656010, Алтайский край, город Барнаул,
ул.Эмилии Алексеевой, 53 корпус 1,39 корпус2
Телефон / Факс: +7 (3852) 22-62-77
[email protected]
|
Научить ребенка правильно произносить звукиКак научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звукиКак научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.
Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу? Этапы работы над звуком.Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов: Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика. Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:• За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно. Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома: Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом. Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).Полезные советы:
Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха. Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю. Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии. Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная. Упражнение 6. Почистим зубы.Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков. Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников. Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит! Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже. Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)Второй этап. Постановка звука.На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть». В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка». С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений. Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже. При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука. Правильная артикуляция звука с.При правильном произнесении звука с: Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С? Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами. Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи. А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов. Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? ВидеоЕсли у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями. Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье «Автоматизация свистящих звуков С и СЬ» Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования. А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с. Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах. Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О? До новых встреч! Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать: Как научить ребенка говорить р? Артикуляционная гимнастика. Игры со звуком Р — занимательные игры для автоматизации звука Р. Игры, стихи, скороговорки для автоматизации звука Р. Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей" Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка" rodnaya-tropinka.ru Как научить ребенка правильно говорить букву «С» ?Звук С является одним из самых простых в произношении звуков. Появляется он довольно рано. И если у ребенка нарушено его произношение, то с большой вероятностью будут проблемы с другими группами звуков. Кроме того, нарушение этой группы чаще всего встречается, если у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Артикуляция свистящих − одна из самых простых для ребенка, поэтому работу всегда начинают с этой группы. СодержаниеСвернуть Правильная артикуляция и нарушения произношенияПравильная артикуляция С аналогична артикуляции И. Только зубы сомкнуты, язык за ними и находится внизу, по его центральной части проходит воздушная струя. Выдох получается сильным и холодным. Если органы артикуляции принимают неправильное положение, тогда получается искажение звукопроизношения. Поэтому при диагностике логопед обращает внимание на состояние артикуляции и речевое дыхание. Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а их замена в речи на другие – парасигматизмом. Основные типы нарушения:
Чаще всего в речи свистящие заменяют на шипящие, может быть озвончение. В таких случаях большое внимание следует уделять этапу дифференциации. Причины нарушенийОдна из причин появления сигматизмов − это нарушение артикуляции. Оно может быть обусловлено анатомическими особенностями, например, неправильный прикус. Тогда вам нужно посетить ортодонта. Или это может быть наличие аденоидов, которые нужно удалить. Нарушения звукопроизношения С могут быть обусловлены следующими особенностями работы артикуляционного аппарата:
Отсутствие или нарушение произношения С может быть проявлением дислалии (простой и сложной форм) или быть частью более сложных речевых нарушений: дизартрии, ринолалии, алалии. Исходя из причины нарушений, логопед составляет план коррекционной работы. Логопедическая диагностикаЛогопед смотрит на состояние артикуляционного аппарата: состояние прикуса, мышечный тонус языка и губ. Для этого он просит дошкольника выполнить упражнения на удержание определенного положения и динамические задания. Кроме этого, логопед оценивает речевое дыхание: смотрит, как малыш делает вдох-выдох, просит сыграть на дудочке. Для диагностики звукопроизношения специалист подбирает речевой материал, в котором С находится в начале, середине и конце слова. При этом в словах не должно быть смешиваемых звуков. Это З, Ц и шипящая группа. Сначала логопед просит сказать звук изолированно, затем в слогах, словах, фразовой речи и предложениях. Потом он просит ребенка составить рассказ или описать то, что нарисовано на картинке и обращает внимание на то, как звучит С в обычной речи. Затем делают диагностику фонематических процессов. Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком. На основе данных диагностики логопед составляет план коррекционной работы. Если речевое нарушение сложное, то малышу необходимо оказать комплексную помощь. Она включает совместную работу логопеда, невролога, дефектолога. Подготовительный этапПоставить С можно самостоятельно дома, если вы будете выполнять специальные упражнения. Подготовка к постановке состоит из артикуляционной гимнастики и формирования правильного речевого дыхания. Если у языка нарушен мышечный тонус, то необходимо делать массаж. В аптеке вы можете приобрести специальный набор для логопедического массажа. Ребенок может делать самомассаж языка:
Кроме такого массажа, на подготовительном этапе делают комплекс артикуляционных упражнений. Основное положение для губ во всех заданиях − улыбка, а язык занимает нижнее расположение. Ваша задача − научить делать язык широким и расслабленным и удерживать в таком положении внизу за зубами. Хорошее упражнение «Горочка»: кончик языка упирается в нижние зубы, а его серединка и боковые края выдвигаются вперед − получается горка.
Подготовительный этап нужен для формирования основы для постановки правильного произношения С. Также упражнения для свистящих являются основой для постановки других групп звуков. Именно поэтому, если нарушено звукопроизношение нескольких групп, работу начинают со свистящих. Способы постановкиВ домашних условиях взрослые могут самостоятельно поставить С. В качестве опоры можно использовать артикуляцию И. Попросите несколько раз ребенка длительно произнести И, а после выполните артикуляционные и дыхательные упражнения. Есть два способа постановки С:
Механический способ можно использовать на этапах автоматизации изолированного произношения и отработки звука в слогах. Когда органы артикуляции «запомнят» нужное положение, ватную палочку можно убрать.
Рекомендации родителямАвтоматизацию начинают с изолированного произнесения, постепенно усложняя речевой материал от слогов к самостоятельному составлению рассказов по картинке. В начале работы речь должна быть максимально насыщена звуком С, затем постепенно приближайте ее к обычной разговорной речи. Ребенку можно предлагать учить небольшие стихотворения. Также вначале выбирайте слова, в которых не будет похожих по акустическим признакам звуков.
Как быстро происходит постановка и закрепление правильного произношения? Чем старше возраст, тем дольше может проходить работа. Например, у подростка этап автоматизации звука в разговорной речи может длиться дольше, потому что неправильное произношение закрепилось прочнее, чем у трехлетнего малыша, который только осваивает речь. Поэтому заниматься речевым развитием нужно с раннего возраста, тогда у вашего ребенка речь будет правильной и красивой. logopediacentr.ru Как поставить звук В и Ф: артикуляция и подражаниеСодержание статьи Неправильное произношение пары звуков [в] и [ф] встречается редко, поскольку они считаются довольно простыми для артикуляции. Причинами такого нарушения могут стать, например, дефект верхней губы, сильный тонус губ, сильный испуг, либо нарушение фонематического слуха, при котором ребенок не различает на слух разницы между глухими и звонкими звуками. В любом случае при наличии такой проблемы ее необходимо исправлять. Поставить правильное произношение звука [в] можно даже в домашних условиях, без участия логопеда. Как мы это произносим?Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.
Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.
Гимнастика для губ и языкаДля того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].
Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания. Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить. Чище, точнее, свободнееТеперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы. Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.
До автоматизмаЧтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.
Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе. Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.
Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий. Произношение и проблемы со здоровьемСлучается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить. Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье. Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие. Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять. Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат. razvivashka.online Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопедаПодрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда? Что является причиной неправильного произношения?Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной. Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой. Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата
Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц. Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж. Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов. Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям
Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:
Учимся произносить букву РХорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени. Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы
Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале. Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание
Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р. Выговариваем буквы З, С и Ц правильноКогда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат. Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения
Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С. Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц. А как на счет К и Г?Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения. Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К. Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу. Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой. Поделитесь с друзьями:baragozik.ru Несколько советов, как научить ребенка говорить букву сДовольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве. Звук С — проблемный в произношении
Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов. Советы по произношению звука СКак правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителямКак научить ребёнка говорить шипящие, в том числе — букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены. В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения. Логопедические занятия надо начинать чем раньше
В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить. Как строится работа над звукопроизношением?
Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с. Артикуляционная гимнастика и ее особенностиКак правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия? Артикуляционное занятие перед зеркалом
После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения. Перечень упражнений на свистящие звуки«Загнать мяч в ворота»Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием. «Непослушный язычок»Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов. Непослушный язычок — описание игрыШирокий язычокШирокий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения. Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре. Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат. Стишки и загадки на букву С для повторенияУпражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук. ( Пока оценок нет ) detki.guru НИИ Эврика. Как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»?Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:
Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С» Становление звука «С» согласно возрастным нормамУважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления. Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда. Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях. Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее. Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях. 5 эффективных упражнений для постановки звука «С»Упражнение 1. Настольный футболКак выполнятьПриготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки. В чём пользаВ процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков. Упражнение 2. Настольные гонкиКак выполнятьПриготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех? В чём пользаВ описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с». Упражнение 3. МалярКак выполнятьПопросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх. В чём пользаВ процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з». Упражнение 4. ОтпускКак выполнятьЯзычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать». Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт. В чём пользаВыполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик. Упражнение 5. СоединиКак выполнятьДля упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:
В чём пользаЭто упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки. Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям
Счастливого вам родительства, друзья! nii-evrika.ru дифференциация и автоматизация в слогах и словахПостановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии. В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия. Диагностика произношения «Д» у дошкольниковАртикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем. Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением. Диагностику дома можно провести следующим образом:
С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно. Как поставить произношение буквы «Д»Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка. Есть специальные упражнения:
Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении. Задания для постановки звука «Д»Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном. Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики: «Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд. «Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро. «Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал. «Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу. «Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков. «Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ. Постановка звука «Д» слабослышащим детямДетей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение. Существует 2 способа:
После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект. Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словахПосле первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают. Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:
Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так: Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например: Автоматизация в словах и слогахПроцесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания. Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т». Ниже представлены примеры для автоматизации:
Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т». А именно: Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды. Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.
Терпение и труд всё перетрутВ заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.
kakgovorit.ru |