656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

При зпр препараты


лекарства при ЗПР

психиатр соберет анамнез, далее дефектолог 15 мин, если первично может подольше, логопед столько же, невролог если есть жалобы, в генетику могут послать по желанию, исследования сделают уздг, ээг, эхо, на второй визит психиатр даст вердикт с которым как хочешь так и живи. Наблюдать вас будут уже по месту прописки в ПНД куда поставят на учет после 6ки. В общем никакой помощи кроме диагноза вы не получите, разве что диагностика ээг уздг это плюс, заниматься будете сами, может предложат стационар, если согласитесь, мы отказались, ну по крайней мере так было у нас, занимайтесь с дефектологом и логопедом, просто если отставание у вас 1,5 года это точно у.о. в 6ке. оно вам надо? Ну почитайте в других детях там многие были, и многие не соглашаются с диагнозами, хают 6ку, туда не надо идти если у ребенка зпр, если есть подозрения на более тяжелое заболевание как аутизм например, серьезные поведенческие проблемы, нет речи вообще, тогда да, а у вас он выправится за эти 2 -3 года очень сильно, проблемы конечно останутся. Наличие диагноза не поможет устранению проблемы, скажите вам будет легче если вам будет выставлен диагноз у.о. даже на пару лет? Вы же все равно будете заниматься с ребенком, вот когда не будет прогресса от занятий пойдете в 6ку. Но это ваш ребенок, моему в 4 года выставили у.о. ни в одном месте куда возила ребенка диагноз мне не подтвердили, все ставили задержку под вопросом, многие списывали на особенности конкретного ребенка, неврологии у нас много да, на сегодняшний день ребенку 6 у него операции в уме в пределах 10, 20 путается. Считает до 100 и обратно. Дальше просто не пробовали, т.е. математика выше нормы говорят все в один голос, вчера были в 6ке и все равно дефектолог пишет задержка умственного развития- это при том, что ребенок сделал все правильно, ни разу не ошибся, разве что не смог правильно сформулировать свои мысли- у нас специфическое расстройство речи. Четвертый лишний назвал, рассказ по картинке составил, в правильном порядке их разложил, я честно даже сама удивилась. С онр 2 стало 3. Как она мне объяснила, если программу он не будет тянуть школьную и мы снова обратимся в ним то ему будет опять выставлен данный диагноз все кто не справляются со школьной программой в 6ке получается сразу у.о.? Ну и где тут профессионализм? При том, что у.о. это по сути тот диагноз который не может быть снят, если вы почитаете подробнее, снят он может быть только в том случае если установлен неверно, а сегодня у.о. есть, завтра нет такого быть не может, это стойкое нарушение. А мне именно на это и намекнули, у меня сложилось впечатление что они не хотят вот так просто отпускать своего клиента.

eva.ru

ᐉ Ноотропы, нейролептики для детей аутистов, список препаратов и описание

Лечение препаратами ноотропного действия детей с нарушениями когнитивной, эмоциональной, социальной функции не имеет однозначной положительной или отрицательной оценки. Лечение ноотропами при аутизме вызывает наибольшее количество споров среди медицинских работников и неоднозначную оценку их эффективности среди родителей. Что такое ноотропы и какое действие они оказывают?

Ноотропы – что это за лекарства?

Ноотропами называют группу препаратов, которые, как заявляют производители, оказывают стимулирующее действие на метаболические процессы в головном мозге человека. На первых порах данные препараты применяли для лечения пожилых пациентов, людей с перенесенными поражениями мозга или травмами. В семидесятых годах прошлого столетия впервые была сделана попытка вывести ноотропы (пирацетам) в отдельный класс препаратов.

На сегодняшний день различают несколько групп:

  1. Рацетамы – первые препараты этого направления.
  2. Препараты гамма-аминомасляной кислоты.
  3. Растительные стимуляторы (женьшень, гинко-билоба).
  4. Аминокислоты. Самым распространенным препаратом этого ряда является Глицин.

Обратите внимание! Ноотропы не вызывают привыкания, синдрома отмены при их длительном применении. Однако действие этих лекарств недостаточно изучено, их эффект не всегда предсказуем.

Кому показаны ноотропы?

Сегодня это распространенные в терапевтической и педиатрической практике препараты, которые показаны пациентам для:

  • стимуляции нейромедиаторов головного мозга при дегенеративных, посттравматических изменениях;
  • улучшения психологического состояния, коррекции памяти, стимуляции когнитивных возможностей при лечении алкоголиков и наркозависимых больных;
  • облегчения процесса адаптации в стрессовой ситуации;
  • стимуляции пациентов заторможенностью, апатией;
  • антидепрессивной терапии.

Следует понимать, что ноотропы не являются препаратами, которые способны улучшить когнитивные способности индивида радикально. Однако они способствуют улучшению клеточного питания мозга, что стимулирует память и умственную деятельность человека.

Ноотропы при лечении детей

Обратите внимание! На сегодняшний день не существует научного доказательства эффективности ноотропов!

Основным направлением терапии при аутизме у детей является лечение препаратами ноотропной группы. Ноотропное действие проявляется в виде улучшения энергетического состояния нервноклеточных структур, ускорения нервносистемных и импульсных процессов, кислородного насыщения мозга и укрепления нервноклеточных мембран.

Кроме того, ноотропы улучшают обменные процессы в мозге, оживляют восприятие и укрепляют память, повышают интеллектуальные способности.

Аргументы в пользу лечения основаны на биологическом родстве действующих веществ данных препаратов, с естественными психостимуляторами, которые вырабатываются организмом человека.

Их применение запрещено или строго ограничено на территории Европы и США. Большое распространение в лечении детей эти препараты получили на постсоветском пространстве.

Препараты, которые широко применяют в педиатрии:

  • Пирацетам,
  • Нейромедин,
  • Олатропил,
  • Энцефабол,
  • Цереброкурин,
  • Кортексин,
  • Актовегин,
  • Нейромультивит,
  • Глицин.

Их выписывают:

  1. при задержке речевого развития;
  2. при педагогической запущенности;
  3. при умственной отсталости, которая вызвана пробелами в развитии ребенка;
  4. родившимся раньше срока;
  5. с диагнозом ДЦП в комплексной терапии;
  6. при аутизме для стимуляции или торможения психофизических реакций ребенка.

 

  • Пирацетам — считается самым главным ноотропом, основателем более современных медикаментов этой группы. Он благотворно воздействует на головномозговые структуры, симулируют процессы памяти, повышает концентрацию внимания и обучаемость. Производится в виде капсул и таблеток, инъекций. Деткам до годовалого возраста принимать Пирацетам не рекомендуется, как и малышам, имеющим психомоторное возбуждение.
  • Олатропил — комбинированный препарат ноотропного действия. Основными компонентами выступают пирацетам и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Производится в виде капсул. Комплексное воздействие активных составляющих препарата способствует усилению ноотропного и антигипоксического эффекта, происходит повышение трудоспособности и устойчивости внешних стрессовых факторов. Применяется у деток старше 8 лет.
  • Нейромидин — в инструкции к данному препарату указано, что детям он противопоказан, однако, специалисты в области неврологии часто назначают медикамент маленьким пациентам. В результате применения препарата у детей восстанавливается нервноимпульсная передача, улучшается обучаемость и память, нормализуется сердечный ритм и умеренно стимулируется нервносистемная деятельность.
  • Цереброкурин —  достаточно эффективный препарат при аутизме детей. Основные затруднения при данном заболевании наблюдаются в отношении выполнения определенных действий, при которых необходима координация отдельных головномозговых отделов. Применение Цереброкурина способствует улучшению согласованности в работе различных отделов мозга и стимулирует межнейрональное взаимодействие. Медикамент обеспечивает длительную жизнеспособность нейронов, улучшает головномозговую микроциркуляцию и поведенческие реакции, обучаемость и память.

У некоторых родителей заслужил доверие ноотропный препарат Кортексин, при аутизме показывает неплохие результаты. Ноотропные медикаментозные препараты при аутизме считаются основой терапии и назначаются практически всем пациентам.

Исследования показывают, что эффект применения ноотропов у детей с высоким IQ заметнее. Лечение умственной отсталости, которая вызвана органическими причинами, препаратами ноотропного ряда не дает заметного эффекта. Отмечается незначительное улучшение двигательной активности, памяти.

При аутизме

Лекарственная терапия в лечении детей с аутизмом занимает значительное место. Однако достоверных, систематизированных данных о влиянии нейростимуляторов на состояние детей с аутизмом нет.

Лечение проводят по следующей схеме: прием препарата в течение 3-5 месяцев без перерыва, далее повторяют с годичным интервалом.

Препараты назначают в зависимости от поведения:

  • Если ребенок с аутизмом легко возбудим, непоседа, то назначают Пантогам, Фенибут. Эти лекарства обладают успокаивающим эффектом, стимулируют память, внимание, повышают работоспособность.
  • При заторможенности показаны Пикамилон, Энцефабол, Когитум. Препараты стимулирующей направленности обязательно давать утром, чтобы избежать нарушений сна.

Отзывы родителей в большинстве своем не подтверждают значимую эффективность ноотропов при лечении аутизма. Некоторые родители отмечают ухудшение поведения при приеме данных препаратов.

Статья в тему: Микрополяризация головного мозга

Ноотропы для детей с ЗПР

При задержке развития психоэмоциональной сферы ребенка страдает развитие его речи. Диагностируют данную проблему после 3-5 лет. Считается, что лечение ноотропами дает хороший результат. Назначает лечение врач невролог. Наиболее распространенный препарат при задержке речи Когитум.

Обратите внимание! Что прием препаратов без дополнительных занятий с педагогами, психологом, логопедом эффекта не даст!

На сегодняшний день, поскольку ноотропы считаются безопасными лекарствами, назначение их часто носит предупредительный или профилактический характер. Принцип «на всякий случай, вреда не будет» в педиатрической практике недопустим.

При нарушении привязанности и гиперактивности

При гиперактивности у ребенка ему могут быть назначены Пантогам или Фенибут. Производные гамма-аминомасляной кислоты контролируют процессы торможения в мозге ребенка.

Лекарственную терапию данными препаратами назначают после 3 лет. Назначение проводит врач невролог.

Ноотропы в уколах

В некоторых случаях детям назначают инъекции препаратов ноотропного действия:

  • Церебролизин. Препарат показывает хороший эффект при лечении «говорящих» аутистов. Он стимулирует память и речь. Противопоказан при заболеваниях внутренних органов. Перед назначением обязательно обследование.
  • Кортексин. Показывает хорошие результаты при лечении когнитивно сохранных детей с ДЦП. Допустимо применение при эпилепсии.

Ноотропы для недоношенных детей

Применение ноотропов в лечении недоношенных детей нельзя рекомендовать или запретить однозначно. Трудные или преждевременные роды по-разному сказываются на здоровье, развитии малыша. Классическая педиатрия использует при недоношенности Пирацетам и его производные для улучшения питания мозга на клеточном уровне.

Таким образом, полезны или вредны ноотропы детям на сегодняшний день однозначного ответа нет. Следует помнить, что никакая таблетка не заменит любви, заботы и развивающих занятий для малыша с проблемами.

Нейролептики

При аутизме нейролептики считаются обязательной составляющей комплексной терапии. К данным препаратам относят медикаментозные средства для терапии психозов и тяжелых расстройств психики. Нейролептики при терапии аутизма у детей оказывают успокаивающий эффект, снижают реакции на внешние раздражители, ослабляют напряженность и психомоторное возбуждение, подавляют агрессивность и страх.

Обычно антипсихотические медикаменты от аутизма применяются для коррекции агрессии и двигательной расторможенности, аутоагрессии и тревожности, страхов и стереотипного двигательного возбуждения.

Некоторые нейролептики вроде Рисполепта, Трифтазина повышают речевую активность и улучшают контактность и открытость ребенка, повышают интеллектуальную продуктивность. Обычно в лечении детей применяются препараты вроде Галоперидола или Рисполепта, Сонапакса или Страттеры и пр.

  • Рисполепт. В аннотации к препарату указано, что отсутствуют сведения о его применении у пациентов младше 15-летнего возраста. В действительности существует реальный опыт применения Рисполепта при аутизме у детей, причем весьма успешный. Эти данные доказывают относительную безопасность использования медикамента в педиатрии. Уже к концу первой недели приема препарата отмечается улучшение мыслительной деятельности – дети лучше сосредотачиваются, легче поддаются обучаемости.
  • Страттера – распространенный и достаточно эффективный препарат для лечения СДВГ у деток с 6-летнего возраста. Препарат относится к медикаментам нового поколения. Это симпатомиметик, оказывающий центральное действие, оказывающий блокирующее воздействие на процессы обратного захвата норадреналина. Препарат не является амфетаминовым производным и не относится к психостимуляторам.

Препараты данной группы могут вызвать состояние дремоты, способствуют усилению воздействия снотворных медикаментов, но сами выраженным снотворным воздействием не обладают.

Антидепрессанты

Некоторые авторитетные психиатры рекомендуют назначать при аутизме антидепрессанты, имеющие седативное воздействие. Обычно назначаются тимоаналептики:

  • Пиразидол,
  • Золофт,
  • Лудиомил,
  • Амитриптилин и пр.

Самым распространенным препаратом данной группы считается Амитриптилин. Принимают его курсами длительностью 4-5 месяцев, потом делают перерыв в 4-12 недель.

Препарат помогает улучшить контакт с пациентом. Положительные результаты появляются уже в конце первого-начале второго месяца терапии, они проявляются в виде возросшего интереса к окружающей жизни, улучшение контакта с близкими.

Препарат Амитриптилин не излечивает аутизм как таковой, его действие направлено на повышение контактности, что создает предпосылки для работы специалиста с маленьким пациентом. К побочным реакциям данного препарата относят частые побочные реакции вроде сонливости и пониженного АД, тошнотных недомоганий и запоров, постоянной жажды и пр.

Транквилизаторы

Транквилизаторы применяют при выраженных тревогах и страхах. Подобные состояния зачастую препятствуют нормальному развитию ребенка и затрудняют работу с ним специалистов психологической и педагогической практики.

У пациентов дошкольного возраста обычно используется Атаракс.

  • Это медикаментозное средство в виде таблеток и сиропа, которое назначается малышам старше годовалого возраста, дозировка подбирается по весовым показателям.
  • В результате приема Атаракса нормализуется сон, исчезают страхи и тревожные состояния.
  • Но длительный прием препарата противопоказан из-за высокого риска побочных реакций вроде сонливости и тошноты, головных болей и понижения АД.

Нормотимики

Нормотимики контролируют аффективные проявления и обеспечивают профилактический эффект при биполярных расстройствах. Препараты стабилизируют настроение у аутичных подростков, редуцируют поведенческие нарушения.

В ходе лечения необходимо контролировать содержание в крови солей лития. Среди побочных реакций на применение литиевых нормотимиков специалисты отмечают незначительный тремор и повышение объема выделяемой урины, гипофункцию щитовидки.

Также в ходе лечения аутизма у детей могут применяться Карбазепин и производные препарата, Ламотриджин и вальпроаты. При использовании нормотимиков необходим постоянный врачебный контроль. Фактически препараты являются стабилизаторами психоэмоционального состояния, помогая нормализовать настроение у психических больных.

Отзывы родителей о медикаментозном лечении

Понять эффективность и актуальность назначения того или иного медикаментозного средства помогут отзывы родителей, которые лично столкнулись с подобной болезнью у своего ребенка.

Рисполепт при аутизме у детей заслужил немало положительных отзывов, хотя не всем препарат подходит:

  • Психиатр назначил дочке в возрасте 20 месяцев оральный раствор Рисполепт. Уже через неделю приема дочка начала засыпать нормально, без истерик, стала повторять слова. Пьем Рисполепт больше 2 лет, с перерывами, побочек особенно не заметила;
  • У нас легкая форма аутизма, потому периодически приходится проходить курс медикаментозного лечения. Назначили нам Рисполепт, давали утром и вечером, что вскоре привело к энурезу. Потом появились осложнения и на печени. В общем, от приема пришлось отказаться, дабы не угробить ребенка.

Отзыв о Кортексине при аутизме: «Лекарство одно из немногих, от которых заметна реальная польза.  Сыну 5,5 лет, аутизм диагностировали полтора года назад. Психоневролог назначил Кортексин. Уже на 10 сутки появились улучшения – сын заинтересовался рисованием, когда старший ребенок рисовал. Вскоре научился заново считать до 10, а после второго курса Кортексина начал снова разговаривать. В общем, результаты на лицо».

А такой отзыв мама одного из маленьких пациентов оставила о препарате Энцефабол: «Ноотроп Энцефабол нам назначили, когда начало проявляться отставание в речевом развитии. Пропили лекарство 2 недели, после чего проявилась аллергическая сыпь, но и сдвиги в лечении тоже начались, пропала раздражительность, нарушения сна тоже исчезли, сын начал издавать отчетливые звуки, которых ранее не отмечалось».

Отзыв о Когитуме при аутизме: «Среди множества прочих медикаментов нам назначили Когитум 20-дневным курсом – 10 дней по капсуле с утра, потом 10 дней перерыв, потом снова 10 дней приема по капсуле в сутки. После курса начали проявляться улучшения: заметно повысилось понимание речи, начал повторять слова, стал более усидчивым. Т. е. прогресс налицо».

Отзыв при применении Пантогама при аутизме: «Невролог прописал Пантогам сыну в комплексе с прочими препаратами. Принимает таблетки уже 2 месяц и видим явные улучшения вроде речевого прогресса, усидчивости и улучшений памяти».

Часто при аутизме назначается Глицин. Цитата из отзыва об этом препарате: «Глицин благоприятно воздействует на сон ребенка, улучшает головномозговую деятельность, устраняет выраженную гиперактивность аутичных деток».

Недопустимо самостоятельно давать ребенку ноотропные, нейролептические и прочие медикаментозные средства, пытаясь таким способом наладить обучаемость, успокоить ребенка или нормализовать его сон. Эти препараты при неправильном и неадекватном приеме могут быть опасными.

Любые медикаменты при аутизме применяются только по врачебному предписанию. В лечении данного недуга используются серьезные средства, самостоятельный прием которых чреват опасными осложнениями.

Видео — Ноотропные препараты в детском возрасте

autizmy-net.ru

Лечение и коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).

Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет. Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение. Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.

Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процесс Точка развития при коррекции
Внимание
  • Увеличение объема внимания и его концентрации.
  • Распределение между разными типами деятельности и переключение.
  • Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
  • Повышение наблюдательности и произвольности.
Восприятие
  • Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
  • Формирование целостного восприятия.
  • Овладение сенсорными эталонами.
  • Совершенствование мелкой моторики, координации.
  • Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.
Память
  • Развитие образности.
  • Улучшение словесной произвольной памяти.
Мышление
  • Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  • Освоение сравнения, обобщения.
  • Развитие понимания причинно-следственных связей.
Речь
  • Устранение дефектов произношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Совершенствование смысловой стороны речи.

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.

Медикаментозное лечение ЗПР

Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты. При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь. Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.

Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:

Название лекарства Воздействие на дошкольников с задержкой психического развития
Пирацетам
  • Стимуляция памяти.
  • Улучшение внимания и концентрации.
  • При повышенной возбудимости противопоказан.
Церебролизин
  • Улучшение памяти.
  • Совершенствование речи.
  • Перед применением следует проверить здоровье, потому как препарат имеет множество противопоказаний. Часто назначается при диагнозе «аутизм».
Глицин
  • Улучшает сон.
  • Стимулирует деятельность ЦНС.
  • Помогает снизить гиперактивность.
Энцефабол
  • Стимулирует ЦНС, показан при заторможенности.
  • Улучшает память и внимание.
  • Способствует развитию речи.
Нейромультивит
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Снижает возбудимость.
  • В сочетании с другими лекарствами помогает при задержке речевого развития.
Элькар
  • Улучшает речевое развитие.
  • Стимулирует работу ЦНС.
  • Повышает возбудимость, поэтому перед сном его пить нельзя.

Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

Видео

018

onlymama.ru

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников - об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» - врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития - это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например - читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе - это и есть задача родителей. Есть и другое отношение - «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» - не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает - «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» - если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.

К какому специалисту нужно обращаться?

Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций - память, внимание, мышление, эмоции... Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) - ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика - главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой - это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу - на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Беседовал Данила Резак.

Статья предоставлена рекламно-информационным еженедельником 'Арена'.

maksavit.ru

ЗПР у детей симптомы лечениеЛечение ребенка - детские болезни, консультации, опыт. | Лечение ребенка

Содержание:

— Основные признаки ЗПР у детей

— Причины ЗПР

— ЗПР у детей: лечение

— Лечение соплей у грудничка

 Основные признаки ЗПР у детей

В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

 

Причины ЗПР

Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца. Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

 

ЗПР у детей: лечение

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия. Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит.

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.

lechenierebenka.ru

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития | Зотов А.Г.

Проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического развития (ЗПР) на сегодняшний день актуальна в детской психоневрологии. Проблема комплексная и обусловлена не только недостатком дошкольных коррекционных учреждений, дефицитом в регионах детских психиатров и неврологов, но и отсутствием федеральных стандартов в детско–подростковой психиатрии.

Проблема ЗПР актуальна и в образовательном процессе, т.к. теснейшим образом связана с уровнем школьной неуспеваемости. Число учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 11% [М.С. Певзнер, 1972; В.И. Лубовский, 1972 и др.].
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью междисциплинарного взаимодействия, по­скольку ЗПР неоднородна как по причинам, так и по характеру коррекционных подходов [В.В. Лебединский, 1985; В.В. Ковалев, 1995; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001].
На сегодняшний день можно выделить следующие классификационные критерии. Первичность и вторичность нарушений, дизонтогенетическая (аномалии развития) или энцефалопатическая форма, в патогенезе преобладание мотивационных нарушений или нейродинамических – когнитивных.
Первичные формы ЗПР
1. ЗПР конституционального происхождения (психический инфантилизм):
1.1. Гармоничный инфантилизм
1.2. Дисгармоничный инфантилизм
2. Врожденная субдебильность:
2.1. Малоодаренные дети
2.2. Конституционально глупые
2.3. Салонное слабоумие
Вторичные формы
3. ЗПР психогенного происхождения
4. ЗПР соматогенного происхождения
4.1. Соматогеный инфантилизм
4.2. Соматогенная астения
5. ЗПР церебрально–органического происхождения
5.1. Органический инфантилизм
5.1.1. Тормозимый тип
5.1.2. Неустойчивый тип
5.2. Энцефалопатическая форма
5.2.1. Церебрастенический вариант
5.2.2. Неврозоподобный вариант
5.2.3. Гиперкинетический (психомоторный) вариант
5.2.4. Аффективный вариант
5.2.5. Психопатоподобный вариант
5.2.6. Эпилептиформный вариант
5.2.7. Апатико–адинамический вариант
6. ЗПР при сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота).

Разность патогенетических механизмов обусловливает и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивается, как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании выраженных нейродинамических, стойких церебрастенических расстройств ЗПР оказывается более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого–педагогической коррекции, но и длительных лечебных мероприятиях. При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Очевидно, в связи с этим некоторые из этих детей испытывают преимущественные трудности в овладении чтением, другие – письмом, третьи – счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигательной координации, пятые – памяти.
Независимо от этиологии, патогенеза поражения мозга в структуре недостаточности не только эмоционально–волевой сферы, но и познавательной деятельности присутствуют компоненты именно задержки психического развития: дефицит общего запаса знаний и навыков, а также запаздывание формирования мышления в целом – способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
ЗПР церебрально–органического генеза занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально–волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще – резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус–, АВО– и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико–дистрофирующие заболевания первых лет жизни [В.В. Лебе­дин­ский, О.С. Никольская, 1977].
При церебрально–органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система (под действием патогенного воздействия), которая вносит в психическое состояние различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно–психической истощаемости, чувствительности к интенсивности внешних воздействий [В.В. Лебедин­ский, 2003].
Это позволило предположить эффективность действия препарата Кортексин и возможность назначения его детям с ЗПР церебрально–органического генеза. Особенностью настоящего исследования было то, что дети с ЗПР проживали в сельской местности и получали медикаментозное лечение только в условиях психоневрологического стационара.
В дизайне открытого исследования 46 детей от 2 до 7 лет с ЗПР церебрально–органического генеза, которые находились двукратно на стационарном лечении в течение 1–2–х лет, где им проводилось лечение курсами препаратом Кортексин. В интервалах между госпитализациями коррекционная работа и медикаментозная терапия не проводилась.
В исследовании участвовали 28 мальчиков и 18 де­вочек (табл. 1). Доказательство органического поражения ЦНС определялись сбором анамнеза и методами диагностики, представленными в виде клинического психиатрического осмотра, патопсихологического, неврологического и нейрофизиологического исследования. Из дизайна исключены дети с грубой задержкой развития, эндогенной патологией, умственной отсталостью и пароксизмальными расстройствами.
При исследовании анамнеза беременности и родов выявилось, что 11 детей родились недоношенными, 7 детей имели 1 фактор риска перинатальной патологии, остальные имели, как правило, 2–3 фактора риска развития органической патологии (табл. 2).
В группе недоношенных у 1 ребенка не выявлены дополнительные факторы риска. Боль­шин­ство недоношенных детей имело не менее 3 факторов риска.
Проявления церебрально–органической патологии в 100% случаев подтверждались только при клиническом психиатрическом осмотре и патопсихологическом тестировании (исследовались внимание, память, работоспособность и мышление). В стандарт исследования обязательно входили таблицы Шульте, 6–11 субтест методики Векслера, детский вариант и др. Все дети осмотрены логопедом–дефектологом.
Для определения уровня интеллектуального развития с 2–летнего возраста (использовался тест «ГНОМ» (график нервно–психического развития младенцев) проф. Г.В. Козловская с соавт. в НЦПЗ РАМН Москва). Тест состоит из 12 возрастных субтестов по 20 заданий–вопросов каждый и позволяет распределить детей по 3 группам: здоровые, группа риска и группа нарушения развития, где коэффициент психического развития был менее 80. Особенностью этой методики явилось то, что ее выполнение было полностью компьютеризировано.
Параллельно применялся разработанный в 2002 году клиническим психологом А.В. Чунихиной в «Алтай­ском краевом психоневрологическом диспансере для детей» тест «Количественная оценка возрастного психического развития ребенка». Метод предполагает оценку психического развития по балльной системе от 1 года до 11 лет. В технологию оценки входят следующие критерии: коммуникабельность, речь, крупная моторика, мелкая моторика, адаптация (сенсомоторное поведение), индивидуально–социальное поведение. Оценка осуществляется из суммы баллов: здоровые дети 15–18 баллов, группа риска 11–14 баллов, патология–задержка развития менее 11 баллов. Тест был апробирован при массовых исследованиях в 2002–2004 годах по целевой программе «Охрана психического здоровья жителей Алтайского края» и подтвердил свою простоту и валидность (табл. 3).
С 5–летнего возраста дополнительно для диагностики ЗПР использовалась классическая батарея тестов Векслера для детей до 16 лет. При проведении исследования у детей с ЗПР от 5 лет мы выбирали индекс интеллектуального развития (IQ) в диапазоне от 71 до 79 баллов.
Проводилась стандартная ЭЭГ с функциональными пробами (гипервентиляция, звуковая и зрительная стимуляция) на аппарате «Нейрософт–4ВП». Изменения на ЭЭГ выявлены у 29 детей. При этом у детей с ЗПР в большинстве случаев характерными были слабая выраженность или отсутствие регулярного альфа–ритма, изменение формы альфа–колебаний, билатераль­но–син­хрон­ные разряды острых волн бета и тета–диапазонов или группы медленноволновых колебаний, усиливающиеся при функциональных нагрузках. ЭЭГ–из­менения были либо генерализованными, либо отмечались в лобных и центрально–теменных областях, что позволило расценивать их, как дисфункцию ствола мозга, либо как дисфункцию верхнестволовых (диэнцефальных) структур. Чаще локальные изменения выявлялись преимущественно в структурах левого полушария. У 17 детей ЭЭГ нарушений не обнаружила.
Неврологическое исследование подтвердило микроочаговые симптомы у 27 человек. В неврологическом статусе у детей с ЗПР часто встречаются признаки гидроцефального синдрома, легкие нарушения череп­но–мозговой иннервации, симптомы стертого гемисиндрома, вегето–сосудистой дистонии. В 82% выявлены нарушения мелкой и крупной моторики. По результатам исследований отечественных специалистов, стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера выяв­ляется у 50–92% таких детей [М.Н. Фишман, А.О. Дробинская, 2001]. Нарушения сосудистого характера на глазном дне диагностированы у 7 детей.
Дети с ЗПР были отобраны по обращаемости случайной выборкой. Однако привлекает внимание распределение сопутствующей патологии по возрастам и распределение на одного ребенка. В возрастном периоде 2–3 года – 1,37 коморбидных состояния на одного ребенка, 3–5 лет – 1,43, 5–7 лет уже – 1,77. Нами диагностированы нарушения речевого развития у 39 человек, гиперкинетический синдром – 11 человек, первичный энурез – 7 детей, расстройств поведения – 9 человек, церебрастенический синдром – 8 человек. В младенческой группе детей преобладают жалобы на задержку речевого развития и гиперподвижность, впоследствии перерастающие в группе 5–7 лет в расстройства поведения и недоразвитие речи (табл. 4).
Терапия Кортексином проводилась в стационарных условиях в течение 14–20 дней инъекциями Кортексина по 10 мг в/м №10. Затем повторно через 6–12 месяцев. Не отмечено случаев аллергической реакции или непереносимости. Все инъекции проводились на 0,5%–м растворе новокаина.
Оценка эффективности проводилась при последующей госпитализации. Родители отмечали улучшение памяти, внимания, усиление мотивационных составляющих, улучшался праксис и речевые проявления.
После лечения проводилось ЭЭГ исследование, в котором регистрировались положительные неспецифические изменения: уменьшение количества низкочастотных колебаний, возрастание представленности альфа–активности в затылочных областях, увеличение количества групп альфа–волн и снижение количества полифазных потенциалов в затылочных отведениях.
Динамику проведенного лечения оценивали как по характеру улучшения когнитивно–мнестических проявлений, работоспособности, так и по общим интеллектуальным проявлениям. Увеличение количества баллов по шкале количественной оценки или по шкале Векслера на 2–4 балла позволяло говорить об улучшении состояния, отсутствие динамики – сохранение интеллектуальных проявлений и церебрально–органической симптоматики на уровне прежнего осмотра, и отрицательная динамика при ухудшении клинических проявлений. Общий положительный эффект проведенного лечения отмечался у 56% больных детей с задержкой психического развития.
Наибольшая эффективность лечения выявилась в группе детей 2–3 лет. Родители отмечали улучшение симптомов в первые 6–8 недель после проведенного лечения у 7 детей из 8 (особенно у трех с гиперкинетическим синдромом). Отмечено улучшение речевой активности, увеличение словаря, дети охотней использовали речь в общении, улучшилось понимание обращенной к ним речи, отмечалось значительное улучшение внимания, памяти и работоспособности.
Признаки церебрастении, выявленные у 8 детей (7 из них – это дети в группе 5–7 лет) получили положительную динамику уже в стационарных условиях, однако 4 стали жаловаться через 4–6 месяцев, что потребовало повторной терапии.
Интересен опыт работы с детьми с расстройствами поведения и ЗПР. Эти дети страдают крайней импульсивностью, неустойчивостью в эмоциональной сфере, выраженным аффективным компонентом, несдержанностью, неподчиняемостью и проявлениями агрессии. Все дети в группе 5–7 лет. Они страдают мотивационными нарушениями и проблемами коммуникативных навыков. Учитывая необходимую длительную семейную коррекцию, эффективность действия препарата у этой группы оказалась не более 40% и требовала сочетания с другими психотропными препаратами.
Эффективность лечения при церебрастенических нарушениях была наиболее длительной по времени. До четырех месяцев отмечались эффекты у 44% процентов больных. Однако такие нарушения, как расстройство поведения, гиперкинетическое расстройство имели положительную динамику и сохранялись не более 6–10 недель, что говорит о необходимости психокоррекционных мероприятий и формирования стратегий поведения в семье.
Речевые нарушения получили положительный отзыв у 52% детей. Учитывая, что логопедические занятия в стационере проводились со всеми детьми, отсроченные эффекты сохранились у половины больных. Возросла способность повторять фразы, улучшился активный словарный запас, дети меньше стали прибегать к жестам и знакам, улучшились коммуникативные навыки и социализация. Однако улучшения звукопроизношения без занятий не отмечено.
Результаты проведенных исследований позволяют однозначно говорить о том, что препарат Кортексин оказывает положительное влияние на механизмы церебрально–органической патологии.




Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
2. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. – Москва. 1985.
3.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995.
4.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте – М., 2003.
5. Лебединский В.В., Марковская И.Ф., Лебединская КС, Фишман ММ, Труш В.Д. Клинико–нейропсихологический и нейрофизиологический ана¬лиз аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции // А.Р.Лурия и современная психология.— М.,1982.
6. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской. – Москва. Педагогика, 1982
7. К.С. Лебединская Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.9/2005
8. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 4.
9. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1983.
10. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
11. Лукашевич И.П. и соав. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ 1998 г.
12. Марковская И. Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития. — Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1977, № 12.
13. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально–органического генеза. Канд. дис. Л., 1982.
14. Пекелис Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. – Москва. Педагогика,1971. – 208 с.
15. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1980. – № 3.
16. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. –М.:Из–во АПН РСФСР.1983
17. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. – Москва. Международная педагогическая академия, 1993.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Задержка психического развития: основные современные показатели. //Школьный психолог, 1999, №32.
19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2–е изд., – М.: АРКТИ, 2001.
20. Фарбер ДА, Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга // ж. Физиология человека. – 1991. – Т 17. – № 5. 1
21. Чутко Л.С., Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике.– СПб:. Наука,2005.
22. Чутко Л.С., Ливинская А.М. –Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно–метод. пособие / СПб., 2006.

www.rmj.ru

➤ Что такое ЗПР на резидуально органическом фоне

Органическое психическое расстройство, также известное как резидуально-органическое расстройство или органический мозговой синдром, представляет собой состояние, при котором психические или поведенческие нарушения развиваются вследствие дисфункции головного мозга. Шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм — все это примеры органических психических расстройств.

Причины развития резидуальной ЗПР

ЗПР резидуально-органического генеза — это нарушения, которые могут быть вызваны:

  • травмой или заболеванием, поражающим ткани мозга;
  • химическими или гормональными нарушениями;
  • воздействием токсичных материалов;
  • неврологическими нарушениями или аномальные изменениями, связанными со старением;
  • заболеваниями печени, почек или щитовидной железы;
  • дефицитом витаминов.

Сотрясения, сгустки крови или кровотечение в мозгу или вокруг него от травмы могут привести к органическому мозговому синдрому. Низкое содержание кислорода в крови, большое количество углекислого газа в организме, инсульты, инфекции мозга и сердечные инфекции также могут привести к органическому психическому расстройству.

Дегенеративные расстройства, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона и рассеянный склероз, также могут быть способствующими факторами.

Органические психические расстройства: условия и симптомы

Симптомы органических психических расстройств варьируются в зависимости от типа расстройства, от которого страдает пациент. Например:

  • Те, кто страдает биполярным расстройством, будут испытывать сильные перепады настроения, начиная от чувства эйфории до чувства отчаяния.
  • У тех, кто страдает аутизмом, будут проблемы с социальным развитием.
  • Люди с диагнозом шизофрения часто испытывают бред и галлюцинации.

Квалифицированный психиатр может точно определить тип органического психического расстройства, от которого страдает пациент, на основании представленных симптомов.

В некоторых случаях органические психические расстройства могут быть диагностированы с помощью анализов крови, ЭЭГ, МРТ и КТ. К сожалению, лабораторные тесты не всегда могут диагностировать ЗПР на резидуально-органическом фоне, и пациенты должны полагаться на оценку квалифицированного психиатра, чтобы получить точный диагноз. Психиатр может оценить пациента, предоставив всестороннюю психологическую оценку и попросив пациента дать ответы на различные вопросники.

Лечение органических психических расстройств

Лечение органических психических расстройств зависит от основной причины. Можно назначать медикаментозное лечение или реабилитационную терапию, чтобы помочь пациентам восстановить функции в частях мозга, пораженных ОПР.

Совет: для того чтобы снизить процент отставания ребенка в психическом и речевом развитии рекомендуется окружить его положительными эмоциями, вниманием, любовью, а также активной речевой средой: сказки, мультфильмы, песни, чтение книг, комментирование своих действий (для выработки у ребенка предметно-личностных связей).

Типы ЗПР на резидуально-органическом фоне:

  • кататоническое — для них характерны проблемы, связанные с двигательными навыками или неисправностью мышц;
  • расстройство настроения — глубокие эмоциональные проблемы могут быть вызваны органическим расстройством настроения, которое может вызвать депрессию или манию;
  • тревожное — те, у кого есть проблемы с беспокойством в общественных местах;
  • диссоциативное — характеризуется проблемами с осознанием, идентичностью, памятью, восприятием или их сочетанием;
  • эмоционально-лабильное — дикие перепады настроения в обоих направлениях;
  • личностное — связаны с проблемами, которые приводят к тому, что люди не вписываются в большую часть общества в экстремальной форме;
  • постконтузионный синдром — проблемы, которые могут возникнуть после сотрясения мозга из-за удара по голове;
  • неуточненное – весь спектр синдромов, которые не упомянуты выше, могут быть классифицированы как неуточненные, но они столь же серьезны.

Резидуальная ЗПР: отзывы

Все отзывы для составления таблицы были взяты со следующих интернет-площадок: https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/zrr_na_rezidualno_organicheskom_fone/, https://www.babyblog.ru/theme/rezidualnyi-eto.

Положительные Отрицательные
Я очень сильно переболела в период беременности, из-за чего сильно пострадала моя дочь. Мы с самого рождения заметно отставали в развитии.

Когда все детки нашего возраста активно пытались перевернуться на живот или сесть, мы просто лежали и не проявляли малейшего интереса даже к погремушкам. Уже тогда мы всполошились и начали искать «нашего» врача.

Сегодня нам 3, и мы только научились самостоятельно держать ложку в руках, пошли мы в 2,5 года, а сами вставать с пола научились в 2,7. За каждый навык у нас идет настоящая борьба, но мы верим, что комплексная терапия покажет более эффективные результаты. Мамочки, выдержки вам и настойчивости. (Алла)

Еще терапии разные понимаю, а вот медикаментами пичкать – категорически нет! (Рита)
ЗПР у нас начала проявляться после того, как сын в годовалом возрасте упал и сильно ударился головой, было сотрясение. После этого у нас пропала речь моментально и забылись напрочь навыки самообслуживания. Мы все проходили сначала. Сегодня нам 4 и у нас все хорошо. Кстати, иппотерапия и медикаментозное лечение творит чудеса. (Соня) Часто детей с резидуальной ЗПР пичкают ноотропами или седативными средствами, которые просто затормаживают развитие и полностью убивают возможность концентрировать внимание. Просто уделяйте ребенку больше времени и не пичкайте лекарствами. (Анна)
У нас причина всему генетическая предрасположенность, и да, мы постоянно на препаратах, которые меняются курс за курсом, пока принимаем лекарства – видим результат, делаем перерыв и наблюдается остановка в развитии. А каждая болезнь откатывает все наши достижения существенно назад. Ждем, когда выпустят более мощные лекарства для питания и стимуляции работы мозга. (Галина) У нас была гематома в голове после рождения, которая рассосалась самостоятельно, но врачи так и норовили что-то выписать, особенно седативные препараты, а я настойчиво отказывалась. И сейчас у нас заметны признаки ЗПР, но мы боремся успешно с ними за счет АВА-терапии. Привыкли пичкать детей таблетками при любом отклонении от нормы. (Алиса)
Важно не пускать все на самотек и обязательно все получится. Кстати, при отсутствии коррекционной работы состояние ребенка при резидуальной ЗПР только усугубиться и усложниться более серьезными заболеваниями. (Нина) Ну поставили нам диагноз, ну расписали какие нужно посещать терапии, а какая на эти занятия цена – просто неподъемная для среднестатистической семьи. Именно поэтому приходится усиленно заниматься дома, что не так эффективно. (Ирина)
У нас сын до 2 лет вообще молчал, поставили диагноз резидуальная ЗПР, подобрали курс лечения и терапий, полгода ни одного сдвига, а потом прорвало и начал наполнять свой словарный запас как губка. Лечение – это очень важно. (Галина) У нас в городе ни в детские сады не берут с диагнозом ЗПР вне зависимости от фона заболевания, ни в школы. Всплывает вопрос, а как нам своих деток социализировать и развивать. Как всегда, дети с особенностями никому не нужны. (Яна)

Вывод

Хотя не существует лекарства от органических психических расстройств, многие из этих состояний можно лечить с помощью сеансов психотерапии и рецептурных лекарств.

К сожалению, не все пациенты будут реагировать на лечение одинаково. В большинстве случаев, прежде чем лечение начнет действовать, пройдут недели или даже месяцы. В некоторых случаях препараты могут оказать незначительное влияние на симптомы, вызванные органическим психическим расстройством.

Видео — Задержка психического развития (ЗПР)

autizmy-net.ru


Смотрите также