656010, Алтайский край, город Барнаул, ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2 Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77 [email protected]

Школа марии монтессори


как воспитать в ребенке личность?

Наш сайт уже писал о том, как выбрать школу развития для своего ребенка. Одной из наиболее распространенных и заслуженно популярных образовательных методик для маленьких детей является школа Марии Монтессори. Если вы хотите узнать, что может школа Монтессори дать вашему ребенку, читайте сегодняшнюю статью на sympaty.net.

Кто такая Мария Монтессори?

Как явствует из названия, занятия в школе Монтессори построены на авторской методике. Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, к сожалению уже ушедшая от нас (годы ее жизни 1870—1952).

Масштаб ее заслуг перед обществом становится очевидным, если знать, что по решению ЮНЕСКО она наряду с Макаренко причислена к людям, которые задали направление педагогической мысли ХХ века.

Мария Монтессори разработала свою собственную методику развития и обучения детей. Поначалу она работала с детьми, отстающими в развитии.

Первая школа Монтессори была открыта в Риме в 1907 году. В настоящий момент по всему миру работает более 20 тысяч школ Монтессори.

Основные принципы педагогической системы Марии Монтессори

В этой системе все подчинено одному главному элементу – индивидуальности ребенка. Обучение происходит благодаря тому, что у ребенка постоянно поддерживается мотивация учиться и узнавать что-то новое.

Заметили ли вы, насколько такой подход отличен от традиционного? В обычной модели обучения педагог дает информацию, кто-то из детей ее воспринимает и запоминает, кто-то способен воспринимать лишь частично, а мимо кого-то она и вовсе проходит незамеченной.

Школа Монтессори действует по-другому. Здесь руководствуются девизом ребенка «Помоги мне сделать это самому».

Педагог (да и любой взрослый, в том числе и мама) – лишь помощник, ассистирующий ребенку в процессе его самостоятельного обучения. Постепенно взрослый переходит в позицию наблюдателя, а ребенок все делает сам.

Естественно, что дети здесь обучаются в разном темпе – ведь скорость восприятия нового каждым ребенком индивидуальна. Педагоги не устанавливают никаких временных рамок, не подгоняют и не натаскивают. Здесь нет ни поощрений, ни наказаний – только собственная мотивация ребенка, его любознательность и стремление узнавать новое.

Можно выделить несколько важнейших принципов школы Монтессори.

  1. Как можно раньше научить ребенка самостоятельности в обслуживании себя – одеться, умыться, покушать, убрать свою комнату и т.д. Метод обучения тот же – сначала лишь помогать, предоставляя малышу все больше свободы действий, затем стать просто наблюдателем.
  2. Стимулировать развитие всех органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса), а также мелкой моторики. Этому служат специальные материалы в системе Монтессори, а в домашних условиях – все что угодно (пуговицы, которые можно перебирать, насыпаемые в посуду крупы или песок, губка для вытирания воды со стола, перекладываемые с места на место бусинки или камешки и т.д.)
  3. Создать для ребенка специальную среду, доступную и удобную. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, материалы должны быть разложены по полочкам небольших стеллажиков. После занятий ребенок должен убрать все на место – это еще один из принципов, которых придерживается школа Монтессори.

Школа Монтессори: как это выглядит?

  • как правило, в одном Монтессори –классе занимаются дети до 3 лет, в другом – от 3 до 6
  • ребенок сам выбирает вид деятельности из предложенных вариантов – возможно, сегодня он захочет пересыпать песок из одной емкости в другую через воронку, или пойти попрыгать на фитболе, или расставить маленький фарфоровый сервиз на чайном столике…
  • в обучении используется так называемая модель «открытия» — то есть дети сами делают выводы, работая с материалами, а не следуют инструкциям взрослых
  • в обучении используются специальные вспомогательные материалы, разработанные Марией Монтессори и ее соратниками

Учебный класс в школе Монтессори имеет, как правило, несколько зон. Каждая из них имеет собственную задачу и чем их больше в Монтессори-группе, тем лучше.

Вот, например, какие зоны можно встретить:

Зона обучения навыкам практической жизни – здесь есть кукольная посуда, утюжок и гладильная доска, рамки, где можно научиться завязывать и развязывать шнурки и бантики, застегивать пуговицы и т.д.

Зона развития органов чувств – здесь можно потрогать разные на ощупь материалы, поиграть на разных музыкальных инструментах, послушать, какие звуки издают разные животные.

Зона активной физической деятельности – здесь может быть сухой бассейн с шариками, мягкие туннели, дорожки из разных материалов, по которым надо пройти, фитболы.

«Мокрая» зона – здесь можно играть с водой и песком.

В школе может быть также организована зона для занятий искусством и танцами, иностранным языком, естественнонаучная зона и т.д.

Рассказать подробно о Монтессори-школе в одной статье невозможно.

Sympaty.net рекомендует посмотреть в Интернете презентационные ролики, а еще лучше – узнать, где в вашем городе есть школа Монтессори и сходить туда со своим ребенком на пробное занятие. Мы уверены, что это посещение запомнится и вам, и вашему ребенку.

Но даже если ничего подобного в вашем городе пока нет, вы вполне можете взять на вооружение принципы и правила знаменитой системы Монтессори и воспитывать своего малыша самостоятельным и любознательным.

-----
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование данной статьи запрещено!

www.sympaty.net

Школа Монтессори - это... Что такое Школа Монтессори?

Определение

Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

История

Монтессори, основательница одноименной педагогической системы, родилась в Италии и была первой итальянкой, окончившей в Италии университетский курс медицины с дипломом доктора. Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом. Работая в психиатрическом отделении госпиталя Монтессори обратила внимание на так называемых "слабоумных" детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала "чувственным материалом". Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со "слабоумными" поражали, эти дети по многим параметрам превзошли "нормальных". Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей "нормальных" и в дальнейшем работала с ними. В 1907 Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый "Дом ребенка" (Casa dei Bambini). В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

  • первая стадия детства (0 – 6 лет)
  • вторая стадия детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин "нормализация".

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование чувств". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена. Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители – не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Этим она формулирует свое четкое "нет" всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

Литература

Список литературы о педагогике Монтессори на русском языке: [1]

Kramer, Rita. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. ISBN 3-596-12455-7.

Montessori, Maria. Kinder sind anders. DTV, 1997. ISBN 3-423-36047-X

Montessori, Maria; Oswald, Paul; Schulz-Benesch; Günter. "Kosmische Erziehung" Freiburg: Herder; 7. Aufl., 2004. ISBN 3-451-21233-1

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Методика Мария Монтессори, основные принципы системы

Содержание статьи

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Читайте также

www.pravmir.ru

Учиться в монтессори-школе и быть успешным | Мел

Мария Монтессори открыла свою первую школу 109 лет назад. В мире, по разным оценкам, от 3 до 10 тысяч монтессори-школ дают образование детям от 0 до 17 лет. В России метод итальянского врача и педагога до сих пор кажется революционным: разновозрастные классы, нет оценок и домашних заданий, свобода в выборе занятий — с этим можно согласиться, когда речь идет о детском саде, но для школы уже чересчур.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как в таких условиях ребенок научится делать то, что надо, а не то что хочется? Впишется ли в социум? Приспособится ли к реальной жизни? А что с дисциплиной? Эти вопросы справедливо волнуют каждого родителя. Чтобы ответить на них, нужны истории — истории о выпускниках монтессори-школ.

Но для начала поговорим о монтессори-образовании. Представьте себе школьный класс, в котором вместе обучаются дети от 6 до 9 лет (или 9-12, 12-15, 15-18). Дети свободно перемещаются по специально оборудованному учебному пространству (среде) и сами выбирают занятия: мальчик тренируется в письме за столом. Девочка решает математические примеры, разложив коврик на полу, а группа детей собралась вокруг географической карты.

Монтессори-школа Валентины Михайловой, Санкт-Петербург

Учитель в монтессори-классе заметен не сразу — он не стоит у доски, а работает с одним учеником или небольшой группой детей. В монтессори-школах нет традиционных уроков и учебников, зато много необычных пособий по языку, математике, естествознанию, культуре — все в открытом доступе и в одном экземпляре.

Любое новое знание осваивается через практику, с опорой на органы чувств — увидеть, потрогать, по возможности услышать, понюхать и попробовать на вкус. Дети наблюдают за растениями и насекомыми в школьном дворе и готовят доклады. Осваивая физику и химию, проводят эксперименты и опыты. Практикуясь в письме, пишут стихи. Изучая историю, географию ходят в музеи и штудируют энциклопедии. Даже математика по «монтессори» не абстрактна, а материальна: благодаря специальным пособиям дети могут руками разложить целое на части, подержать в ладонях единицу измерения и тысячу единиц. Обучение в монтессори-школе — это естественный ход жизни, и он в основе метода.

Лестница в монтессори-школе «Земляне», Москва

Монтессори мафия

На западе уже сложилась блестящая плеяда выпускников монтессори-школ и тех, кто соприкасался в своей жизни с монтессори-образованием, в этом списке есть новаторы: Ларри Пейдж и Сергей Брин (основатели Google), Джефф Безос (создатель Amazon), Джимми Уэйлс (основатель Wikipedia). Принцы Уэльсские — тоже выпускники школы Монтессори, а старший Уильям уже успел отдать наследника в монтессори-сад. Яркой звездой среди монтессори-выпускников светится имя нобелевского лауреата по литературе Габриэля Гарсия Маркеса. Так колумбийский писатель отзывался о своей школе уже будучи взрослым:

«Не думаю, что есть метод лучше, чем метод Монтессори, чтобы развить чувствительность детей к красотам мира, и чтобы разбудить любопытство к тайнам жизни»

Источник фото http://www.postoakschool.org/postoak/default.asp

В России монтессори-педагогика начала распространяться только в 90-х: первыми появлялись детские сады, в последние годы активно открываются начальные школы, но в масштабах страны их не слишком много. Около 35 школ в России предоставляют образовательные услуги по методу Монтессори, и только несколько из них дают полный цикл обучения. Возможно, через пару десятков лет и в нашей стране появится золотой фонд монтессори-выпускников, а их опыт перестанет шокировать приверженцев традиционного образования.

Сегодня мы познакомимся с историей семьи, которая прошла свой монтессори-путь от детского сада до выпускного класса средней школы. Действующие лица: мама Ирина Исаева и дочь Ксения Филатова.


Рассказ мамы

Когда родилась моя дочь Ксения, я, как современная мама, увлеклась изучением методик раннего развития и где-то в полтора года дочери решила искать занятия для малышей. Нашла в нашем районе группу «монтессори», и кавычки здесь не случайны — под громкой вывеской в заведении работали люди мало что в методике понимающие. Не требовалось специальных знаний, чтобы понять это, пришлось искать дальше.

Достойных садиков было в тот момент не найти. Под модным названием методики Марии Монтессори работали группы, бездумно напичканные пособиями, а педагоги не понимали и базовых принципов метода. Я осознала, что найти ничего не смогу и приняла решение открывать свой монтессори-сад.

Нашла педагогов-единомышленников и предложила им пройти обучение. К счастью, в Москве монтессори-метод уже развивался и появились первые курсы подготовки учителей. Мы сняли помещение, закупили оборудование — так я решила вопрос с дошкольным образованием дочки. Этот детский сад работает в московских Мытищах до сих пор.

Sunrise Montessori School, Мытищи

Дочь выпустилась из детского сада, а открывать начальную школу я была не готова. Как раз при Ассоциации Монтессори педагогов России только начала работать экспериментальная Монтессори начальная школа — одна из первых в Москве. Школа была неофициальной и, как я теперь понимаю, не классической монтессори-школой, но она точно не была традиционной, с очень добрыми и ищущими педагогами. Дочка шла на занятия с радостью, тянулась к новым знаниям и меня это очень радовало.

Довольно долго эксперимент устраивал всю семью, но через какое-то время моя мама (учитель математики средней школы) и папа Ксюши начали беспокоиться, что дочка почему-то увлеченно занимается геометрией во втором классе, когда ее сверстники еще не задумываются о ней

При этом пишет зеленой ручкой или любимым фиолетовым фломастером в тетради, не особо беспокоясь о чистописании. К тому же официально нигде не числится.

Мне удалось убедить домочадцев довериться процессу и позволить ребенку пройти трехлетний цикл обучения — важный для завершения возрастного периода по Монтессори. Закончив третий класс, мы оформились на семейное обучение в обычную школу. Сдали тесты и Ксюшу приняли сразу в пятый класс, засчитав программу с первого по четвертый освоенной. Так мы прожили следующий год– учась в монтессори-школе условный 4 класс и успешно сдавая экзамены и тесты в обычном пятом классе.

Начальная школа закончилась, больше вариантов монтессори-образования в Москве не было. Пришлось думать, что делать дальше. На мои вопросы, понравилось ли дочери в обычной школе и хотела бы она там учиться, я получила отрицательный ответ, пришлось искать хорошую частную школу.

Мы нашли такую, поступили и очень рассчитывали на желаемый индивидуальный подход. Все-таки в классе 12 человек — его вполне можно реализовать. Но и года не прошло, как я заметила, что интерес к учебе у Ксюши стал пропадать, появилось отношение в духе «сдать и забыть», она сильно уставала. Домашних заданий было очень много, они были все не согласованы. Складывалось ощущение, что каждый учитель считает свой предмет самым важным и стремится «вложить» в детей, как можно больше.

Одноклассники уставали не меньше, при этом интересовались только уроками и оценками. Это и понятно, у них совершенно не оставалось времени для жизни. Как следствие, дети не умели дружить и сотрудничать, в маленьком коллективе процветала конкуренция. В этой школе у Ксюши впервые появилась обидная кличка. Мы поняли — здесь продолжать обучение мы не будем. Но что же делать? Куда бежать?

Источник фото http://esp.md/sites/default/files/wxcs_b.jpeg

«На стандарт образования нам наплевать!»

До августа месяца я не знала, где Ксюша будет учиться дальше. Я просто знала, какой опыт для нее я точно не хочу. Мне не нужно, чтобы мой ребенок думал только об оценках, мне даже не нужно, чтобы он думал только об учебе, мне важно, чтобы она развивалась, как личность, чтобы была в коллективе, где она могла бы учиться жить сообща, учиться вместе решать задачи и постигала знания связанные с жизнью у интересных увлеченных взрослых.

И вот однажды моя коллега, зная мои размышления, принесла журнал со словами: «Ира, кажется тут про школу, которую ты ищешь». Это был журнал «Русский Репортер» со статьей о Малой школе. Ее написал выпускник школы на волне удивления недовольством школой своими однокурсниками. Он делился своим другим, очень позитивным опытом. Я прочла его фразу, которой он описал свою школу: «Для нас самым страшным наказанием было — завтра в школу не пойдешь.» Она совпала с моим внутренним запросом! Да, я хочу, чтобы мой ребенок учился в школе, в которую он хочет бежать с удовольствием.

На встрече директор — Поливанова Анна Константиновна — профессор ведущих ВУЗов Москвы, уважаемый филолог, один из авторов реформы образования в России сказала: «Есть стандарт образования, так вот нам на него наплевать. С чего это какая-то группа людей решила, что ребенку, например, нужно читать именно это, а что-то другое читать не следует? Ну а к экзаменам, когда нужно будет подготовить ребенка, мы подготовим». Я поняла, что это то, что нам нужно и не ошиблась.

Есть стандарт образования, так вот нам на него наплевать. С чего это какая-то группа людей решила, что ребенку, например, нужно читать именно это, а что-то другое читать не следует?

Ну а к экзаменам, когда нужно будет подготовить ребенка, мы подготовим. В основе Малой школы были творческие и научные проекты, многие предметы объединялись в одну программу: так, например, биология, физика, химия преподавались как один предмет, что-то типа «естествознания». На уроках математики дети решали задачки из университетского курса. Детей не мучали чистописанием, каждый писал, как мог. При этом изучали два древних языка и совершенно по-другому грамматику русского. И дети учились с удовольствием.

Малая школа Поливановой

Но моя семья начала беспокоиться снова. Папа утверждал, что я порчу ребенку жизнь, вместо того, чтобы отдать ее в приличную московскую гимназию. Он даже проверял знания дочки и, задав несколько вопросов по химии, сделал вывод, что этот предмет она не знает. Настоял на репетиторе. Репетитор приходила к нам четыре раза, за это время они освоили с Ксюшей учебник по химии за 7 класс. Выяснилось, что предмет ребенок знает, прекрасно ориентируется и мыслит при этом нестандартно.


Лучший год в жизни

Когда Ксения училась в седьмом классе, я поступила в магистратуру Университета Сан-Диего в США и взяла дочь с собой. Совсем не хотелось ее отдавать в обычную школу, поскольку я понимала, что потребуется серьезное время для адаптации, а в любой обычной школе есть темп усвоения и презентации усвоенного. По счастливой случайности, я нашла монтессори-школу со старшими классами. Свободных мест не было, но директор пошла на встречу, сказала, что им интересно взять девочку из России — это даст интересный опыт ученикам. И нас взяли.

Источник фото http://msnh.org/

Дочь практически не говорила на английском и первое время постоянно пользовалась переводчиком онлайн. В новой среде поначалу чувствовала дискомфорт, но длился он не дольше месяца. Уже через два месяца Ксюша блестяще сдала промежуточный экзамен, показав отличные результаты по математике, и уровень ученика пятого класса в языковых предметах. При том, что ни я, ни школа не ставили перед ней задачи получения высоких результатов. Еще через какое-то время дочь выступала с докладами на школьных конференциях, а в конце года открывала Сессию дебатов на Дне открытых дверей для родителей.

Самое главное, на что обращала внимание школа — на умение ставить реалистичные цели в своей учебе, их достижение и продвижение с максимальной для себя скоростью. Когда Ксюша уезжала, ребята, во главе с учителем, устроили для нее прощальный день, который так и назвали Ksenia day. Это был очень трогательный момент. До сих пор она вспоминает учебу в этой школе, как самый счастливый учебный год в своей жизни.

Источник фото http://www.privateschoolreview.com/

Мы вернулись в Москву, где Ксения проучилась еще год в Малой школе. Экзамены после девятого класса сдала блестяще. На следующий год поступила в экстернат. Там за год Ксения прошла программу двух старших классов, ЕГЭ сдала без проблем.

В итоге дочь закончила среднее образование в 15 лет. И снова перед нами стояла задача решить, куда двигаться дальше. Не просто далось решение, но мы решили не идти еще в вуз, а сэкономленное время потратить на освоение новых горизонтов. Мы выбрали поступить в Montessori High School в штате Огайо, США. Дочке пришлось поехать в другую страну одной, жить в школьном общежитии и стать самостоятельной. На нее легла большая нагрузка, но Ксюша справилась. Об этом опыте она расскажет сама.

Параллельно с учебой в США дочь дистанционно училась в РГСУ. Мы решили поступить туда, чтобы не пропадали результаты ЕГЭ. Ксюша сама контролировала учебные процессы в школе и университете, сессии сдавала вовремя, а одну из сессий закрывала в ночь перед выпускным из Montessori High School

Это к вопросу о самодисциплине, который очень беспокоит скептиков монтессори-образования.

Ксения закончила школу, продолжает учиться в РГСУ, поступила в американский колледж, интересуется психологией и дизайном, и раздумывает о будущих планах. Оглядываясь назад, могу сказать, что эксперимент с построением образовательного пути для Ксюши удался. В свои 18 лет она стала самостоятельным и сознательным человеком. Она творчески подходит к решению задач, умеет ставить цели и добиваться их. Она любит учиться и с уверенностью смотрит в будущее. Для меня, как монтессори-мамы, это главные качества.


Мнение дочери

Обучение в Montessori High School сильно отличается от привычного представления о старшей школе. Помимо ежедневных уроков и лекций проходили внеучебные программы: студенческий совет, встречи школьного сообщества, где мы обсуждали общие проблемы, вносили предложения по улучшению жизни школы, благодарили друг друга за помощь.

Montessori High School https://www.montessorihighschool.org/

Обязательная часть обучения — волонтерство. Первый год я работала в Госпитале Ветеранов в отделе повреждений спинного мозга. Я помогала пациентам, разговаривала с ними, слушала — не простой был опыт. Второй год была волонтером в Ботаническом саду Кливленда. Я облагородила сад цветами и ездила на ярмарки продавать букеты и овощи.

Учеба в Montessori High School дала мне возможность изучить иной подход к образованию и преподаванию. Тот факт, что я жила в общежитии, помог мне оценить степень готовности ко взрослой жизни и почувствовать себя независимой. Это время, проведенное в нескольких тысячах километров от дома, я посвятила саморазвитию.

И, друзья. Я познакомилась с таким количеством хороших и интересных людей! Некоторые из них стали моими друзьями на всю жизнь, пусть мы и мы живем в разных уголках мира.

Мои планы на будущее — учиться, познавать, изучать, стремиться к самореализации. Я пока не определилась с планами на будущее, сейчас учусь в колледже в Сан-Диего и пробую разные направления, чтобы найти свое призвание. В мире столько интересного!


В заключение

Когда родители выбирают школу для ребенка, они задумываются о его будущем, потому и возникает так много вопросов к альтернативному и инновационному образованию. Быть первопроходцами увлекательно, но слишком рискованно. Родителям нужны гарантии, но их сегодня не дает даже традиционная школа.

Монтессори-образование не обещает, что выпускники монтессори-школ будут вундеркиндами, известными всему миру иноваторами или выдающимися учеными. Но монтессори-школа дает каждому ребенку шанс реализовать природный потенциал, найти место в обществе и осознать пользу и смысл приобретенных знаний.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Лучшие блоги недели на «Меле» #13

Не бойтесь быть с детьми сами собой, и это изменит вас

9 секретов, как подружить ребёнка с книгой

mel.fm

Суть и принципы методики Монтессори простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

           Содержание

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

skillwood-toys.blog

Мария Монтессори - Биография


День рождения выдающегося педагога-гуманиста и философа Марии Монтессори – 31 августа 1870года.

В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе,  ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями,  увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды – она стала первой женщиной – врачом в Италии.  Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897 – 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов – Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода -  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её  номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
Джон Дьюи
Георг Кершенштейнер
Мария Монтессори
Антон Макаренко.

До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир.

 

montessori.ru

«Уважать ребёнка наравне со взрослым». Как Мария Монтессори предложила перестать воспитывать детей

Дочь респектабельных родителей, единственный ребёнок в семье, Мария Монтессори, которая родилась в 1870 году, интересовалась вещами, совсем для неё не подходящими. Точнее, не подходящими для девочек того времени, которые были окружены стереотипами о «мужских» профессиях. Монтессори любила биологию и математику, даже в театре тайком решала задачи. И мечтала стать инженером.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Родители вздохнули — и, подключив связи, отдали её в 12 лет в техническую школу имени Микеланджело Буанаротти, в которой до этого учились только мальчики. А потом в Технический институт имени Леонардо да Винчи. После института 20-летняя Мария Монтессори могла дальше изучать инженерные науки, но ей в голову пришла другая странная идея: она решила стать врачом — для женщины в католической Италии дело совершенно немыслимое.

Мария Монтессори в детстве

Первая в Италии женщина-врач

В 1890 году Монтессори попыталась поступить на медицинский факультет Римского университета, но ей отказали. В итоге она поступила на факультет естественных наук, а через курс, в 1893 году, всё-таки её зачислили на медицинский. Отец не был рад, но предоставил дочери сопровождение, без которого незамужняя женщина не могла появляться на лекциях. Были и другие сложности. Например, ей приходилось работать в морге в одиночку после лекций: считалось недопустимым, чтобы девушка в общей группе препарировала обнажённое тело.

Несмотря на это, на первом курсе Монтессори выиграла академическую премию. А в 1896 году защитила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом, да ещё и с учёной степенью.

Она работала ассистентом врача университетской психиатрической клиники, параллельно занималась частной практикой. Она обратила внимание на умственно отсталых детей в больнице: они были сами по себе, жили в комнатах без игрушек и книг, их ничему не учили. Монтессори стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили. В это время она узнала о работах французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который одним из первых разглядел особые потребности больных детей и предложил систему работы с ними. Вдохновленная этими идеями, Монтессори поступает на педагогический факультет Римского университета и штудирует «все основные публикации по теории образования за последние двести лет».

Портрет Марии Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

Из врача — в учителя особенных детей

В конце XIX века Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми в специальных классах, развивала методики Сегена и придумывала свои. Эксперимент удался: многие дети смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

В 1898 году случилось почти невероятное: Мария Монтессори родила сына вне брака — от своего коллеги Джузеппе Монтесано. То ли его мать-герцогиня была против свадьбы сына с такой женщиной, то ли сама Монтессори не хотела выходить замуж и прощаться с карьерой учёного. Сына, Марио, отдали в приёмную семью, и Монтессори, продолжая работать, учиться, читать лекции и печататься в медицинских журналах, навещала его по выходным. А Монтесано в скором времени сделал предложение другой.

Марио переехал к матери уже подростком. Марию часто обвиняли в том, что самые важные годы жизни сына она провела не с ним — мол, как такая мать может учить кого-то, как воспитывать детей. Но отношения Марии и Марио были очень гармоничными: сын всецело поддерживал идеи мамы, был её помощником и другом.

Вот как вспоминает о Марио Монтессори его дочь:

«Он любил неистово жизнь и оставался молодым до дня своей смерти. Он любил небо, солнце, облака, луну и звезды. Он любил путешествовать, грести и плавать. Всегда безупречно выглядел, ему нравилась хорошая одежда. Он любил делать экстравагантные подарки — никогда не дарил одну розу, по крайней мере — шестьдесят! Но все, что он любил, было ничем по сравнению с его любовью к матери — Марии и ее работе. Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения. Когда она стала старше, он взял большую часть работы на себя, организовывая курсы, читая лекции по материалам. Он позволил Марии полностью сконцентрироваться на творческой работе. Он понимал и верил в значение ее космического видения для развития человечества».

В 1906 году Монтессори начала работать с «обычными» детьми: «Эдоардо Таламо, генеральный директор римского Института дешёвых квартир, предложил мне заняться организацией младенческих школ (детских садов) в его только построенных домах. Сеньору Таламо пришла в голову счастливая мысль собрать в большом помещении детей жильцов этих домов в возрасте от трёх до семи лет». Так появился первый «Дом ребёнка».

«Дом ребёнка» и свобода детям

Она пришла к выводу (в то время новому), что психология ребёнка отличается от психологии взрослого, и с этим нужно считаться. Или что родителям не нужно переоценивать своё влияние на ребёнка: «Природа — вот кто всем управляет. Если мы поймём это, то примем за основу принцип „не мешать естественному развитию“ и вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребёнку свободу».

Монтессори считала, что важно создать для детей подходящую обстановку и дать им быть самостоятельными:

«Для счастья им надо немного: повесить курточку на крючок, прибитый на стенку на расстоянии вытянутой детской руки, тихо и ловко переставить стульчик, чей вес соответствует детским силам. Решение удивительно простое. Создайте для ребёнка пропорциональную среду и позвольте ему там жить. Но как обычно поступают с детьми? Постоянно отрывают от занятий, без всякой причины, без уважения, как хозяева поднимают бесправных рабов на плантациях. Уважать ребёнка наравне со взрослым — эта идея кажется смешной многим из нас. Зато как свирепо кричим мы порой малышам: „Не перебивай меня! Не мешай мне!“. Наша пища — это не только проглоченный суп, а наше здоровье зависит не только от прогулок, но и от свободы, которая должна присутствовать во всём, что мы делаем».

Игрушками в саду Монтессори были совсем не «игрушечные» предметы: посуда, коробки, бутылки, мебель, ткань, бумага. Работали с ними тоже по-взрослому: резали, шили, нанизывали бусины, мыли посуду, вытирали пыль. Уборка была обязательной. Такие занятия делали детей самостоятельными и помогали узнавать свойства предметов. Кроме того, игры с предметами разных форм и фактур развивали мелкую моторику, которая, как выяснила Монтессори, помогает формировать мышление и речь.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Группы в детском саду были разновозрастными. Так каждый ребёнок рос в своём темпе, не оглядываясь на сверстников. А ещё учился общаться с ребятами старше и младше, не бояться просить о помощи или предлагать её.

Игрушки в детском саду были в открытом доступе: дети могли сами взять с полки любую вещь. Но при этом все предметы, даже самые любимые, в одном экземпляре. Так дети учились договариваться и ждать. Взрослый, по задумке Монтессори, не должен вмешиваться в занятия. Его задача — лишь показать ребёнку, как обращаться с тем или иным предметом. А во что играть, как и сколько — ребёнок решал сам. Это не было вседозволенностью: у детей, как и у взрослых, были свои права и обязанности. Например, убрать за собой, если что-то рассыпал или пролил.

Монтессори экспериментировала с материалами для обучения чтению и письму. Она заметила, что детям легче написать (по сути, нарисовать) букву, чем воспринять её абстрактный образ в книге. Поэтому попробовала начать с письма. Сначала ученики обводили трафареты и делали штриховки, потом выводили первые буквы и учились их соединять. Они запоминали алфавит на ощупь, трогали буквы, вырезанные из шершавой бумаги. И начинали играть, составляя из них слова. Метод работал: дети читали и писали уже в пять лет. В Италии открылось ещё несколько подобных детских садов, а сама в Монтессори в 1909 году провела первый тренинг для преподавателей.

Школа Монтессори в Гааге, 1915 год / Фото: Wikimedia Commons

Тогда же вышла её книга «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». Вскоре книгу перевели на разные языки, и в предисловии к американскому изданию профессор Гарвардского университета Генри Гольмс отметил, что «труд госпожи Монтессори замечателен уже потому, что представляет собою плод усилий женщины».

Интересно, что бы ему сказала на это Монтессори, которая всю жизнь боролась за гендерное равенство и сама не уступала мужчинам ни на йоту.

Не только в Италии

Идеи Марии Монтессори вышли за пределы Италии. К примеру, в Вене детский сад, работающий по её системе, открыла Анна Фрейд — основатель детского психоанализа и дочь Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд, как говорят, однажды обронил: «Там, где побывала Монтессори, я не нужен».

В России главным последователем её идей была Юлия Фаусек. Она ездила в Италию, училась у Монтессори и в мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работающий по её методу. Примерно в это время такой сад открылся в Москве. Но новому государству были не нужны учреждения, воспитывающие свободную личность. Вот как высказывались советские педагоги о московском садике на III пленуме по дошкольному образованию:

«Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад даёт опыт, как не строить дошкольное воспитание».

К 30-м годам Монтессори-педагогика в Советском Союзе была разгромлена и запрещена.

Что стало с педагогикой Монтессори

В 1922 году к власти в Италии пришёл Бенито Муссолини. Сначала правительство спонсировало школы Монтессори, а Муссолини даже стал почётным президентом «Общества Монтессори». Но с 30-х годов появились недоразумения: Монтессори пропагандировала мир и не собиралась готовить последователей государственной идеологии. В 1934 году Мария с сыном уехали из страны. Они жили в Испании и Нидерландах, а в 1939 году приехали с лекциями в Индию и остались там на семь лет.

Монтессори с ребёнком / Фото: Wikimedia Commons

Монтессори с сыном вернулись в Амстердам только в 1946 году. Последние годы своей жизни (она умерла в 81 год) Мария продолжала работать и путешествовать. Была трижды номинирована на Нобелевскую премию мира. Основанная при её жизни Международная Монтессори-организация до сих пор работает. А Марио Монтессори возглавлял её до своей смерти в 1982 году.

В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Наверное, не стоит добавлять, что остальными тремя были мужчины.

mel.fm


Смотрите также