями подкармливают ребенка мучными и кондитерскими изделиями, фруктами, излишне нагружают жидкостью, особенно соками. Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми.

Ребенок будет плохо кушать, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченного подвижной игрой или расстроенного, «со слезами на глазах». Следует учитывать также температуру окружающей среды и тела малыша, поскольку при перегреве повышается жажда, а сокоотделение и аппетит уменьшаются. Поэтому настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них тошноту и рвоту.

Наконец, необходимо учитывать, что на формирование аппетита могут влиять природные особенности организма, такие как характер обмена веществ, состояние пищеварительной, нервной и эндокринной систем и пр. Отказ малыша от определенных видов пищи, например молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер.

Вкусовые предпочтения ребенка складываются, как правило, под влиянием пищевого стереотипа семьи. Большое влияние на избирательность аппетита малыша оказывают вкусовые привычки семьи, например преимущественное употребление мясных блюд или гастрономических изделий, пристрастие к сладким и мучным изделиями и пр., а также социальные факторы, такие как материальное положение семьи и регион проживания.

Не следует заставлять ребенка есть продукты, от которых он категорически отказывается. В противном случае у него может сформироваться негативное отношение к обстановке, связанной с кормлением, возникнуть тошнота и рвота только при одном упоминании об еде.

К счастью вкусовые привычки детей со временем могут изменяться. Родителям же следует быть терпеливыми и проявлять кулинарную изобретательность.

nczd.ru

У ребёнка плохая память и внимание: что делать, причины проблемы

Способность малыша усваивать и запоминать все новое помогает ему развиваться. Однако зачастую у детей даже в раннем возрасте возникают проблемы, связанные с запоминанием. В этом случае родителям очень важно знать, что делать. Причины плохой памяти у ребенка — первое, что необходимо выяснить.

Поиск корней проблемы

Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.

Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:

  • Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
  • Затруднения в ответе на прямое обращение;
  • Проблемы в выполнении новых заданий;
  • Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
  • Проблемы с внимательностью;
  • Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.
Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.

К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.

Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.

Методики восстановления памяти

Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение. Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы. Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.

В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.

В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых. Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы. При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.

Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.

Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.

Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.

Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти. Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.

Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.

Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:


Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.

Важность правильного питания

Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:

  • Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
  • Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
  • Фрукты, овощи;
  • Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
  • Злаки — гречневая и овсяные каши;
  • Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
  • Мед, шоколад, сухофрукты;
  • Молоко — не менее 2 стаканов в день.

Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.

Рекомендации родителям

Родители часто пребывают в растерянности, если у малыша появляются признаки плохой памяти, и он ничего не может запомнить. Но надо не поддаваться панике и знать, что делать в таких ситуациях, как вернуть маленькому члену семьи утраченные навыки запоминания, как предупредить срывы в дальнейшем.

Мозгу как одному из важных органов постоянно необходим тренинг. Следует уделять больше времени для занятий по обучению и закреплению пройденного материала. Важны игровые моменты, ненавязчиво следует предложить малышу поиграть в игру с ключевым вопросом: «А что мы учили (смотрели, читали) вчера (позавчера, три дня назад)?».

Ребенок должен спокойно рассказать о событиях в школе, о разговоре в магазине, необходимо на таких бытовых примерах развивать навыки памяти. Заучивание стихотворений, прибауток, поговорок благоприятно действует на развитие памяти. Рекомендуется возвращаться по выученному материалу на несколько дней назад. Для помощи ребенку в запоминании стихов рекомендуется учить стихотворение по цветным картинкам. Логическая память усиливает запоминание пройденного материала.

Если у ребенка плохая память, а он не отрывается от планшета или смартфона и все свое свободное время проводит с «электронными друзьями», родители обязаны отвлекать его различными способами, предложить пойти в зоопарк, на выставку, в музей. Малыш должен получать новую информацию из внешней среды.

Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать

ourkids.ru

Плохая память у ребенка: что делать, причины

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто "живчик", постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, "Джунгли". Какие-то "серьезные" медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно - заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность - вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение "век живи - век учись" на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.

fb.ru

особенности и причины, способы лечения

Рейтинг автора

Автор статьи

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

У ребенка плохая память встречается чаще при наличии каких-либо заболеваний. Если эта проблема появилась в раннем возрасте, то следует принять меры, так как проблема будет усугубляться и у малыша возникнуть трудности с обучением.

Как формируется память у детей

Размышлять о памяти ребенка можно только в возрасте девяти месяцев. До этого момента родители замечают, что стоит им убрать игрушку, как интерес малыша к ней сразу пропадает. Он не ищет ее и постепенно забывает о ней. Но, когда ему исполнится 9 месяцев, малыш уже будет пытаться обнаружить пропавшую вещь. Это свидетельствует о появлении памяти.

Именно с этого возраста начинает появляться способность к запоминанию. И постепенно память все больше развивается.

Особенности памяти в детском возрасте

Дети обладают синкретичной памятью, то есть, они способны воспринимать мир в полном объеме, не разрывая эмоции с образами и предметами. Полученные впечатления у детей гораздо ярче, поэтому они надолго запоминают разные события.

В результате неразрывности союза эмоций и событий, дети обладают лучшей способностью к запоминанию.

Чтобы память в дальнейшем была развитой, рекомендуют укреплять ее с ранних лет. Благодаря получению большого количества информации у детей формируется восприятие и мировоззрение, которое сопровождает их на протяжении всей жизни.

Причины плохой памяти у ребенка

Заметить, что сын или дочка плохо запоминают, родители могут в дошкольном возрасте. В этот период малышей начинают готовить к школе, где они должны запоминать новый материал, получать образование. В такой ситуации родители волнуются за детей, что не лишено оснований. В дальнейшей жизни эта проблема способна нанести вред малышу. Он начнет отставать в обучении и развитии, страдать от насмешек сверстников, что повышает вероятность психических расстройств.

Почему память у ребенка плохая, волнует всех родителей. Это состояние может быть связано с:

  1. Усталостью. Если ребенок мало спит, отсутствует распорядок дня, то у него могут возникнуть проблемы с памятью.
  2. Изменением памяти. В возрасте 4-6 лет происходит изменение процесса запоминания. У ребенка появляются способности в управлении памятью. Запоминание опирается не только на восприятие и обретает больше смысла.
  3. Отсутствием интереса к происходящему и мотивации. Ребенок запоминает событие только, если у него для этого был мотив или стимул. Например, малыш услышал шутку и заметил, что она вызывает радостные эмоции у окружающих. Поэтому он запоминает ее, чтобы пересказать другим. Если информация важна, но у детей не появляется к ней интереса, родители должны создать стимул. Пытаться мотивировать ребенка страхом не следует, так как это не способствует эффективному развитию памяти.
  4. Чрезмерными нагрузками. Если в жизни дошкольника присутствует чрезмерное количество развивающих и обучающих занятий, то это негативно отразится на состоянии памяти. При этом снижается запоминание и пропадает интерес.
  5. Психологическими травмами. Событие, которое травмировало психику ребенка, могло произойти в прошлом.
  6. Стрессами. Во время переездов, семейных конфликтов, развода родителей и в других ситуациях ребенок переживает стресс. Это негативно отражается на всем организме. В том числе и на состоянии памяти. В этом случае необходимо обратиться к психологу.
  7. Заболеваниями. Нарушение памяти связано с развитием патологического процесса в организме. Это происходит при неврологических и отоларингологических болезнях, если ребенка беспокоят какие-то боли.
  8. Плохой тренировкой памяти. Если родители контролируют распорядок дня и питание ребенка, но все равно наблюдаются проблемы. Это может быть связано с недостаточной ее тренировкой. Ситуацию можно быстро исправить, если начать регулярно заниматься. Особенно, родители беспокоятся, если одновременно с плохой памятью наблюдаются проблемы с речью. Важно срочно обратиться к неврологу и обследовать малыша.
  9. Неправильным питанием. Если в развивающийся организм не поступает достаточное количество полезных компонентов, то возникают различные нарушения. От недостатка витаминов и питательных компонентов больше всего страдает головной мозг.

Игнорировать проблему нельзя, так как ухудшение памяти возникает при заболеваниях. Нужно провести обследование, выяснить причину проблемы и определить эффективные методы улучшения ситуации. Нарушение памяти связано с:

Родителям, обнаружившим, что у ребенка 5 лет плохая память, следует не выказывать свое беспокойство. Он не должен знать о страхах и выводах мамы с папой. Не стоит напоминать ему о проблемах. Лучше предложить специальное упражнение, развивающую игру, записать ребенка на подготовительные занятия для дошкольников. Но это все предпринимают только после исключения всех возможных патологий.

У детей наблюдают ученическую рассеянность и плохую память. Это связано с высокой активностью. Во время стремительного роста увеличение размера костной ткани не успевает справляться с развитием мозга.

По этой причине может наблюдаться плохая память у подростка. Это касается мальчиков, которые за лето вырастают на 10 сантиметров. Они страдают от головных болей, высокого внутричерепного давления. Эти неприятные ощущения не дают сосредотачиваться и успешно усваивать новую информацию.

Современные школьники получают слишком много информации. Поэтому причиной рассеянности и плохой памяти иногда выступает учитель или равнодушные родители.

Если мама не помогает ребенку решить задачу, а только кричит на него, то он станет еще более невнимательным и рассеянным. Наказаниями нельзя добиться улучшения.

Методы лечения

Когда у ребенка плохая память, что делать? Этот вопрос волнует всех родителей. Важно оградить малыша от перегрузок, которые приводят к рассеиванию внимания.

Для профилактики проблем тренировки начинают еще с раннего возраста. Для этого нужно разучивать стихи, песни, читать сказки и рассказы. Рекомендуют использовать сказки, в которых много раз повторяются слова и фразы. Благодаря этому ребенок зафиксирует их в памяти.

Когда малыш начинает сам рассказывать стихи, взрослые должны хвалить его, так как успех положительно влияет на детей, и они начинают стремиться снова получить похвалу.

Важно общаться с детьми, обсуждать разные темы и спрашивать о проведенном дне.

Тренировки включают игры. Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно.

Существуют также препараты, улучшающие память и внимание для детей. Назначать их должен только врач. Обычно используют лекарства вроде Ноотропила, Пирацетама, Аминалона.

Больше внимания следует уделять питанию. Организм должен получать достаточное количество питательных веществ и витаминов. Важно избегать жирных продуктов, избыточного потребления сахара.

Для успешного запоминания информации, устранения рассеянности, следует улучшить снабжение головного мозга кислородом. Этого добиваются танцами, спортом, гимнастикой. Ежедневные прогулки, легкие гимнастические упражнения, позволят улучшить состояние здоровья ребенка.

Дети должны регулярно гулять на свежем воздухе. На улице нужно проводить не менее четырех часов. Если погода плохая откладывать прогулки не следует. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно улучшить способности к запоминанию.

Как работать с маленькими детьми с плохой памятью, родителям объяснит психолог. Простой игрой для тренировки памяти является запоминание знакомых малышу предметов. Перед ним раскладывают предметы, похожего размера и рассматривают их вместе несколько минут. После этого родители убирают одни предмет и просят ребенка вспомнить, чего не хватает.

Постепенно игру усложняют. Для этого он не только определяет пропавший предмет, но и определяет его местонахождения.

Существуют специализированные игры для тренировки памяти. Одна из них называется «Мемори». В нее входят карточки с изображением знакомых детям персонажей из мультиков. Малыш запоминает увиденное.

Тренировать память очень трудно. На быстрый успех рассчитывать не придется. В отдельных случаях причины плохой памяти это неврологические патологии. Определить их наличие или отсутствие врач сможет в ходе беседы с родителями и маленьким пациентом. Если есть показания, назначают лабораторные и инструментальные методы, на основании которых и подбирают лечение.

golovaum.ru

Плохой аппетит у ребенка 5 лет: как заставить ребенка кушать

Плохой аппетит и отказ от еды, капризы за столом - самая большая проблема родителей любого ребенка. У пятилеток уже сформирован свой вкус, ритм питания и особенности пищевого поведения. Зачастую проблемы с аппетитом надуманы, и родители переживают зря, ребенку вполне хватает энергии, получаемой с пищей.

Зачастую бывают ситуации, когда ребенок 5 лет отказывается от еды, капризничает и не желает съесть даже пару ложек. Родителей всегда беспокоит плохой аппетит у детей, и они всеми правдами и неправдами пытаются насильно запихнуть в малыша суп, котлеты или кашу. Но стоит ли так желать, нужно ли кормить ребенка, если он не хочет или дать ему проголодаться? Какую тактику избрать для малоежек и тех, кто перебирает еду, плохо ест?
Прежде всего, нужно разобраться, почему ребенок плохо ест в 5 лет. Итак, самой основной причиной плохого аппетита у детей, естественно, являются заболевания. Если ребенок, который до этого совсем неплохо кушал, резко отказывается от еды, даже любимой, возможно, он заболевает. Это естественная причина, организм бросает все силы на то, чтобы справиться с болезнью, и пищеварительные функции снижаются. Если ребенок в 5 лет мало ест на фоне простуды или каких-либо заболеваний, не стоит наседать на него и кормить через силу. Такое питание пользы не принесет, пища не будет полноценно усваиваться и организму будет сложно. Стоит перейти до выздоровления на легкую диету, больше пить и активно лечиться.
Иногда дети плохо питаются из-за запоров, дискомфорта в животе или пищеварительных проблем. Тогда необходимо полноценное обследование, и составление рационального меню при помощи врача. Иногда помочь в исправлении ситуации могут ферментные препараты и пробиотики.
Если малыш здоров, бодр и весел, растет и развивается нормально, при этом ребенок 5 лет плохо кушает, что делать тогда? Собственно, нужно понять для себя, что ему вполне хватает той энергии, которую он получает из пищи. Если же вам хочется, чтобы его питание стало более полноценным и правильным, нужно критически пересмотреть сложившуюся ситуацию. Прежде всего, дети плохо едят в силу того, что они мало двигаются и много времени проводят дома. Активно бегающий по улице 2-3 часа подряд ребенок вряд ли пожалуется на плохой аппетит и сон. Поэтому, увеличьте время пребывания на улице, кислород активно сжигает калории и стимулирует аппетит.
Другой проблемой плохого аппетита является нарушение режима, если дети питаются всегда в разное время, их пищеварение не может формировать условные рефлексы на прием пищи. При регулярном питании ко времени очередного приема пищи желудок и кишечник начинают активно производить соки, чем стимулируют центр голода. Если ребенок ест не по режиму, эти рефлексы не могут работать, тогда и голодным малыш просто не будет.
Как заставить ребенка 5 лет кушать, если он капризничает и не хочет суп или котлеты? Прежде всего, откажитесь от любых перекусов в течение дня. Коробочка сока, печенье, конфета – эти продукты сильно калорийные, сладкие и перебивают аппетит. Они повышают уровень глюкозы в крови и дают мозгу команду, что организм поел. Ко времени завтрака или обеда, если малыш до этого перекусил, аппетита не будет. Поэтому, все сладости и десерты – только после основного приема пищи. Не стоит насильно заталкивать в ребенка еду, сделайте так, чтобы он сам захотел попробовать. Красиво украсьте блюда, привлеките его к их приготовлению, сервировке стола.

Теги по теме: питаниедети 3-7

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

8 причин из-за которых ребенок плохо ест

Плохой аппетит или его внезапное ухудшение – очень часто встречающаяся ситуация, которая не может не волновать родителей.
Практика показывает, что чем больше родители пытаются применить различные уловки и ухищрения, тем реже и реже они срабатывают.

Что же делать?

В некоторых случаях могут быть совершенно объективные и достаточно серьезные причины для снижения аппетита.

Аппетит – это всегда состояние со знаком «плюс». В стародавние времена работника перед тем, как принять на работу, обязательно кормили. И брали только в том случае, если он ел с хорошим аппетитом – это считалось признаком здоровья.

В современном мире, при избытке и разнообразии еды, а так же, при наличии различных стрессов, ситуация уже не такая однозначная. А оценка состояния взрослого человека по его аппетиту осталась.

Но взрослые вырастают из детей. И именно из детства к нам приходят наши многочисленные пищевые привычки и пристрастия.

Здесь можно было бы поговорить о формирования правильного пищевого поведения и правилах «измерения аппетита» у детей, но это слишком обширная тема и её мы будем обсуждать на тренинге «Прикорм от А до Я», который состоится уже 10 и 11 октября. А в этой статье я расскажу Вам о причинах, по которым у Вашего ребёнка может быть снижен аппетит.

Очень важно уметь отличать истинное снижение аппетита от ложного. При ложном снижении аппетита у ребенка нет никаких проблем ни с едой ни со здоровьем, но при этом родители недовольны количеством съеденного.

Обязательно обратите внимание, если у Вашего ребенка:

  1. Гипотрофия (хроническое расстройство питания, при котором в организм попадает недостаточное количество питательных веществ или нарушено их усвоение, что приводит к снижению массы тела. Такие дети выглядят худощавыми, бледными, их подкожно-жировой слой сильно истончен.
  2. Признаки гиповитаминоза (дефицита витаминов) и микроэлементов. К общим признакам гиповитаминозов относят: снижение иммунитета, склонность к частым инфекциям и затяжное их течение; быструю утомляемость и общую слабость; сниженную эмоциональная активность (у ребенка снижается интерес к происходящему вокруг). Внешними проявлениями гиповитаминоза могут быть: сухая/бледная/шелушащаяся кожа, в уголках рта можно наблюдать не проходящие «заеды», увеличивается ломкость волос и ногтей, они становятся тусклыми.
    И первое и второе часто может возникать при избирательном снижении аппетита (ребенок предпочитает только несколько определенных продуктов, а остальные игнорирует/избегает). Это вызывает уменьшение поступления в организм микроэлементов и витаминов. Недостаток можно определить, например, анализом крови на витаминный и минеральный состав.
  3. Ребенок может плохо есть, когда плохо себя чувствует. Это нормальная реакция человека на заболевание, т.к. все силы организма в этот период идут на то, чтобы победить болезнь и выздороветь. Организм экономит ресурсы и не тратит энергию «на питание и переваривание пищи». Аппетит приходит в норму после выздоровления. (Обратите внимание: больные животные никогда не едят, они отлёживаются и отсыпаются).
  4. Поражение ротовой полости (стоматит, молочница, режущиеся или больные зубы). Чтобы было НЕ больно, дети начинают отказываться от еды.
  5. Нарушения работы различных органов пищеварительной системы ( желудка, кишечника, двенадцатиперстной кишки). Эти нарушения диагностируются с помощью УЗИ-исследовании. У таких деток также можно наблюдать отказ от приема пищи, доходящий до боязни. Обычно, такие дети сами стараются избегать соленую, острую или копченую еду, не любят ее. А если любят, то как только съедят, начинают испытывать боль/неприятные ощущения в области живота.
  6. Паразиты (например, лямблии, аскариды и прочие). Насторожить Вас должны жалобы на периодические боли в животе, нарушение сна, жалобы на зуд в заднем проходе. Выявить «злодея» помогают соответствующие анализы.
  7. Избирательное снижение аппетита по отношению к определенным группам продуктов. Например, дети с заболеваниями желчевыводящей системы обычно интуитивно избегают пищи, стимулирующей секрецию желчи и усиливающую боль – жирную, тушеную и жареную пищу. При непереносимости белков коровьего молока ребенок отказывается от молока и продуктов на его основе. И так далее. Скорректировать ситуацию можно правильно подобранной диетой и лечением. Диагностика и лечение происходит под наблюдением врача.
  8. Повышенная нервная возбудимость. Возбужденный ребенок с трудом может выделять необходимое количество слюны, поэтому ему сложно приходится с суховатой пищей. При сильном стрессе могут возникать проблемы с глотанием из-за спазмов горла.

Для диагностики пищевого поведения ребенка необходимо, в первую очередь, прояснить общее состояние здоровья ребенка, его активность, показатели роста и веса и их динамику, особенности ритма питания.

Первичную диагностику состояния аппетита своего ребенка и его базовую коррекцию может провести каждый родитель, обладающий определенным набором знаний и навыков по вопросу питания и прикорма.

Для получения этих знаний требуется осилить очень много литературы. Еще столько же времени нужно на то, чтобы попробовать применить все прочитанное на практике, затем проанализировать ситуацию и взять из того, что получилось, только самое эффективное и уже окончательно внедрить в свою жизнь…

Дети растут быстро. Решение нужно здесь и сейчас. Второй шанс «порепетировать» в материнстве выпадает не каждому. Самый короткий способ достичь результата в материнском искусстве – спросить и/или научиться у того, кто знает и умеет.

И у вас сейчас есть замечательная возможность, чтобы разобраться с вопросом прикорма и аппетита Вашего ребенка раз и навсегда на моем авторском Интернет-тренинге «Прикорм от А до Я».

На этом тренинге Вы узнаете все, что Вам нужно для того, чтобы помочь Вашему ребенку и всей Вашей семье раз и навсегда решить вопросы, связанные с питанием Вашего ребенка.

Регистрируйтесь на тренинг «ПРИКОРМ малыша от А до Я»

>> Чтобы участвовать, зарегистрируйтесь здесь

С любовью и уважением,

Любовь Кузьмина, специалист по перинатальной психологии, грудному вскармливанию и уходу за ребенком

Читайте также:

ipsyholog.ru


Смотрите также